Руководство и лидерство в организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,2 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Руководство и лидерство в организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Уфимский институт (филиал)







Курсовая работа

Руководство и лидерство в организации

по дисциплине: «Менеджмент»


Факультет юриспруденции и заочного обучения

Курс 1 (3,5 г.)

Специальность 060400 «Финансы и кредит»

Фатихова Юстина Раиловна




Уфа-2011 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства организации

.1 Понятие и сущность лидерства

.2 Понятие руководства: его стили и уровни

.3 Анализ проблем лидерства и руководства организаций

ГЛАВА 2. Общая экономическая характеристика магазина «Хозяюшка»

.1 Краткая характеристика магазина

.2 Анализ стиля управления и лидерства магазина

.3 Рекомендации по формированию оптимального стиля руководства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ


Одним из самых главных признаков успешности предприятия является эффективная система управления, основу которой составляет пара элементов: руководитель - подчинённый (работники), а её эффективность зависит от характера их взаимодействия.

Под эффективной системой управления, применительно к данной работе будем понимать систему, обладающую двумя свойствами:

максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;

эффективностью исполнения этих решений подчинёнными.

Причём на всех уровнях управленческой иерархии задачи руководителей сходны. Действительно, и генеральный директор, и начальник отдела выполняют две основные функции: формулируют задачи и побуждают подчинённых выполнить поставленные задачи максимально быстро и качественно. Разница в масштабах и ответственности: генеральный директор занимается стратегическими проблемами, а начальник отдела решает текущие задачи в рамках общей стратегии, выработанной руководителями более высоких звеньев. Но оба они должны принимать максимально эффективные решения и с помощью своих подчинённых воплощать их в жизнь.

Об актуальности темы “Лидерство и руководство в организации” говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.

Лидерство и руководство - два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство-это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей. Лидерство - комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих: - ассоциация с человеческими качествами;

процессом, в котором “ведут ведомых”;

результат деятельности человека.

Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, “это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность”. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

В наше время руководить - это значит неустанно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством.

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;

рассмотреть современные модели и стили руководства;

изучить лидерство и руководство организации на примере магазина «Хозяюшка».

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства организации

1.1 Понятие и сущность лидерства


Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций[1].

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей[2].

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы[3].

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление - подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер - последователь».

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Оно - суть неформальное руководство. «Руководство - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический»[5]. Руководство - явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.

По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

1.2 Понятие руководства: его стили и уровни


Управление - необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером. Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом. Руководитель занимается управлением - это его основная функция. Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Руководителей традиционно делят на группы.

. Технологический уровень - ежедневно осуществляющиеся операции и действия.

. Управленческий уровень - координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности.

. Институционный уровень - занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.

Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.

Рассмотрим характеристики каждого уровня.

Руководители низового звена. Руководители низового звена, или первого ранга имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают. Руководители этого ранга выполняют следующие функции:

осуществляют контроль за выполнением производственных заданий; постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;

распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;

распределяют задания среди работников.

Руководители этого ранга занимают должности, имеющие следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, старший специалист и т. д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой - около 2-3 недель. Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.

Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей несколько уровней управления, может быть и несколько уровней руководящего среднего звена. Чаще всего их 2- верхний и низший.

К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника.

Руководители этого ранга возглавляют крупные подразделения организации, например отдел.

Руководители среднего звена выполняют следующие функции:

принимают решения по работе своего подразделения;
 определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;
 организуют разработку предложений по улучшению работы;

подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;

доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их. Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.

Руководители высшего звена. Это самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.

Общими для всех руководителей высшего звена являются следующие функции: принимают важнейшие решения;

выполняют больший объем работ в высоком темпе;

постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома (13). Бывают случаи ухудшения работы руководителей. Это нередко связано с разными вещами.

Следует учитывать характеристики, показывающие начало деградации руководителей. К ним нередко относят:

) основным мотивом занятия вышестоящей должности является получение высокого жалования;

) руководителя начинают больше всего волновать “символы” его должностного положения;

) руководитель теряет интерес к улучшению положения своих подчиненных и заботится только о себе;

) руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с подчиненными, не проявляет интереса к информации;

) руководитель начинает скрывать свои мысли и чувства от подчиненных;

) руководитель утрачивает возможность видеть перспективу и перестает поддерживать предложения по изменению работы;

) руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы.

Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций [7].

Руководство - направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятие новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников. Контроль за принятием решения ведется не только со стороны руководителя, но и со стороны самих работников, т. е. это указывает на максимально возможную демократию и свободу самореализации, проявление интереса и доброжелательности по отношению к личности, отсутствие дискриминации. Демократический стиль управления является самым рациональным и эффективным. Это объясняется тем, что вероятность принятого правильного решения при таком стиле руководства возрастает, так как оно является наиболее взвешенным и обдуманным коллективно. Данный стиль управления будет оправдан, если в организации руководитель обладает достаточно высоким уровнем интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.

Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует, нет никакого интереса к работникам. За счет того, что ведется постоянный контроль за подчиненными, результаты работы всегда на высшем уровне (прибыль, производительность, качество продукции и многое другое), но большой минус этого стиля управления заключается в высокой вероятности ошибочных решений, подавлении инициативы, замедлении нововведений, застое, пассивности работников и т. д. Он целесообразен и оправдан только в том случае, когда организация находится в критическом состоянии и ей требуется время для «реабилитации».

Либерально-анархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Каждый работник может высказывать свою точку зрения и позицию, при этом не отстаивая их. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой, направления работы складываются из предпочтений лидера микрогруппы и т. д. На практике же мало кто из руководителей придерживается одного стиля управления, как правило, происходит смешение двух, а иногда и всех трех стилей.

 

.3 Анализ проблем лидерства и руководства организаций

лидерство руководство управление

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

)проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;

)достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;

)уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

видение ситуации в целом;

способность к коммуникациям;

доверие сотрудников;

гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.

Путаница в отношении различия между лидерством и управлением вполне понятна. До 1980-х годов, даже специалисты, в области менеджмента, нередко рассматривали управление и лидерство, как одно и то же - некоторые даже считали руководство просто как подсистема лидерства. Наше понимание понятий «лидерство» и «руководство», однако, с тех пор улучшилось, и сегодня эксперты в обеих областях, в целом согласны, что руководство и лидерство существенно отличаются друг от друга.

Один из известнейших специалистов в области менеджмента Джон Коттер, профессор Гарвардской школы бизнеса, достаточно хорошо разделил функции лидерства и руководства. Он утверждает, что цель лидерства состоит в обеспечении движения и развития полезных изменений в организации, в то время как роль руководителя состоит в обеспечении стабильности, последовательности, порядка и эффективности производимой работы.

Проанализировав теоретическую базу по проблеме лидерства и руководства можно сделать некоторые выводы:

. Лидерство и руководство исполняют разные роли в работе организации. Хорошие руководители создают упорядоченный, предсказуемый результат; контролируют работу организации в соответствии с графиком и в рамках бюджета предприятия, а также стремятся делать все это максимально эффективно. Лидеры производят важные, позитивные изменения в организации путем четкой постановки цели, совмещая усилия людей с усилиями руководства организации, создают сплоченную команду, сосредоточенную на миссии и видении организации, мотивируют и вдохновляют окружающих.

. Нельзя отождествлять лидерство и руководство, то есть процесс влияния и процесс власти. Не всегда руководитель, обладающей властью, имеет достаточные возможности и влияние на людей, для осуществления эффективного руководства.

. Для достижения успеха, организации необходимы не только профессиональные руководители, но и вдохновляющие лидеры. В идеале, руководитель должен обладать лидерскими качествами. Эффективное руководство приносит положительные, необходимы перемены.

ГЛАВА 2. Общая экономическая характеристика магазина «Хозяюшка»

.1 Краткая характеристика магазина

ИП Ковшов П.Н. магазин «Хозяюшка» учреждено юридическим лицом и зарегистрировано администрацией Уфимского района 24 июля 2009г.

Магазин «Хозяюшка» реализует такие группы товаров как: бытовая химия, парфюмерия, канцелярские товары, инструмент, постельное белье, посуда, косметика.

Местонахождение и юридический адрес данного предприятия: г.Уфа, ул. Ленина, 12. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 20.00, без выходных и перерывов на обед. Правовой статус и вид деятельности предприятия определяется ОКВЭДом и уставом ИП Ковшов П.Н.

ИП Ковшов П.Н. считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Целями деятельности являются удовлетворение потребностей потребителей в товарах и услугах и получение прибыли.

Предприятие может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском и башкирском языках и указание о его местонахождении.

Основные права и обязанности Предприятия:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия трудовых договоров, правила охраны труда, улучшать условия работы;

правильно организовывать труд работников, закрепить за каждым из них определенное место работы, обеспечить исправное состояние оборудования, инструменты, документацию и т. д.

выплачивать в полном размере заработную плату в сроки, установленные правилами;

возмещать вред, причиненный работнику в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом РФ, Федеральными законами и другими нормативными актами;

создать условия для улучшения качества работы сотрудников, своевременно подводить итоги, повышать роль морального и материального стимулирования труда;

заблаговременно знакомить сотрудника с изменениями.

Организационная структура магазина «Хозяюшка» имеет линейную структуру. В подчинении директора находится административно-управленческий, торгово-оперативный и технический персонал.







ка

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления магазина

Руководство магазина «Хозяюшка» возглавляет директор в его обязанности входит: административно-организационная работа. Оформление, продление лицензий, разрешение и иной документации. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной работе, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком.

На экспедитора возлагаются следующие обязанности:

контроль технического состояния автомобиля, комплектование товаров на доставку и оформление сопроводительной документации, обеспечение сохранности перевозимых товарно - материальных ценностей, доставка, разгрузка, передача заказов покупателю, проведение денежных расчетов.

Старший продавец-менеджер обучает продавцов правильному обслуживанию, работе с клиентами. Продавец обслуживает покупателей: предложение и показ товаров, демонстрация, помощь в выборе, консультация. В обязанности кассира входит расчет с покупателями за отобранный товар, следит за пополнением рабочего запаса, оформляет ценники на вновь поступивший товар.

Основным оценочным показателем финансовой деятельности любого предприятия является прибыль. Анализ основных показателей деятельности предприятия за два последних года, показал, что за отчетный период 2012 года товарооборот магазина «Хозяюшка» составил 2074 тыс. руб. прирост составил 239 тыс. руб. Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади также увеличился при неизменной торговой площади 70 кв.м. (табл. 2.1)

Численность работников предприятия в отчетном периоде составила 4 человека и по отношению к прошлому осталась без изменений.

Таблица 1 - Экономические показатели деятельности магазина «Хозяюшка» за 2011-2012

Показатели

Ед. изм.

2011

2012

Откло-нение (+;-)

Оборот розничной торговли

тыс. руб.

1835.0

2074.0

239,0

113

Торговая площадь

м2

70

70

-

100

Товарооборот на 1 м2 торговой площади

тыс. руб./м2

26,2

29,6

3,4

113

Численность работников, всего

чел.

4

4

-

100

Производительность труда одного работника

тыс. руб. чел.

458,8

518,5

59,7

113

Валовая прибыль

тыс. руб.

714,7

876,9

162,2

122,7

Издержки обращения

тыс. руб.

568,8

632,5

63,7

111,2

 

- уровень к товарообороту

%

31,0

30,5

-0,5

-

 

Прибыль от продаж

тыс. руб.

145,9

244,4

98,5

167,5

 

- рентабельность продаж

%

7,9

11,8

3,9

-

 


Издержки обращения увеличились на 63,7 тыс. руб. уровень издержек обращения по отношению к товарообороту в отчетном периоде снизился на 0,5%, что является положительным фактором. А также из анализа мы видим, что темп роста товарооборота отчетного периода (113%) выше темпа роста издержек обращения (111,2%) что положительно сказывается на увеличении прибыли. Прибыль магазина от продаж в 2012 году составила 244,4 тыс. руб., что по отношению к прошлому периоду увеличилась на 98,5 тыс. руб. и прирост прибыли от продаж составил 67,5%. Рентабельность продаж также имеет положительную динамику, в отчетном периоде рентабельность продаж увеличилась на 3,9%.

На современном этапе все большее влияние на успех деятельности любой организации, оказывает человеческий фактор. Рост численности персонала, чаще всего, говорит о расширении сфер деятельности организации, а также прогрессивности ее развития.

Из таблицы 2.2 видно, что на предприятии в период становления, 2010-2012гг., шел процесс формирования коллектива.

Таблица 2.2 - Динамика движения персонала магазина «Хозяюшка»

Показатели

2010г

2011г.

2012г.

Темп роста к 2010 г.





2011

Всего человек

24

25

25

+ 1

+ 1

Принято (чел.)

6

5

4

- 1

- 2

Уволено (чел.)

1

2

5

-1

-4


Средний возраст персонала равен 38 годам, однако, более продуктивным является представление возрастной структуры путем группировки по годам, эти данные представлены на рисунке 2.2

Значительная доля численности персонала старше 50 лет обосновано тем, что они имеют большой стаж работы. Важным показателем стабильности предприятия квалификации специалистов является показатель общего стажа у сотрудников, показатель продолжительности работы на данном предприятии и показатель продолжительности работы в данной должности.

Рисунок 2.2 Возрастная структура персонала магазина «Хозяюшка» (в % к численности)

На предприятии внедрена система аттестации. Она не только позволяет руководителю узнать, что на самом деле представляют собой их сотрудники, как они используют свое рабочее время и отрабатывают ли свою зарплату, но и решить проблему баланса стимулов в каждом индивидуальном случае. С помощью результатов аттестации руководитель получит право объективно повысить или снизить зарплату. Сам работник создает собственное мнение о своем квалификационном уровне. При этом обеспечивается непосредственный контакт «работник - фирма».

2.2 Анализ стиля управления и лидерства магазина


При управлении организацией руководитель магазина «Хозяюшка» (Петр Николаевич) не придерживается какого-либо одного стиля управления в чистом виде. Ему начальнику характерен либеральный стиль управления, но также ему присущ демократический стиль, всё зависит от ситуации. Руководитель чрезмерно осторожен и непоследователен в своих повседневных действиях, во взаимоотношениях с подчиненными. Он не любит рисковать, очень вежлив, не ругается, не требователен, хочет всем понравиться, готов выслушать замечания и предложения, но не всегда их выполняет. При этом что немаловажно, он стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за хорошую работу. Начальник любит разделять полномочия, сотрудничать с подчинёнными, прививает брать инициативу в свои руки, ни к чему не принуждая, приводит нас к тому, чтобы мы сами поняли, что необходимо делать для развития компании, какой вклад можем внести. Он применяет в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения, призывает участвовать в совместном принятии решений, пробуждает в нас чувство причастности и предоставляет возможность проявить себя. Он любит передавать часть своих функций подчиненным, а соответственно распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ.

Руководитель способен стимулировать энтузиазм у членов коллектива, вселять в нас уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий, что является в значительной мере залогом успеха всего дела. Иногда он выражает признательность за качественно выполненную работу, благодарит за особый вклад в работу. Сотрудники хотели бы получать благодарность в виде денежной премии, либо повышении в должности, а не просто в словах благодарности.

В компании, сила слова руководства высока, т.к. взаимоотношения в коллективе тесные, и начальник может рассчитывать на поддержку и понимание в любую минуту. Выполнение заданий начальника требуют слаженности, инициативы и энтузиазма от подчиненных, дополнительных затрат времени. С другой стороны, они рассчитаны на высокий уровень ответственности, носят не рутинный характер, требуют применения демократического стиля управления. Часто мой начальник переполнен энтузиазмом и даёт невыполнимые задания, ставит невыполнимые планы, не выяснив причины провала заданий, он недоволен, но выражает своё недовольство спокойно, без эмоций. Он выслушивает всех, пытается помочь найти решение проблем, возникших в процессе работы и препятствующих её выполнению, но он не склонен, что-либо предпринять, а ограничивается лишь советами, которые в большинстве случаев не помогают, а требуют непосредственного вмешательства руководства. Сотрудникам даётся полная свобода, руководство верит в силы и преданность своих людей. Высококвалифицированные сотрудники предпочитают постановку задач не в строго структурированной форме, что оставляет свободу, более широкое поле деятельности, и стимулирует удовлетворение высших потребностей личности, власти, самоутверждения, успеха. Руководитель держит подчиненных в курсе всех событий, происходящих в фирме, включая сведения о деятельности всех подразделений внутри организации и за ее пределами. Доводит до сведения работников все решения, принятые высшим руководством. Руководитель делает все, чтобы в среде его подчиненных сохранялась атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи, и избегались конфликтные ситуации.

Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Чтобы подчинить цели индивида целям группы начальник применяет всю свою энергию. Воодушевленная главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью принимается за новую задачу, поставленную перед ней. Таким образом, результаты руководства изначально заложены в системе его осуществления и являются главной характеристикой руководителя.

Персонал для компании является важнейшей ценностью и главным ресурсом бизнеса. Исходя из этого базового принципа, строятся все взаимоотношения в коллективе. В компании существует определённая система требований и ценностей. Среди общих требований ко всем сотрудникам - от рядовых сотрудников до директоров - нацеленность на результат, профессионализм, разумная инициатива, творческий подход к делу.

Для новых сотрудников отделом персонала разработана система адаптации. Она включает в себя знакомство с персоналом компании, а если это сотрудник отдела продаж, то обязательное бесплатное обучение, в которое входит изучение продукции, основы ценообразования, торговая политика, технология и условия работы с клиентами.

Также для всех сотрудников возможен карьерный и профессиональный рост. В связи с развитием и расширением деятельности компании открываются новые вакантные места и, в первую очередь, рассматривают на них кандидатов из числа сотрудников, сделавших весомый вклад в работу своих подразделений. Для повышения эффективности профессиональной деятельности персонала регулярно проводятся тренинги и семинары, как ведущими менеджерами компании, так и с привлечением сторонних тренеров и преподавателей. Всё это позволяет продвигать на ключевые позиции перспективных сотрудников, что позитивно сказывается на атмосфере в коллективе. Каждый знает, что его карьерный и профессиональный рост зависит только от него самого, от его успешности и готовности развиваться вместе с компанией. Компания дает сотрудникам возможность учиться, профессионально совершенствоваться, и потому каждый сотрудник в полной мере реализует свои личностные, интеллектуальные и профессиональные способности.

Для большинства категорий сотрудников предусмотрен компенсационный пакет, включающий в себя транспортную компенсацию, обеспечение мобильной связью, обеды в магазине. Существует порядок предоставления единовременных выплат сотрудникам на дни рождения и другие знаменательные даты. Исторически сложилось, что все праздники, такие как Новый год, 23 февраля, 8 марта, день рождения компании - отмечают вместе.

Особое внимание уделяется атмосфере внутри компании, корпоративному духу, взаимному уважению и взаимопомощи. Руководство ожидает от каждого сотрудника эффективного выполнения поставленных задач, преданности интересам компании, уважения корпоративных ценностей. Только при соблюдении этих условий компания может работать как отлаженный механизм, как сплочённая команда единомышленников.

Секрет конкурентоспособности и выживаемости магазина «Хозяюшка» - в постоянном поиске, в мобильности по отношению к рынку, в ориентации на нужды клиента, в сплоченном коллективе профессионалов, объединяющем усилия маркетологов, производственников, продавцов. Одной из главных ценностей компании являются люди, в ней работающие. Формирование корпоративной культуры, продуманная кадровая политика, направленная на использование творческого потенциала личности, помогла создать команду, способную воплотить в жизнь поставленные задачи. И эта команда уже вышла за рамки компании, она постоянно растет за счет новых энтузиастов и профессионалов в системе производства и дистрибьюции.

Компания добилась результатов, которые, на мой взгляд, не менее важны, чем финансовая стабильность. Это знания и опыт, приобретенные за годы самоотверженной работы, доверие многочисленных партнеров и уважение коллег по бизнесу.

Стили управления не всегда проявляются в чистом виде, как видно на примере управления в магазине «Хозяюшка». Ведь каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный и производственный опыт, свои принципы, идеалы.

2.3 Рекомендации по формированию оптимального стиля руководства


Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью.

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости. Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них.

Если обратиться к прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.

В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов.

Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности.

Я считаю, что в магазине, в котором я работаю «Хозяюшка» замечательные и грамотные руководители. Изучив литературу по выбранной мною теме и проведя ряд исследований, я всё же могу дать некоторые предложения.

Я предлагаю больше внимания обратить на работу сотрудников, так как они мало контролируются, и временами мотивировать их на лучшее выполнение своих обязанностей, не забывать про денежные компенсации. Так же хотелось бы увеличить уровень демократичности в управлении, и снизить уровень либерализма: гораздо чаще советоваться с работниками, прислушиваться к их мнению, обсуждать вопросы, имеющие отношение к работе, которую они выполняют, помогать персоналу совместно решая задачи. Важную роль играет финансовая составляющая и материальные поощрения за сверхурочную работу. У начальника отсутствует проявление авторитарного стиля, но в данной организации он не нужен, персонал подобран высококвалифицированный, самоорганизованный, к тому же если в работе возникнут трудности - помогут и научат, главное не молчать.

Очень важно, что руководство сумело создать благоприятный психологический климат в коллективе - мы все, как одна большая семья. Ведь если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. Я думаю, ориентация на человеческие отношения, может повысить влияние руководства и улучшить отношения с подчиненными. Для сотрудников максимально предоставлена свобода в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой подчиненные, не понимая конечной цели, могут пойти не в том направлении.

Руководству следует уделить внимание управлению, основанному на информации, сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности деятельности и качественных характеристик продукции. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения. Необходимо так же ввести ежемесячные финансовые отчёты по развитию территории для дистрибьюторов по всей России, т.к. зачастую не удаётся объективно оценить работу отдельных подразделений.

Старшему же продавцу, как менеджеру, также нужно поддерживать контакты со специалистами в различных областях и в случае необходимости прибегать к их помощи, совету, консультации, а не записываться каждый раз к новому специалисту.

Стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии. Стиль руководства руководителя важен для развития и функционирования всей организации. Не имеет значения, какой стиль управления присутствует в организации, главное, чтобы он был эффективным и подходящим для предприятия, учитывающим внешние и внутренние факторы организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошел, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурирую задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих-безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

Лидерство и руководство - основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство - это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же - комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.

Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.

В работе проведен анализ стиля управления на примере магазина «Хозяюшка».

Стратегия рыночного лидерства для рассматриваемой фирмы заключается в росте объемов реализации и территориального охвата розничного рынка. При этом данный эффект может быть достигнут только при наличии конкурентных преимуществ перед другими торговыми компаниями. Важное конкурентное преимущество - четкая организация бизнеса и компетентность персонала и руководства. То есть одной маркетинговой политики мало, надо еще и сформировать положительный образ компании в глазах клиентов. В формировании стиля важная роль будет отводиться лидеру предприятия - директору.

Таким образом, из всех, изученных стилей управления, для магазина «Хозяюшка» лучше подойдёт смешанный стиль, где преобладает демократический стиль. Для каждой деятельности характерен свой стиль, поэтому, как универсальный вариант, можно так же предложить адаптивный стиль - стиль, ориентированный на реальность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2003.

2.      Машков В.Н. Психология управления. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

.        Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2003.

.        Пугачев В.П. Управление персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2003.

.        Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

.        Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2005.

.        Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление фирмой - М.: АКАЛИС, 2003.

.        Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

.        Филиппов А.В. Психология управленческой деятельности. - М.: Юнити, 2004.

.        Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. - М.: ЗАО Бизнес-школа, «Интел-Синтез», 2004.

.        Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента: уч.пособ. -М.: Рид Групп, 2011.-336с.

.        Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 672 с.

.        Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА. - 2001.-367с.

.        Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организаций. - М.: Издательство «Экзамен», 2002.- 903с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!