Личность в психологии и педагогике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,62 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личность в психологии и педагогике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА‹‹ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ››









Контрольная работа

по дисциплине: ‹‹Основы педагогики и психологии››

на тему: ‹‹Личность в психологии и педагогике››







МИНСК 2013

Введение

Психология - это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т.д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят: «В тихом омуте черти водятся». У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Психология - наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» - «душа» и «logos» - «наука». Таким образом, дословно психология - это наука о душе.

Уже позднее, в XVII-XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название.

а всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета изучения психологии: как науки о душе, о психике и сознании и о поведении и деятельности человека. Развитие психологии от науки о душе к науке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует о прогрессе психологических знаний. В рамках науки о душе психология была скована понятием души как объяснительным принципом. Отказ от него и переход к изучению сознания связаны с выделением психики в качестве объекта исследования.

Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно исторической личности в особенности.

При характеристике психологии как науки следует отметить некоторые особенности, присущие психологическим знаниям. Во-первых, это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому из нас. Во-вторых, психологические знания характеризуются порой несовпадением их житейского и научного смысла. И третья особенность психологических знаний заключается в том, что они нужны для самопознания и самовоспитания.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

1. Понятие личности в психологии и педагогике

Психологический подход к личности

Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной - «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении - роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.

Что определяет такую роль человека? Ответы разные, но преобладает следующий: личные достоинства человека, определяющие его место, роль в обществе, общественную зрелость. Важно подчеркнуть и другое: личность - социальная характеристика и оценка человека. Не группа крови, не особенности пищеварения, не цвет волос, не борода, не одежда и прочее определяют, что представляет собой человек как личность, а именно его социально значимые особенности. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.

Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами.

Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его ‹‹творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью - значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности. Известный немецко-американский психолог Э. Фромм писал:

‹‹Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные способности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину это хорошо›.

Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода - совершенству самого человека? - Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого и осуществляющего то, что он есть потенциально...?

Это в интересах и личности, и общества, ибо общество всегда таково, какой тип личности преобладает у его граждан. Общество и жизнь в нем не могут стать лучше, если люди не станут лучше и в то же время если само общество не создает условия для этого.

Получила распространение в психологии и классификация типов личностей, основанная на психофизиологической особенности, именуемой экстравертированностъ-интровертированность, которая была предложена швейцарцем К. Юнгом. Людям экстравертированного типа свойственны преобладающая направленность психической деятельности во вне, в окружающий мир, открытость и сильная подверженность внешним воздействиям, стремление к утверждению себя в поступках и мнении других, речевая и двигательная активность, хорошая приспособляемость к внешним условиям. Для интровертированного типа, напротив, характерны направленность на внутренний мир, выраженное развитие воображения, повышенное внимание к собственным ощущениям, переживаниям, мыслям, некоторая замкнутость, затрудненность адаптации к внешним условиям.

Проблема личности в педагогике

Проблема формирования личности центральная и в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует прежде всего организация целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблема создания педагогической системы и обеспечения процесса формирования личности, отвечающей ее интересам и интересам общества. Решая ее, педагогика учитывает закономерности, механизмы, особенности, положения и выводы других наук, связанные с этой проблемой. Задачи ее состоят в теоретической и прикладной разработке таких вопросов формирования личности, как:

педагогические цели и задачи,

педагогические принципы,

содержание,

организация и формы,

обеспечение,

средства, способы, методы, технологии,

педагогические условия успеха,

деятельность педагога по формированию личности,

самоформирование личности,

индивидуальный подход,

возрастные особенности формирования,

особенности и пути воспитания, развития, образования и обучения,

формирование отдельных качеств личности,

педагогическая система в обществе,

педагогическая система в семье,

педагогическая система дошкольного воспитания,

педагогическая система в образовательных учреждениях,

педагогическая система в трудовых коллективах.

В педагогической литературе почти всегда проблема формирования личности рассматривается как проблема воспитания. Некоторые представители гуманитарной науки и правозащитники выступают против категорий «формирование» и даже «воспитание», считая, что за ними стоит насилие над человеком, нарушение его права быть индивидуальностью. Под влиянием популярных на Западе концепций личности появились приверженцы «свободного развития» личности, «личностного роста», «личностно-центрированного подхода», а их отстаивание приобрело ангажированный характер. Идеи этих концепций действительно содержат немало интересных, подлинно гуманистических, возвышающих личность и утверждающих ее достоинство идей, заслуживающих внимания у нас. Но именно их, а не целиком зарубежные идеалы, можно использовать при разработке отечественной концепции, которая должна сохранять свои стержневые идеи, отвечающие реалиям и своеобразию Беларуси, уходящие корнями в столетние традиции ее педагогики и менталитета народа.

Ортодоксальным приверженцам концепций «свободного развития», «личностного роста», «личностно-центрированного подхода» следует помнить, что за ними стоит позитивизм и либерализм английского философа Г. Спенсера (1820-1903) и прагматизм разработчика теории «американского обсуждая и оценивая категории «свободного развития», «личностного роста» и «личностно-центрированного подхода» в их зарубежном понимании, следует учесть, что междисциплинарное понятие «личность» относится к пониманию его как общественного существа, как представленное человеческого в человеке, как уровня его цивилизованности, как его места и роли в жизни. Такое общее понимание личности ставит индивидуализм на самый низкий уровень развитости личности, а высший ассоциирует с общественной гармоничностью и цивилизованностью ее образа жизни», философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Стержнем этих теорий выступают утверждения: жизнь общества такова, что человек должен бороться за свое существование; полезно все, что приводит к успеху; овладевать тем, что учит достижению успеха; быть не похожим на других, чтобы отличаться и иметь спрос на рынке труда, и др. Если говорить о существе, главном, то речь идет о том, чтобы человеку быть индивидуалистом, а не стать личностью, обладать индивидуальностью. Точное следование этим идеям - противоположная жесткому воспитанию крайность, рассматривающая любое воздействие извне как посягательство на свободу и права человека. В этих идеях есть и элемент спекуляции на самолюбии людей, ибо в действительности человек не в состоянии быть свободным от других людей.

Закон «Об образовании» содержит положение о свободном развитии личности, но тут же связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе. Его статья указывает на необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, но сразу отмечает необходимость интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина; содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами; обеспечения свободы выбора мнений и убеждений. Принципиальным является и положение о целенаправленности формирования личности «в интересах человека, общества и государства». Очевидно, что Закон, используя обсуждаемые категории, трактует их в принципиально ином смысле. При этом концептуальные основы Закона полностью согласованы с научными представлениями о личности, об уровне ее сформированности.

Изложенное свидетельствует, что зарубежные концепции не могут быть перенесены целиком, в неизменном виде в нашу жизнь и практику. Формирование белорусских граждан не сможет стать американским, голландским или испанским. Оно хорошо, когда осуществляется в белорусских традициях и остается таковым. Но категории «формирование» и «воспитание» безусловно нуждаются в правильном, современном, цивилизованном понимании, исключающем крайности в практике работы с людьми.

2. Типология психологических моделей личности по К.К. Платонову, З. Фрейду, К. Юнгу, К. Хони, А. Маслоу

Психологическая наука в последнее столетие получила мировое признание и распространение. При наличии многих общих теоретических и прикладных подходов ученых разных стран имеются и своеобразные научные направления, отличия которых в основном связаны с выделением каких-то сторон психической деятельности в качестве основных, фундаментальных, с помощью которых объясняются и решаются все частные психологические вопросы.

Бихевиоризм (поведенческая психология) возник в 1912 г. в результате работ Д.Б. Уотсона (1878-1958), в которых была объявлена необходимость построения научной психологии исключительно на данных объективного метода. Но объективно можно регистрировать только то, что действует на человека, и то, что проявляется в ответ в его поведении, т. е. по формуле «стимул-реакция». Суждения о том, что происходит во внутреннем мире, были объявлены ненаучными, т. е. бихевиоризм в сущности отказался от изучения психической деятельности, став «психологией без психики». Бихевиористские исследования велись в направлении поиска стимулов, которые вызывают нужную реакцию. В логическом соответствии с теорией и практикой прагматизма были признаны полезными все стимулы, которые приводят к успеху. Позднее последователями бихевиоризма была введена категория «промежуточных переменных» и вставлена в середину приведенной выше традиционной формулы.

Бихевиоризм дал почву для развития механистичных подходов в практике обучения и воспитания, породил практику психологического манипулирования людьми, в том числе в политических и идеологических целях, но остается распространенным в американской психологии.

Глубинная психология (фрейдизм, неофрейдизм, психоанализ) придает решающий характер глубинным, прежде всего бессознательным явлениям в психической жизни человека. Последняя сравнивается с айсбергом, девять десятых которого находится под водой (подсознание), а одна десятая (сознание) - над водой. Основы глубинной психологии были заложены австрийским психиатром 3. Фрейдом (1856-1939), придававшим решающее значение агрессивным и сексуальным подсознательным влечениям, энергии последних («либидо»), инстинктам жизни и смерти. Последователи его учения, шокированные таким низменным, животным пониманием человеческой сущности, пытались придать решающее значение иным влечениям: чувству неполноценности и потребности компенсировать его, «коллективному бессознательному» (мифологии, религиозной символике, искусству, передаваемому по наследству), чувству одиночества и др.

Заслуга глубинной психологии в том, что она дополнила понимание психологии человека существованием в ней подсознательного и бессознательного и исследованиями его взаимодействия с сознанием. Фрейдом был вскрыт феномен психологической защиты. Испытывающий психологические трудности (неспособность справиться с ними, колебания, тревогу, длительное подавление, сдерживание желаний, тоску, неуверенность, горе и пр.) человек использует психологические защитные механизмы: вытеснение (непроизвольное удаление из сознания остро неприятного, тревожащего), подавление, рационализацию (использование примитивных самооправданий, самообман), противодействие (замена тревожащего желания другим и удовлетворение его), замещение (срыв, разрядка своего переживания агрессией против чего-то или кого-то) и др. Психоанализ (метод изучения и устранения причин невротизма - нервно-психических расстройств, связанных с подсознанием) способствовал распространению в разных странах института психологической помощи (основанной на нем). Однако представление человека как постоянно, неразрешимо, внутренне противоречивого, мучающегося, страдающего, постоянно подавляющего свои животные инстинкты под влиянием необходимости соблюдения социальных норм, противоречащих, по мнению Фрейда, его внутренней сущности, а поэтому подверженного невротическим заболеваниям, в большей степени отвечает подходам психиатрии*, чем господствующим в других научных течениях данным и положениям. Фрейдизм сыграл отрицательную роль в распространении сексуальной распущенности, якобы снимающей основные психологические проблемы жизни человека. Глубинная психология пользуется популярностью во многих странах Старого и Нового света.

Когнитивная («понимающая») психология сложилась на рубеже 60-х годов как реакция на бихевиористские и фрейдистские увлечения. Это научное течение характерно исследованием знаний человека, его мышления, образных и вербальных компонентов, познавательных процессов, понимания человеком окружающего мира и приданием им решающей роли. Когнитивный подход считает приоритетными влияния интеллекта, мышления на побуждения, эмоции и поведение человека. Типичны для него такие утверждения: как человек думает - так и относится, чувствует, делает; свое понимание ситуации человеком более важно, чем ее объективные особенности; неправильное поведение порождается неправильным мышлением.

Важные и интересные исследования познавательной сферы психической жизни человека обнаруживают у когнитивистов определенную односторонность, недооценку ее системности, включающей в себя и другие сферы.

Гуманистическая психология возникла и развивалась за рубежом во второй половине XX в. преимущественно в исследованиях А. Маслоу (1908-1970), К.Р. Роджерса (р. 1902), Э. Фромма (1900-1980), В. Франкла (р. 1905). В противовес фрейдизму, видящему в человеке страдающее и болезненное существо, представители этого направления оптимистично оценивают возможности человека и разрабатывают психологические пути достижения каждым вершин человеческого развития, уважения и самоуважения, достоинства, престижа, успеха путем постижения смысла жизни, раскрытия и реализации собственных возможностей (самореализации). Люди способны сами определять свою судьбу (самоопределяться), утверждаться в жизни, занимать в ней достойное место (самоутверждаться). Решающая роль в этом принадлежит высокоразвитым потребностям и мотивам.

Гуманистическая психология получила широкое признание своей оптимистичностью, адресованностью каждому человеку, реалистичностью и разумностью подхода к жизни и раскрытием личных возможностей достижения жизненного успеха.

Трансперсональная психология - также продукт научно-психологических поисков последних десятилетий XX в. Ее подход заключается в рассмотрении психологии человека в глобальном масштабе как связанной со всем человечеством, космосом, Вселенной и несущей в себе, преимущественно на уровне бессознательного, продукты их влияний. Связи психики индивида с историей и уровнем развития человеческой цивилизации прослеживались в психологической науке давно. Поэтому основной новацией в трансперсональной психологии последнего времени стали выходы на космический уровень, хотя еще в философских работах Г. Гегеля (1770-1831) вынашивалась идея абсолютного духа, частица которого воплощена в каждом человеке.

Это направление признает, что конкретные космические зависимости пока непостижимы, но прослеживается нечто общее в функционировании тела и психики человека с законами всего материального мира. Это обнаруживается в генетическом коде человека, возникновении и развитии его зародыша, существовании ауры, энергетического и волнового излучения тела и мозга, бессознательной передаче желаний и установок собеседниками, трансперсональных переживаниях и видениях, не связанных с опытом человека, поступков, не объяснимых с позиций традиционной психологии,и др.

Однако во всех этих умозаключениях много от воображения, мало доказанного научными методами, возможно, и поспешного желания объяснить то сложное, что достоверно и обоснованно еще не объяснено.

К.К. Платонов в своей «Занимательной психологии» приводит показательный пример. Один из знакомых горячо убеждал его, что владеет передачей мыслей на расстоянии и предлагал доказать это на примере своей жены. Пошли к нему домой. Жена сидит у телевизора и смотрит передачу. Поздоровались, сели сзади. Муж, уставившись в затылок жены, стал мысленно передавать команду «Повернись ко мне!», «Повернись!», «Повернись!». Через некоторое время жена действительно обернулась и спрашивает: «Саша, ты чего сопишь?».

Часто так и бывает: когда что-то не улавливается в действительных причинах и влияниях, ищут их в надуманных.

Трансперсональная психология привлекла к себе внимание многих малообразованных людей и своим появлением невольно способствовала активизации фантазии и мистики среди населения и работников искусств, что нашло частично отражение в обилии появившихся на экранах телевизоров и кинотеатров мистических фильмов и фильмов ужасов.

Отечественная психологическая наука, начиная с работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова, всегда отличалась стремлением к объективному подходу, стремясь вместе с тем к глубокому проникновению в психологию человека. Гуманизм в традициях отечественной культуры и науки стал особенно выраженным на рубеже XX в. и нашел отражение в психологии. С возникновением социалистической системы психологическая наука продолжала без подыгрываний политической конъюнктуре, как это и должна делать любая наука, стремящаяся к истине, развивать идеи уважения, внимания к человеку, справедливого, научно корректного подхода к нему, что в 30-е годы вошло в противоречие со сталинским курсом, и ее исследования были свернуты на целых 30 лет. Лишь с середины 50-х годов они были возобновлены. Выдающуюся роль в становлении современного уровня отечественной психологии сыграли работы М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, АН. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.С. Кузьмина, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Климова и др.

Можно утверждать, что отечественная психологическая наука является заметным и самостоятельным течением в мировом психологическом движении. Она отличается хорошо разработанной методологией, своей системной научной парадигмой, большим, чем в других течениях, концептуальным единством, экспериментальной основательностью. В ней есть много общего с гуманистической и когнитивной психологией, характерно повышенное внимание к проблемам развития, становления личности, сознания, мотивации, познания, психологии общественной жизни и ее влияний.


Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни - духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право, равенство, мораль".

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений - магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это, прежде всего, различия между двумя полами - мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия - цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке - это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, воспитывались ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми - в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это - только в единстве. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

4. Значение ведущей деятельности в развитии личности

Ведущая деятельность (англ. leading activity) - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте (научная статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 г. и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников).

Гипотеза о ведущей деятельности высказана в 1944- 1945 гг. А.Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, ведущая деятельность - критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.

Виды ведущей деятельности

В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую ведущую деятельность, предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.

В работах С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, А.В. Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчеркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребенка, для каждого возраста не может быть указана фиксированная ведущая деятельность. В зависимости от характера и уровня развития групп, в которые включен ребенок, в качестве ведущих могут складываться различные типы деятельности.

На каждом этапе детства В.Д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. В частности, А.В. Петровский считает, что концепция В.Д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса - развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции в.д.

5. Источники активности

Активность живых существ - один а главных и необходимых проявлений жизни, внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма.Но активность человека коренным образом отличается от активности животных. У животных она является проявлением инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека толчком к активности является ее сознательные и целенаправленное стремление.

Активность человека и формы ее выявления развились исторически и имеют социально направленный характер. По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения.

Личность как существо общественное формируется на протяжении обучения, воспитания, в работе и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль для ее становления играют врожденные качества. Внешние факторы влияют на личность через ее внутреннее, врожденное, ранее приобретенное.

Чтобы познать личность, изучить ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, труда, особенности ее окружения и взаимодействия с нею.

Активность - всеобщая характеристика живых существ, источник преобразования ими жизненно важных связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс), динамическое условие деятельности. Каковы источники активности человека? Мнения ученых в этом плане разнообразны. Представители бихевиорального подхода (Э. Торндайк, Д. Уотсон и др.) полагают, что источником активности является стимул - внешний раздражитель, вызывающий ответную реакцию организма; психоаналитического направления (З. Фрейд и др.) - врожденные влечения. Представители гуманистического направления (А. Маслоу, Г. Олпорт) считают, что источник активности в самом человеке, в его стремлениях, побуждениях. Представители культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) убеждены, что источник активности человека в его потребностях.

Познавательная активность тесно связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира; обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире». Под познанием понимается высшая форма человеческой деятельности, направленная на раскрытие новых закономерностей движения природы и общества, установление новых знаний о природе и общественных явлениях.

В психолого-педагогической науке не существует единства и в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «интеллектуальная активность», «умственная активность», «поисковая активность» и др., которые часто используются как близкие по значению.

Выявлены две тенденции в понимании сущности интеллектуальной активности: она понимается как синоним умственной деятельности и как мера взаимодействия субъекта с объектом. Представители теории энергетизма (Ч. Спирмен, А.Ф. Лузурский и др.) понимают умственную активность как проявление нервно-психической энергии, внутренний источник психической деятельности и разделяют в связи с этим людей на уровни развития.

Д.Б. Богоявленская под интеллектуальной активностью понимает личностное качество, основными компонентами которого являются интеллектуальные (общие умственные) и неинтеллектуальные (мотивационные) факторы умственной деятельности. При анализе сути данного явления акцент делается на его качественные характеристики и «интеллектуальную инициативу», сущность которой заключается в продолжении мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы, что отличается предпочтением мыслительной деятельности другим видам работы и стремлением к перевыполнению интеллектуального задания. Выявлены уровни «интеллектуальной инициативы»: пассивный, характеризующийся принятием того, что задано извне, не приводящий к творческой работе; эвристический, характеризующийся проявлением интеллектуальной инициативы, не стимулированной внешними факторами и субъективной оценкой неудовлетворенности результатами работы, приводящий к оригинальным способам решения задач, и креативный уровень, характеризующийся умением обнаружить эмпирическую закономерность, которая становится самостоятельной проблемой, когда человек стремится продолжать ее исследование. Структура интеллектуальной активности представляет собой совокупность интеллектуальных и мотивационных факторов. К интеллектуальным факторам относятся общие способности, составляющие ее фундамент и внутренний план действия. Умственные способности имеют два компонента: операциональный (способы действия) и так называемое «ядро» (психические процессы). Ядро связано с обучаемостью, которая включает темп продвижения в материале, особенности обобщения и абстрагирования признаков, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, а также степень осознанности действий. Внутренний план действия имеет пять уровней развития: фон, репродуцирование, манипулирование, транспонирование и программирование. Мотивационные факторы характеризуют мотив, который лежит в основе познавательной деятельности. Он может быть обусловлен важностью самой познавательной деятельности или стремлением к похвале, высокой оценке, желанием выиграть. Д.Б. Богоявленская экспериментально выявила связь между мотивационными факторами и уровнем интеллектуальной активности.

Под интеллектуальной инициативой у младших школьников понимается качество личности, побуждающее ученика к совершению самостоятельного бескорыстного познавательного действия. Это действие должно способствовать открытию учеником нового в известном. В своей структуре интеллектуальная инициатива имеет четыре компонента (мотивационный, эмоционально-волевой, операциональный и рефлексивный) и три уровня развития: низкий уровень, характеризующийся ситуативным познавательным интересом, стремлением к занимательности, ориентацией на внешнюю оценку; средний уровень, характеризующийся устойчивым интересом к познавательной деятельности, повышенной реакцией на успех, стремлением к активному поиску дополнительной информации; высокий уровень, характеризующийся ярко выраженным стремлением к самостоятельной познавательной деятельности, адекватным отношением к ее внешней оценке, стремлением к поиску информации за пределами изучаемого материала. Результаты указанного выше исследования показали, что у большинства учащихся начальных классов гимназии преобладал низкий уровень развития интеллектуальной инициативы. Почему? Дети прошли конкурсный отбор. Имеют высокие показатели готовности к обучению. А интеллектуальная инициатива отсутствует! Что привело их в гимназию? Страсть к познанию или желание учиться в престижном учебном заведении? Вероятно, второе.

Понятия «интеллектуальная активность» и «интеллектуальная инициатива» М.Г. Гинзбург, например, рассматривает как синонимичные, анализирует уровни их развития и связь с мотивационной сферой человека, понимая под интеллектуальной инициативой внешне не стимулированное стремление человека к аналитической деятельности, результатом которой является обнаружение закономерностей.

Познавательная активность свойственна не только человеку, но и животным. В середине двадцатого века группа зоопсихологов из США провела ряд экспериментов с животными. Крыс помещали в ситуацию выбора: условия комфорта (наличие тепла, воды, еды...) или темное, холодное, неизведанное пространство, где что-то мелькало, светилось вдали. Двадцать процентов животных в ситуации удовлетворенных физиологических потребностей (будучи сытыми, находясь в тепле) выбрали темное неизвестное пространство и проявили активное стремление его изучить. Почему это происходило? Ученые пришли к выводу, что в ситуации удовлетворенных физиологических потребностей, когда поиск пищи, воды, тепла не актуален и прекращен, ему на смену приходит поведение, связанное с поиском новых впечатлений! Но что интересно! Так вели себя не все животные. Восемьдесят процентов из них предпочли комфорт. Крысы-исследователи отличались от своих пассивных сородичей тремя важными характеристиками: смелостью, неагрессивностью, дружелюбием (!). Полагаем, что аналогичная закономерность может наблюдаться и в человеческом обществе.

На процесс познания влияют как сами раздражители (стимулы), так и индивидуальные психологические особенности организма. В русском языке особенность стимулов обозначается понятиями: «новизна», «неожиданность», «странность», «озадачивание» и др. Стимулы, наделенные этими свойствам, порождают в центральной нервной системе «ситуацию субъективной неопределенности», конкуренцию, иначе говоря, конфликт. Полагаем, истоки поисковой активности кроются в психофизиологических механизмах мозга. Человек (и животное) либо избегает интеллектуальной деятельности, проявляя интеллектуальную лень, либо стремится к поиску, проявляя познавательную активность. И чем ярче противоречие и острее проблема, тем больше она привлекает личность и вызывает стремление ее разрешить.

Так, например, под познавательной активностью понимается личностное качество, такая ее характеристика, как «интеллектуальная инициатива», имеющая уровни развития, и индивидуальный характер проявления в зависимости от когнитивного стиля. Выявлено качество, противоположное интеллектуальной инициативе, - интеллектуальная пассивность. Одни ученые понимают под феноменом познавательной активности естественное стремление человека к познанию, характеристику деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование , другие - личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности ,черту личности (страсть) и в то же время явление, имеющее определенные компоненты. Ряд ученых рассматривают познавательную активность как потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях (Н.С. Лейтес, Н.Д. Мурванидзе, В. Оконь, Юркевич), другие - анализируют данный феномен в контексте учебной активности школьников (Л.П. Аристова, А.А. Волочков, М.О. Муртазин).

Под познавательной активностью мы понимаем движущую силу познавательной деятельности человека, выражающуюся в особом интеллектуальном отношении его к действительности (предметному миру, сфере человеческих отношений и самому себе). Это отношение характеризуется стремлением человека к умственным усилиям и интеллектуальному труду, преодолению трудностей в процессе достижения цели познавательной деятельности. Понятия «интеллектуальная», «познавательная», «умственная» активность мы используем как синонимичные. Существуют факторы, обуславливающие развитие познавательной активности в онтогенезе, каковыми являются условия воспитания и развития личности и врожденные предпосылки в виде задатков, лежащие в основе развития способностей человека. Вслед за классиками отечественной психологической школы Л.И. Выготского полагаем, что источником познавательной активности человека является познавательная потребность. Познавательная активность реализуется в познавательной деятельности. Огромное значение для развития познавательной активности имеют противоречия, которые, разрешаясь, способствуют движению вперед в психическом становлении личности. Полагаем, что ими являются: во-первых, противоречие между растущими познавательными запросами ребенка и реальным запасом знаний у него; во-вторых, противоречие между реальными (сформировавшимися) у ребенка способами получения знания и возросшей необходимостью у него в более сложных формах познания. Существуют уровни развития познавательной активности (репродуктивный и продуктивный (творческий)) и этапы ее развития в онтогенезе, каковыми являются любопытство, любознательность и познавательный интерес. Они характеризуются качеством интеллектуального продукта личности. Познавательный интерес является смыслообразующим мотивом познавательной деятельности. Полагаем, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. Проявлением такого сензитив-ного периода является познавательная активность детей, проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. Познавательная активность занимает определенное место в структуре активности индивида. Понимание сущности познавательной активности, закономерностей ее развития в онтогенезе поможет участникам образовательного процесса в обучении и воспитании детей.

6. Движущие силы развития личности

личность структура деятельность фрейд

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых. Движущие силы - разрешение противоречий, стремление к гармонии:

. Между новыми и имеющимися потребностями.

. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.

. Между наличными умениями и требованиями взрослых.

. Между растущими потребностями и реальными возможностями Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий.

Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности.

Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы. Движущей силой, источником, мотором роста и развития может быть сам человек, но в человеке есть два начала.

Позитивные или негативные силы внутри человека. Хотим мы или не хотим, нас изнутри всегда что-то куда-то толкает или от чего-то отталкивает. В нас постоянно происходят бессознательные движения души и тела в рамках нулевой позиции восприятия - телесные автоматизмы, встроенные привычки, привычные страхи и естественные влечения. Дети чаще живут в светлом мире и на позитивной мотивации, с возрастом ситуация меняется. Для массовой личности внутренним побудителем активности является, как правило, негативная мотивация (страх, скука, необходимость компенсации потерянного), развитая личность использует для себя и позитивную, и негативную мотивацию, в зависимости от ситуации и стоящих задач. Собственная сознательная инициатива. Сознательный выбор человека, волевая составляющая, реализация первой и выше позиции восприятия: "Я активно развиваю себя сам». Движущей силой, мотором роста и развития может быть общество: родители, школа, представители различных общественных и государственных учреждений («Со мной занимаются»). Итого: мотором роста и развития может быть: естественный внутренний источник "Какой-то мотор внутри меня", собственная сознательная инициатива: "Я активно развиваю себя сам", инициатива других людей или организаций: "Со мной занимаются" В сочетании с тем, кто или что задает направление роста и развития, можно построить богатую типологию роста и развития личности. Возможно, что у некоторых людей есть врожденная мотивация к росту и развитию своей личности. Смотри Развивающаяся личность Определенно, есть люди, у которых ценность и мотивация к развитию собственной личности на каком-то жизненном этапе является ведущей, определяющей, важнее ценностей Личной жизни и ценности Дела и Бизнеса. Стабильная мотивация к развитию у Творца, когда на это есть внешний запрос. У Паразита и Потребителя самостоятельной мотивации к развитию - нет. Когда телу хочется двигаться и развиваться, они двигаются и развиваются. Когда с возрастом энергия пропадает, они в отсутствии внешних пинков ложатся на диван и начинают разлагаться, деградировать.

Отношения между живыми системами заключаются в направлениях энергетического воздействия друг на друга, поскольку история окружающего нас мира - это, по Г. Бейтсону, история отношений. Энергетические воздействия можно назвать движущими силами, формирующими развитие. Энергия, информация и регуляция - это тот сорт отношений между живыми системами или частями одной живой системы, о которых писали Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам. Но поскольку информация и регуляция - это тоже энергетические проявления, то можно предложить такую картину.

Сила - величина векторная. Первая сила, создающая человека как личность - это восприятие переработка и выдача информации, она большую часть времени направлена к человеку, энергия кодируется и выдаётся в «цифровом» формате. Но накапливается информации значительно больше, чем выдаётся. Поэтому эта движущая сила накапливает энергию в виде ресурсов человека и чаще направлена к человеку. Вторая - это агрессия, движение, направленное от человека и к человеку в «аналоговом» варианте. Эта сила прокладывает дорогу, отстаивает или завоёвывает новое пространство, разрушает препятствия. Эта движущая сила тратит энергию, она чаще направлена от человека. Третья сила - альтруизм, она направлена от человека и к человеку. Она поддерживает то, что уже создано, что стабилизирует его мир. Расход и накопление энергии регулируется.

Направление движущих сил меняется по системным законам. Каждая смена направления характеризуется своим набором убеждений, целей, ценностей, поведением, личностных и социальных ролей. Смену уровня ценностей исследовал доктор Клэр Грейвз и его последователи.

Устоявшееся понимание движущих сил развития личности как результата конфликта противоречий (главный из этих конфликтов - это противоречие между потребностями и возможностями) не даёт осознания смены направления развития личности по отношению к своему окружению. Понимание развития личности только как постоянный личностный рост или застой не объясняет колебательные и спиральные моменты в этом развитии. Векторное понимание движущих сил более полно моделирует движущие силы развития личности. Эти метафоры послужат опорой для систематизации, объяснения и использования опыта смены стратегий поведения на разных уровнях существования и бытия по мере развития человеческой личности.

Определения этих сил не являются в данном изложении чёткими понятиями, и для их более полной характеристики необходим более высокий уровень абстракции, однако их удобно использовать для нахождения следующего этапа развития личности, выбора направления воспитания или психотерапии, определения вектора личностного саморазвития.

Заключение

Подытоживая данную работу, можно с полной уверенностью заключить следующее.

Личность - конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Структура личности - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

В широком, традиционном смысле личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.

В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности - ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Список используемой литературы

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993.

2.Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СпбГУ, 1991.

.Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

.Мороз Н.Я. Общая психология.-Витебск: ИПК и ПРРиСО, 1997.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.// Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: изд-во «Питер», 2000

.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.

.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-512с.

.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: «Самарский университет», 1995.

Похожие работы на - Личность в психологии и педагогике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!