лидер менеджер христианство коллектив
Иными словами, старый тип лидера не может понять новый тип силы, а тем более обращаться с ним, как новый тип силы не может совершать то, что старый тип лидера обычно желает делать.
Когда Иисус сказал: "Но между вами да не будет так" (Мат. 20:26), - Он отменил законность всех существующих понятий о лидерстве.
Вместо них Он вводит единственный тип лидера, которому может быть безопасно доверена сила без того, чтобы он был растлен ею. Это лидер, который:
. Слуга по натуре и
. Преодолел синдром статуса.
Возможности этой модели лидерства поразительны. Можете вы представить себе, какое общество мы могли бы построить, если бы каждое важное учреждение или организация руководились мужчинами и женщинами, которым можно доверять использование силы, и быть уверенным, что она будет использована правильно, и что они не будут испорчены или коррумпированы ею?" [2, C.61]
Когда Иисус пришел в этот мир, Он перевернул мирское понятие об успешном лидере, когда Он Сам стал слугой". [5, C.55]
"Лидер независимо от позиции должен быть слугой. Но служение людям не означает отказ от своей позиции, той задачи или того мандата, который вверил ему Господь. Оно предполагает глубокое понимание назначения этой позиции. Если понять это, то можно получить свободу по отношению к своему призванию и своей задаче. Свобода может выражаться по-разному. Исчезает страх, человек перестает важничать и относиться к себе слишком серьезно. Он может оставить некоторые обязанности и не чувствует необходимости все держать в своих руках. Порой это самое трудное для лидера. Так бывает и с первопроходцем, который получил благодать от Бога строить работу с самого начала. Наблюдать за работой - это неотъемлемая часть духовной работы лидера. Контроль над выполнением данного Господом видения необходим. Существует только риск, но всем принимать личное участие и не передавать бразды правления другим. В конце концов, может произойти так, что лидер не будет доверять никому и захочет все делать сам.
Моисей столкнулся именно с такой проблемой. Ее решение заключается в делегировании. Если лидер на самом деле служит людям, то он способен делегировать. В Книге Исход (18:13-22) Моисей занят только тем, что лично консультирует людей и решает их проблемы. Он сидит с утра до ночи, и весь народ стекается к нему. Он выбился из сил, а народ измучился. Когда люди устают, они начинают вас критиковать. Настроение в стане нельзя было назвать хорошим. Тесть Моисея увидел его трудности и помог ему.
Решение состояло из двух частей:
. Оно предполагало ясное определение и четкое разграничение обязанностей Моисея. Он не должен был делать все сам, а только то, что у него получалось лучше всего и что было крайне необходимо. Иными словами: не делай того, что могут сделать другие, а делай то, чего не могут другие!
. Затем он должен был найти людей, которые могли бы работать вместе с ним (мы остановимся на этом более подробно в одной из следующих глав). Эти соцработники должны были разгрузить его и таким образом во многом облегчить ему работу.
Делегировать задачи - значит служить народу. С одной стороны, этим открываются возможности для роста других людей, а с другой, можно достичь большего. В работе участвует больше рук. Больше глаз видят. Больше ушей слышат. Возрастает эффективность, и решается большее количество проблем. В некоторых церквях члены церкви предпочитают говорить лично с пастором. Это возможно только в том случае, если в ней шестьдесят человек, а не пять тысяч. Людям необходимо понять, что необязательно все время говорить лично с пастором, но Бог может использовать любого из соработников, поставленных на служение в церкви. Иначе это приведет к духовному идолопоклонству и будет препятствовать зрелости и росту. Это также помешает действию помазания на пасторе и сделает работу тяжелой и утомительной".[3, C.19-20]
2. Любовь лидера-слуги
Очень немногие лидеры и те, кто пишут на тему лидерства слуги, понимают значение в этой сфере любви к ближнему. Иисус Христос не только понимал необходимость для лидера действовать с любовью, но Он выдвигал ее в качестве требования к своим последователям, которые в перспективе должны были стать лидерами.
Любовь - это не отношение, а действие. Слова "я люблю тебя" не представляют никакой ценности, пока не подтверждаются поступками. Христиане много говорят о любви, но очень часто наши действия не выражаю* того, что мы говорим: слова не становятся делами. "А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом и языком, но делом и истиною" (1 Ин 3:17-18).
Любовь лежит в основе позитивных действий, и атмосфера, создаваемая ими, есть то, что мы называем единством. С другой стороны, отсутствие любви производит негативные действия, и порождаемую ими атмосферу мы называем разобщенностью, разногласиями, раздором. Поэтому эффективный лидер сосредоточивается на примерах и требовании братской любви между своими последователями.
Вот как описывается любовь в 1 Кор 13:4-8: "Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла 9 не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя а пророчества прекратятся и языки умолкнут, м знание упразднится".
Вдумавшись в проявления любви, указанные в этом отрывке, мы поймем, почему Иисус Христос придавал такое значение любви и требовал ее от Своих учеников. В каждом случае любовь дает позитивные результаты.
Поскольку единство - это результат братской любви в действии, исходным пунктом для установления единства в группе будет решение принять, Кор 13:4-8 как стиль жизни группы. Поскольку поведение, описанное в этих стихах, не всегда совместимо с эгоистичной человеческой природой, мы должны всякий раз принимать сознательное решение жить в соответствии с принципом любви. Как Иисус Христос заповедал Своим последователям любить друг друга, так и сегодня эффективный лидер должен требовать от своих последователей любви.
Если христиане будут следовать Христовой заповеди любви, то мир будет стучаться в двери наших церквей, потому что каждый человек хочет, чтобы к нему относились так, как написано в 1 Кор 13:4-8. Если вы как лидер поступаете согласно принципам, изложенным в этом отрывке, то перед вами никогда не возникнет проблемы, как привлечь людей в свою группу - они сами будут просить вас принять их.
Апостол Павел, один из величайших лидеров первоначальной церкви, разъясняет нам смысл и важность любви в знаменитом фрагменте из Первого Послания к Коринфянам: "Если я говорю языками человеческими и ангельским, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,- нет мне в том никакой пользы" (1 Кор 13:1-3).
Какое сильное утверждение о значении любви! Из этого утверждения мы должны сделать вывод, что любовь для лидеров важнее, чем вся власть, которую они могут употребить.
"Забота лидеров о своих людях подобна любви к ближнему. Дело не в теплых и нежных чувствах к ним, а в заботе об их интересах, такой же постоянной и старательной, как и забота о наших собственных интересах. Во дни Иезекиля Бог сказал следующее лидерам Израиля, которые злоупотребляли своим положением пастырей: "Я буду пасти Моих овец и Я буду покоить их, - говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по праведности" (Иезекииль 34:15-16)"[2, C.151]
"Пятое отношение - это любовь. Лидер не строит собственного царства. Он находится на службе у своего Господина, подчинен Ему, слушается Его и служит Ему. Этот Господин, Господь Вселенной, это сама Любовь. Все, что делает Иисус, имеет своим исходным пунктом и конечной целью любовь и несет на себе отпечаток любви. Из любви к нам Сын оставил славу Отца, чтобы спасти нас. Сердце Отца страдало от любви к Своим потерянным сыновьям и дочерям. Любовь видит своей целью другого человека, а не себя самого. Из любви Отец вместе с Сыном отдал нам все, послав Его к нам. Когда мы попадем на небо, на смену вере придет видение. Мы будем видеть Господа, и созерцать Его таким, какой Он есть на самом деле. Мы не перестанем видеть Его всю вечность. Мы никогда не устанем и не пресытимся тем, что будем видеть Бога. Одно, что будет постоянно восхищать нас и пробуждать в нас вечную песнь хвалы, это любовь, которая течет между Отцом, Сыном и Духом. Это тронет нас так глубоко, что мы, вселенская и прославленная Церковь вместе со всеми ангельскими творениями, будем славить Троицу и поклоняться ей за безмерную благодать, милость и любовь. Мы также увидим, что самое дивное богослужение поклонения, в котором нам довелось участвовать на земле, несравнимо с тем, что происходит во всей вечности во славе, когда стираются все человеческие ограничения. Хвала - это лучшее средство выражения, когда нужно продемонстрировать свою любовь к кому-то, прежде всего к живому вечному Богу."[3, C.80-81]
. Команда
В Книге Екклесиаста 4:9-12 излагаются преимущества команды: "Двоим лучше нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимает товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется"[1].
Из этого отрывка становятся ясны некоторые важные принципы команды. Остановимся на них подробнее.
Двое обладают более высоким потенциалом чем сумма потенциалов каждого в отдельности. Если группу последователей, каждый из которых работает над каким-либо проектом индивидуально, вы объедините в команду, то они станут работать более продуктивно. Два человека, работающие в команде, более продуктивны, чем двое, работающие раздельно.
Результаты работы лучше, если она выполняется в команде. Команда не только способна сделать больше, она сделает это лучше. Тому есть несколько причин. Во-первых, люди работают добросовестнее, когда за ними наблюдают коллеги. Во-вторых, у этих людей есть общая цель, и они работают упорнее, так как знают, что неудача одного приведет к неудаче остальных. Это принцип "один за всех, и все за одного", столь свойственный команде.
"Все Божьи служители, находясь в лидерской позиции, несут ответственность за членов своих церквей, нравится им это или нет. Ответственность лидерства взять на себя совсем непросто. Но насколько велика ответственность, настолько же велика и награда.
Если народ делает верный выбор, назначая лидера, такой народ будет процветать и достигнет величия. Однако же если выбраны неверные лидеры, вся нация придет в разорение. Успех и неудача народа - в руках его лидеров". [7, C.49]
Заключение
Лидер не стремится к тому, чтобы собрать эффективную команду и поручить ей достижение определенной цели, - никакой хороший лидер этого не может. Лидер, конечно, желает достичь цели, но он должен работать с каждым членом команды индивидуально, стремясь развить их способности к лидерству так, чтобы они, в свою очередь, овладели умением создавать эффективные команды.
В задачи лидера команды входит создание хорошей рабочей атмосферы, эффективное планирование, точная оценка способностей и возможностей всей команды и отдельных ее членов, умение распоряжаться временем. Лидер должен уметь быть рядовым членом команды и в то же время принимать на себя главную ответственность за ее действия. Чтобы быть хорошим лидером команды, надо быть ее хорошим игроком.
"Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большом, учиться большему и становиться лучше - значит вы лидер" (Дж. Адаме). Лидер - это организованный человек, который может управлять собственной жизнью. Именно такой человек может организовать и других людей. Не стоит путать его просто с начальством, которое может загнобить любого, кто слабее, либо умнее".[6, C.115]
Библиография
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское библейское общество. Москва 2005.
. Том Маршалл. //Библейское понимание лидерства. - Харьков: "СИМ", 2013. - 208с.
. Ульф Экман // Духовный лидер Пер. со швед. - М.: МРО БЦХВЕ "Слово жизни",2006. - 224с.
. Кейси Трит //"Лидерство, ведущее к росту церкви".Киев-2007.-127с.
. Принципы библейского руководства //Харьков "СИМ", 2013.-156с.
. Алексей Ледяев// "Личность. Идея. Система." Брайт Букс 2010 - 120с.
. Йонги Чо //Духовное лидерство в новом тысячелетии. Издатель: "Молодежь с миссией" 2005г. - 192с.
. Большой энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Издание второе переработанное и дополненное. Москва: Научное Издательство "Большая Российская энциклопедия". Санкт-Петербург: "Норинт", 1997. - 1456с.
. Ожегов С.И. // Словарь русского языка. - Москва: Русский язык, 1990. - 928 с.