Бюджетная система РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    150,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетная система РФ

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Институт экономики и менеджмента

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Тема: «Бюджетная система РФ»



Выполнил:

Студент группы ЭФКВ-101

Холмов Вячеслав Сергеевич

Проверил:

ст. пр. Домнина Н.В.



Новокузнецк 2012

Содержание

Введение

. Бюджетная система РФ

.1 Состав бюджетной системы и принципы её построения

.1.1 Структура бюджетной системы РФ

.1.2 Функции бюджета

.1.3 Свойства бюджета

.1.4 Основные принципы построения бюджетной системы

.1.4.1 Государственные внебюджетные фонды

.1.4.2 Пенсионный фонд РФ

.1.4.3 Фонд социального страхования

.1.4.4 Фонд обязательного медицинского страхования

.1.5 Состав бюджетной классификации РФ

.2 Классификация доходов бюджетной системы

.2.1 Структура доходов бюджета

.3 Классификация расходов бюджетной системы и принципы их финансирования

.3.1 Функциональная классификация расходов бюджетов РФ

.3.2 Экономическая классификация расходов бюджетов РФ

.3.3 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

.3.4 Ведомственная классификация расходов федерального

бюджета

.3.5 Единство бюджетной классификации РФ

. Анализ бюджетной системы РФи статистическая база

.1 Доходыфедерального бюджетав январе-феврале 2012 года

.2 Расходыфедерального бюджетав январе-феврале 2012 года

.2.1 Функциональная классификация расходов

.3 Баланс бюджета и источники финансирования

.4 Нефтегазовые фонды

. Проблемы в бюджетной системе РФ и пути их решения

.1 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы

.2 Основные приоритеты бюджетных расходов

.3 Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы

.4 Политика в сфере межбюджетных отношений

Заключение

Список литературы

Введение

Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

В Бюджетном кодексе РФ бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Определение бюджета, содержащееся в российском Бюджетным Кодексе, является функциональным. Оно отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой стороны, - расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валовоговнутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны.

К ним может относиться:

–  содействие развитию приоритетных отраслей экономики, поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности;

–       выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны;

–       преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан.

Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов.

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы РФ.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.

В соответствии с поставленной целью в работе предстоит исследовать:

1)   Состав бюджетной системы и принципы её построения;

2)      Классификация доходов бюджетной системы;

)        Классификация расходов бюджетной системы и принципы их финансирования.

В первой главе курсовой работы должны быть исследованы основы бюджетного устройства РФ, структура бюджетной системы РФ, функции и свойства бюджета, основные принципы построения бюджетной системы.

Во второй главе предстоит рассмотреть коды классификации доходов бюджетов РФ, структура доходов бюджета РФ, а также представлены статистические данные.

В третьей главе будут рассмотрены классификации расходов бюджетной системы РФ, принципы их финансирования.

В курсовой работе использованы экономическая литература, нормативно-правовые акты, статистические данные и Интернет-ресурсы.

1. Бюджетная система РФ

.1 Состав бюджетной системы и принципы её построения

государственный бюджет финансовый доход

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются:на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Согласно конституции основой бюджетного устройства Российской Федерации является федеративное государство.

Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Составляющей частью бюджетного устройства РФ является бюджетная система, представленная на рисунке 1.

                                  

















Рисунок 1 - Бюджетная система Российской Федерации.

1.1.1 Структура бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:











Рисунок 2 - Структура бюджетной системыРоссийской Федерации.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным кодексом, толкуются расширительно, то есть включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет РФпредставляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета на2012 год инаплановый период 2013 и2014 годов (млрд руб.).

Показатель

2010г. (отчет)

2011г. (оценка)

Проект




2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доходы, всего

8305,4

11068,6

11779,9

12705,9

14091,8

%кВВП

18,5

20,7

20,1

19,6

19,4

в том числе:






нефтегазовые доходы

3830,7

5462

5574,9

5645,8

6127,2

ненефтегазовые доходы

4474,7

5606,6

6205

7060,1

7964,6

Расходы, всего

10117,5

11098,5

12656,4

13730,6

14582,9

% кВВП

22,5

20,8

21,6

21,2

20,1

в том числе условно утверждаемые

-

-

-

343,3

833,6

% кобщему объему расходов

-

-

-

2,5

5,7

Дефицит/профицит

-1812,0

-29,9

-876,6

-1024,7

-491,1

% кВВП

-4,0

-0,1

-1,5

-1,6

-0,7

Ненефтегазовый дефицит

-5642,7

-5491,9

-6451,4

-6670,6

-6618,3


Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 83 субъектов РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.

На территории РФ принимаются 25 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские. Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет Российской Федерации, который представлен на рисунке 3.








                                                                                            




Рисунок 3 - Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, то есть не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов - это расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

1.1.2 Функции бюджета

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций, таких как:

) Контрольная функция.

Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах:

–    со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата);

–       со стороны вышестоящей организации.

Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

) Информационная функция.

Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Закон о бюджете составляется как плановый документ, поэтому он выступает как прогноз будущей экономической ситуации.

) Институционализация общественных предпочтений.

Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

) Регулирующая функция.

В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисныхтерриторий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями.

1.1.3 Свойства бюджета

Чтобы бюджетная система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета.

Прозрачность бюджета означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

С прозрачностью бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различные виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.

Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей.Бюджетная классификация позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств бюджетная классификация должна пересматриваться.

1.1.4 Основные принципы построения бюджетной системы

В статье 6 Бюджетного кодекса РФопределено что, бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным кодексом РФрегламентируются принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

) Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории РФ. В соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

В соответствии со статьей 30 БК РФ принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ разбивается на два взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы -федеральный, региональный либо местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним в части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

3) Принцип самостоятельности бюджетовозначает:

–    право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФсамостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

–       наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;

–       право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

–       право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

–       недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Согласно статье 31 БК РФ самостоятельность бюджетов РФ - федерального, регионального и местного - означает независимость каждого из них от решений, принимаемых органами государственной власти вышестоящих либо нижестоящих бюджетных уровней.

4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

Сущность указанного принципа выражается в том, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены равными правами в отношении:

–    определения их бюджетных полномочий;

–       установления и исполнения расходных обязательств;

–       формирования налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

–       определения объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондовозначает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Согласно статье 32 БК РФ принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подразумевает необходимость отражения и учета в полном объеме всех видов доходов и расходов федерального, регионального и местного бюджетов; доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов; иных обязательных платежей, установленных налоговым и бюджетным законодательством РФ; налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Согласно статье 33 БК РФ сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год. Все расходы, которые государство (субъект РФ либо муниципальное образование) планирует произвести в предстоящем году, в суммарном количестве не могут превышать суммарного количества планируемых на предстоящий год доходов и средств, поступающих из источников финансирования бюджетного дефицита.

) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствозначает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшегообъема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В соответствии со статьей 34 БК РФ эффективность использования бюджетных средств подразумевает достижение наивысшего результата при выполнении какого-либо действия, мероприятия, на финансирование которого предусмотрено расходование бюджетных средств. Расходование осуществляется прямыми получателями средств, поэтому эти получатели в своей деятельности должны исходить из принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств.

) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В пункте 1 статьи 35 БК РФ отражен принцип сбалансированности бюджетной системы РФ. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов подразумевает, что при расходовании бюджетных средств их прямыми получателями сумма произведенных расходов не может превышать суммы полученных доходов и суммы поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита.

Согласно пункту 2 статьи 35 БК РФ при составлении и утверждении проекта бюджета уполномоченные органы не должны ориентироваться на величину планируемых расходов и уже в соответствии с ними отыскивать источники получения доходов и финансирования бюджетного дефицита, а также определять конкретные размеры доходов и поступлений для покрытия бюджетного дефицита. Исключением из этого правила является установление доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также централизация средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. В указанных случаях осуществляется привязка к сумме расходов.

9) Принцип гласностиозначает:

–    обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

–       обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Применительно к бюджетной системе РФ гласность означает открытость бюджетной системы РФ для всеобщего ознакомления. Осуществление принципа гласности производится с учетом ограничений, предусмотренных Законом о государственной тайне.

) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Наличие точных макроэкономическихбюджетных прогнозовявляется одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.

Оптимистичные прогнозы бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и секвестированию расходов.

) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средствозначает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В соответствии со статьей 38 БК РФ каждое расходование бюджетных средств является целенаправленным. Любое отступление от поставленной цели, то есть расходование выделенных бюджетных средств не в соответствии с их целевым предназначением, является нарушением бюджетного законодательства и влечет наложение мер ответственности.

). Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителюбюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

) Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы,который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого казначейского счета. Исключение составляют операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ.

1.1.4.1 Государственные внебюджетные фонды

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В РФ государственными внебюджетными фондамиявляются:

–  Пенсионный фонд РФ;

–       Фонд социального страхования РФ;

–       Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов, должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

В Федеральном законе № 357 от 13.12.2010 г.«О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012-2013 г.г.» утвержден следующий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета:

Таблица 2 - Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2011-2013 г.г.

Государственные внебюджетные фонды

Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета, тыс. рублей


2011

2012

2013

Пенсионный фонд РФ

2 341 728 700,4

2 561 355 718,6

2 803 343 452,0

Фонд социального страхования РФ

69 882 740,7

74 520 650,3

77 573 882,5

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

21 140 700,0

23 250 000,0

18 810 000,0


1.1.4.2 Пенсионный фонд РФ

Основная задача Пенсионного фонд -аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства.

Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

1)   страховых взносов;

2)      средств федерального бюджета;

)        сумм пеней и иных финансовых санкций;

)        доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

)        добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

)        иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Большая часть расходов бюджета Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в которое входит выплата пенсий военнослужащим, выплата второй пенсии участникам ВОВ. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда выплачиваются пенсии и пособия за счет средств, передаваемых фонду Министерством труда и социального развития. К числу таких пенсий и пособий относят, например, пенсии, назначенные безработным досрочно.

1.1.4.3 Фонд социального страхования

Фонд социального страхования действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.

Основные задачи фонда:

–    обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и другиецели государственного социального страхования;

–       участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Основную часть доходов фонда составляют поступления от единого социального налога и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1.1.4.4 Фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование является одной из форм социально защиты населения в случае утраты здоровья.

Цель медицинского страхования - гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - источник, в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.

Основным доходным источником является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

1.1.5Состав бюджетной классификации РФ

Особую роль играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.

Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1)   классификацию доходов бюджетов РФ;

2)      функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

)        экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

)        классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

)        классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

)        классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

)        классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

)        ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Состав бюджетной классификации соответствует целям экономического развития государства. В соответствии с БК РФ на территории РФ принято разделение бюджетной классификации на восемь составных элементов:

–    одна классификация доходов бюджетов всех уровней;

–       три классификации расходов бюджетов всех уровней;

–       две классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

–       две классификации государственных долгов.

Состав бюджетной классификации - это распределениедоходной и расходной частей бюджетов всех уровней по функциональному, экономическому, ведомственному либо иным критериям. Все доходы и расходы, образующиеся на территории РФ, разграничиваются не только между бюджетами различных уровней, но также и внутри каждого бюджетного уровня - в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

–  контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

–       получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

–       формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

–       обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ, является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

1.2 Классификация доходов бюджетной системы

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:

1)   кода главного администратора доходов бюджета (утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете);

2)      кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);

)        кода подвида доходов;

)        кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ систематизированная группировка доходов производится по единственному критерию - принадлежности к доходной части бюджета какого-либо уровня.

В рамках Бюджетного Кодекса РФ не указывается конкретных оснований классификации доходов бюджета, как это делается применительно к расходной части бюджета либо к источникам финансирования дефицита бюджета. Вместе с этим Бюджетный Кодекс РФ указывает на необходимость применения законодательных актов РФ, регулирующих источники формирования и пополнения доходной части бюджетов всех уровней, а также устанавливающих конкретные виды доходов.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ проводится разделение всех доходов на группы и каждая группа доходов в свою очередь, состоит из конкретных статей доходов. При этом разделение доходов по статьям основывается на следующем критерии - источник формирования либо способ получения.

Исходя из содержания Бюджетного Кодекса РФ, все предусмотренные законодателем доходы разделяются на четыре основные группы:

) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений от прибыли предприятий и учреждений различных форм собственности;

) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений отличных доходов граждан;

) доходы, поступающие от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

) доходы, получаемые в процессе и в результате осуществления государством, органами местного самоуправления государственной либо муниципальной деятельности, в том числе внешнеэкономической.

Приведенная классификация доходов бюджетов всех уровней раскрываетматериальную сторону доходной части бюджета, перспективы ее использования, связь с направлениями экономического развития страны. Первые два вида доходов составляют большую часть доходной части бюджета. Эти доходы являются разновидностью налоговых платежей, взимаемых с юридических и физических лиц.

В Законе о бюджетной классификации приведена другая классификация доходов, основанная на источниках и способах их получения:

1.   Налоговые доходы (внутри каждого налогового дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ проводится разделение на конкретные виды);

2.       Неналоговые доходы (например, доходы, поступающие от использования государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности государства и другие);

.        Безвозмездные перечисления;

.        Доходы целевых бюджетных фондов;

.        Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Каждая из групп классификации доходов бюджетной системы включает в себя рядподгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как:

)     налоги на прибыль;

2)      налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

)        налоги на имущество;

)        платежи за пользование природными ресурсами;

)        налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

)        прочие налоги, пошлины и сборы.

В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи.

1.2.1 Структура доходов бюджета

В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:

1.   Налоговых доходов федерального бюджета;

2.       Неналоговых доходов федерального бюджета;

.        Безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы федерального бюджета перечислены в статье 50 Бюджетного кодекса РФ:

. Федеральные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Налогового кодекса РФ).

1)   налог на добавленную стоимость;

2)      акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

)        налог на прибыль (доход) организаций;

)        налог на доходы от капитала;

)        подоходный налог с физических лиц;

)        взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

)        государственная пошлина;

)        таможенная пошлина и таможенные сборы;

)        налог на пользование недрами;

)        налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

)        налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

)        сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

)        лесной налог;

)        водный налог;

)        экологический налог;

)        федеральные лицензионные сборы.

Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

. Таможенные платежи.

К таможенным платежам в соответствии с пунктом 1 статьи 318 Таможенного кодекса РФ относятся:

1)   ввозная таможенная пошлина;

2)      вывозная таможенная пошлина;

)        налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

)        акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

)        таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. Перечень таможенных платежей, приведенный в статье 318 Таможенного кодекса РФ, является закрытым.

. Государственная пошлина.

Под государственной пошлиной в соответствии с Законом о госпошлине понимается обязательный и действующий на территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Государственная пошлина взимается:

1)   с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

2)      за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;

)        за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

)        за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

)        за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом о госпошлине.

Неналоговые доходы федерального бюджета, равно как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в порядке, предусмотренном статьями 41-46 Бюджетного кодекса РФ.

Источники неналоговых поступлений федерального бюджета:

. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

Пунктом 1 статьи 42 БК РФ предусмотрено, что в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, зачисляются в доходы федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, в полном объеме.

. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме.

К числу доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, в соответствии с Законом о бюджетной классификации отнесены:

1)   консульский сбор, взимаемый на территории РФ;

2)      плата за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные;

)        средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области;

)        плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;

)        плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов;

)        плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва;

)        другие средства, поступающие от основной и иной хозяйственной деятельности системы государственного резерва;

)        прочие доходы.

Такие доходы также зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством.

3. Части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размере, устанавливаемых Правительством РФ.

. Прибыль Центрального банка России - по нормативам, установленным федеральными законами.

Осуществляя свои основные цели, ЦБ России может попутно создавать прибыль. В статье 3 Закона о ЦБ России особо оговаривается, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ России.

. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

К числу таких доходов бюджетной классификацией отнесены:

1) процент по государственным кредитам, в том числе:

–    оплата процентов иностранными государствами по иностранным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств;

–       поступление средств от предприятий и организаций в оплату процентов и гарантий по кредитам, полученным РФ от правительств иностранных государств, банков и фирм;

–       поступление средств от предприятий и организаций в оплату процентов и гарантий по кредитам, полученным РФ от международных финансовых организаций;

2) поступление средств от централизованного экспорта;

) таможенные сборы;

) прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

1.3 Классификация расходов бюджетной системы и принципы ихфинансирования

1.3.1 Функциональная классификация расходов бюджетов РФ

Функциональная классификация расходов бюджетов РФявляется группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Функциональная классификация расходов всех уровней бюджетной системы, отраженная в пункте 1 статьи 21 БК РФ подразумевает выделение отдельных групп расходов в соответствии с направлениями расходования бюджетных средств. Выделяется одно общее направление расходования - выполнение основных функций государства.

Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня:

I уровень - выделение разделов по направлениям расходования бюджетных средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в целях финансирования выполнения отдельных функций государства.

Этот уровеньвключает следующие разделы:

1)     Общегосударственные вопросы (код 01);

2)      Национальная оборона (код 02);

)        Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (код 03);

)        Национальная экономика (код 04);

)        Жилищно-коммунальное хозяйство (код 05);

)        Охрана окружающей среды (код 06);

)        Образование (код 07);

)        Культура, кинематография (код 08);

)        Здравоохранение (код 019);

)        Социальная политика (код 10);

)        Физическая культура и спорт (код 11);

)        Средства массовой информации (код 12);

)        Обслуживание государственного и муниципального долга (код 13);

)        Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФи муниципальным образованиям (код 14).

II уровень - выделение подразделов по направлениям расходования бюджетных средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в целях финансирования выполнения отдельных мероприятий в рамках одной государственной функции.

Например, в рамках раздела «Образование» (код 07) бюджетные средства направляются на «Дошкольное образование» (код 07 01), «Общее образование» (код 07 01), «Начальное профессиональное образование» (код 07 01) и так далее, которые являются подразделами раздела «Образование» функциональной классификации расходов.

III уровень - выделение целевых статей по направлениям расходования средств только федерального бюджета в целях финансирования деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов.

В качестве примеров целевых статей расходов, выделяемых в рамках раздела «Образование» (код 07) функциональной классификации, можно назвать «Детские дошкольные учреждения» (код 07 01 4200000), а также расходы на реализацию «Федеральные целевые программы» (код 07 01 1000000).

IV уровень - детализация расходования бюджетных средств в рамках целевых статей.

Например, видом расходов в рамках целевой статьи расходов «Детские дошкольные учреждения» (код 07 01 4200000) подраздела «Дошкольное образование» (код 07 01) раздела «Образование» (код 07) функциональной классификации расходов является «Выполнение функций бюджетными учреждениями» (код 07 01 4207101 001).

Таблица 3 - Распределение бюджетных ассигнований на 2011 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета.

Наименование

Рз

ПР

ЦСР

ВР

Сумма, тыс. рублей

ВСЕГО





9 352 363 782,1

Общегосударственные вопросы

01




777 600 872,2

Национальная оборона

02




793 001 142,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

03




819 804 183,0

Национальная экономика

04




1 702 272794,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

05




196 468 201,6

Охрана окружающей среды

06




16 824 004,8

Образование

07




495 825 434,3

Дошкольное образование

07

01



4 644 608,3

Федеральные целевые программы

07

01

1000000


24 400,0

Детские дошкольные учреждения

07

01

4200000


4 615 208,3

Выполнение функций бюджетными учреждениями

07

01

4207101

001

3 482,1

Общее образование

07

02



34 953 168,5

Начальное профессиональное образование

07

03



3 749 522,0

Культура, кинематография

08




81 908 607,8

Здравоохранение

09




453 760 651,5

Социальная политика

10




2 951 785 395,1

Физическая культура и спорт

11




42 386 711,3

Средства массовой информации

12




61 078 056,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

13




389 906 104,8

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям

14




589 741 622,4


1.3.2 Экономическая классификация расходов бюджетов РФ

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 БК РФ в рамках экономической классификации расходы подразделяются по четырем уровням:

–    I уровень - выделение групп расходов;

–       II уровень - выделение предметных статей расходов;

–       III уровень - выделение подстатей расходов;

–       IV уровень - выделение элементов расходов.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих групп:

- Расходы;

В состав группы 200 "Расходы" включаются следующие статьи:

Оплата труда и начисления на оплату труда;

Приобретение услуг;

Обслуживание долговых обязательств;

Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям;

Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;

Социальное обеспечение;

Прочие расходы.

- Поступление нефинансовых активов;

В состав группы 300 "Поступления нефинансовых активов" включаются следующие статьи:

Увеличение стоимости основных средств;

Увеличение стоимости нематериальных активов;

Увеличение стоимости материальных запасов.

- Поступление финансовых активов;

В состав группы 500 "Поступление финансовых активов" включаются статьи:

Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам.

- Выбытие финансовых активов.

В состав группы 600 "Выбытие финансовых активов" входят следующие статьи:

Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам.

В свою очередь, статьи делятся на подстатьи, которые включают в себя виды расходов.

1.3.3 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договора для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов - это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Дефицит - это превышение расходов, запланированных на предстоящий год, над запланированными доходами. В соответствии с комментируемой статьей для покрытия дефицита могут использоваться заемные средства. Для покрытия дефицита федерального бюджета привлекаются заемные средства, привлекаемые РФ, дефицита регионального бюджета - заемные средства, привлекаемые субъектами РФ, дефицита муниципального бюджета - заемные средства, привлекаемые органами местного самоуправления.

1.3.4 Ведомственная классификация расходов федерального бюджета

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств.

Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. Денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации.

Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

Второй уровень - это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Третий уровень - классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

1.3.5 Единство бюджетной классификации РФ

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает разграничение полномочий РФ и полномочий субъектов РФ, органов местного самоуправления в бюджетных отношениях, а именно в части установления основ бюджетной классификации. К исключительным полномочиям органов государственной власти РФ относится установление основ следующих видов классификации:

–    классификация доходов бюджетов РФ;

–       функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

–       экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

–       классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Бюджетное законодательство устанавливает принцип единства бюджетной классификации, который следует из принципа единства бюджетной системы РФ - главнейшего из принципов, отраженных в главе 5 БК РФ. Установление принципа единства бюджетной классификации направлено на упорядочение и сопоставимость, сравнимость показателей доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, а также доходов и расходов целевых и резервных фондов, образуемых в составе этих бюджетов.

Виды бюджетной классификации, установление которых не отнесено к исключительным полномочиям РФ, могут быть утверждены на уровне бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации РФ, не должны содержать положений, ее изменяющих.

Принципы определения состава бюджетной классификации, установленные в специальном Законе о бюджетной классификации, не могут быть изменены в иных федеральных законах, регулирующих бюджетные правоотношения.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация - это, не только документ, выполняющий важнейшие организационные функции и позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и документ, имеющий большое экономическое значение.

2. Анализ бюджетной системы РФ и статистическая база

2.1Доходы федерального бюджета в январе-феврале 2012 года

По предварительным данным, доходы федерального бюджета в январе-феврале 2012 года на 2,5 п.п. ВВП превысили поступления аналогичного периода 2011 года и оказались на уровне 23,2% ВВП. Нефтегазовые доходы оказались на 3,1 п.п. ВВП выше уровня 2011 года и составили 12,6% ВВП.Ненефтегазовые доходы составили 13,7%ВВП, что нижеаналогичного показателя 2011 года на 0,6 п.п. ВВП.

В номинальном выражении доходы федерального бюджета за январь-февраль 2012 годасоставили 1865,8млрд. руб., что на 23,9%выше аналогичного показателя 2011 года.

Нефтегазовыедоходы выросли по сравнению с январем-февралем 2011 года на 46,7% до 1015,8 млрд. руб. Ненефтегазовые доходы составили 850 млрд. руб., чтолишь на 4,5% выше поступлений января-февраля 2011 года.

Рисунок 4 - Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, помесячно.

Рисунок 5 - Поступление ненефтегазовых доходов в федеральный бюджет, помесячно, в долях ВВП.

Превышение совокупных показателей доходов в 2012 году объясняется ростом мировых цен на энергоносители, а также существенным увеличением с 2012 года налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли.

.2 Расходы федерального бюджета в январе-феврале 2012 года

Кассовые расходы федерального бюджета за январь-февраль 2012 года, по предварительной информации, составили 2111,1 млрд. рублей или 26,2% ВВП по сравнению с 19,6% ВВП в 2011 году.

Рисунок 6 - Непроцентные расходы федерального бюджета помесячно, % годового плана

Непроцентные расходысоставили 25,4% ВВП по сравнению с 18,9% в предыдущем году.Непроцентные расходы в начале 2012 года оказались существенно выше, чем в предыдущие годы. Это связано с ускоренным финансированием в первую очередь, раздела здравоохранение и образование, ростом расходов на социальную политику, в связи с ростом трансферта из федерального бюджета в ПФР в результате снижения ставки социальных взносов, а также с активным заключением контрактов в рамках расходов по разделу «национальная оборона», направленных на перевооружение армии.

.2.1 Функциональная классификация расходов

Наибольший объем расходов в январе-феврале 2012 и 2011 годов пришелся на социальную политику - 9,0% ВВП в 2012 году и 8,2% ВВП в 2011 году.

Расходы на национальную оборону и безопасность достигли в сумме 8,7% ВВП по сравнению с 4,7% ВВП в 2011 году, что связано с запланированным существенным ростом расходов по направлению в текущем году и началом активного заключения соответствующих контрактов.

Расходы на национальную экономику составили 1,6% ВВП в 2012 году, аналогично уровню предыдущего года. Расходы по разделу «Здравоохранение» в 2012 году достигли 1,9% ВВП по сравнению с 1,0% ВВП в 2011 году, из-за опережающего финансирования соответствующих программ и межбюджетных трансфертов.

Расходы по обслуживанию долга по предварительной информации составили в январе-феврале 2012 года 62,6 млрд. рублей или 0,8% ВВП, на 0,1 п.п. ВВП выше, чем в предыдущем году. Из них 6,0 млрд. рублей было направлено на обслуживание внешнего долга, а 56,6 млрд. рублей - на обслуживание внутреннего долга.

В таблице 4 приведена функциональная структура расходов в январе-феврале 2011 года и январе-феврале 2012 года:

Таблица 4 - Расходы федерального бюджета по функциональной классификации(по предварительной информации).

Раздел

Январь-февраль 2011

Январь-февраль 2012

Номинальное изменение

 

Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

 

Расходы всего

1427

19,6%

2111

26,2%

48%

Общегосударственные вопросы

59

0,8%

87

1,1%

46%

Национальная оборона

187

2,6%

477

5,9%

156%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

155

2,1%

224

2,8%

45%

Национальная экономика

119

1,6%

130

1,6%

9%

Жилищно-коммунальное хозяйство

22

0,3%

4

0,0%

-82%

Охрана окружающей среды

2

0,0%

4

0,1%

152%

Образование

44

0,6%

100

1,2%

126%

Культура, кинематография

6

0,1%

15

0,2%

130%

Здравоохранение

73

1,0%

151

1,9%

107%

Социальная политика

598

8,2%

729

9,0%

22%

Спорт

13

0,2%

6

0,1%

-51%

СМИ

11

0,2%

11

0,1%

4%

Обслуживание государственного и муниципального долга

50

0,7%

63

0,8%

25%

Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга

44

0,6%

57

0,7%

28%

Обслуживание государственного внешнего долга

6

0,1%

0,1%

4%

Межбюджетные трансферты общего характера субфедеральным бюджетам

88

1,2%

110

1,4%

25%

.3 Баланс бюджета и источники финансирования

Кассовый дефицит за январь-февраль 2012 года, по предварительной информации, составил 245,3 млрд. рублей или, в относительном выражении, 3,0% ВВП по сравнению с профицитом 1,1% ВВП в предыдущем году. Первичный дефицит составил 182,8 млрд. руб. или2,3% ВВП против первичного профицита 1,8% в 2011 году. Такая существенная разница в балансе бюджета объясняется существенно более высоким уровнем расходов в первые два месяца текущего года.

Ненефтегазовый дефицит бюджета по данным Казначейства составил в январе-феврале 2012 года 15,7% ВВП по сравнению с дефицитом 8,4% ВВП в аналогичном периоде предыдущего года.

Финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось из следующих источников:

Таблица5 - Основные источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Январь-февраль 2011

Январь-февраль 2012

Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

Финансирование дефицита

-78

-1,1%

245

3,0%

Внутреннее финансирование

-78

-1,1%

297

3,7%

Сальдо внутренних заимствований

144

2,0%

73

0,9%

Бюджетные кредиты

-17

-0,2%

-2

0,0%

Курсовая разница

-84

-1,1%

-303

-3,8%

Изменение остатков на счетах

-498

-6,8%

202

2,5%

Прочее

376

5,2%

327

4,1%

Внешнее финансирование

0

0,0%

-52

-0,6%


На погашение внешнего долга, согласно предварительной оценке, в январе-феврале 2012 года было направлено 52,3 млрд. руб. (около 0,6% ВВП). Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 134,6 млрд. рублей (1,7% ВВП) при затратах на погашение обязательство в объеме 61,7 млрд. рублей (0,8% ВВП).

Остатки на счетах в январе-феврале 2012 года сократились на 201,6 млрд. рублей или на 2,5% ВВП.

2.4 Нефтегазовые фонды

Объем Резервного фонда по состоянию на 1 марта 2012 года составил1806,5 млрд. рублей или 62,4 млрд. долларов США (3,1% ВВП, ожидаемого в 2012 году).

В январе 2012 году Резервный фонд был пополнен за счет дополнительных нефтегазовых доходов 2011 года на сумму 1090,4 млрд. рублей, в феврале средства были конвертированы в иностранную валюту.

Таблица6 - Резервный Фонд и ФНБ в 2012 году, млрд. руб.

 

Январь-февраль 2012

Резервный фонд, конец периода

1806

Поступления

1090

Изъятия

0

Курсовая разница

-95

Резервный фонд, начало периода

812

ФНБ

2601

Поступления

0

Изъятия

0

Курсовая разница

-194

ФНБ, начало периода

2794


Доход от размещения средств Резервного фонда на счетах в Банке России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 15,5 млрд. рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет.

В 2012 году использование средств Резервного фонда не осуществлялось.

По состоянию на 1 марта 2012 г. остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:

–    27,4 млрд. долларов США

–       21,5 млрд. евро

–       3,9 млрд. фунтов стерлингов

Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 по 29 февраля 2012 г. составила отрицательную величину: -95,4 млрд. рублей.

По состоянию на 1 марта 2012 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2600,9 млрд. рублей или 89,8 млрд. долларов США (4,4% ВВП, ожидаемого в 2012 году).

Доход от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 40,8 млрд. рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет. В январе в федеральный бюджет также поступили доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке в сумме 7,4 млрд. рублей. Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке в 2011 г. составил 31,1 млрд. рублей.

Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах в Центральном Банке за период с 1 по 29 февраля 2012 г. составила отрицательную величину: -173,2 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке: -20,3 млрд. рублей.

По предварительным данным, в феврале 2012 года нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 485,6 млрд. рублей. Эти доходы использовались на текущие расходы бюджета наряду с ненефтегазовыми доходами.

3. Проблемы в бюджетной системе РФ и пути их решения

Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета, поэтому федеральный бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. должен обеспечить устойчивое посткризисное развитие, модернизацию экономики, повышение уровня и качества жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, эффективность и прозрачность госуправления. Необходимо снизить зависимость бюджета от конъюнктурных доходов и сократить его дефицит.

В числе предлагаемых мер - внедрение с 2012 г. программных бюджетов на всех уровнях управления, кардинальная перестройка системы госзакупок, приватизация крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях (кроме инфраструктурных и связанных с обеспечением безопасности страны).

3.1 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач:

.Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.

В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

.Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Необходимо оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.

. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Необходимо создание комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.

.Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. Стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

.Повышение качества человеческого капитала.

Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.

Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов

При формировании расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы особое внимание необходимо уделить следующим ключевым вопросам.

.Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обязано обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

Система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей.

Необходимо разработать программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

.Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

Необходимо рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе о возможности сокращения в течение трех лет их численности в пределах 20%, оставив при этом до 50% экономии бюджетных средств в распоряжении федеральных органов государственной власти.

.Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием.

.Обеспечение обороноспособности страны.

Финансирование расходов на национальную оборону должно решить все стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку новых видов вооружения, обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры Вооруженных Сил РФ), реализацию социальных гарантий для военнослужащих.

.Реформа органов внутренних дел.

Необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.

. Развитие транспортной инфраструктуры.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.

. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности.

3.3 Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы

Необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. Рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.

Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них. В налоговой политике необходимо ввести консолидированную отчетность по налогу на прибыль, завершить подготовку к внедрению местного налога на недвижимость.

В 2012-2013 гг. будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: с 34 до 30%, а для малого бизнеса и "упрощенцев" - до 20%.

Необходимо усовершенствовать механизмы налогообложения нефтяной и газовой отраслей, табачной и алкогольной продукции.Заменить ЕНВД патентной системой.

3.4 Политика в сфере межбюджетных отношений

В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов. Повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за счет собственных доходов является предпосылкой для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах РФ и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество).

В целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства и, как следствие, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты необходимо закрепить за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированную величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Целесообразно перейти к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов РФ, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов РФ и повышения их ответственности за результаты деятельности.

Заключение

В результате выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная цель - изучить бюджетную систему РФ.

В соответствии с поставленной целью в работе исследованы:

1)   Состав бюджетной системы и принципы её построения;

2)      Классификация доходов бюджетной системы;

)        Классификация расходов бюджетной системы и принципы их финансирования.

В первой главе курсовой работы исследованыосновы бюджетного устройства РФ, структура бюджетной системы РФ, функции и свойства бюджета, основные принципы построения бюджетной системы.

Во второй главе рассмотрены коды классификации доходов бюджетов РФ, структура доходов бюджета РФ, а также представлены статистические данные.

В третьей главе рассмотрены классификации расходов бюджетной системы РФ, принципы их финансирования. Был установлен принцип единства бюджетной классификации РФ.

Анализ экономики России позволяет подтвердить эффективность в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора.

Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, государственный бюджет, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль, в любом современном обществе объединяя в себе основные финансовые категории: налоги, государственный кредит и государственные расходы.

Список литературы

1.   Николаева Т. П. Бюджетная система РФ. МФПА.,2007. 225 с.

2.       Консультант Плюс // «БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/(дата обращения: 29.06.2011).

.        Сайт центра дистанционных образовательных технологий Московского института экономики менеджмента и права // Бюджетная система Российской Федерации URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook120/book/index/index.html (дата обращения: 26.06.2011).

.        Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов // Журнал "Бюджет" - Издательский дом "Бюджет.ru" URL: http://bujet.ru/article/166299.php (дата обращения: 08.04.2012).

.        Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, 2-е изд., М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 486 с.

6.       Финансы России (годовой отчет) 2010 г. //Федеральная служба государственной статистики URL: www.gks.ru <http://www.gks.ru> (дата обращения: 03.06.2011).

.        Консультант Плюс // ТАБЛИЦА КОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГРУППЕ «НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ» URL: <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=57332> (дата обращения 28.06.2011).

Похожие работы на - Бюджетная система РФ

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!