Правовые аспекты качества

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые аспекты качества















Правовые аспекты обеспечения качества

Введение

качество право потребитель юридический

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы - необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Качество - это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Рисунок 1. Пирамида качества

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы ведущих фирм мира.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:

·              технический уровень, материализующий в продукции научно-технические достижения;

·              эстетический уровень, характеризующийся комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

·              эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.);

·              техническое качество - гармоничная увязка предполагаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).

На рубеже XX-XXI веков проблема обеспечения качества и безопасности стала одним из приоритетов мирового развития. В последние десятилетия в большинстве стран созрело твердое убеждение, что высокое качество продукции, товаров и услуг, их безопасность - реальная материальная основа эффективности экономики, укрепления безопасности, защиты окружающей среды, средство для решения социальных задач развития общества и в конечном счете - создания достойных условий жизни людей.

Изменилось отношение к качественным и количественным показателям, измеряющим уровень развития. Экономические успехи как отдельных компаний, так и государств в целом оказались поставленными в зависимость от умения управлять своей деятельностью по критериям качества и безопасности. Такова общемировая тенденция, и она заслуживает самого серьезного внимания.

Экономические и социальные условия в нашей стране стремительно меняются, происходят структурные изменения в экономике, развивается конкуренция, отечественный рынок открылся для товаров зарубежных производителей, расширяются ассортимент и номенклатура товаров и услуг, ускоряются темпы обновления продукции. Требования потребителей к качеству быстро растут.

Все это предъявляет совершенно новые, высокие требования к работе российской промышленности, индустрии услуг, органов управления.


1.Правовой аспект качества

Правовой аспект качества относится к выработке нормативно-технической документации, порядку ее разработки, утверждения, внедрения, выполнения и учета. Конституция Российской Федерации относит стандарты к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Законодательную и нормативную базу национальной системы управления качеством составляют федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации.основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет правовые основы, участников, правила разработки и добровольность применения стандартов в Российской Федерации. Реформа технического регулирования заменяет государственную систему стандартизации на национальную систему, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

На основе анализа и обобщения практики всеобщего управления качеством в стандартах третьей версии ИСО 9000 закреплены принципы современного менеджмента качества:

Принцип 1 - организация, ориентированная на потребителя. Объемы реализации производимой в организации продукции зависят от соответствия этой продукции потребностям и ожиданиям потребителей о качестве продукции, цене, режимом и условиями поставки, гарантийным обслуживанием при использовании продукции. Стандарт ориентирует на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решений о приобретении продукции.

Принцип 2 - роль руководства. Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. Политика в области качествами миссия должны соответствовать измеряемым целям и задачам организации. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия и работы без страха, что способствует раскрытию творческих возможностей персонала и лучшему решению задач качества.

Принцип 3 - вовлечение работников. Люди являются основным ресурсом внутренней среды организации. Лучшее использование возможностей человеческих ресурсов может принести организации максимальную пользу. Механизмы системы качества должны побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, повышать свои знания и передавать опыт коллегам, представлять свое предприятие потребителям и всем заинтересованным людям.

Принцип 4 - подход как к процессу. Система качества проектируется как совокупность взаимосвязанных процессов, каждый из которых рассматривается как система. Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл Деминга: планирование - осуществление - проверка - действие. Входы и выходы процессов должны четко определяться и измеряться. При проектировании процессов необходимо определять ресурсное обеспечение и устанавливать взаимодействие с функциями управления. Определяются требования потребителей каждого процесса и их удовлетворенность результатами.

Принцип 5 - системный подход к управлению. Проектируется система качества как совокупность взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает совокупность взаимосвязанных элементов развивающихся в направлении достижения поставленной цели и постоянное улучшение системы через измерение и оценку.

Принцип 6 - постоянное улучшение. Принцип реализуется постоянно и повсеместно перестройкой сознания и формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.

Принцип 7 - принятие решений основанных на фактах. Необходимы измерение, сбор достоверных и точных данных, применение соответствующих статистических методов при принятии решений.

Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Реализация принципа требует идентификации основных поставщиков, организации четких и открытых связей на основе двусторонних целей. Система качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщиков.

2.Защита прав потребителей

Федеральный закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни. Продавец или исполнитель обязан передать потребителю товар, выполнить работу оказать услугу качество которых соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар соответствующий этим требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Эти требования являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

При продаже товара ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление; - соразмерного уменьшения покупной цены; - замены на товар аналогичной марки, модели, артикула; - замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем, исполнителем, продавцов в полном объеме. Защита прав потребителей осуществляется судом.

Необходимо активизировать участие Российской Федерации в деятельности международных организаций: Международной организации по стандартизации. Международной электротехнической комиссии. Европейского комитета по стандартизации, Международного союза электросвязи региональных организаций по стандартизации таких как Европейская экономическая комиссия ООН. Азиатско-тихоокеанского комитет по стандартизации и др. Деятельность стран Западной Европы направлена на создание единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами. Именно в Европе были созданы ведущие организации занимающиеся сертификацией и определена стратегия по гарантированному высокому качеству продукции. Для реализации такой стратегии потребовались единые законодательные требования, директивы, единые стандарты и единые процессы проверки.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые предусмотрены законом о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

В основу Российской национальной системы управления качеством должны быть положены международные принципы: - добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании; - применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим и технологическим особенностям Российской Федерации, а также если в соответствии с установленными процедурами Российская Федерация выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; - максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов; - обеспечение преемственности работ по стандартизации; - недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации; - обеспечение условий для единообразного применения стандартов; - обоснованность разработки национальных стандартов; - открытость процессов разработки стандартов; - обеспечение доступности стандартов и информации о них для пользователей; - однозначность понимания требований, включаемых в национальные стандарты; - прогрессивность и оптимальность требований стандартов.


Необходимость сохранения среды обитания населения, охраны его здоровья, обеспечения безопасности граждан в быту и на производстве поставила перед законодательными органами и правительствами, в первую очередь экономически развитых стран, задачу создания правовой базы гарантий качества продукции и защиты потребителя. Рассмотрим несколько примеров. В США 1962 г. президент Дж. Кеннеди представил конгрессу билль «О правах потребителей», в котором декларировалось право потребителей на безопасность товаров, информацию, на выбор, право быть услышанным. А в 1972 г. в стране принят закон об обеспечении безопасности потребительских товаров, в соответствии с которым была комиссия по соблюдению данного закона. Этой комиссии представлен широкий круг полномочий. Ее основная задача заключается в разработке обязательных стандартов на потребительскую продукцию (совместно с заинтересованными организациями).

Федеральной торговой комиссией США установлены специальные правила гарантийных обязательств, известных как закон Магнусона-Мосса. Многим государственным ведомствам США дано законодательное право налагать штрафы на фирмы и привлекать их к судебной ответственности за несоблюдение законов. В США Союз потребителей образован в 1936 г., в настоящее время в его составе около 5 млн. членов, призванных защищать права потребителей. Главные из этих прав - право быть информированным, право выбора, право быть услышанным. Право быть информированным означает, что потребители имеют право знать:

) что именно они покупают;

) условия продажи и разнообразные гарантии;

) вероятный риск, который может сопутствовать потреблению этого продукта.

Право выбора вытекает из природы конкуренции и опирается на нее. Конкуренция - основа свободного предпринимательства. Поэтому федеральное правительство принимает антитрестовские законы, запрещающие любые попытки устранить конкуренцию.

Право быть услышанным означает следующее. И предприятие, и правительство осознают необходимость знать мнение потребителей. Большинство крупных фирм имеет специальные отделы по приему и расследованию жалоб и предложений покупателей. Многие компании даже обеспечивают специальные бесплатные телефонные номера, по которым потребитель легко может с ним связаться. Со своей стороны, правительство проводит публичные слушания по потребительскому законодательству. Любой человек может принять участие в их работе (написать, позвонить, выступить на них). Все это делается для помощи потребителям и защиты их интересов.

На государственном уровне для проведения политики по защите интересов и прав потребителей созданы Комиссия по безопасности потребительских товаров, Федеральная торговая комиссия, Управление по безопасности движения, Агентство по защите окружающей среды и др. Координацию их деятельности осуществляет Управление по делам потребителей.

Действует целая сеть федеральных агентств помощи потребителям.

Приведем примеры некоторых:Consumer Affairs (взаимодействует с общественными организациями по вопросам защиты интересов потребителей);Product SafetyCommission (предохраняет потребителей от риска расстройств из-за некачественных товаров);Trade Commission (FTC) (охраняет потребительские права по многим аспектам; проводит в жизнь правительственные антимонопольные законы, препятствует ложной или ошибочной рекламе, упаковке, штампу и отстаивает правительственные кредитные законы);and Drug Administration (FDA) (охраняет потребителя от некачественных и вредных дляздоровью пищи, медикаментов, косметики и др.);Printing Office (осуществляет широкую продажу печатных изданий об интересах покупателей);of Agriculture (осуществляет широкую продажу печатных изданий об интересах покупателей);Service (охраняет население от использования почтовыми службами жульнических схем).

В Японии принято более 50 общенациональных законов, десятки указов и распоряжений на местном уровне, действующих сфере правовой защиты потребителей. Во Франции помимо эффективно действующей системы законодательства права потребителей защищают несколько ведомств. Это Национальный институт потребителей, Ассоциация по информированию и защите потребителей, Комиссия по обеспечению безопасности потребителей.

4.Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве. В регламентах (технических регламентах) ссылки могут носить разный характер:

ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номера, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов). Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) -- единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Ответственность специально уполномоченных государственных органов государственного надзора и их должностных лиц при осуществлении государственного надзора

.Специально уполномоченные государственные органы государственного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей припроведений мероприятий по надзору за соблюдением требований технических регламентов, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

. В случае неисполнения предписания специально уполномоченного государственного органа об устранении выявленных при осуществлении процессов (методов) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации нарушений требованиям технических регламентов изготовитель законодательством Кыргызской Республики.

. В случае выявления несоответствии выпущенной в обращении продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

. Обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) возместить вред не может быть ограничена договором или односторонним заявлением

Заключение

Наша современность требует новой, современной высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов - качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование:

Управление качеством продукции на предприятии - это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Список использованной литературы

. Брославский Л.И. Правовые основы стандартизации и качества. - М.: Издательство стандартов, 1991. - 112 с.

. Управления качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 2-е издание - В.А. Никитин, В.В. Филончева, 2005. - 226 с.

. Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования»

. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.: ил. - (Серия «учебное пособие»)

. Ершова А.К. Управления качеством. - М.: Университетская книга: Логос, 2008. - 288 с. - (Новая университетская книга)

Похожие работы на - Правовые аспекты качества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!