Подготовка специалистов в области управления качеством
Содержание
Введение
. Управление качеством как фактор успеха предприятия в
конкурентной борьбе
. Основные направления в подготовки специалистов в области
управления качеством
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Уже несколько десятилетий во всем мире большое значение придается
качеству продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха
фирм в конкурентной борьбе на рынке.
В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени
удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет
иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль. А степень
удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется
её качеством. Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности.
И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки,
техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других
слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей
конкурентоспособности. В конечном итоге, именно качеству отдают предпочтение
покупатели и заказчики при выборе продукции.
Мощный импульс к приобретению знаний в области качества и к созданию на
предприятиях систем управления качеством был дан принятием в 1987 г.
международных стандартов ИСО серии 9000, описывающих модели управления
качеством для предприятий, организаций и учреждений любой сферы деятельности.
Универсальный характер указанных стандартов и описанных в них систем качества
требует глубоких знаний теории и методов управления предприятием через
качество. Разработать, внедрить и обеспечить эффективное функционирование
системы качества можно только при наличии на фирме профессионально
подготовленных специалистов по качеству - инженеров и менеджеров.
Таким образом, цель контрольной работы изучить подготовку специалистов в
области управления качеством.
1.
1.
Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает
конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество
между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в
достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.
С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность
- способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие
конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям,
фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара - это его
относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара
конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной
потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под
затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя,
связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его
потреблении или использовании.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
полезностью (качество, эффект от использования и т. п.);
определяющими затратами потребителя при удовлетворении его
потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение,
использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т. п.);
конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на
рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.
д.).
Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1) подразделяются на
нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями,
законодательству), технические (технологические свойства товара,
определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.
д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и
утилизацию товара, то есть цена потребления) и организационные (система
скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).
Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей,
поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать
устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой
стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, то есть не
учитывая издержек на его производство и реализацию. Конкурентоспособность
производителя - это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за
счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным
характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам.
Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные
с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры,
модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска,
сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и
маркетинговой политикой.
Решение проблемы качества - неотъемлемый элемент стратегии развития
современных компаний.
Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции
зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и
совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в
деятельность для решения проблемы качества.
2. Основные направления в
подготовки специалистов в области управления качеством
конкурентоспособность управление качество обучение
В зависимости от характера профессиональных обязанностей работающие
делятся сегодня, как правило, на следующие категории:
· руководители и работники высших уровней управления,
министерств, ведомств, ассоциаций и т. п.;
· руководители предприятий и их функциональных органов
управления, а также сотрудники этих функциональных органов;
· руководители производственных подразделений;
· рабочие;
· будущие специалисты по качеству и менеджеры.
Для эффективной работы по улучшению качества продукции важно определить,
в какой последовательности обучать эти категории работников. Наибольший эффект
будет достигаться, если обучение будет проходить в такой последовательности:
руководители предприятия - руководители производственных подразделений -
рабочие.
Подготовка высококвалифицированного персонала для деятельности по
улучшению качества продукции, товаров и услуг - сложная задача. Персонал
является ключевым, генерирующим элементом производительных сил. Его профессионализм
и активность приводят в действие средства производства и в решающей степени
определяют эффективность производства и высокое качество. Персонал - не только
фактор производительных сил, но и носитель высокой гражданственности, высокой
культуры и нравственности. Но персонал - это, прежде всего, носитель знания,
навыков, опыта, умения.
Рассматривая роль персонала в решении проблем качества, К. Исикавы в
книге «Японские методы управления качеством продукции» пишет: «Я не устаю
повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и
заканчивается подготовкой кадров».
В 80-е годы в промышленно развитых странах актуальной задачей стала
подготовка специалистов в области качества. Преподавание основ комплексного
(всеобъемлющего) управления качеством - Total Quality Management (TQM) -
вошло неотъемлемой частью в учебные планы многих университетов, школ бизнеса,
колледжей и средних школ Западной Европы и США. В России тоже осуществляется
подготовка специалистов по управлению качеством и преподавание основ качества
по другим специальностям.
Интеллектуальный потенциал в области качества продукции, товаров и услуг
очень молод. В его основе лежат такие идеи и принципы, как: всеобщность
категории качества; прямая зависимость качества от характера и уровня
потребностей, платежеспособного спроса, технических, организационных и
экономических возможностей общественного производства; управляемость качества;
использование нормативных и организационных технических возможностей
стандартизации для улучшения качества; эффективность комплексного использования
всех условий и факторов, воздействующих на улучшение качества; зависимость
темпов улучшения качества от состояния конкурентной среды экономики и системы
социально-психологических и материальных стимулов; влияние качества на
благосостояние граждан, рост национального богатства, обороноспособность и
безопасность, конкурентоспособность экономики страны в целом.
Носителем интеллектуального потенциала в области качества продукции,
товаров и услуг в нашей стране является относительно узкий круг ученых,
конструкторов и разработчиков новой продукции, организаторов и руководителей
производства, мастеров и рабочих.
Интеллектуальный потенциал в области качества находится на начальной
стадии своего развития в неустойчивом состоянии. Ему характерны колебания.
Достаточно вспомнить период активного развития и использования комплексного
управления качеством, затем его отрицание и переход к глобальному контролю
(введение повсеместной госприемки), затем ожидание спасительного влияния
рыночных отношений на качество. В последние несколько лет наблюдаются возврат к
комплексному управлению качеством на основе международных стандартов, и надежды
на сертификацию.
Роль человеческого фактора в разработке, производстве и эффективном (с
наибольшей пользой) применении новой продукции требует постановки вопроса о
коренном усилении подготовки граждан России в области качества на всех этапах
общеобразовательного и профессионального обучения, а также производственной
деятельности. Такая постановка вопроса продиктована и общекультурным
прогрессом. Высокое качество в многообразии форм своего проявления во всех
сферах человеческой деятельности и бытия стало признаком современной культуры.
Знание проблем качества теперь стало неотъемлемым элементом культуры
современных людей развитых стран.
В профессионально-технических училищах главное внимание уделяется технике
и технологии технического контроля качества. Думается, что это разумно и
практически полезно будущим квалифицированным рабочим. Вместе с тем им было бы
полезно знать, что существует системный подход к управлению качеством. Особое
внимание нужно уделять обучению статистическим методам, в том числе практике
составления планов контроля качества конкретной продукции и анализу результатов
статистического контроля.
В средних специальных учебных заведениях технического профиля, в ряде
колледжей в учебных планах в большинстве случаев предусмотрен предмет «Основы
стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». Из общего числа
учебных часов (60-74 ч) на качество и стандартизацию отводится 4-15 ч.
Естественно, что будущему среднему техническому персоналу, на плечи которого
ложится достаточно большая работа по обеспечению и управлению качеством на
предприятии, такой объем знаний недостаточен. Работники среднего технического
звена, как минимум, должны понимать значение качества продукции и ее
конкурентоспособности для экономического и социального развития предприятия,
знать содержание программы повышения качества продукции предприятия,
организационно-функциональную структуру системы управления качеством продукции,
содержание международных стандартов серии ISO 9000 и их отечественных аналогов.
В последнее время Минобразования и науки РФ, взаимодействуя с
научно-технической общественностью России, принимает меры по усилению
подготовки молодых специалистов по вопросам качества. Но все же это лишь первые
шаги. Нужно добиваться, чтобы они стали новым и устойчивым началом. В числе
ключевых вопросов, которые послужат формированию такого начала, необходимо
выделить два: создание системы постоянной и эффективной подготовки рабочих,
специалистов и научных работников в области качества; внедрение содержательной
основы процесса обучения в области качества на всех уровнях образования.
Основные требования к направленности содержания подготовки кадров и
повышению их квалификации в период обучения и производственной деятельности в
зависимости от жизненных этапов могут быть сформулированы следующим образом.
Этап I - период дошкольного воспитания. Ребенку прививаются навыки
аккуратности, опрятности в одежде, бережливости к игрушкам, созидательности,
любовь к красоте окружающего мира природы и мира вещей. Последовательно
внушается мысль, что он может и должен все делать красиво - качественно.
Этап II - период неполного среднего образования. На базе исходных научных
сведений развиваются навыки аккуратности, опрятности, любви к красоте и т. п.
Даются исходные представления о качестве как о стороне каждого предмета или
явления природы, продукта человеческого труда, деятельности. Обращается
внимание на историческую традицию высокого качества в России и мировых
достижений в области качества. Подчеркиваются качественные составляющие,
качественные проявления преподаваемых дисциплин, предметов.
Этап III - завершающий период общего среднего образования. Продолжается
работа в направлении познания качества, определившегося на этапе II.
Объясняется, что социальное, эстетическое, нравственное и экономическое
значение высокого качества привело в наше время к развитию научных основ
обеспечения и управления качеством - теория надежности, квалиметрия,
статистические методы и др. Обеспечивается знакомство с основными положениями
законодательной базы обеспечения качества и защиты прав потребителя. Даются
основные знания о стандартизации, метрологии, единой системе измерений,
сертификации.
Этот этап имеет исключительное значение, так как должен закончить
формирование такой суммы знаний о качестве, которой будет руководствоваться
молодой человек при выборе дальнейшего профессионального образования или
деятельности.
Этап IV - период овладения основами выбранной рабочей профессии. В этот
период наряду с приобретением знаний и навыков по технологическому профилю
следует дать будущему рабочему знания о статистических методах контроля
качества, о механизме управления качеством, о составе и структуре систем
управления качеством и о формах и методах работы подразделений качества.
Этап V - период подготовки молодого специалиста в стенах вуза. Этап
относится к подготовке специалиста как инженерного уровня для служб
стандартизации, метрологии, управления качеством, маркетинга, так и для работы
в специализированном производстве той или иной отрасли народного хозяйства.
Этап VI -занятия научной работой в области качества.
Этап VII - подготовка к профессиональной научной деятельности в звании
кандидата наук в определенной области науки о качестве.
Этап VIII -достижения наивысшей научной квалификации в области
проблематики качества. Только их единство может дать высокий эффект, так как
время «старения» полученных знаний устойчиво сокращается быстрыми темпами.
Заключение
Обеспечение высокого, конкурентоспособного качества продукции или услуг -
ключевой фактор завоевания лидирующих позиций в любом направлении деятельности.
Решение же этой задачи невозможно без наличия квалифицированных кадров,
основной задачей которых должна быть организация эффективной работы по
управлению качеством - как продукции или услуги, так и применяемых
производственных и управленческих процессов и, в конце концов, компании в
целом.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в конце XX века и сегодня
во многих государствах (в том числе и в России) повысилось внимание к качеству
товаров и услуг, а затем к системам, обеспечивающим качество в производстве и в
сфере услуг, а также к факторам качества, которые дали возможность оценивать
жизне- и конкурентоспособность не только фирм и организаций, но и целых стран.
Это произошло в связи с разработкой и изданием системы международных стандартов
ISO 9000 новой версии.
Обучение качеству необходимо начинать с дошкольного возраста, и оно
должно стать постоянным и всеобщим процессом, т. е. каждый гражданин России
должен знакомиться со следующими уровнями познания качества: азбука качества;
арифметика качества; элементарная математика качества; высшая математика
качества; философия и методология качества; управление и обеспечение качества,
в том числе прогнозирование, планирование, организация, мотивация, затраты,
контроль, аудит, улучшение (конкурентоспособность), сертификатопригодность
(разработка, создание, внедрение), сертификация (эксплуатация), реновация,
утилизация.
Ключевым вопросом при этом является обеспечение адекватности учебных
программ фактической потребности в тех или иных знаниях и навыках у будущих
выпускников, а также соответствие изучаемых тем современному уровню
научно-технических достижений и опыта.
Список использованной литературы
1. ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт.
Системы менеджмента качества. Требования (введен в действие Приказом
Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст) // http://base.consultant.ru.
2. Гиссин, В.И. Управление качеством. Экономика и
управление. М., 2012.
3. Исикава К. Японские методы управления качеством /
Пер. с англ. - М.: Экономика, 1998.
. Качалов В. Подготовка специалистов в области
управления качеством. М., 2009.
. Прохоров Ю.К. Управление качеством. М., 2012.