Налоги и проблемы формирования регионального бюджета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    109,71 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоги и проблемы формирования регионального бюджета

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ

.1 Экономическая сущность финансовой устойчивости бюджета субъекта РФ

.2 Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета

.3 Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ

. Анализ финансового состояния бюджета Чувашской республики

.1 Общая характеристика Чувашской республики

.2 Анализ обеспеченности доходами бюджета Чувашской республики

.3 Анализ эффективности расходов бюджета Чувашской республики

.4 Оценка сбалансированности и финансового состояния бюджета Чувашской республики

. Пути улучшения финансового состояния бюджетов субъектов РФ

.1 Пути повышения доходов и эффективности расходов бюджета на субфедеральном уровне

.2 Направления обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости регионального бюджета

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Региональные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы Российской Федерации. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не производственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства, охраны окружающей среды т.д. Поэтому на сегодняшний день, особенно в период вступления ВТО, рассмотрение проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона является весьма актуальным.

Необходимость изучения теоретических вопросов территориальных финансов, их места и роли в финансовой системе федеративного государства, совершенствования формирования доходной базы бюджетов обусловила обращение автора к трудам таких российских ученых, как A.M. Бабич, А.Г. Грязнова, А.З. Дадашев, О.Г. Дмитриева, Л.А. Дробозина, A.M. Ковалева, Ю.Н. Петров, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, О.П. Овчинникова, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагов.

Проблемы бюджетов территорий находятся в центре внимания многих исследователей: С.А. Артемьевой, О.В. Врублевской, Т.М. Ковалевой, Г.Б. Поляка, Н.М. Сабитовой, С.П. Сазонова, С.П. Солянниковой, СН. Хурсевича; проблемы регионального развития и управления регионом анализируются в трудах О.В. Иншакова, В.Н. Лексина, О.А. Ломовцевой, А.С. Маршаловой и др.; вопросы налогового формирования бюджетных ресурсов рассматриваются в работах С.В. Барулина, Б.Е. Пенькова, Н.И. Сидоровой, Д.Г. Черника и др.; кредитные и заемные источники бюджетных поступлений - предмет исследований В.В. Голосова, А.Г. Куликова.

Концепции, представленные в трудах названных ученых, требуют дальнейшего развития и инструментализации в современный период развития бюджетных отношений, поскольку до сих пор игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг.

Цель данного исследования состоит в теоретическом изучении особенностей формирования доходной базы региональных бюджетов. Для достижения поставленной цели определим следующие основные задачи работы:

исследовать теоретические основы региональных бюджетов: определить экономическую сущность и назначение региональных бюджетов; выявить роль региональных бюджетов бюджетной системе РФ, а также проанализировать законодательную базу функционирования региональных бюджетов;

детально охарактеризовать региональные бюджеты: изучить состав и структуру доходов и расходов региональных бюджетов; предложить пути укрепления доходной базы региональных бюджетов и пути совершенствования использования бюджетных средств.

Объектом исследования выступает доходная и расходная часть региональных бюджетов Российской Федерации. Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих при формировании, распределении и исполнении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Теоретической базой работы послужили концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах российских и зарубежных ученых в области государственной и территориальной финансово-бюджетной политики.

Нормативно-правовую основу бакалаврской работы составили законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, законодательные и нормативные акты по бюджету, бюджетному устройству и бюджетному процессу Российской Федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов РФ, а также материалы научно-практических конференций и периодических изданий.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы функционирования региональных бюджетов. Во второй главе дана характеристика доходов и расходов региональных бюджетов. В заключении подводятся итоги работы и формулируются основные теоретические выводы и предложения , вытекающие из результатов исследования.

1. Теоретические основы функционирования регионального бюджета

.1 Экономическая сущность регионального бюджета

Во всех странах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются внутренний валовой продукт и национальный продукт. Произведенный в сфере материального производства национальный продукт проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важную роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального продукта играет бюджет. В процессе перераспределения национального продукта страны его часть в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд денежных средств.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным Кодексом РФ бюджетная система состоит из трех уровней [2, ст.10]:

а) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

в) местных бюджетов.

В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Относительно понятия «региональный бюджет» <#"705539.files/image001.gif">

Рис. 3. Структура доходов бюджета Чувашской республики в 2009-2011 гг., %

Как показывает рис. 3, структура доходов бюджета республики сформирована налоговыми и неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями, при этом, структура доходов бюджета Чувашской республики по годам неоднозначна: в 2009 году доля налоговых доходов составляла - 40%, в 2011 году их доля снижена до 50%, доля неналоговых доходов составляла в 2009 году - 1,4%, в 2011 году доля неналоговых доходов увеличилась до 1,8%.

Изменения доли налоговых и неналоговых доходов бюджета республики связано с снижением доли безвозмездных поступлений в 2009-2011 гг. В 2009 году доля безвозмездных поступлений составляла - 57%, в 2011 году она снижена до 47%,т.е. увеличение за счет снижения доли налоговых доходов бюджета республики.

Динамику налоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг. представим в таблице 6.

Таблица 6

Динамика налоговых доходов бюджета Чувашской республики

Показатели

Сумма, млн.руб.

2011 к 2009


2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение, млн.руб.

Относительное отклонение, в %

Доходы бюджета Чувашской республики

27326,6

27238,8

30886,9

3560,3

13,0

Налоговые доходы бюджета Чувашской республики

11198,8

13871,3

15689,4

4490,6

40,1

Налог на прибыль организаций

3029,7

4316,1

5005,2

1975,5

65,2

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

3728,4

4132,9

4649,3

920,9

24,7

Акцизы

1989,4

2516,2

2752,4

763,0

38,4

Налоги на совокупный доход

483,1

581,6

773,7

290,6

60,2

Налог на имущество - всего, в том числе:

1967,7

2308,0

2460,2

492,5

25,0

- налог на имущество организаций

1639,5

1958,3

2058,1

418,6

25,5

- транспортный налог

328,2

349,7

402,1

73,9

22,5

Налоги за пользование природными ресурсами

0,0

0,0

0,0

0,0

-100,0

Прочие

0,4

16,4

48,6

48,2

12448,4


Как показывает таблица 6, доходы бюджета республики выросли с 2009 года с 27 млрд. руб. до 30 млрд. руб. в 2011 году, рост составил за четыре года - 13% и, несмотря на финансовый кризис, доходы бюджета за весь период не снижались.

Налоговые доходы бюджета республики выросли к уровню 2009 года с 11 млрд. руб. до 16 млрд. руб. в 2011 году, рост составил - 401%, в период кризиса в 2009 году налоговые доходы снизились на 18%, но в 2010 году налоговые доходы республики увеличились на 26,7% и составили - 82,04 млрд. руб. Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы и налоги на имущество, составляющие боле 90 процентов от общей суммы налоговых доходов в бюджете республики.

Поступления налога на прибыль за исследуемый период выросли с 3 млрд. руб. до 5 млрд. руб., или на 65%, поступления НДФЛ увеличились с 3,7 млрд. руб. до 4, 6млрд. руб., или на 24%. Акцизы выросли с 1,6 млрд. руб. до 2,7 млрд. руб., или на 38%, налоги на имущество выросли с 1,9 млрд. руб. до 2,4 млрд. руб., или на 25%.

Динамику налоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг. представим на рис. 4.

Рис. 4. Динамика основных налоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг., млн. руб.

Рис. 4 показывает, что основной источник налоговых доходов бюджета республики, является налог на прибыль, следующим основным источником является НДФЛ, который по отношению к уровню 2009 года вырос на 25%, акцизы выросли на 38%, налоги на имущество - на 25%.

Структуру налоговых доходов за 2009-2011гг. представим на рис. 5

Рис. 5. Структура налоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг., %

Как показано на рис. 5 основным источником поступлений бюджета Чувашской республики является налог на прибыль организаций, его доля в 2011 году составила - 31,9%, НДФЛ составляет - 29,6%, налог на имущество - 4,9%, акцизы - 17,5%.

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджета республики, устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления РФ, необходимые для эффективного осуществления региональными властями возложенных на них, публичных, социальных, экономических и иных функций.

Неналоговые доходы бюджета Чувашской республики включают:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

прочие неналоговые доходы.

Динамику неналоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг. представим в таблице 7.

Таблица 7

Динамика неналоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг., млн.руб.

Показатели

Сумма, млн.руб.

2011 к 2009


2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение, млн.руб.

Относительное отклонение, в %

Доходы итого:

27326,6

27238,8

30886,9

3560,3

13,0

Неналоговые доходы бюджета Чувашской республики, в том числе

384,7

424,5

561,0

176,3

45,8

Доходы от использования имущества

307,9

301

357,9

50,0

16,2

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

36

45,3

91,9

55,9

155,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

39,2

75

77,7

38,5

98,2

Доходы от оказания платных услуг

1,1

1,9

15

13,9

1263,6

Прочие неналоговые доходы

0,5

1,3

18,5

18,0

3722,3


Неналоговые доходы в доходах бюджета республики составляют незначительную долю: в 2009 году они составляли 1,4% всех доходов бюджета республики, в 2010 году - 1,6%, в 2011 году - 1,8%.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2009 году составили 307 млн. руб., в 2011 году указанные доходы увеличились до - 357 млн. руб.:

) доходы от размещения временно свободных средств бюджета Чувашской республики ;

) дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Чувашской республики ;

) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;

) платежи от государственных унитарных предприятий.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов составляют незначительную долю, однако данный показатель увеличился в 3 раза с 2009г. до 91 млн.руб. в 2011 году.

Динамику неналоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг. представим на рис. 6.

Рис. 6. Динамика неналоговых доходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг., в %

Как видно по рис. 6 основной объем средств поступают в доходов 1т использования имущества, находящихся в государственной собственности, остальные неналоговые доходы составляют относительно невысокий объем поступлений.

Чувашской республики выделяется среди субъектов Российской Федерации большим количеством муниципальных образований. При этом главная сложность, в том числе в сфере межбюджетных отношений, состоит в значительной дифференциации муниципалитетов по социально-экономическому развитию и потенциалу.

Основной особенностью поступления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета является предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации права выбора получения субсидий и субвенций в порядке компенсации произведенных расходов или с отражением операций на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов в территориальных органах Федерального казначейства (статья 14 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2009 и 2010 годов»).

Не секрет, что Чувашской республики является регионом-, и в связи с этим иногда высказываются отрицательные мнения о статусе республики. Но необходимо понимать, что такова ситуация в стране и существуют факторы, которые тем или иным образом обусловили данное положение нашей республики и субъектов, что они обеспечивают максимальные поступления в бюджет. В соответствии с БК РФ межбюджетные отношения в Чувашской республике основываются на:

) самостоятельности бюджета Чувашской республики и местных бюджетов;

) разграничении расходных обязательств между органами государственной власти Чувашской республики и органами местного самоуправления;

) равенстве местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом Чувашской республики ;

) взаимной ответственности органов государственной власти Чувашской республики и органов местного самоуправления за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

) повышении заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, в обеспечении социально-экономического развития муниципальных образований и увеличении собственных доходов местных бюджетов;

) гласности и прозрачности межбюджетных отношений;

) равенстве бюджетных прав муниципальных образований.

Динамику безвозмездных поступлений в бюджет Чувашской республики за 2009-2011гг. представим в таблице 8.

Таблица 8

Динамика безвозмездных поступлений в бюджет Чувашской республики за 2009-2011гг., млрд.руб.


Сумма, млн.руб.

2011 к 2009

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение, млн.руб.

Относительное отклонение, в %

Доходы итого:

27326,6

27238,8

30886,9

3560,3

13,0

Безвозмездные поступления - всего, в том числе:

15743,1

12943,0

14636,5

-1106,6

-7,0

Субсидии

4615

3337

4122

-493,0

-10,7

Субвенции

2012

4287

3774

1762,0

87,6

Дотации и иные межбюджетные трансферты

6564

4421

5218

-1346,0

-20,5

Прочее

2552,1

898,0

1522,5

-1029,6

-40,3


Как видно по таблице 8 в 2009 году безвозмездные поступления в бюджет республики составили - 15 млрд. руб., и снизились к 2011 году 1106 млн.руб.

Таким образом, доходная часть бюджета республики, сформированная налоговыми и неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями. Из налоговых доходов основным источником поступлений бюджета Чувашской республики является налог на прибыль организаций, его доля в 2011 году составила - 31%, НДФЛ составляет - 29 %, налог на имущество - 15%, акцизы - 17%.

2.2 Анализ эффективности расходов бюджета Чувашской республики

В Послании Президента Чувашской республики приоритетом бюджетной политики определено повышение эффективности расходов и проведение содержательного анализа достигнутых результатов.

Основными направлениями бюджетной политики республики в области расходов являются:

трехлетнее бюджетное планирование;

усиление социальной направленности бюджета;

применение методов бюджетирования, ориентированных на результат;

программно-целевой принцип через распределение бюджетных средств по ведомственным и долгосрочным целевым программам;

повышение эффективности работы государственных учреждений, направленное на обеспечение доступности и рост качества предоставления государственных услуг;

совершенствование правового положения государственных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

продолжение работы по переходу на отраслевые системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений;

применение нормативного механизма финансирования государственных учреждений;

непринятие бюджетных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;

совершенствование подходов к осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг.

Расходная часть бюджета Чувашской республики сформирована с учетом изменений бюджетной классификации: введены новые разделы и подразделы, межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований, внебюджетным фондам распределены по разделам классификации расходов, исходя из их «отраслевой» принадлежности.

Основную нагрузку бюджет республики несет по финансированию таких направлений как правоохранительная деятельность, национальная экономика, охрана окружающей среды, культура и кинематография, социальная политика и предоставление финансовой помощи бюджетам бюджетной системы. Показатели расходов бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг. в разрезе разделов классификации расходов представлены в таблице 9.

Таблица 9

Динамика расходной части бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг., млрд. руб.

Расходы

Сумма, млн.руб.

2011 к 2009


2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение, млн.руб.

Относительное отклонение, в %

Общегосударственные вопросы

986,7

848,2

643,3

-343,4

-34,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1011,5

1031,9

1111,1

99,6

9,8

Национальная экономика

5151,7

5691,5

5711,1

559,4

10,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

1078,7

1044,1

2157,4

1078,7

100,0

Образование

1909,7

1619,2

5672,7

3763,0

197,0

Культура, кинематография

620,9

466,8

462,9

-158,0

-25,4

Здравоохранение

2731,4

2710,3

4988,2

2256,8

82,6

Социальная политика

4496,3

6655

7219,3

2723,0

60,6

Межбюджетные трансферты

9832,4

9267,2

1634,2

-8198,2

-83,4

Другие расходы

72,6

10,9

824,3

751,7

1035,4

Всего

27891,9

29345,1

30424,5

9,1


Как видно из таблицы 9, расходная часть бюджета республики в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы».

Раздел «Общегосударственные вопросы» состоит из тринадцати подразделов и аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, в том числе расходы на обеспечение деятельности главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы администрации муниципального образования, расходы на обеспечение соответствующих органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов. В расходах раздела «Общегосударственные вопросы» отражаются средства на предоставление отдельных видов межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (ранее учитывались в разделе «Межбюджетные трансферты»). Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 986 млн. руб. до 643 млн. руб., убыль составил - 34%.

Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» состоит из четырнадцати подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внутренних войск, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 1,0 млрд. руб. до 1,1 млрд. руб., рост составил - 9,8%.

Раздел «Национальная экономика» состоит из двенадцати подразделов и аккумулирует расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики.

Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 5,1 млрд. руб. до 5,7 млрд. руб., рост составил - 10%.

Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 1,0 млрд. руб. до 2,1 млрд. руб., рост составил в 2 раза.

Раздел «Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 1,9 млрд. руб. до 5,6 млрд. руб., рост составил - 3 раза.

Раздел «Культура, кинематография» состоит из четырех подразделов и аккумулирует расходы на предоставление услуг в этой сфере, обеспечение деятельности учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью. Расходы по данной статье в 2011 году снизились по отношению к уровню 2009 года с 620 млн. руб. до 462 млн. руб., снижение составил - 25%.

Раздел «Здравоохранение» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на финансирование здравоохранения. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 2,7 млрд. руб. до 4,9 млрд. руб., рост составил в 2 раза.

Раздел «Социальная политика» состоит из шести подразделов и аккумулирует расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 4,4 млрд. руб. до 7,2 млрд. руб., рост составил - 85%, на 2012 год запланировано 18,2 млрд. руб.

Раздел «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» состоит из трех подразделов и аккумулирует расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, не отнесенных другим разделам и подразделам.

Расходы по данной статье в 2011 году снизились по отношению к уровню 2009 года с 9,8 млрд. руб. до 1,6 млрд. руб., снижение составило 4 раза.

Структуру основных статей расходной части бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг. представим на таблица 10.

Таблица 10

Структура основных статей расходной части бюджета Чувашской республики за 2009-2011гг., %

Расходы

Сумма, млн.руб.

2011 к 2009


2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение, млн.руб.

Относительное отклонение, в %

Общегосударственные вопросы

3,5

2,9

2,1

-1,4

-40,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,6

3,5

3,7

0,0

0,7

Национальная экономика

18,5

19,4

18,8

0,3

1,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

3,9

3,6

7,1

3,2

83,4

Образование

6,8

5,5

18,6

11,8

172,3

Культура, кинематография

2,2

1,6

1,5

-0,7

-31,7

Здравоохранение

9,8

9,2

16,4

6,6

67,4

Социальная политика

16,1

22,7

23,7

7,6

47,2

Межбюджетные трансферты

35,3

31,6

5,4

-29,9

-84,8

Другие расходы

0,3

0,0

2,7

2,4

940,9

Всего

100

100

100

0,0

0,0


Как показывает таблицы 10, если в 2009 году самыми значимыми статьями расходов были межбюджетные трансферты - 35% и подраздел национальная экономика - 18%, то уже в 2011 году значимыми стали такие статьи, как образование - 18%, здравоохранение - 16%, социальная политика - 23%.

Таким образом, структура бюджета позволяет судить об устойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов.

2.4 Оценка сбалансированности и финансового состояния бюджета Чувашской республики

Источники финансирования дефицита бюджета Чувашской республики в основном состоят из внутренних источников, это бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ, изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Чувашской республики, исполнение государственных гарантий Чувашской республики в валюте РФ, предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ из бюджета Чувашской республики в валюте РФ.

Размер дефицита бюджета определяется при планировании доходов регионального бюджета на очередной финансовый год.

Показатели сбалансированности бюджета Чувашской республики на 2009-2012 (план) гг. представим в таблице 11.

Таблица 11

Показатели сбалансированности бюджета Чувашской республики на 2009-2012 (план) гг., млрд. руб.

Показатели

2009 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год (план)

Доходы бюджета

114,8

117,1

150,9

163,3

113,7

Расходы бюджета

119,4

123,72

159,8

152,6

117,5

Дефицит бюджета

-4,6

-6,62

-8,9

10,7

-3,8

Доходы бюджета субъекта без учета объема безвозмездных поступлений

88,2

68,0

86,0

108,9

99,4

Доля дефицита к доходам

5,2

9,73

10,34

-

3,82

Доля дефицита к расходам

3,9

5,4

5,6

7,0

3,2



Сумма, млн.руб.

2011 к 2009

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение, млн.руб.

Относительное отклонение, в %

Доходы бюджета

27326,6

27238,8

30886,9

3560,3

13,0287

Расходы бюджета

27891,9

29345,1

30424,5

2532,6

9,080055

Дефицит бюджета

-565,3

-2106,3

462,4

1027,7

-181,797

Доля дефицита к доходам

2,0686803

7,73272

1,497075

-0,6

-27,6314

Доля дефицита к расходам

2,0267533

7,177689

1,519828

-0,5

-25,0117


Как показывает таблица 10, в целом, исполнение бюджета республики в 2011 году по доходам составило 30 млрд. руб., с превышением к уровню 2009 года на 3,5 млрд. руб. или на 13%, расходы бюджета республики выросли за три года на 9%, доходы - на 13%, в результате к концу 2011 года сложился профицит бюджета республики в сумме - 462 млн. руб. До 2011 года бюджет республики был исполнен с дефицитом, т.е. расходы бюджета республики, превышали доходы, так в 2009 году дефицит бюджета составил - 563 млн. руб., в 2010 году - 2,1 млрд. руб. Объем дефицита бюджета Чувашской республики на 2010 год составил 7,7% от общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Превышение предельного объема дефицита бюджета Чувашской республики на 0,34% обусловлено в основном привлечением в 2010 году кредитов из федерального бюджета.

Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (норма действует в 2009-2012 годах), допускается превышение предельного (установленного статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на уровне 15%) размера дефицита в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета бюджетных кредитов, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, превышение доходов над расходами бюджета республики показывает неравновесность финансовых потоков, при наличии которой нельзя однозначно говорить о высокой эффективности финансовой политики Чувашской республики , что можно объяснить финансовой нестабильностью после мирового кризиса.

Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита. Ежегодно при бюджетном планировании Министерство финансов Чувашской республики разрабатывает программу государственных заимствований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, которая является приложением к закону о бюджете на очередной финансовый год (и плановый период) и включает в себя объемы привлечения и погашения заемных средств. Остатки средств бюджета Чувашской республики на начало текущего финансового года могут направляться в текущем финансовом году на покрытие кассовых разрывов в объеме, превышающем объем средств, предусмотренных в качестве указанного источника финансирования дефицита бюджета Законом Чувашской республики о бюджете Чувашской республики .

Основные источники покрытия дефицита бюджета республики являются получение кредитов от кредитных организаций бюджетом Чувашской республики в валюте РФ, получение бюджетом Чувашской республики кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в валюте РФ, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Чувашской республики и возврат бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте РФ.

Таким образом, только при комплексном, оперативном, действенном анализе бюджетных показателей можно добиться реальных, качественно новых изменений, как в структуре финансовых ресурсов региона, так и в порядке их формирования и использования, выработки приоритетов эффективности управления централизованными финансовыми ресурсами органов самоуправления. Несмотря на некоторые тенденции укрепления устойчивости бюджета республики за рассматриваемый период, в целом оценка финансовой устойчивости бюджета является неудовлетворительной, сохраняется тенденция роста финансовой помощи, а, следовательно, и финансовой зависимости. Поэтому стратегической целью преобразований должно стать формирование саморазвивающейся региональной экономической системы.

3. Пути улучшения финансового состояния бюджетов субъектов Российской Федерации

.1 Пути повышения доходов и эффективности расходов бюджета на субфедеральном уровне

Любая бюджетная стратегия подразделяется по своей сути на три составные части: стратегию по доходам, стратегию по расходам и стратегию управления долгом.

Чувашской республики относится к числу дотационных субъектов Российской Федерации, также обладающих относительно промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. В Чувашской республике проводится значительная аналитическая работа, направленная на поиск решения проблемы укрепления собственной доходной базы региона и муниципалитетов. На республиканском и муниципальном уровне принят ряд нормативных документов, определяющих основные направления совершенствования межбюджетных отношений и развития доходного потенциала всего региона и его муниципальных образований.

В современных условиях развитие механизмов формирования доходов бюджета Чувашской республики сводится к совершенствованию регулирующей составляющей: закреплению нормативов отчислений от федеральных налогов и совершенствованию методик предоставления финансовой помощи. Тем не менее, представляется, что при всей важности межбюджетных отношений эти меры не могут привести к повышению бюджетной самостоятельности территории.

В настоящее время основная часть налоговых доходов бюджета Чувашской республики формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных «сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных «сверху» доходных источников.

Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в РФ посредством бюджетного выравнивания ориентируется на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем; с другой - на горизонтальное выравнивание, т.е. выравнивание уровня потребления и стоимости государственных услуг в различных регионах.

Изменения в бюджетной политике государства в части переноса значительной финансовой ответственности на регионы, обусловлены необходимостью поиска путей достижения сбалансированности бюджета региона, при этом в процессе проведения реформирования федеративной системы бюджетно-налоговых отношений возник ряд противоречий в финансовых взаимоотношениях федеральных властей с региональными администрациями, а последних, в свою очередь, - с органами местного самоуправления.

Существующая методика разграничения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, ежегодное изменение нормативов отчислений от федеральных налогов приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет субъекта. Поэтому целесообразно закрепление за региональными бюджетами большей доли основных налогов. Это повысило бы размер собственных доходов бюджетов субъектов РФ, заинтересованность регионов в повышении собираемости налогов, укрепило бы единство бюджетной системы.

В этой связи необходимо уделять больше внимания развитию собственной доходной базы региональных бюджетов. Существует несколько путей увеличения доходной части бюджетов субъектов РФ:

. При динамичном развитии главных отраслей хозяйственно-экономического комплекса. Увеличение валового регионального продукта приводит к заметному укреплению доходной базы дотационных бюджетов.

. При привлечении зарубежных и российских инвестиций в развитие экономики региона. В данном случае происходит увеличение налоговых и неналоговых поступлений не только в данный момент времени, но и в перспективе. В результате заметно укрепляется доходная база бюджетов.

. При проведении административной работы контролирующих органов налоговой службы по выявлению юридических и физических лиц, укрывающих истинные размеры доходов от налогообложения, осуществляющих деятельность без регистрации и без уплаты налогов в бюджет.

4. При эффективном управлении государственной и муниципальной собственностью, находящейся в ведении региона.

Таким образом, с учетом последних изменений в налогово-бюджетном законодательстве необходимы конкретные меры по укреплению собственной доходной базы, например, путем принятия конкретных решений в сфере региональной налоговой политики.

В целях компенсации потерь налоговых доходов бюджета Чувашской республики в условиях изменения налогового и бюджетного законодательства, необходимо использование всех имеющихся резервов и возможностей мобилизации финансовых ресурсов. Поэтому, при формировании налоговых доходов бюджета Чувашской республики , следует предусмотреть ряд мероприятий, направленных на достижение максимального уровня собираемости доходов за счет мобилизации имеющихся резервов:

осуществление жесткой политики, направленной на обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов, а также обязательное вовлечение недоимки в оборот республиканского бюджета;

проведение активной работы по инвентаризации, реструктуризации, погашению накопившейся задолженности по налогам и сборам предприятий в республиканский бюджет;

применение процедур банкротства в отношении неработающих предприятий и налогоплательщиков, имеющих большую и устойчивую задолженность по налогам и сборам;

регулярное проведение мониторинга за группой крупных (бюджетообразующих) предприятий на основе системы комплексного контроля их финансово-хозяйственной деятельности, выявления и анализа финансовых и товарных потоков с целью оценки фактической налоговой базы;

широкое применение отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, налоговых инвестиционных кредитов;

рационализация действующей в республике системы налоговых льгот.

Реализация предложенных мер будет способствовать росту экономического потенциала территории, получению комплексной оценки формирования и использования финансовых ресурсов, выработке стратегий развития республики, и в конечном итоге повышению эффективности и качества управления финансами.

3.2 Направления обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости регионального бюджета

В сложившейся экономической ситуации управление сбалансированностью региональных бюджетов становится неотъемлемой частью бюджетной политики любого субъекта РФ, а применение и комбинация методов по ее обеспечению приобретает новое значение.

Бюджет Чувашской республики на 2013-2015 годы должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи повышения качества жизни граждан, повышения эффективности управления, стимулирования инвестиционного и инновационного развития республики.

Для решения приоритетных задач нужно активно задействовать все имеющиеся в руках Правительства Чувашской республики инструменты: налоги, республиканскую собственность, нормативное регулирование. Такой подход позволит сконцентрировать средства на ключевых направлениях, серьёзно повысить эффективность государственных расходов, в том числе и за счет выбора наиболее оптимального варианта решения конкретных проблем и системных вопросов.

В среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Чувашской республики в области формирования доходов бюджета и налоговой политики направлены на обеспечение экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов Чувашской республики .

Предстоит продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства республики, обеспечению стабильности и справедливости налоговой политики, повышению эффективности администрирования доходов и привлечению дополнительных ресурсов в бюджеты республики.

В основу налоговой политики будет положена оценка эффективности региональных налоговых льгот, в основном, за счет сокращения льгот и отказ от предоставления льгот в условиях отсутствия бюджетного и (или) социального эффекта. При этом основными приоритетами при предоставлении налоговых льгот должны стать стимулирование диверсификации региональной экономики, инвестиций в модернизацию производства и внедрение инноваций, а также в стимулирование развития малого предпринимательства, и, в первую очередь, в развитие сферы туризма и в сферы развития технологий, кадров, рекреационных ресурсов для туристского рынка.

Введение новых льгот следует осуществлять на временной основе, с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам оценки эффективности.

В среднесрочной перспективе необходимо сохранение удельного веса объема региональных налоговых льгот в сумме налоговых доходов бюджета Чувашской республики на уровне ниже пяти процентов.

Должна быть продолжена практика осуществления согласованных действий исполнительных органов власти Чувашской республики , территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по улучшению собираемости доходов, поиску дополнительных финансовых ресурсов в бюджеты республики, потенциала доходов и определению резервов увеличения доходов бюджетов муниципальных образований.

Особо пристального внимания требует проблема администрирования неналоговых доходов бюджета. Необходимо максимально эффективное использование и управление имущественными и природными ресурсами, в том числе за счет реализации непрофильных активов, объективной оценки активов, стимулирующих их вовлечение в оборот, ограничения доступа к природным ресурсам неэффективных пользователей.

На особом контроле должно быть осуществление налоговых и неналоговых перечислений организациями, находящимися в составе холдингов и групп, входящими в вертикально-интегрированные структуры.

Эффективное выстраивание бюджетных расходов - это важнейший критерий, по которому можно судить о качестве государственного управления. Налоговая политика в республике должна стремиться к обеспечению справедливых принципов регионального налогообложения, направленных на достижение социальной или бюджетной эффективности.

В связи с завершением 1 июля 2012 года переходного периода введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг нужно заблаговременно принять все необходимые для этого решения, качественно сформировать государственные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения.

Система методов обеспечения бюджетной сбалансированности Чувашской республики в настоящее время включает в себя следующие элементы управления:

планирование основных показателей бюджета;

мероприятия по повышению доходной базы и оптимизации расходов бюджета;

целевое финансирование;

управление государственной собственностью;

секвестрирование расходов бюджета, финансово-бюджетный контроль;

внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств;

совершенствование межбюджетных отношений;

управление государственным долгом.

Важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодоление несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Чувашской республики через межбюджетные отношения. В настоящее время основная часть налоговых доходов бюджета Чувашской республики формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных «сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных «сверху» доходных источников.

В области межбюджетных отношений в Чувашской республике основными направлениями должны стать:

. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований для предоставления базовых бюджетных услуг, позволяющих при формировании эффективной бюджетной инфраструктуры, реализовать полномочия по решению вопросов местного значения без образования просроченной кредиторской задолженности.

. Обеспечение единых принципов индексации фондов оплаты труда работников как государственных, так и муниципальных учреждений исходя из разграничения ответственности за расходные полномочия регионального и муниципального уровней и методологии межбюджетного регулирования.

. Достижение вертикальной сбалансированности бюджетной системы, подразумевающей соответствие доходных потенциалов бюджетов расходным обязательствам, в связи с передачей полномочий в сфере здравоохранения с муниципального на региональный уровень путем перераспределения отчислений от налога на доходы физических лиц.

. Совершенствование методики расчета налогового потенциала муниципальных образований, применяемого при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

5. Изменение методики расчета субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере общего образования исходя из нормативных показателей количества учителей, приходящегося на фактическую численность обучающихся, соотношения педагогического и прочего персонала, соотношения окладной и стимулирующей частей заработной платы, материальных затрат и фондов оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.

Таким образом, соблюдение баланса бюджета нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на региональном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств регионального бюджета.

Для этого необходимо:

создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;

развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;

перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;

необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль.

Таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета республики в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности бюджета.

Итак, по данной главе можно сделать следующие выводы:

В целях реформирования механизмов управления доходами и расходами бюджета Чувашской республики с целью снижения бюджетного дефицита должны способствовать следующие меры по стабилизации ситуации в экономике республики в посткризисный период, усилению ее инвестиционной направленности.

). Продолжить практику осуществления согласованных действий исполнительных органов власти республики, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по улучшению собираемости доходов, поиску дополнительных финансовых ресурсов в бюджеты республики.

2). Необходимо обеспечить повышение эффективности администрирования доходов. Особо пристального внимания требует проблема администрирования неналоговых доходов бюджета. Следует повысить ответственность главных администраторов доходов, являющихся органами исполнительной власти Чувашской республики , за качество осуществления бюджетных полномочий по администрированию доходов и выполнение плановых показателей по закрепленным доходным источникам.

3). Продолжить сотрудничество Правительства Чувашской республики с крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории республики.

). Продолжить практику ограничения доступа неплательщиков к мерам государственной поддержки. Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Действия по умышленному уклонению от уплаты налогов должны жестко пресекаться

В условиях нестабильной экономической ситуации своевременная реализация мероприятий по развитию собственного доходного потенциала, экономии и оптимизации бюджетных расходов позволит сохранить устойчивость бюджетной системы региона, обеспечит социальную стабильность, а также создаст условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.

Заключение

По результатам проделанной работы следует отметить, что региональный бюджет как финансовая категория - это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, предназначенного для удовлетворения потребностей социально - экономического развития данного субъекта и финансовой поддержки его административно-территориальных единиц.

Важную роль в бюджетной системе РФ играют региональные бюджеты. Доходы региональных бюджетов - это финансовые ресурсы, сформированные при реализации определенных нормами права финансово-экономических отношений между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами относительно поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для выполнения функций и задач.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета <http://www.smartcat.ru/catalog/term_27_1_55_2_rus_16235.shtml> относятся, на наш взгляд, следующие:

имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;

является средством регулирования местных бюджетов.

В результате анализа состава и структуры доходов и расходов

На наш взгляд, можно выделить несколько путей увеличения доходного потенциала региона.

) существенно расширить полномочия региональных органов по установлению обязательных элементов соответствующих налогов, сократив полномочия в этой области федеральных органов, усовершенствовать процесс распределение налоговых полномочий между уровнями власти;

) при составлении регионального бюджета его доходная структура должна полностью (или хотя бы в ощутимой степени) контролироваться властями соответствующего уровня, т.е. она должна формироваться преимущественно за счет региональных и местных налогов;

) рассмотреть вопрос о переводе налога на доходы физических лиц в состав региональных налогов, а в дальнейшем необходимо сделать его местным налогом;

) расширить права региональных органов в управлении налогом на прибыль: установить право региональных органов власти уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль в соответствующие бюджеты вплоть до полного освобождения от уплаты данного налога.

) предоставить законодательным органам субъектов РФ право устанавливать отдельные элементы налогообложения и налоговые льготы по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в соответствующий бюджет) и по налогу на доходы физических лиц.

) введение единого налога на недвижимость позволит объединить налоги на имущество юридических и физических лиц, а также земельный налог.

В условиях нестабильной экономической ситуации своевременная реализация мероприятий по развитию собственного доходного потенциала, экономии и оптимизации бюджетных расходов позволит сохранить устойчивость бюджетной системы региона, обеспечит социальную стабильность, а также создаст условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.

Список использованной литературы

1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2009 № 7-ФКЗ). // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 145.

2.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2011г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст.3301; Российская газета. - 2011. - 8 апреля.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (в ред. от 19 октября 2011г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст.410; Российская газета. - 2011. - 21 октября.

4.       Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. 01.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823; <http://www.pravo.gov.ru>. - 2011. - 1 декабря.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 243-ФЗ (ред. 30.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №32. - Ст. 3340; <http://www.pravo.gov.ru>. - 2011. - 30 ноября.

.        О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» / Федеральный закон от 27.11.2010 № 306−ФЗ; <http://www.pravo.gov.ru>. - 2010. - 27 ноября.

7.  О внесении изменений в Закон Чувашской республики «О бюджете Чувашской республики на 2009 год» / Закон Чувашской республики от 01.08.2009 № 48-ЗЧувашской республики // Чувашской республики . - 2009. - 4 августа.

8.       О мерах по реализации Закона Чувашской республики «О бюджете Чувашской республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» / Постановление Кабинета Министров №10/1 от 14.01.2009 // Чувашской республики . - 2009. - 15 января.

.        О мерах по реализации Закона Чувашской республики «О бюджете Чувашской республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» / Постановление Кабинета Министров № 1122 от 27.12.2010 / Чувашской республики . - 2010. - 30 декабря.

10.     Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=105756>.

11.   Анисимов, С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики. / С.А. Анисимов // Финансы. - 2010. - №11. - С.24-28.

12.     Анисимов, С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста / С.А. Анисимов // Финансы. - 2011. - №1. - С.22-24.

.        Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров - М.: Дашков и Ко, 2010. - 488с.

.        Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: учебное пособие / М.П. Афанасьев. - М.: Юрайт, 2009. - 605 с.

.        Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 567 с.

.        Брызгалина, А.В. Налоги и налоговое право: учеб. пособие / А.В. Брызгалина. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 466 с.

.        Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / М.В. Романовский, М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2010. - 561 с.

.        Белозеров, С. А. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Белозеров, С. Г. Горбушина / под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 512 с.

.        Бегчин, Н.А. Проблемы оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в условия кризиса / Н.А. Бегчин // Финансы и кредит. - М., 2011. - № 32 (368). - С. 78-85.

.        Бегчин, Н.А. Современный взгляд на управление расходами бюджетов субъектов федерации / Н.А. Бегчин // Вестник Финансовой академии. - М., 2010. - № 5 (59). - С. 61-65.

.        Богомолов, С.В. Совершенствование методологии определения бюджетной устойчивости территорий и оценки результативности бюджетных расходов. Монография / О.И. Курылева, Н.И. Яшина, С.В. Богомолов.- Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. - 276 с.

.        Болтинова, О.В. Бюджетное право. Учебное пособие /О.В. Болтинова. - М.: Норма, 2009. - 564 с.

.        Бюджетное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. М. В. Карасевой. М.: Эксмо, 2010. - 522 с.

.        Бюджетная система России : учебник для вузов / под ред. проф. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2012. -703 с.

.        Врублевская, О.В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / О.В. Врублевска. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 838 с.

.        Гаскаров, А.Р. Финансовая устойчивость экономики региона - субъекта Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования / А.Р. Гаскаров. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 222 с.

.        Гиляровская, С.В. Самостоятельность территориальных бюджетов в контексте реализации принципов бюджетной системы РФ / С.В. Гиляровская // Вестник СГСЭУ. - 2011. - №15(1). - С.102-108.

.        Годин, А.М. Бюджетная система России: учеб. пособие / А.М. Гордин. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. - 562 с.

.        Горбунова, О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунов. - М: Профобразование, 2009. - 655 с.

.        Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю. А. Крохина. М.: Юрайт, 2012. - 722 с.

.        Жукова, С.С. Доходы бюджета: учебное пособие /С.С. Жуков. Тюмень, 2010. - 462 с.

.        Жукова, С.С. Бюджетное право и бюджетный процесс. Практикум / С.С. Жуков. Тюмень, 2011. - 488 с.

.        Зенченко, С.В. Анализ методов оценки финансового потенциала региона // Сборник науч- ных трудов СевКав ГТУ. Сер. «Экономика». 2009. № 8. URL: http/vvww.ncstu.ru

.        Иванов, В. В. Муниципальный менеджмент: учебное пособие / В.В. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 250 с.

.        Иптышева, Н. С. Бюджет субъекта федерации как инструмент социально-экономического развития региона: дис. ... канд. экон. наук / Н.С. Иптышева. - Москва, 2009 - 157 c.

.        Корчагин Ю.Д. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения / Ю.Д. Корчагин. - Воронеж: ЦРЭИ, 2012. - 146 с.

.        Макаров, А.В. Цели и задачи бюджетной политики государства/А.В. Макаров. - М.: Юрист, 2011. - №10. - С.26-28.

38.     Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.minfin.ru/ru/>.

.        Сайт Федеральной налоговой службы (ФНС России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.nalog.ru/>.

.        Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.gks.ru>.

.        Сайт Федерального Казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru <http://www.roskazna.ru/>.

.        Сайт Федерального казначейства по Чувашской республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://21.roskazna.ru>.

.        Сайт УФНС по Чувашской республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.r21.nalog.ru>.

.        Сайт Министерства финансов по Чувашской республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.21.ru.

Похожие работы на - Налоги и проблемы формирования регионального бюджета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!