Модели межличностных коммуникаций в социальной информационной сети

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модели межличностных коммуникаций в социальной информационной сети

ВВЕДЕНИЕ

Под массовой коммуникацией традиционно понимается процесс передачи или распределения информации или других форм символического содержания обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории, тогда как масс-медиа означают средства передачи этого материала. Несмотря на определенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Изучение массовой коммуникации является частью более широкой области исследований человеческой коммуникации, в которой можно выделить разные типы на основе различных признаков. Один из вариантов стратификации - по уровню социально обусловленной масштабности общения. С этой точки зрения массовую коммуникацию можно считать вершиной пирамиды, в которой сходятся цели и функции коммуникативной деятельности социальных структур разного масштаба - организационной, групповой, межличностной и т.п.

История изучения массовой коммуникации богата и разнообразна. Более полувека она является предметом самостоятельных исследований, а в составе других дисциплин ее изучают уже около ста лет. Проблематика исследований расширялась по мере изобретения и распространения новых способов передачи информации. После книг, газет и журналов пришли радио, эфирное ТВ, кабельное ТВ и спутниковое вещание, а теперь Интернет. Распространение новых технологий ставит перед наукой задачу выявить их значение для общества и существующих масс-медиа.

За все время изучения массовой коммуникации появилось немало ярких концепций, правильность которых не была впоследствии подтверждена научной проверкой или которые пользовались поддержкой научного сообщества непродолжительный период. Тем не менее они сохраняют свое значение в качестве вех в истории, а некоторые все еще используются медиапрактиками и поэтому достойны хотя бы упоминания, ведь общеизвестно, что нельзя адекватно оценить существующие теории, не зная предшествующих.

Цель: ознакомиться с природой и сложностями коммуникаций и рассмотреть различные модели межличностных коммуникаций в СИС.

Задача работы: описать функционирование линейной, транзакционной, интерактивной, сетевой моделей, а также модели Ласуэлла для коммуникаций, происходящих в СИС.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ

Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы (социа́льный граф (англ. Social graph) - это граф, узлы которого представлены социальными объектами, такими как пользовательские профили с различными атрибутами (например: имя, день рождения, родной город и т. д.), сообщества, медиа-контент и т. д., а ребра - социальными связями между ними). Характерными особенностями социальной сети являются:

предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т. п.);

создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;

подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники.

Сайт социальной сети можно определить по наличию следующих возможностей:

.Активное общение

.Создание публичного или полупубличного профиля (англ. profile) пользователя (например, профиль может содержать дату рождения, школу, вуз, хобби и другое)

.Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)

.Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей своих друзей)

Дополнительно может присутствовать возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, использование приложений и многое другое.

Проблема невозможности освоения всего массива информации, получаемой пользователем в Интернете, может быть решена за счет фильтрации информации, получаемой с ресурсов СИС, с учетом предпочтений конкретного человека. Для этого уже сейчас начинают внедрять на сайтах средств массовой информации расширения, позволяющие выдавать посетителю сайта, такие материалы, которые могли бы попадать в круг его интересов. Например, подобная технология реализуется на новостном сайте CNN, на который передается информация о пользователе из социальной сети Facebook, среди которой друзья пользователя, его увлечения, интересы, страна проживания. Также анализируется прошлый опыт взаимодействия человека с публикациями, представленными на сайте (что он из этого отметил: оставил комментарий, занес в избранное, поделился с друзьями), какие публикации читали и отметили его друзья из социальной сети Facebook. Таким образом, на основе предыдущего опыта потребления контента сайта и сетевых взаимодействий пользователя, сайт рекомендует для чтения публикации, подходящие под интересы пользователя.

На сегодняшний день СИС являются самым эффективным инструментом для поиска медиа-контента. Например, в базу сети «ВКонтакте» загружено большинство шедевров мирового кинематографа, можно найти очень редкую и этническую музыку. Причем поиск занимает считанные секунды, в то время как даже через поисковики подбор нужной музыки может занять несколько часов или дней.

СИС способствуют, во-первых, организации социальных коммуникаций между людьми и, во-вторых, - реализации их базовых социальных потребностей. Можно выделить две пересекающихся трактовки СИС - как социальной структуры и ее специфической интернет-реализации.

Обобщая причины привлекательности СИС, можно выделить следующие предоставляемые ими пользователям возможности:

получение информации (в том числе обнаружение ресурсов) от других членов СИС;

верификация идей через участие во взаимодействиях в СИС;

социальная выгода от контактов (сопричастность, самоидентификация, со-циальное отождествление, социальное принятие и др.);

рекреация (отдых, времяпрепровождение).

ВИДЫ СИС

Как уже было сказано ранее, СИС - это платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Рассмотрим, какие существуют виды СИС.







Рис. 1 - Виды СИС

Социальная сеть - это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями (UGC - user-generated content).

Социальная сеть объединяет людей разных национальностей, религий, профессий, социальных групп, возрастов, полов и т. д. Все пользователи социальной сети имеют возможность общаться друг с другом напрямую, без использования дополнительных инструментов, например, электронной почты или месседжеров, комментировать записи, выражая свое мнение. Также социальная сеть располагает инструментами для создания сообществ по интересам, где общение происходит уже в более узких кругах. Различные приложения, игры делают пребывание в соцсети интереснее и увлекательнее.

Первая крупная социальная сеть Facebook появилась в США. В мире наиболее распространены сети MySpace, Facebook, Twitter, LinkedIn, Google +. Самыми известными и популярными социальными сетями в России являются ВКонтакте, Одноклассники.ru, Мой Мир, Facebook, Twitter, набирает обороты Google +. Они стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

Блог - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое распространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой.

В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала.

Коммуникативная функция блогов

Большинство блоггеров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с интересными им людьми. В первую очередь это возможность сказать что-то один раз так, чтобы это услышали многие. Какой смысл рассказывать десяти, двадцати, тридцати знакомым о поездке в пригородный парк, если это можно описать в своём блоге, украсив запись фотографиями? Каждый прочтёт об этом в удобное ему время или не будет читать вовсе, решив, что это ему неинтересно.

Как для «читателей», так и для «писателей» можно выделить два направления коммуникативной мотивации в использовании блогов - общение со знакомыми и расширение круга общения. В то время как одни люди заводят блог для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие заводят блог для того, чтобы познакомиться с новыми людьми, для расширения своей аудитории. В этих двух формулировках - «познакомиться с новыми людьми» и «расширить аудиторию», которые действительно употреблялись участниками опроса,- находит своё отражение ещё одно различие: в то время как одним нужны друзья, другим - слушатели.

Чат - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств.То есть, если на форуме можно написать вопрос и ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным на него ответить (в то же время, можно получить и несколько ответов сразу от разных пользователей), то в чате общение происходит только с теми, кто присутствует в нём в настоящий момент, а результаты обмена сообщениями могут и не сохраняться.

Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством мгновенного обмена сообщениями, например, XMPP, ICQ или даже SMS.

Существует несколько разновидностей программной реализации чатов:

HTTP или веб-чаты. Такой чат выглядит как обычная веб-страница, где можно прочесть последние несколько десятков фраз, написанные участниками чата и модераторами. Страница чата автоматически обновляется с заданной периодичностью.

Чаты, использующие технологию Adobe Flash. Вместо периодической перезагрузки страницы между клиентом и сервером открывается сокет, что позволяет моментально отправлять или получать сообщения, расходуя мень-ше трафика.

IRC, специализированный протокол для чатов.

Программы-чаты для общения в локальных сетях (например, Vypress Chat, Intranet Chat, Pichat). Часто есть возможность передачи файлов.

Чаты, реализованные поверх сторонних протоколов (например, чат, использующий ICQ).

Чаты, работающие по схеме клиент-сервер, это позволяет использовать их в сетях со сложной конфигурацией, а также управлять клиентскими приложениями (например, Mychat,Jabber)

Веб-форум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта.

Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Пользователи форума могут сами создавать темы для обсуждения, устраивать опросы, голосования, задавать вопросы и получать на них ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. Вопросы и ответы остаются в базе данных форума, и могут быть полезны как участникам форума, так и любым пользователям сети Интернет, которые специально заходят на форум, зная адрес сайта, или получают его от поисковых систем при поиске информации.

Распространённая иерархия веб-форума: Разделы → темы → сообщения. информационная коммуникация сеть блог чат

Обычно сообщения несут информацию «автор - тема - содержание - да-та/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему».

Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами фо-рума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы - участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных зарегистрированных участников, иногда и незарегистрированных, - гостей.

На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям (гостям), на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) - те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант - когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие - только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума об-щедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.

При регистрации участники форума могут создавать профили - страницы со сведениями о данном участнике. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить свой аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись - в зависимости от предпочтений. Подпись может быть статичным текстом либо содержать графические картинки.

Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте.

Многие форумы при создании новой темы имеют возможность присоединения к ней голосований или опросов. При этом другие участники форума могут проголосовать или ответить на заданный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения в теме форума.

Каждый конкретный форум имеет свою тематику - достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле).

По методу формирования набора тем форумы бывают с динамическим списком тем и с постоянным списком тем. В форумах с динамическим списком тем простые участники могут создавать новую тему в рамках тематики форума.

Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений.

Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.

Электронная почта - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности - простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.

Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена; возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами.

Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

В настоящее время любой начинающий пользователь может завести свой бесплатный электронный почтовый ящик, достаточно зарегистрироваться на одном из интернет-порталов.

МОДЕЛИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Чтобы продолжить исследование, следует определиться с основными понятиями; наиболее необходимые для восприятия данной информации я привел ниже.

Система - объект (процесс), в котором участвующие элементы связаны некоторыми связями и отношениями.

Коммуникация - обмен информацией, взаимодействие, в ходе которого участники выступают субъектами и объектами попеременно.

Информация - некоторая последовательность сведений, знаний, которые актуализируемы с помощью некоторых знаков.

Актуализация - получение информации с помощью активизации, инициализации ее, т.е. переводом из статического (неактуального) состояния в динамическое (актуальное) состояние. Любая актуализация информации связана с актуализацией вещества, энергии и наоборот.

Коммуникационная система - совокупность элементов, связанных некоторыми связями и отношениями, осуществляющая взаимодействия с другими субъектами и объектами, в ходе которых происходит актуализация информации.

В основе межличностной коммуникации лежат различные мотивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либо информации, побуждение партнера к совершению действий, намерение изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку и т.д. В зависимости от этих факторов принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.

Линейная модель межличностных коммуникаций и ее применение в СИС

Одной из самых простых, но достаточно является линейная модель коммуникации, предложенная американским политологом Лассевым в 1942г.

То есть процесс начинается с человека и заканчивается человеком. В этой модели коммуникатор-человек, от которого исходит обращение или компания-рекламодатель, информационное агентство, президент компании или страны, его спикер т.д. Автор утверждал, что для коммуникатора главным является убежденность, качество намерений, симпатичность и стиль коммуникации. Следовательно, люди, которые являются симпатичными, отличаются общительностью, сердечностью в обращении с другими людьми, имеют привлекательную внешность, способны сильнее влиять на других людей и иметь от этого определенную выгоду.

Обращение - это рекламное послание в виде текста, но оно может быть звуковым, зрелищным, даже иметь запах, т.е. оно может набирать любой формы.

Средства коммуникации - это средства массовой информации, как давно известные (радио, телевидение, газеты, журналы), так и сравнительно новые (факс, Интернет и т.п.).

Получатель - это человек, к которому направлено обращение (покупатель, потребитель, оптовый или розничный торговец).

Следовательно человек в процессе коммуникации является одновременно и субъектом, и объектом коммуникации. Поэтому его поведение в этом процессе исследовали еще с древних времен. С появлением общественных отношений коммуникации стали частью управления обществом. Пример применения схемы в СИС:

Некие лица хотят получить информационный доступ к управлению государственным утилитарным предприятием. Через подконтрольные им СМИ они внедряют сообщение, что данное предприятие неэффективно, поэтому необходимо изменить форму собственности и сменить руководство. Руководство ГУП через подконтрольные им СМИ опровергает данную информацию - применяет очевидную, весьма примитивную, предсказуемую, уязвимую стратегию.

В рамках описанной выше схемы (если использовать для противодействия нападению) необходимо прежде всего собрать информацию о «захватчиках», их связях, составить социально-психологический портрет, понять мотивацию. Изучить основные тезисы, которые они пытаются донести до аудитории, социально-психологические особенности самой аудитории, какой эффект оказывают сообщения. Исследовать структуру используемых коммуникационных каналов, характер взаимодействия заказчиков и исполнителей.

Далее (как вариант, далеко не единственный) воздействие оказывается на наиболее уязвимую подсистему системы.

Например, атакуется сопутствующий бизнес заказчиков или актуализируются порочащие связи. Задача - сделать атаку на ГУП более неактуальной в связи с проблемами на других фронтах.

Или в сознание аудитории внедряется сообщение, что при оценке деятельности ГУП частные ошибки в работе не главное. Главное, например, системообразующая функция. Задача - изменить аудиторию так, чтобы сделать «вражеское» воздействие невозможным.

Можно изучить сообщения противника - выявить все неточности, прямую ложь, манипуляционную составляющую, стратегию воздействия. Донести эту информацию до аудитории. Задача - свести эффект от «вражеских» сообщений к минимуму, дискредитировать.

Если большинство сообщений поступает к аудитории по ограниченному числу коммуникационных каналов, можно, используя шумы на каналах передачи, их «обрубить», при наличии соответствующих ресурсов.

Таким образом, используя предложенную схему, навскидку получаем четыре стратегии противодействия. Если учесть все возможные комбинации всех возможных подсистем, стратегий можно разработать гораздо больше.

Также следует отметить, что линейная модель передачи информации в СИС используется довольно часто. Классическим примером ее применения можно привести электронную почту, когда отправитель в одностороннем порядке передает информацию по сетевому каналу. При этом имеется риск, что сообщение либо задержится на какое-либо время, либо и вовсе будет не доставлено, из-за помех при передаче. Сюда же можно отнести и распространение рекламы в сети.

Транзакционная модель межличностных коммуникаций и ее применение в СИС

Данная модель отличается от линейной тем, что она намного лучше описывает процессы, возникающие во время обмена информацией участниками процесса. Она характеризуется постоянной сменой ролей, исполняемых участниками коммуникации. Они попеременно выступают то в роли источника информации, то в роли принимающего ее, при этом содержание каждого следующего посыла сведений всякий раз учитывает результаты обратной связи (и зависит от них), полученные в ходе коммуникации от разных ее участников, выступавших в предыдущие моменты взаимодействия в качестве реципиентов. Именно эта модель наиболее полно отражает ситуацию и тип коммуникации, которые имеют место во время деловых встреч, проходящих в рамках малых групп и не только.

Любой пример из коммуникационной деятельности специалиста по связям с общественностью построен на основе реализации транзакционной модели, так как все участники подобной публичной коммуникации в равной степени заинтересованы как в получении информации, так и в ее обсуждении и принятии решения, если это оказывается необходимым в данной ситуации.

Очень важно не забывать, что публичный коммуникационный процесс происходит в конкретном коммуникационном пространстве, свойственном во всех его проявлениях только данному коммуникационному процессу, на который влияет не только окружение, но и обстоятельства, его вызвавшие, а также всевозможные концептуальные фильтры, присущие внутреннему состоянию человеческого организма и, несомненно, влияющие на коммуникацию.

Также следует помнить, что смысл, содержание и значение закодированного послания полностью не равны этому же посланию после его декодирования. Это вовсе не означает, что в данном случае коммуникация не состоялась, она просто не была абсолютно совершенной. Причиной этого могут быть уже упоминавшиеся концептуальные фильтры, у участников коммуникации не совпадающие, и тогда имеет место сбой.

Но это не единственная причина непонимания сторон во время общения. Дело заключается в том, что любое коммуникационное послание проходит от источника информации к лицу, ее принимающему, на двух уровнях: объема и содержания послания и уровне отношения. Первый раскрывает, что именно было произнесено, а второй показывает, как это было сказано. Таким образом, можно говорить о том, что уровень содержания обычно кодируется вербально, а уровень отношения - невербально (мимикой, жестом, особым взглядом).

Как правило, в процессе реальной публичной коммуникации взаимодействуют обе отмеченные ранее модели коммуникации, а также интерактивная модель. В качестве примера такого взаимодействия в СИС можно остановиться на анализе проведения онлайн пресс-конференции. Она начинается с монологических выступлений представителей компании, ее организовавшей (линейная модель), затем журналисты или другие участники начинают задавать вопросы и получают на них ответы (интерактивная модель), но уже начиная со второго вопроса, интерактивная модель может перейти в транзакционную, так как он может или продолжить тему первого, или быть основанным на прозвучавшем на него ответе. Дело заключается в том, что и изначальная информация, и вопросы, и ответы на них стали достоянием всех присутствующих на пресс-конференции, а следовательно, и обратная связь строится не только на основании модели «мой вопрос - мне ответ».

Обмен сообщениями в чатах также является примером работы транзакционной модели в СИС. Во-первых, передача информации осуществляется в режиме реального времени. Во-вторых, участники одновременно оказываются и источником, и приемником информации. А в-третьих, содержание каждого следующего сообщения напрямую зависит от результатов обратной связи, полученных в ходе коммуникации.

Интерактивная модель межличностных коммуникаций и ее применение в СИС

Существует также интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Это - реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.

Круговая модель, подобно линейной, изображает коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именно поэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакционной моделью. Но для описания процессов межкультурной коммуникации и понимания ее специфики больше подходит именно круговая модель, которой мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следующих элементов: отправитель (источник) - кодирование - сообщение - канал - декодирование - получатель - обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация - это не только передача, но и понимание информации.

Отправитель (источник) - создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация (хотя в любой организации сообщения составляют люди).

Кодирование - превращение сообщения в символическую форму.

Сообщение - информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным.

Канал - путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным и массовым.

Декодирование - расшифровка сообщения, которая в результате раз- личных помех может быть более или менее адекватной.

Получатель - объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельный человек, так и организация.

Обратная связь - принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.

Согласно этой модели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедительным. Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращается в символическую форму. После этого оно по выбранному каналу передается получателю. Могут быть использованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель - это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.

Сетевая модель межличностных коммуникаций и ее применение в СИС

Развитие Интернет-технологий обеспечивает возможность принципиального снижения издержек распространения информации и межличностной коммуникации. Создаются предпосылки для повышения эффективности бизнес-организаций, социальных и политических институтов.

Однако реализация этого потенциала может быть максимально эффективно исполнена лишь тогда, когда будут выработаны наиболее комплиментарные новым средствам коммуникации организационные структуры, позволяющие обеспечивать оптимальное распределение информационных потоков. Одной из подобных структур могут оказаться так называемые общественные сети - Public Networks.

Особенностью сети является горизонтальная структура, т. е. коммуникация осуществляется не по вертикали, а по горизонтали - не начальника с подчиненным, а равноправных людей при их прямых контактах друг с другом. При этом важны следующие технические требования к организации:

каждый участник сети должен иметь доступ к любой информации об организации, а также к знаниям любого другого участника;

явным для всех является блок перспективного видения, который задает контекст (рамку) для работы всей организации;

используется стратегия интеграции и организации данных и сведений, обеспечивающая возможность для специалистов разных профилей включаться в работу сетевых организаций;

специальные автоматизированные системы должны обеспечивать для всех участников сети «видение» организации - кто в какой команде сейчас задействован, над чем она работает и т. д.

Для более гибкого выполнения производственных программ предприятия разбиваются на самостоятельные в хозяйственном, а, иногда, и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). Выделенные из предприятий сегменты часто соединяются со ставшими самостоятельными сегментами фирм субпоставщиков, конкурентов или партнеров (стратегические альянсы).

Вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Договорные отношения переносятся на обладателей долей капитала, владельцев оборудования и отдельных сотрудников. Подобное «развязывание» ресурсов выражается, прежде всего, в заключении лизинговых договоров (разделение прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере занятости рабочей силы.

Последние преобразуются в трудовые отношения с высокой долей компенсаций, зависящей от успеха выполняемых работ, и могут устанавливаться на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном предоставлении персонала предприятиями, договоров со специалистами свободных профессий и субпредпринимателями. Кроме того, благодаря возможности работы на дому с использованием телетехники и телекооперации (виртуальные предприятия) отпадает необходимость пространственного сосредоточения персонала.

Эффективность рассматриваемых организаций гарантируется низким уровнем занятости и рациональной структурой издержек. Сети исключают дублирование компетентной рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции или на внутриорганизационный обмен услугами [3].

Характерный чертой сетевых организаций является отмеченный С. И. Париновым эффект снижения трансакционных издержек, связанный с достигаемым эффектом перехода в рамках сетевых организаций к тесным, доверительным коммуникациям - «прямым персонифицированным отношениям» в терминах Дугласа Норта.

Конструирование сетевой организации

Создание сетевой организации, как в области бизнеса, так и в третьем секторе экономики, требует формирования информационного потока между его участниками. При этом необходимо обеспечить:

быстрый доступ новых участников к накопленным информационным материалам;

быстрый доступ участников проекта к новым информационным материалам;

возможность быстрого установления прямых многосторонних связей между участниками, реализующими узкую программу в рамках общего проекта.

Необходимо разработать механизм интеграции данных и сведений, обеспечивающий возможность специалистам разных профилей включаться в работу.

Нужно организовать команды, способные работать над многими задачами параллельно и последовательно, с полным видением проекта.

Организационно решить эти задачи можно за счет использования сетевой формы управления проектом, обеспечивающей максимальный доступ каждого сотрудника к необходимой информации.

Технически решение обеспечивается за счет комбинации Web-сервера, на котором публикуются все рабочие материалы с подробной рубрикацией; и системы электронных списков рассылки (на базе электронной почты и Интернет-форумов) по отдельным темам проекта и подпроектам. Важное достоинств такого механизма - его открытость, возможность подключения любого нового заинтересованного участника.

Каждый пользователь Интернета, став новым участником проекта, имеет возможность, зайдя на сервер, получить все материалы, а, подписавшись на электронный список рассылки, участвовать в их обсуждении с нулевыми издержками для организаторов проекта.

Технология организации новой рабочей группы (для разработки новой темы в рамках проекта) заключается в публикации информационного сообщения среди всех участников сети с установочными материалами и открытии нового списка рассылки.

При соответствующей информационной поддержке (некоммерческой рекламе) к проекту на безвозмездной основе могут быть привлечены десятки (потенциально - сотни) заинтересованных специалистов из регионов (исследователей, предпринимателей, чиновников местных администраций). При этом заинтересованность сторонних участников в деятельности проекта может дополнительно мотивироваться возможностями установления прямых неформальных контактов с другими участниками проекта, соображениями профессионального роста и так далее.

Если сеть хорошо организована, то теоретически каждый может войти в нее в любом месте и получить при этом доступ ко всем остальным точкам. Эти точки - люди и связанные с ними информационные, творческие, аналитические, административные и прочие ресурсы. Так возникают группы единомышленников, разрабатывающих новые программы. Стать частью сети легко - нужно знать хотя бы одну точку входа в сеть и располагать ресурсом, который может заинтересовать других. Если сеть эффективна, а предлагаемые ресурсы представляют ценность, участники сети сами устанавливают контакты.

Эффективность работы подобной организации повышается за счет личных встреч участников на конференциях, семинарах и так далее, однако они не являются непременным условием. Росту эффективности сети также будет способствовать создание базы данных, содержащей информацию о профессиональных навыках и интересах ее участников. Это позволит быстро находить людей, готовых к решению той или иной задачи.

Созданная организация (сеть) с прямыми горизонтальными связями между участниками характеризуется появлением положительных внешних эффектов. Возникает единое информационное поле, позволяющее значительно снизить издержки организации новых проектов любому из участников сети. Между ними начинает распространяться информация о располагаемых ими ресурсах: бизнес-идеях, свободных фондах, деловых контактах, вакансиях [5].

В мире, в том числе и в России, уже накоплен опыт формирования подобных сетевых организаций, например, «Moscow Organization De-ve-lop-ment Network» - организация специалистов в области организационного развития, существующая более 4 лет.

Как показывает практика, для технического обеспечения информационного взаимодействия участников сети достаточно двух человек: специалиста в области программирования и Web-дизайна, и координатора - специалиста в области содержательной стороны деятельности сети, содействующего информационному взаимодействию ее участников. Материальные издержки обеспечения информационного взаимодействия между участниками сети, имеющими доступ к Интернету, за вычетом стоимости общераспространенного программного обеспечения, близки к нулю.

Принципиальный момент здесь - использование Интернет-технологий снижает коммуникационные издержки, связанные с участием экспертов в разработке законодательных инициатив. Тем самым ослабляется действие «эффекта безбилетника» - нежелания конкретной личности нести издержки для производства общественных благ, которым, в частности, является законодательство.

Первый этап развития сетевых организаций - создание тематического сервера в Интернете и дискуссионного форума, посвященного его проблематике; обобщение имеющихся информационных ресурсов по проблеме и представление их на сервере; привлечение профессионалов - посетителей сайта к содержательному обсуждению его материалов и текстов законопроектов. Этот шаг, как было показано выше, уже проделан на целом ряде сайтов.

Затем наступает следующий и важнейший этап - организация прямых коммуникаций между пользователями сервера через механизм добровольной регистрации, подразумевающий заполнение анкеты с указанием профессиональных интересов и профессионального статуса, описанием реализуемых проектов и предложениями по сотрудничеству.

Одновременно создаются благоприятные предпосылки для активизации сопутствующей организационной деятельности: инициирования научных исследований и аналитических разработок, проведения согласованной PR-компании, организации научно-практических конференций и семинаров.

При этом статус сетевой организации - без образования юридического лица и политических амбиций, позволяет значительно снизить сопутствующие ее деятельности накладные издержки. Сетевые организации начинают активно создаваться как в рамках бизнес-проектов, так и в научных и профессиональных сообществах и общественных движениях.

МОДЕЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ЛАСУЭЛЛА

Если оценивать реальное значение научных идей американского политолога, социолога в области исследования массовой коммуникации Гарольда Дуайта Лассуэлла, то корректнее делать это в осмыслении его вклада не только в историю американской коммуникологии и коммуникативистики 20-60-х гг. прошлого столетия, а как классика мировой науки. Она состоит из пяти составляющих:

) источника информации (кто говорит);

) содержания информации (что говорит);

) способа обмена информацией (язык, коды, каналы);

) потребителя информации, реципиента (кому она передается);

) конечного результата коммуникации (конечный эффект от полученной информации).

Это одна из наиболее известных в мире моделей коммуникации была сформулирована в 1948 г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе, т. е. «равноценное просвещение эксперта, лидера и гражданина», которое в идеале помогает прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся мира в целом.

Поскольку в истории человечества «понимание и соглашение» достигались далеко не всегда, внимание исследователя было обращено к процессу движения идей внутри общественного сознания, а эффектом, к которому следовало стремиться, было заявлено донесение информации без искажений. Г. Д. Лассуэлл, в отличие от своих предшественников, выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, одной общей структуры, на каждом из которых возможно искажение информации. Предложенная им модель коммуникации известна как линейная и выглядит так: «КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?» Обратим внимание на то, что, поскольку в данной модели конечной целью был заявлен эффект, а его достижение связывалось с донесением информации (помогающей прийти к пониманию и согласию) без искажений, допущение влияния и воздействия в благих, с точки зрения коммуникатора, целях не снималось с повестки дня.

Декларация успешной, просвещающей коммуникации, в сочетании с предложенными механизмами противодействия искажениям информации, была шагом вперед в теории коммуникации; тем не менее, как показала жизнь, предложенная модель не повлияла на практику использования информационного пространства для воздействия и манипуляций сознанием людей. Не принесла она и ожидаемого социального согласия.

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.

Примером работы этой модели в СИС можно привести функционирование различных блогов. Человек формирует сообщение с определенным содержанием и оставляет его на своей странице для ознакомления. При этом отправитель для передачи информации использует интернет-канал. Получателем в этом случае является другой пользователь данного ресурса, подписанный на новости со страницы, на которой было размещено сообщение. Получив информацию, репициент каким-либо образом реагирует на нее, таким образом, реализуется эффект, на который рассчитывал отправитель. Это основные этапы процесса реализации модели Лассуэлла в СИС. Как видно из примера обратная связь в этом случае не предусмотрена, а ключевую роль играет информационное воздействие на получателя.

Также эта модель находит применение в случае распространения рекламы в социальных сетях. Рекламодатель преследует цель создания наиболее привлекательного образа своей продукции, товара или услуги. Используя модель среднестатистического покупателя, отправитель формирует сообщение такого формата, которое заинтересует наибольшее количество человек, далее посредством сетевого канала оно распространяется. Следует отметить, что эта схема используется во всех видах СИС.

Желание воздействовать на аудиторию, причем чаще в благих, с точки зрения коммуникатора, целях, не редкость и в современном информационном пространстве. Как показывают проведенные социально-диагностические исследования, такая форма коммуникации вызывает раздражение тех групп аудитории, которые не приемлют подобного способа общения, а также тех, кто придерживается мнения, противоположного тому, которое декларируется. Результатом оказывается и неумение больших групп людей адекватно понимать коммуникатора, а значит, и друг друга, иными словами, - неумение приходить к подлинному взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие средств передачи информации отнюдь не является нейтральным явлением по отношению к социальной структуре общества. Подтверждением тому станет активизация изменений в политических и экономических структурах, для анализа и прогнозирования которых может быть с успехом применены подходы институционально-эволюционной школы в экономике и школы общественного выбора.

Одновременно резко возрастает актуальность прикладных исследований в области теории управления сетевыми организациями, изучения социально-психологических аспектов взаимодействия их участников, специфики мотивации, групповой динамики, формирования корпоративной культуры.

Каждая из описанных моделей затрагивает лишь некоторые аспекты взаимоотношений коммуникатора и аудитории, и полное представление о социально-психологическом содержании социальной информационной сети (СИС) можно получить только рассматривая их все вместе. Влияние любого из перечисленных в моделях факторов обязательно сказывается на ходе и последствиях коммуникационного процесса. Наиболее значительный эффект СИС проявляется не во внезапных драматических потрясениях, возникающих вследствие каких-то особенных теле- и радиосообщений, "умно" организованных газетных статей, а в долговременной гомогенизации образов мыслей и поведения большой популяции людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарики, 1998. - 528 с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 512 с.: ил.

Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: в 2 т. - Т II. - М.: Дело, 2002. - 720 с.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 328 с. - (Серия «Высшее образования»)

Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие /

В.Б. Кашкин - Воронеж: изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.

Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие / Ж. В. Николаева - Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ, 2004. - 274 с.

Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Груше-вицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под редакцией А.П. Садохина - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 298с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!