Денежная система

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,88 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежная система

Введение

денежный экономика финансовый

Денежная система представляет собой в самом общем виде исторически сложившуюся в данной стране группу денежных знаков, с помощью которой государство организует денежное обращение. В современном обществе, где огромное количество товаров производится для продажи на рынке, каждый работающий гражданин становится как бы купцом: он реализует произведенные им товары или услуги, принимая участие в денежном обращении либо в качестве покупателя, либо в качестве продавца. Но это участие в денежном обращении невозможно без наличия денежной системы. Денежное обращение - это субстанциональная категория, денежная система - категория функциональная.

Объективная основа существования денежной системы любой страны - товарно-денежные отношения. К субъективным сторонам относятся правовые акты государства, регламентирующие различные стороны организации денежного обращения, которые составляют в целом понятие денежной системы. Государство может менять отдельные элементы денежной системы, но не может ликвидировать товарно-денежные отношения в народном хозяйстве.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что стабильность и эластичность денежной системы находятся в обращении. Стабильность или устойчивость денежной системы означает постоянство стоимости денежной единицы. Эластичность денежной системы - это способность денежного обращения расширяться или сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах.

Создание и развитие Российской экономики было невозможно без радикальных преобразований в финансово-кредитной системе и проведения денежной реформы. Изучение отечественного исторического опыта модернизации денежной системы представляется актуальным на современном этапе развития российской экономики. Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Амосова, В.В., Голодова Ж.Г., Кудрин А., Симкина Л.Г., Юровицкий В.М. и др.

Цель данной работы - изучить сущность и элементы денежных систем и их эволюцию, провести анализ современного состояния денежной системы России и вопросы ее совершенствования. Данная цель требует решения следующих задач:

изучить сущность денежной системы и ее виды;

охарактеризовать элементы денежной системы;

рассмотреть вопросы совершенствования денежной системы России на современном этапе развития экономики.

Для написания курсовой работы были использованы монографии, учебная литература, статьи периодических изданий и источники сети Интернет.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

.       
Понятие и сущность денежной системы, её виды

Современный рынок немыслим без четко организованной денежной системы, так как движение экономических благ в современной хозяйственной системе есть движение товаров и денег.

Денежная система - это такая форма организации денежного обращения, которая юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой системы.

Другими словами, денежная система - это денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

Основой всей денежной системы являются наличные деньги - наиболее ликвидное и надежное средство платежа. В условиях, когда наличные деньги играют огромную роль в экономике, обеспечение соответствия купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично-денежного оборота является одной из важных задач, стоящих перед Банком России и его подразделениями.

Денежные системы - исторически сложившиеся формы организации денежного обращения отдельных стран, регламентированные в общегосударственном масштабе. В основе любой денежной системы лежит определённый денежный товар, являющийся всеобщим эквивалентом. Его фиксированный вес составляет металлическое содержание денежной единицы страны, но в функциях средства обращения и платежа этот товар может замещаться номинальными знаками стоимости (металлическими и бумажными). Сначала феодальное, а затем буржуазное государства законодательно регламентировали условия и формы денежного оборота, устанавливая виды денежных знаков, их курс, условия их взаимозаменяемости и обратимости в действительные деньги (или в иностранную валюту, которая обратима в золото). Денежная политика государств в досоциалистических формациях отражает классовые и внутриклассовые интересы и противоречия, борьбу социальных групп, а также интересы каждого государства в мировой экономике, экономические и политические противоречия между отдельными странами и группами стран (монетными союзами, валютными блоками).

Рис. 1. Типы денежных систем

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

системы металлического обращения;

системы бумажно-кредитного обращения.

Денежные системы металлического обращения базируются на металлических деньгах (золотых, серебряных), которые выполняют все функции, присущие деньгам как всеобщему эквиваленту (мера стоимости, средства обращения и платежа, средства накопления), а обращающиеся одновременно с металлическими деньгами банкноты могут быть в любой момент времени обменены на металлические деньги. Денежные системы бумажно-кредитного обращения базируются на господстве бумажных или кредитных денег. Рассмотрим сначала денежные системы, основывающиеся на металлических деньгах Биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм - денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами, обычно золотом и серебром. Монеты из золота и серебра функционируют на равных основаниях, предусматривается их свободная чеканка. На рынке устанавливались две цены (в золоте и в серебре) на один и тот же товар.

Биметаллизм существовал с XIV-XVII вв., а в некоторых странах Западной Европы и в XIX в. Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента, однако, вступало в противоречие с экономической сущностью денег как единого товара, призванного осуществлять измерение стоимости всех других товаров. Развитие экономических отношений требовало стабильности денежной системы, не подверженной колебаниям стоимости одного из денежных металлов. Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. Истории известны серебряный и золотой монометаллизм. Золотой монометаллизм, или золотой стандарт, существовал в виде золотомонетного, золотослиткового, и золотодевизного стандартов. При золотомонетном стандарте в обращении находились золотые монеты (определенного веса и содержания) и различные виды денежных знаков (банкноты, бумажные деньги), которые свободно обменивались на золотые монеты. При золотослитковом стандарте банкноты обменивались только на золото в слитках, причем с определенными ограничениями. Золотослитковый стандарт был введен в период частичной стабилизации экономики (1924 - 1928 гг.) в некоторых из западноевропейских стран (в частности, в Англии в 1925 г., во Франции - в 1928 г.).

При золотослитковом стандарте можно было приобрести золото лишь сравнительно богатым держателям средств. В эти же годы западные страны, имевшие ограниченные золотые запасы, ввели золотодевизный стандарт, предполагавший обмен национальных валют на другие валюты, в том числе и на валюту стран с золотослитковым стандартом. Международный золотой стандарт обеспечивал стабильность денежного обращения как внутри отдельных стран, так и стабильность мировой валютной системы в течение нескольких десятилетий, предшествовавших Первой мировой войне. Механизм реализации международного золотого стандарта требовал выполнения двух условий; во-первых, каждая страна должна было выбрать золото в качестве основного стандарта стоимости валюты, поддерживая соответствие денежной единицы определенному количеству золота; и, во-вторых, каждая страна должна было разрешить свободный экспорт и импорт золота. Для того чтобы все деньги, включая монеты, банкноты и средства на банковских депозитах, имели равную стоимость, страна может:

) чеканить золотые монеты, содержащие установленные законом в качестве стандартной единицы стоимости количество золота;

) отдавать казначейству распоряжения о покупке или продаже золота в слитках по фиксированной цене;

) поддерживать паритет своей валюты путем покупки или продажи валюты страны. При золотомонетном и золотослитковом стандартах курсы валют складывались стихийно в зависимости от соотношения спроса-предложения на свободном валютном рынке национальных и иностранных валют, причем пределы отклонения валютного курса от золотого паритета были незначительны. Это определялось тем, что в условиях свободного ввоза и вывоза из страны золота, при больших отклонениях валютного курса от паритета, становилось более выгодным не обменивать национальную валюту на иностранную, а ввозить (или вывозить) из-за границы непосредственно золото, если расходы по пересылке незначительны (0,5-0,8% стоимости пересылаемого золота). Эти расходы (стоимость транспортировки, упаковки, страхования) определяли пределы отклонения валютного курса от паритета, или так называемые “золотые точки”. Предельно высокий курс иностранной валюты, при превышении которого выгоднее вывозить золото из своей страны и продавать его за границей, называется экспортной золотой точкой. Если же предлагаемый курс будет ниже предельного курса, при котором выгоднее ввозить золото из-за границы и продавать его своему национальному банку, то это будет импортная золотая точка.

Система бумажно-денежного обращения. В результате мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. денежные системы, базирующиеся на золотом монометаллизме, уступили место системам бумажных и кредитных денег, не разменных на золото. В процессе эволюции денежных систем постоянно происходит снижение издержек денежного оборота, обеспечиваемся экономия затрат. Поясним это положение. Дорогие, тяжелые, неудобные в хранении и длительной перевозке золотые и серебряные деньги были вытеснены легкими, портативными знаками стоимости - бумажными деньгами. Печатание бумажных денег и выпуск их в оборот, безусловно, требуют меньше затрат, чем добыча драгоценных металлов и обработка их для денежного обращения.

Появление следующего вида денег - кредитных, способствовало еще большей экономии затрат. Вексель, чек и другие формы кредитных денег позволяли сэкономить денежные купюры, так как могли выписываться на значительные денежные суммы, исчезла необходимость носить с собой наличные деньги. Появление кредитных карточек, системы электронных безналичных расчетов позволило оперативно и независимо от территориального удаления клиентов обслуживать денежные расчеты, существенно снижать затраты на обеспечение денежного оборота. Все бумажно-кредитные системы объединяются следующими общими свойствами:

. Происходит вытеснение золота из внутреннего и внешнего денежных оборотов. Золото, выполняя по-прежнему функцию сокровища, аккумулируется в денежных резервах банков.

. Государство берет на себя регулирование денежного оборота.

. Кредитные операции банков служат основой для выпуска наличных и безналичных денег.

. Соотношение пропорций наличного и безналичного оборотов меняется в сторону уменьшения доли наличных денег.

Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных деньгах, существенно отличаются в административно-командной и рыночной экономиках. Основными, наиболее характерными чертами административно-командной денежной системы являются следующие: денежные средства предприятий хранятся на счетах единого государственного банка; директивное управление денежной системой жестко централизовано; валютный курс национальной денежной единицы устанавливается директивно; государственный банк является монополистом в привлечении сбережений населения.

Основными же чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются: децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями, которая проявляется в разделении функций выпуска безналичных и наличных денег между звеньями банковской системы (выпуск наличных денег осуществляется центральными банками, безналичных - коммерческими банками); отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами, они находятся в тесной связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не административный, а экономический характер; управление денежной системой централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим от правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый контроль за денежными средствами осуществляется со стороны налоговых органов; денежные знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом и драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка.

Биметаллизм так же имеет свои разновидности:

система параллельной валюты, когда золотые и серебряные монеты в обращении получали стихийную оценку, по рыночной стоимости металла, содержавшегося в них;

система двойного обращения (двойной валюты), при которой ценностное соотношение между двумя металлами определялось государством;

система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, так как чеканка монет из серебра производится в закрытом порядке, в отличие от свободной чеканки золотых монет.

Итак, в то время как до эпохи империализма денежные системы развивались еще по восходящей линии (переход от биметаллизма к золотому монометаллизму), в эпоху империализма и общего кризиса капитализма они движутся по нисходящей линии: от золотомонетного стандарта к урезанному и непрочному золотослитковому и золотодевизному стандартам и к системам неразменного банкнотного и бумажно-денежного обращения.

.        Элементы денежной системы

Элементами денежной системы являются: денежные единицы; масштаб цен; виды денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионная система; государственный аппарат регулирования денежного обращения.

Денежные единицы - это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. В большинстве стран действуют десятичные системы деления: например: 1 доллар = 100 центам, 1 руб. = 100 коп. Масштаб цен - средство выражения стоимости через весовое содержание денежного металла в выбранной денежной единице (это определение утратило экономическое значение, т.к. кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров).

Рис. 2. Элементы денежной системы бумажно-кредитного обращения

А в 1961 г. 1 руб. приравнивался к 0.98741 г золота. Виды денег, являющиеся законными платежными средствами - это, прежде всего, кредитные деньги и банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляет Центральный банк (выпуск банковских билетов) и казначейство (выпуск казначейских билетов, мелко купюрных бумажно-денежных знаков). Эмиссия банкнот осуществляется тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту. Регулирование денежного обращения. Мерой регулирования прироста денежной массы и кредита является таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров, на которые должны ориентироваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Однако эффективность такой меры невелика.

.        Направления совершенствования денежной системы РФ

В январе-сентябре 2011 года в российской экономике продолжился рост производства. Основным фактором увеличения ВВП явилось повышение внутреннего спроса.

Нестабильная ситуация в мировой экономике повлияла на динамику внешнего спроса и российского экспорта. Продолжился чистый отток частного капитала из страны. Динамика макропоказателей характеризовалась разнонаправленными тенденциями.

Тем не менее, по итогам периода наметился рост большинства показателей. Прирост ВВП в январе-июне 2011 года составил 3,7%, а по итогам года может быть выше. В течение первого полугодия 2011 года уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким - 9,4-9,6%. В начале года он формировался в основном за счет удорожания продовольственных товаров, высокие темпы которого явились следствием неурожая 2010 года и роста цен на продовольствие на мировых рынках.

Цены на непродовольственные товары и услуги в условиях роста потребительского спроса увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.

Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году происходит в условиях неопределенности в динамике мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами, сохранения инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста в России, обусловливающих необходимость принятия решений, обеспечивающих баланс между ними.

Снижение в 2009-2010 годах процентных ставок по операциям Банка России и реализованный ранее комплекс антикризисных мер сформировали благоприятные условия для функционирования банковского сектора и относительно устойчивого повышения кредитной активности банков, соответствующего темпам восстановления и развития экономической активности.

Это позволило Банку России в текущем году перейти к использованию преимущественно стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики.

Вместе с тем при необходимости Банк России может использовать и другие инструменты для поддержки банковского сектора, в том числе те, действие которых ранее было приостановлено.

В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы.

Рис. 3. Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция, %

Анализ динамики денежных агрегатов позволяет выявлять инфляционные риски в средне- и долгосрочный период. Увеличение совокупного денежного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего рост спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Вместе с тем сформировавшееся замедление роста денежной массы создает условия для снижения инфляции, обусловленной действием монетарных факторов.

В 2010 году уровень годовых темпов прироста денежного агрегата М2 был достаточно высоким - более 30%. Однако с сентября 2010 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы постепенно снижались и в 2011 году эта тенденция продолжилась. В результате на 1.09.2011 годовой темп прироста денежной массы М2 составил 20,9% (на 1.01.2011 - 31,1%).

В январе-августе 2011 года происходило снижение годовых темпов прироста рублевых депозитов населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых депозитов населения был существенно выше аналогичного показателя у нефинансовых организаций. Так, несмотря на снижение, годовой темп прироста депозитов населения в национальной валюте в среднем за январь-август был равен 33 - 34% (за январь-август 2010 года - 43-44%), в то время как соответствующий показатель в секторе нефинансовых организаций составил порядка 18% (за январь-август 2010 года - около 34%).

По состоянию на 1.09.2011 годовой темп прироста рублевых депозитов населения составил 26,8%, а депозитов нефинансовых организаций - 15,1%.

Годовые темпы прироста широкой денежной массы (включающей депозиты в иностранной валюте) с декабря 2010 года также стали постепенно уменьшаться, и в январе-августе текущего года эта тенденция продолжилась (на 1.09.2011 они составили 18,8%, на 1.09.2010 - 24,1%).

С учетом сложившихся тенденций формирования основных макроэкономических показателей ожидаемые темпы прироста денежной массы (агрегата М2) в целом за 2011 год могут составить 18 - 22%, денежной базы в узком определении - 18-20%. Указанные оценки близки к показателям третьего варианта денежной программы, представленной в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов». Однако отдельные показатели денежной программы на 2011 год были уточнены Банком России исходя из их фактической динамики.

В 2011 году ожидается менее значительный, чем прогнозировалось ранее, прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, что обусловлено в основном снижением сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами. Решения Банка России, обусловившие повышение гибкости курса рубля, способствовали существенному сокращению эмиссионного эффекта от его интервенций на внутреннем валютном рынке.

Таблица 1. Оценка показателей денежной программы на 2011 год (млрд. рублей)


1.01.2011 (факт)

1.01.2012 (прогноз)

Прирост за 2011 год (прогноз)

Денежная база

5912,7

6303,7

7099

1186

- наличные деньги в обращении (вне Банка России)

5785,2

6059,5

6840

1055

- обязательные резервы**

127,6

244,2

259

132

Чистые международные резервы

14304,5

15044,6

15090

786

- с млрд. долларов США

469,4

493,6

495

26

Чистые внутренние активы

-8391,8

-8740,9

-7991

401

Чистый кредит расширенному правительству

-3962,6

-6148,0

-5529

-1567

- чистый кредит федеральному правительству

-2906,8

-4452,4

-4229

-1323

- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

-1055,8

-1695,6

-1300

-244

Чистый кредит банкам

-1640,2

-236,3

-90

1550

- валовой кредит банкам

576,6

765,1

950

373

- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-2216,8

-1001,3

-1040

1177

Прочие чистые неклассифицированные активы

-2788,9

-2356,6

-2372

417

* Показатели программы, рассчитанные по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2011года

** Обязательные резервы по обязательствам в валюте РФ, депонированные на счетах в Банке России

Прирост чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования за январь-сентябрь 2011 года составил 0,7 трлн. рублей (1,8 трлн. рублей за аналогичный период 2010 года). В соответствии с уточненным прогнозом платежного баланса прирост ЧМР в целом за 2011 год оценивается в 0,8 трлн. рублей (2,7 трлн. рублей в третьем варианте программы).

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Подчеркивая значение денежно-кредитной политики, Дж.М. Кейнс отмечал: «Не может быть более верного средства, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения».

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен).

Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года).

Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.

Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.

В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.

Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012-2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов (см. Приложение 1).

Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году - 13 - 15%.

С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.

Одной из ключевых задач Банка России на 2012-2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, а так же сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности.

Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.

В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается рост чистого кредита банкам со стороны Банка России.

При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия.

В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям.

Вместе с тем будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.

При развитии ситуации в банковском секторе, при которой формируется избыточное денежное предложение, Банк России в качестве инструментов для его абсорбирования продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями.

Дополнительным инструментом регулирования ликвидности Банком России могут служить операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами. Банк России предполагает использовать возможности, предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для проведения расчетов по операциям предоставления и изъятия ликвидности.

Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения состояния ликвидности банковского сектора Банк России может принимать решения относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации с учетом соотношения рисков инфляции и рисков замедления экономического роста, а также рисков, связанных с внешнеэкономическими факторами.

В 2012-2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка.

В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора.

Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики.

Заключение

Количественная теория денег начинается с Н. Коперника, Ж. Бодена и других, кто отметил увеличение цен после импорта золота и серебра, используемого в чеканке денег.

В рамках классической политэкономии Д. Рикардо указывал на наличие связи между количеством денег, причем как бумажных, так и металлических, и ценами. Свой вклад в раннее развитие теории денег также внесли Дж.Юм, Д. Хьюм, Дж. Вандерлинг, С. Ньюкомб, К. Менгер, К. Маркс и др.

Однако в полноценную научную теорию денег накопленные ранее знания сформировались только у неоклассиков в рамках количественной теории денег И.Фишера.

Что касается взглядов неоклассиков на макроэкономическое регулирование, то они схожи с классической теорией, то есть экономика способна к саморегулированию и стремится к полной занятости. Поэтому вмешательство государства в экономику фискальными методами неэффективно, а экспансионистская денежная политика государства может привести к инфляции. Именно поэтому считается, что теория макроэкономического регулирования и, в частности, денежно-кредитного регулирования появились позднее. И первым обосновал необходимость государственного вмешательство в экономику основоположник макроэкономики - Дж. Кейнс.

Сущность денег лучше всего определяется их тремя основными функциями: средства обращения, меры стоимости и сохранения покупательной способности (сохранения стоимости). Вид денег - это подразделение денег по природно-функциональному признаку. Формы денег - внешнее воплощение определенного вида денег. Существуют два основных вида денег: знаки стоимости (товарные деньги) и действительные деньги.

Денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране - составляют ее денежную систему.

Современной российской денежной системой стоит считать с момента денежной реформы 1998 года. Выпускаемые банкноты и монеты ЦБ РФ обеспечены его активами. Действуют наличные (банкноты и монеты) и безналичные расчеты (суммы на счетах). Существуют правила и принципы организации этих расчетов.

В 2010-2011 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояния денежной сферы в целом характеризовалось ростом спроса на национальную валюту, высоким уровнем банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным увеличением кредитования реального сектора экономики.

В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

В 2012-2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка.

В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики.

Список использованных источников

1.     Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. - М: Экономика, 2006.

2.     Бектенова Д.Ч. Формирование рыночной денежно-финансовой системы - М: Просвещение, 2006г.

3.     Генкин Г.А. Частные деньги: осмысление места и роли в современном мире // Финансы и кредит.-№ №29.- 2008

4.       Кочергин А. Интерпретация электронных денег и оценка их влияния на денежно-кредитную систему // Финансы и кредит.-№ 13.- 2009

.        Курс экономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурена М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров: АСА, 2007

6.     Нешитой А.С. О состоянии экономики и финансов Российской Федерации - Спб: Академик, 2006г.

.      Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Д.Д. Москвина. - М.: Эдиториал УРСС, 2008, 528 с.

8.       Петрикова С.М. «Сущность, функции и теории денег в экономической науке». // Финансы и кредит.- 2006.- № 22

.        Петрикова С.М. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Москва, 2006

10.   Романовский М.В. Финансы. Денежное обращение и кредит - М.: Юрайт, 2006г.

11.   Сабитов Н.Х Чистякова Ф.Г. Сущность и природа денег в экономической теории //Финансы и кредит.- №23.- 2008

12.     Самуэльсон П., Нордхаус. В. Экономика. - 16-е изд. - М.: Бином, 2007

.        Семенов С.К. Деньги: безналичные расчеты в экономике / / Финансы и кредит.-27.- 2007

.        Семенов С.К. Деньги: проблемы, понятия, модели / / Финансы и кредит.- №32.- 2008

.        Семенов С.К. Деньги: эволюция, современные виды и классификация // Финансы и кредит.- №6. - 2010

.        Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Ось-89, 2007

.        Тарханов, О.В. Достоинства и недостатки теории Кейнса / О. Тарханов // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - N 10. - С. 53-64.

.        Тиникашвили Т.Ш. Роль денежного хозяйства в воспроизводственном процессе // Финансы и кредит. - №13. - 2010

.        Тиникашвили Т.Ш. Экономическая сущность и функции денежного хозяйства Российской Федерации // Финансы и кредит.- №25. - 2011

.        Финансы, деньги, кредит /Под ред. О.В.Соколовой:- Москва: ЮРИСТЪ. 2006.

.        Экономика: Учебник. 3- изд., перераб. И доп. /Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2006 - 896 с.

22.     Электронные деньги <http://ru.vikipedia.org/>ru.vikipedia.org

.        Банк России http://www.cbr.ru/

.        Янов В.В. Эволюционный процесс возникновеняи и становления кредитных денег// Финансы и кредит.- №21.- 2009.

Приложение 1

Таблица 3. Прогноз показателей денежной программы на 2012-2014 годы, млрд.рублей


1.01.2012 (оценка)

1.01.2013



1 квартал

3

Денежная база

7099

7713

8058

8264

- наличные деньги в обращении (вне Банка России)

6840

7420

7752

7950

- обязательные резервы**

259

293

306

214

Чистые международные резервы

15090

14635

15882

17301

- с млрд. долларов США

495

480

521

568

Чистые внутренние активы

-7991

-6922

-7824

-9036

Чистый кредит расширенному правительству

-5529

-5202

-5698

-6589

- чистый кредит федеральному правительству

-4229

-4038

-4534

-5425

- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

-1300

-1164

-1164

-1164

Чистый кредит банкам

-90

679

250

116

- валовой кредит банкам

950

1687

1302

1196

- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-1040

-1008

-1052

-1080

Прочие чистые неклассифицированные активы

-2372

-2399

-2376

-2563

* Показатели программы, рассчитанные по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2011года

** Обязательные резервы по обязательствам в валюте РФ, депонированные на счетах в Банке России

Похожие работы на - Денежная система

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!