Расчет главной подъемной установки
Введение
Главной подъёмной установкой
является установка, предназначенная для подъема угля. Проектом шахты
предусматривается применение двухскиповой подъёмной установки с цилиндрическими
барабанами.
Исходные данные для расчёта:
годовая производительность подъёма,
А, т/год - 520000 тонн;
глубина вертикального ствола, Нст,
м - 300;
назначение подъёма
- подъём угля;
число подъёмных горизонтов
- 1;
число рабочих дней в году, N - 300;
продолжительность работы машины, t, ч/сут - 15;
коэффициент резерва подъёма, С -
1,5
1. Выбор скипа.
Ориентировочная максимальная скорость подъёма
Часовую производительность подъёма
определяем по формуле:
т/ч
(1.1)
где: с - коэффициент резерва
производительности;
в-число
рабочих дней в году;
tсут
- число часов работы в сутки, ч.
Принимая высоту загрузки
скипа у подъёмного бункера hзаг
= 20 м и высоту приёмного бункера hпп
= 23 м получим высоту подъёма.
Н = Нст + hзаг + hпп
= 300+20+23 = 343 м (1.2)
Наиболее выгоднейшая
масса груза скипа
Qп
= 4,04
т. (1.3)
где: Q =10 с - продолжительность паузы.
Выбирается стандартный
скип для одноканатного подъёма:
Тип 2СН5-1; вместимость
5 м3; грузоподъёмность по углю Q
= 4; масса скипа с подвесным устройством mск
= 5,8 т; высота скипа в положении разгрузки hск
= 7,10 м; путь разгрузки hр
= 23,17 м; размеры в плане 1,54х1,85; расстояние между центрами скипов dо = 2,1 м.
Продолжительность цикла:
Т¢
= 3600 ×Q/ Ач = 3600 × 4 /173 = 83 с
(1.4)
Продолжительность
подъёма
Т = Т¢-
q
= 83 - 8 = 75 с (1.5)
где: q
- продолжительность паузы, q = 8 с ОНТП5-86.
Принимаем шестипериодный
график скорости. Ориентировочное значение максимальной скорости подъёма при
этом определяется по формуле:
Vmax(ф)
= =
=5,7
м/с (1.6)
. Расчёт каната
скип
приводной двигатель подъемный
Принимаем канаты типа ЛК-РО с
расчётными пределами прочности проволоки при растяжении s = 1666 МПа, фиктивная плотность, которых составляет gо = 0,097 МПа/м. Так как
Н <600 м, канат
рассчитываем по постоянному запасу прочности и согласно ПБ принимаем запас
прочности Z = 6,5.
Наименьшую необходимую по условиям
прочности массу 1 м каната находим по формуле:
mк
= 4,26
кг/м (1.7)
где: mо - масса концевого груза;
mo
= mск + Q = 5800 +4000 = 9800 кг
(1.8)
Но - длина
отвеса каната (с учётом высоты переподъёма hпер = 3 м)
Но = Н + hпер
= 343 + 3 = 346 м (1.9)
По ГОСТ 7668-80 выбираем
канат типа ЛК-РО; конструкция 6х36 (1+7+7/7 +14)+10С; масса 1 м смазанного
каната mк = 4,55 кг/м; диаметр каната dк
= 34,5 мм; при s =1666 МПа, разрывное усилие веса проволок в канате Qразр= 768000 Н.
Фактическое значение
коэффициента запаса прочности составит:
6,89 >
6,5 (1.10)
где: q= 9,81 м/с2 - ускорение свободного падения.
Коэффициент статической
неуравновешенности подъёма
D = 0,34
(1.11)
где: К - коэффициент
шахтных сопротивлений для скиповых подъёмов, К = 1,15.
Уравновешивать систему с
помощью хвостового каната я считаю нецелесообразным.
Орган навивки.
Принимаем цилиндрическую
однобарабанную подъёмную машину.
Необходимый по ПБ
диаметр барабана
D³
80 dк = 80 ×34,5 = 2760 мм (1.12)
Выбираем подъёмную
машину со следующей характеристикой: тип ТЦ-3х2,2; диаметр
барабана D = 3 м, ширина барабана В = 2,2 м; максимальное статическое
натяжение канатов 140 кН, максимальная разность между статическими натяжениями
канатов 140 кН, передаточное число редуктора i
= 11,5; 20; 30; допустимая скорость подъёма 8,0 м/с, массовый момент машины без
редуктора и двигателя GDбар2
= 1500 кН.м2; масса машины с редуктором без электрооборудования 75
тонн.
Проверка барабана по
ширине.
Необходимую ширину
навивочной части барабана вычисляем по формуле:
Во =
2132 мм (1.13)
где: h = 35 м - резервная длина каната для испытаний;
nх
- постоянное число витков трения каната (для барабанов с металлической
футеровкой по ПБ, nх
= 5;
l
= 2 витка - расстояние между центрами витков навивающейся и свивающейся ветвей;
S
- зазор между смежными витками канатов, мм (при расчётах принимается при d = 30 мм, S
= 3 мм);
Проверка барабана на
статические нагрузки.
Максимальное статическое
натяжение в канате согласно формуле:
(1.14)
где: Ктр -
коэффициент шахтных сопротивлений для груженной ветви каната (для скипового
подъёма Ктр = 1,09).
Максимальную разность
между статическими натяжениями канатов можно ожидать в начале подъёма
нормального груза или в момент навески новых канатов.
В первом случае
Тmax =(K×Qn + mк×H) q = (1,15 ×
4000+4,55×343) × 9,81 = 60436<140000Нт(2.53)
Во втором случае
где: Кпор -
коэффициент шахтных сопротивлений для порожней ветви каната, при расчёте
принимается для скипов 1,06.
Расположение подъёмной
машины относительно ствола шахты.
Направляющие шкивы на
копре располагаем на одном уровне от устья ствола.
С учётом норм ПБ диаметр
направляющего шкива должен быть Dшк³2760
мм. Выбираем стандартный шкив со следующими техническими показателями:
тип ШК-3; диаметр шкива
3,0 м; диаметр каната £37,0 мм; статическое натяжение каната £
928 кН; маховый момент шкива ВD2мк
= 96 кН.м2.
Высоту копра
рассчитываем по формуле:
к
= hпп + hо + hл + 0,75 Rш, м
(1.16)
hк = 23 +
7,10 +3 + 0,75 × 1,5 = 34,22 м
Выбираем копер,
грузоподъёмность скипа 4 т; высота бункера hпп
= 23 м; высота копра hк
= 35 м.
Действительное значение
высоты переподъёма составит:
пер
= hк - (hпп + hо + hл + 0,75 Rш)
= 35 - (23+7,10+0,75×1,5) = 3,77>2,5 (1.17)
Элементы расположения
подъёмной машины относительно ствола шахты показаны на схеме 2.1. В расчете
приняты: расстояние между осями подъёмных канатов dо
= 2100 мм, расстояние между осями подъёмного каната и барабана Е= 45 м.
Длина струны
L
= 54,96
м (1.18)
где: Со -
превышение оси барабана над нулевой отметкой, м.
Угол наклона нижней
струны к горизонту.
j = arctgarctg
37o17¢
Линейные отклонения
каната на барабане от плоскости шкива показаны на схеме 2.2.
ан = -
137,5 мм (1.19)
где: атр
- ширина витков трения, мм.
атр
= nтр (dк
+ S) = 5 (34,5 + 3) = 187,5 мм
(1.20)
ав
= 1680
мм (1.21)
где: Вз¢
- ширина навивочной поверхности барабана, соответствующая одной ветви каната,
при однобарабанных подъёмных машинах, мм.
Вз¢
= 1730
мм (1.22)
Значение углов
отклонения струны канатов соответственно будут:
ан
= 0о08¢<
1о30¢ (1.23)
ав
= 1о30¢
= 1о30¢ (1.24)
3. Приводной
двигатель и редуктор
Для удовлетворения ориентировочной
максимальной скорости подъёма необходима частота вращения барабана.
nб
= 36,3
об/мин (1.25)
Принимаем редуктор с
передаточным отношением i
= 11,5.
Требуемая частота
вращения приходного двигателя
nдв
= nб×i
= 36,3 ×
11,5 = 417,5 об/мин (1.26)
Выбираем стандартную
частоту вращения синхронного двигателяnс
= 300 об/мин, номинальная частота с учётом скольжения составит nн = 290 об/мин.
Действительное значение
максимальной скорости подъёма
Vmax
= 3,96
м/с »
11,0 м/с (1.27)
Ориентировочная мощность
приводного двигателя согласно формуле:
Рср = 231
кВт (1.28)
где: h
- КПД редуктора (для редукторов современных подъёмных машин) (h
= 0,95¸0,98);
e
- коэффициент эффективного усиления подъёма, при ориентировочных расчётах
принимается 1,15¸1,35.
Выбираем двигатель со
следующей технической характеристикой: типа АКН2-17-31-20;
мощность Рн = 315 кВт, частота вращения nн
= 290 об/мин; ток статора 48 А; ЭДС ротора Ен = 535 В, ток ротора Iн = 335 А, перегрузочная способность 2,3, КПД двигателя 0,91;
маховый момент ротора GD2рот
= 14,8 кН.м2.
Расчётное значение
момента вращения на тихоходном валу редуктора рассчитываем по формуле:
М=182478
Н.м
где: Rб - радиус навивки, м.
Выбираем редуктор:
тип ЦДН-150, межцентровое расстояние 1500 мм, передаточное число i= 11,5, момент вращения на ведомом валу 200 кН.м, скорость
вращения приводного вала не более 600 об/мин, маховый момент на тихоходном валу
GD2ред = 220 кН.м2, масса редуктора 13,24 т.
Приведенная к окружности
барабана масса подъёмной установки:
где: Lк - длина одной ветви подъёмного каната, м.
Lк
= Н + hпер + L + mтрpD = 343+3,77+54,96+5×3,14×3
= 449 м (1.30)
приведенная масса
барабана:
, кг (1.31)
кг
приведенная масса ротора
двигателя:
, кг (1.32)
кг
приведенная масса
редуктора:
, кг (1.33)
кг
приведенная масса
направляющего шкива составит:
, кг (1.34)
кг
Выбор величин ускорения
и замедления.
Величину ускорения
выбираем из условия максимального использования перегрузочной способности
двигателя в период пуска.
Усилие на ободе барабана
в период пуска.
Fпус
= (КQ + mкH) qåm¢а1 = (1,15×4000+1,55×343)
9,81+62963а1 (1.35)
Номинальное усилие
двигателя на ободе барабана составит:
Fн
= Н
(1.36)
Принимаем среднее
значение коэффициента перегрузки за период пуска.
максимальное усилие на
ободе барабана составит:
Fmax
= lпуск×Fн = 1,38× 74812 = 103240 Н (1.37)
Приравнивая, Fпуск = Fmax
определяем:
а1
= 0,68
м/с2 (1.38)
Принимаем а1
= 0,7 м/с2.
Допуская скорость выхода
скипа из разгрузочных кривых Vо
= 1,2 м/с
определяем величину
ускорения за этот период:
Qo=
0,33»
0,3 м/с2 (1.39)
где: ho - путь разгрузки скипа, м.
Осуществляем тормозное
замедление, величину которого принимаем так, чтобы тормозное усилие в конце
периода замедления составляло в среднем одну треть веса полезного груза:
Fтор
= - 13080
Н (1.40)
Допуская, что скорость
дотягивания (Vп = 0,5 м/с) достигается до входа скипа в разгрузочные кривые на
расстоянии 1,5 м усилие на ободе барабана определится:
F
=
= 32824 - 62963а3
(1.41)
Приравнивая последнее, в
Fтор определяем величину основного замедления.
а3
=0,1
м/с2
Принимаем а3
= 0,7 м/с2
Замедление стопорения
машины в конце подъёма берется равным ас= - 1,0 м/с2.
Окончательно
устанавливаем следующие расчётные значения ускорений и замедлений.
Ускорение при
перемещении скипа в кривых - 0,3
Нормальное ускорение
скипа вне кривых - 0,7
Основное замедление -
0,1
Замедление стопорения
- 1,0
4. Расчёт графика
скорости
Скорость выхода скипа из кривых
Vo
= 1,14
м/с (1.42)
Продолжительность
периода ускорения при перемещениях скипа в кривых:
tо
= 3,8
с
(1.43)
Продолжительность
периода нормального ускорения
t1
= 4,08
с (1.44)
Путь, пройденный в
период нормального ускорения
Х1 =10,5
м (1.45)
Время стопорения при
скорости дотягивания (tс
= 0,5 м/с) до полной остановки.
tc
= Vn /Qc
= 0,5/1,0 = 0,5 с
(1.46)
Путь стопорения
Хс
= Vntc / 2 = 0,5 ×0,5
/ 2 = 0,125 м (1.47)
Путь, пройденный за
период дотягивания
Хп
= hp + 1,5 - Хс =
2,17+1,5-0,125 = 3,55 м (1.48)
Продолжительность
периода дотягивания
tn
= Xn / Vn
= 3,55/0,5 = 7,1 с
(1.49)
Прямолинейный участок
разгрузочных кривых составляет около 1 м. Соответственно разгрузка скипа
начнется после прохождения скипом расстояния 1,5+1,0= 2,5 м от начала периода
дотягивания, на что уйдет время.
t¢¢п
= 5
с (1.50)
Продолжительность
основного периода замедления
tз
= 35с
(1.51)
Путь основного
замедления
Хз
= 78,75
м (1.52)
Путь движения скипа с
максимальной скоростью
Х2
= Н - (2ho + 1,5 +Х1 +Х3)
= 283 - (2×2,17+1,5+10,5+78,75)
= 187,91 м (1.53)
Продолжительность
периода движения с максимальной скоростью
tм
= 47
с (1.54)
Продолжительность
подъёма общая
Т = tо + t1
+ t2 + t3
+ tп + tс
= 3,8+4,08+47+35+7,1+0,5 = 97,5 с (1.55)
Продолжительность цикла
Т = Т + q
= 97,5 + 8 = 105,5 с » 106с (1.56)
Годовая производительность
подъёма
Аф = 611321
т/год (1.57)
Коэффициент резерва
подъёма
Сф = Аф
/ А = 611321 / 520000 = 1,18 < 1,5 (1.58)
5. Расчёт движущих
усилий
Уравнение подъёма с учётом численных
значений параметров принимает следующий вид:
F=[(K - BcR - mKH - 2X)] q±åma = [(1,15 - Вс) 4000+4,55 (343-2Х)] 9,81±62963а= 60436 -89,3Х±62963а
(1.59)
Определим значения движущих усилий
на ободе барабана в разные периоды подъёма в начале подъёма (Х=0; а
= 0,3 м/с2)
F1 = 60436+62963 × 0,3 = 79325 Н
(1.60
в конце периода ускорения в
разгрузочных кривых (Х=hp= 2,17; а = 0,3 м/с2)
в начале периода нормального
ускорения (Х= 2,17; а = 0,7 м/с2)
F3 = 60436 - 89,3× 2,17+62963 × 0,7
=104316 Н (1.62)
в конце периода нормального
ускорения (Х= 2,17+10,5=12,67; а = 0,7 м/с2)
F4 = 60436 - 89,3× 12,67+62963 × 0,7
=103379 Н (1.63)
в начале периода движения с
максимальной скоростью (Х= 12,67; а = 0 м/с2)
F5 = 60436 - 89,3× 12,67 = 59305 Н
(1.64)
в конце периода движения с
максимальной скоростью (Х=12,67+187,91=201; а=0)
F6 = 60436 - 89,3× 201 = 42486 Н
(1.65)
lmax
= 1,38
(1.66)
где: Fmax - наибольшее усилие на окружность
барабана, Н, принимается по графику усилий (рис. 3.1), а также по расчёту;н
- номинальное усилие двигателя по окружности барабана, Н.
Для обеспечения достаточного момента
вращения двигателя при падении напряжения в питающей сети коэффициент перегрузки
должен удовлетворять условию:
lmax£ 0,85×lн= 0,85 ×2,3=1,95
,38 £ 1,95 условие выполняется.
6. Расход
электроэнергии и КПД подъёмной установки
Требуемая энергия за один подъём в
идеальных условиях
Wид
= 3,74кВт.ч
(1.67)
Фактический расход
электроэнергии за один подъём
Wф
= 4,96кВт.ч
(1.68)
КПД подъёмной установки
hуст
= Uпд /Wф
= 3,74 / 4,96 = 0,75 (1.69)
Удельное значение
фактического расхода электроэнергии на подъём одной тонны поднимаемого груза
Wф1т
= Wф /Q = 4,96 / 4 = 1,24
кВт.ч/т (1.70)
Годовой расход
электроэнергии
год
= Wф1т× А = 1,24 × 520000 = 644800 кВт.ч (1.71)
В комплект аппаратуры
управления шахтной подъёмной установки входят: реверсор РВМ-150 для управления
статорной обмоткой подъёмного двигателя; тахогенератор П41, выполняющий роль
датчика скорости; три преобразовательных двухмашинных агрегата, один из которых
служит источником питания при динамическом торможении, два других для питания
цепей управления постоянного тока напряжением 220 В; ящики резисторов,
применяемые как реостат в цепи ротора (КФ-22М); потенциометрический резистор в
цепи тахогенератора (ЯС-3) и установочный резистор в цепи возбуждения
генератора динамического торможения (ЯС-3); пульт управления подъёмной машиной
ПШП, панель управления ПГВ 6701 для управления в цепи ротора подъёмного
двигателя; панель управления ПГВ 6901-43АЗ для управления динамическим
торможением; блок управления БУ514 для управления электродвигателем агрегата
динамического торможения; станция ПГХ 5015-53МЗ для управления вспомогательными
приводами; сельсиндатчики БД 501НА, работающие как датчики указателя глубины;
регулятора ограничения скорости ДОС-5914; регулятора давления для управления
тормозным приводом и автоматизации компрессора; магнитные включатели для защиты
от износа колодок; магнитные выключатели для защиты от переподъёма; блокировки
механизма перестановки (ВК-300оС), для контроля давления воздуха и
другое малогабаритное электрооборудование.