Положение и роль Русской православной церкви в период монгольского ига

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,43 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Положение и роль Русской православной церкви в период монгольского ига
















Положение и роль Русской православной церкви

в период монгольского ига

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

ЗАДАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА

. ВТОРОЙ ПЕРИОД МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

АННОТАЦИЯ

русский церковь монгольский иго

В данной работе приводится динамика положения Русской православной церкви до, во время и после монгольского ига (XIII - XV вв.), оценивается ее роль в период монгольского ига (XIII - XV вв.).

ЗАДАНИЕ

Подготовить контрольную работу на тему «Положение и роль Русской православной церкви в период монгольского ига (XIII - XV вв.)».

ВВЕДЕНИЕ

Русская церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, русская церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей.

Рассмотрим положение русской церкви, разбив время существования на Руси Монголо-татарского ига на два периода.


В 1237 г. Русь подверглась нашествию монголо-татарских завоевателей. При этом русским землям и церкви был нанесён огромный материальный ущерб. Были разрушены многие города, монастыри и храмы, служившие последними рубежами обороны защитников. Так, в Киеве была разрушена Десятинная церковь. Также, была уничтожена и значительная часть населения сопротивлявшихся городов Киевской Руси. Было убито немало русских людей, отказывавшихся выполнять языческие обряды монголов.

Стоит отметить, что хотя сами монголы по вероисповеданию были язычниками, в их войске были представители многих религий из покорённых народов - буддисты из Китая, мусульмане из Средней Азии.

Закон Яса, предписанный монголам Чингисханом, обязывал их терпимо относиться к любой религии, если её приверженцы будут молиться о здоровье и успехах хана! Монголы считали, что чем больше богов и духов им помогают, тем лучше, поэтому даже устанавливали различные льготы для духовенства иных религий. Так, при хане Батые, когда среди населения Руси проводилась перепись для обложения данью, в податные списки не было внесено духовенство и население церковных земель, которые освобождались и от других повинностей.

Следуя заповедям Ясы Чингисхана предшественники Менгу-Темира не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи. Теперь же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов их семей.

Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии.

В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу-Темира и его семью, за его наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. Таким образом, была заложена основа церковного богатства.

Вот что пишет Голубинский: «Татары стали к вере и к духовенству русскому в отношения самой полной терпимости и самого полного благоприятствования... Бич божий, обрушившийся на наше отечество, не явился, по крайней мере, бичом для церкви».

А вот что пишет другой русский церковный историк Н. Высоцкий: «Тяжело было для русских это монгольское иго. Но не все русские одинаково несли тяжесть этого порабощения. Представители церкви постарались завоевать себе привилегированное положение. Они добились от татарских ханов того, что условия их жизни не были похожи на положение простых смертных. Народ страдал, а они чувствовали себя если не хорошо, то, по крайней мере, сносно. В момент татарского погрома они постарались обезопасить лично себя, не обращая внимания на вопли и стоны порабощённого народа. Когда окончательно установилось монгольское иго, они постарались создать себе привилегированное положение...».

И ещё один дореволюционный церковный исследователь, К. Шебатинский, в своём исследовании «Учение славянофилов об отношении церкви к государству»: «В татарский, или монгольский, период независимое положение церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов особые привилегии».

При Батые благоволение завоевателей к церкви носило, скажем так, недокументированный характер. Их просто не трогали в разоряемых городах, их просто не включали в переписи для обложения данью.

Впоследствии ханы исправно снабжали митрополитов русской церкви охранными грамотами - ярлыками. Менгу-Темир дал ярлык Кириллу, хан Узбек - Петру, Джанибек - Шеогносту, Бердибек - Алексию, Тулунбек - Михаилу. Суть этих документов хорошо передаёт автор дореволюционного журнала «Звонарь»: «Ярлыками утверждались следующие льготы для духовенства:

-во-первых, русская вера ограждалась от всяких хулений и оскорблений со стороны кого бы то ни было, строго запрещалось хищение и повреждение принадлежностей верхнего богослужения;

-во-вторых, духовенство освобождалось от даней, всяких пошлин и всяких повинностей;

-в-третьих, все церковные недвижимые имения признавались неприкосновенными, и церковные слуги, т.е. рабы и холопы, объявлялись свободными от каких бы то ни было общественных работ».

В самом первом дошедшем до нас ярлыке, данном в 1267 году ханом Менгу-Темиром, сказано: «посланцы хана и сборщики дани не замают их (служителей церкви) да правым сердцем богови за нас и за племя наше моляться и благословляють нас... сию грамоту видящее и слышащее от попов и от чернецов ни дани, ни иного чего ни хотят, не возмут баскаки, князи, писцы, таможницы; а возмут, и они по великой Ясе извинятся (будут обвинены) и умрут».

Спустя почти сто лет, в 1347 году, ханша Тайдулла писала в ярлыке Алексию: «Не надобе им мзды, никакая пошлины не емлют у них ничего, занеже о нас молитву творят». Перед тем она же писала в грамоте митрополиту Феогносту: «Из давних, из добрых времен и доселе, что молятся богомольцы и весь поповский чин, и те никаких не ведают пошлин, самому богу молятся за племя наше в род и род и молитву воздают».

Примерно то же писали ханы Тулунбек и Бердыбек.

Но лучше всего выразился хан Узбек: «Зане они за нас и род наш бога молят и воинство наше укрепляют».

Это время было периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений.

Церковь не просто тесно сотрудничала с ханскими чиновниками, но, по сути, являлась частью монголо-татарской власти на Руси. Согласно чингисхановой Ясе, монголо-татары приняли русскую церковь под свое покровительство. Плано Карпини отмечал частые встречи татар и русского духовенства даже в самом Каракоуме. Русские клирики присутствовали там не в качестве гостей, а в качестве подчиненных. При хане Берке в 1261 году была образована Сарайская православная епископия, которая, по сути, являлась связным узлом между многочисленными монастырями и церквами Руси, и ханской властью.

За оскорбление православной веры, уничтожение или присвоение церковного имущества полагалась казнь. Православная церковь не только не помогала русскому населению в борьбе против монголо-татар, но и защищалась от русского народа с помощью карательных отрядов Золотой Орды. Ярлыки оберегали земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие православному духовенству.

В 1312-1313 годах хан Мухаммед Узбек объявил ислам государственной религией. Золотая Орда превратилась в настоящее мусульманское государство. Столица, город Сарай, сделался одним из мусульманских центров. Тем не менее хан Узбек дал широкие привилегии русской церкви.

Русское священство обосновавшееся в Сарайской епископии, то есть в самой столице Золотой Орды, участвовало в переговорах между русскими князьями и ханской администрацией. Не редки были случаи, когда священники действуя в интересах ханской дипломатии убеждали русских князей в принятии того или иного решения. Под страхом отлучения от церкви многие русские князья соглашались с политикой Золотой Орды. Так принимались налоги для простого населения, таможенные сборы между княжествами и т.д. Православная церковь честно служила Орде, и эта преданность наделяла ее большим влиянием в глазах монголо-татарской аристократии. Русские князья нередко заигрывали перед церковью в надежде, что епископ Сарайский или митрополит замолвит за них словечко перед ханом.

Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой-либо период русской истории.

Несмотря на вышесказанное, православие на Руси являлось главной составляющей всей общенациональной идеологии, а соответственно играло определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение собственной веры, по убеждению мудрецов той поры, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная необходимо должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. И недаром именно в этот период понятия "русский" и "православный" становятся синонимами.

В литературно-философских памятниках XIII-XIV вв. появляются новые герои, чьи образы стали рассматриваться и как важнейшие общественно-значимые идеалы, и как примеры для подражания в личной жизни. Важнейшее место среди этих героев занимают новые мученики, погибшие за веру. Таковыми, к примеру, вскоре стали почитаться погибшие от руки захватчиков князья Юрий Всеволодович и Василько Константинович.

Под 1239 годом в Лаврентьевской летописи появляется настоящий гимн убиенному в битве на реке Сити великому князю Юрию Всеволодовичу. Эта скорбная песнь, по сути дела, стала прологом к церковной канонизации князя. Еще большее внимание летопись уделяет подвигу князя Василько Константиновича Ростовского, который первым из русских людей стал именно новомучеником за веру, отказавшись подчиниться татарским языческим обрядам.

А уже вскоре Русь явила еще один подвиг мученичества. В 1246 году черниговский князь Михаил Всеволодович, тесть князя Василько Ростовского, приехал в Золотую Орду, видимо, для того, чтобы получить ярлык на Черниговское княжество. Однако это посещение закончилось трагически - князь Михаил и его боярин Феодор были убиты по ханскому приказу. Через непродолжительное время было установлено церковное почитание невинно убиенных, и в те же годы (во всяком случае до 1271 года) было составлено краткое «Сказание».

В тексте «Сказания» очень важен тот момент, что Михаил сам проявляет инициативу совершить подвиг во славу Христову и не прельститься «славою света сего». Узнав об обычае хана Батыя заставлять христиан поклоняться языческим идолам, он, вдохновленный Божией благодатью и даром Святого Духа, сам вызывается поехать в Орду, что обличить батыево «прельщение» и доказать ему и всему миру, что вера христианская живет в сердцах русских людей.

В народном и церковном сознании возникают и образы князей -спасителей, способных мудростью своей и силой освободить, спасти Русь от иноземного «плена».

После монголо-татарского нашествия у русского человека возникает потребность в осмыслении причин падения Руси. Одним из первых на эту тему стал говорить монах Киево-Печерского монастыря, а затем епископ Владимирский, Суздальский и Нижегородский Серапион. В основе религиозно-философской концепции Серапиона Владимирского лежит идея величия человека, созданного Господом: «Господь сотворил нас великими…».

Однако люди не способны пребывать в Господней благодати и соблюдать Его заповеди. Не справляющиеся со многими искушениями, люди впадают в грехи. Именно в нравственном оскудении русского народа, в забвении им христианских заповедей Серапион Владимирский видит главную причину нового, рабского, униженного положения Руси.

Подобные рассуждения должны были послужить сплочению русских людей и дать им веру в освобождение от монголо-татарского гнета после покаяния.

Нельзя не отметить роль представителей русской церкви как носителей православной веры, которая в свою очередь послужила объединяющим фактором всего населения Руси.

Глава 2. ВТОРОЙ ПЕРИОД МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА

В 1343 году хан Джанибек захотел наложить на церковь уплату ежегодной дани. Только стараниями нового митрополита - грека Феогноста, прибывшего из Константинополя в 1328 году, удалось откупился от уплаты ежегодной дани. Для улаживания этого вопроса Феогност ездил с московским князем в Золотую Орду, где, как говорили современники, благодаря матери хана, которую он вылечил от глазной болезни, Феогност снискал благоволение хана.

После смерти Феогноста и Семеона от чумы на церковный престол всходит Алексей. Яркая личность, вписавший лучшие страницы в истории Руси и церкви того времени, причисленный к лику святых после смерти. Воспитатель и наставник малолетнего в то время Дмитрия Ивановича, князя Московского, которому современники дадут имя Донской. Митрополит Алексий в юность Дмитрия фактически управлял княжеством. Московский князь неуклонно проводил политику «собирания» русских земель под своей властью.

К 1380 году ситуация круто изменилась не в пользу церквей. У монголо-татар изменилось отношение к русским священникам. В это время «призрак Чингисхана» - его Великая Яса уже не играла большой роли для монгольских ханов. И когда Тохтамыш пришел вслед за Мамаем на Москву, он не воздерживался от грабежей монастырей, от убийства священнослужителей.

Кроме того, набирающее силу Московское княжество заставило церковных лидеров задуматься о будущем.

Большинство духовенства стало поддерживать русского князя Дмитрия Ивановича и, когда скончался митрополит Алексей, духовный лидер преподобный Сергий Радонежский отказался стать митрополитом и его авторитет среди князей и бояр, среди простолюдинов мгновенно возрос. Многие люди в то время считали его святым. Новый митрополит Киприан также стал поддерживать Дмитрия Ивановича. Двое монахов, с благословения преподобного Сергия Радонежского, отправились вместе с великим князем на поле Куликово. Причем, один из них даже принял вызов от монгольского богатыря Темир-мурзы и сразился с ним, - оба они проткнули друг друга копьями. Теперь уже церковь не призывала к смирению и терпимости по отношению к монгольским завоевателям, а чуть ли не объявляет священную войну им, благословляя князей на дела ратные во имя отечества.

Среди задач, стоявших перед церковью, первой была задача оказания моральной поддержки ожесточенным людям - от князей до простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия - завершить христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то время, находилось в городах. В сельских районах христианский слой был довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в монгольский период сельское население Восточной Руси было еще более основательно христианизировано. Это было достигнуто как энергичными усилиями духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В духовной сфере монголы так и не смогли ничего сделать, так как сами они изначально были язычниками, и даже принятие ислама, который в каких-то своих сторонах копирует христианство, для них оказалось проблематичным. Но тут можно сравнить обряды принятия монотеистических религий у русских и у монголов. Из-за кочевья монголов их труднее было подчинить новой вере. У них очень поздно, к счастью для русской православной церкви, руководители пришли в ислам. Ситуация была бы совсем другой, если монголы приняли бы ислам ну хотя бы двумя веками ранее. Тут уже русская церковь не устояла бы, так как нашествие монголов в том случае означало бы священную войну с неверными (под неверными у приверженцев ислама нужно понимать христиан).

Церковь на Руси менее всего пострадала и успела восстановить разрушенное. Во многом именно благодаря русской церкви удалось собрать силы и средства на борьбу с монгольскими нашествиями, удалось поднять сломленный дух русских людей.

Таким образом, можно подвести итоги: с самого начала периода монгольских нашествий на Русь церковь была на стороне силы и власть имущих. Это было продиктовано тем, что церковь имела земельные владения, но они были по сравнению с землями князей многим меньше и беднее. В некоторой степени жадность и стремление получить неограниченную власть, можно сказать даже, что это была скорее зависть русского духовенства к Римскому папе и его неограниченной власти и богатству.

По пришествии же монголов на Русь, церковь терпела убытки и разорения, но они не сравнимы с теми богатствами и размерами тех земель, которые получило духовенство при хане Золотой Орды Менгли-Гирее. Церковь была довольна: князья терпят убытки, русские люди ищут приюта у церквей, больше стали вспоминать о подаянии, о грехах своих...

В период упадка в Золотой Орде и падения монгольского ига церковь, предвидя усиление Москвы, поддержала стремление русского народа вернуть себе свободу. Но во многом эта поддержка была обусловлена давлением на церковный аппарат со стороны князей. В этот период великий князь уже имел достаточно прочную и сильную власть, поддержку со стороны бояр, авторитет среди народа. Церковь просто обязана была поддержать авторитет князя и тем самым повысить свой собственный авторитет среди народа. В конце концов, видимо, князь пошел на компромисс с духовенством, и теперь у церкви было много земли, крестьян, денег, а князь имел поддержку в лице духовенства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Горский, А. А. Москва и Орда [Текст] / А. А. Горский. - М. : Наука, 2003. - 214 с.

2.Греков, Б. И. Мир истории: русские земли в 13-15вв. [Текст] / Б. И. Греков, Ф. Ф. Шахмагонов. - М. : Правда, 1986. - 251 с.

.Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л. Н. Гумилев. - М. : Мысль, 1989. - 766 с.

.Егоров, В. Л. Золотая орда мифы или реальность [Текст] / В. Л. Егоров. - М.: Знание, 1990. - 62 с.

.Каргалов, В. В. Конец ордынского ига [Текст] / В. В. Каргалов. - М. : Наука, 1980. - 152 с.

.Каргалов, В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь [Текст] / В. В. Каргалов. - М. : Просвещение, 1966. - 135 с.

.Никольский, Н. М. История русской церкви. - 3 изд. [Текст] / Н. М. Никольский. - М. : Политиздат, 1985. - 448 с.

8.Монгольское иго на Руси [Электронный ресурс] // Сайт «Татарский мир». URL: <http://www.tatworld.ru/article.shtml?section=0&heading=0>.

9.Бусманов, И. «Русская православная церковь в период Татаро-монгольского нашествия» [Электронный ресурс] / И. Бусманов. URL: <http://www.zadachi.org.ru/?n=15517>.

.Новоселов, А. «Русская Православная Церковь в период Золотой Орды» [Электронный ресурс] / А. Новоселов. URL: http://www.diletant.ru/blogs/1570/218.

.Прозоров, Л. «Ваше отношение к язычеству» [Электронный ресурс] / Л. Прозоров. URL: <http://city.is74.ru/forum/showthread.php?page=127>.

12.Перевезенцев, С. В. «Русская святость в годы монголо-татарского владычества» [Электронный ресурс] / С. В. Перевезенцев. URL: <http://www.portal-slovo.ru/history/35149.php?PAGEN_2=2>.

Похожие работы на - Положение и роль Русской православной церкви в период монгольского ига

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!