Технологии социальной работы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технологии социальной работы

1.Основные структурные элементы технологического процесса в социальной работе

Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.

Выработка и выбор способов воздействия предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы.

Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта, включая распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.

Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.

Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:

. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.

. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.

. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.

Таковы основные этапы технологического процесса социальной работы.

2.Перечислите принципы социальной работы при решении личностных проблем в виде конспекта

Принципы решения личностных проблем:

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы.

- Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий.

Социальное противоречие - это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности.

- В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

. Стадия тождества. Она характеризуется возможностью возникновения противоречия из-за наличия пусть даже несущественных различий.

. Стадия существенных различий. Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.

. Стадия противоположностей. Эта стадия характеризуется поляризацией антагонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.

. Стадия конфликта. На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.

С технологических позиций, в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться следующих принципов:

системный подход при анализе и решении личностных проблем;

соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам;

опора на физические и духовные ресурсы клиента;

контроль действенности применяемого инструментария;

коррекция содержания, форм и методов в процессе работы.

3.Опишите сущность и значение типологии социальных технологий

Типология в социальной работе: а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий; б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат применения тех или иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентировочную функцию.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

степень зрелости социальных объектов;

инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

социально-экономические;

социально-политические;

социальные;

духовные.

Целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента - основная функция технологии социальной работы.

Социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем - процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа - это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем - процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:

динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

4.Перечислите основные требования к формулированию цели в социальной работе

В технологии социальной работы цель выполняет ряд функций:

ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет социальный работник;

обеспечивает конкретизацию проблемы;

помогает определить способы действий.

Цель и принятое решение не тождественные понятия: в содержание правильно сформулированной цели входят варианты и логические принципы решения проблемы.

К принципам можно отнести следующее:

. Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации.

. Определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие.

. Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач.

. Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться по сути средством достижения других, более отдаленных или побочных целей. Поэтому, если не учитывается возможность побочных результатов, это может привести к непредвиденным последствиям.

. Определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления.

. Выявление переменных проблемной ситуации - управляемых и неуправляемых. Большинство людей подходит к решению проблем со своими уже сложившимися представлениями о влияющих на них факторах. Это представление обусловлено образованием, жизненным опытом и информированностью. Стоит эти представления «законсервировать», и они лишают нас творческого подхода к постановке и решению проблемы.

При формировании цели важно определить, какие условия и относящиеся к ней обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие - нет.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания - их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы. Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью - основное правило технологии.

Таким образом, целеполагание - важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы.

5. Заполните таблицу «Характеристика принципов социальной диагностики»

№ п/пНазвание принципа социальной диагностикиСодержание принципа социальной диагностики1.Принцип конфиденциальностиНеразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.2.Принцип научной обоснованностиРезультаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.3.Принцип ненанесения ущербаДиагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.4.Принцип объективностиВыводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.5.Принцип эффективностиНе следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

6. Представьте методы социальной адаптации, применяемые в социальной работе в виде блок-схемы

адаптация социальный личностный

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека - субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

7. Опишите значение индивидуальных и групповых методов терапии.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальттерапии и т.д.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

учебные группы. Здесь, помимо получения знаний, есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;

группы совместной деятельности. Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. Например, занятия спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др.;

группы для родителей. Являются разновидностью учебной группы, но только имеют более широкие цели. Например, воспитание детей, анализ темы «Секс и совместная жизнь» и др.;

мужские и женские группы. Например, для решения проблемы роли женщины в современном обществе, освобождения от гнета, развития солидарности. Кризисные моменты: изнасилование, жестокое обращение, развод, возрастные проблемы.

Технология работы в группе решает следующие задачи:

исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;

предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);

обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критические периоды роста;

утверждение личности;

воспитание чувства гражданственности.

8. Заполните таблицу «Характеристика основных методов социальной терапии» (всего 11 пунктов)

№ п/пНазвание метода социальной терапииСодержание метода социальной терапии1.Трудовая терапия.Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Особое значение трудовая терапия приобретает при психических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения.2.Терапия самовоспитанияСамовоспитание - это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я». Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; 4) создание желаемого образа «Я»; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я-образа» в различных ситуациях деятельности и общения; 8) «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.3.Дискуссионная терапияв дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов. основные содержательные моменты групповой дискуссии: 1) знакомство членов группы; 2) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; 3) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; 4) нарастание сопротивления и агрессии в отношении руководителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым жизненным опытом; 5) вскрытие истинных чувств к руководителю, их переработка, выработка групповых норм в отношении руководителя; 6) вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью; 7) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в работе группы, норм и традиций группы; 8) анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельного человека - собственно «рабочая фаза» групповой терапии, в ходе которой решаются ее основные задачи: коррекция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация достижений; 9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов.4.Социотерапиявоздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д.5.Музыкотерапияиндивидуальные музыкотерапевтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности. Вместе с тем, возможны здесь и отрицательные моменты, - у клиентов возникает повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность и т.д. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных, участвующих в данном терапевтическом действии. Для некоторых клиентов метод музыкотерапии является трудной формой, особенно если подопечный ощущает недостаточность музыкального образования или не имеет музыкального слуха.6Ритмотерапиядает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.7Арттерапиялечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода: - использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; - побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; - использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов; - творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом.8Цветотерапияпозволяет использовать цветовые предпочтения в качестве диагностического метода. В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих клиентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет одежды, галстука и т.д.) В отдельных случаях «социализированные» (и потому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении, цвет флага и т.п.). Иногда следует обратить внимание клиента на целесообразность специального выбора цвета одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т.д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. При всех спорах о действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются некоторые общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны у красного спектра, затем у оранжевого, желтого и т.д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать клиентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.9Психогимнастикаодна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, - свои и другого человека.10Натурпсихотерапиялечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Значение этого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.11Логотерапияразговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе. Это приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности.12БиблиотерапияВ процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента

Список литературы

1.Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

2.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 427 с.

.Теория социальной работы: Учебно-практическое пособие / Сост. - О.А. Гордилова. - Белгород: Издательство БелГУ, 2006. - 132 с.

4.Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. Т38 учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

Похожие работы на - Технологии социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!