Представления о строении и развитии личности в психологии сознания
Представления о строении и развитии личности в
психологии сознания.
Джемс.
Блочная стратегия к строению личности.
Автор
первого учебника “Психология”, переведенного на русский язык; ввел понятие
“поток сознания”, самоактуализирующаяся личность, личностная норма.
Личность
– вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе
наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами).
Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное – духовное.
Материальное,
физическое Я - природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека,
но может быть переведено как "Мое", физический мир личности – его
организм, одежда, родные, имущество, продукты труда (“дом англичанина – его
крепость”). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательному
управлению телом.
Социальное
Я - социальный субъект - это Я для других, субъект взаимодействия и общения с
окружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другими
людьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемс
первым описал потребность в общении как объективную необходимость в
принадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и в
желании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки
– резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом и
попадают в социальное Я.
а)
(познаваемое) Собственно личность - первые предположения о самосознании. Это
знание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важны
наблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностного
роста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретно
взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект.
б)
(познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже не
входит в предмет науки, «Познающее я» – это Духовное Я, источник развития воли
и внимания. Его Джемс не обсуждает - личностную активность нельзя изучать.
Зададимся
вопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе
– тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье?
Джемс: “проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода – это не
механизм, только безумец может строить механизм свободы”. Как построил – сразу
лишится. (Свобода воли есть, и это – личное решение каждого).
Представление
о развитии личности: организм – социальный индивид – личность.
Представления о строении и развитии личности в
психоанализе.
Фрейд.
Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я.
Сверх-Я:
система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человек
руководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которые
приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я
– последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную
версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его,
благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими
фигурами.
Основные
функции Сверх-Я:
Идеал
- поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система моральных
ценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он должен
соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он должен
стремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.
Самонаблюдение
– Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этим
идеалам.
Совесть
– определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует на степень
соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-идеале.
Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать муки совести
выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоятельности.
Происхождение.
Сверх-Я не врождена, она формируется у ребенка в раннем детстве при участии
родителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его место
занимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная идентификация
ребенка со Сверх-Я своих родителей.
Оно:
примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся в
биологической системе человека. Оно функционирует целиком в бессознательном.
Выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку
психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями.
Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в
личностном функционировании. Требования биологической природы являются
императивными и неустранимыми до тех пор, пока не будут удовлетворены. Основной
принцип, которым руководствуются влечения Оно - принцип удовольствия. Фрейд
выделил сексуальное влечение - «либидо», которое является
Механизмы
избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы
(в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный
акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ
объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).
Эго:
часть личности, которая обращена к внешнему миру инаходится в прямом и
непосредственном контакте с ним. В нем представлено разумное начало. Его
ведущие способности: сознавать и воспринимать. Выполняет две функции в жизни
человека: познавательная (благодаря сознаванию и восприятию может строить образ
окружающего мира адекватный его свойствам) и регуляционная (Я регулирует
поведение человека, приспосабливая требования влечений Оно и морально-этические
требования Сверх-Я к реальным условиям и объектам. Эти притязания все время
расходятся и Я часто не справляется с ними. Эго эволюционирует из Оно,
заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной
реальности. Основной принцип, которым руководствуется Эго – принцип реальности.
Цель – сохранить целостность организма, путем отсрочки удовлетворения
инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки
подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.
Эго является исполнительным органом личности и областью протекания
интеллектуальных процессов и решения проблем.
Движущая
сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями.
1)
Природный организм. Не природа как таковая, а телесные влечения, которые стали
поводом, предпосылкой для определенных личностных проблем. Телесная энергия –
источник развития. Любое психическое явление должно иметь конечную телесную
причину. Фрейд подчеркивает «символику тела» – явления психосоматических
заболеваний, в которых источником телесных недугов может быть неразрешенная
проблема, связанная с психическими переживаниями.
2)
Социальные отношения вторичны. Они – последствия отношений в семье, ребенка к
отцу и матери. Социальные предпочтения смоделированы в раннем детстве. Эдипов
комплекс – модель таких отношений. Но эти последствия не фатальны, их можно
попытаться осознать. Связь между предпочитаемыми социальными отношениями и
отношением к своим родителям.
3)
а) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие Я, сознания. Если Я
слабое, то интеллект может быть источником неверных защит – рационализаций. Но
Фрейд считал, что любая проблема может быть решена рационально.
Б)
Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Не принимает понятия самости.
Описанная им совокупность с телом и есть сущность человека. Источник
личностного развития – в прошлом.
Характеристикой
личности является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Это
конфликт между культурным и природным началом, или конфликт между природными
сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороны
общества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственную
природу: биологическую и общественную.
Адлер.
Личность человека – его индивидуальность, совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности –
главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь –
явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают
у ребенка в первые годы жизни. Они оказывают основополагающее влияние на
формирование его индивидуальности. А черты индивидуальности – средства,
необходимые для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности –
целостная система, направленная на достижение цели.
Главная
жизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности –достижение
превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть
чрезвычайно многообразным – стремление к власти, богатству, силе, красоте…
Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувство
неполноценности.
Чувство
неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки в
детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он
совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт
вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими
людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого
раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за
достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и
безупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека к
саморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства
(преувеличение своих возможностей).
Врожденное
чувство общности. Предпосылки его врождены, но они должны проявиться. Особый
вклад делает мать (направление и поощрение). Основные формы проявления –
дружба, любовь, братство, забота о ближнем. Человек – прежде всего социальное
существо. Он может нормально жить и развиваться только в обществе. Чувство
общности способствует единению людей. Оно является важной предпосылкой и
условием общественной жизни. От развитости социального интереса зависит психическое
здоровье.
Творческое
Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они
становятся и как себя ведут.
1)
Природный организм. Телесные переживания ценны, но первичными Адлер их не
считает. Телесные особенности, например, дефекты, могут стать источником
комплекса социальной неполноценности. Но развитие личности начинается не с
тела.
2)
Социальные отношения – первичны, выражаются в чувстве общности. В них
начинается развитие личности. Особенности воспитания - преграды к развитию, как
и органические дефекты. Позитивная компенсация комплекса неполноценности
возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Непонимание жизненного стиля
– несоответствие жизненного стиля жизненным целям, который есть средство их
достижения. Непонимание, как и комплекс неполноценности приводит к затруднению
в социальных контактах.
3)
а) Познавательное представление о себе. Интеллект различает по социальной
значимости на:
Лично-ориентированный
– самооправдания, неверная защита, компенсация комплекса неполноценности;
Разум
– реализация чувства общности.
б)
Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Самость – собственно
личность. Источник собственно личностного развития – в будущем, это жизненные
цели.
Объективный
конфликт: стремление к достижению превосходства и чувство общности. Чем более
ярко выражено стремление к достижению превосходства конфликт
Э.Эриксон.
Двухфакторный подход:
Генетический
фактор: психическое развитие – реализация и развертывание врожденной
генетической программы развития. Этапы нормального развития предопределены
(эпигенетический принцип).
Социальный
фактор: генетическая программа не реализуется автоматически, для этого
необходимы надлежащие соответствующие социальные условия.
Периодизация
охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и
ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде
дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с
общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной
норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для
психопатологического развития.
По
Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез -
рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая
задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к
следующей). Развитие продолжается всю жизнь.
Стадии:
Младенчество
(до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) против
базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное
свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);
Раннее
детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости ,стыда и
сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на
преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление
быть рядом со взрослым или агрессивность);
Дошкольный
возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в
целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность
(деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);
Школьный
возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа).
Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации.
Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в
деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или
чрезмерная конкуренция);
Подростковый
возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые
отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное
чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом
ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида,
воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него
другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм,
застенчивость);
Период
ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения –
друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению
идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в
деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);
Взрослость
(25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд
и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте –
отвержение);
Зрелость
(от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в
целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в
деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще
раз).
Задача
человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и
недоверием).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/