Формирование и управление капиталом на ОАО 'Кристалл'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и управление капиталом на ОАО 'Кристалл'

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Финансы и их роль в деятельности предприятия

1.2 Понятие и основные виды капитала организации

1.3 Принципы и особенности формирования капитала

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КРИСТАЛЛ»

2.1 Общая характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

2.3 Анализ собственных и заемных средств предприятия ОАО «Кристалл»

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА КОМПАНИИ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «КРИСТАЛЛ»

3.1 Мероприятия по оптимизации структуры капитала ОАО «Кристалл»

3.2 Мероприятия по совершенствованию финансового состояния предприятия

3.3 Оценка эффективности предложенных мер

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Особое значение проблема оптимизации структуры капитала приобретает в условиях современной экономической ситуации, когда процессы глобализации и трансформационный характер национальной экономики жестко требуют эффективного функционирования фирмы.

До сих пор в экономической литературе не сложилось единого подхода к определению понятия структура капитала, не раскрыто понятие оптимальная структура капитала. Не исследованы особенности структуры капитала в трансформируемой экономике России, а также методики ее оптимизации. Не разработанной остается субмодель оптимизации структуры капитала корпораций для условий российской экономики.

Трансформируемая экономика России прошла ряд этапов, характеризующихся особыми условиями функционирования фирм и формирования структуры их капитала. Современный этап вынуждает искать новые финансовые инструменты и возможности формирования структуры капитала, путем вовлечения нового круга участников, повышения активности на фондовом рынке и активного использования преимуществ корпоративной формы ведения бизнеса.

На сегодняшний момент экономическая ситуация требует от фирм четкого представления о стратегии развития бизнеса в постоянно изменяющихся условиях. В этих условиях на принятие решений в области структуры финансирования бизнеса накладывают ограничения не только сжатые возможности привлечения заемных средств, стоимость привлечения капитала, приемлемый уровень соотношения риск- доходность, но и существующие конфликты интересов между участниками, риск потери контроля над бизнесом, асимметричность информации и неразвитость фондового рынка.

Поиск оптимальной структуры капитала осложняется тем, что крупные фирмы недостаточно используют преимущества корпоративной формы ведения бизнеса: привлечение финансовых ресурсов путем размещения акций (IPO), листинга, использования производных финансовых инструментов, секьюритизации активов, что связано с особенностями фондового рынка и менталитетом собственников (высокая степень капитализации акционерного капитала и мотивации к «быстрой» прибыли), в то же время банковский сектор не способен обеспечить потребности в долгосрочных источниках, а их высокая стоимость не может быть компенсирована даже «налоговым щитом».

Выработанная в этих условиях стратегия формирования структуры капитала отклоняется от ее оптимальных значений и ставит проблему поиска источников, удовлетворяющих не только параметрам срочность, стоимость, риск, доходность, но и таким как доступность, простота привлечения, возможность сохранения прав контроля над бизнесом.

Актуальность данной темы заключается в том, что для функционирования предприятия необходимы средства производства и ресурсы производства. В финансовой науке данные категории получили название основных и оборотных средств предприятия, совокупность которых составляет капитал предприятия. Капитал предприятия играет ключевую роль в успешном финансовом функционировании предприятия, поэтому он очень важен для анализа его финансового состояния.

Объект исследования - ОАО «Кристалл».

Предмет - формирование и управление капиталом на объекте исследования.

Цель - рассмотреть понятие капитала, а также проанализировать формирование и управление капиталом на примере конкретного предприятия, оценить его влияние на финансовое состояния предприятия и предложить меры по совершенствованию данного состояния, в том числе с помощью воздействия на капитал.

Задачи

1.Рассмотреть понятие, сущность и состав капитала с точки зрения экономической категории

2.Проанализировать финансовую деятельность, а также состав капитала и управление им на предприятии ОАО «Кристалл»

.На основе проведенного анализа рассмотреть возможности оптимизации и совершенствования финансового состояния ОАО «Кристалл».

Источники информации для написания дипломной работы: базой источников для проведения исследования послужили: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Методические рекомендации «О порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» от 28.06.2000 г. №60, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34н., Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 №66н., Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организаций» от 06.07.99 №43н, финансовая отчетность исследуемого предприятия, труды теоретиков и практиков финансового менеджмента и экономического анализа, таких как Галицкая С.В., Тютюкина Е.Б., Журавлев П.В., Метелев С.Е., Одинцов В.А., Тихомиров Е.Ф.

Методы исследования: изучение теоретических основ капитала предприятия, финансовый анализ бухгалтерской отчетности действующего предприятия, расчет финансовых показателей.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1Финансы и их роль в деятельности предприятия

Финансы - это экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства. Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций и учреждений.

Финансы предприятий, организаций и учреждений занимают в финансовой системе центральное место - именно в этой сфере формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Страхование означает создание целевого страхового фонда за счет денежных взносов участников для возмещения возможного ущерба. Государственные финансы - совокупность финансовых ресурсов государства и его предприятий, организаций и учреждений, которые используются для удовлетворения потребностей общества (оборона, социальные нужды и др.). Финансы домашних хозяйств (граждан) - это финансы отдельных семей (граждан), которые формируют бюджеты отдельных граждан и бюджеты ячейки общества - семьи. Главная цель этих бюджетов - использование денежных средств (доходов бюджета) на цели текущего потребления. Часть этих доходов могут быть использованы для накопления, т. е. инвестированы гражданами в доходные мероприятия.

Финансовый анализ предприятия играет значительную роль при формировании рыночных отношений в экономике России. За время перестройки изменились наше представление о таких базовых экономических категориях, как капитал, активы, пассивы, финансовые результаты и денежные потоки.

В настоящее время ряд ученых-экономистов предлагают проводить финансовый анализ на базе данных бухгалтерского баланса предприятия, другие считают, что при проведении финансового анализа нельзя ограничиться бухгалтерской отчетностью. Финансовый анализ понимается широко и охватывает все разделы аналитической работы, входящие в систему финансового менеджмента.

При оценке финансового состояния на основе бухгалтерской отчетности проводится только ретроспективный экспресс-анализ, а прогнозный анализ нуждается в дополнительной информации о тенденциях развития рынка и внутрихозяйственной деятельности предприятия.

Введение в действие новых положений по бухгалтерскому учету РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также нового плана счетов и второй части Налогового кодекса РФ в значительной степени меняют и расширяют информационную базу финансового анализа. Современные компьютерные технологии позволяют расширить информационную базу анализа за счет получения необходимой дополнительной информации, отражающей особенности развития отрасли, к которой принадлежит данное предприятие; состояния рынка капитала: процентные ставки привлечения и размещения средств, уровень инфляции; маркетинговый анализ продукции, оценка потребителей и сегментов рынка, конкуренции, ценовой политики и т. д.

Финансовый анализ в России менялся за годы перестройки под воздействием следующих факторов:

-формирование рыночных отношений и возникновение различных форм собственности;

-формирование фондового рынка;

-развитие рынка недвижимости;

-процесс реорганизации бухгалтерского учета и отчетности;

-становление аудита;

-рост потребности в проведении финансового анализа со стороны внешних пользователей;

-реорганизация законодательной базы;

-формирование единого методического подхода к проведению финансового анализа.

Основными разделами современного финансового анализа являются: анализ формирования и размещения капитала, анализ финансовой устойчивости, анализ ликвидности и текущей платежеспособности, оценка денежных потоков, анализ структуры капитала и долгосрочной платежеспособности, анализ финансовых результатов. Данное деление является условным, отдельные разделы надо рассматривать в неразрывной связи друг с другом. Например, нельзя изучать структуру пассивов предприятия в отрыве от анализа структуры активов.

Приоритетность рассмотрения тех или иных разделов финансового анализа зависит от типа предприятий (коммерческие и некоммерческие предприятия), а также конкретных целей и сложившихся практических условий. Например, финансовый анализ в некоммерческих организациях имеет задачу - оценить целесообразность произведенных затрат, рациональность использования ресурсов. Промышленное предприятие будет финансово успешным, если:

) финансовый поток предприятия покрывает текущие затраты: постоянные и переменные затраты, все обязательные платежи (штрафы, пени, неустойки); инвестиции, которых достаточно для развития бизнеса и поддержания конкурентоспособности;

) финансовый поток хозяйствующего субъекта должен быть получаем в сроки, позволяющие исполнять все финансовые обязательства. Результатом финансового анализа является принятие обоснованных и управленческих решений и вероятностная оценка перспектив наличия и движения финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятия - денежные доходы и поступления, находящиеся в его распоряжении. Финансовое планирование - это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования и способствуют повышению эффективности финансов. Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими по объему и структуре финансовыми ресурсами. В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:

-планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;

-расчет потребности в собственных оборотных средствах;

-анализ и планирование денежных потоков;

-расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объема и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объема дополнительного финансирования, потребности в кредитных ресурсах;

-составление баланса доходов и расходов предприятия.

Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении платежного календаря, кассового плана и расчете потребности в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов, план движения денежных средств, а также план прибылей и убытков. Оборотный капитал относится к мобильным активам предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение производственного цикла. В процессе кругооборота ресурсов, используемых в процессе текущей хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, обычно выделяют две стадии: стадию производства и стадию обращения. Соответственно этим положениям мобильные фонды различают на стадии производства как оборотные производственные фонды и на стадии обращения - как фонды обращения.

К оборотным производственным фондам относятся предметы труда, которые целиком потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Это производственные запасы в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных материалов, топлива, тары, инструментов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т. д., незавершенного производства в виде незаконченной продукции и полуфабрикатов собственного изготовления.

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, в процессе производства они делятся на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Сырье и основные материалы - это предметы труда, из которых изготавливают продукт (они составляют материальную основу продукта). При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, молоко и т. п.), а материалами - продукты обрабатывающей промышленности (сахар, ткани и т. п.).

Вспомогательными называют материалы, которые используют для воздействия на сырье и материалы для придания продукту определенных потребительских свойств или для ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (лук, перец и другие специи в колбасном производстве, смазочные материалы и т. п.).

В состав оборотных производственных фондов включают и расходы будущих периодов. Речь идет о затратах на освоение новых изделий, разработку новых технологий и т. д. Эти расходы осуществляются в текущем производственном цикле, но связаны с продукцией, работами и услугами, выпуск которых предусмотрен в будущем периоде.

Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов предприятия.

I. Доходы и поступления средств

  1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг).
  2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).
  3. Планируемые внереализационные доходы (в том числе доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий, доходы, полученные по ценным бумагам, доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду).
  4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.
  5. Поступление средств от других предприятий (в том числе в порядке долевого участия в строительстве, по хоздоговорам на научно-исследовательские работы).
  6. Поступления из внебюджетных фондов.
  7. Прочие доходы.

II. Расходы и отчисления средств

Основной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия. Так как в базовом курсе «Финансового менеджмента» рассматривается управление средствами предприятия акционерной формы собственности, как имеющей наиболее сложную структуру капитала, повышение благосостояния его владельцев есть не что иное, как повышение благосостояния акционеров, которое может достигаться за счет:

  1. увеличения части прибыли предприятия, направляемой на выплату дивидендов;
  2. прироста курсовой стоимости акций.

К основным задачам финансового менеджмента можно отнести:

1)обеспечение формирования денежных средств в объеме, достаточном для покрытия потребностей предприятия;

2)обеспечение эффективного использования вложенных средств;

  1. оптимизацию денежного оборота и расчетной политики предприятия;
  2. максимизацию прибыли при допустимом уровне риска с учетом действующей политики налогообложения;
  3. обеспечение устойчивого финансового положения предприятия.

Выполнение всех вышеперечисленных задач сводится к обеспечению наиболее эффективного потока денежных средств между предприятием и финансовыми (денежными) рынками.

Ответственным за достижение целей и выполнение задач финансового менеджмента является финансовый менеджер, действия которого сводятся к следующей схеме:

  1. получение денежных средств на финансовых рынках (за счет продажи эмиссионных и других ценных бумаг предприятия, привлечения кредитов, получения прибыли от спекулятивных валютных операций и пр.);
  2. вложения денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью извлечения прибыли;
  3. возвращение ранее заимствованных денежных средств и платы за их использование субъектам финансовых рынков;

4)повторное инвестирование (реинвестирование) полученных на финансовых рынках денежных средств в деятельность предприятия;

5)своевременное выполнение предприятием обязательств перед бюджетом (уплата налогов и других обязательных платежей).

Надо отметить, что количество и ранжирование работников, отвечающих за финансовое управление, зависят от размеров и организационной структуры самого предприятия.

Для управления средствами предприятия и источниками их образования необходимо знание:

  1. общих закономерностей развития рыночной экономики, в том числе финансовых рынков;
  2. концептуальных основ финансового управления;
  3. научно обоснованных методов их реализации.

В то же время не исключаются и чисто интуитивный выбор, и комбинация методов управления, основанные на опыте работы и профессионализме финансового менеджера.

В учебниках по финансовому менеджменту, как правило, выделяют следующие основные аспекты финансового управления:

  1. управление средствами предприятия (управление активами) и источниками образования этих средств (управление пассивами);
  2. управление капиталом и инвестициями;
  3. долгосрочное и краткосрочное финансовое управление.

При этом под активами в контексте финансового менеджмента понимаются инвестиционные решения, а под пассивами - решения по выбору источников финансирования инвестиционных решений.

Управление финансами - это одно из самых важных направлений деятельности руководства организации. От качества использования своих финансовых ресурсов зависит экономическая эффективность любой организации.

Финансы неотъемлемая часть ресурсов организации и по своему содержанию являются его главными активами, именно от их использования в главной степени зависит успех предприятия. Управление денежными средствами в краткосрочный период необходимо для анализа финансового состояния предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение набора ключевых параметров, дающих объективную характеристику финансового состояния предприятия, структуры активов и пассивов, прибылей и убытков. Причем пользователей анализа может интересовать не только текущее финансовое состояние, но и прогнозы на перспективу. В частности, в соответствии со стандартами аудита, аудитор, проверяя отчетность предприятия, должен оценить возможности предприятия сохранять способность отвечать по своим обязательствам в течение 12 мес. после проведения аудита. Если у аудитора есть сомнения по этому поводу, он должен привести их в аудиторском заключении.

По мнению автора Одинцова А.В. «основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности». Т.е. данный исследователь говорит о главенстве будущих целей организации в финансовой деятельности, анализ проводится не для конкретной объективной оценке, а для дальнейшей разработки финансовой политики организации.

Для достижения целей анализа необходимо решить ряд частных аналитических задач. Эти задачи представляют собой анализ отдельных сторон финансовой деятельности предприятия:

¾анализ финансовой устойчивости предприятия и ее динамики;

¾анализ удовлетворительности структуры актива и пассива баланса и ее динамика (анализ эмпирических финансовых коэффициентов);

¾анализ ликвидности баланса, платеже- и кредитоспособности предприятия;

¾анализ деловой активности и рентабельности предприятия.

Методика анализа финансового состояния предприятия, основанная на применении только расчетных коэффициентов (экспресс-методика) состоит из двух взаимосвязанных блоков:

Расчет и анализ коэффициентов ликвидности баланса;

Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости.

Согласно этой методике производится путем расчета ряда коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости и последующего сравнения их значений с оптимальными значениями. Ликвидность баланса предприятия оценивается с помощью следующих коэффициентов:

-коэффициент абсолютной ликвидности;

-коэффициент промежуточного покрытия;

-общий коэффициент покрытия.

Коэффициент абсолютной ликвидности вычисляется через отношение суммы имеющихся у предприятия денежных средств и стоимости ценных бумаг к краткосрочным обязательствам анализируемого предприятия. Оптимальное значение этого коэффициента должно лежать в пределах от 0.2 до 0.25.

К абс. ликв = D/ (K+Rp)

Где: D - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, K - краткосрочные кредиты и займы, Rp - расчеты с кредиторами. Экономический смысл данного коэффициента заключается в том, что он определяет часть краткосрочных обязательств предприятия, которые оно может погасить за счет немедленной продажи имеющимися у него ценными бумагами и денежных средств.

Коэффициенты промежуточного покрытия рассчитывается как отношение суммы денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам предприятия. Оптимальное значение этого коэффициента должно находиться в пределах от 0.7 до 0.8.

Кпром.покр.= Ra/(K+Rp)

Где, Ra - расчеты, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, K - краткосрочные кредиты и займы, Rp - расчеты с кредиторами. Коэффициент покрытия рассчитывается как отношение суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, дебиторской задолженности, незавершенного производства и всех имеющихся на предприятии запасов материальных средств к краткосрочным финансовым обязательствам предприятия. Оптимальное значение данного коэффициента должно лежать в пределах от 2 до 2.5.

Кпокр.= (Ra+Z)/(K+Rp)

Где, Ra - расчеты, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, Z - запасы и затраты, К - краткосрочные кредиты и займы, Rp - расчеты с кредиторами.

Экономический смысл общего коэффициента покрытия состоит в том, что он показывает во сколько раз все оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства.

Финансовая устойчивость предприятия, являясь наряду с ликвидностью баланса одной из важнейших характеристик финансового состояния предприятия, может быть оценена рядом расчетных коэффициентов. Для того чтобы оценить финансовую устойчивость предприятия используются следующие финансовые коэффициенты:

-коэффициент автономии;

-коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

-коэффициент маневренности.

Коэффициент автономии вычисляется как отношение совокупности собственных средств, привлеченных для формирования имущества предприятия, к стоимости всего имущества (капитала) предприятия.

Кавт.= И/В

Где, И - источники собственных средств, В - валюта баланса. Экономический смысл коэффициента автономии состоит в том, что он определяет долю имущества предприятия в собственных средствах предприятия. Нормальным считается если значение данного коэффициента меньше 0.5.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств находится как отношение суммы всех обязательств предприятия к величине его собственных средств.

Кзс.=(К+Rp)/ И

Где, К - кредиты и другие заемные средства, Rp - расчеты с кредиторами, И - источники собственных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств взаимосвязан с коэффициентом автономии:

Кзс= (1/Ка) -1

Отсюда следует, что при оптимальном значении коэффициента автономии Кавт=0.5 предпочтительное значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств должно быть не менее 1 (Кзс >1).

Коэффициент маневренности находится как отношение собственных оборотных средств к общей величине источников собственных средств.

Км=Ес/И =(И-F)/ И

Где, Е - собственные оборотные средства, И - источники собственных средств, F - основной капитал. Нормой считается если коэффициент маневренности имеет значение близкое к 0.5. Экономический смыл данного коэффициента заключается в том, что он определяет долю собственных средств предприятия находящихся в мобильной форме.

Таким образом, рассчитав ряд коэффициентов, характеризующих ликвидность баланса и финансовую устойчивость предприятия, считается возможным оценить и финансовое состояние предприятия в целом. В качестве недостатка данной методики оценки неплатежеспособности и финансовой устойчивости следует отметить, что при принятии финансовых решений необходимо учитывать ограниченность применения финансовых коэффициентов. Во-первых, финансовые коэффициенты в значительной степени зависят от учетной политики предприятия. Во-вторых, нормативные значения коэффициентов не всегда являются оптимальными для всех предприятий, что объясняется их отраслевой принадлежностью.

Учитывая необходимость комплексного подхода при оценке финансового состояния предприятий, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству приказом №16 от 23 января 2001 года утверждает «методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций». Основная задача данных указаний состоит в обеспечении единого методологического подхода при осуществлении Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) финансового анализа в рамках проведения мониторинга финансового состояния крупных, экономически и социально значимых организаций. Основной целью финансового анализа предприятия является получение объективной оценки финансовой устойчивости, платежеспособности, инвестиционной, деловой активности, а также рентабельности деятельности. При этом предлагается использовать для оценки следующие показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

1.Общая степень платежеспособности

2.Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам

.Коэффициент задолженности другим организациям

.Коэффициент задолженности фискальной система

.Коэффициент внутреннего долга

.Степень платежеспособности по текущим обязательствам

.Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами

.Собственный капитал в обороте

.Доля собственного капитала в оборотных средствах

.Коэффициент автономии.

Первые семь показателей характеризуют степень платежеспособности предприятия, а остальные три - уровень его финансовой устойчивости. Особенностью данной методики оценки платежеспособности является более подробная градация кредиторской задолженности по ее видам. Специфика приведенных коэффициентов выражается также в том, что базой для их определения служит среднемесячная выручка предприятия.

Углубленная методика анализа финансового состояния предприятия используемая такими экономистами как В.В. Ковалев, Е.Б. Негашев, Р.С. Сайфуллин, А.Д. Шеремет, предполагает реализацию трех взаимоувязанных блоков анализа, включающих в себя:

-общую оценку динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;

-оценку ликвидности баланса предприятия;

-оценку финансовой устойчивости предприятия.

-краткосрочное заимствование средств для пополнения кассового разрыва и ухода от кризисного состояния (фактического финансового банкротства);

-осуществление инвестиционных проектов, в том числе дополнительных эмиссий акций, долгосрочные заимствования, включая зарубежные кредитные рынки;

-распределение прибыли на выплату дивидендов и развитие предприятия;

-мобилизация резервов экономического роста (повышение загрузки оборудования, ресурсосберегающая политика, оптимизация ценовой политики и т.п.).

В настоящее время бухгалтерский учет регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

С января 2013 г. система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, согласно п. 1 ст. 21 Закона № 402-ФЗ, включает в себя федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

) федеральные стандарты;

) отраслевые стандарты;

) рекомендации в области бухгалтерского учета;

) стандарты экономического субъекта.

Баланс предприятия - бухгалтерский отчет, вместе с отчетом и прибылях и убытках, а так же отчет о движении денежных средств, являются основными источниками информации для исследования обширного круга проблем, из которого складывается анализ финансового состояния и деловой активности предприятия.

Бухгалтерский баланс - это способ отражения в денежной оценке имущества предприятия по составу и источникам его финансирования на определенную дату. В активе отражается стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату. Активы являются источниками информации об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению будущих затрат. Источники собственных средств, а также обязательства предприятий по кредитам, займам и кредиторской задолженности отражаются в пассиве баланса.

Разделы актива располагаются в балансе в порядке возрастания степени ликвидности входящих в них статей. При этом отдельные статьи включаются по остаточной стоимости. Разделы пассива баланса предприятия располагаются в порядке возрастания срочности погашения обязательств.

В состав оборотных (текущих) активов входят: денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность, запасы товарно-материальных ценностей и затраты. Эти активы весьма разнообразны как по составу, так и по ликвидности (от высоколиквидных - денежных средств, до медленно реализуемых - запасов и затрат). Так же разнообразно и их влияние на финансовое состояние предприятия. Рост объемов денежных средств и дебиторской задолженности повышает платеже- и кредитоспособность предприятия. А запасы и затраты являются главным фактором снижения финансовой устойчивости, с одной стороны, и гарантом текущей платежеспособности на длительный период - с другой.

Пассив с точки зрения анализа также весьма неоднороден. Рост собственного капитала повышает финансовую устойчивость и улучшает структуру баланса, а рост краткосрочной задолженности снижает ликвидность баланса, платеже- и кредитоспособность.

Долгосрочные кредиты и займы оказывают двоякое действие - с одной стороны, они обеспечивают нормальную финансовую устойчивость, с другой - ухудшают структуру баланса в части соотношения заемных и собственных средств.

Отчет о прибылях и убытках - одна из основных форм бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Начиная с отчетности за 2012 год название «Отчет о прибылях и убытках» изменено - теперь он называется «Отчет о финансовых результатах».

В нем отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя:

-прибыль/убытки от реализации продукции;

-операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);

-доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги);

Также представлены:

-затраты предприятия на производство реализованной продукции по полной или производственной стоимости,

-коммерческие расходы, управленческие расходы,

-выручка нетто от реализации продукции,

-сумма налога на прибыль, отложенные налоговые обязательства (ОНО), активы (ОНА) и постоянные налоговые обязательства (активы) (ПНО(А)),

-чистая прибыль.

При составлении отчета расчет выручки и других доходов, а также расходов, производится по методу начисления, то есть выручка начисляется тогда, когда у потребителей возникают обязательства по оплате продукции или услуг предприятия. Чаще всего это происходит в момент отгрузки потребителю продукции или предоставления услуг, и сопровождается предъявлением покупателем (заказчиком) соответствующих расчетных документов.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения величины чистой прибыли.

1.2 Понятие и основные виды капитала организации

Нормальное функционирование предприятия невозможно без наличия определенных средств, направляемых на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребления, а также для формирования резервов. Эти средства в общем виде называются капиталом. Капитал - вся сумма материальных благ (вещей) и денежных средств, используемых в производстве. Капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложение капитала в хозяйственную деятельность, его инвестирование создают прибыль.

Капитал в широком смысле представляет собой имущество и денежные средства, способные приносить доход. Обоснованным является и утверждение «капитал - это самовозрастающая стоимость». В этих определениях разъясняется его функциональное назначение в процессе движения национального богатства. С позиции руководителя капитал представляет собой совокупность основных фондов и оборотных средств, которые позволяют достичь хозяйственной деятельности предприятия. Другой взгляд на эту категорию позволяет рассматривать капитал как все имущество, которым располагает собственник предприятия, его денежные и другие финансовые средства, которые способствуют достижению поставленных целей.

Каждый из элементов капитала должен способствовать получению прибыли, а отдельные из них выступают активами производства прибыли. Преимущества частных предпринимателей проявляются на данной стадии становления рыночной экономики в том, что они используют преимущественно активы производства прибыли и не вкладывают средства в основные фонды, не имеют дебиторской задолженности и т. п.

Каждый отдельный капитал начинает свой жизненный путь в виде определенной суммы денег, он выступает как денежный капитал.

Первая стадия в движении капитала заключается в превращении денежного капитала в производительный. После этого начинается процесс производства, в котором происходит потребление товаров, купленных капиталистом. Эта стадия в движении капитала происходит в сфере производства.

Вторая стадия в движении капитала заключается в превращении производительного капитала в товарный. Но на этом движение капитала не останавливается. Произведенные товары должны быть реализованы. В обмен за проданные товары капиталист получает определенную сумму денег.

Третья стадия в движении капитала заключается в превращении товарного капитала в денежный. Выручив за проданный товар деньги, капиталист употребляет их вновь на покупку средств производства и рабочей силы, необходимых для дальнейшего производства, и весь процесс возобновляется снова.

Таковы три стадии, которые капитал последовательно проходит в своем движении. В каждой из этих стадий капитал выполняет соответствующую функцию. Превращение денежного капитала в элементы производительного капитала обеспечивает соединение средств производства, принадлежащих капиталисту, с рабочей силой наемных рабочих; без такого соединения процесс производства не может происходить. Функция производительного капитала состоит в создании трудом наемных рабочих товарной массы, новой стоимости, а следовательно, и прибавочной стоимости. Функция товарного капитала состоит в том, чтобы путем продажи произведенной массы товаров, во-первых, возвратить капиталисту в денежной форме капитал, авансированный им на производство, и, во-вторых, реализовать в денежной форме созданную в процессе производства прибавочную стоимость.

В экономической литературе принято различать капитал, материализованный в зданиях и сооружениях, станках, оборудовании, функционирующих в процессе производства несколько лет, обслуживая несколько производственных циклов. Он носит название основного капитала. Другой вид капитала, включающий сырье, материалы, энергетические ресурсы, расходуется за один производственный цикл, воплощаясь в производимой продукции. Он носит название оборотного капитала. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на основной капитал не могут быть возвращены так быстро.

Теория финансовой структуры капитала входит в состав базовых концепций финансового менеджмента. Она тесно взаимосвязана с теориями стоимости капитала и рыночной стоимости компании, поскольку базируется на сравнении стоимости привлечения собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную стоимость компании. Указанная взаимосвязь обусловливает развитие этих теорий в едином концептуальном комплексе.

Показатели стоимости капитала служат важным инструментом обоснования управленческих решений, направленных на повышение рациональности формирования капитала и результативности финансово-хозяйственной деятельности компаний. В процессе формирования капитала оценка его стоимости осуществляется как в отношении отдельных элементов собственного и заемного капитала, так и их совокупности. Показатель средневзвешенной стоимости капитала интегрирует в себе информацию о составе его элементов, стоимости каждого элемента и его вкладе в результат.

Различные концепции, составляющие теорию финансовой структуры капитала, исследуют вопросы о том, влияет ли соотношение собственного и заемного капиталов на рыночную оценку, каким образом комбинация элементов капитала отражается на значении его средней стоимости и какая пропорция может обеспечить максимизацию рыночной стоимости компании. Практически все они строятся на изучении соотношения доли эмитируемых акций, представляющих собственный капитал, и облигаций, представляющих заемный капитал.

Основные фонды (основной капитал, а в стоимостной форме - основные средства) - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, и способная приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, критерием отнесения имущества к основным фондам является срок его полезного использования.

Основные фонды используются в процессе труда многократно. При этом натуральная форма средств труда длительное время сохраняется, а их стоимость частями переносится на продукт, создаваемый с их участием. В этом заключается важная особенность основных производственных фондов.

Роль основных фондов в процессе труда определяется тем, что в своей совокупности они образуют производственно-техническую базу (в торговле материально-техническую базу) и определяют производственную мощность организации.

Для учета, анализа и планирования в организациях применяется единая классификация основных фондов, группирующихся по назначению, видам, отраслевому признаку, в зависимости от участия в производственном процессе и собственности.

По своему назначению основные фонды подразделяются на производственные, то есть предназначенные для использования в производственном процессе, и непроизводственные, предназначенные для удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд работников (основные фонды жилищно-коммунального хозяйства, детских садов, клубов, медицинских пунктов и т.д.).

По видам основные фонды классифицируются на земельные участки и объекты природопользования, здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и другие виды основных средств. В соответствии с этой классификацией ведется учет и составляется отчетность об их наличии и движении.

С учетом отраслевого признака основные фонды группируются по отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, торговля, заготовки и т.д.).

По степени участия в производственном процессе основные фонды делятся на активные и пассивные. Активная часть (машины, оборудование) непосредственно влияет на производство, количество и качество продукции. Пассивные элементы (здания, сооружения) создают условия для производственного и торгово-технологического процесса. В организациях потребительской кооперации, также как и в других отраслях товарного обращения, пассивная часть основных средств преобладает.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные фонды подразделяются на собственные, а также на основные средства, полученные организацией в аренду или находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

По степени использования основные средства подразделяются на средства в эксплуатации, резерве, стадии достройки, реконструкции и на консервации. Такое деление позволяет правильно начислять величину амортизации.

Учет основных фондов осуществляется в натуральных и стоимостных единицах измерения. С помощью натуральных показателей учет производится по каждой группе основных фондов. Так, для характеристики зданий учитывается их количество, общая и полезная площадь; для машин - число единиц, вид, срок службы и производительность. Для более полной характеристики состояния средств труда в организациях потребительской кооперации следует проводить аттестацию каждого объекта и рабочего места, которая представляет собой комплексную оценку его соответствия нормативным требованиям и передовому опыту по таким направлениям, как научно-технический уровень, условия труда и техника безопасности. Это позволит определить вещественную структуру основных фондов, их технический уровень и составить баланс машин и оборудования.

Оборотный капитал относится к мобильным активам предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение производственного цикла. В процессе кругооборота ресурсов, используемых в процессе текущей хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, обычно выделяют две стадии: стадию производства и стадию обращения. Соответственно этим положениям мобильные фонды различают на стадии производства как оборотные производственные фонды и на стадии обращения - как фонды обращения.

К оборотным производственным фондам относятся предметы труда, которые целиком потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Это производственные запасы в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных материалов, топлива, тары, инструментов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т. д., незавершенного производства в виде незаконченной продукции и полуфабрикатов собственного изготовления.

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, в процессе производства они делятся на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Сырье и основные материалы - это предметы труда, из которых изготавливают продукт (они составляют материальную основу продукта). При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, молоко и т. п.), а материалами - продукты обрабатывающей промышленности (сахар, ткани и т. п.).

Вспомогательными называют материалы, которые используют для воздействия на сырье и материалы для придания продукту определенных потребительских свойств или для ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (лук, перец и другие специи в колбасном производстве, смазочные материалы и т. п.).

В состав оборотных производственных фондов включают и расходы будущих периодов. Речь идет о затратах на освоение новых изделий, разработку новых технологий и т. д. Эти расходы осуществляются в текущем производственном цикле, но связаны с продукцией, работами и услугами, выпуск которых предусмотрен в будущем периоде.

1.3 Принципы и особенности формирования капитала

Основной целью формирования капитала предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования.

Начальным этапом управления формированием капитала предприятия является определение потребности в необходимом его объеме. Недостаточный объем формирования капитала на этом этапе существенно удлиняет период открытия и освоения производственных мощностей нового предприятия, а в ряде случаев вообще не дает возможности начать его операционную деятельность. В то же время избыточный объем формируемого капитала приводит к последующему неэффективному использованию активов предприятия, снижает норму доходности этого капитала. В связи с изложенным, определение общей потребности в капитале создаваемого предприятия носит характер оптимизационных ее расчетов. Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия представляет собой процесс расчета реально необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла.

В системе управления формированием капитала создаваемого предприятия важная роль принадлежит обоснованию схемы и выбору источников его финансирования.

Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия.

При формировании структуры капитала создаваемого предприятия рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования:

Полное самофинансирование. Предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответствующих организационно-правовым формам нового бизнеса. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа» (unlevered), характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен.

Смешанное финансирование. Предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекаемых в различных пропорциях. На первоначальном этапе функционирования предприятия доля собственного капитала (доля самофинансирования нового бизнеса) обычно существенно превосходит долю заемного капитала (долю кредитного его финансирования).

Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия достигается различными методами, основными из которых являются:

Методика расчета общей суммы активов создаваемого предприятия в альтернативных ее вариантах рассмотрена ранее. При использовании этого метода следует учесть, что еще до начала формирования активов учредители предприятия несут определенные предстартовые расходы, связанные с разработкой бизнес-плана, оформлением учредительных документов и т.п. С учетом этих затрат расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия балансовым методом производится по следующей формуле:

Пк = Па + Прк

где Пк - общая потребность в капитале для создания нового предприятия; Па - общая потребность в активах создаваемого предприятия, определенная на стадии разработки его бизнес-плана; Прк - предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.

Определение объема потребности в капитале создаваемого предприятия этим методом осуществляется по следующим основным этапам:

На первом этапе на основе проектируемых параметров создания и предстоящего функционирования предприятия определяются его наиболее существенные признаки (показатели), оказывающие влияние на формирование объема его капитала.

На втором этапе по установленным признакам (показателям) формируется предварительный перечень предприятий, которые могут потенциально выступать как аналоги создаваемого предприятия.

На третьем этапе осуществляется количественное сравнение показателей подобранных предприятий с ранее определенными параметрами создаваемого предприятия, влияющими на потребность в капитале. При этом рассчитываются корректирующие коэффициенты по отдельным сравниваемым параметрам.

На четвертом этапе с учетом корректирующих коэффициентов по отдельным параметрам оптимизируется общая потребность в капитале создаваемого предприятия.

Характеризуя этот метод оптимизации общей потребности в капитале следует отметить определенную сложность его использования в силу недостаточных возможностей адекватного подбора предприятий-аналогов по всем значимым параметрам, формирующим объем необходимого капитала.

. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.

Использование данного метода расчета общей потребности в капитале для создания нового предприятия осуществляется лишь на предварительных этапах до разработки бизнес-плана. Этот метод дает лишь приблизительную оценку потребности в капитале, так как показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции существенно колеблется в разрезе предприятий под влиянием отдельных факторов. Основными из таких факторов являются: а) размер предприятия; б) стадия жизненного цикла предприятия; в) прогрессивность используемой технологии; г) прогрессивность используемого оборудования; д) степень физического износа оборудования; е) уровень использования производственной мощности предприятия и ряд других. Поэтому более точную оценку потребности в капитале для создания нового предприятия при использовании этого метода расчета можно получить в том случае, если для вычисления будет применен показатель капиталоемкости продукции на действующих предприятиях-аналогах (с учетом вышеперечисленных факторов).

Расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия на основе показателя капиталоемкости продукции осуществляется по следующей формуле:

Пк = Кп х ОР + ПРк

где Пк - общая потребность в капитале для создания нового предприятия; Кп - показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналоговый); ОР - планируемый среднегодовой объем производства продукции; ПРк - предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

Преимуществом этого метода оптимизации общей потребности в капитале создаваемого предприятия является то, что он автоматически задает показатели капиталоотдачи предприятия на стадии его функционирования.

В системе управления формированием капитала создаваемого предприятия важная роль принадлежит обоснованию схемы и выбору источников его финансирования.

Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия.

При формировании структуры капитала создаваемого предприятия рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования.. Полное самофинансирование предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответствующих организационно-правовым формам нового бизнеса. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа» [unlevered], характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен.. Смешанное финансирование предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекаемых в различных пропорциях. На первоначальном этапе функционирования предприятия доля собственного капитала (доля самофинансирования нового бизнеса) обычно существенно превосходит долю заемного капитала (долю кредитного его финансирования).

Выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КРИСТАЛЛ»

2.1 Общая характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Московский ликероводочный завод «Кристалл» был основан в 1901 году, а в 1993 году преобразован в организационно-правовую форму открытого акционерного общества. Завод располагается на территории общей площадью 8,6 га в Юго-Восточном округе Москвы, на берегу реки Яуза. Занимаемой местоположение обеспечило близость производственных мощностей предприятия к трем артезианским источникам, которые и в настоящее время являются основным источников воды для производства алкогольной продукции завода.

В начале прошлого века завод выпускал 2,6 млн. декалитров водки 5-6 наименований, а в настоящее время производственные мощности позволяют производить около 15 млн. дал (по итогам 2011 г. произведено 9 703 тыс. дал). На предприятии действуют 13 полностью модернизированных линий по разливу водки, ликеров, настоек и наливок. Основной акцент делается на производство продукции из спирта класса «люкс».

По данным Росстата производство водки и ликероводочной продукции в России в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 9,13 %. Всего в 2012 год было произведено 104,5 млн. дал водки и ликероводочных изделий (90,87 % к уровню 2011 года). Доля продукции, производимой ОАО «Московский завод «Кристалл», в общем объеме составляет 9,28 % (в 2011 году - 8,51 %).

Заводом разработана концепция дальнейшего перспективного развития, которая, по сути, кардинальным образом меняет само понятие завода как просто производителя готовой продукции. При разработке концепции учитывалось, что завод на сегодняшний день обладает всем тем необходимым потенциалом, а именно: вековая история завода, хорошо известные бренды, имеющие устойчивый спрос, современные технологии и производственная база, позволяющие осуществлять большой объем продукции и широкую гамму ассортимента, а также лидирующее положение на рынке алкогольной продукции. Все это позволяет с уверенностью говорить о том, что заводу под силу решить намеченные задачи.

Эти задачи носят планомерный характер и представляют собой комплекс организационных мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение производственных и финансовых результатов деятельности предприятия и получения долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке алкогольной продукции. Весь комплекс мер по стратегическому развитию завода охватывает все жизненно важные сферы деятельности предприятия: сферу сбыта, расширение производства, систему поставок, а именно:

. Развитие инвестиционного потенциала:

-переход от производственных инвестиций к инвестициям портфельным;

-вовлечение в оборот накопленных активов и использования долгосрочных финансовых инструментов.

. Расширение контроля и участия в прибыльных профильных и смежных предприятиях:

-переход от договорных отношений с поставщиками к возможному контролю и участию в их капитале;

-активизация присутствия на региональных рынках производства и сбыта через участие в капитале предприятий, формирование диверсифицированного портфеля.

. Разработка и реализация совместных программ с известными производителями алкогольной продукции по разливу их торговых марок;

. Увеличение объема экспорта.

Меры в целом направлены на получение конкурентных преимуществ в средне- и долгосрочной перспективе, постепенному реформированию структуры активов, системы управления, построению структуры холдингового типа.

При решении поставленных задач предприятие получает следующее преимущества:

-увеличение объема продаж;

-усиление ценового контроля и формирование активной ценовой политики;

-сокращение издержек;

-получение дополнительной прибыли;

-диверсификация активов;

-снижение рыночных рисков для самого завода (головной компании).

Приоритетными направлениями деятельности Общества в 2011 г. являлись:

. Реконструкция и модернизация производства, а так же материальной базы предприятия.

. Строительство новых объектов, необходимых для развития производства.

. Внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий и повышение экологической безопасности производственных объектов.

. Совершенствование методов управления и осуществления учета и контроля на предприятии.

. Расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции.

. Развитие долгосрочных договорных отношений с поставщиками сырья, потребителями продукции и иными контрагентами общества.

. Совершенствование мер морального и материального стимулирования работников Общества.

. Повышение эффективности деятельности Общества за счет сокращения производственных и транзакционных издержек.

. Проведение комплекса мер, направленных на обеспечение производственной и пожарной безопасности.

. Внедрение передовых технологий, автоматизации производства, совершенствование средств коммуникации на производственных объектах Общества.

Завод добился значительных результатов, которые в очередной раз подтверждают его лидерство на рынке алкогольной продукции.

В целях увеличения выпуска продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, повышения рентабельности предприятия проведена значительная работа практически по всем направлениям деятельности.

На заводе создана современная система управления предприятием и организации взаимодействия на всех уровнях управления. С этой целью была последовательно перестроена организационно-штатная структура подразделений административного аппарата, в которую по мере необходимости вносились необходимые изменения для создания наиболее оптимальных условий для гибкого реагирования производства на изменение условий и требований рынка.

Наряду с проведенными преобразованиями в административной и организационной структуре завода, бережно сохранялась производственная структура, в которой проводились только строго обоснованные изменения, необходимость которых исходила из производственной нагрузки на определенные участки цехов.

На ряд должностей руководителей высшего и среднего звена на конкурсной основе были подобраны профессионально подготовленные специалисты, имеющие достаточный опыт работы в условиях рыночных отношений. С их приходом и становлением возросла эффективность работы, повысилась трудовая и исполнительская дисциплина в возглавляемых подразделениях, возросла эффективность контроля над производственной деятельностью и расходованием денежных средств завода.

В коллективе предприятия сложилась нормальная морально-психологическая обстановка, способствующая развитию трудовой инициативы работников.

В самостоятельные направления выделились маркетинговые исследования рынка, реклама, выставочная деятельность и другие, имеющие важное значение в условиях рыночной экономики. По этим направлениям организована и проводится целенаправленная, планомерная работа.

Постоянное внимание уделялось техническому развитию предприятия, дальнейшему совершенствованию его технологического оборудования. Наиболее значимой работой в этом направлении явилась замена одной линии по разливу ликероводочных изделий.

Имеющееся в цехах технологическое оборудование, благодаря грамотной эксплуатации и своевременному техническому обслуживанию в соответствии с регламентом, работало без отказов и всегда обеспечивало выпуск запланированных объемов продукции при ее стабильно высоком качестве.

Производственные достижения завода позволили продолжать проведение социальных программ для работников завода, связанных с финансированием отдыха работников завода и их детей, выплатой материальной помощи к очередным отпускам, компенсацией матерям по уходу за детьми до 3-х лет, премированием по уходу на пенсию и выплатой единовременных вознаграждений за долголетний и безупречный труд, оплатой питания работников в столовой и многих других. Также в рамках социальной программы Заводом была оказана материальная помощь к отпуску и по заявлениям сотрудников, оплачены путевки и лечение сотрудников завода.

Положительное влияние на повышение качества, ассортимента и внешнего оформления продукции оказывают регулярно проводимые международные и российские смотры-конкурсы алкогольной продукции, демонстрирующие передовые достижения предприятий отрасли.

В 2012 году средняя численность работников предприятия, как и промышленно-производственного персонала снизилась по сравнению с 2011 годом на 53 человека или на 2,7 %, численность рабочих также снизилась 61 человек или на 4,1 %. Структура численности осталась без изменения.

Снижение численности связано с изменениями в структуре предприятия.

Среднемесячная заработная плата на 1-го работника списочного состава в 2012 году - 42922 руб. против 39061 руб. - в 2011 году, увеличение составило 3861 руб. или 9,9 %.

Увеличились в 2011 году и выплаты социального характера.

Увеличение заработной платы обусловлено увеличением составных её частей, а именно: увеличением тарифной части за счет увеличения в 2012 по сравнению с 2011 годом году количества отработанных человеко-часов.

В отчетном периоде на предприятии проводились организационно - технические мероприятия, направленные на техническое перевооружение производственных процессов, а именно:

-реконструированы и модернизированы здания на сумму 38 317 820,41 рублей;

-реконструированы и модернизированы сооружения на сумму 107 413,93 рублей.

-реконструированы и модернизированы передаточные устройства на сумму 94 516,21 рублей;

-реконструированы и модернизированы измерительные и регулирующие ОС на сумму 241 010,33 рублей;

-реконструированы и модернизированы рабочие, силовые машины и оборудование на сумму 289 843,99 рублей.

Затраты предприятия на экологическую деятельность в 2011 г. составили 5 588 тыс. руб., в том числе утилизация и захоронение отходов 2 530 тыс. руб., производственный контроль (анализ воздуха, анализ сточных вод, замеры уровня шума)- 176,9 тыс. руб., разработка и согласование паспортов отходов 45,0 тыс. руб., разработка и согласование Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами производства 550 тыс. руб., получение лицензий на деятельность по обращению с отходами (переработка барды на филиале «Корыстово») 550,0 тыс. руб., оплата услуг по рассмотрению и анализу представленных документов на предмет их комплектности и правильности составления, в соответствии с установленными норами, сопровождение документов при рассмотрении их Росприроднадзором для получения заводом трех заключений о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений завода, намечающего осуществление лицензируемой деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции 1 800,0 тыс. руб., разработка, и согласование Программы производственного контроля по обращению с отходами250,0 тыс. руб., затраты филиала «Корыстово» на экологическую деятельность 128,0 тыс. руб., и др.

Таблица 1. Анализ выручки от реализации продукции, работ и услуг (без НДС) ОАО «Кристалл» за 2008 - 2012 г.г.

Наименование20082009201020112012млн. руб.%млн. руб.%млн. руб.%млн. руб.%млн. руб.%Выручка от реализации алкогольной продукции, работ, услуг и прочих товаров604,051717,254691,754943,561985,061Выручка от реализации услуг по сдаче зданий и помещений в аренду573,249616,446583,046596,839634,839Всего1177,21001333,61001274,71001540,31001619,8100

В настоящее время происходят процессы глобализации и интегрирования экономик различных стран и регионов в одно большое экономическое пространство. В связи с этим происходит и усиление конкуренции, т.к. возрастает количество фирм всех отраслях, которые активно осваивают различные рынки и пытаются распространить свою деятельность на как можно большой территории. Поэтому в современных условиях, которые характеризуются крайне высокой степенью конкуренции, любые факторы могут существенно повлиять на экономический успех любого предприятия, в том числе и промышленного.

Похожие работы на - Формирование и управление капиталом на ОАО 'Кристалл'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!