Виды и формы проявления безработицы в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    64,59 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды и формы проявления безработицы в рыночной экономике

ВВЕДЕНИЕ

Известны два основных направления решения проблемы безработицы. Разработанные в кейнсианстве и родственных ему направлениях методы успешно применялись вплоть до 80-х годов ХХ века. В соответствии с ними предприятия рассматриваются как субъекты, формирующие спрос на рынке труда. Развертывание научно-технического прогресса, укрепление социальных гарантий акцентировали рассмотрение качественных аспектов использования трудовых ресурсов (либеральное направление). В рамках этого направления предприятия выступают как агенты, предлагающие вакансии, степень удовлетворения которых зависит от качества имеющихся трудовых ресурсов. Отсюда две противостоящие основные позиции в решении проблем занятости и безработицы. Кейнсианцы и близкие к ним ученые ведущую роль отводят экономической политике в координации и стимулировании всех видов профессиональной активности, либерально-консервативные отдают предпочтение индивидуальной инициативе в экономическом поведении. На практике часто наблюдается сочетание обоих подходов. Однако универсального рецепта по поводу того, какие методы и в каких случаях нужно сочетать, нет. Наблюдается высокая степень различий в остроте проблемы безработицы в странах, достаточно близких по уровню экономического развития, хозяйственной политике, степени влияния профсоюзов.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике все большую актуальность приобретает проблема обеспечения высокой занятости населения и снижения безработицы.

Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы данной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является анализ видов и форм проявления безработицы в рыночной экономике, разработка направлений ее снижения в Беларуси.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

осветить причины и сущность безработицы, подходы к ее измерению;

отметить социально-экономические последствия безработицы;

показать пути снижения безработицы;

охарактеризовать виды и формы безработицы, тенденции безработицы в рыночной экономике;

проанализировать состояние и динамику безработицы в Республике Беларусь;

предложить направления государственной защиты населения от безработицы.

Предмет курсовой работы - специфические особенности безработицы в Беларуси. Объект курсовой работы - безработица как проявление макроэкономической нестабильности.

Методы написания курсовой работы: графический, аналитический, сравнительный, табличный.

1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

.1 Сущность безработицы

Согласно белорусскому законодательству безработица - явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу; безработный - трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней [11, c. 124].

Безработица - неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда [16, c. 141].

Трудоспособное население - это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется население, ориентированное на нерыночные структуры, т. е. на такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое население является неинституциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики [1, c. 217].

К рабочей силе относятся и занятые, и безработные.

Если же гражданин не имеет работы и не зарегистрирован в службе занятости, то он является представителем скрытой (латентной) безработицы.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет;

отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;

проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел РБ;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверные данные, для регистрации их безработными;

обучавшиеся за счёт средств республиканского и местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие сроки работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы [11, c. 126].

Безработица - это непременный атрибут рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Подобный подход вытекает не только из того, что рынок труда органически включен в систему рыночных связей, а спрос и особенно предложение рабочей силы формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Общеэкономический характер безработицы обусловлен еще и тем, что собственно рынок труда, пропорции между спросом и предложением труда формируют занятость, а не безработицу. Безработица, с одной стороны, является как бы «изнанкой» занятости, с другой стороны, испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость [6, c. 52].

Тем не менее безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости, как правило, снижает безработицу, тогда как сокращение - увеличивает ее. По определению, безработица - это количество незанятого трудоспособного населения, желающего работать. В макроэкономическом плане безработица - это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. В этом смысле безработица равносильна избыточным производственным мощностям или неиспользуемым земельным угодьям, но, в отличие от избытка других факторов производства, «лишняя» рабочая сила - явление постоянное в рыночной экономике.

1.2 Формы безработицы и их специфика

Безработицу, которая явилась следствием названных причин, называют фрикционной. Фрикционная безработица считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива увольнения исходит от самого человека. В результате безработицы подобного вида многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности, а следовательно, и большей эффективности для общества за счет более рационального распределения ресурсов для труда.

Фрикционная безработица по существу является добровольной и, можно сказать, нормальной. Это преимущественно безработица неудовлетворенности содержанием и условиями труда. Она кратковременно как правило, не более одного-двух месяцев. В экономически развитых странах такой вид безработицы находится на уровне 3-6% численности экономически активного населения.

Сезонная безработица вызывается сезонным характером некоторых работ. К ним относятся сельскохозяйственные работы, переработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и добыча полезных ископаемых в районах Крайнего Севера страны и другие подобные работы. Сезонно работают не только люди, но и предприятия, и отдельные отрасли экономики. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. По степени добровольности такая безработица близка к фрикционной [6, c. 91].

Следующим видом экономически оправданной безработицы является структурная безработица. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой - структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса. В основе этих процессов лежит научно-технический прогресс, появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг. Потребительский спрос и структура производства оказывают взаимное влияние друг на друга. Появление новых технологий, новых видов товаров и услуг неизбежно приводит к необходимости перестройки производства, появлению новых и отмиранию некоторых старых профессий, переподготовки персонала. Структурное изменение производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности и квалификации не соответствуют новым требованиям производства. Структурная безработица - в большей части безработица устаревших профессий.

К существенным структурным сдвигам в производстве и составе персонала привело появление новых поколений электронной техники и оборудования, компьютеризация деятельности, развитие автоматизации производственных процессов, появление новых видов энергии и предприятий энергетики и др.

Структурная безработица возникает не только из-за профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда, но также и из-за их территориального несоответствия, когда в каких-то районах возникают новые производства, а в других - производства свертываются.

Разновидностью структурной является технологическая безработица, когда в результате научно-технического прогресса, появления новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из которых становятся излишними и «выбрасываются» на рынок труда. В то же время появление производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к росту потребности в персонале и снижает давление на рынок труда [6, c. 92].

Различие между структурными и фрикционными безработными заключается в том, что первые нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении, тогда как вторые, за исключением впервые ищущих работу, имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться.

По причинам возникновения выделяют также институциональную безработицу, которая обусловлена несовершенством некоторых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Так, чрезмерные материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску работы и создать возможность жить на пособие по безработице. Высокое налоговое бремя также сдерживает стимулы к поиску работы или открытию собственного бизнеса.

Совокупность фрикционной и структурной безработицы некоторые экономисты считают естественным уровнем безработицы. Основы анализа такого уровня безработицы заложил американский экономист Милтон Фридмен (Чикагская школа). Он считал естественным уровнем величину неустранимой безработицы, которая сопутствует долговременному равновесию спроса и предложения на рынке труда и складывается из безработицы фрикционной и институциональной. Наиболее разрушительные последствия приносит циклическая безработица, которая вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами. В таких условиях многие предприятия сворачивают или прекращают деятельность, оказываясь банкротами. Численность персонала сокращается, происходит массовое увольнение работников, рынок труда переполняется людьми, ищущими работу. Такого рода безработица потрясла мир в период Великой депрессии 1930-х гг. Однако циклическая безработица возникает и при меньших масштабах спада производства, но при общем спаде экономической активности в стране, как это произошло в странах СНГ в 2009 г. во время разразившегося мирового финансового кризиса. При циклической безработице издержки общества на преодоление ее негативных последствий весьма существенны [9, c. 137].

Циклическую безработицу можно характеризовать как безработицу недостаточного спроса на труд, порождающего хаос в экономике. Для безработных в условиях экономического кризиса характерны отчаяние, безысходность, готовность на многие жертвы ради заработка. Это самая тяжелая форма безработицы с наиболее разрушительными для людей социально-экономическими последствиями. По характеру проявления различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистрированная безработица - это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем обращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица характеризует состояние людей, которые работают по найму, однако:

а) не удовлетворены работой и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищут другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в административный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу [9, c. 138].

Уровень скрытой безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей крупных предприятий, органов управления, специалистов службы занятости населения, ученых.

По продолжительности безработица подразделяется на кратковременную, умеренную, длительную и застойную.

Кратковременная безработица продолжительностью один-два месяца характерна для фрикционной ее разновидности. Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев. Длительная - от 12 до 18 месяцев. Застойная - свыше 18 месяцев.

Характеристики продолжительности безработицы условны. Для одного человека безработица в два-три месяца представляется чрезмерно продолжительной, для другого, имеющего определенные накопления, и более длительная безработица может быть не очень обременительной.

Нельзя не отметить и такие специфические разновидности безработицы, как женская и молодежная, безработица инвалидов и военнослужащих, отправленных в запас и ушедших в отставку.

Отличительной чертой женской безработицы является ее более продолжительный период, чем у безработных мужчин. Безработным женщинам, особенно в предпенсионном возрасте, труднее найти работу, они больше, чем безработные мужчины, нуждаются в социальной защите со стороны государства.

Для молодежной безработицы характерно отсутствие у молодых людей, впервые желающих приступить к работе, производственного опыта при достаточно высоких требованиях к уровню оплаты своего труда. Предприятия, как правило, хотят иметь опытных, знающих свое дело работников. Поэтому среди безработных удельный вес молодежи достаточно высок.

1.3 Причины безработицы в переходной экономике

Экономисты по-разному объясняют причины безработицы в рыночной экономике. В целом можно было бы выделить следующие подходы к объяснению этого явления: а) избыток народонаселения (мальтузианство), б) рост органического строения капитала (марксизм), в) высокий уровень заработной платы (неоклассики), г) недостаточность совокупного спроса (кейнсианцы).

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская концепции безработицы [2, c 105].

Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге "Теория безработицы", вышедшей в 1933 г.

Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:

а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

б) существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;

в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, позволяя удерживать ее на слишком высоком уровне, что и является причиной массовой безработицы;

г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.

Следовательно, в неоклассической модели безработица реальна, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения, вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов, т. е. нерыночных сил. Эти силы не дают упасть заработной плате до равновесного уровня, в силу чего предприниматели не смогут всем желающим трудиться предложить работу по требуемой ставке оплаты труда.

Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, т. е. такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу, так как не согласны трудиться за более низкую оплату своего труда [2, c. 106].

То же самое можно сказать и о роли государства: если оно регулирует уровень заработной платы, то нарушает конкурентный рыночный механизм.

Отсюда и требования экономистов неолиберального направления - для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.

Вместе с тем в неоклассической модели безработица может иметь место и при сохранении гибкости заработной платы, поскольку некоторая часть рабочей силы будет оставаться без работы по собственной воле, претендуя на более высокие заработки.

Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А. Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. М. Кейнсом в его фундаментальной работе "Общая теория занятости, процента и денег", написанной по горячим следам Великой депрессии. Как подчеркивают П. Самуэльсон и У. Нордхаус, "одна из величайших заслуг Кейнса состоит в том, что он позволил фактам разрушить эту красивую, но ошибочную теорию".

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется фактический уровень занятости в экономике в целом. Кейнс же показал, что "...объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса", а наличие "неполной занятости", т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары [10, c. 40].

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и инвестициями характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями [6, c. 108].

Занятость по Кейнсу - функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения в НД. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

а) затратами на создание ВВП и его объемом;

б) сбережениями и инвестициями.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы цены и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

б) для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

1.4 Социально-экономические последствия безработицы

В любом обществе безработица всегда связана с определенными социальными и экономическими издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Отношение к безработице как к социально-экономическому явлению не всегда было однозначным и с течением времени менялось. В начале XX в., когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, считалось, что она является большим социальным злом, с которым государство должно бороться всеми средствами и методами. В середине XX в., в условиях построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился новый взгляд на безработицу как на социальное явление, которое в силу эпизодического характера не представляет серьезных проблем для государства [16, c. 171].

В настоящее время отношение к безработице складывается в зависимости от ее вида и продолжительности. Краткосрочная фрикционная безработица имеет больше положительных моментов, чем отрицательных. Структурная - вызывается научно-техническим прогрессом и естественным процессом совершенствования производства. Оба этих вида безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению, за исключением того, что необходима организация переобучения персонала в соответствии с требованиями рынка труда.

Циклическая безработица, сопровождающаяся длительной и застойной ее формами, - наиболее разрушительна для общества, она наносит населению значительный экономический, моральный и социальный ущерб и требует активных мер государства по ее преодолению, недопущению застойной безработицы или сокращению ее уровня.

Одним из негативных последствий безработицы является невыпущенная продукция в силу нерабочего состояния трудоспособных граждан, имеющих желание работать, и, как следствие, - снижение темпов экономического роста, отставание объемов производства валового национального продукта. Американский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уровнем безработицы и объемом валового национального продукта (ВНП), согласно которому превышение уровня безработицы над ее нормальным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию производства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).

Длительная и застойная безработица оказывает негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан, подрывает физическое и моральное здоровье общества: теряются квалификация и практические навыки, возникает психологическая депрессия, в обществе растет социальная напряженность, жестокость и преступность, увеличивается распад семей, растет число нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, возрастает количество случаев суицида и других негативных явлений.

Массовая длительная безработица оказывает сильное влияние на социально-политическое положение в странах, когда на волне всеобщего недовольства активизируют деятельность экстремистские группировки и партии, растет шовинизм, совершаются государственные перевороты. Поэтому своевременные и эффективные меры по предотвращению или снижению негативных последствий массовой длительной безработицы должны быть приоритетными в социально-экономической политике государства [6, c. 72].

Безработица - явление, характерное для всех стран мира. По данным Международной организации труда, она охватывает почти 1/3 экономически активного населения мира, которое либо не имеет работы, либо занято неполное рабочее время. Представим общую безработицу в графиках1.1 и 1.2.

График 1.1 - Общая безработица

График 1.2- Структура безработицы

Уровень безработицы в странах Евросоюза за ноябрь 2011 г. не изменился

.01.2012. В ноябре 2011 г. уровень безработицы в странах Евросоюза остался на уровне октября 2011 г., т.е. 9,8%. Таковы данные, опубликованные 6 января 2011 г. на сайте статистической службы Европейского союза.

В последнее время наблюдался рост безработицы в Евросоюзе («Безработица в Европе неуклонно растет»), поэтому отсутствие изменений в уровне безработицы за ноябрь 2011 г. является положительным. Тем не менее, год назад уровень безработицы составлял на 0,2% меньше, т.е. 9,6%. Несмотря на то, что уровень безработицы за ноябрь 2011 г. не изменился, количество безработных выросло на 55 тыс. человек в Евросоюзе. По сравнению с ноябрем прошлого года количество безработных увеличилось на 723 тыс. человек.

Так же, как и в прошлом месяце, наиболее низкий уровень безработицы зафиксирован в Австрии (по сравнению с октябрем 2011 г. снизился на 0,1% и составил 4,0%), Люксембурге и Нидерландах (в обоих государствах уровень безработицы за ноябрь 2011 г. немного вырос и составил 4,9%).

Наиболее высокий уровень безработицы по-прежнему в Испании (за ноябрь вырос на 0,1% и составил 22,9%), Греции (18,8% в сентябре 2011 г., что на 0,5% выше, чем в прошлом месяце) и Литве (15,3% в III квартале 2011 г., что на 0,9% ниже, чем во II квартале 2011 г.).

По сравнению с прошлым годом безработица снизилась в 14-ти и выросла в 13-ти странах Евросоюза. В третьем квартале 2011 г. самое значительное снижение уровня безработицы по сравнению с аналогичным периодом 2010 года отмечено в Эстонии (с 16,1% до 11,3%), Латвии (с 18,2 % до 14,8 %), Литве (с 18,3% до 15,3%).

Самый большой рост безработицы в 2011 году отмечен в Греции (с 13,3% в сентябре 2010 г. до 18,8 % в сентябре 2011 г.). В ноябре 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сильнее всего уровень безработицы вырос на Кипре (с 6% до 9,1%) и в Испании (с 20,4% до 22,9%). Примечание. Источник: [18].

2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В БЕЛАРУСИ

.1 Экономические реформы и рынок труда

Республика Беларусь на протяжении более десяти лет проводит социально ориентированную политику, которая направлена на содействие экономическому росту при максимальном удовлетворении социальных нужд всех слоев населения. Такая стратегия не просто жизнеспособна, на примере Беларуси видно, что она приносит реальную практическую отдачу.

В Беларуси наряду с высоким ростом ВВП, который ежегодно на протяжении последних лет превышает 10 процентов, обеспечена надежная система социальной защиты. Ее основу составляют 44 социальных стандарта в самых различных областях, а также развитое законодательство в связке с мерами исполнительной власти в сфере регулирования социальных отношений.

Одно из ключевых звеньев социальной политики Беларуси состоит в обеспечении занятости. Деятельность государства в этой сфере выстроена на основе государственных программ и законодательного регулирования [14, c. 27].

В специальном выпуске Европейской Комиссии "Европейская экономика" (июнь 2007 года) отмечается, что в Беларуси на фоне роста заработной платы зарегистрирован один из самых низких показателей по уровню безработицы в Европе. В настоящее время он составляет 0,8 процента. При этом количество вакансий в стране почти на 20 процентов превышает число безработных. Это расширяет выбор и возможность найти достойную работу.

Акцент в деятельности Беларуси по обеспечению занятости сделан на расширение возможностей получения работы в малых и средних городах, а также сельской местности. Значительное внимание уделяется созданию новых рабочих мест и благоприятных условий для развития индивидуальной предпринимательской деятельности.

В сфере занятости инвалиды составляют одной из наиболее уязвимых социальных категорий. В Беларуси расширению занятости среди инвалидов призваны предоставляемые нанимателям денежные компенсации за приобретаемое ими специализированное оборудование, которое предназначено для работы людьми с ограниченными возможностями. Этому способствуют также меры государственной службы занятости населения, стимулирующие профессиональную подготовку инвалидов. В частотности, государственная служба занятости оплачивает расходы по организации обучения безработных-инвалидов, проживание и проезд к месту учебы и обратно. Кроме того, в период обучения безработным-инвалидам выплачиваются стипендии [14, c. 31].

Динамика занятого населения в Республике Беларусь приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика занятости в Беларуси

Год

Всего, тыс. чел.

Мужчины, тыс. чел.

Женщины, тыс. чел.

1999

4442,0

2109,8

2332,2

2000

4441,0

2113,9

2327,1

2001

4417,4

2085,0

2332,4

2002

4380,8

2056,9

2323,9

2003

4339,3

2033,8

2305,5

2004

4316,3

2029,0

2287,3

2005

4349,8

2049,2

2300,6

2006

2078,1

2323,8

2007

4476,6

2117,7

2358,9

2008

4610,5

2181,9

2428,6

2009

4643,9

2204,1

2439,8

2010

4653,4

2298,6

2354,8


Экономика Беларуси демонстрирует достаточно стабильный уровень занятости. Следует отметить тенденцию незначительного роста числа занятых в экономике в 2005-2010 гг., что связано с вступлением в трудовую деятельность граждан, родившихся в период бума 80-х. В среднесрочной перспективе следует ожидать некоторого снижения числа занятых в национальной экономике.

В 2010 году в экономике республики было занято 4653,4 тыс. человек, что на 0,2 % больше, чем в 2009 году. В общей численности населения, занятого в экономике, 3470,3 тыс. человек, или 74,6 % составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 148 тыс. человек.

Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в 2010 году было принято на работу 878,4 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 66,4 тыс., уволено по различным причинам 861,3 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

В 2010 году 154,5 тыс. работников организаций (4,5% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в 2009 году - 10,1%). В декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 84,4% и составила 18,3 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась в 3,2 раза и составила 18,4 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в декабре 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 8,9 тыс. человек, или 48,4% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска [Источник 18].

Общее количество неотработанного времени в 2010 году составило 1,7 млн. человеко-дней (в 2009 году - 5,4 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 6,6 тыс. человек (в 2009 году - 21,2 тыс. человек). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 79,3%; на строительные организации - 10,2%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 5,2 тыс. человек, в строительстве - 0,7 тыс. человек.

На современном этапе наиболее важными являются вопросы сохранения контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда, повышения эффективности государственной политики в области занятости, позволяющей сохранить высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность рабочей силы. Реализация на практике данных постулатов базируется па действенных механизмах государственного регулирования занятости населения и рынка труда, обеспечивающих последовательное и полное выполнение государством взятых на себя обязательств по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и соблюдению социальных гарантии в социально-трудовой сфере, в том числе в области социальной защиты населения от безработицы [12, c. 4].

Основным источником формирования предложения рабочей силы являются работники, высвобожденные из общественного производства, большая часть которых, как правило, трудоустраивается самостоятельно. В 2009 г. из общего числа уволенных из общественного производства работников и обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве были признаны безработными лишь около 11%. Однако в общей численности безработных доля данной категории составляет около 32%. Иными словами, почти каждый третий безработный - это уволенный из общественного производства [5, c. 4].

Весомым источником предложения рабочей силы на рынке труда являются граждане, ранее занятые в домашнем хозяйстве и вышедшие па рынок труда в поисках работы. Численность этих людей во многом зависит от уровня их жизни и постепенно уменьшается: в 2009 г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось около 65 тыс. чел., что составило 20% от общего объема предложения рабочей силы. Около половины из них были признаны безработными.

Еще одной категорией населения, формирующей предложение рабочей силы на рынке труда, являются выпускники школ и профессиональных образовательных учреждений (ПТУ, техникумов, вузов). Реализация мер по трудоустройству выпускников учебных заведений позволила снизить их удельный вес в общем объеме предложения рабочей силы с 9.5% в 2005 г. до 3,6% в 2009 г. Однако, согласно принятой системе статистического учета, в объем предложения рабочей силы на рынке труда также включается численность студентов, занимающихся поиском работы в свободное от учебы время. В 2009 г. она составила 44.6 тыс. чел., или 13,3% общего объема предложения рабочей силы. Таким образом, в структуре предложения рабочей силы почти каждый четвертый - это молодой человек в возрасте 16-24 лет. Но среди безработных доля выпускников всех типов образовательных учреждений постепенно уменьшается: в 2005 г. - 14,5%, в 2009 г. - 6,9%. Динамика спроса на рабочую силу в 2005-2008 гг. характеризовалась устойчивой тенденцией роста. Его количественный объем, включающий, помимо создания новых рабочих мест, вакансии, заявленные предприятиями в службу занятости, увеличился с 136,3 тыс. в 2005 г. до 213,4 тыс. чел. в 2008 г., или в 1,6 раза. Стабильность ситуации па рынке труда была поставлена под угрозу из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса, вследствие чего в 2009 г. произошло снижение спроса на рабочую силу до 202,6 тыс. чел.[5, c. 5]. Структура его существенно не изменилась. Каждая третья вакансия, т.е. 19% всех имеющихся в службе занятости. - в промышленности; 12,6 - в строительстве; 13,1% - в сельском хозяйстве.

Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые в 2009 г. составили около 76% общего количества заявленных нанимателями вакансий (в 2005 г. - 78,8%). Для специалистов и служащих - чуть более 23%. В то же время среди безработных каждый третий служащий (35%), рабочие составляют 65%. Наиболее востребованы рабочие таких профессий, как каменщик, токарь, слесарь, водитель, тракторист, спрос на них превышает предложение в 1,5-3 раза. Среди специалистов - врачи (спрос превышает предложение в 2 раза) и медицинские сестры (в 8,6 раза), инженеры различных профилей (в 1,5 раза). Следовательно, одна из главных причин безработицы -профессионально-квалификационный дисбаланс структуры предлагаемых свободных рабочих мест и претендующих на них безработных граждан.

Государственная программа занятости в РБ на 2009-2010 гг.

К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

) повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда.

2.2 Особенности безработицы в Беларуси

За период с 1997 по 2009 г. наблюдалось устойчивое сокращение численности безработных со 131 000 до 40 300 человек, соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 до 0,9 % . Что касается структуры безработицы, то тенденция отражает общемировую тенденцию - преобладает женская. Динамика безработицы представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в Беларуси

Год

Численность безработных, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

1997

126,2

2,8

1998

109,1

2,3

1999

98,3

2,1

2000

95,8

2,1

2001

102,9

2,3

2002

130,5

3,0

2003

136,1

3,1

2004

83,0

1,9

2005

67,9

1,5

2006

64,2

2007

49,0

1,1

2008

37,3

0,8

2009

40,3

0,9


Состав безработных, зарегистрированных в службе занятости, можно определить следующим образом. В первые годы реформ наибольший удельный вес занимали уволенные с предприятий и организаций в связи с высвобождением, затем их доля стала существенно понижаться, и наибольший удельный вес стал приходиться на уволенных по собственному желанию. Объясняться ото может рядом причин: часть лиц увольняется в связи с переходом в негосударственный сектор экономики с целью открыть собственное дело или более высокой заработной платой; получили дальнейшее развитие миграционные процессы; часть трудовых ресурсов переходит на неполную занятость; сказывается государственная социальная политика, направленная на повышение уровня рождаемости населения и продолжительности жизни [5, c. 12].

По данным табл. 2.2 безработица в республике сокращается, но вызывает опасение тот факт, что в общей массе безработных существенно повышается доля выпускников общеобразовательных школ, доля же выпускников средних специальных заведений и вузов осталась приблизительно на прежнем уровне.

Таблица 2.3 - Распределение численности безработных по полу и возрастным группам в 2009 г., %

Возрастные группы

Мужчины

Женщины

До 20 лет

8,2

9,6

20-24 года

15,8

18,9

25-29 лет

11,1

13,7

30-34 года

11,3

11,7

35-39 лет

10,9

10,4

40-44 года

10,9

10,4

45-49 лет

11,3

11,6

50 лет и старше

20,5

13,7


В целом среди молодежи 16-29 лет безработица сохраняется очень высокой. По-прежнему актуальной остается проблема длительной безработицы, что в значительной степени связано с низким образовательным уровнем безработных, состоящих на учете.

Наибольший уровень безработицы характерен для лиц, имеющих общее среднее, профессионально-техническое и общее базовое образование (последний момент не характерен только в 2007 г. по отношению к женщинам со средним специальном образованием), наименьший уровень безработицы - для лиц с высшим образованием, преимущественно мужского и женского пола в 2009 г.).

Примечательным остается тот факт, что чем короче рассматриваемый период, тем выше женская безработица; чем длиннее период, тем выше мужская. Этот факт связан скорее с мобильностью женской рабочей силы, ее большой подверженностью переменам и возможностью переквалификации,

Особенностью развития экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Одна ее часть связана с неэффективностью персонала, занятого на производстве, а другая - с развитием неформальных трудовых отношений [5, c. 11].

Развитие неформальных трудовых отношений связано в большей степени с занятостью экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а, получив работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения: возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», т.е. трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (в 2009 г. - около 800 тыс. человек). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений, по разным оценкам, - до 300 тыс. человек. Около 7,5 тыс. человек, по данным Департамента по миграции МВД Республики Беларусь, выехали для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве или «маятниковой» трудовой миграцией. Общий уровень скрытой безработицы как сумма параметров официальной составил в 2009 г. 8 %.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец января 2011 г. составила 34,4 тыс. человек, что на 19% меньше, чем в январе 2010 г. и на 4% меньше, чем в декабре 2010 года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2011 года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец января 2010 г. - 0,9%).

В январе 2011 г. на учет было поставлено 21,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 17 тыс. человек, или 77,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе текущего года 13,1 тыс. человек, в том числе 10,4 тыс. безработных, или 79,5% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в январе 2011 г. было привлечено 5,9 тыс. человек, из них 4,3 тыс. безработных, или 73,6% от числа привлеченных.

Среди безработных женщины составляли 51,5%, сельские жители - 21,9%, лица в возрасте до 30 лет - 38,1%.

В общей численности безработных уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 34,1%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины - 5,2%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности - 2,5%, лица, длительно неработающие (более года) - 17,5%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 2,7% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования - 2,1%. На конец января 2011 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец января 2010 г. - 1,2 безработных). Из общего числа вакансий 76,5% предназначены для трудоустройства рабочих [17]. Средний размер пособия на одного безработного в январе 2011 г. составил 54,3 тыс. рублей, или 18,3% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

2.3 Государственная защита населения в условиях безработицы

Сегодня уровень занятости населения в Беларуси по-прежнему остается высоким и составляет 75,3% численности трудовых ресурсов, в то время как в целом по ЕС - 67,3%; Германии -69,8; Великобритании - 74,3; Швеции - 71,1; Польше - 72,1; странах Балтии - 68-71%. Во многом это обусловлено реализацией целенаправленных мер государственной политики по обеспечению занятости населения, предусматривающих стимулирование создания новых рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, организацию оплачиваемых общественных работ, профессиональную подготовку и переподготовку незанятых граждан и др.

Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной занятости. Низкая доля заработной платы в издержках производства не стимулирует к экономии рабочей силы и позволяет субъектам хозяйствования содержать избыточную численность работников.

У Беларуси своя стратегия экономических реформ в социально-трудовой сфере, предусматривающая недопущение высокого уровня официально регистрируемой безработицы путем сохранения кадрового персонала. Однако это оборачивается низкой эффективностью труда (по уровню его производительности наша страна отстает от развитых европейских государств), нерациональным использованием трудового потенциала, относительно низкой заработной платой. Возможность увеличения внутренних инвестиций для создания новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведет к замедлению процессов технологической модернизации производства, консервации неэффективной занятости, разбалансированности спроса и предложения рабочих мест, проявляющейся в нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий, особенно рабочих и специалистов технического профиля [11, c. 174].

Основными свойствами современного рынка труда являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; стихийный характер взаимодействия спроса и предложения рабочих мест; низкая территориальная мобильность рабочей силы; несоответствие профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных, невысокие качественные характеристики последних, что затрудняет их трудоустройство.

Безусловно, модернизация производства потребует сокращения неэффективных рабочих мест. Однако необходимо учитывать интересы не только предприятий, но и самих работников, которые при отсутствии сегодня достаточного числа новых рабочих мест в других сферах деятельности в случае высвобождения могут оказаться без источника дохода.

Следует также учесть, что основная нагрузка по сохранению занятости приходится на субъекты хозяйствования и в меньшей степени - на республиканский бюджет. В случае ликвидации неэффективных рабочих мест и высвобождения избыточной численности работников неизбежно произойдет увеличение масштабов поступления рабочей силы на рынок труда и как следствие- рост уровня безработицы. При этом основная нагрузка по социальной защите высвобождаемых работников перераспределится на республиканский бюджет, поскольку потребуются дополнительные расходы па организацию общественных работ, переподготовку высвобожденных и выплату пособий по безработице [7, c. 12].

Политика высвобождения избыточной рабочей силы должна сопровождаться активизацией процесса создания новых рабочих мест, прежде всего в сфере малого бизнеса, в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке находящихся под угрозой увольнения.

В целях стабилизации ситуации на рынке труда в 2009 г. правительством страны принят ряд антикризисных мер. С начала 2010 года организован еженедельный мониторинг ситуации. Беларусь не смогла обойтись без традиционных антикризисных мер, применяемых в большинстве стран для сохранения рабочих мест, а именно: без сокращения свободных рабочих мест и вакантных должностей; уменьшения продолжительности рабочей недели; предоставления административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) оплаты труда.

Для нейтрализации последствий мирового кризиса и стабилизации ситуации па рынке труда республики в Программу занятости населения па 2009 год внесены коррективы, предусматривающие приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела [5, c. 8].

Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений из средств, направляемых па мероприятия по обеспечению занятости Фондом социальной защиты населения.

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест. Бюджетная ссуда выдастся беспроцентно на возвратной основе сроком до трех лет. Более того, размер ее не ограничен, величина устанавливается исходя из разработанного бизнес-плана, в котором обосновываются затраты па создание рабочего места.

В целях содействия занятости населения было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование зданий нежилых помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест. При этом не менее 50% их числа должно быть использовано для трудоустройства безработных граждан по направлениям районных управлений по труду, занятости и социальной защите [5, c. 9].

Одно из главных направлении противодействия безработице - стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009 г. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса. Издан Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», определяющий на конкурсной основе порядок и основные механизмы государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, инвестиционных проектов, а также инфраструктуры за счет средств, предусмотренных в соответствующих государственных программах.

Особое внимание уделяется развитию самозанятости граждан из числа безработных. В частности, размер субсидии безработному для организации предпринимательской деятельности повышен до 11 -кратной величины бюджета прожиточного минимума, а при организации предпринимательской деятельности в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы - до 15-кратной величины БПМ. Предоставлена возможность оказания финансовой поддержки в виде субсидии из средств Фонда социальной защиты населения также безработным, организующим частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство.

В целях стимулирования переселения семей безработных на новое место жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся из города в сельскую местность, с пяти- до семикратной величины бюджета прожиточного минимума. Только в 2009 г. на новое место жительства и работы переселено 408 указанных семей.

Немаловажное значение имеет профессиональное обучение безработных. Программой занятости населения с 2009 г. предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства па другие рабочие места, что будет способствовать сохранению кадрового потенциала субъектов хозяйствования. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения [5, c. 9].

Важной мерой защиты и сохранения рабочих мест молодежи стал пересмотр системы организации нанимателями субсидированных рабочих мест для молодежи па возмездной основе в рамках «Молодежной практики». В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации затрат по оплате труда в размере минимальной заработной платы и по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Результатом реализации всех названных мер стало создание 168 тыс. рабочих мест, в том числе 19,6тыс. - в сельской местности. Около 2,7 тыс. безработных оказана финансовая поддержка в организации собственного дела, на профессиональную подготовку и переподготовку направлено около 25 тыс., в общественных работах приняли участие 95 тыс. чел., в том числе 51 тыс. безработных.

Наиболее острой остается проблема социальной поддержки безработных граждан. Надо признать, что пособия по безработице у нас невысокие. В настоящее время их максимальный размер с учетом ежемесячной денежной компенсации - около 29 долл. США. минимальный -чуть более 12 долл., средний в 2009 г. равнялся 45 тыс. руб., или 17,9% БПМ. Это обусловлено прежде всего привязкой размера пособия к базовой величине, уровень которой в течение длительного времени не изменялся. На рассмотрении в Совете Министров находится предложение о необходимости повышения размера пособия по безработице, подготовлено финансово-экономическое обоснование его увеличения до бюджета прожиточного минимума.

К приоритетным следует отнести меры по стимулированию создания новых рабочих мест, включая и общеэкономические, и определяющие спрос на рабочую силу:

установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;

расширение прямых бюджетных инвестиций в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;

обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных на рынке труда (предоставление льгот по

платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.);

активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования (снижение взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников; облегчение процедуры приема их на работу и т.д.) [7, c. 13].

Построение эффективной системы создания и сохранения перспективных рабочих мест обусловливает необходимость определения потребности в них на среднесрочную перспективу. Для этого следует:

осуществить на основе аттестации рабочих мест оценку общей и дополнительной потребности в них на среднесрочный период с учетом отраслевых и региональных особенностей;

разрабатывать на каждом предприятии (в организации) план-прогноз профессионально-квалификационной структуры кадров с последующим согласованием потребности производства в работниках с возможностью профподготовки в рамках системы профессионального образования, а также профессионального обучения непосредственно на производстве. В случае выявления недостатка кадров составлять заказ-договоры (заявки) нанимателей на их подготовку, при избытке - заблаговременно (например, за год) уведомлять службу занятости о численности рабочих и специалистов, находящихся под угрозой высвобождения, с целью принятия упреждающих мер;

на основе данных организаций о потребностях в рабочих местах разрабатывать отраслевые и региональные программы их создания, которые будут учитываться при разработке государственных программ социально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора [7, c. 14].

В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение административно-организационных ограничений и барьеров, препятствующих его становлению и эффективному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить повышение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в первую очередь за счет упрощения процедуры получения банковских кредитов. Решение данной проблемы предусматривает также комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности субъектов малого бизнеса на основе использования таких инструментов, как льготное обеспечение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд и т.д.

Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств на развитие лизинга оборудования для малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса, а также благоприятных условий для привлечения дополнительных частных капиталовложений в малое предпринимательство. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.

Не менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др.

Итак, в условиях реализации социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь одной из важнейших целей государственной политики является обеспечение высокого уровня занятости населения. Уровень безработицы в Беларуси находится на крайне низком уровне, что обусловлено мерами правительства по стимулированию создания рабочих мест. В целях дальнейшего снижения безработицы и повышения занятости населения рекомендовано реализовать ряд мероприятий.

3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

.1 Основные направления государственной политики занятости

безработица занятость государственный политика

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

. международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

объекту воздействия (общие меры и специализированные);

источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

) пассивный;

) активный.

Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

3.2 Пути преодоления безработицы в Беларуси

Во многих развивающихся странах большинство работников трудятся на малопродуктивных рабочих местах и низкооплачиваемых работах с тяжелыми условиями труда. С октября 2008 г. и в 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом уровень безработицы в большинстве развитых стран мира резко возрос [1, c. 179].

Предотвращение или смягчение тяжелого материального положения безработных достигается в результате целенаправленной социальной политики государства, одним из направлений которой является государственная социальная поддержка безработных, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий.

Защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики в рыночной экономике. Она направлена на решение важных социально-экономических задач: сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала населения, снижение социальной напряженности и преодоление бедности. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения и вывод с рынка труда отдельных категорий безработных [8, c. 219].

В современной Беларуси преобладает социальный подход к безработице, в соответствии с которым это явление воспринимается как неотвратимое зло, а не как результат неэффективного функционирования экономики. При таком подходе неизбежно отходят на дальний план экономические издержки безработицы. Эти издержки связаны с недополучением части общественного продукта, которая могла бы быть произведена в ситуации полной занятости, а также с постепенной утратой безработными квалификации и навыков регулярной трудовой деятельности.

В результате обедняется цель политики защиты от безработицы. Она сводится лишь к помощи конкретным людям и снятию социальной напряженности в обществе и игнорирует важнейший аспект рационализации занятости и более эффективного использования трудовых ресурсов.

На уровне практической политики такое понимание цели ведет к сужению объекта защиты от безработицы. Несмотря на формальное признание многообразных форм безработицы, затрагивающих в той или иной мере значительную часть экономически активного населения, на практике государственная политика занятости в Беларуси направлена преимущественно на регистрируемых безработных.

Ориентация системы защиты от безработицы на повышение эффективной занятости населения способна значительно сократить издержки безработицы, повысить уровень использования трудового потенциала и расширить социальную базу экономического роста.

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:

кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;

организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы сделаем следующие выводы.

) В современных условиях безработица является неизменным спутником рыночной экономике. В экономической науке выделяется две основные концепции безработицы: классическая и кейнсианская. Согласно классической концепции, безработица вызвана уровнем заработной платы в экономике, согласно теории Кейнса - уровнем активности фирм в экономике. Также дискуссионным является вопрос о «естественном» уровне безработицы в национальной экономике. Возможно выделить следующие показатели оценки безработицы: показатели уровня, частоты и длительности.

) В большинстве источников упоминаются три вида безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Фрикционная безработица в основном связана с текучестью кадров. Считается, что данный вид безработицы не только неизбежен, но и желателен (переход работника на более привлекательную, более продуктивную работу обусловливает получение обществом большого объема валового национального продукта - ВНП). Структурная безработица связана с изменением структуры хозяйства. Спрос на различные виды товаров и услуг меняется, что приводит к изменению структуры производства. Спрос на некоторые виды профессий при этом сокращается или вообще исчезает, а на другие - возрастает или возобновляется. В результате структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест. Различие этих видов безработицы в том, что при фрикционной безработице человек в основном ищет рабочее место, которое соответствовало бы имеющейся у него профессии и его навыкам, а структурная безработица предусматривает переквалификацию, требующую определенного времени. Фрикционная и структурная безработица признаются неизбежными, а их уровень считается естественным уровнем безработицы.

Объектом государственной политики занятости является циклическая безработица. Динамика данных по мировой экономике свидетельствует, что по итогам первого десятилетия XXI в. имеет место снижение уровня безработицы. В настоящее время происходит активная перестройка структуры мировой экономики и внедрение трудосберегающих технологий, что в среднесрочной перспективе приведет к высвобождению значительной массы рабочей силы и обусловит актуальность мер защиты от безработицы.

) Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец января 2011 г. составила 34,4 тыс. человек, что на 19% меньше, чем в январе 2010 г. и на 4% меньше, чем в декабре 2010 года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2011 года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец января 2010 г. - 0,9%). Уровень безработицы в Беларуси находится на крайне низком уровне, что обусловлено мерами правительства по стимулированию создания рабочих мест. В целях дальнейшего снижения безработицы и повышения занятости населения рекомендовано реализовать ряд мероприятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения: монография / Н.А. Волгин. - М.: Филинъ, 2004. - 391 с.

2.       Буланов В.С. Рынок труда: учебник / В.С. Буланов. - М.: Экзамен, 2006. - 298 с.

.        Ванкевич Е. Кого ждут вакансии? / Е. Ванкевич // Беларуская думка. - 2008. - №7. - С.36-43.

.        Ванкевич Е.В. Национальный рынок труда и глобализация / Е.В. Ванкевич // Белорусский экономический журнал. - 2010. С.4-15.

.        Боровик Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики. - 2010. С.4-12.

.        Гага В.А. Экономика и социология труда: монография / В.А. Гаги. Томск 2010. - 340 с.

.        Колосова Н.П. Экономика труда и социально-трудовые отношения: монография / Н.П. Колосова. - М.: МГУ, 2006. - 183 с.

.        Колосницына М.Г. Экономика труда: учебник / М.Г. Колосницына. - М.: Финстатинформ, 2008. - 387 с.

.        Зиберт У.С. Регулирование рынка труда, некоторые аспекты сравнительного анализа / У.С. Зиберт // Вопросы экономики. - 2004. - №3. - С.38-47.

.        Лемешевский И.М. Микроэкономика: учебник / И.М. Лемешевский. - Мн.: ФУАинформ, 2006. - 512 с.

.        Михалевич И. Перемены, которых не ждут / И. Михалевич // НЭГ. - 2010. С.4.

.        Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. С.3-8.

.        Парчевская С. Рынок труда в Беларуси: проблемы и противоречия переходного периода / С. Парчевская // Проблемы современной экономики. - 2008. С.26-33.

.        Сакс Д. Макроэкономика: глобальный подход: учебник / Д. Сакс. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 848 с.

.        Юрьева Т.В. Макроэкономика: учебник / Т.В. Юрьева. - М.: МФПА, 2007. - 314 с.

.        Состояние рынка труда / Минтруда [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mintrud.gov.by. - Дата доступа: 07.03.2012.

.        Статистическая информация / Белстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 20.03.2012.

.        Шавела О. Безработный формат / О. Шавела // НЭГ. - 2010. С.3.

.        Селищев, А.В. Микроэкономика: учебник / А.В. Селищев. Питер, 2002г. - 448 с.

Похожие работы на - Виды и формы проявления безработицы в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!