Инвестиции в ценные бумаги

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвестиции в ценные бумаги

Содержание

Введение

. Понятие, формы и методы государственного регулирования

.1 Инвестиционный процесс: основные понятия и показатели

.2 Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов

1.3 Формы, методы и функции государственного регулирования инвестиционной деятельности

2. Инвестиционная деятельность и необходимость управления инвестициями в Казахстане

2.1 Инвестиционная деятельность в Казахстане

2.2 Необходимость государственного управления инвестициями

3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности

.1 Проблемы законодательного регулирования инвестиционной деятельности

.2 Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста.

Прогресс развития экономики Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие.

Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

Инвестиционная деятельность в Казахстане направлена на оживление процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования. Государство держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов. Эту твердую позицию постоянно отстаивает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, особо подчеркивая, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли"[1].

Цель выполнения данной работы - изучение казахстанского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.

При выполнении данной работы ставились следующие задачи:

исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;

изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;

предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Объектом исследования в данной работе выступает законодательные акты в области инвестиционной деятельности, посредством которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы, предметом исследования - формы, методы, через которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.

 


1. Понятие, формы и методы государственного регулирования

.1 Инвестиционный процесс: основные понятия и показатели

государственное регулирование инвестиционный процесс

Инвестиционный процесс - многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Он имеет непосредственное отношение к динамике экономической системы.

Инвестиционный процесс - есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те же стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ.

Инвестиционную деятельность можно рассматривать как одну из важнейших цепей обратной связи в воспроизводственном процессе, которая опосредована влиянием распределения продукции на динамику ограниченных ресурсов - факторов производства. Другая цепь обратной связи имеет дело с воспроизводством не капитальных ресурсов, а трудовых ресурсов.

В условиях рыночных отношений необходимо, по крайней мере двустороннее отражение инвестиционного процесса:

v с точки зрения динамики физических величин;

v  с точки зрения финансовых показателей.

В каждом из этих случаев имеем дело с особым набором показателей и явлений.

Инвестиционный процесс с точки зрения динамики физических величин представляет собой следующую цепочку явлений:

1. Создание инвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование, технологии, патенты и ноу-хау);

2.       Процесс освоения новых производственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции);

.        Эксплуатация объекта в нормальном режиме в целях производства товаров (услуг).

Инвестиционный процесс с точки зрения движения финансовых показателей представляет собой вложение денежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками этого процесса являются:

Ø Сберегатели денег, которые хранят свои сбережения либо у себя лично, либо передавая их в доверительное пользование инвесторам.

Ø  Инвесторы, которые осуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам.

Ø  Финансовые посредники (банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании, которые реально осуществляют операции, как с денежными ресурсами, так и ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дополнительного дохода (прибыли).[2]

.2 Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов

Государственное регулирование инвестиционного процесса - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Республики Казахстан, субъектов и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.[3]

Инвестиционная информация



Инвестиционная активность



Источники инвестиций
















Инвесторы



Инвестиционный проект



Объекты инвестиций
















Инвестиционная территория



Инвестиционная культура



Инвестиционные ресурсы








Рисунок 1 Компоненты инвестиционной деятельности

Так, функции государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Национальный банк, Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей). Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Национальный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и контроля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан.

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Агентством по инвестициям, Торгово-промышленной палатой Республики Казахстан <#"705247.files/image001.gif">

Рисунок 2 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:

·  Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Республики Казахстан и органами государственной власти субъектов Республики Казахстан

·        Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РК государство использует следующие методы:

Ø контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; т.е. согласно закона «Об инвестициях» в РК, субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РК.

Ø  экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.[4]

8 января 2003 года принят Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» <#"705247.files/image002.gif">

Рисунок 3 Основные направления активизации инвестиционной деятельности в регионе.

Экономика Казахстана и его отдельных регионов нуждается в разработке концепции и основных направлений эффективного государственного регулирования развития институциональной среды инвестиционного процесса.

Рисунок 4 Функции государства по обеспечению институциональной среды инвестиционного процесса

Для обеспечения устойчивого дальнейшего роста в экономической деятельности Казахстана рекомендованы к применению новые подходы в государственной инвестиционной политике, важными из которых являются:

инвестиционная политика, ориентированная на инновации, которая должна занять центральное место в государственной политике на среднесрочную и долгосрочную перспективу, чтобы обеспечить переход от кризиса к устойчивому оживлению и подъему финансового сектора экономики;

обеспечение единства инвестиционной и научно - технической политики, которое позволит произвести оценку технологического уровня существующих производств, ввести обязательную технологическую экспертизу инвестиционных проектов, оказывать государственную поддержку лишь тем проектам, которые соответствуют современному и будущему технологическому уровню, на основе долгосрочного прогноза научно-технического развития целенаправленно содействовать освоению и распространению пятого технологического уклада;

селективная инвестиционная политика, основанная на ресурсосбережение и соблюдений экологических норм, позволяющая концентрировать ограниченные инвестиционные ресурсы на сравнительно небольшом числе объектов - «точках роста экономики»;

ориентация на взаимовыгодные интеграционные связи со странами СНГ, формирование межрегиональных и межгосударственных программ и проектов, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции (работ и услуг), совместные выступления на рынках третьих стран, более полное удовлетворение потребностей в инвестиционном оборудовании.

Приоритетными направлениями улучшения инвестиционного климата РК выделены: улучшение условий лицензирования и уплаты налогов; совершенствование мер по снижению коррупции; законодательно определить понятие «рейдерство» и меры его пресечения; развитие транспортно-логистической инфраструктуры; подготовка высококвалифицированных технических кадров в соответствии с требованиями международных стандартов.

Эффективная инвестиционная политика, обеспечивающая институциональную среду и проводимая в экономической деятельности, должна состоять из следующих взаимосвязанных этапов



















Рисунок 5 Основные этапы инвестиционной политики в экономической деятельности

Для совершенствования инвестиционной политики в области привлечения инвестиций предлагается следующие:

) минимизировать барьеры и преграды, которые препятствуют формированию благоприятного инвестиционного климата в стране и сдерживают поток иностранных инвестиций. Основными барьерами на пути инвесторов являются бюрократизм, налоговый режим, несовершенное законодательство и слаборазвитая инфраструктура страны;

) необходимо создать условия для привлечения международных компаний с производством высокотехнологичного продукта. Именно эти компании в условиях развитых стран составляют индивидуальный стержень, который обеспечивает прирост благосостояния индустриального общества, а также определяет статику и динамику экономических процессов;

) иностранные инвестиции не должны вести к экологическим бедствиям в регионах. Для этого важно проработать грамотную правовую основу регулирования экологических последствий деятельности зарубежных компаний.[15]

Заключение

Переход Казахстана к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий. Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств национального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в казахстанскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Республики Казахстан - другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае, не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития казахстанской экономики.

Список использованной литературы

1.   By Analysis and Strategic Research Center (ASRC) of the Administration of the President of the Republic of Kazakhstan.

2.       Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.        Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.

.        Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.

5.       Аскар Бакитжанов, Сергей Филин «Организационно-управленческие аспекты инвестиционной политики государства (на примере Республики Казахстан) <http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/10_5_01.htm>» /Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"/ №5/01

6.   Альпари № 1-2, 2009г.

7.       Статистический ежегодник Казахстана = Statistical Yearbook of Kazakhstan: Статистический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2012

.        Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)

9.   Кажегельдин А.М. Социально-экономические проблемы развития Республики Казахстан в условиях реформ. - М.: Финансы и статистика, 1995

.     Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов / А.И. Дива. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.

11.     Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит.-№14.- 2005.

12. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) - Алматы: Экономика, 2003

.     Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект. - М.: БЕК, 1996.

14.     Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы.-№9.-2005.

15. Смаилов А., Шокаманов Ю. Экономика Республики Казахстан: состояние и перспективы роста. //Экономика и статистика. - Алматы, 2002

.     Приоритетное развитие финансового сектора как основа экономического роста. Департамент исследований и статистики. //Экономическое обозрение. Национальный банк Казахстана. - 2004

.     Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / И.В Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. - М.: Финансы и статистика, 2003.

18.     Закон РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-2

Похожие работы на - Инвестиции в ценные бумаги

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!