Сенсорное воспитание детей раннего возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,99 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Содержание

Введение

. Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников

. Зарубежная и отечественная системы сенсорного воспитания

. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

. Содержание сенсорного воспитания

Заключение

Литература

Введение

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания[3,с.14]. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Тема работы: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». Актуальность выбранной темы определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Данную проблему решает сенсорное воспитание.

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека»[5,с.34].

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Цель работы - изучить теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Объект исследования: сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Предмет исследования: содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Задачи:

.Раскрыть значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников.

.Дать анализ зарубежной и отечественной систем сенсорного воспитания.

.Изучить процесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.

.Раскрыть содержание сенсорного воспитания.

1.Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников (особенности, понятие, задачи, этапы)

сенсорное воспитание дошкольник

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[13,с.58] Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень[14,с.61].

Задачи сенсорного воспитания дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.

Л.А. Венгер, В.С. Мухина указывают такие задачи:

) ознакомление с сенсорными эталонами;

) обучение детей способам использования сенсорных эталонов;

) обучение планомерному обследованию предметов[15,с.113].

Ознакомление с сенсорными эталонами в младшем дошкольном возрасте предполагает организацию усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям. Так же ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины. Ознакомление с сенсорными эталонами в старшем дошкольном возрасте предполагает выполнение заданий, требующих понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов - участие восприятия и мышления. Например, группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур, относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты, величины и т.д.[15,с.119]

При ознакомлении с сенсорными эталонами дети усваивают и их названия, но это не должно становиться главным в обучении. Обучение способам использования сенсорных эталонов предполагает постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений.

При обучении планомерному обследованию предметов в младшем и среднем дошкольном возрасте используются задачи типа загадок, составление изображений предметов из частей, руководство словесным описанием предметов. В старшем дошкольном возрасте используются задания, требующие от детей подробное словесное описание предметов и их свойств.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ[21,с.49].

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно так же выделить задачи в сенсорном воспитании и развитии детей, исходя из их возраста.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины[21,с.54].

Таким образом, сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Используя особую восприимчивость детей к педагогическим воздействиям, направленным на развитие сенсорного восприятия, можно добиться достижения ими к пяти годам уровня этого развития, обычно наблюдающегося лишь к концу дошкольного детства.

2.Зарубежная и отечественная система сенсорного воспитания

Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности». Под самодеятельностью Фребель понимал стремление человека осуществить свое предназначение как стремление, данное природой каждому индивидууму, благодаря чему отдельный человек, создав собственный мир представлений, соединяет его с внешним миром[22,с.52].

Таким образом, по Фребелю, самодеятельность есть процесс познания объективного мира, самого себя (своей собственной природы), обеспечивающий формирование собственного «я». Поэтому он обращается к родителям с призывом не глушить в детях активность, самодеятельность: «Если вы желаете впоследствии и в надлежащее время помощи от ваших детей, то воспитывайте с ранних пор в них инстинкт деятельности… хотя бы это стоило вам некоторой борьбы над собою и некоторых жертв; это вознаградит вас сторицею впоследствии, подобно хорошему плоду на хорошей почве»[22,с.69].

По убеждению Фребеля, божественное начало проявляет себя в человеке и через человека в виде четырех основных стремлений: религиозного, стремления к труду, художественного (эстетического) и познавательного. Указанные виды стремлений определяют основные цели воспитания - религиозное и нравственное, физическое и трудовое, эстетическое и умственное.

Вся педагогическая система Фребеля пронизана религиозной направленностью. Там, где реализуется идея единства религии, трудолюбия и умеренности, там, по выражению Фребеля, земной рай, мир, отрада, благодать, милость и благословение. Благодаря религии «становится возможным настоящее, истинное воспитание, воспитание человека»[20,с.217].

В единстве с религиозным воспитанием Фребель рассматривал и воспитание трудолюбия. Ему принадлежит идея о воспитывающем значении труда, это он выдвинул задачу развития творческих сил и способностей ребенка через ручной труд. Особенное внимание, как считал Фребель, следовало уделять раннему приучению детей к труду, активности и самостоятельности. Духовному же развитию человека в дошкольном возрасте, по Фребелю, лучше всего способствует игровая деятельность, которая не «есть пустая забава», а «имеет высокий смысл и глубокое значение». Поэтому он и призывал: «заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец»[22,с.71].

Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.

Рассматривая человека как часть природы, Фребель отмечал: сама природа - не только объект познания, но и «прочная основа продуктивного и благодатного воспитания и образования отдельного человека, а равно и всего человеческого рода»[6,с.201]. Вот почему дошкольное учреждение надо окружить садом, где должны быть грядки для детей, чтоб они учились ухаживать за растениями; каждый ребенок должен иметь небольшую грядку (в один квадратный метр) и сажать на ней то, что он захочет. Близость детей к природе - одна из замечательных педагогических идей первой половины XIX века.

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений[22,с.91].

Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур. Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности»[6,с.208]. Справедливости ради заметим: ознакомлению с предметами различной формы Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом[6,с.210].

Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки - мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.

Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгая последовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. Однако отметим: заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не только занимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее методику, более того, осуществил свои идеи практически в созданных им детских садах. Фребель был убежден: заложив основы формирования личности в дошкольном возрасте в процессе правильно организованной игры, можно обеспечить дальнейшее воспитание ребенка. Ведь неслучайно он подчеркивал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе»[22,с.101].

Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.

Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России. Фребелевские общества, объединяющие представителей прогрессивной русской интеллигенции, содействовали распространению идей великого немецкого педагога, созданию дошкольных учреждений, способствовали улучшению семейного воспитания детей. При этих обществах создавались курсы для подготовки воспитательниц для семей и детских садов по системе Фребеля.

К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, подвергая критике философские основы педагогической системы Фребеля - авторитарность, догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее, не отрицали и положительных сторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие дошкольной педагогики. В наше время, время переоценки ценностей, следует вновь вернуться к изучению и освещению педагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого. Наследие Ф. Фребеля и тех, кто способствовал распространению его учения в России, еще ждет своих исследователей.

«Мне кажется, что зря мы Монтессори целиком выбросили…» - говорила надежда Константиновна Крупская на московском собрании педагогов нулевых групп (1931 г.), не раз она обращала внимание теоретиков и практиков дошкольного воспитания на необходимость критического изучения педагогических взглядов и педагогического опыта Фребеля и Монтессори[6,с.213].

Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870-1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения - это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет - различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, - пишет Монтессори, - и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры»[10,с.28]. Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них - с гладкой отполированной поверхностью, другой - с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками»[10,с.29].

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

Елизавета Ивановна Тихеева - яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому - многолетние запреты, а порой и шельмование русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного»[19,с.48]. Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.

Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира - как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве[19,с.49].

Самое серьезное внимание в детском саду, как считала Тихеева, следует уделять обучению, т.е. учить дошкольника умению наблюдать, свободно говорить на родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и животными и т.д. Вместе с тем Тихеева прекрасно понимала: детский сад не школа, и занятия не должны копировать школьные уроки. Разработанные ею занятия, отличающиеся оригинальной методикой, соответствующие природе ребенка-дошкольника, вошедшие в золотой фонд отечественной дошкольной педагогики, построены на наглядности, с широким использованием дидактических игр и игровых упражнений. Смело можно утверждать: ученый проявила удивительное знание психики дошкольника.

Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников - центральные в творчестве Е.И. Тихеевой. Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств[6,с.204]. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности.

Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал - естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины). Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии). «Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, - писала она, - требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…»[19,с.50].

Своеобразие методики Тихеевой - разнообразие активных видов детской деятельности.

3.Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

Процесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста ориентирован на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлен на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

В основу первого принципа процесса формирования сенсорных представлений положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.[21,с.57]

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения»[21,с.59].

Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.

Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.

Число занимающихся может быть разным - от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2-4 детей более старшего возраста. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6-8 детей[14,с.72].

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности[14,с.78]. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими.
Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.
На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим[2,с.51]. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия[4,с.60].
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным - синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, желтым - оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 г. - 1 г. 3 мес. 1-2 раза в неделю, с более старшими - 1 раз в 2 недели. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др[2,с.52].

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Однако не следует думать, что с этого возраста при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях[5,с.40].

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем[5,с.79]. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;

снова посмотри на свой предмет;

найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;

покажи его воспитателю;

положи свой предмет рядом с образцом[2,с.54].

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:

возьми предмет;

посмотри на мои игрушки;

положи свою игрушку вместе с моей такой же.

Многим детям начиная с 1 г. 9 мес- 1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопросов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно.
Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету)[2,с.58].
Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.
Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно-психического развития детей или степень их организованности (под степенью организованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выполнять его инструкцию и т.д.)[9,с.26].
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.[13,с.61]

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания[].

4. Содержание сенсорного воспитания

Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета[4,с.105].

Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектраЛисты бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, "домик". Квадраты тех же цветов - "дверцы . Тот не материал меньшего размера на каждого ребенка Дидактическая игра "Спрячь мышку!" Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов Большие листы бумаги шести цветов - "комнаты". Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы -Иван-царевич и Марья-царевна "Разноцветные комнаты". Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по "комнатам" подходящего цвета ----------------6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями Лото "Цвет". Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) , и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей картеОзнакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый" "темный", "светлее" "темнее" Э т а л оны двух светлотных оттенков красного цвета Две большие банки с наклейками - светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки "Окраска воды". Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале - светло-красную, набирая на кисть немного краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем более темную, набирая на кисть побольше краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки-------------Эталоны двух светлотных оттенков шести.- цветов Гуашевые краски шести цветов, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточкиЗанятие проводится аналогично предыдущему, но каждый ребенок выбирает одну из шести красокЗакрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении тех оттенков любого цвета; словесное их обозначениеЭталоны трех светлотных оттенков шести цветов Гуашевые краски шести цветов, по три баночки с водой на каждого ребенка, кисточки Дети учатся получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: "темный", "светлее", "самый светлый" Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести' цветов и их оттенков, игрушка царь-Разноцвет; листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в шесть цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка Дидактическая игра "В царстве царя-Разноцвета". Дети слушают сказку о том, что в царстве царя-Разноцвета все игрушки жили в своих домиках (все синие -в синем, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки разных светлотных оттенков, определяют, в каких домиках они живут, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткамОбруч, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков на каждого ребёнка; квадраты шести цветов - образцы "Подбери предметы похожего цвета". Дети играют - к кому покатился обруч, тот выполняет задание - подбирает предает такого же цвета (включая его оттенки), что и образец, выбирает ребенка, который назовет цвет и оттенок предметаИгрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по три), разноцветные прямоугольники - "чеки" Дидактическая игра "Магазин". Дети приходят в магазин и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета. Затем дети получают "чеки" (карточки того или иного цвета). Чтобы купить игрушку, надо, чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). В конце игры дети рассматривают купленные игрушки, называя их цвета и оттенкиОзнакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет Цветовой спектрКартина "Радуга"; листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги на каждого ребенка; клей, кисти Аппликация "-Радуга". Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение "Цвета радуги", обращают внимание на последовательность цветов на картине. Далее рассматривают образец незавершенной аппликации, самостоятельно раскладывают цветные полоски в нужной последовательности, затем наклеивают их, завершая аппликациюОбучение детей высветлению цвета с помощью белилЭталоны двух светлотных оттенков красного цвета Два образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям; гуашь красная и белая, бумага, палитры на каждого ребенка, кисточки, саночки с водой "Рисование орнамента". Дети рассматривают два образца орнаментов, образца внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее учатся, как делать светлую краску смешением белой и красной красок на палитре. Затем дети смешивают краски и рисуют выбранный ими орнамент по одному из образцов)Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлотеСериационный ряд из трех оттенков синего цвета Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты, листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь синяя и белая на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой "Три воздушных шарика". Дети вместе с воспитателем рассматривают, как раскрашены шарики: самый светлый, потемнее, самый темный, далее под руководством воспитателя смешивают на палитре с белилами большее или меньшее количество краски, получая нужные оттенки. Затем дети раскрашивают шарики: сначала светло-синий, затем потемнее, самый темный -чистой синей краскойСериационный ряд из четырех оттенков любого из шести цветов Рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты; краски белая и другого цвета (на разных столах - разные), листы с контуром пирамидки, палитры на каждого ребенка, кисти, баночки с водой"Пирамидка". Занятие проводится аналогично предыдущему, но дети работают каждый со своим цветом, получая его оттенки и раскрашивая кольца пирамидки, составляя так им образом светлотный рядОбучение детей подбору предметов по олову, обозначающему цветЭталоны шести цветов спектра с их словесным обозначением Однотонный палас, белые круги ("серединки" цветов), по четыре "лепестка" разного цвета на каждого ребенка "Вышиваем ковер". Дети украшают ковер цветами: к расположенным на ковре "серединкам" подбирают лепестки разного цвета по слову-названию: "Вышиваем красные лепестки!", "Сейчас вышиваем синие лепестки!" и т.д. Дети "вышивают" ковер, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными

Анализируя содержание занятий по формированию и развитию сенсорного качества у дошкольников, отметим, что содержание обучения предусматривает последовательное усложнение изучаемого материала от ознакомления дошкольников шестью цветами спектра и их названиями, процессом идентификации цвета до таких сложных операций как высветление цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте. Средством обучения являются эталоны шести цветов спектра и усложняющиеся эталоны цветовых оттенков. Обучающая деятельность детей проходит в форме различных по направленности и содержанию дидактических игр, занятий по раскрашиванию объектов по предложенному образцу, раскрашивание объектов по устному объяснению воспитателя.

Таким образом, занятия строятся по принципу систематичности, усложнения содержания обучения, дидактической наглядности, соответствия возрастным особенностям дошкольников.

Заключение

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева и др.). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Литература

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С.34-39.

Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С.51-59.

Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ, 2007, 322с.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. - М., 2008,269с.

Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. - М., 2007, 437с.

. Ивакина Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С.105-111

Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.3-е изд.испр.и доп. - М., 2008, 184с.

Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С.24-28.

Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11, С.28-32.

Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007, 160с.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». /Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Под ред. Т.С. Комаровой, 4-е изд., доп. раб. - М.,2007, 154с.

Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С.58-70.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - М., 2008, 259с.

Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2008, 358с.

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой 2010г, 311с.

Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. - М.: «Учебная литература», 2007, 243с.

Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр « Академия». - М., 2009, 365с.

Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10, С48-50.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006, 461с.

Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., 2008, 371с.

Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.

Похожие работы на - Сенсорное воспитание детей раннего возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!