Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе

План

Введение

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность

.1 Понятие малого бизнеса

.2 Значение и задачи малого бизнеса

.3 Особенности малого бизнеса

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике

.2 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах

.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Глава 3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса

.1 Состояние малого бизнеса в России

.2 Основные проблемы функционирования

.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства

.4 Стимулирование развития малого предпринимательства в условиях кризиса

.5 Перспективы развития малого бизнеса в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансовый кризис поставил на первый план решение проблем, связанных с ускорением развития малого предпринимательства, усиления их роли в решении проблем макроэкономического уровня и прежде всего за счет увеличения масштабов и деятельности и создания на этой основе дополнительных рабочих мест для людей, по объективным причинам высвобождающихся из других сфер экономической деятельности. В этой непростой экономической ситуации особо значимыми становятся проблемы поиска финансовых источников для развития малого бизнеса, что было достаточно сложной проблемой и в благоприятное с экономической точки зрения время. Но все же решить эту непростую проблему и обеспечить малое предпринимательство достаточными объемами финансовых ресурсов необходимо, исходя из выделенных в настоящее время приоритетов развития экономики.

В настоящее время для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических.

Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой для развития экономики любой страны.

Актуальность темы обусловлена тем, что в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес - инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти.

Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по-своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

Тема разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например такими, как Горфинкель В.Я., Швандер В.А., выпускается много учебных пособий и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям.

Объектом исследования является малый бизнес России.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы выявить проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

определить место и роль малого бизнеса;

выявить специфические особенности малого предпринимательства;

определить направления развития малого бизнеса;

выявить особенности и проблемы становления малого бизнеса;

обозначить проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и найти пути их решения;

доказать необходимость государственной поддержки и формы реализации малого предпринимательства;

выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса.

Для написания данной работы использованы различные литературные источники, в том числе нормативные документы, учебники, учебные пособия, статьи в журналах и газетах, материалы информационной сети Интернет, правовая система «Гарант», «Консультант» и другие.

Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность

.1 Понятие малого бизнеса

В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это - деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

Существует и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения категорийности предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них - это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменяющий, в том числе, и критерии отнесения к малым предприятиям. Не успел войти в силу этот Закон, как согласно российской традиции последних лет потребовалось внести в него изменения. Появились и комментарии, и оценки со стороны специалистов к данному Закону (Макарова, 2007; Леонов, 2007; Гурьев, 2007; Копелян, 2007). Закон № 209-ФЗ кардинальным образом меняет положение дел в области предпринимательства, к тому же затрагивает и границы данной совокупности. Последнее особенно болезненно с точки зрения изучения динамики.

Надо сказать, что критерии отнесения к малым предприятиям предлагали изменить неоднократно. Так, С.М. Зимин (бывший заместитель руководителя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Санкт-Петербург) предлагал ввести систему сертификации малых предприятий в налоговых инспекциях, и в случае несоответствия предприятия некоторым критериям - изымать сертификаты (Зимин, 2003). Прошедшим такую сертификацию малым предприятиям чиновник обещал существенно упростить «получение установленных законодательством льгот и преференций в других государственных органах и контролирующих организациях». Поскольку согласно этому проекту должна была анализироваться и текущая, и годовая отчетность организаций по достаточно большому количеству критериев, то в случае принятия подобного закона в стране могло резко сократиться количество малых предприятий. То есть, с одной стороны, чиновники говорили о недопустимости административных барьеров для малого бизнеса, а с другой - предлагали вводить новые барьеры.

Законом № 209-ФЗ впервые вводится определение российского среднего предприятия. Согласно ст. 4 Закона № 209-ФЗ, средними и малыми предприятиями (СМП) признаются потребительские кооперативы, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства; суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц (малых или средних предприятий) не должна превышать 25%.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для средних предприятий от 101 до 250 человек;
  • для малых предприятий до 100 человек включительно.

Кроме того, Законом № 209-ФЗ вводится понятие микропредприятия, которое относится к организациям со среднесписочной численностью до 15 человек. В последние годы много говорят о гармонизации российской статистики и учета с международными стандартами (Статистика информационного общества в России, 2007; Масакова, 2004). Однако критерий в 15 человек не сопоставим с европейским определением микропредприятия, на котором среднесписочная численность не должна превышать 9 человек. Получается, что все российские критерии численности работников, как и раньше, будут отличаться от действующих в странах ЕС: малое предприятие в ЕС насчитывает до 49 человек, в России - до 100 человек; среднее предприятие в ЕС - от 50 до 249 человек, в России - от 101 до 250 человек. То есть в России численность работников на малых предприятиях может быть в 2 раза больше, чем в ЕС; а на микропредприятиях - в 1,5 раза, соответственно невозможно будет проводить межстрановые сравнения.

Кроме того, у нас условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является и то, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать некоторых предельных значений.

1.2 Значение и задачи малого бизнеса

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует созданию новых рабочих мест, внедрению новых товаров и услуг, удовлетворению нужд крупных предприятий, обеспечению специализированными товарами и услугами. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его эффективность

Громадное социально-экономическое значение мелкого предпринимательства заключается еще в большей роли, которую он может сыграть в развитии регионов и решении социально-экономических проблем на местах. Деятельность малых и большой части средних предприятий ориентирована в наибольшей мере на удовлетворение местных нужд в товарах и услугах и очень сильно способствует обеспечению занятости населения и наполнению доходной части скудных местных бюджетов. Опыт Англии, например, показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.

У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, не в коей мере не ущемляя деятельности и интересов крупных производств. Однако малый бизнес займет адекватное место в экономике только тогда, когда он станет полноправным сектором экономической структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования.

Малый и средний бизнес конечно же уступает корпоративному сектору экономики с точки зрения финансовых возможностей, включая доступ к организованному кредиту, кадровому потенциалу, а также по целому ряду других позиций, определяющих конкурентоспособность компании. Следовательно, при всей своей экономической и социальной значимости, может быть изначально поставлен в неравные условия по сравнению с крупными, а потому нуждается в поддержке государства и общества в целом.

На способность отдельно взятых МП выживать и развиваться оказывает влияние сочетание внутренних и внешних факторов. В то время, как внутренние проблемы могут часто решаться самими МП на местном уровне, преодоление многих внешних барьеров требует действий со стороны государства на федеральном и региональном уровнях. Однако, внешние и внутренние проблемы часто тесно связаны (например, неблагоприятные системы налогообложения делают систематическое финансовое планирование слишком сложным или невозможным). Одна из основных трудностей в решении «внешних» проблем - это то, что меры, принимаемые различными государственными учреждениями в поддержку МП и планы/программы действия для их внедрения обычно плохо скоординированы. Трудно разделить ответственность за проведение в жизнь политики, когда функции исполнительной власти и распределение компетенции в бюджетной, налоговой, кредитно-финансовой и тарифной сферах не складывается в единую политику поддержки МП. Поэтому федеральное правительство должно сконцентрироваться на устранении противоречий между различными учреждениями (региональными, секторальными/отраслевыми), имеющими отношение к МП.

1.3 Особенности малого бизнеса

Отметим ряд особенностей малого бизнеса по сравнению со средним или крупным бизнесом. Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

Низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства. Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике

Роль малого бизнеса, как ключевого фактора экономической активности, подтверждается его значительным местом в экономике большинства стран.

Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики. Экономическое противостояние монополиям, создание новых предприятий, защита и поддержка предпринимательства - вот некоторые новые направления социальной политики.

Весь мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Например, опыт Англии показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.

Развитие предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению эффективности экономики, а это в свою очередь к росту благосостояния общества. Малый и средний бизнес постепенно развивается и набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики.

2.2 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах

Комиссия ЕС с 2005 г. к малому бизнесу в ЕС относит:

микропредприятия - фирмы с численностью персонала до 10 человек и с суммой годового оборота или валюты баланса до 2 млн евро;

малые предприятия - фирмы с численностью персонала до 50 человек и с суммой годового оборота либо валюты баланса, не превышающей 10 млн евро;

В США предельная численность работников на предприятиях малого бизнеса еще выше - до 500 человек. Федеральным законом установлено, что к малому предпринимательству относятся субъекты, имеющие одного или нескольких владельцев, с числом занятых не более 500 человек, величиной активов не более 5 млн долл. и годовой прибылью не свыше 2 млн долл. Управляются малые предприятия независимыми собственниками, они не должны занимать доминирующего положения на товарных рынках.

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;

более высокая оборачиваемость капитала;

малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.

В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях. При этом, как показывает практика, 80 - 85% разработок малых фирм внедряются в течение одного-двух лет;

относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;

высокая приспособляемость к изменениям рынка;

близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества.

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28%.

Таблица 1 Малый бизнес в разных странах

СтраныКоличество предприятий (тыс.)Количество занятых (млн.)Доля малого бизнеса в ВВП (%)Количество занятых на одном предприятииГермания229018,550 - 528,0Италия392016,857 - 604,2США730070,250 - 529,6Япония645039,552 - 556,0

В ряде стран отсутствует четкое деление на виды предприятий в зависимости от численности работников - микро-, малые и средние предприятия, а также разграничение малых и средних предприятий по отношению их к той или иной отрасли народного хозяйства.

В некоторых странах основной критерий отнесения предприятия к малым - численность работающих.

К примеру, в Бельгии и Польше предприятие относится к МСП, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся фирмы, в которых работает от 10 до 249 человек. В Румынии критерий по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек.

Некоторые страны, а их большинство, имеют несколько критериев отнесения предприятий к малым и средним. Так, в Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к микро- и малым предприятиям: критерий по численности и по годовому обороту, аналогично - в Германии, Болгарии, Латвии, на Украине. В Армении, Азербайджане, Узбекистане - два критерия отнесения предприятиям к микро-, малым и средним: по численности и по виду деятельности в отрасли народного хозяйства.

В настоящее время при реализации общеевропейских программ поддержки МСП только какая-то определенная часть сектора малого предпринимательства может рассчитывать на участие в этих программах в связи с тем, что до сего времени между европейскими странами существуют различия в определении малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, приводит к неравным конкурентным условиям между малыми и средними предприятиями, при привлечении этих предприятий к реализации общеевропейских программ. Европейская Комиссия рассматривает следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор МСП в экономике западноевропейских стран.

В соответствии с приведенной классификацией ЕС микро-, малое или среднее предприятие должно отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимым. Основной критерий - численность работников предприятия; финансовый критерий необходим для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов.

Критерий по числу занятых учитывает как полную, так и частичную занятость на предприятии.

Статистическое наблюдение, в соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, ведется за следующими группами предприятий:

число занятых (наемных работников) - 0;

число занятых (наемных работников) - от 1 до 9;

число занятых (наемных работников) - от 10 до 49;

число занятых (наемных работников) - от 50 до 249;

число занятых (наемных работников) - от 250 до 499;

число занятых (наемных работников) - свыше 500.

Верхняя граница МСП по числу занятых в 250 человек обусловлена на основании результатов исследований, показывающих, что на предприятиях, где количество работающих превышает 250 человек, имеется существенно более сильный менеджмент во всех сферах предпринимательской деятельности: в производстве, продажах, маркетинге, исследованиях и разработках, в вопросах кадровой политики. Там, где количество работающих меньше 250 человек, менеджмент во всех сферах значительно слабее, т. е. верхнее значение в 250 чело-век занятых отражает качественное отличие сектора МСП от сектора крупных предприятий.

Относительно финансовых критериев данные Евростата показывают, что годовой оборот предприятий с числом занятых не более 250 человек не превышает 40 млн. евро, в связи с чем целесообразно установление верхней границы по критерию «годовой оборот» не более 40 млн. евро. Второй критерий - «балансовая стоимость активов» МСП - установлен в 27 млн. евро, исходя из последних расчетов, которые показали, что соотношение между годовым оборотом и балансовой стоимостью активов равно 1,5 для МСП.

2.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно малому и среднему бизнесу предоставляется возможность отвоевать свою долю на рынке. Прежде всего, необходимо отметить гибкость и мобильность особенно малого бизнеса, позволяющих ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощъ и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть, малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, необходимо отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

В то же время, малый и средний бизнес имеет следующие недостатки:

а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;

в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции и сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Малым предприятиям приходится сталкиваться с различными негативными проблемами, мешающими эффективному функционированию в современных условиях.

Сильный налоговый гнет и высокая степень организованной преступности, низкая, свойственная российской экономики, поддержка государства и отсутствие необходимой правовой базы и юридических гарантий - вот неполный перечень проблем.

И все же, даже в сегодняшних тяжелейших условиях остались и продолжают функционировать сотни тысяч малых и средних предприятий. Из этого можно сделать вывод, что малое и среднее предпринимательство прочно вошло в экономическую жизнь нашего общества.

предпринимательство кризис малый рыночный

Глава 3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса

.1 Состояние малого бизнеса в России

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 20 лет.

В основном процесс создания малых предприятий шёл стихийно. На малые предприятия, как и в большинстве развивающихся стран мира, на этапе становления экономики нового типа, сопровождающегося быстрым ростом числа и качества малых предприятий, возлагались большие надежды. Малые предприятия должны были обеспечить развитие конкуренции, повышение экспортного потенциала, быстрое насыщение рынка товарами и услугами.

Вместе с тем, при отсутствии финансовой и качественной правовой поддержки со стороны государства, в условиях жесткой конкуренции с нахлынувшим потоком импортных качественных и дешевых товаров, русло малого предпринимательства России устремилось не в развитие фондообразующих отраслей экономики, а в сферу обращения, услуг и посредничества.

Стоит отметить, что в условиях финансовой нестабильности, сопровождающегося инфляционными процессами, ростом государственного долга, отсутствием у предпринимателей собственного капитала, начисто были разрушены многие постсоветские производственные предприятия, которые могли бы явиться фундаментом для развития малого предпринимательства.

Так, жертвой продуманной конкурентной стратегии многих зарубежных предприятий стала вся лакокрасочная отрасль новой России. Всем предприятиям данной отрасли буквально в первые годы их функционирования на постсоветском пространстве зарубежными (немецкими, финскими) банками были предложены кредиты на развитие производств. Обеспечением кредитов выступили сами производства. Не выполнив предусмотренные договорные обязательства, предприятия были переданы под управление кредиторов и в последствии уничтожены как таковые. Лакокрасочную нишу на рынке Российской Федерации заняла продукция финских производителей.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:

§рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов;

§рынок труда (в России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения).

§рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).

При этом имеется в виду не просто признание необходимости существования в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышение их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

На тенденции развития малого бизнеса оказывает непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей. К числу основных макроэкономических факторов следует отнести ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий.

Адаптация к жестким внешним условиям происходит только на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их переориентация на выпуск товаров и услуг, пользующихся спросом и заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия могут эффективно использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.

Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать благоприятные условия для его развития. В пользу акцента на малый бизнес в современной России говорит, наряду с прочими, и то обстоятельство, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое (отчасти, надо заметить, и по вполне уважительным причинам) было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем при хорошей государственной организации дела эти «заблудившиеся» огромные предприятия могли бы, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, кое - каким оборудованием и материалами, кадрами; возместиться же все это могло бы « прокладкой» для этих предприятий многих новых дорог на рынок, созданием для их оживления благоприятной конъюнктуры.

Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Для того чтобы выяснить тенденции развития малого бизнеса в России, обратимся к динамическому ряду численности экономических агентов (табл. 1). По состоянию на 1 января 2007 г. в России зарегистрировано 1032,8 тыс. субъектов малого предпринимательства (Россия в цифрах, 2007, с. 177).

В последние годы предприятия малого бизнеса развиваются несколько опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. В валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий выросла с 5,9% в 2001г. до 7,6% в 2004г. На 1 апреля 2007г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1079,8 тыс., что на 4,5% выше, чем по состоянию на 1 апреля 2006г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 750,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 апреля 2006г. на 30,7 ед.

Таблица 1. Количество крупных, средних и малых предприятий России в 1992-2006 гг. (по состоянию на конец года).

ГодВсе предприятияИз нихкрупные и средниемалыетыс. едиництыс. единиц%тыс. единиц%1992609,049,08,0560,092,019931244,9379,930,5865,069,519941946,31049,453,9896,946,119952249,51372,261,0877,339,019962504,51662,866,4841,733,619972727,11866,068,4861,131,619982901,22033,270,1868.029,919993106,42215,871,3890,628,720003346,52467,273,7879,326,320013593,82750,876,5843,023,520023845,32963,077,1882,322,920034149,83258,978,5890,921,520044417,13463,978,4953,121,620054767,33788,079,5979,320,520064506,63473,877,11032,822.9

По итогам января-марта 2007г. среднесписочная численность занятых на МП в целом по стране выросла на 5,1% и составила 8401,27 тыс. чел.

В январе-марте 2007г. по сравнению с январем-мартом 2006г. малые предприятия обеспечили на 391,2 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 16,6%, повысившись на 0,8 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2006г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. В январе-марте 2007г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на МП в целом по стране, при этом темпы роста значительно увеличились.

По данным Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических, факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2008 г.

3.2 Основные проблемы функционирования

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Существуют также и специфические факторы:

. Резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам.

Это приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства смогут рассчитывать на получение кредита;

. Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса.

Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на их товары и услуги окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятие снизить издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

. Нецелесообразность использования при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

. Увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.

В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из этих организаций могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса;

. Вынужденный уход в теневой сектор малых предприятий.

В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск - на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление в целях сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

3.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства

Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек.

Прежде всего необходимо увеличишь финансовую поддержку малого предпринимательства. Так, можно повысить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого предпринимательства (см. таблицу 3).

Таблица 3

Категория субъектов малого предпринимательства (МП)ПроблемыСубъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услугОтсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, трудности с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услугСубъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятийСнижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентовСубъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услугиСнижение спроса на услуги, риск неплатежейСубъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины годаСубъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговлеПовышение стоимости импортной продукции, трудности с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе -снижение спроса на продукциюСубъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесеСнижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятийСубъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспортаСнижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятийСубъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказуСнижение объемов заказов в 2009 г., неоплата работ, произведенных в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказыСубъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производстваОтсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развитияВсе субъекты МПАдминистративное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2008 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, выполняемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами Российской Федерации - победителями данного конкурса, а основное внимание уделить увеличению объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе субсидированию их расходов, выделению фантов начинающим предпринимателям, созданию и развитию микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлены на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 гг. поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд руб. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд руб. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также на сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20% государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн руб. на работы и товары и 2 млн руб. на услуги. В целях привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысить интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий - потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Определенное воздействие на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий могут также оказать меры по регулированию импорта ввозимых товаров, в частности квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего продукты питания).

В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая проведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

об особенностях кризиса;

о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;

о специфике управления в условиях кризиса;

о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

3.4 Стимулирование развития малого предпринимательства в условиях кризиса

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно подразделить на три группы:

·налоговое регулирование;

·сокращение административных барьеров;

·кадровая поддержка малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

В целях высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения вне-процессуальных прав милиции и обеспечения возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего требуются дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. В целях упорядочения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

Что касается замены обязательной сертификации декларированием, то принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке нужно подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого -перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом следует придерживаться целевой установки на сокращение доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг., и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса, приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая высвобождение большого количества работников, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринять определенные меры по их привлечению на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых работников.

3.5 Перспективы развития малого бизнеса в России

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:

·замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение деятельности (покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

·прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

·пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);

·наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков;

·перестанут пользоваться услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономическою кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К ним прежде всего относятся:

·предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

·предприятия, производящие товары/ услуги с неэластичным спросом;

·предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

·предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

·предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.

Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:

1.отсутствие оборотных средств;

.отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

3.отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

.снижение спроса на продукцию - при неизменном уровне издержек ухудшение показателей оборачиваемости капитала, уменьшение нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

.риск неплатежей от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Необходимо обратить внимание на то, что бизнес должен качественно измениться и переориентироваться с сырьевой направленности на инновационную. В настоящее время именно на это направлены многие меры государственной поддержки.

Выступая на Втором международном форуме по нанотехнологиям в Москве в октябре 2009 г., Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что кризис пока ничему не научил российский бизнес, сырьевая направленность экономики не меняется. Посткризисная экономика должна базироваться на знаниях, инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были. Задача России - стать одним из мировых лидеров процесса использования нанотехнологий в науке и промышленности, для чего в нашей стране есть потенциал. Однако успешное развитие нанотехнологий возможно только при качественных преобразованиях в экономике и социальной сфере.

Кроме того, Д.А. Медведев сформулировал пять приоритетных направлений технологического развития России: энергетика, ядерные технологии, информационные технологии, наземная космическая инфраструктура передачи информации, медицина. По его словам, сегодня в России осуществляется крупнейшая в мире государственная инвестиционная программа в сфере нанотехнологий. До 2015 г. на эти цели будет выделено 318 млрд руб. Объем продаж продукции российской наноиндустрии должен достичь к этому году 900 млрд руб., из них около четверти пойти на экспорт. «Чтобы эти прогнозы сбылись, мы намерены использовать передовые разработки и нашей, и мировой науки».

К форсированному развитию инновационного предпринимательства призвали и участники состоявшегося в Совете Федерации Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации С. Миронове.

Открывая Совет, Председатель Совета Федерации С. Миронов обратил внимание на то, что альтернативы переходу на инновационный путь развития у России нет, и самый эффективный импульс к такому переходу может придать лишь МСП. В то же время вклад российского МСП в ВВП страны (13-14%) ничтожно мал по сравнению с Европой (50%), США (53%) и Японией (70%). Малый и средний бизнес, по его словам, душится неразумной властной политикой, особенно завышенной процентной ставкой по кредитам. Требует улучшения особые подходы к инноваторам, упростить процедуру оформления кредита, снизить процентные ставки.

С. Миронов также отметил, что инфраструктура инноваций в России страдает от отсутствия единой информационной базы изобретений и внедрений, а также от административного давления на малый и средний бизнес. Если государство хочет развиваться по высокотехнологической, а не сырьевой модели, все эти несоответствия нужно устранить в ближайшее время. Мы не можем довольствоваться старыми путями развития: в этом случае нас оттеснят на обочину цивилизации.

Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Н. Ларионова отметила, что сектор инновационного предпринимательства по состоянию на 1 июля не только вырос на 1%, но и претерпел внутренние значимые изменения, а именно малых предприятий стало меньше, зато увеличилось число средних, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Говоря о поддержке, следует также отметить, что Минэкономразвития России пока не может выходить за рамки 300 тыс. руб., однако к концу года начнет действовать широкая сеть гарантийных фондов общей капитализацией до 30 млрд руб.

В заключение отметим, что для качественной перестройки экономики необходимо переориентировать субъектов МСП на инновационный путь развития, поскольку именно они являются основой экономики страны в целом.

Заключение

В силу исторической специфики России прочных традиций развития малый бизнес в стране не имел. Следует отметить, что по своей социальной природе малое предпринимательство, с одной стороны, теснимое крупным бизнесом, с другой - принимающее на себя первым все удары конъюнктуры, причем как экономической, так и политической, - это малое предпринимательство неоднородно, что выражается в изменчивости его политических симпатий.

По данным Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.

На современном этапе принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Для достижения заметного результата в развитии предпринимательства и малого бизнеса необходимо сделать еще очень много. И, по-видимому, начинать надо с анализа уже имеющихся льгот и преференций, а также степени их реального использования малым бизнесом, оценки воздействия этих льгот на развитие малого бизнеса. Затем необходимо структурировать и систематизировать льготы таким образом, чтобы увеличить их доступность для реального, а не «искусственного» малого предпринимательства. Преобразовать разрозненные структуры поддержки малого предпринимательства в единую национальную систему. Сосредоточить внимание на пропаганде предпринимательства как важного фактора развития нашего общества.


Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изм. от 30.12.2008). // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

.ФЗ от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (принят ГД ФС РФ 14.07.2001). // Российская газета", N 155-156, 11.08.2001,

4.ФЗ от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". // Российская газета", N 273, 06.12.2007

.Бабленков И. Б. Источники финансового обеспечения малого бизнеса в современных условиях / И. Б. Бабленков, И. В. Ишина / / Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 2. - С. 364-368

.Балацкий Е.В., Мачульская О.В. Особенности малого предпринимательства в России. // Проблемы прогнозирования № 5, 2006 .- С.15-19.

.Гербер М. Малый бизнес: от иллюзии к успеху Олимп-бизнес, 2007, 420

.Гусева Т. А. Государственная поддержка. Реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства / Т. А. Гусева, Н. Л. Клеванова / / Право и экономика. - 2010. - N 1. - С. 4-9

.Зубченко Л. А. Поддержка малого и среднего бизнеса в ЕС / Л. А. Зубченко / / Бизнес и банки. - 9/ 3/2010. - N 8. - С. 7-8

.Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006 С.5

.Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес / Е. Литвак / / Финансовая газета. - 5/ 2/2009. - N 6. - С. 14-15

.Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2006.- 308с.

.Морозко Н. И. Влияние мирового экономического кризиса на условия финансирования малого бизнеса в России / Н. И. Морозко, В. Ю. Диденко / / Финансы и кредит. - 2010. - N 7. - С. 7-10

.Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики: (доклад Государственного университета - Высшей школы экономики и Межведомственного аналитического центра) / / Вопросы экономики. - 2009. - N 5. - С. 21-46

.Сидорчук Р. Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р. Р. Сидорчук / / ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2009. - N 1. С. 174-187

.Субъекты МСБ: как определить, кто к ним относится : [субъекты малого и среднего предпринимательства] / / Российский налоговый курьер. - 2010. - N 1/2. - С. 146-147

.Ширяева Я. Д. Малый бизнес в России: статистика и законодательство / Я. Д. Ширяева / / Финансы и бизнес. - 2008. - N 1. - С. 150-161.

Похожие работы на - Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!