Взаимодействие России и Великобритании в области туризма

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    161,11 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие России и Великобритании в области туризма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра международного туризма и менеджмента







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Работу выполнила В.И. Вовчановская

Нормоконтролер, доцент, М.Л. Некрасова



Краснодар 2013

Содержание

Введение

. История отношений и формы и взаимодействия между Россией и Великобританией

.1 История двустороннего взаимодействия Великобритании и России

.2 История многосторонних отношений Великобритании со странами мира

. Теория исследования социально-культурной среды. Особенности социально-культурной среды Великобритании

.1 Социально-культурная среда как фактор развития туристской деятельности

.2 Идентичность объектов социально-культурной среды

.3 Объекты социально-культурной среды Великобритании

.4 Особенности развития культуры и туризма в Великобритании

.5 Традиции и обычаи Великобритании

. Туристские образы России и Великобритании

.1 Имидж территории как фактор развития туризма России и Великобритании

.2 Сравнительная характеристика развития туристской индустрии в Великобритании и России

.3 Образ Великобритании в представлении русских туристов

.4 Образ России в представлении британских туристов

. Взаимодействие между Великобританией и Россией в области туризма

.1 Статистика туристских потоков между Россией и Великобританией

.2 Проблемы взаимоотношений между Великобританией и Россией

.3 Перспективы развития отношений между Россией и Великобританией

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Рассматриваемая тема является одной из наиболее актуальных тем, затрагивающих не только изучение туристских потоков, но и вопросы по поводу привлечения туристов посредством развития уникальной культуры, традиций и обычаев Великобритании. В большей степени вызывает интерес развитие туристских отношений между Россией и Великобританией. Стереотипы и убеждения, порой ошибочные, иногда формируют неправильные представления и мнения этих двух стран друг о друге. Это не может не волновать российских туристов, которые стремятся посетить Великобританию с целью изучения культуры, истории и традиций этой страны. Это очевидно, что в последнее время в России появилась мода на вещи из Великобритании (одежда и аксессуары с символикой страны, статьи в современных журналах, создание Интернет-ресурсов, посвященных Англии и пр.)

Исследования анкет показали, что в России очень многие люди интересуются историей и современной жизнью Великобритании, но, тем не менее, нам необходимо изменить мнение британцев о нашей стране, в первую очередь, как об отсталом государстве. Так же, англичане стали проявлять больше интереса к нашей стране, многие из них мечтают побывать в России.

Также следует рассмотреть наиболее известные и почитаемые историко-культурные ресурсы и обычаи Великобритании, показать, как же социально-культурная среда вообще влияет на развитие туризма и привлечение туристского потока.

Цель работы определить перспективы сотрудничества между Россией и Великобританией в сфере туризма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть одностороннее и многостороннее взаимодействие стран в области туризма;

рассмотреть теоретические аспекты воздействия социально-культурной среды на формирование туристских потоков;

дать общую характеристику социально-культурной среды Великобритании;

дать общую характеристику имиджа территории, как фактора формирования туристского интереса;

с помощью анкетирования определить отношение между Россией и Великобританией, рассматривая особенности культуры, истории, менталитета, стереотипов и политики этих двух стран;

выявить проблемы и перспективы туристского сотрудничества между Россией и Великобританией в аспекте социально-культурного воздействия.

Объект исследования - взаимодействие между Великобританией и Россией в области туризма.

Предмет исследования - воздействие туристских образов Великобритании и России на формирование туристского потока между странами.

Влияние на концептуальную основу дипломной работы оказали работы таких авторов, как Александрова А.Ю., Бояршинов Б.Г., Бурлина М.В., Глушко А.А., Сазыкин А.М., Громыко А.А., Давидсон А.Б., Даринский А.В., Квартальнов В.А., Кеннет О.М., Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н., Миронов Ю.Б., Николаенко Д.В., Омурбекова Н.Д., Павловская А.В., Перфильева С.Ю.,Романова А.А., Саакянц Р.Г., Рябова И.А., Забаева Ю.В., Драчева Е.Л., Усыскин Г.С., Цыганков П.А., Rodefielde S.

Методами исследования дипломной работы являются: организационные методы - сравнительный и лонгетюдный; методы современной географии - описательный, исторический и структурный; математические методы - аналитический и статистический; методы обработки данных - качественный и количественный; метод сбора информации - анкетирование.

1. История отношений и формы взаимодействия между Россией и Великобританией

.1       История двустороннего взаимодействия Великобритании и России

Международное сотрудничество в области туризма развивается в двух формах:

.        Сотрудничество на двусторонней основе;

.        Сотрудничество на многосторонней основе.

Рассмотрим историю двустороннего взаимодействия Великобритании и России. Двустороннее сотрудничество возникает, когда две страны договариваются между собой о долговременных действиях относительно развития взаимных туристских связей. Цели, формы и методы сотрудничества закрепляются в особых договорах, которые обычно называются межгосударственными (межправительственными) соглашениями о сотрудничестве. Такие соглашения представляют собой наиболее доступную и эффективную форму межгосударственного сотрудничества, ибо для их согласования и реализации не требуется создания каких-то сложных организационных структур [46].

В истории двусторонних отношений между России и Великобритании не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Определяющим фактором оставалась торговля еще с тех пор, как первые купеческие суда отправились по миру в поисках сельскохозяйственной продукции, минералов и тканей, однако союзы, заключаемые благодаря бракам между монаршими династиями, также сыграли свою роль.

Династические связи между двумя странами возникли более тысячелетия назад, во времена Великого князя Рюрика Новгородского, основавшего в IX веке российскую монархию. Визиты в Россию членов британской королевской семьи в нынешнем веке стали редкостью, а во времена королевы Виктории напротив они были привычным делом. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Царь Петр Великий укрепил их еще больше. Его желание приобрести знания в кораблестроении привело к тому, что в 1698 г. он провел в Лондоне четыре месяца, сняв дом в Дептфорде неподалеку от верфей, где обучался [19].

В 1921 г. британский премьер министр Ллойд Джордж заключил торговое соглашение с Россией, сделав Британию первой страной из числа ее союзников в Первой мировой войне, установившей отношения с Советским Союзом. Тогда Уинстон Черчилль выступал против заключения этого соглашения. Однако 20 лет спустя, в 1942 г., он встретился со Сталиным в Москве, чтобы скрепить необходимый обеим странам союз между Соединенным Королевством и СССР во Второй мировой воине.

Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. Арктические конвои доставляли в северные российские порты ценные запасы продовольствия для Красной Армии [15].

Двусторонние контакты между Россией и Великобританией продолжались и после Второй мировой войны. Несмотря на одновременное прогрессирование «Холодной войны» взаимодействие стран и визиты государственных чиновников проходили на высоком уровне. В 1956 г. Хрущев - советский партийный руководитель, нанес официальный визит в Великобританию, а в 1959 г. премьер-министр Макмиллан посетил Москву.

Маргарет Тэтчер в 1984 г. назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е гг. взаимопонимание помогло проложить путь к нынешнему позитивному состоянию отношении между двумя странами [15].

Визит Ее Величества продемонстрировал всему миру, насколько тесно вновь сблизились Россия и Британия. Более 600 британских фирм теперь имеют представительства в России начиная от таких компании в нефтегазовой промышленности как «Би-Пи», «Шелл» и «Бритиш Гэс» и кончая такими производителями одежды и кондитерских изделии как «Кэдбери», «Литлвудз» и «Бэскин Робинз». Форум лидеров бизнеса председателем которого является принц Уэльскии способствует сближению британских и российских компании в Санкт-Петербурге, помогая местным властям с проектами в таких областях как здравоохранение и туризм [19].

В настоящее время договорно-правовая база российско-британских отношений включает в себя целый перечень договоров и соглашений, основополагающим из которых является Межгосударственный договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992 г.

В сфере экономического сотрудничества стороны в указанном Договоре отметили важность интеграции Российской Федерации в международную экономическую и финансовую систему, а также выразили стремление поощрять сотрудничество между предпринимателями двух стран в различных областях.

Также были определены приоритетные направления долгосрочного экономического сотрудничества между Россией и Великобританией. Данное Соглашение было принято 9 ноября 1992 г., на основе которого страны учредили Межправительственный Российско-Британский Комитет по торговле и инвестициям. Деятельность Комитета посвящена развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества стран, создавая благоприятный климат в сфере экономики и туризма.

В дальнейшем договорно-правовая база российско-британских торгово-экономических отношений пополнялась документами в различных сферах взаимного сотрудничества между двумя странами, в частности, в области образования, науки, культуры, медицины, гражданской авиации, строительства и туризма. В 1998 г. вступили в силу межправительственные документы в сфере регулирования взаимоотношений стран в вопросах налогообложения, а именно: Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994 г. и Соглашение, заключенное в форме обмена нотами, о применении отдельных положений названной Конвенции.

Следует отметить, что в области двусторонних инвестиционных отношений ведется работа по подготовке Декларации между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о намерениях по сотрудничеству в области инвестиций, которая, как ожидается, должна быть подписана сторонами в текущем году [3].

Размышляя об общественной стороне развития двусторонних отношений, не следует забывать, что культурные связи укрепляют британские и российские художники и исполнители, пользующееся новой свободой, которую принесли перемены. Сотрудничество между британскими и российскими средствами массовой информации переживает настоящий бум. Центры, распространяющие учебные пособия по английскому языку, открылись в Москве и Санкт-Петербурге.

В целом же тенденцией последних лет стала положительная динамика взаимодействия и активизация двусторонних связей на различных уровнях [19].

Среди западных торговых партнеров России Великобритания занимает одно из ведущих мест во внешнеэкономической деятельности. На мировом рынке Великобритания выступает как экспортер готовой продукции, в том числе машин и оборудования. За 1992-1995 гг. товарооборот России с Великобританией увеличился почти в два раза и достиг почти 5 млрд долл. По величине товарооборота России с европейскими странами Западной Европы Великобритания занимает третье место, уступая Германии и Нидерландам. В структуре экспортной продукции в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых было достигнуто за счет сырой нефти <#"701029.files/image001.jpg">

Рисунок 1 - Возрастные группы русских респондентов

Рассмотрим анкеты людей каждой возрастной группы от 18 до 24 лет (52%, т.е. 53 человека), от 25 до 35 лет (36,2%, т.е. 37 человек) и от 36 до 50 лет (11,8%, т.е. 12 человек). Из них было опрошено 77 женщин и 25 мужчин.

Группа респондентов в возрасте от 18 до 24 лет, в основном, представлена студентами, путешествующими 1 раз в год - 50,9% (27 человек), 2 раза в год - 41,5% (22 человека). Только 4 человека из данной группы (7,5%) признались, что совершают путешествия 3 или 4 раза в год. Это объясняется тем, что студенты еще не имеют стабильной материальной базы. На отдых они тратят в основном 3 000-10 000руб. (20,7%, т.е. 11 человек), и 10 000-20 000руб. (52,8%, т.е. 28 человек). 16,9% респондентов (т.е. 9 человек) признались, что они стараются тратить на отдых не более 3 000руб.

Что касается видов отдыха, то большинство опрашиваемых выбрали активный, пляжный и экскурсионный виды туризма. Это объясняется тем, что молодые люди стараются больше заниматься спортом и проводить свободное время на пляже. При этом, из-за экономии денежных средств, они останавливаются у родственников и друзей - 52,8% (28 человек), многие же напротив, используют гостиницы и аренду домов в частном секторе - 47,1% (25 человек). Так же, 7,5% респондентов (т.е. 4 человека) отметили, что они предпочитают пешеходные маршруты в горы. На вопрос «Посещали ли Вы когда-нибудь Великобританию?» 5 респондентов дали положительный ответ, что является 9,4% от всех опрошенных. Целью их путешествия была учеба в языковой школе Лондона.

Из опроса становится понятно, что респонденты стремятся в первую очередь посетить столицу - Лондон. Но интерес также есть и к студенческим городам Оксфорду и Кембриджу, т.к. опрашиваемые этой целевой группы в основном являются студентами.

При этом 18,8% (т.е. 10 человек) отметили, что они свободно владеют английским языком, 28,3% (т.е. 15 человек) понимают речь, 43,3% (т.е. 23 человека) имеют школьные знания. Это довольно высокий результат, по сравнению с прошлым десятилетием, когда английскому языку и культуре Великобритании не уделялось столько внимания. Информацию об этой удивительной стране молодые люди предпочитают находить в Интернете или из телевизионных передач. При этом 40 студентов признались, что интересуются политикой Великобритании, одобряя конституционную монархию и традиции англичан.

Вторая группа - респонденты в возрасте от 25 до 35 лет чаще всего имеют возможность путешествовать один раз в год, в свой отпуск, что составляет 81% (30 человек из 37 опрашиваемых). Из возможных вариантов отдыха они предпочитают пляжный и экскурсионный, реже - активный, стараясь разместиться в гостинице - 40,5% (т.е. 15 человек), у родственников и друзей - 20% (7 человек), или на турбазе. На свое путешествие в среднем они тратят 3 000-10 000 руб. - 40,5% (т.е. 15 человек), но также некоторые из них могут позволить себе приобрести путевку стоимостью 10 00-20 000 руб. - 24,3% (т.е. 9 человек), 20 000-40 000 руб. - 13,5% (т.е. 5 человек) и даже 40 000-70 000 руб. - 2,7% (т.е. 1 человек). Это объясняется тем, что более старшие люди, в основном имеют стабильный материальный доход. И для нас - это наиболее интересная целевая аудитория, т.к. они могут себе позволить совершить путешествие в Великобританию.

Но, рассматривая респондентов в возрасте от 25 до 35 лет, только 2 людей из этой целевой аудитории посетили Лондон, что составляет 5,4% от опрошенных туристов. Целью путешествия являлась рабочая командировка. В основном, респонденты получают информацию о Великобритании из Интернета и печатной прессы. Только 13,5% (5 человек из 37 респондентов) свободно владеют английским языком, а 10 человек понимают английскую речь. Чтобы найти информацию по этой стране, респонденты используют Интернет, радио, телевидение и печатную прессу.

Третья группа - респонденты в возрасте от 36 до 50 лет путешествуют так же, 1 раз в год - 83% (т.е. 10 человек), и всего17% (т.е. 2 человека) признались, что они совершают путешествия 2 раза в год. Но вместе с тем, увеличивается количество денежных средств, которое они готовы потратить на одну поездку 40 000-70 000руб. и более. К этому возрасту люди уже имеют средний и высокий стабильный доход, поэтому могут себе позволить дорогостоящий отдых. Они предпочитают экскурсионный, пляжный, лечебно-оздоровительный туризм. Приветствуют также шоп-туры и событийные туры.

Из третьей опрашиваемой группы людей в возрасте от 36 до 50 лет, только один человек побывал в Лондоне, его поездка была связана с работой. Респонденты данной целевой аудитории в основном получают информацию и Великобритании посредством прессы, телевидения, книг и Интернета. Только 16,5% (т.е. 2 человека) свободно владеют английским языком.

В целом можно сделать вывод, что русские туристы отдают предпочтения по нескольким городам Великобритании, отмеченными на рисунке 2.

Рисунок 2 - Предпочтения русских туристов по посещению городов Великобритании

Отмечая предметы и образы, с которыми у людей ассоциируется Великобритания, следует выделить: дождь, туман, зонты, Шерлок Холмс, Биг-Бен, Тауэр, замки, парки, чай, королева, Темза и т.д. Как видно, из исследования, Великобритания продолжает сохранять свои стереотипы.

Что касается зданий, музеев и памятников, которые можно считать символом Великобритании, респонденты выделили: Биг-Бен, Трафальгарскую площадь, Тауэр, Вестминстерское аббатство, Гайд-парк, Букингемский дворец, Национальную Галерею и т.д.

Не может не радовать тот факт, что современная молодежь знакома с английской современной и классической литературой. В своих анкетах, они отметили, что Англия у них ассоциируется с Шерлоком Холмсом и с Гарри Поттером.

Русские респонденты хотели бы следовать кое-каким традициям и образованию англичан, а именно - вежливости, современным методам образования, традиционному чаепитию, уважению своего правительства. Ведь 72 человека признались, что они одобряют конституционную монархию Великобритании. Опрашиваемые люди видят связь между Россией и Великобританией в том, что сейчас многие русские люди стали учить английский язык и интересоваться историей и культурой Туманного Альбиона. К тому же был упрощен визовый въезд в страну, налаживаются политические отношения между двумя странами.

В целом, можно сделать вывод, что русские туристы хотели бы совершить путешествие в Великобританию, но, к сожалению, не все их них имеют достаточно материальных средств для этого. Молодые люди предпочитают образовательный, спортивный и экскурсионный туризм. Это объясняет их желание учиться в языковых школах Англии.

Так же Великобритания является одной из самых развитых стран мира, где сосредоточены крупнейшие музеи и известнейшие здания планеты, что не может не заинтересовать туристов. Англичане - это одна из самых уважаемых наций для русских. Возможно, это связано с положительным образом англичан, вынесенным из литературы и фильмов. И даже после личного контакта, несмотря на все странности англичан, русские все равно воспринимают их позитивно и стремятся посетить их страну. Для развития благоприятных предпосылок сотрудничества с Великобританией, необходимо и дальше поддерживать хорошие отношения с этой страной.

.4 Образ России в представлении британских туристов

Для исследования целевой аудитории в Великобритании, были разработаны анкеты «Образ России».

Всего в опросе приняли участие 86 жителей Лондона. Опрос проводился посредством сети Интернет.

На рисунке 3 представлены британские респонденты, разделенные на группы по возрастному признаку.

Рисунок 3 - Возрастные группы британских респондентов

культурный туристский индустрия традиция

На данной диаграмме видно, что получилось 3 целевые группы респондентов в возрасте от 18 до 24 лет - 50% (т.е. 43 человека), от 25 до 35 лет (т.е. 31 человек), от 36 до 50 лет (т.е. 12 человек). Из 86 человек - 68 женщин и 18 мужчин. Рассмотрим каждую целевую группу отдельно.

Первая группа респондентов в возрасте от 18 до 24 лет путешествуют в основном 1 раз в год - 48,8% (т.е. 21 человек), но так же значительное количество студентов совершают путешествия 2 раза в год - 39,5% (т.е. 17 человек) и более 3 раз - 11,6% (т.е. 5 человек), тратя на путешествия 100-800£ (4 500-36 000руб). Это объясняется тем, что в Великобритании уровень жизни намного выше, чем в нашей стране, и студенты имеют возможность приобретать не только образовательные туры, но и совершать экскурсионные путешествия в том числе и в другие страны мира. При этом, так же как и русские студенты, англичане предпочитают активный, пляжный, экскурсионный и образовательный виды туризма, стараясь останавливаться у родственников и друзей - 34,8% (т.е. 15 человек), или в гостиницах и мотелях - 65,1% (т.е. 28 человек). Отметим, что русские студенты, экономя денежные средства, останавливаются чаще всего у родственников и друзей.

Рассматривая вторую группу респондентов в возрасте от 25 до 35 лет, было установлено, что они путешествуют наиболее часто 1 раз в год - 48,3% (т.е. 15 человек), 2 раза в год - 38,7% (т.е. 12 человек), 3 раза в год и более - 12,9% (т.е. 4 человека), тратя при этом 100-300£ - 25,8% (т.е. 8 человек), 400-800£ - 54,8% (т.е.17 человек), 900-1 500£ - 12,9% (т.е. 4 человека), 1 500-2 000£ - 6,4% (т.е. 2 человека), что намного выше, чем тратят русские туристы этой же самой целевой группы. Из видов отдыха они предпочитают экскурсионный, активный, пляжный и аграрный туризм, который пока еще не получил свое развитие в России и на Кубани в частности. Так же респонденты предпочитают останавливаться в гостиницах - 77,4% (т.е. 24 человека), у родственников и друзей - 22,5% (т.е. 7 человек), в мотеле - 9,7% (т.е. 3 человека). Очень редко, по сравнению с русскими туристами, англичане снимают дома, и квартиры, хотя у них и развит аграрный туризм.

Из второй целевой группы 16,1% (т.е. 5 человек) посетили Москву с целью - бизнеса, а 6,4% (т.е. 2 человека) посетили Москву и Санкт-Петербург, выбрав экскурсионные туры.

Третью целевую аудиторию составляют люди в возрасте от 36 до 50 лет (12 человек). Респонденты этой группы путешествуют в основном 2 раза в год - 50% (т.е. 6 человек), 3 раза в год - 25% (т.е. 3 человека), 4 и более раз в год - 25% (т.е. 3 человека). Сразу виден контраст с русскими туристами этого же самого возраста, т.к. они стараются путешествовать всего лишь 1-2 раза в год. При этом, британцы тратят на свой отдых в среднем 900-1 500£ - 75% (т.е. 9 человек) и 1 500-2 000 £ - 25% (т.е. 3 человека), предпочитая экскурсионный, лечебно-оздоровительный, активный и аграрный туризм. При этом они стараются останавливаться в гостиницах, чтобы "не стеснять родственников и друзей".

,6% Респондентов в возрасте от 35 до 50 лет посетили Россию (Москва, Санкт-Петербург) с целью работы и отдыха (т.е. 5 человек).

В основном, Британцы получают информацию о России из Интернета и телевидения, а так же, из печатной прессы.

Большинству англичан частично знакома культура России (55 человек), некоторые утверждают, что они активно изучали историю России (30 человек). И только 1 респондент признался, что ему не знакома культура России вообще. В первую очередь, британские туристы хотели бы посетить Москву - 41,6% (т.е. 35 человек), Санкт-Петербург - 39,3% (т.е. 33 человека) и Сочи - 19,1% (т.е. 16 человек). Данные результаты представлены на рисунке 4. Кроме того, 6% респондентов (т.е. 5 человек) готовы отправиться на зимнюю олимпиаду 2014 г. в Сочи, а 27 респондентов, т.е. 32% опрошенных, еще не решили вопрос об этом путешествии. Это дает нам отличный шанс показать, что Россия - развитая страна, совсем не с ужасной погодой и уровнем жизни. В перспективе - необходимо развивать туристскую инфраструктуру. Это позволит увеличить поток британских туристов, посещающих нашу страну.

Рисунок 4 - Предпочтения британских туристов по посещению городов России

Что касается предметов и образов, с которыми у респондентов ассоциируется Россия, то британцы выделили: холод, зима, снег, медведи, матрешки, блины, балалайки, чебурашка, Кремль, Сталин, Ленин, Чайковский, Пушкин, березы и т.д. Из известных зданий и памятников России, англичане знают - Кремль, Красная площадь, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Арбат, ул. Тверская.

Говоря о русских традициях и обычаях, респонденты признались, что наиболее сильно их привлекают наши Христианские праздники («яркие и торжественные церковные службы»), а так же такие народные праздники, как Масленица. Исходя из этого, можно сделать вывод, что было бы неплохо развивать в России и событийный туризм, т.к. у британцев и у других иностранных туристов есть интерес к нашим старым традиционным праздникам.

Подводя итоги данному анкетированию, можно сказать, что обнаруженные стереотипы - это стереотипы британского менталитета, отражаемые и формируемые, в первую очередь, авторитетными национальными СМИ. Стереотипы помогают британской общественности ориентироваться в мире, особенно при контактах с «русским миром». В процессе анализа выяснилось, что одним из наиболее распространенных стереотипов, явно или подспудно присутствующих в подавляющем большинстве статей, где описывается или упоминается Россия, оказалось варварство русских. К сожалению, британцы продолжают смотреть на Россию (национальный характер, менталитет, культуру, историю и др.) как на варварскую страну. Хотя в тоже время они отмечают, что рады приветствовать русских студентов в своей стране, что визу теперь проще получить, да и в политике наступает время сотрудничества.

Британцы уверены в том, что миф о русской душе, не лишен реального основания, выделить что-то самое важное в характере русского человека англичанам весьма трудно. Самое характерное для русского человека, - это помесь бесшабашности с гостеприимством.

Но в целом, мнение о месте России в мировой культуре других стран у англичан положительное, они с удовольствием посетили бы нашу страну, а в особенности Москву и Санкт-Петербург - красивейшие города мира. Ведь, сегодня эти стереотипы меняются каждый день. Все иностранцы, которые попадают в Россию первый раз, говорят приблизительно одно и то же: «О, мы и не знали, что Москва такая красивая, что люди здесь так открыты, что так высок уровень образования». Вероятно, не было стереотипа, просто было незнание нашей культуры. В перспективе необходимо сломать именно эти стереотипы, показать, что Россия - мирная страна, открытая для сотрудничества и привлекательная для туристских поездок в целом.

4. Взаимодействие между Великобританией и Россией в области туризма

.1 Статистика туристских потоков между Россией и Великобританией

Рассматривая статистику российских туристских потоков, необходимо проанализировать количество туристов, стремящихся посетить Великобританию. Необходимо выделить не только проблемы отношений России и Великобритании, но и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития сотрудничества этих государств [48].

Иностранные граждане в 2012 г. с целью туризма совершили 13,2 млн. поездок в Россию - на 15% больше, чем в 2011 г. И это самая высокая динамика с 1999 г., то есть за последние 14 лет [1].

Большинство туристов, посетивших нашу страну и отмеченных на рисунке 5, прибыли из Германии, Китая, Финляндии, США [42].

Великобритания в этом списке занимает 5 место, что является очень хорошим показателем для привлечения большего потока туристов из этой страны. Британцев действительно интересует культура и традиции России, ее архитектурные и художественные ценности. Именно поэтому так важно развивать в России туристскую инфраструктуру.

Рисунок 5 - Статистика въездного туристского потока в Россию

Рассмотрим динамику количества въездов британских туристов на территорию России, из результатов Федеральной службы государственной статистики, представленных в таблице 1 [33].

Таблица 1 - Количество прибытий британских туристов, посетивших Россию

Год

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Кол-во туристов (человек)

132 777

126 454

150 910

142 016

130 608

124 169

118 996


Из данной таблицы видно, что с 2006 г. по 2010 г. наблюдалась положительная динамика количества туристов, посетивших Россию. В 2010 г. был самый высокий показатель. Но, к сожалению, в 2011 г. количество туристов снизилось практически до уровня 2007 г. Однако, в 2012 г. число британских туристов, посетивших Россию увеличилось в среднем на 5%.

На основе приведенных данных следует рассчитать такие показатели ряда динамики как абсолютный прирост, темп роста и темп прироста для каждого последующего года. Это позволит проследить тенденцию увеличения количества туристов для составления последующих прогнозов.

Абсолютный прирост характеризует абсолютную скорость роста или снижения сравниваемых уровней, и рассчитывается как разность между последующим и предыдущим уровнем, принятым за базу сравнения. Результаты расчетов данного показателя представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Абсолютный прирост прибытий британских туристов, посетивших Россию

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Кол-во туристов (человек)

6 323

-24 456

8 894

11 408

6 439

5 173

Как показано в таблице, наблюдается положительное стабильное увеличение количество британских туристов в России в каждый последующий год. Только в 2011 г. наблюдался значительный отрицательный абсолютный прирост - 24 тыс. 456 чел. Но в 2012 г. были достигнуты результаты, сравнимые с 2007 г.

Темп роста характеризует относительную скорость роста или снижения уровней ряда динамики и представляет собой отношение каждого последующего уровня к предыдущему, принятому за базу сравнения. Результаты расчетов данного показателя представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Темп роста прибытий британских туристов, посетивших Россию

Год

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Кол-во туристов (%)

105

83

106

108

105

104


Темп прироста - относительная величина прироста, т. е. отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню. Темп прироста отражает разность между темпом роста (в процентах) и 100%. На основе предыдущих расчетов, в таблице 4 произведены расчеты данного показателя.

Таблица 4 - Темп прироста прибытий британских туристов, посетивших Россию

Год

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Кол-во туристов (%)

5

-16,2

6,2

8,7

5,2

4,3


На основе представленных таблиц можно сделать вывод о стабильном ежегодном приросте количества британских туристов в Россию. Средний показатель темпа прироста за 6 лет равен 2,2%. Исходя из этого, рассчитаны прогнозируемые данные количества британцев, которые готовы посетить Россию в следующих годах: 2013 г. - 135 тыс. 698 чел., 2014 г. - 138 тыс. 619 чел., 2015 г. - 141 тыс. 540 чел.

Чтобы избежать потерю потенциальных британских туристов, необходимо в корне изменить уровень сервиса в нашей стране, сделав, прежде всего, не такое дорогое проживание в гостинице и поднять общий уровень обслуживания. Так же необходимо попытаться сломать все негативные стереотипы, связанные еще с СССР.

Тем не менее, Skyscanner, один из самых крупных в Европе порталов по продаже авиабилетов, предрекает в 2013 г. России и Эстонии «нашествие» британских туристов. Аналитики утверждают, что в наступившем году нашу страну ждет значительное увеличение туристического потока, потому как популярность россиян среди европейцев по различного рода критериям выросла на 32 пункта. Однако пик туризма придется для России на годы, связанные с глобальными спортивными событиями - Зимней Олимпиадой 2014 г. и Чемпионатом мира по футболу в 2018 г. [20].

Рассматривая статистику туристских потоков Великобритании, следует отметить, что 2012 г. был особенным для Туманного Альбиона. В этот год в Великобритании прошли Олимпийские игры и Паралимпийские игры, а также юбилей Королевы. Эти события привлекли в Великобританию дополнительное количество туристов. Было установлено, что количество приезжающих в Великобританию иностранных туристов в 2012 г. выросло на 0,9% (по сравнению с 2011 г.). При этом доходы от приезжающих в Великобританию туристов составили примерно 18,6 млрд. фунтов стерлингов (выросли на 0,6 млрд., т.е. 3,6%). Также было зафиксировано, что примерно 471 тыс. иностранных туристов приехали в Великобританию с целью посетить Олимпийские игры / Паралимпийские игры в 2012 г.

В 2012 г. Великобританию посетило 31 084 тыс. иностранных туристов, которые провели в Великобритании 230,2 млн. ночей, и потратили в Великобритании 18 640 млн. фунтов стерлингов. Количество туристов по регионам: Северная Америка - 3 544, Европа - 22796, другие страны - 4744.

Жители Великобритании совершили в 2012 г. 56 538 тыс. поездок за границу, провели в иностранных отелях 584,2 млн. ночей и потратили во время заграничных поездок 32 450 млн. фунтов стерлингов [59].

Что же касается выезда российских туристов за границу, то они предпочитают посещение более дешевых мест дестинации, таких как Турция и Египет, предпочитая пляжный вид отдыха образовательному и экскурсионному туризму.

Великобритания за последние несколько лет занимает 21 место по въезду российских граждан на свою территорию. Из этого можно сделать вывод, что российских граждан привлекает культура Великобритании, и они охотно совершают путешествия в Англию. Русскому менталитету свойственны интерес, любопытство и доброжелательство [48].

Динамика прибытия русских туристов в Великобританию, рассчитанная на основе результатов Федеральной службы государственной статистики, представлена в таблице 5 [33].

Таблица 5 - Количество прибытий российских туристов, посетивших Великобританию

Год

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Кол-во туристов (человек)

164 000

154 100

96 400

87 300

79 200

72 300


Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что Великобритания как туристическое направление ежегодно набирает обороты: так, в 2012 г. Соединенное Королевство посетило 164 тыс. российских туристов, причем перед профессионалами турбизнеса стоит задача увеличить число посещений на 75% к 2020 г., на который прогнозируется 360 тыс. туристов из России. Примечательно, что в настоящее время Великобритания входит в тройку стран-лидеров среди мировых туристических предпочтений - в 2012 г. Туманный Альбион посетило свыше 30 млн. туристов. Это объясняется тем, что в Великобритании находится 28 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Для того, чтобы составить приблизительный прогноз посещения российскими туристами Великобритании в будущем, необходимо рассчитать такие показатели ряда динамики как абсолютный прирост, темп роста и темп прироста. В таблице 6 представлены данные показателя абсолютного прироста российских туристов в Великобритании.

Таблица 6 - Абсолютный прирост прибытий российских туристов, посетивших Великобританию

Год

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Кол-во туристов (человек)

9 900

57 700

10 100

8 100

18 500

-11 600


В таблице 7 представлен расчет показателя темпа роста прибытий российских туристов в Великобритании.

Таблица 7 - Темп роста прибытий российских туристов, посетивших Великобританию

Год

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Кол-во туристов (%)

106

160

110

110

130

83


На основе предыдущих расчетов, сформирована таблица 8, в которой представлены данные показателя темпа прироста российских туристов.

Таблица 8 - Темп прироста прибытий российских туристов, посетивших Великобританию

Год201220112010200920082007







Кол-во туристов (%)

6,4

60

10,4

10,2

30

-16


На основе представленных таблиц можно сделать вывод о стабильном ежегодном приросте количества российских туристов в Великобританию.

Только в 2007 г. показатели ряда динамики имели отрицательное значение, а в 2011 г. наблюдалось максимальное повышение числа российских туристов в Великобритании. Средний показатель темпа прироста за 6 лет равен 16%. Исходя из этого, рассчитаны прогнозируемые данные количества российских туристов, которые готовы посетить Великобританию в следующих годах: 2013 г. - 190 тыс. 240 чел., 2014 г. - 216 тыс. 480 чел., 2015 г. - 242 тыс. 720 чел.

По данным туркомпании «Pac Group», наибольшей популярностью среди российских туристов пользуются туры, включающие в себя посещение сразу трех частей Великобритании - Англии, Шотландии и Уэльса, а средняя их продолжительность составляет 14 дней. До 31 октября 2014 г. туристы, обладающие «погашенной» английской визой, могут посетить Ирландию в безвизовом режиме, что значительно сокращает сроки подготовки документов. Для этого с 26 января по 29 августа текущего года была запущена специальная полетная программа, разработанная авиакомпанией S7 <http://www.tourprom.ru/avia/s7_airlines/>, предлагающая прямые рейсы из Москвы в Дублин [32].

В целом наблюдается положительная динамика увеличения числа русских туристов в Великобритании. Но следует обратить внимание, что разница между русскими туристами, посетившими Великобританию и количеством британских туристов, посетивших Россию, достаточно велика. Британцы практически в 2 раза чаще посещали Россию, чем русские Англию. Только в последний год эти показатели стали наиболее близкими. С чем же это связано? Великобритания является одной из самых «дорогих» стран мира. У них развита туристская инфраструктура, высокий уровень сервиса, что оправдывает все затраты на поездки. Но тем не менее, посещение данной страны возможно только для людей с довольно высоким материальным доходом, поэтому не все россияне имеют возможность посетить Великобританию, хотя многих эта страна привлекает своей историей, культурой и уровнем жизни. Кроме того, россияне едут в Великобритании получать образование и совершать покупки.

Также руководитель британского управления по туризму VisitBritain в России заявил, что российские туристы стали больше тратить во время поездок в Великобританию [48].

По данным «Caterer and Hotelkeeper», в 2012 г. в стране туманного Альбиона побывало около 164 тыс. российских туристов, которые оставляли здесь в среднем полторы тысячи фунтов стерлингов за поездку, что почти в три раза превышает среднестатистический показатель в мировом масштабе [21].

Агентство «VisitBritain» рассказало, что успех Лондонских игр способствовал еще большему росту числа иностранных туристов на территории всей Великобритании в следующем году. Эксперты в области туризма считают, что в следующем году Великобритания примет на один миллион туристов больше, при этом большая часть из них будут туристы из Европы и США [2].

Около 2/3 российских туристов, которые смотрели Олимпиаду на голубых экранах, теперь хотят посетить Соединенное Королевство. Зафиксировано, что около 15% русских туристов едут в эту страну изучать английский язык. Помимо этого британская авиакомпания EasyJet в марте этого года открывает новые рейсы из Москвы в лондонский аэропорт Gatwick и в Манчестер. Это будет первое направление из России, куда самолеты приземляются не в столицу Британии. Что тоже положительно должно отразиться на количестве туристов из нашей страны [7].

4.2 Проблемы туристских взаимоотношений между Великобританией и Россией

Хорошо известны слова Уинстона Черчилля, назвавшего Россию «загадкой, покрытой мраком неизвестности». Это высказывание относится к 1939 г. С тех пор многое изменилось, и наша страна стала намного доступнее для понимания Запада. Однако, судя по всему, загадки ему она задаёт до сих пор. «Современная Россия - это тайна, - признаётся лорд Хауэлл (Лорд Хауэлл - представитель Консервативной партии в Палате лордов по вопросам внешней политики и Содружества наций.)

Образ поверженной и ослабевшей державы был основным рефреном отношения англичан (да и Запада в целом) к России в 90-е гг. Однако произошло не просто снижение интереса к России и её сползание в сознании британцев в категорию второразрядных государств. Внутренняя социально-экономическая политика, проводимая Ельциным и его окружением, сюрреалистический расстрел российского парламента в 1993 г., провальная военная кампания на территории Чечни в 1994-95 гг., банкротство государства в 1998 г., разгул криминала в стране и другие аспекты развития постсоветской России добавили к восприятию проигравшей державы чувства пренебрежения и даже презрения. Они же возродили к жизни и усилили стереотипы, сложившиеся на Западе, в том числе в Англии, в отношении к России ещё столетия назад - представления о России, как о стране варварской, отсталой, неевропейской, чужой. Появление класса российских нуворишей привело к появлению ещё одного крайне невыгодного для страны феномена - «новых русских», неожиданно обогатившихся, малокультурных людей подчас с криминальным прошлым, а то и настоящим.

Так были созданы фундаментальные образы России, которые формируются и остаются почти неизменными веками (то же относится и к образу других стран). Их формирование или трансформация - процесс крайне медленный. Но существуют и образы иного порядка. Набор образов-архетипов о России, укоренившихся в Великобритании и на Западе в целом, как широкая русская душа (и сопровождающие её стереотипы - бренды русского гостеприимства, русского застолья, цыган и медведей, водки и матрёшки), великодержавность, авторитаризм, бедность, леность и др., пережили и Октябрьскую революцию, и развал Советского Союза. Приходящие образы менялись, но не влияли на базовые представления.

Любопытно, что образы-архетипы часто взаимно исключают друг друга, и, тем не менее, уживаются в общей картине представлений о стране. Так, в Англии, как и на Западе в целом, общепризнаны достижения русской культуры, и всё же на Россию многие продолжали и продолжают смотреть как на нецивилизованную страну. То же можно сказать и о её науке, добившейся в XX в. грандиозных успехов, при том что Советский Союз западный обыватель рассматривал как отсталое государство. Русская армия в западных СМИ и изобразительном искусстве, за редким исключением, непременно изображалась как плохо обученная и с допотопным оружием (военные победы русских традиционно объяснялись фактором «русской зимы»), но военной мощи России, несмотря на это, всегда боялись.

Эти парадоксы западного сознания - яркий пример того, что возникновение и бытование образов народа и стереотипов о нём среди иностранцев - процесс с большой долей иррациональности, в котором подсознание, эмоции играют большую роль, в котором знание и понимание не столь важно. Стереотипы могут одновременно быть укоренившимися и иметь мало общего с реальностью, т.е. превращаться в миф.

Образы Великобритании в России также представляют собой довольно сложную картину. Среди устоявшихся наиболее распространёнными является представление об Англии как о колыбели парламентской демократии, как о «туманном», и в то же время «коварном Альбионе», как о стране многовековых традиций, об англичанах, как о людях прагматичных, консервативных, высокомерных, чурающихся иностранцев. Среди других устойчивых стереотипов: «мой дом - моя крепость», «слово джентльмена», «бремя белого человека». В русском сознание англичанин отсутствует как враг, что, несмотря на долгую историю противостояния Российской и Британской империй, вполне объяснимо: Крымская война 1853-1856 гг. была единственным полноценным военным столкновением между двумя странами, а память о ней потускнела на фоне союзнических отношений между Россией и Британией в Первую и Вторую мировые войны. Английская классическая литература не менее популярна в России, чем русская в Англии, и даже больше, чем во многих странах Западной Европы. Джеймс Бонд стал мировым брендом в том числе в России. Многие россияне внимательно следят за жизнью британской королевской семьи. Англия в последние годы - Мекка для российских бизнесменов.

Следующий важный момент в борьбе за положительный образ: необходимо хорошо представлять себе не только то, что думают о твоей стране жители другого государства, но что они думают о собственной стране. Понять ход мышления другой стороны - значит, увидеть в нём не только отличия, но и общее по сравнению со своим собственным мышлением, что, в свою очередь, ведёт к лучшему взаимопониманию [14].

Английские специалисты по сравнению со своими континентальными коллегами редко задаются вопросами об особости России, о степени её «европейскости», ведь в самой Британии до сих пор отношение к «Европе» далеко не однозначное. Вместо этого они используют терминологию модернизации» [60].

Это наблюдение характерно для западного автора: признаётся прогресс России на пути превращения в современное государство, но, несмотря на исчезновение идеологических барьеров времён биполярного мира, «своей» её по-прежнему не считают, «Запад» и «Россия» вновь разводятся в разные стороны [14].

4.3 Перспективы развития туристских отношений между Россией и Великобританией

Управление по туризму Великобритании VisitBritain <http://www.visitbritain.ru> совместно с Федеральным Агентством по туризму Российской Федерации объявили о подписании Программы Совместных действий в области туризма на период с 2011г. по 2015 г., направленную на увеличение туристических потоков между двумя странами и развитие сотрудничества в области туризма. Подписание соглашения состоялось в Москве 12 сентября в рамках официального визита в Россию премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона в присутствии Лорда Ко, президента Лондонского Организационного Комитета Олимпийских и Паралимпийских Игр. В состав официальной делегации вошли 30 представителей делового сообщества Великобритании.

Лоуренс Бреш, директор по маркетингу Управления по туризму Великобритании VisitBritain, отметил, что «для них подписание данного соглашения является позитивным шагом вперед, благодаря которому они надеются усилить возрастающее значение таких динамично развивающихся рынков, как Россия. Более того, это подчеркивает важную роль туризма в достижении взаимопонимания в мире» [26].

В 2012 г. количество граждан России, посещавших Великобританию с целью учебы, выросло на 38% по сравнению с 2011 г. Такие же результаты ожидаются и в 2013 г.

Исходя из статистических расчетов, получены прогнозируемые данные количества российских туристов, которые готовы посетить Великобританию в следующих годах: 2013 г. - 190 тыс. 240 чел., 2014 г. - 216 тыс. 480 чел., 2015 г. - 242 тыс. 720 чел.

Великобритания к 2020 году ожидает принять 370 тыс. российских туристов, увеличив турпоток из России на 75%. Также представлены прогнозируемые данные количества британцев, которые готовы посетить Россию в следующих годах: 2013 г. - 135 тыс. 698 чел., 2014 г. - 138 тыс. 619 чел., 2015 г. - 141 тыс. 540 чел.

Пик туризма придется для России на годы, связанные с глобальными спортивными событиями - Зимней Олимпиадой 2014 г. и Чемпионатом мира по футболу в 2018 г.

Из статистики туристских потоков и анкетирования установлено, что Великобритания является одним из популярных направлений отдыха россиян. Следовательно, подписание данного документа послужит дальнейшему укреплению наших отношений в сфере туризма. Несомненно, предстоящие в наших странах Олимпийские Игры также станут одним из факторов увеличения взаимного турпотока.

Дополнительно, в соглашении указано, что, помимо передачи опыта, полученного при подготовке к проведению Лондонских Игр 2012 г., VisitBritain будет оказывать содействие в работе по продвижению страны в качестве туристического направления и обмену опыта по широкому кругу вопросов в области туризма, в том числе в развитии сотрудничества между Россией и Великобританией в рамках инвестиционных проектов в туризме [26].

Выступая перед студентами и преподавателями Эдинбургского университета, Председатель Совета Федерации отметил, что рад возможности выступить в крупнейшем учебном заведении Шотландии и одном из старейших в Соединенном Королевстве. Уже одно перечисление имён знаменитых выпускников Эдинбургского университета даёт представление о его огромном вкладе в сокровищницу мировой культуры, искусства и науки.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в настоящий период в двусторонних российско-британских отношениях преобладает позитив. Высокий уровень российско-британских связей, достигнутый во многих областях, имеет большое значение не только для России и Великобритании, но и для архитектуры всей евро-атлантической политики. Председатель Совета Федерации обратил внимание на тот факт, что наши страны, будучи постоянными членами Совета Безопасности, активно сотрудничают в ООН и в целом ряде других крупных международных организаций. Между российскими и британскими представителями идёт интенсивный диалог по важнейшим проблемам международной повестки дня, отметил он.

Очевидно, что Россия настроена на самый активный и позитивный диалог с Великобританией по всему спектру вопросов двустороннего взаимодействия и международных проблем. В этом плане особую роль призваны играть контакты на высшем уровне, которые позволяют обсуждать самые разные темы, включая и проблемные. Такие контакты помогут задать новый вектор российско-британским отношениям, нацелить их на конструктивное и доверительное партнёрство. Необходимо выразить признательность жителям Великобритании за то, что они помнят и чтят подвиг советских людей, внёсших решающий вклад в общую Победу над гитлеровским фашизмом. Символом этой памяти служит монумент советским воинам и мирным гражданам, погибшим во Второй мировой войны, который находится в парке Имперского военного музея в Лондоне. Это доказывает то, что британцы с уважением относятся к нашей стране [1].

Из этого можно сделать вывод, что для успешного развития нашего сотрудничества надо укреплять правовую базу. В частности, нам необходимо законодательно проработать вопрос создания совместных исследовательских центров и коллективов. Говоря о будущем российско-британских отношений, отметим, что, несмотря на некоторые политические затруднения, нашим странам следует руководствоваться, прежде всего, прагматическими соображениями, думать о долговременных, а не сиюминутных интересах [53]. Возникает вопрос, как же исправить неверное представление жителей Великобритании о гражданах Российской Федерации. Для начала, необходимо разрушить стереотипы и предрассудки со стороны англичан по отношению к нашей стране. Необходимо показать всему Европейскому сообществу, что русских людей не нужно бояться или считать дикарями. Кровопролитная Гражданская война 1917 г., Великая Отечественная Война, правление Сталина, существование «Железного занавеса» - все это было в нашей истории, оставив глубокий след не только на страницах учебников и книг, но и в самом сознании и менталитете русского народа. Сейчас Россия безусловно не закрытая социалистическая страна, которая была в прошлом. Россия открыта для сотрудничества со многими странами мира, в том числе в сфере туризма. Основная задача нашей страны на данном этапе времени - показать всему миру, в том числе рассматриваемой в моей работе Великобритании, что Россия является цивилизованной и абсолютно неагрессивной страной.

Следует отметить, что у нас есть отличный шанс показать не только Великобритании, но и всему миру, какой страной является Россия на сегодняшний день - Зимняя Сочинская Олимпиада 2014 г. На данный момент идет усиленная подготовка туристской инфраструктуры всего Краснодарского Края, для принятия туристов со всего мира. Возможно, это станет переломным моментом в отношениях России со многими странами мира. Ведь мир - это сложная иерархия, и Россия должна занять в ней достойное место.

Заключение

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены не только творчески, но и разумно. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре стран единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок [18].

Великобритания привлекает туристов со всего мира своей многовековой самобытной культурой, историей, неповторимым «чисто английским» шармом и колоритом. Изобилие достопримечательностей, знаменательных памятников, несущих отпечаток различных эпох от Древнего мира до Новейшего времени, многообразие музеев, представляющих богатейшее культурное наследие (в разные периоды Великобритания подарила миру сонм величайших писателей, ученых и государственных деятелей) обеспечивают нескончаемый интерес к этому уникальному государству [28].

Великобритания удивительным образом сочетает в себе достижения современной, цивилизации и многообразие культурно-исторических памятников с природными достопримечательностями [44].

Множество холмистых или горных районов по всей стране формируют неповторимый по своей живописности британский ландшафт, его дополняют всевозможные озера и реки [28].

Британцы гордятся тем, что заметно отличаются от любой другой нации мира. Они до сих пор придерживаются странных обычаев, таких, как левостороннее движение или игра в крикет, неохотно перешли на десятичную систему мер, поменяв свои обожаемые пинты на литры, а дюймы на сантиметры. В то же время многие британцы, вернее, англичане, сомневаются в том, удастся ли им сохранить свою роль и культурную идентичность ввиду наплыва других культур [55]. Проведенный опрос среди российских путешественников подтвердил данный вывод, показывая, что русских туристов привлекает Великобритания, в первую очередь, тем, что в ней сосредоточены разнообразные факторы идентичности, что делает ее непохожей на другие страны мира.

Рассматривая правовую структуру взаимодействия России и Великобритании, необходимо отметить, что настоящее время договорно-правовая база российско-британских отношений включает в себя целый перечень договоров и соглашений, основополагающим из которых является Межгосударственный договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992г.

На основе данного Соглашения стороны учредили Межправительственный Российско-Британский Комитет по торговле и инвестициям, имеющий целью развивать взаимовыгодное деловое сотрудничество, содействовать созданию благоприятного климата для экономического сотрудничества, в том числе в сфере туризма. Британское правительство заинтересовано во вложении инвестиций в экономику и инфраструктуру России, что не может не сказаться на увеличении потока туристов между странами [38].

Что касается статистических данных, то Великобритания как туристическое направление ежегодно набирает обороты: так, в 2012 г. Соединенное Королевство посетило 164 тыс. российских туристов, причем перед профессионалами турбизнеса стоит задача увеличить число посещений на 75% к 2020 г., на который запланировано 360 тыс. туристов из России. Примечательно, что в настоящее время Великобритания входит в тройку стран-лидеров среди мировых туристических предпочтений - в 2012 г., учитывая проведение Олимпийских Игр, Туманный Альбион посетило свыше 30 млн. туристов [32]. Около 2/3 российских туристов, которые смотрели Олимпиаду на голубых экранах, теперь хотят посетить Соединенное Королевство. Зафиксировано, что около 15% русских туристов едут в эту страну изучать английский язык [7].

Наблюдая туристский поток жителей Великобритании в Россию, следует отметить, что с 2006 г. по 2010 г. наблюдалась положительная динамика количества туристов, посетивших Россию. Но, к сожалению, в 2011 г. количество туристов снизилось практически до уровня 2007 г. Однако, в 2012 г. число британских туристов, посетивших Россию увеличилось в среднем на 6,5%.

Из проведенного опроса стало очевидно, что, британцы стали более открыты для путешествий заграницу. Их стереотипы о России не слишком изменились со времен СССР, но их интересует наша страна, интересует наша культура, ведь многие британцы восхищаются историей нашей страны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно сейчас России так необходимо устанавливать связи с Великобританией в области туризма.

В то же время, британцы воспринимают россиян крайне неоднозначно. Образ поверженной и ослабевшей державы был основным рефреном отношения англичан к России в 90-е гг. Однако произошло не просто снижение интереса к России, а её сползание в сознании британцев в категорию второразрядных государств [14]. Чтобы исправить неверное представление жителей Великобритании о гражданах Российской Федерации, необходимо разрушить стереотипы и предрассудки со стороны англичан по отношению к нашей стране. Необходимо показать всему Европейскому сообществу, что нас (русских людей) не нужно бояться или считать дикарями. Кровопролитная Гражданская война 1917 г., Великая Отечественная Война, годы правления И. В. Сталина, существование «Железного занавеса» - все это было в истории России, оставив глубокий след не только на страницах учебников и художественных книг, но и в самом сознании и менталитете русского народа. Россия открыта для сотрудничества со многими странами мира, в том числе в сфере туризма.

Список использованных источников

1.       Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.

2.       Белых Е. В 2013 году въездной туропоток в Великобританию вырастет на один миллион / Е. Белых [Электронный ресурс]: Новости туризма, 2000. - Режим доступа: <http://www.tourprom.ru/news/19272/>. - 12.03.2012.

.        Бояршинов Б.Г. Законодательство. Международные договоры в правовой системе РФ / Б.Г. Бояршинов [Электронный ресурс]: Правовая система «Гарант», 1999. - Режим доступа: -http://www.constitution.garant.ru/sciencework/modern/3540062/ <http://www.constitution.garant.ru/science-work/modern/3540062/>. - 27.12.2012.

4.       Бурлина М.В. Туризм и культурное наследие / М.В. Бурлина [Электронный ресурс]: Библиотека туризма, 2002. - Режим доступа: <http://tourlib.net/statti_tourism/burlina.htm>. - 05.09.2011.

.        В Лондоне открылся музей Гарри Поттера [Электронный ресурс]: Harry Potter2, 2007. - Режим доступа: ------http://harrypotter2.com/vlondoneotkrylsyamuzejgarripottera/ <http://harry-potter2.com/v-londone-otkrylsya-muzej-garri-pottera/>. - 05.09.2011.

6.       Вараксина Я. Британия рассчитывает на рост российского турпотока / Я. Вараскина [Электронный ресурс]: Новости туризма, 2000. - Режим доступа: <http://www.tourprom.ru/news/19055/>. - 15.11.2012.

.        Великобритания ждет россиян [Электронный ресурс]: Велосипедный туризм, 2005. - Режим доступа: <http://www.velotut.ru/2013/02/09/uk/>. - 09.02.2013.

8.       Великобритания начинает выдавать биометрические визы [Электронный ресурс]: Куда.ua, 2000. - Режим доступа: <http://news.kuda.ua/5535>. - 08.12.2012.

9.       Высшее образование в Великобритании [Электронный ресурс]: Университет, 1999. - Режим доступа: -http://www.university.info/Great_Britain <http://www.uni-versity.info/Great_Britain>. - 13.09.2013.

10.     Гарова Е.А. Предпочтения британцев в туризме / Е.А. Гарова [Электронный ресурс]: Вокруг Света, 2000, - Режим доступа: <http://www.vokrugsveta.ru/vs/year/2012/>. - 18.09.2012.

.        География туризма. Развитие туризма в Великобритании [Электронный ресурс]: Официальный сайт развития международного туризма, 1997. - Режим доступа: <http://www.Worldwidetour.ru>. - 15.07.2013.

12.     Глушко А.А. География туризма: учебное пособие / А.А. Глушко, А.М. Сазыкин. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. - 265 с.

13.     Гороженко А. В Лондоне открылся музей Гарри Поттера / А. Гороженко [Электронный ресурс]: Подробности, 2003. - Режим доступа: <http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2012/04/03/829644.html>. - 03.04.2012.

14.     Громыко А.А. Образы России и Великобритании: реальность и предрассудки: учебное пособие / А.А. Громыко. - М.: Русский сувенир, 2008. - 96 с.

.        Давидсон А.Б. Образы Британии в России XIX и XX столетий: учебное пособие / А.Б. Давидсон. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 2002. - 89 с.

.        Даринский А.В. Туризм в Великобритании / А.В. Даринский [Электронный ресурс]: 1 Сентября, 2007. - Режим доступа:

http://geo.1september.ru/2001/41/1.htm 2001 <http://geo.1september.ru/2001/41/1.htm%202001>. - 01.03.2012.

.        Как получить визу в Великобританию самостоятельно [Электронный ресурс]: Путешествия с детьми, 2010. - Режим доступа: ------http://travelchild.ru/kakpoluchitvizuvvelikobritaniyusamostoyatelno/ <http://travel-child.ru/kak-poluchit-vizu-v-velikobritaniyu-samostoyatelno/>. - 11.03.2013.

18.     Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: учебное пособие / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 336 с.

.        Кеннет О. М. История Великобритании: учебное пособие / О. М. Кеннет. - М.: Весь Мир, 2008. - 680 с.

20.     Коновалов Д. Развитие туризма в России / Д. Коновалов [Электронный ресурс]: Бизнес-топ, 2010. - Режим доступа: -http://www.businesstop.info/?tag=skyscanner <http://www.business-top.info/?tag=skyscanner>. - 11.01.2013.

21.     Кораблев В. Великобритания выделяет 157'000 долларов для привлечения российских туристов / В. Кораблев [Электронный ресурс]: Новости туризма, 2000. - Режим доступа: <http://www.tourprom.ru/news/19930/>. - 17.12.2012.

.        Культура Великобритании [Электронный ресурс]: Отели Англии, 2005. - Режим доступа: -http://www.englandhotel.ru/united_kingdom/kultura_velikobritanii/ <http://www.england-hotel.ru/united_kingdom/kultura_velikobritanii/>. - 01.08.2012.

23.     Кусков А.С. Рекреационная география: учебно-методический комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - М.: МПСИ, Флинта, 2005. - 496 с.

24.     Летвинова В. Великобритания не сдает позиций в образовательном туризме / В. Летвинова [Электронный ресурс]: Пресс-релиз, 2000. - Режим доступа: -http://www.pressrelease.ru/branches/travel/49870019c7850/ <http://www.press-release.ru/branches/travel/49870019c7850/>. - 02.03.2013.

25.     Липман М. Английские традиции: путеводитель по Великобритании / М. Липман. - М.: АСТ Астрель, 2012. - 168 с.

26.     Липман М. Вестминстерский дворец / М. Липман. - М.: АСТ Астрель, 2012. - 122 с.

27.     Липман М. Города Великобритании: Брайтон / М. Липман [Электронный ресурс]: Трэвэл.ру, 2008. - Режим доступа: <http://guide.travel.ru/united_kingdom/england/brighton/>. - 02.03.2013.

.        Липман М. Знакомство с Англией / М. Липман [Электронный ресурс]: Трэвэл.ру, 2008. - Режим доступа: <http://guide.travel.ru/united_kingdom/england/welcome/>. - 03.03.2013.

.        Липман М. Знаменитый Биг Бен / М. Липман [Электронный ресурс]: Трэвэл.ру, 2008. - Режим доступа: <http://guide.travel.ru/united_kingdom/england/bigben/>. - 02.03.2013.

30.     Липман М. Культура Великобритании / М.Липман [Электронный ресурс]: Трэвэл.ру, 2008. - Режим доступа: <http://guide.travel.ru/united_kingdom/england/kulture/>. - 04.03.2013.

.        Липман М. Стоунхендж <http://united-kingdom.obnovlenie.ru/places/stonehenge/5929/> / М. Липман [Электронный ресурс]: Трэвэл.ру, 2008. - Режим доступа: <http://guide.travel.ru/united_kingdom/england/stonehange/>. - 05.03.2013.

32.     Махова А. В 2020 году Великобритания рассчитывает увеличить российский турпоток на 75% / А. Махова [Электронный ресурс]: Новости туризма, 2000. - Режим доступа: <http://www.tourprom.ru/news/19984/>. - 15.02.2013.

.        Международные сравнения экономических показателей [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2000. - Режим доступа:

<http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/>. - 15.01.2013.

34.     Миронов Ю.Б. Перспективы развития международного туризма / Ю.Б. Миронов [Электронный ресурс]: Библиотека туризма, 2002. - Режим доступа: <http://tourlib.net/statti_tourism/mironov.htm>. -04.01.2012.

.        Николаенко Д.В. Рекреационная география: учебное пособие для вузов / Д.В. Николаенко. - М.: Владос, 2001. - 288 с.

36.     Омурбекова Н.Д. Проблемы британской идентичности и мультикультурализма в Великобритании / Н.Д. Омурбекова // Вестник КРСУ. - 2009. - Том 9. - С. 12-18.

37.     Остапчук О. Британские традиции [Электронный ресурс] / Остапчук О. // Гринвич-отель, 2010. - Режим доступа: ----http://www.greenwichhotel.ru/blog/kudaezdyatotdyhatbritantsy/ <http://www.greenwich-hotel.ru/blog/kuda-ezdyat-otdyhat-britantsy/> - 09.12.2012.

.        Павловская А.В. Англия и англичане: учебно-методический комплекс / А.В. Павловская. - М.: ЦЕНТРУЧЕБФИЛЬМ, 2009 г. - 206 с.

.        Перфильева С.Ю. Лондон: Вестминстер / С.Ю. Перфильева [Электронный ресурс]: Живой журнал, 2005. - Режим доступа: <http://freemanincruise.livejournal.com/16806.html>. - 01.02.2013.

40.     <http://guide.travel.ru/united_kingdom/geo/nature/nationalparks/>. - 01.02.2013.

.        Перфильева С.Ю. Популярные курорты Великобритании / С.Ю. Перфильева [Электронный ресурс]: Великобритания, 2004. - Режим доступа: --http://www.velikobritaniya.org/kyrortyvelikobritanii/kyrortyvelikobritanii.html <http://www.velikobritaniya.org/kyrorty-velikobritanii/kyrorty-velikobritanii.html>. - 01.02.2013.

.        РИА - Новости. Около 900 тысяч туристов посетили Лондон во время Олимпиады [Электронный ресурс]: В отпуск.ру, 2004. - Режим доступа: http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=429146#ixzz2UDPMP8y6 <http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=429146>. - 12.11.2012.

43.     Романов А.А. География туризма: учебное пособие / А.А. Романова, Р.Г. Саакянц. - М.: Советский спорт, 2002. - 464 с.

44.     Российских туристов в Великобритании более всего привлекает Букингемский дворец [Электронный ресурс]: Трэвэл.ру, 2007. - Режим доступа: <http://www.travel.ru/news/2011/01/16/186693.html>. - 16.01.2011.

45.     Рябова И.А. Экономика и организация туризма: учебное пособие для вузов / И.А. Рябова, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчева. - М.: Норма, 2011. - 264 с.

46.     Самые красивые замки мира. Виндзорский замок. Англия» [Электронный ресурс]: Самостоятельные путешествия, 2009. - Режим доступа: <http://www.thejoyoflife.ru/?p=1333>. - 14.07.2011.

.        Статистика по туризму Великобритании [Электронный ресурс]: Северо-Западное отделение РСТО, 2010. - Режим доступа: http://--www.rstnw.ru/statistikapovelikobritanii/ <http://www.rstnw.ru/statistika-po-velikobritanii/>. - 12.02.2013.

.        Сухарева В. Психология народов и наций / В. Сухарева, М. Сухарева [Электронный ресурс]: Натуральный английский, 2009. - Режим доступа: -http://www.nativeenglish.ru/articles/character <http://www.native-english.ru/articles/character>. - 11.02.2011.

49.     Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма: учебное пособие / Г.С. Усыскин. - М.: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - 203 с.

.        Цыганков П.А. Международные отношения: учебное пособие для вузов / П.А. Цыганков. - М.: Новая школа, 1996. - 258 с.

51.     Эдинбургский замок (Edinburgh Castle) [Электронный ресурс]: Все замки мира, 2003. - Режим доступа: -http://www.allcastles.ru/castles/scotland/edinburghcastle <http://www.allcastles.ru/castles/scotland/edinburgh-castle>. - 18.09.2010.

52.     Экономика Великобритании [Электронный ресурс]: Великобритания. ру, 2010. - Режим доступа: http://www.uk.ru/economics/ <http://www.uk.ru/economics/>. - 09.09.2012.

.        News Sherlock Holmes Museum [Электронный ресурс]: Туристер, 2007. - Режим доступа: -http://www.tourister.ru/world/europe/unitedkingdom/city/london/museum/581 <http://www.tourister.ru/world/europe/united-kingdom/city/london/museum/581>. - 18.04.2013.

55.     News Tower of London - fortress and former royal residence [Электронный ресурс]: Туристер, 2007. - Режим доступа: -<http://www.tourister.ru/world/europe/unitedkingdom/city/london/placeofinterest/495>. - 20.04.2013.

.        Office for National Statistics licensed under the Open Government Licence v.1.0. [Электронный ресурс]: Visit-plus, 2000. - Режим доступа: -http://www.visitplus.com/ru/node/3635 <http://www.visit-plus.com/ru/node/3635>. - 12.01.2013.

57.     Rodefielde S. Russia in the 21st Century. The Prodigal Superpower / S. Rodefielde. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 224 с.

Приложения

Приложение А

Анкета «Образ Великобритании»

Здравствуйте, уважаемые респонденты!

Целью данного опроса является исследование отношений русских туристов к Великобритании, как к развитой культурной стране мира, и выявление связи между Россией и Великобританией.

Опрос анонимный. Индивидуальные ответы не будут анализированы отдельно. Будут использованы только результаты по каждому вопросу и процентное соотношение ответов.

Проведение опроса займет 10-15 минут Вашего времени. Спасибо за участие.

Часть 1. (Отметьте выбранный вариант ответа)

.        Укажите Ваш пол:

Мужской Женский

.        Укажите Ваш возраст:

-24 25-35 36-50 51 и более

.        Ваше семейное положение:

Женат/замужем

Холост/не замужем

.        Как часто Вы путешествуете?

раз в год

раза в год

раза в год

Более 3 раз в год

.        Сколько денежных средств Вы чаще всего тратите на одну поездку?

До 3 000 р.

000 р. - 10 000 р.

000 р. - 20 000 р.

000 р. - 40 000 р.

000 р. - 70 000 р.

000 р. И более

.        Какие виды отдыха вы предпочитаете?

Активный (спортивный) Экскурсионный Пляжный

Лечебно - оздоровительный Аграрный Шоп-туры Посещение культурных и спортивных событий

Другое:

.        Какие средства размещения Вы чаще всего используете в Вашем путешествии?

У родственников и друзей В гостинице На турбазе В мотеле Аренда квартир, домов

Часть 2. (Отметьте выбранный вариант ответа)

.        Посещали ли Вы когда-нибудь Великобританию? (Если «Да» - перейдите к 9, 10 вопросам. Если «Нет» - к 11 вопросу)

Да Нет

.        Какой город Великобритании Вы посетили?

Лондон Кардифф Эдинбург Белфаст

Другой:

.        С какой целью Вы совершили путешествие?

Отдых Посещение родственников Работа Учеба

Другое:

.        Хотели бы Вы посетить Великобританию?

Да Нет

.        Откуда Вы получаете информацию о Великобритании?

Интернет Книги Пресса Телевидение, радио

Другое:

.        Знаете ли Вы английский язык?

Нет Школьные знания Понимаю речь, но не говорю Свободно владею языком

.        Знакома ли Вам история и культура Великобритании?

Да Частично Нет

.        Какой город Вы бы хотели посетить в первую очередь?

Лондон (Англия) Кардиф (Уэльс)

Эдинбург (Шотландия) Белфаст (Северная Ирландия)

Другой:

.        Одобряете ли Вы форму правления (конституционная монархия) и политическую направленность Великобритании в международной политической системе?

Да Нет Не интересуюсь политикой

.        Посетите ли Вы летнюю Олимпиаду в Лондоне 2012?

Да Еще не решил(а) Нет, но хотелось бы

Нет

.        Есть ли у Вас знакомые, среди жителей Великобритании?

Да Нет Хочу познакомиться

Часть 3. (Укажите Ваши собственные ответы на нижестоящие вопросы)

.        С какими предметами или образами у Вас ассоциируется Великобритания?

.        Какие здания, музеи, памятники по Вашему мнению можно считать символами Великобритании?

.        Хотели бы Вы следовать каким-либо традициям и обычаям англичан? Если да, то каким?

Благодарим за участие!

Приложение Б

Анкета «Образ России»

Здравствуйте, уважаемые респонденты!

Целью данного опроса является исследование отношений британских туристов к России, как к развитой культурной стране мира, и выявление связи между Россией и Великобританией.

Опрос анонимный. Индивидуальные ответы не будут анализированы отдельно. Будут использованы только результаты по каждому вопросу и процентное соотношение ответов.

Проведение опроса займет 10-15 минут Вашего времени. Спасибо за участие.

Часть 1. (Отметьте выбранный вариант ответа)

1.       Укажите Ваш пол:

Мужской Женский

.        Укажите Ваш возраст:

-24 25-35 36-50 51 и более

.        Ваше семейное положение:

Женат/замужем

Холост/не замужем

.        Как часто Вы путешествуете?

раз в год

раза в год

раза в год

Более 3 раз в год

.        Сколько денежных средств Вы чаще всего тратите на одну поездку?

f - 300f

f - 800f

f - 1 500f

500f - 2 000f

Более 2 000f

.        Какие виды отдыха вы предпочитаете?

Активный (спортивный) Экскурсионный Пляжный

Лечебно - оздоровительный Аграрный Шоп-туры Посещение культурных и спортивных событий

Другое:

.        Какие средства размещения Вы чаще всего используете в Вашем путешествии?

У родственников и друзей В гостинице В мотеле Аренда квартир, домов

Часть 2. (Отметьте выбранный вариант ответа)

.        Посещали ли Вы когда-нибудь Россию? (Если «Да» - перейдите к 9, 10 вопросам. Если «Нет» - к 11 вопросу)

Да Нет

.        Какой город России Вы посетили?

Москва Санкт-Петербург Сочи

Другой:

.        С какой целью Вы совершили путешествие?

Отдых Посещение родственников Работа Учеба

Другое:

.        Хотели бы Вы посетить Россию?

Да Нет

.        Откуда Вы получаете информацию о России?

Интернет Книги Пресса Телевидение, радио

Другое:

.        Знакома ли Вам история и культура России?

Да Частично Нет

.        Какой город Вы бы хотели посетить в первую очередь?

Москва Санкт-Петербург Сочи

Другой:

.        Посетите ли Вы зимнюю Олимпиаду в Сочи 2014?

Да Еще не решил(а) Нет, но хотелось бы

Нет

.        Есть ли у Вас знакомые, среди жителей России?

Да Нет Хочу познакомиться

Часть 3. (Укажите Ваши собственные ответы на нижестоящие вопросы)

.        С какими предметами или образами у Вас ассоциируется Россия?

.        Какие здания, музеи, памятники по Вашему мнению можно считать символами Россия?

.        Хотели бы Вы следовать каким-либо русским традициям и обычаям? Если да, то каким?

.        Видите ли Вы связь в культурных и политических факторах между Россией и Великобританией? Если да, укажите эту связь.

Благодарю за участие!

Похожие работы на - Взаимодействие России и Великобритании в области туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!