Особенности функционирования денежной системы Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    463 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности функционирования денежной системы Российской Федерации

Введение

Выбранная тема для курсовой работы выбиралась с целью изучения анализа денежного обращения и устройства финансовой системы в РФ.

Денежная система представляет собой в самом общем виде исторически сложившуюся в данной стране группу денежных знаков, с помощью которой государство организует денежное обращение.

Денежное обращение - это субстанциональная категория, денежная система - категория функциональная.

Стабильность денежного обращения обеспечивает воздействие всех стоимостных категорий на рост общественного производства, его пропорциональное развитие.

Проблемы организации денежного обращения, денежно-кредитной политики для поддержания экономического роста Российской экономики в настоящее время выходят на передний план. В связи с этим выбранная тема является актуальной.

Цель курсовой работы - выявить особенности функционирования денежной системы Российской Федерации.

Объектом исследования является - денежная система Российской Федерации.

Предметом исследования выступают - специфика и перспективы развития денежной системы Российской Федерации.

Задачи исследования:

) изучить теоретические основы денежной системы;

) рассмотреть элементы денежной системы России;

) изучить специфику денежной системы России;

) провести анализ денежной системы в России;

) выявить проблемы и пути их решения.

Глава 1. Денежная система: основные понятия и характеристики

.1 Денежная система

Денежная система - это форма государственной организации денежного обращения <#"705913.files/image001.gif">

Рис. 1.1 - Элементы денежной системы

Современные денежные системы включают в себя следующие элементы. Денежная единица как элемент денежной системы представляет установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров и, как правило, делится на мелкие и кратные части.

Денежная единица является законным платежным средством. Наименование денежной единицы складывается исторически, но в некоторых случаях (например, в период революций, политических переворотов, раздела страны на самостоятельные страны или, наоборот, объединения стран в экономический и политический союз) государство может установить новое наименование денежной единицы.

Виды денежных знаков - это кредитные банковские билеты (банкноты), государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, служащие законными платежными средствами в стране.

. Порядок обеспечения денежных знаков находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

. Эмиссионный механизм, представляющий собой закрепленный законодательно порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры центрального банка.

Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

. Структура денежной массы в обороте. Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

. Механизм денежно-кредитного регулирования, представляющий собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методов); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

. Порядок установления валютного курса, который определяется на основе котировки. Котировка - определение и установление курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте. Котировка валют позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, так как меняются спрос и предложение на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки. Различают официальную и свободную (рыночную) котировки валют.

. Кассовая дисциплина - это набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возложен на коммерческие банки.

. Порядок проведения безналичных расчетов предполагает регулирование счетов, по которым осуществляются безналичные расчеты в экономике, форм расчетов, обязательств, которые возникают при безналичных платежах.

Рис. 1.2 - Виды денежной системы

1.2 Виды денег

Различают несколько видов денег:

Действительные деньги (выражены золотом, серебром или другими драгоценными металлами) - это деньги, номинал которых соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены. Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег). Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

Рис. 1.3 - Виды денег в системе обращения неразменных знаков стоимости

Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров.

Общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия для их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро, золото), сами обладающие стоимостью, могут стать мерой стоимости этих товаров. Причем измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у владельца товара не обязательно должны быть наличные деньги. Итак, деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Подобно тому, как измеряют дистанцию в метрах и километрах или вес в граммах и килограммах и сравнивают их, так же соизмеряют и стоимость благ и услуг в денежном выражении. Это имеет неоспоримые преимущества.

Благодаря денежной системе нет необходимости выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен. Использование денег в качестве общего эквивалента означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов.

Существуют бумажные и кредитные деньги.

Бумажные деньги. Они являются знаками, представителями полноценных денег. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и появились в обороте как заменители ранее находящихся в обращении серебряных и золотых монет.

Для внедрения в обращение ничего не стоящей бумажки государство прошло огромный путь между выпуском первых монет (Лидия, VII век до н. э) и первых бумажных денег (Китай XII век н.э., Европа и Америка - XVII-ХVIII век н. э) В России бумажные деньги (ассигнации) были введены в 1769 году.

Сущность бумажных денег (казначейских билетов) состоит в том, что они являются денежными знаками и обычно не размениваются на металл. Поэтому бумажные деньги приобретают представительную стоимость в обращении и выполняют роль покупательного и платежного средства.

Экономическая природа бумажных денег такова, что исключает возможность устойчивого бумажноденежного обращения. Во-первых, выпуск бумажных денег не регулируется потребностью товарооборота в деньгах; во-вторых, отсутствует механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения. Кто имеет право выпускать бумажные деньги? Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо центральные банки. В первом случае казначейство прямо использует выпуск бумажных денег для покрытия своих расходов. Во втором случае оно делает это косвенно, т.е. центральный банк выпускает неразменные банкноты и представляет их в ссуду государству, которое направляет их на свои бюджетные расходы. Необходимо подчеркнуть, что по экономической природе бумажным деньгам присущи неустойчивость обращения и обесценение. Неустойчивость бумажно-денежного обращения связана, прежде всего, с тем, что выпуск бумажных денег регулируется не столько потребностью товарооборота в деньгах, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, в частности, для покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, нет механизма автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения. Размеры эмиссии бумажных денег обусловливаются, к сожалению, не потребностью товарного и платежного оборота в деньгах. Выпускаются они, как правило, для финансирования расходов государства, покрытия бюджетного дефицита. Это значит, что, например, при неизменной потребности оборота в деньгах или даже при ее уменьшении потребности государства в денежных средствах могут по той или иной причине возрасти. В этом случае увеличение бумажно-денежной массы означает чрезмерный выпуск бумажных денег, что ведет к их обесценению. Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией. Обесценение бумажных денег может быть связано также с неблагоприятным платежным балансом (страна получила из-за границы платежей меньше, чем произвела сама), с падением курса национальной валюты. Вследствие этого бумажным деньгам по своей природе присуща неустойчивость. В этих условиях бумажные деньги, разумеется, не пригодны для выполнения функции сокровища.

Бумажные деньги непригодны к выполнению функции сокровища, и излишек их не может сам уйти из обращения. Попав в обращение бумажные деньги, застревают в каналах обращения, переполняют их и обесцениваются. Таким образом, неустойчивость присуща бумажным деньгам по самой их природе.

Особенностями бумажных денег являются их неустойчивость и обесценение, которые могут быть вызваны следующими причинами:

избыточный выпуск в обращение;

упадок доверия к правительству, которое выпустило деньги;

неблагоприятный платежный баланс;

Наиболее типичным является инфляционное обесценение денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией. Однако обесценение бумажных денег может быть связано с угрозой свержения государственной власти и утратой населения доверия к ней, а также с неблагоприятным платежным балансом и падением курса национальной валюты.

Кредитные деньги. Недостатки, свойственные бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег. Расширение в практике хозяйствования применения коммерческого и банковского кредита в условиях, когда товарные отношения приобрели всеобъемлющий характер, привело к тому, что всеобщим товаром становятся кредитные деньги, которые по своим функциям, сфере (границам) обращения, гарантиям и т.д. отличаются от обычных денег и управляются совершенно другими правилами. Кредитные деньги присущи более развитой, высшей сфере общественно-экономического процесса. Они возникают тогда, когда капитал овладевает самим производством и придает ему совершенно другую, чем раньше, измененную и специфическую форму. По мере развития обращения денежная форма платежа становится все более мимолетной.

Одновременно товары все в большей степени получают общественное признание не столько через деньги, сколько непосредственно в процессе производства. В связи с этим кредитные деньги вырастают не из обращения, как товар - деньги в докапиталистической формации, а из производства, из кругооборота капитала. Денежный капитал, следовательно, выступает в форме кредитных денег.

1.3 Организация денежного оборота и закон денежного обращения

Во многих странах занимается центральный банк, который совместно с другими государственными органами разрабатывают ориентиры по приросту денежной массы в обороте и кредита, что позволяет контролировать инфляционные процессы. Реже осуществляется государственно-кредитным аппаратом (ЦБ РФ, Минфин, казначейство и т. д.).

Главная задача государства при регулировании денежного обращения - обеспечение стабильности денежной единицы путем:

проведения соответствующей фискальной политики;

контроля за предложением денег и за скоростью кредитования.

В ходе регулирования денежного обращения принимаются экономические инструменты и методы регулирования.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее товарный оборот в стране.

Рис. 1.4 - Денежное обращение

Деньги из наличного оборота постоянно переходят в безналичный, и наоборот. Налично-денежное обращение и безналичное обращение денег образуют единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги или деньги, имеющие единое наименование.

Официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Российским законодательством запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, определена ответственность лиц, нарушающих единство денежных отношений. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, которая представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств. Изменение денежной массы в обороте зависит от изменения самой массы денег и скорости их обращения. Скорость обращения денег поддается только косвенной оценке. В России скорость роста оборота денег определяется исходя из двух показателей:

Скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России. Рассчитывается как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении.корость обращения денег в налично-денежном обороте. Рассчитывается путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег кассой Банка России, включая обороты почты, Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости денег равносильно выпуску в оборот. Закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

И так движение денег может осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах, обслуживающее товарный оборот в стране.

Денежное обращение - это движение денег <#"705913.files/image005.gif">

Рис. 2.1 - Динамика официальных курсов доллара США и евро к рублю и рублевой стоимости бивалютной корзины

денежный система бивалютный корзина

Таблица 2.1 - Интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке

Отчетный период

Объемы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США

Объемы операций с евро, всего за период, млн. евро


Покупка

Продажа

Покупка

Продажа


Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

январь 2013 г.

596,0

596,0

0,0

0,00

47,9

47,9

0,0

0,0

февраль 2013 г.

119,0

119,0

0,0

0,00

24,7

24,7

0,0

0,0

март 2013 г.

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

апрель 2013 г.

0,0

0,0

663,1

663,1

0,0

0,0

45,1

45,1

май 2013 г.

0,0

0,0

236,8

236,8

0,0

0,0

18,7

18,7

июнь 2013 г.

0,0

0,0

2707,6

2125,9

0,0

0,0

245,7

199,6

Объем интервенций, млрд. долл. США («−» - нетто-покупка, «+» - нетто-продажа)

I квартал 2013 года

II квартал 2013 года


-0,8

4,0


По итогам II квартала задолженность кредитных организаций по инструментам рефинансирования Банка России несколько возросла, при этом основное увеличение произошло в апреле под воздействием значительного изъятия ликвидности по бюджетному каналу и увеличения объема наличных денег в обращении. Кроме того, произошедшее в июне 2013 года ослабление рубля обусловило увеличение объемов изъятия ликвидности через канал валютных интервенций Банка России. При этом во II квартале 2013 года возрос средний объем операций «валютный своп» по сравнению с предыдущим кварталом, что в том числе было обусловлено неравномерностью распределения между кредитными организациями ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по основным операциям рефинансирования Банка России. В условиях углубления дефицита ликвидности банковского сектора наблюдалось некоторое повышение среднего уровня процентных ставок денежного рынка по сравнению с I кварталом 2013 года.

Рис. 2.2 - Межбанковские процентные ставки и ставки по операциям Банка России по предоставлению и абсорбированию ликвидности

Таблица 2.2 - Отдельные операции Банка России по предоставлению ликвидности

Показатель

I квартал 2013 года

II квартал 2013 года

Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям РЕПО, млрд. руб.

1 340,8

1 832,1

Средний объем задолженности по операциям «валютный своп» Банка России, млрд. руб.

15,5

75,85


В течение первого полугодия 2013 года Банк России три раза принимал решение о снижении (каждый раз на 0,25 процентного пункта) ставок по отдельным операциям абсорбирования и предоставления ликвидности на длительные сроки.

2.2 Обзор денежного рынка

Совокупный ежедневный оборот на денежном рынке составлял 1,2 трлн. руб., из них 0,68 трлн. руб. (54%) приходилось на операции СВОП, 0,25 трлн. руб. (20%) - на РЕПО, 0,32 трлн. руб. (26%) - на МБК. Объемы денежного рынка в сопоставлении с характеристиками банковской системы претерпели изменения, поскольку активы и капитал банковского сектора выросли примерно на 20%, задолженность перед Банком России наоборот сократилась. В конце квартала из-за предстоящих налоговых выплат значительно повысился объем операций на рынке СВОП. На 28 марта объем указанного рынка достигал 930 млрд. руб. Как и в предыдущем квартале, рынки межбанковского кредитования и СВОП являлись, по большей части, межбанковскими рынками резидентов, на рынке РЕПО, наоборот, основную долю составляли операции кредитования банками клиентов (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Доля операций на денежном рынке

Кредиторы на денежном рынке, млрд. руб.

Заемщики на денежном рынке, млрд. руб.


РЕПО

МБК

СВОП


РЕПО

МБК

СВОП

Банки-резиденты

210,66

396,91

529,80

Банки-резиденты

55,50

386,20

469,01

Небанковские организации-резиденты

31,80



Небанковские организации-резиденты

61,84



Клиенты-резиденты

20,63


0,00

Клиенты-резиденты

47,76


7,93

Клиенты-нерезиденты

28,45


10,79

Клиенты-нерезиденты

122,04


24,78

Прочие нерезиденты


40,81

24,25

Прочие нерезиденты


55,20

74,58


Доля банков-резидентов в общем объеме кредитования выросла с 85% в IV квартале 2012 г. до 88% в I квартале 2013 г.

Вместе с тем, нетто позиция банков несколько сократилась и составила порядка 230 млрд. руб.

Объемы заимствований клиентов-нерезидентов также сократились с 162 млрд. руб. до 147 млрд. руб. Таким образом, основную роль на денежном рынке продолжали играть банки, помимо банков существенное место занимали заемщики-клиенты, которые характеризовались достаточно большой долей нерезидентов (37% общего объема сделок).

По сравнению с IV кварталом 2012 г. срочность операций на денежном рынке снизилась.

Доля операций «овернайт» выросла на всех сегментах рынка: на рынке СВОП с 94,9% до 96,8%, на рынке РЕПО с 87,7% до 89,8%, на МБК с 81,9% до 83,5%. В целом, операции на денежном рынке носили преимущественно краткосрочный характер.

Конъюнктура денежного рынка во II квартале 2013 г. формировалась в условиях некоторого увеличения структурного дефицита ликвидности банковского сектора. В этот период средний объем средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России вырос на 42,1 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом и сформировался на уровне 878,5 млрд. руб., что было связано с ростом усредненной величины обязательных резервов (в среднем за квартал - на 60,9 млрд. руб.).

За счет изменения автономных факторов формирования банковской ликвидности объем средств в банковском секторе во II квартале 2013 г. сократился на 129,6 млрд. руб. (на 83,5 млрд. руб. по итогам предыдущего квартала). В совокупности с ростом остатков на корреспондентских счетах это при вело к увеличению потребности кредитных организаций в рефинансировании и увеличению их задолженности перед Банком России на 199,6 млрд. рублей. При этом влияние автономных факторов на уровень банковской ликвидности в течение квартала было неоднородным: высокий отток средств из банковского сектора в размере 379,3 млрд. руб., послуживший основной причиной увеличения объема обязательств кредитных организаций перед Банком России, был сформирован в апреле, тогда как в мае-июне приток банковской ликвидности составил 249,6 млрд. рублей.

Влияние бюджетного фактора на состояние ликвидности банковского сектора в 2013 г. существенно изменилось. Значительное изъятие банковской ликвидности по бюджетному каналу в I квартале 2013 г. сменилось существенным притоком средств в банковский сектор по итогам II квартала в размере 316 млрд. рублей. При этом более равномерный характер расходования бюджетных средств, а так- же более низкие темпы прироста доходов федерального бюджета в результате снижения цен на основные товары российского экспорта способствовали незначительному притоку средств в банковский сектор (без учета операций с ОФЗ и размещения депозитов Федерального казначейства в кредитных организациях) по итогам II квартала 2013 г. (26,1 млрд. руб.). В аналогичный период предыдущего года действие данного канала способствовало оттоку средств из банковского сектора в раз- мере 568,3 млрд. руб. (в I квартале 2013 г. - 502,8 млрд. руб.).

Существенный приток ликвидности в банковский сектор был сформирован в результате проведения операций по размещению временно свободных бюджетных средств Федеральным казначейством на депозиты в кредитных организациях. В условиях структурного дефицита банковской ликвидности кредитные организации продолжили активно участвовать в этих операциях, чему способствовало как увеличение сроков размещения средств на депозиты, так и рост объемов предложения средств до 1502,9 млрд. руб. (на 482,0 млрд. руб. по сравнению с I кварталом 2013 г.). В результате объем размещенных Федеральным казначейством средств на депозитах в кредитных организациях во II квартале 2013 г. составил 1076,0 млрд. руб., что в 2,2 раза превышает объем размещения в предыдущем квартале. В условиях более низкого объема возврата размещенных ранее средств (637,4 млрд. руб. против 850,5 млрд. руб. в I квартале) это привело к притоку ликвидности в банковский сектор в размере 438,9 млрд. руб. (в I квартале отток за счет указанных операций составил 353,8 млрд. руб.).

Рис. 2.3 - Интервенции банка России на внутреннем валютном рынке (млрд. руб.)

Основным источником оттока ликвидности из банковского сектора во II квартале 2013 г. стал сезонный рост объема наличных денег в обращении, что связано с большим количеством праздничных и выходных дней в мае и июне, а также началом сезона отпусков. Указанный фактор обеспечил отток ликвидности из банковского сектора в размере 274,3 млрд. руб., тогда как кварталом ранее сокращение объема наличных денег в обращении привело к увеличению объема банковской ликвидности на 596 млрд. рублей. Усиление напряженности на глобальных рынках капитала в мае-июне 2013 г., в том числе обусловленное нарастанием обеспокоенности инвесторов относительно возможности скорого сворачивания мер стимулирования ФРС США, способствовало существенному ослаблению курса рубля на внутреннем валютном рынке в конце II квартала, что привело к продаже иностранной валюты Банком России в рамках действующего механизма реализации курсовой политики. В этих условиях приток средств в банковский сектор по валютному каналу в I квартале 2013 г. в размере 22,4 млрд. руб. сменился оттоком в апреле-июне, в результате чего за счет действия данного фактора объем банковской ликвидности в целом за II квартал сократился на 122,8 млрд. рублей. Возросший спрос банков на рублевую ликвидность способствовал поддержанию сравнительно высоких ставок по межбанковским кредитам.

Рис. 2.4 - Спред ставок по однодневным рублевым МБК

На протяжении большей части II квартала 2013 г. ставки по однодневным рублевым МБК находились в верхней части интервала ставок по операциям Банка России, отличаясь от фиксированной ставки прямо- го РЕПО с Банком России не более чем на 25 базисных пунктов. Ставка MIACR по однодневным межбанковским кредитам в рублях в течение II квартала колебалась в диапазоне от 5,7 до 6,6% годовых без выраженной тенденции изменения ставок. Среднеквартальное значение этой ставки составило 6,29% годовых против 5,72% годовых в предшествующем квартале. В сегменте ставок на срок более 1 месяца среднеквартальные ставки повысились в меньшей степени (на 16 - 25 базисных пунктов), что указывает на отсутствие ожиданий дальнейшего повышения ставок. На протяжении II квартала 2013 г. волатильность ставок денежного рынка оставалась умеренной. Спред между ставками, отражающими заимствования групп участников с разными кредитными рейтингами (M IACR-IG против MIACR-B) в течение большей части квартала не превышал 20 базисных пунктов. Это свидетельствует о сохранении участниками рынка невысокой оценки кредитного риска по межбанковским операциям. Во II квартале 2013 г. на основных сегментах денежного рынка активность участников сохранилась на сложившемся уровне или несколько увеличилась. В оборотах межбанковских операций по-прежнему пре обладали необеспеченные кредиты (депозиты) и операции «валютный своп» при не высокой доле операций РЕПО. Как и ранее, основной объем сделок на денежном рынке приходился на операции сроком 1 день. Доля инструментов денежного рынка в активах российского банковского сектора оставалась невысокой. Объем требований по межбанковским кредитам и депозитам, размещенным на внутреннем рынке, на конец II квартала 2013 г. составил 1,87 трлн. руб. (3,5% суммарных активов российских банков) против 1,80 трлн. руб. (3,6%) на начало II квартала и 2,02 трлн. руб. (4,1%) на начало января 2013 года.

В течение первого полугодия 2013 г. годовой темп прироста денежного агрегата М2 увеличивался и на 1.07.2013 составил 15,5% (на 1.01.2013 - 11,9%). При этом показатель 6-месячных темпов прироста М2 в годовом исчислении, который в меньшей степени зависит от эффекта базы, в последние месяцы стабилизировался. Это указывает на то, что ускорение годовых темпов прироста рублевых денежных агрегатов было в значительной степени обусловлено их динамикой в январе- феврале 2013 г., в то время как в последующие месяцы тенденция к ускорению была менее явной. Сложившаяся динамика денежной массы свидетельствовала о том, что монетарные факторы будут оказывать сдерживающий эффект на темпы роста цен и обеспечат возможность замедления инфляции в среднесрочной перспективе до целевого уровня. Среди компонентов рублевой денежной массы динамика депозитов населения была наиболее стабильной. Их годовой темп прироста достаточно устойчиво держался на уровне около 20% и на 1.07.2013 составил 20,7% (на 1.01.2013 - 19,0%). В то же время динамика депозитов корпоративного сектора экономики традиционно характеризовалась большей волатильностью. Годовой темп прироста депозитов нефинансовых организаций увеличился с 6,4% на 1.01.2013 до 14,5% на 1.07.2013. Годовой темп прироста широкой денежной массы также увеличился и на 1.07.2013 составил 16,3% (на 1.01.2013 - 12,1%). В определенной степени это было обусловлено эффектом переоценки, связанной с ослаблением обменного курса рубля. При этом валютная структура денежных агрегатов несмотря на колебания обменного курса рубля оставалась достаточно стабильной. Уровень долларизации депозитов на 1.07.2013 составил 20,3%, что в целом соответствует уровню, сложившемуся в российской экономике в 2011 - 2012 годах.

Рост кредитной активности оставался основным источником увеличения денежной массы. В то же время ускорение темпов роста денежного предложения по сравнению с предыдущим годом было связано главным образом с динамикой показателей государственных финансов, характеризующейся незначительным годовым изменением чистых требований к органам государственного управления со стороны Банка России (в 2012 г. этот показатель достаточно интенсивно снижался). При отсутствии существенных изменений в характере бюджетной политики по сравнению с предыдущим годом можно предположить, что тенденция к ускорению темпов роста денежных показателей носит временный характер, и в среднесрочном периоде это не будет иметь значительных макроэкономических последствий.

Глава 3. Пути стабилизации и развития денежной политики в России

.1 Проблемы развития денежного рынка

Изучив денежно-кредитную политику в России, необходимо выявить проблемы ее реализации, но до этого рассмотрим, какие уже проводились направления развития денежной системы.

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками ускорения инфляции и замедления экономического роста.

В условиях формирования бюджетного профицита и повышения гибкости курсообразования основным источником увеличения денежного предложения в 2012 году стал рост рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России, что способствовало усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Реализованные Банком России в текущем году меры по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики были направлены на снижение волатильности ставок денежного рынка в пределах процентного коридора по операциям Банка России и расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования.

В целях развития и повышения ликвидности российского фондового рынка Банком России совместно с Минфином России в феврале 2012 года был осуществлен ряд мер по либерализации рынка государственных ценных бумаг и консолидации биржевой инфраструктуры. Указанные меры включали перевод вторичного обращения государственных ценных бумаг на фондовую биржу, а также на внебиржевой рынок. В результате объединения вторичных торгов по государственным и негосударственным ценным бумагам, а также унификации депозитарного учета упростился доступ и расширился круг инвесторов на рынке государственных ценных бумаг. Следующим шагом в направлении либерализации рынка государственных ценных бумаг станет планируемая до конца текущего года организация размещения ОФЗ на торгах фондовой биржи и допуск ОФЗ к обслуживанию в международных депозитариях.

Таким образом, проведение денежной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.

На основе анализа показателей современного состояния сферы денежного обращения можно сделать вывод, что и в настоящее время отсутствуют устойчивые тенденции к снижению доли наличного денежного обращения.

Это подтверждают и расчеты темпов прироста наличных денег и безналичных денежных средств, проведенные на основе статистических данных Центрального Банка по денежно-кредитной сфере.

Снижение скорости денежного обращения обусловлено, помимо рассмотренных выше негативных экономических, правовых и социально-экономических факторов, повлиявших на формирование структуры денежного обращения, также и потребностями теневого сектора экономики в денежных средствах. На сегодняшний день доля теневой экономики в ВВП в России составляет, по разным оценкам, от 25 до 50%, а размер теневого сектора экономики в стране, при котором он не несет опасности для национальной экономики, большинство специалистов признают в пределах 5-10% от ВВП.

В Российской Федерации отсутствует институциональная структура, позволяющая осуществлять регулирование и контроль за денежным обращением внутри государства. Данный вывод подтверждает тот факт, что во всех развитых странах (США, странах ЕС, Великобритании) существуют системы государственных учреждений, осуществляющих регулирование деятельности банковской системы страны и национального денежного обращения.

Помимо этого, негативное влияние на состояние денежно-кредитной сферы оказывает планомерное снижение скорости обращения денег по денежному агрегату М2, что говорит, по нашему мнению, не только о замедлении экономической активности в процессах производства и реализации товаров работ и услуг, но и о чрезмерной накачке денежного оборота наличными деньгами, которые в силу своей природы не могут обеспечивать высокую скорость обращения.

На денежное обращение также влияют и различные виды рисков. Можно выделить следующие виды макроэкономических рисков, возникающих при управлении денежным обращением:

рост инфляции выше ожидаемого уровня - свидетельствует как о несбалансированной монетарной политике, так и о неэффективном контроле со стороны правительства за динамикой цен. Высокий уровень инфляции является одной из главных причин пассивного использования ставки рефинансирования в качестве инструмента регулирования;

снижение конкурентоспособности национальной экономики и падение темпов роста валового внутреннего продукта - происходит за счет чрезмерного укрепления курса национальной валюты и создает преимущества для иностранных производителей;

снижение устойчивости банковского сектора - риск обусловлен резкими изменениями курса национальной валюты, образованием отрицательных курсовых разниц;

разбалансирование платежного оборота - возникает, как правило, в результате быстрого роста инфляции и нехватки денежных средств, что ведет к вытеснению национальной валюты. Появляется неопределенность в ценовых пропорциях, снижаются налоговые поступления, формируется тенденция усиления оттока капитала, замедляются темпы роста валового внутреннего продукта;

процентные риски - обусловлены изменением стоимости валютных ресурсов на зарубежных рынках или неожиданными изменениями курса национальной валюты внутри страны. Вызывают изменения величины реальной процентной ставки по кредитам и депозитам, что отражается на рентабельности операций банковского сектора в целом.

Нельзя не отметить, что решение проблем экономики страны, в том числе и проблем денежной системы, является государственной задачей, поэтому рассмотрим пути оптимизации денежного обращения и банковской системы в целом.

Как заявил директор Института банковского дела В.С. Захаров, в нашей стране пока нет единой государственной денежно-кредитной политики. Есть политика Центрального Банка, которую он проводит во взаимодействии с правительством - и не более того. Однако ЦБ в праве не принимать поправки, которые вносит правительство. В законе о банке России прописано, что банк действует независимо от других органов власти. «Это не противоречит конституции, - подчеркивает Захаров. - Но закон о Банке нужно привести в соответствие с конституцией. Основные направления экономического развития должны выбираться правительством? и центральным банком». Сейчас ЦБ больше всего беспокоит инфляция. Это, конечно, важная проблема, но главной задачей все-таки должен быть экономический рост страны. Чтобы снизить инфляцию, нужна полная согласованность всех ветвей денежной системы - и банковская система должна быть включена в этот процесс полной мере и в первую очередь.

Одним из недостатков современной денежно-кредитной политики заведующий кафедрой «Банковское дело» Финансовой Академии при Правительстве РФ О.И. Лаврушин назвал пассивный характер этой политики: «Деньги имитируются как средство платежа, а они должны работать в полной мере, создавать дополнительный продукт». Резюмируя работу форума по данной теме, председатель совета директоров Агрохимбанка В.А. Гамза заключил, что «необходим баланс между подавлением инфляции и необходимостью экономического роста - с применением инструментов денежно-кредитной политики. Таких инструментов много, и нужно их комплексное применение».

3.2 Тенденции развития кредитно-денежной политики

Выявленные в работе недостатки в организации и структуре денежного обращения и банковской системы в целом требуют принятия специальных мер по их преодолению.

Ранее были подняты проблемы регулирования денежного обращения в Российской Федерации, было отмечено влияние не только экономических, но и политических факторов, связанных с развитием коррупции и как следствие развитие теневой экономики, способствующей разбалансированности денежного оборота. Отметим тот факт, что теневая экономика быстро приспосабливается к законодательным и нормативным актам в области денежного обращения, борьба с ее влиянием возможна при помощи дальнейшего развития безналичного оборота.

Таким образом, на мой взгляд, следует безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями.

Вторая не менее важная проблема - демонетизация экономики. Для устранения ее причин необходимо отказаться от необоснованной политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования - с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне-ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы.

Вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов необходимо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Центрального банка организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Центрального банка потребует от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности.

При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует рост экономической активности; повышая ее - ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической стратегии государства. Также, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы. В первую очередь, должна быть резко сокращена ее наличная составляющая. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, по обеспечению надежной правовой защите сделок, совершаемых в электронной форме. Эти меры будут содействовать декриминализации экономики, вытеснению теневой составляющей хозяйственного оборота, сокращению неплатежей и демонетизации экономики, повышению эффективности денежного обращения и снижению инфляции.

В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги, обеспечивая эффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала и рост экономики. Сочетание целевого контроля над эмиссией денег и механизмов рефинансирования кредитных институтов под спрос на деньги со стороны производственной сферы обеспечит низкий уровень инфляции и процентных ставок. Такой подход поможет нормализовать платежный оборот, улучшить финансовое положение производственных предприятий, повысить инвестиционную активность.

Следующая проблема - планомерное снижение скорости обращения денег по денежному агрегату М2.

Основными тенденциями налично-денежного оборота являются:

увеличение объемов и оборота наличности в целом и в отдельно взятых государствах;

аутсорсинг в вопросах производства, выпуска в обращение, обработки и уничтожения наличных денег;

автоматизация обработки наличности;

централизация обработки наличных денег;

оптимизация денежных потоков;

повышение качества и защитных свойств банкнот и монеты.

В связи с этим можно предположить, что концентрация всех функций, связанных с наличным денежным оборотом в одной организационной структуре, даст значительный положительный эффект.

Главная задача современной кредитно-денежной системы - еще активнее стимулировать развитие экономики и, прежде всего, инновационного предпринимательства. К сожалению, Россия намного отстала от развитых стран по технико-технологическому уровню производства, производительности и оплаты труда. Так, за последние годы у нас не было реализовано ни одного государственного проекта национального масштаба по развитию экономики и ее инфраструктуры. Не появилось принципиально новых заводов и новых производств, новых ГЭС, кораблей, самолетов. Не случайно, поэтому, по индексу развития человеческого потенциала Россия занимает 67 место из 177 стран мира.

Сегодня место страны на мировой арене всецело определяется качеством человеческого капитала, уровнем развития наукоемких отраслей, удельным весом инновационной продукции. Ныне объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долларов. Доля США на этом рынке равна 36%, Японии - 30%, Китая - 6%, России - менее 1%. При этом семь наиболее развитых стран контролируют в настоящее время около 80% этого рынка. В результате США ежегодно получает от экспорта наукоемкой продукции 700, Германия - 530, Япония -400 млрд. долларов США.

Сегодня главная стратегическая задача состоит в переводе экономики страны на инновационный путь развития; формировании научных знаний, повышение конкурентоспособности национальной промышленности. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого экономического роста возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инноваций и инвестиционной активности, улучшение качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и инновационной активности людей.

Для решения этой стратегической проблемы важной тактической задачей является совершенствование денежно-кредитной политики. Она должна быть направлена на достижение макроэкономического равновесия и обеспечение устойчивого экономического роста.

Заключение

Денежная система - это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономике. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.

Важным компонентом денежной системы является денежное обращение. Под денежным обращением понимается движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса. Под денежной массой понимается совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают государство, физические юридические лица.

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. При этом учитывается необходимость достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.

Во второй главе данной работы были подняты проблемы регулирования денежного обращения в Российской Федерации, было отмечено влияние не только экономических, но и политических факторов, связанных с развитием коррупции и как следствие развитие теневой экономики, способствующей разбалансированности денежного оборота. Отмечено, что теневая экономика быстро приспосабливается к законодательным и нормативным актам в области денежного обращения, борьба с ее влиянием возможна при помощи дальнейшего развития безналичного оборота.

Также были выявлены такие проблемы как:

отсутствие устойчивых тенденций к снижению доли наличного денежного обращения;

отсутствие институциональной структуры по осуществлению регулирования и контроля за денежным обращением внутри государства;

влияние различных видов рисков, рост инфляции, снижение устойчивости банковского сектора;

разбалансированность платежного оборота и т.д.

В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги, обеспечивая эффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала и рост экономики. Сочетание целевого контроля над эмиссией денег и механизмов рефинансирования кредитных институтов под спрос на деньги со стороны производственной сферы обеспечит низкий уровень инфляции и процентных ставок. Такой подход поможет нормализовать платежный оборот, улучшить финансовое положение производственных предприятий, повысить инвестиционную активность.

Реализация разработанных в курсовой работе методических положений и практических рекомендаций позволит повысить эффективность управления денежным обращением в Российской Федерации и обеспечить достижение целей социально-экономической политики государства.

Список использованных источников

1.   Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.).

2.       Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

.        Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

.        Василеншен Э.А. Центробанк и коммерческие банки в новой кредитной системе // Российский экономический журнал.-2011.-№12. - с.30-32.

.        Ведерников А.В. К вопросу о банковской системе в России // деньги и кредит.- 2012. - №10 -с.19-23.

.        Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность банковской деятельности // 2-е издание ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

.        Герасимова Е.В., Унанян И.А. Банковские операции: Учебное пособие, 2011. - 272с.

.        Григорьев Л.М. Безналичная платежная система России: состояние и развитие // Проблемы прогнозирования. - 2011. - №1. - С. 107.

.        Деньги. Кредит. Банки: учеб. для студентов вузов/под ред. Е.В. Жукова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 783 с.

.        Деньги, кредит, банки: учебник / колл. авторов; под ред. О.И. Лаврушина. -9-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2010. - 560 с.

.        Деньги. Кредит. Банки, Продченко И.А., МИЭМП, 2010

.        Ермаков В.А. Основы организации деятельности коммерческого банка: Учебник, 2011. - 654с.

.        Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России // Деньги и кредит. 2011- №2-с. 3-6.

.        Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник 2-е изд, перераб. и доп. : Финансы и статистика, 2010. - 468с.

.        Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. Изд.: КноРус, 2010. - 297с.

.        Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособ./под ред. Н.Г. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 359 с.

.        Никитин В.М. Юдина И.Н. Деньги, кредит, банки. Изд.: Азбука, 2011. - 120с.

.        Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 795 с.

.        Солнцев О.Г. Особенности Российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития / О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов // Проблемы прогнозирования. -2012.- №1-с. 55-78.

.        Толкачев А.Н. Банковское право: Учебное пособие 2009. -120 с.

.        Фетисов В.Д. Финансы и кредит: учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 455 с.

.        Финансы, Денежное обращение и кредит: учебник- 2-е изд., перераб. и доп. / колл. Авт.; под ред. В.К. Сенчагова - М.:Проспект, 2008. - 720 с.

.        Фролова Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

24.     Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://uisrussia.msu.ru/docs/http/www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2012/MERT_NEW201208031157/MERT_NEW201208031157_p_002.htm?QueryID=4398495&HighlightQuery=4398495>

.        Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70163908/>

.        Денежное обращение [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/95/174/>

.        Центральный банк РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/MB.asp?Year=2011>

.        Банковские новости [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://bankir.ru/novosti/s/denezhnaya-baza-rf-v-shirokom-opredelenii-vyrosla-v-2012-godu-na-14-5-v-dekabre-na-19-9-10035051/>

.        Бюджетная система РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2013/MERT_NEW201302261611/MERT_NEW201302261611_p_002.htm>

.        Рост денежной массы РФ в 2012 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.1prime.ru/Central_bank/20130204/760921769.html>

.        Бюджетная система РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/EEG/EEG201301251216/EEG201301251216_p_007.htm>

.        Денежно-кредитная политика России: внутренние и внешние противоречия [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://credit.ru/publication/show/id/521/>

Приложение 1

Баланс Банка России за 2011-2012 гг. (млн. руб.)

 Показатели

2011 год

2012 год

1. Драгоценные металлы

1527545

1660707

2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов

14245276

14366356

3. Кредиты и депозиты

1663280

2690104

4. Ценные бумаги

426150

449319

из них:



- долговые обязательства Правительства Российской Федерации

332738

363199

5. Требования к МВФ

602627

587036

6. Прочие активы

97857

199800

из них:



- основные средства1

75429

-

- авансовые платежи по налогу на прибыль

167

-

Итого по активу

18562735

19953322

1. Наличные деньги в обращении

6896064

7013742

2. Средства на счетах в Банке России

7742221

9521540

из них:



- Правительства Российской Федерации

5578752

- кредитных организаций - резидентов

1748402

1415428

3. Средства в расчетах

36217

19859

4. Выпущенные ценные бумаги

-

-

5. Обязательства перед МВФ

472335

442248

6. Прочие пассивы

158612

231488

7. Капитал

3235383

2724445

8. Прибыль отчетного года

21903

-

Итого по пассиву

18562735

19953322

Приложение 2

Процентные ставки по операциям Банка России в 2012 году (% годовых)

Назначение

Вид инструмента

Инструмент

Срок

Значение ставки





26.12.2011

18.06.2012

14.09.2012

Предоставление ликвидности

Операции постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам)

Кредиты «овернайт»

1 день

8,00

8,00

8,25



Сделки «валютный своп» (рублевая часть)

1 день

8,00

6,50

6,75



Ломбардные кредиты

1 день, 1 неделя

6,25

6,25

6,50



Прямое РЕПО

1 день

6,25

6,25

6,50



Кредиты, обеспеченные золотом

До 90 дней

6,75

6,75

7,00




От 91 до 180 дней

7,25

7,25

7,50




От 181 до 365 дней

-

7,75

8,00



Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

До 90 дней

7,00

7,00

7,25




От 91 до 180 дней

7,50

7,50

7,75




От 181 до 365 дней

8,00

8,00

8,25


Операции на открытом рынке (минимальные процентные ставки)

Аукционы прямого РЕПО

1 день

5,25

5,25

5,50



Ломбардные аукционы, аукционы прямого РЕПО

1 неделя

5,25

5,25

5,50




3 месяца

6,75

6,75

7,00




12 месяцев

7,75

7,75

8,00

Абсорбирование ликвидности

Операции на открытом рынке (максимальные процентные ставки)

Депозитные аукционы

1 неделя

-

4,75

5,00




1 месяц

5,50

5,50

5,75


Операции постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам)

Депозитные операции

1 день, 1 неделя, 1 месяц, до востребования

4,00

4,00

4,25

Ставка рефинансирования




8,00

8,00

8,25


Приложение 3

Оценка показателей денежной программы на 2012 год (млрд. рублей)

Показатели

1.01.2012

1.10.2012

1.01.2013

Прирост за 2012 год

Денежная база (узкое определение)

7149,6

7107,9

8019

870

- наличные деньги в обращении (вне Банка России)

6895,8

6826,8

7718

823

- обязательные резервы

253,7

281,0

301

47

Чистые международные резервы

15701,0

16394,3

16346

645

- в млрд. долларов США

487,7

509,2

508

20

Чистые внутренние активы

-8551,4

-9286,4

-8326

225

Чистый кредит расширенному правительству

-5230,3

-7615,4

-6622

-1391

- чистый кредит федеральному правительству

-4055,0

-5663,0

-5446

-1391

- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

-1175,4

-1952,5

-1175

0

Чистый кредит банкам

100,8

1872,0

1771

1670

- валовой кредит банкам

1470,7

2716,5

3000

1529

- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-1369,9

-844,5

-1229

141

Прочие чистые неклассифицированные активы

-3421,9

-3543,0

-3476

-54


Приложение 4

Проблемы развития денежной системы России и способы их решения

Проблема

Содержание проблемы

Проявление проблемы

Способы решения

Неразвитость банковской системы

Монопольное установление курсов иностранной валюты Центральным Банком РФ

Банк России настаивает на необходимости сохранения валютных ограничений тем, что они позволяют ему бороться с вывозом капитала из страны, валютными спекуляциями и необходимы для поддержания курса рубля, противодействия инфляции

Совершенствование законодательной базы. Устранение валютных ограничений и, исходя из сложившегося реального курса иностранных валют, определение необходимой эмиссии денежной массы - как способ борьбы с инфляцией. Что так же даст возможность бороться с другими проблемами: девальвацией и неконвертируемостью рубля


Монопольное право ЦБ РФ на денежную эмиссию- увеличение денежной массы

Фактические размеры денежной массы определяются исключительно объемами денежной эмиссии (денежных обязательств) Банка России. Поступающая в качестве доходов экспортеров или средств инвесторов иностранная валюта заменяться на какое-то количество рублей, курс обмена директивно устанавливает ЦБ РФ. Увеличиваются издержки российских предпринимателей



Не отработан механизм защиты системы электронных платежей

Громкие скандалы, связанные с неправомерным списанием денежных средств со счетов клиентов и взломом банковских систем


Неконвертируемость рубля

Зависимость рубля от мировых валют

Оплата многих товаров и услуг в России производится в рублях, но цены приравниваются к курсу долларов США (или евро). Зависимость рубля от мировых валют

Снятие ограничений на обмен, ввоз, вывоз и оплату как рублями, так и иностранной валютой

Инфляция

Процесс уменьшения стоимости <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> денег <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8>, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80> и услуг. На практике это выражается в увеличении цен <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%B0>.Люди начинают меньше сберегать и больше тратить: наблюдается тенденция снижения объема денежных вкладов населения в банках.Стимулирование граждан делать сбережения. Ситуация может переломиться, только если ставки по вкладам <http://www.evrodol.ru/banks/bank_47.htm> будут превышать инфляцию. Развитие потребительского кредитования



Девальвация

Понижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам. Причиной девальвация может быть инфляция, а может и принудительное снижение курса валюты Центробанком страны. Девальвация и инфляция, схожие по смыслу понятия. Отличие между ними следующее: инфляция - это обесценивание денег внутри страны, а девальвация обесценивание валюты по отношению иностранным валютам.

Повышение цен на импортные товары и товары, производимые в России с использованием импортного сырья и материалов

Стимулирование развития собственного производства товаров, сырья и материалов с учетом использования кредитов, выгодных производителю

Рецессия

Рецессия является одной из фаз экономического цикла, в экономике термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%9D%D0%9F>) или его падением на протяжении более полугода.Рецессия чаще всего ведёт к массивным падениям индексов на бирже. Как правило, экономика <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> одной страны зависит от экономики других стран, поэтому экономический спад в той или другой стране может привести к спаду экономик в других странах и даже к краху на мировых биржах.




Похожие работы на - Особенности функционирования денежной системы Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!