Теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности организации

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности организации

1.1 Понятие и структура финансового результата деятельности организации

1.2 Финансовые результаты деятельности организации: показатели и факторы на них влияющие

2. Анализ управления финансовыми результатами деятельности предприятия

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности

2.2 Анализ финансовых результатов деятельности организации

Глава 3. Пути увеличения прибыли ООО "Автозаводстрой"

3.1 Резервы увеличения прибыли организации

3.2 Оценка рентабельности деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации характеризуется ее финансовыми результатами. Общим финансовым результатом является прибыль, которая обеспечивает производственное и финансовое развитие предприятия. При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат.

Актуальность темы исследования заключается в том, что основными целями деятельности любого предприятия являются, получение прибыли, сохранение и наращивание капитала. Их достижение обеспечивает необходимый уровень эффективности работы хозяйствующего субъекта и удовлетворение интересов его собственников. Обе цели тесно взаимосвязаны между собой, так как основным источником увеличения капитала выступает чистая прибыль. Важным инструментом решения обозначенной проблемы является экономический анализ, с помощью которого выявляют причины изменения показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли.

Прибыль является сложным комплексным показателем, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций или долей и пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибаться при интерпретации множества различных показателей финансовых результатов.

Цель данной работы: оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предложить основные направления их увеличения.

Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:

·        раскрыть теоретические аспекты оценки финансовых результатов предприятия;

·        провести оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рассчитать показатели:

1.      резервы увеличения прибыли

2.      рентабельности;

Объектом данной работы является ООО "Автозаводстрой". Предметом выступают финансовые результаты деятельности предприятия.

Информационная основа работы: "Годовой отчет ООО "Автозаводстрой" за 2010 - 2012 гг., "Отчет о прибылях и убытках" за 2010 - 2012 гг., "Бухгалтерский баланс" за 2010 - 2012 гг.

В ходе проведения анализа данной работы были использованы метод сравнения, математические, статистические методы, метод анализа, метод обобщений.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе данной работы рассматриваются теоретические аспекты финансово-хозяйственных результатов деятельности предприятия: понятие, экономическая сущность, показатели, формирование, распределение, методика оценки финансовых результатов.

Во второй главе дается краткая характеристика предприятия. Проводится анализ финансовых результатов предприятия.

В третьей главе проводится анализ резервов увеличения прибыли организации и оценка рентабельности деятельности организации.

1. Теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности организации


1.1 Понятие и структура финансового результата деятельности организации


Экономическая сущность прибыли является сложной и дискуссионной проблемой в современной экономической теории.

Прибыль - это превышение дохода над расходами. Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.

Сущность прибыли наиболее полно выражается в её функциях. В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли, в разных источниках насчитывают от двух до шести функций. Большинство экономистов выделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли. Это функции обобщённого оценочного показателя деятельности, воспроизводственная и стимулирующая функции.

В соответствии с первой функцией прибыль характеризует результат деятельности хозяйствующего субъекта. Прибыль представляет собой итог его деятельности, который зависит от уровня его себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное - от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребности потребителя, то есть, имеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. Наряду с оценочной функцией прибыль выполняет функцию стимулирования. Стимулирующая функция прибыли проявляется не только в направлении части ёе на экономическое стимулирование, а связана со всем процессом формирования, распределения и использования прибыли. Ещё одной функцией прибыли является воспроизводственная функция, в которой она выступает как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства. Раскрытие экономической природы прибыли, объективных общеэкономических закономерностей и предпосылок её образования и существования необходимо, но образования и существования необходимо, но недостаточно для понимания механизма формирования прибыли корпораций в современных условиях [14].

Прибыль является важнейшим источником формирования бюджетов всех уровней. Таким образом, в росте прибыли заинтересованы как предприятия, так и государство. В хозяйственной практике различают следующие показатели:

валовая прибыль;

прибыль (убыток) от продаж;

прибыль (убыток) до налогообложения;

прибыль (убыток) от обычной деятельности;

чистая прибыль или непокрытый убыток.

Данные показатели определяются следующим образом:

Валовая прибыль равна выручке от продаж товаров, продукции, работ, услуг минус НДС, акцизы, себестоимость проданных товаров, продукции, работ услуг.

Прибыль от продаж равна валовая прибыль минус коммерческие расходы, управленческие расходы.

Прибыль до налогообложения больше прибыли от продаж на сумму процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и внереализационных доходов и меньше на сумму процентов к уплате, прочих операционных и внереализационных расходов. Путём вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных обязательных аналогичных платежей определяется прибыль от обычной деятельности.

финансовый результат прибыль управление

Чистая прибыль равна прибыли от обычной деятельности плюс минус чрезвычайные доходы расходы [4].

Таким образом, понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определённую форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определённом этапе развития общества, в определённой экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.

Структура финансового результата.

Вся хозяйственная жизнь предприятия складывается из двух групп фактов хозяйственной жизни - это доходы и расходы.

Доходы и расходы - это те факты хозяйственной жизни, которые с экономической, юридической и бухгалтерской точек зрения изменяют финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

В Положениях по бухгалтерскому учету правила формирования доходов и расходов рассматриваются в их синхронизации и сопоставлении для получения результирующего финансового показателя - прибыли или убытка. Финансовый результат деятельности организации характеризует ее положение на рынке, успешность управления, капитализацию компании и другие аспекты, интересующие всех пользователей финансовой отчетности. Концепция доходов и расходов, лежащая в основе Положения по бухгалтерскому учету, состоит в том, что не всякие затраты относятся к расходам, также как не всякие поступления являются доходами [3].

Согласно п.2 ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) [1].

ПБУ 10/99 определяет расходы организации как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [2].

Помимо этого определению фактов хозяйственной жизни, не относящихся к доходам и расходам, посвящены специальные нормы ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Согласно п.3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику [1].

В соответствии с п.3 ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в погашение кредита, займа, полученных организацией [2].

Рассмотрим доходы и расходы от обычных видов деятельности. Согласно п.5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности считается:

выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

на предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата);

на предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности);

на предприятиях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью [1].

В соответствии с п.5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные:

с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг:

на предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью;

на предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью;

на предприятиях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, связанные с этой деятельностью [2].

Рассмотрим прочие доходы организации. В соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99 к прочими доходами относятся:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 ПБУ 9/99);

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 ПБУ 9/99);

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) (с учетом положений пункта 5 ПБУ 9/99);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров В ситуации нарушения договорных обязательств организация получает специфический вид дохода, квалифицируемый с точки зрения гражданского права как убытки (ст.15 ГК РФ) или неустойка (ст.330 ГК РФ) [1].

В соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 прочими расходами являются:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);

расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы;

сумма уценки активов;

перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

прочие расходы [2].

Таким образом, финансовый результат организации формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия, таких, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций.

Вторая часть, в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат. Если за отчетный период предприятие от продажи продукции, товаров, работ, услуг и других операций, составляющих предмет его деятельности, получило прибыль, то весь его финансовый результат будет равен прибыли от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Если предприятие получит убыток от продаж, то его общий финансовый результат будет равен сумме убытка от продаж плюс прочие расходы минус прочие доходы.

1.2 Финансовые результаты деятельности организации: показатели и факторы на них влияющие


Сумма прибыли, и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

·   маржинальная (валовая) прибыль - разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

·   прибыль от реализации продукции - разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

·   общая сумма брутто-прибыли отчетного периода - финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;

·   налогооблагаемая прибыль - разность между суммой брутто-прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

·   чистая прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

·   капитализированная (реинвестированная) прибыль - часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

·   потребленная прибыль - та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на социальные программы [4].

Факторы, влияющие на финансовые результаты и управление ими.

Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на: внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменения почти или совсем не подвластно воле предприятия.

Для устойчивости предприятия очень важна не только общая величина затрат но и соотношение между постоянными и переменными издержками.

Для развития в такой системе как среда, необходимо стать ее элементом, влиться в процесс и технологию ее существования и развития, обрасти связями, быть гибкой модульной организацией, способной преодолевать угрозы и разделять риски и поэтому можно выделить еще один фактор, оказывающий влияние на финансовую устойчивость - диверсификация деятельности.

Другим важным фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления ими. Устойчивость предприятия и потенциальная эффективность бизнеса во многом зависят от качества управления текущими активами от того, сколько задействовано оборотных средств и каких именно, какова величина запасов и активов в денежной форме, и т.д.

Следующим значительным внутренним фактором финансовой устойчивости является состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у предприятия собственных финансовых ресурсов, прежде всего, прибыли, тем спокойнее оно может себя чувствовать.

С точки зрения влияния на финансовую устойчивость предприятия определяющими внутренними факторами являются:

отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;

структура выпускаемой продукции, ее доля в общем платежеспособном спросе;

размер оплаченного уставного капитала;

величина и структура издержек их динамика по сравнению с денежными доходами;

состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру [5].

Основные факторы внешней среды могут быть разделены на четыре группы:

политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации: антимонопольное законодательство, денежно-кредитная политика, федеральные выборы, патентное законодательство;

экономические факторы. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей;

социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы и оказывают влияние практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и вызывают потребность в других товарах, определяя новые стратегии организации;

технологические факторы. Революционные технологические перемены и открытия представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать.

Особое значение для финансовой устойчивости предприятия имеет уровень, динамика и колебания платежеспособного спроса на его продукцию (услуги), ибо платежеспособный спрос предопределяет стабильность получения выручки. В свою очередь платежеспособный спрос зависит от состояния экономики уровня дохода потребителей - физических и юридических лиц - и цены на продукцию предприятия.

Существенно влияет на финансовую устойчивость и фаза экономического цикла, в которой находится экономика страны. В период кризиса происходит отставание темпов реализации продукции от темпов ее производства. Уменьшаются инвестиции в товарные запасы, что еще больше сокращает сбыт. Снижаются в целом доходы субъектов экономической деятельности, сокращаются относительно и даже абсолютно масштабы прибыли. Все это ведет к снижению ликвидности предприятия, их платежеспособности. В период кризиса усиливается серия банкротств.

2. Анализ управления финансовыми результатами деятельности предприятия


2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности


организации ООО "Автозаводстрой"

История создания компании началась в 1971 году, когда на основании приказа Министерства энергетики было создано управление строительства "Автозаводстрой" для строительства Камского автозавода.

За годы существования УС "Автозаводстрой" было преобразовано в ППФ "Автозаводстрой", далее в 1995 в ООО "Автозаводстрой", как дочерняя организация ОАО "Камгэсэнергострой". В 2001 году ООО "Автозаводстрой" было реорганизовано и создано новую организацию ООО "Камгэсавтозаводстрой". В 2006 году произошла очередная реорганизация и было создано ООО "ПСК "Автозаводстрой", зарегистрированое 27 июля 2006 года с уставным капиталом в размере 10 000 руб. Организация выполнило объем работ более 4-х млрд. руб.

Оно осуществляет следующие виды деятельности:

         выполнение строительно-монтажных работ, пусконаладочных, ремонт-ных, диагностических, поверочных, геодезических и иных работ;

-        ремонт, реконструкция, модернизация, капитальное строительство, монтаж;

         производство строительных материалов, конструкций, изделий и товаров народного потребления;

         эксплуатация объектов: котлонадзора, подъемных сооружений, газового хозяйства, автозаправочных станций, энергообъектов;

         выполнение проектных работ: объектов промышленного назначения, жилых, общественных зданий и сооружений, объектов сельского хозяйства, инженерных сетей и систем, специальных разделов проектов, мостов и дорог, энергообъектов, электроэнергетического, теплоэнергетического оборудования;

         осуществление функций генерального проектировщика;

         транспортная деятельность, оказание автоуслуг и услуг механизмов;

         проведение работ по контролю экологических параметров авто-транспортных средств;

         прокладка и устройство наружных и внутренних линий связи, радио, телевидения и систем охранно-пожарной защиты;

         капитальный ремонт, реконструкция железных дорог;

         снабженческо-сбытовая, торгово-закупочная и коммерческая деятель-ность;

         снабженческо-сбытовые операции с нефтепродуктами;

         содержание и эксплуатация автозаправочных станций (складов ГСМ), в том числе передвижных;

         возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

         работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования.

Рассмотрим экономические показатели деятельности ООО "Автозаводстрой" в таблице 1 (см. приложение 1).

Как видно из таблицы, в 2012 году по сравнению с 2010 годом экономические показатели заметно возросли.

Отмечается значительный рост выручки от продажи продукции и услуг, в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 477683 тыс. руб. или на 169,1%, в 2012 г. по сравнению с 2011 годом на 15215 тыс. рублей или на 1,3%. Поскольку переменные затраты растут прямо пропорционально объему выпущенной продукции (оказанных услуг) увеличение выручки от реализации повлекло за собой увеличение себестоимости в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 425168 тыс. руб. или на 164,3%, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 24728 тыс. руб. или на 2,3%.

Для расширенного воспроизводства получение прибыли и рентабельности нужно, чтобы темпы роста товарной продукции опережали темпы роста себестоимости. Затраты на 1 руб. товарной продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизились на 3,05 коп., так как рост товарной продукции (169,1%) превысил темпы роста себестоимости (164,3%). Значительное снижение роста затрат на 1 руб. товарной продукции привело к увеличению прибыли от продаж на 52515 тыс. руб. или на 273,4%.

При росте товарной продукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 101,3% темпы роста себестоимости составили 102,3%, что привело к увеличению затрат на 1 руб. товарной продукции. В результате роста затрат на 1 руб. товарной продукции прибыль от реализации продукции имела тенденцию к снижению.

В 2012 году прибыль от продаж ООО "Автозаводстрой" составила 82799 тыс. рублей, что в сравнении с 2011 годом меньше на 9513 тыс. руб. или на 11,5%. Снижение экономических показателей деятельности ООО "Автозаводстрой" повлекло за снижение показателей рентабельности продукции, так рентабельность продукции в 2012 г. составила 6,6%, что ниже показателя 2011 г. на 1,03%, что, несомненно, является отрицательным моментом.

Таким образом, проанализировав динамику основных показателей можно сделать вывод о том, что наиболее результативным периодом функционирования предприятия ООО "Автозаводстрой" является 2011 год.

Для оценки финансово-хозяйственной деятельности проведем экспресс-анализ финансового состояния ООО "Автозаводстрой". Результаты экспресс-анализа финансового состояния ООО "Автозаводстрой" за 2010 - 2012 гг. представим в таблице 2 (см. приложение 2).

Таким образом, на основании результатов экспресс-анализа финансового состояния ООО "Автозаводстрой" за период 2010 - 2012 гг. можно сделать следующий вывод:

Результаты анализа за 2010 - 2012 гг. показали, что предприятие достигло высоких показателей деятельности. Выручка увеличилась на 69,1%, прибыль от продаж на 173,4%, чистая прибыль на 842,6%, что свидетельствует об увеличении объемов реализации продукции или оказываемых услуг. Показатель рентабельности продаж по общей прибыли увеличился - на 2,7%, а рентабельность продаж по чистой прибыли на 3,12%. Краткосрочные обязательства предприятия увеличились на 11,1%, и темпы их роста не превышают темпы увеличения выручки от реализации. Это свидетельствует о платежеспособности предприятия. Также в данный период 2010 - 2011 гг. предприятию ООО "Автозаводстрой" удалось добиться выполнения "золотого" правила эффективного бизнеса:

Тприбыль > Твыручка от продажактивы > 100%,

,6 > 169,1 > 115,1 > 100%.

Данный факт подтверждает рисунок 1 (см. Приложение 3).

Экспресс-анализ финансового состояния в 2011 - 2012 гг. выявил, что финансовое состояние ООО "Автозаводстрой" ухудшилось, об этом свидетельствует снижение показателей финансовой деятельности предприятия, так прибыль от продаж уменьшилась на 11,5%, чистая прибыль на 44,8%. Снижение показателей прибыли повлекло за собой уменьшение показателя рентабельности продаж по общей прибыли - на 0,9%, а рентабельности продаж по чистой прибыли на 1,73%. Как следствие наблюдается рост краткосрочных обязательств на 22,9%, и темпы их роста превышают темпы увеличения выручки от реализации. Наблюдается также темп роста дебиторской задолженности и запасов и они существенно выше темпов роста выручки, следовательно, происходит излишнее отвлечение денежных средств в оборотных активах, это свидетельствует об ухудшении платежеспособности предприятия ООО "Автозаводстрой" в 2012 году [11].

Проанализировав финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО "Автозаводстрой" перейдем к оценке динамики и факторов формирования прибыли исследуемого предприятия.

2.2 Анализ финансовых результатов деятельности организации


Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения.

Начальным этапом исследования является изучение динамики, структуры прибыли, оценка выполнения плана в целом, по видам хозяйственной деятельности, а также определение влияния факторов на изменение величины показателей прибыли [6].

Финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль (убыток) от прочей реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Они характеризуют абсолютную прибыль хозяйствования. Размер прибыли, несомненно, имеет большое значение, но только по абсолютным показателям прибыли безотносительно к обороту или величине активов предприятия невозможно дать объективную оценку финансового результата.

Состав, структуру и динамику показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" за период 2010 - 2012 гг. основные показатели представим в таблице 3 (см. Приложение 4)

Представленные в таблице данные показывают, что наибольший удельный вес в структуре доходов приходится на валовую прибыль, равную 4,38% в 2010 г., с увеличением ее доли до 6, 19% к 2012 г., как и предполагалось по плану. Это свидетельствует о приоритетности основной деятельности, за счет которой и формируется чистая прибыль.

Доля прочих доходов в диапазоне 0,01 - 0,2% за анализируемый период 2010 - 2012 гг. говорит о том, что даже значительные колебания величины прочих доходов не оказывают существенного влияния на конечный результат деятельности ООО "Автозаводстрой".

Из данных структурно-динамического анализа за три года следует, что все показатели, кроме прочих доходов (снижение их составило 1031 тыс. руб.), имели положительную динамику. Совокупные доходы в абсолютном выражении увеличились на 477683 и на 15215 тыс. руб. соответственно, темпы прироста составили 69,14 и 1,3% соответственно; валовая прибыль в 2011 г. прибавила 52515 или 173,41 %, однако в 2012 году сумма снижения валовой прибыли составила 9513 тыс. руб. или 11,49%. Начиная с этого показателя, наблюдается снижение показателей прибыли в 2012 году.

Таким образом, по данным проведенного анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли в 2011 году, наблюдается спад деловой активности к 2012 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям, а также в невыполнении плановых заданий.

Остановимся отдельно на динамике и оценке чистой прибыли, которая, формируется в основном за счет операционной деятельности (см. таблицу 4).

Таблица 4 - Показатели динамики и оценки чистой прибыли ООО "Автозаводстрой" за период 2010 - 2012 гг., тыс. руб.

Показатель

2010г.

2011г.

2012г.

Абс. изм. (+, - )

Темпы прироста (%)





2011г. к 2010г.

2012г. к 2011г.

2011г. к 2010г.

2012г. к 2011г.

Прибыль от продаж

30284

82799

73286

52515

-9513

173,41

-11,49

Сальдо прочих доходов и расходов

-20515

-20013

-33609

502

-13596

-2,45

67,94

Налог на прибыль

5044

18248

15082

13204

-3166

261,78

-17,35

Чистая (нераспределенная) прибыль

4725

44538

24595

39813

-19943

842,60

-44,78


За анализируемый период 2010 - 2012 гг. темпы прироста чистой прибыли составили 842,6% и - 44,78%, а в абсолютном выражении чистая прибыль увеличилась в 2011 году на 39813 тыс. руб., а в 2012 году снизилась на 19943 тыс. руб. соответственно.

При этом темп роста прибыли от реализации в 2011 году по сравнению с 2010 годом был заметно ниже, т.е.173,41%, следовательно, прирост чистой прибыли был обеспечен за счет влияния других факторов, в частности - за счет сокращения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 502 тыс. руб. в 2011 г. Следует отметить, что несмотря на положительную динамику этого показателя, в 2012 году показатели по чистой прибыли не достигли требуемой величины. Чистая прибыль в 2012 г. составила 24595 тыс. руб., что на 19943 тыс. руб. меньше, чем в 2011 году. Факторы изменения объема чистой прибыли рассчитываются способом сравнения. При этом необходимо учитывать, что изменение налога на прибыль на величину чистой прибыли оказывает влияние, обратное по знаку.

Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем. Отрицательное действие одних факторов способно снизить или полностью превзойти положительное влияние других. Негативное воздействие факторов следует рассматривать отдельно, устанавливая конкретную причину каждого для определения основных резервов повышения эффективности, разработки предложений, направленных на повышение прибыли. Поэтому следующим этапом аналитического исследования должно стать определение причин снижающейся динамики и недополучения запланированной величины финансово-хозяйственного результата ООО "Автозаводстрой".

Факторы формирования показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" за 2010 - 2012 гг. представим в таблице 4 (см. приложение 5).

Влияние на изменение валовой прибыли объема реализации продукции и себестоимости ООО "Автозаводстрой" рассмотрим по абсолютным отклонениям этих показателей. За 2011 год основной прирост валовой прибыли в сумме 477683 тыс. руб. произошел за счет увеличения выручки от реализации, себестоимость способствовала снижению валовой прибыли на 425168 тыс. руб. (см. приложение 7). В 2012 г. ситуация изменилась в сторону уменьшения себестоимости на 24728 тыс. руб. и незначительного роста выручки от реализации на 15215 тыс. руб., и это стало основным фактором снижения валовой прибыли. Это не могло не сказаться на остальных показателях прибыли: снижение прибыли от реализации на 9513 тыс. руб. было предопределено ростом себестоимости реализованной продукции. Увеличение прочих доходов на 223 тыс. руб. и рост прочих расходов на 12333 тыс. руб. вызвали снижение прибыли до налогообложения на 23064 тыс. руб. В результате чистая прибыль уменьшилась на 19943 тыс. руб. и составила 24595 тыс. руб.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что снижение показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" в 2012 г. объясняется проблемами в сфере сбыта, т.е. имели место внешние факторы, возможно, такие как начавшийся мировой финансовый кризис и как следствие неблагоприятная рыночная конъюнктура, падение спроса на выпускаемую продукцию и т.п.

Несомненно, положительным фактором является снижение себестоимости, доля которой в выручке от реализации снизилась на 1,81%: с 95,62% в 2010 г. до 93,81 % в 2012 г.

Так как в условиях рыночной экономики главной целью хозяйственно-финансовой деятельности любой организации должна быть прибыль, поэтому необходимо обращать внимание на качество прибыли, что важно для объективной оценки деятельности организации с позиции всех заинтересованных субъектов рыночных отношений. Качество прибыли зависит от множества факторов, но в целом они характеризуют два признака "качественности" прибыли это стабильность в доходах и адекватность ее оценки. Стабильными можно назвать доходы, которые отличаются относительным постоянством на протяжении длительного периода времени и вследствие этого могут легко прогнозироваться на перспективу. Чем больше стабильность в доходах, тем выше качество прибыли.

В качестве исследуемого показателя целесообразно использовать показатель прибыли в расчете на одного занятого. Анализ данного показателя выполнен по трем позициям: прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли (см. приложение 6). Выполненный анализ свидетельствует о том, что в 2011 г. показатели прибыли от продаж и чистой прибыли в расчете на одного занятого в ООО "Автозаводстрой" были наиболее высокими за весь рассматриваемый период - соответственно 40,75 тыс. руб. /чел. и 21,92 тыс. руб. /чел.

Показатели прибыли в расчете на одного занятого 2012 г. также характеризуются положительной динамикой, но они незначительно ниже показателей 2011 г., однако выше показателей 2010 г., поэтому целесообразно сравнивать между собой результаты 2012 г. с 2010 г.

Таким образом, по данным проведенного практического анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" в 2011 году, наблюдается спад деловой активности к 2012 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям. Отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2012 г. от показателей 2011 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль ООО "Автозаводстрой" на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.

3. Пути увеличения прибыли ООО "Автозаводстрой"


3.1 Резервы увеличения прибыли организации


По данным проведенных анализов можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" в 2011 году, наблюдается спад деловой активности к 2012 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям. Отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2012 г. от показателей 2011 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль ООО "Автозаводстрой" на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.

Результаты расчета факторных влияний указывают на положительное воздействие всех исследуемых элементов в 2011 г. Наибольший прирост прибыли на 31496 тыс. руб. приходится на снижение себестоимости. За счет объема продаж прибыль ООО "Автозаводстрой" увеличилась на 14983 тыс. руб. В 2012 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 9112 тыс. руб.) и роста себестоимости, отрицательное воздействие которой составило 10593 тыс. руб. Общее снижение прибыли от продаж ООО "Автозаводстрой" в 2012 г. было получено за счет увеличения себестоимости, и снижения объемов продаж.

Изложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению финансовых результатов деятельности ООО "Автозаводстрой". В частности, следует уделить внимание поиску резервов увеличения суммы прибыли на предприятии.

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры производимой продукции.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного увеличения объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:

, (1)

где  - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

Пi - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;

РПki - количество дополнительно реализованной продукции в

натуральных единицах измерения.

Если прибыль рассчитана на 1 руб. товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

, (2)

где PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.

П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;- фактический объем реализованной продукции, руб [13].

В ООО "Автозаводстрой" производят различные виды продукции, оказывают разнообразные услуги, поэтому наиболее целесообразно определять резерв повышения прибыли в сравнимых показателях - в рублях, т.е. применить второй способ анализа.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции по формуле (2).

Имеем:

= 1183773 тыс. руб. * 1,10 = 1302150,3 тыс. руб.;

П = 73286 тыс. руб.;= 1183773 тыс. руб.;


Таким образом, подняв объем выпуска и продажи продукции на 10%, ООО "Автозаводстрой" увеличит свою прибыль на 80614,6 тыс. руб. при условии сохранения значений ценовых показателей.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, достигнутый на передовых предприятиях; базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран. Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.

При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сопоставления достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

, (3)

где  - резерв снижения себестоимости продукции за счет i - гo вида ресурсов;

 и  - соответственно фактический и потенциальный уровень использования i - го вида производственных ресурсов.

Расчет обобщающей количественной оценки общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:

, (4)

где Рс - общая величина резерва снижения себестоимости продукции;

 - резерв снижения себестоимости по i-му виду производственных ресурсов [11].

Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определения общей суммы резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:

, (5)

где  - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;

ЗВ - возможное снижение затрат на 1 руб. продукции;- фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;- возможное увеличение объема реализации продукции.

Для того чтобы затраты на производство продукции привести в сопоставимые значения, выполним их пересчет на 1 руб. произведенной и реализованной продукции делением общей суммы затрат на объем товарной продукции в ценах реализации, результаты перерасчета представим в таблице 7 (см. приложение 8).

В качестве базового показателя приняты плановые показатели 2012 г.

Как показывают данные таблицы, на предприятии ООО "Автозаводстрой" имеются резервы снижения себестоимости продукции за счет незначительного уменьшения материальных затрат и прочих затрат.

Возможное снижение затрат на 1 руб. товарной продукции равно:

(0,32 + 0,09) - (0,3 + 0,086) = 0,024 руб.

Фактическая себестоимость реализованной продукции в 2012 г. составила 1110487 тыс. руб. Возможная себестоимость с учетом снижения затрат на 1 руб. товарной продукции равна:

- (1110487 * 0,024) = 1083835,3 тыс. руб.

Таким образом, за счет снижения себестоимости предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме:

- 1083835,3 = 26651,7 тыс. руб.

Следовательно, возможная прибыль от продаж с учетом резерва увеличения прибыли за счет роста объема реализации на 10% (80614,6 тыс. руб.) и снижения себестоимости (26651,7 тыс. руб.) составит:

+ 80614,6 + 26651,7 = 180552,3 тыс. руб.

А это в свою очередь положительно скажется на повышении рентабельности расходов по обычным видам деятельности.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж может быть использована следующая формула:

, (6)

где PR - резерв роста рентабельности;

Пф - фактическая сумма прибыли;

РП - резерв роста прибыли от продаж;

СВ - возможная себестоимость продукции с учетом выявленных резервов;

Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции [7].

Подставив все известные данные в формулу (6), вычислим резерв увеличения рентабельности производственной деятельности ООО "Автозаводстрой" за счет действия названных выше факторов:


Таким образом, при увеличении объема производства и реализации продукции на 10%, снижении на 0,024 руб. затрат на 1 руб. товарной продукции, предприятие получит дополнительную прибыль в сумме 180552,3 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость затрат) на 10,05%.

На основе проведенного анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности ООО "Автозаводстрой" можно сделать выводы о том, что на исследуемом предприятии имеются следующие резервы повышения прибыли:

увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

снижение себестоимости выпускаемой продукции;

повышение качества выпускаемой продукции.

3.2 Оценка рентабельности деятельности предприятия


Результативность функционирования предприятия чаще всего оценивается показателями рентабельности (доходности). Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рентабельности предприятия за анализируемый период целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статистической отчетности [10].

Исходные данные для расчета показателей рентабельности ООО "Автозаводстрой" представим в таблице 8 (см. приложение 9).

Рассчитаем финансовые коэффициенты, характеризующие рентабельности деятельности ООО "Автозаводстрой" на конец 2010 года:

рентабельность собственного капитала, %:

г. Рсобст. кап = 4725/- 6054 * 100% = - 78,5%;

рентабельность авансированного капитала, %:

г. Раванс. кап = 4725/152036 * 100% = 3,11%;

рентабельность оборотных активов, %:

г. Робор. акт = 4725/114037,5* 100% = 4,14%;

рентабельность внеоборотных активов, %:

г. Рвнеоб. акт = 4725/37998,5 * 100% = 12,437%;

рентабельность производства, %:

г. Рпроизв = 30284/660591 * 100% = 4,58%;

рентабельность продаж (по чистой прибыли), %:

г. Рпродаж = 4725/690875 * 100% = 0,68%;

рентабельность продаж (по прибыли от продаж), %:

г. Рпродаж = 30284/690875 * 100% = 4,38%;

рентабельность активов, %:

г. Робор. акт = 10043/152036 * 100% = 6,61%.

Аналогичным образом рассчитаем коэффициенты на конец 2011 и 2012 года, результаты расчетов представим в таблице 9 (см. приложение 10).

Как видно из таблицы, показатели рентабельности предприятия ООО "Автозаводстрой" характеризуются положительной динамикой. Высокие значения показателей рентабельности в 2011 году свидетельствуют о эффективности деятельности предприятия ООО "Автозаводстрой" в данный период. В 2012 году по сравнению с 2011 годом все показатели рентабельности деятельности ООО "Автозаводстрой" снизились, однако были не ниже уровня 2010 года. Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от продаж, в 2012 году составила 6, 19%, что выше уровня 2010 года на 1,81 пункта, рентабельность продаж по чистой прибыли составила 2,08%, что также выше уровня 2010 года на 1,4 пункта. Это свидетельствует о улучшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в 2012 году в сравнении с 2010 годом [12].

Показатели, отражающие эффективность основной деятельности на протяжении 2010 - 2012 гг. значительно возросли - это происходит и с рентабельностью продаж, и с рентабельностью производства; итоговые показатели эффективности также увеличились, в частности, рентабельность собственного капитала увеличилась на 120,59 пункта, рентабельность активов на 10,54 пункта. Произведем факторный анализ рентабельности продаж ООО "Автозаводстрой" за период 2010 - 2012гг. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж представим в таблице 8.

Таблица 10 - Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж ООО "Автозаводстрой"

Показатель

Условное обозначение

2010 г.

2012 г.

Отклонение

1 Выручка от продаж, тыс. руб.

N

690875

1183773

492898

2. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

S

660591

1110487

449896

3. Прибыль от продаж, тыс. руб.

N - S - КР

30284

73286

43002

4. Рентабельность продаж, %

Рп / N

4,38

6, 19

1,81


Расчет влияния изменения выручки от продаж, себестоимости продукции на рентабельность продаж определим методом цепных подстановок:

изменение рентабельности продаж факторы повлияли следующим

образом.

Изменение выручки от продаж:

Рп (N) = 0,4419 - 0,0438 = +0,3981 = 39,81.

Изменение себестоимости проданных товаров:

Рп (S) = 0,0619 - 0,4419 = - 0,38 = - 38,0.

Совокупное влияние факторов:

,19 - 4,38 = 39,81 - 38,0+1,81 = +1,81

Следовательно, в 2012 году по сравнению с 2010 годом рост объема выручки от продаж способствовал снижению убыточности продаж на 0,3981. Рост же себестоимости проданных товаров повлек за собой увеличение убыточности продаж и составил 0,38. В целом прибыльность продаж в 2012 году по сравнению с 2010 годом возросла на 1,81%.

Итак, увеличение показателей рентабельности в динамике свидетельствует о повышении эффективности деятельности, степени доходности, прибыльности ООО "Автозаводстрой".

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод.

Результаты анализа за 2010 - 2011 гг. показали, что предприятие достигло высоких показателей деятельности. Выручка увеличилась на 69,1%, прибыль от продаж на 173,4%, чистая прибыль на 842,6%, что свидетельствует об увеличении объемов реализации продукции или оказываемых услуг. Краткосрочные обязательства предприятия увеличились на 11,1%, и темпы их роста не превышают темпы увеличения выручки от реализации. Это свидетельствует о платежеспособности предприятия.

Экспресс-анализ финансового состояния в 2011 - 2012 гг. выявил, что финансовое состояние ООО "Автозаводстрой" ухудшилось: так прибыль от продаж уменьшилась на 11,5%, чистая прибыль на 44,8%. Наблюдается также темп роста дебиторской задолженности и запасов и они существенно выше темпов роста выручки, следовательно, происходит излишнее отвлечение денежных средств в оборотных активах, это свидетельствует об ухудшении платежеспособности в 2012 году.

Несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" в 2011 году, наблюдается спад деловой активности к 2012 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям. Результаты расчета факторных влияний указывают на положительное воздействие всех исследуемых элементов в 2011 г. Наибольший прирост прибыли на 31496 тыс. руб. приходится на снижение себестоимости. За счет объема продаж прибыль ООО "Автозаводстрой" увеличилась на 14983 тыс. руб. В 2012 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 9112 тыс. руб.) и роста себестоимости, отрицательное воздействие которой составило 10593 тыс. руб. Общее снижение прибыли от продаж ООО "Автозаводстрой" в 2012 г. было получено за счет увеличения себестоимости, и снижения объемов продаж.

Высокие значения показателей рентабельности в 2011 году свидетельствуют об эффективности деятельности ООО "Автозаводстрой" в данный период. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. все показатели рентабельности ООО "Автозаводстрой" снизились, однако были не ниже уровня 2010 года. Это свидетельствует об улучшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в 2012 году в сравнении с 2010 годом.

Заключение


Проведенное теоретическое исследование и практический анализ формирования и рационального использования прибыли предприятия, позволили нам сделать следующие выводы.

Прибыль - основная цель предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Прибыль - основной внутренний источник образования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие организации. Она создает высокий уровень самофинансирования его развития, что повышает конкурентные позиции на товарном и финансовом рынках. Она выступает основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Оно быстрее выходит из кризисного состояния, если имеет высокий потенциал генерирования прибыли.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Из вышеизложенного материала можно сделать выводы по 3 главам данной курсовой работы:

Из 1 главы видно, что финансовый результат организации формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия, таких, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций. Вторая часть, в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат.

Но так же на финансовый результат влияют факторы, которые можно разделить на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменения почти или совсем не подвластно воле предприятия.

Из 2 главы следует, что результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности за 2010 - 2011 гг. показали, что предприятие достигло высоких показателей деятельности. Выручка увеличилась на 69,1%, прибыль от продаж на 173,4%, чистая прибыль на 842,6%, что свидетельствует об увеличении объемов реализации продукции или оказываемых услуг.

В 2011 - 2012 гг. финансовое состояние ООО "Автозаводстрой" ухудшилось, об этом свидетельствует снижение показателей финансовой деятельности предприятия, так прибыль от продаж уменьшилась на 11,5%, чистая прибыль на 44,8%.

Анализ динамики прибыли показал, что, несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" в 2011 году, наблюдается спад деловой активности к 2012 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям.

А из 3 главы можно сделать вывод, что высокие значения показателей рентабельности в 2011 году свидетельствуют об эффективности деятельности ООО "Автозаводстрой" в данный период. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. все показатели рентабельности ООО "Автозаводстрой" снизились, однако были не ниже уровня 2010 года. Это свидетельствует об улучшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в 2012 году в сравнении с 2010 годом.

На основе проведенного анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности ООО "Автозаводстрой" можно сделать выводы о том, что на исследуемом предприятии имеются следующие резервы повышения прибыли:

-       увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

-       снижение себестоимости выпускаемой продукции;

-       повышение качества выпускаемой продукции.

Также представляется необходимым внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ООО "Автозаводстрой", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:

-       выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

-       внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;

-       осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска продукции;

-       осуществлять повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности труда;

-       использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины.

Все выше перечисленные мероприятия позволят увеличить прибыль от основной деятельности на предприятии ООО "Автозаводстрой".

Список литературы


1.      Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом <#"706542.files/image019.gif">

Рисунок 1 - Динамика чистой прибыли, выручки от продаж и стоимости активов ООО "Автозаводстрой"

Приложение 4

 

Таблица 3 - Состав, структура и динамика показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" за период 2010-2012 гг.

Показатель

2010г.

2011г.

2012г.

Абс. изм. (+, - )

Темпы прироста (%)





2011г. к 2010г.

2012г. к 2011г.

2011г. к 2010г.

2012г. к 2011г.

Доходы, всего

690875

1168558

1183773

477683

15215

69,14

1,30

Удельный вес, %

100

100

100

0,00

0

-

-

Валовая прибыль

30284

82799

73286

52515

-9513

173,41

-11,49

Удельный вес, %

4,38

7,09

6, 19

2,70

-0,89

-

-

Прибыль от продаж

30284

82799

73286

52515

-9513

173,41

-11,49

Удельный вес, %

4,38

7,09

6, 19

2,70

-0,89

-

-

Прочие доходы

1403

149

372

-1254

223

-89,38

149,66

Удельный вес, %

0, 20

0,01

0,03

-0, 19

0,02

-

-

Прибыль до налогообложения

10043

63013

39949

52970

-23064

527,43

-36,60

Удельный вес, %.

1,45

5,39

3,37

3,94

-2,0

-

-

Чистая (нераспределенная) прибыль

4725

44538

24595

39813

-19943

842,60

-44,78

Удельный вес, %

0,68

3,81

2,08

3,13

-1,7337

-

-



Приложение 5

 

Таблица 4 - исходная информация для факторного анализа прибыли от продаж ООО "Автозаводстрой" за 2010 - 2011 гг. (в числе факторов - статьи калькуляции)

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Ресурсоемкость и маржа

Изменение ресурсоемкости и маржи


2010 г.

2011 г.

Изменение

Влияние на прибыль

2010 г.

2011 г.


Выручка от продаж

690875

1168558

477683

477683

-

-

-

Себестоимость продаж

660591

1085759

425168

 (425168)

0,956

0,929

 (0,027)

Прибыль от продаж

30284

82799

52515

52515

0,044

0,071

0,027


Приложение 6

Таблица 5 - Анализ прибыли (убытка) ООО "Автозаводстрой" в расчете на одного занятого

Показатель

2010 г. тыс. руб.

2011 г. тыс. руб.

2012 г. тыс. руб.

Откл. (+, - )

Темп роста, %





2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

2011 г. к 2010г.

2012 г. к 2011 г.

Численность занятых, чел.

1981

2032

2055

51

23

102,6

101,1

Прибыль от продаж, тыс. руб. /чел.

15,29

40,75

35,66

25,46

-5,09

266,5

87,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. /чел.

5,07

31,01

19,44

25,94

-11,57

611,7

62,7

Чистая прибыль, тыс. руб. /чел.

2,39

21,92

11,97

19,53

-9,95

918,9

54,6



Приложение 7

Таблица 6 - факторы формирования показателей прибыли ООО "Автозаводстрой" за 2007-2009 гг., тыс. руб.

Показатель

20 11 г.

2012 г.

Абс. изм. (+, - )

Отн. изм. (%)

Удельный вес показателя в выручке от продаж, %

Отклонения в структуре




2011г к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011г.

2010 г.

2011.г.

2012.г.

2011 к 2010 г.

2012 к 2011 г.

Выручка от продаж

1168558

1183773

477683

15215

169,14

101,30

100

100

100

0

0

Себестоимость продаж

1085759

1110487

425168

24728

164,36

102,28

95,62

92,91

93,81

-2,70

0,89

Валовая прибыль

82799

73286

52515

-9513

273,41

88,51

4,38

7,09

6, 19

2,70

-0,89

Прибыль от продаж

82799

73286

52515

-9513

273,41

88,51

4,38

7,09

6, 19

2,70

-0,89

Проценты к получению

2

2

-2

0

50,00

100,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Проценты к уплате

4851

6292

-1543

1441

75,87

129,71

0,93

0,42

0,53

-0,51

0,12

Прочие доходы

149

372

-1254

223

10,62

249,66

0, 20

0,01

0,03

-0, 19

0,02

Прочие расходы

15086

27419

-168

12333

98,90

181,75

2,21

1,29

2,32

-0,92

1,03

Прибыль до налогообложения

63013

39949

52970

-23064

627,43

63,40

1,45

5,39

3,37

3,94

-2,02

Налог на прибыль

18248

15082

13204

-3166

361,78

82,65

0,73

1,56

1,27

0,83

-0,29

Чистая прибыль

24595

39813

-19943

942,60

55,22

0,68

3,81

2,08

3,13

-1,73



Приложение 8

 

Таблица 7 - Плановые и фактические затраты на производство продукции ООО "Автозаводстрой" в пересчете на 1 руб. товарной продукции в 2012 г.

Показатель

Затраты на весь объем товарной продукции в ценах реализации

Затраты на производство продукции в перерасчете на 1 руб. товарной продукции


2012 г.

2012 г.


план

фактически

план

фактически

Материальные затраты

355132

375039

0,3

0,32

Затраты на оплату труда

496001

495884

0,419

0,42

Отчисления на социальные нужды

118377

122672

0,10

0,10

Амортизация

5919

5448

0,005

0,005

Прочие затраты

101804

100976

0,086

0,09

Итого затрат (себестоимость)

1077233

1110487

0,91

0,94



Приложение 9

 

Таблица 8 - Исходные данные для расчета показателей рентабельности.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1. Среднегодовая стоимость:




активов (капитала)

152036

169554,5

232944,5

оборотных активов

114037,5

129504

188402

товарных запасов

50478,5

56396

52642,5

внеоборотных активов

37998,5

40050,5

44542,5

собственного капитала

-6054

20418,5

57812

краткосрочных займов и кредитов

157674

148469,5

174217

2. Выручка от продаж

690875

1168558

1183773

3. Себестоимость

660591

1085759

1110487

4. Прибыль от продаж

30284

82799

73286

5. Прибыль до налогообложения

10043

63013

39949

6. Чистая прибыль

4725

44538

24595



Приложение 10

 

Таблица 9 - Результаты анализа показателей рентабельности деятельности ООО "Автозаводстрой" за 2010-2012 гг.

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение за период (+, - )





2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011 г.

1. Рентабельность собственного капитала

-78,05

218,13

42,54

296,17

-175,58

2. Рентабельность авансированного капитала

3,11

26,27

10,56

23,16

-15,71

3. Рентабельность оборотных активов

4,14

34,39

13,05

30,25

-21,34

4. Рентабельность внеоборотных активов

12,43

111, 20

55,22

98,77

-55,99

5. Рентабельность производства

4,58

7,63

6,60

3,04

-1,03

6. Рентабельность продаж (по чистой прибыли)

0,68

3,81

2,08

3,13

-1,73

7. Рентабельность продаж (по прибыли от продаж)

4,38

7,09

6, 19

2,70

-0,89

8. Рентабельность активов

6,61

37,16

17,15

30,56

-20,01

 

Похожие работы на - Теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!