Социальная терапия, ее сущность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная терапия, ее сущность

терапевтический социальный инвалид престарелый













Социальная терапия, ее сущность

1. Сущность и содержание социальной терапии

.1 Сущность социальной терапии

Социально-бытовые неурядицы, стрессовые ситуации ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека.

Сегодня любой из нас испытывает на себе как непосредственное воздействие некоторых неблагоприятных обстоятельств, так и опосредованное - через окружающую социальную среду. Например, в Москве в среднем 5 из 10 жителей в той или иной степени нуждаются в помощи психиатра, а в северо-восточном округе столицы - 7 из 10. Поэтому социальному работнику, применяющему различные виды и методы социальной терапевтической помощи, необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными, профессиональными и личностными особенностями людей.

Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение».

Как известно, в медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства, физиотерапия, фитотерапия, мануальная терапия и многое другое. Наряду с использованием традиционных методов делаются попытки найти другие формы лечения, например, применяется иглотерапия, или такой экзотический вид врачевания, как «дельфинотерапия», при котором, по мнению некоторых специалистов, в результате общения с дельфинами у детей восстанавливаются двигательные способности, улучшается речь, кровообращение, снижаются боли. Кстати, лечение с помощью дельфинов в США используется уже более 30 лет.

В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы.

Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.

Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:

макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;

мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;

микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

Сущность социальной терапии как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее основе лежит идея «лечения», то есть достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.

Социальная терапия вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.

Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.

Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:

исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

предупреждение дисфункций;

обеспечение нормального развития субъекта;

самоутверждение личности субъекта.

Даль В.И. дает следующую трактовку понятия «терапия»: терапия или терапевтика от греческого лечебное искусство, врачеванье; часть общего врачебнословия.

Портнов А.А., Федотов Д.Д., Александровский Ю.А. рассматривают психотерапию как «лечение при помощи психического воздействия на человека», лечение болезни.

Медицинская практика рассматривает психотерапию в широком смысле как «систему отношения врача к больному», которое «мобилизирует его волю к выздоровлению, и узком смысле как лечение психиатрических заболеваний «словом», т.е. внушением - гипнозом и убеждением - беседой, которое носит в контексте специфически психиатрического лечения вспомогательный характер.

1.2 Виды социальной терапии

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.

. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. Этот вид социально-терапевтического воздействия требует от социального работника или другого специалиста высокой профессиональной квалификации, личного такта, способности к пониманию и сочувствию.

. Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций.

. Семейная терапия - работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять гораздо более широкий спектр её разновидностей.

К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие.

. Трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностей человека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим, организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми, расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.

. Терапия самовоспитания представляет собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам человек.

Однако, эта деятельность должна осуществляться под контролем социального работника, психолога, педагога или других специалистов. Их задача состоит в том, чтобы, во-первых, научить человека вышеуказанным приёмам деятельности и, во-вторых, контролировать ход процесса самовоспитания клиента с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений его личности.

. Дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументировано её отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей.

1.3 Основные, функции, цели и задачи социальной терапии

Социальная терапия как технология социальной работы входит в систему общих технологических процедур социальной работы, наравне с диагностикой, профилактикой, адаптацией, реабилитацией, коррекцией, социальной экспертизой, консультированием и др. общими технологиями социальной работы.

Социальная терапия может выступать в нескольких ипостасях:

- как метод «социального лечения»;

как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

как инструмент социального контроля;

как средство массовой коммуникации.

В качестве технологии социальной работы социальная терапия выполняет следующие функции:

- лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

При этом основными задачами социальной терапии являются:

- исправление, коррекция поведения;

предупреждение дисфункций;

обеспечение нормального развития;

самоутверждение личности.

По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую.

Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна.

Одним из часто используемых в индивидуальной терапии методов является исповедальный метод. Он предполагает общение социального работника и клиента в ситуациях «один на один». Основной его целью является устранение психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод терапии доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных исследований.

В индивидуальной терапии используется также метод самовоспитания, включающий самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я», использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, использование полученных результатов в повседневной жизни, общении и деятельности. Этот метод был заимствован из психоаналитической практики, и был приспособлен к потребностям социальной работы последователями неофредистского направления (К. Хорни и др.).

Групповая терапия - это стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта).

Оптимальное количество участников группы - 6-8 человек; продолжительность занятий - от 1,5 часов в неделю. С.В. Тетерский выделяет такие виды групп, как учебные, основная цель которых получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем и т.д.; психотерапевтические; группы совместной деятельности, отличающиеся занятием одним делом, например, спортом, посещением театров с последующим обсуждением и т.д.; родительские; мужские и женские и др. В.Н. Макаревич, в зависимости от целей и задач, выделяет два основных вида групп:

1) группы, созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели;

) внутренне направленные группы, то есть созданные специально для работы с их членами и для решения внутригрупповых проблем.

Внутренне ориентированные группы также подразделяются на два вида:

- группы социализации, нацеленные на нормальное развитие своих членов;

группы ресоциализации, и терапии, где основная цель - коррекция отклонений, возникших в результате каких-либо нарушений социализации и социально-психологическая терапия последствий этих нарушений.

Наиболее часто в группах проводится дискуссионная терапия. Как правило, ее динамика протекает через следующие ключевые этапы:

) знакомство членов группы;

) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;

) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;

) нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы,

) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы;

) анализ динамики развития внутригрупповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника;

) коррекция отношений, закрепление достижений;

) обсуждение результатов терапии, подведение итогов;

) рефлексия.

Социодрама - также метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.

Другим, очень близким по характеру, методом коллективной работы является психодрама - техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Такой вид социальной терапии, как арт-терапия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов: библиотерапия (с людьми, имеющими определенные интеллектуальные навыки); музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия; кинотерапия; песочная терапия и т.д.

Так, например, игровая терапия (иногда ее еще называют куклотерапией) - это форма терапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализовать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается эффективной и в работе с взрослыми.

Такой эффективный вид социальной терапии, как трудовая терапия (трудотерапия) основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Она позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями, детей и подростков с девиантным поведением; она также является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Семейная терапия - это деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист должен стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, старается пробудить их к более гибкому поведению. При этом в основном используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия семьи.

И, наконец, особое место среди различных методов и форм социальной терапии как технологии социальной работы занимает терапевтическая община. Эта форма работы широко используется за рубежом, а в последние годы начинает получать распространение и у нас, в России.

Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих программ лечения алкоголизма. При лечении алкоголизма главную терапевтическую роль в группе играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Попадающим в такие группы людям предоставляется возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели.

В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т. к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. В целом пребывание человека в такой группе предполагает его желание следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой.

Многие специалисты также считают, что создание терапевтических общин, или коммун - это один из лучших способов лечения наркоманов. В этом случае терапевтическая коммуна - представляет нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Иногда их деятельность курируют психологи и социальные работники.

Чаще всего социальная терапия связанна с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной сфере, нуждающихся в определенной коррекции и активизации их жизненных стратегий, в том числе через обучение их активным стратегиям взаимной помощи и самопомощи. Нуждающимися в социальной терапии могут быть люди с ограниченными возможностями или с девиантным поведением, малообеспеченные люди, пожилые люди, люди, в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус и т.д.

Социально-терапевтическая и коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, должна быть направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств, а также, по возможности, смену социального окружения, переключение их интересов на интересы, связанные с пребыванием в более благоприятной социальной среде. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в социальной терапии лиц, отбывающих или отбывших срок наказания в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.

Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении.

Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей.

Таким образом, можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.

Следующая глава посвящается рассмотрению того, как проводится социальная терапия в деятельности стационарных социальных учреждений в отношении пожилых граждан и инвалидов.

2. Социальная терапия и методика её осуществления

.1 Подходы и методы социальной терапии

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться.

Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:

. Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).

Во-вторых, система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения.

Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений.

Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.

. Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов.

. Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.

Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п.

Все эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза.

Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.

2.2 Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы

Понятие социальной терапии в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Прежде всего, это связано с исторической эволюцией термина «терапия».

В переводе с греческого слово «терапия» буквально означает «забота, уход, лечение». По традиции, берущей свое начало еще со времен становления древнегреческой медицины, употребление этого термина было неразрывно связано с деятельностью врача, как основного субъекта терапевтического воздействия.

Объектом же терапевтического воздействия в таком традиционном взгляде на понятие терапии являлся больной, т.е. человек, нуждающийся в лечении. Таким образом, понятие терапии, начиная с древнегреческого периода и вплоть до XVI-XVII веков носило исключительно медицинский характер.

В XVII-XIII веках постепенно произошел отказ от такого узкого и однозначного подхода к использованию понятия терапии. Европейское общество обнаружило у себя множество социальных язв (бедность, бродяжничество и т.п.), для устранения которых требовалось оказывать широкое социальное воздействие, по смыслу подобное лечению, которое проводит врач в отношении больного. Постепенно в европейском общественном сознании сформировалось понимание социальной терапии, как необходимого воздействия, осуществляемого силами общества и направленного на устранение или коррекцию конкретных социальных проблем.

Социальная терапия, по аналогии с медицинской моделью, стала означать врачевание каких-либо социальных явлений, отношений и т.п.

В 1870-е годы в США, а затем и в других западных странах, начала активно развиваться профессиональная социальная работа. Для ее эффективного перехода на профессиональные рельсы социальным работникам требовались новые, подкрепленные научными достижениями технологии, формы и методы работы, качественно отличающиеся от тех методов, которые использовали прежние добровольцы стихийной филантропической и благотворительной деятельности.

Период поиска социальной работой научно осмысленных форм и методов работы совпал по времени с появлением новых научных методов, предложенных родившимися примерно в эти же годы психотерапией и психологией. И поэтому совокупность психотерапевтических и психокоррекционных методов и приемов была сразу же включена в арсенал технологий практической социальной работы. Так возникло понимание социальной терапии как технологической социальной процедуры, по цели, задачам и используемым методам тесно связанной с коррекцией, а в отношении к конкретному клиенту - с психокоррекцией.

В 1915 г. вышла работа Мери Ричмонд «Научная социальная работа», в которой автор предложила осмыслить сложившиеся формы благотворительности и социальной помощи нуждающимся с позиций тех методов и приемов, которые приходится использовать социальным работникам при решении социальных проблем.

В работе М. Ричмонд красной нитью проходила мысль о том, что социальная работа по своей сущности является морально-терапевтической деятельностью, а основными ее элементами являются такие же элементы, какие используются в практической психологии и психотерапии: постановка диагноза социальных проблем, затем терапевтическое воздействие и, наконец, процедура оценки качества проделанной работы. Так начались закладываться основы психосоциального подхода в социальной работе.

С этого времени практическая социальная работа все чаще стала осуществляться в команде, в которую, наравне с медиками и социальными работниками, стали включаться и психологи.

При этом на последних возлагались особые надежды, связанные с тем, что именно психологи сыграют главную роль в решении задач по исправлению и коррекции поведения людей, оказанию им помощи в самоутверждении и восстановление их социального статуса.

Для большинства молодых психологов связь прикладной психологии с решением социальных проблем общества была очевидна. Однако такая социальная направленность абсолютно не укладывалась в каноны классического психоанализа, который в эти годы был практически основным оружием психологов (как указывает Арнольд А. Лазарус, даже сами термины «психотерапия» и «психоанализ» в то время фактически считались синонимами). Психоанализ по своей сути не предназначался для решения социальных проблем и обращения к широким социальным массам. Наоборот, его спецификой было отвлечение от внешнего мира и обращение к индивидуальности, к внутреннему миру человека.

Поэтому классический психоанализ был не способен справляться с теми проблемами, которые ставила перед ним общественная ситуация. Однако в психоанализе присутствовало то, чего остро не хватало социальной работе, в которой на тот момент было слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А как раз этим чаще всего и объясняли низкие результаты социальной терапии в те годы.

Поэтому в 1920-30-е годы и вплоть до конца 1940-х гг. в социальной работе существовал значительный крен в сторону психотерапии и, прежде всего, психоанализа.

В практике социальной работы сложился даже специальный термин - social casework, указывающий на проведение индивидуальной социальной работы с одним клиентом, где основным методом является терапевтическое воздействие на клиента (а не группу) чисто психологическими техниками.

Симбиоз психоаналитиков и социальных работников в США просуществовал относительно недолго. Уже в 1930-е годы, сразу же после Великой депрессии, наметилось размежевание среди тех психоаналитиков, которые в своей практике стремились оставаться в рамках классического психоанализа, и между теми психологами, которые стали осознавать узость и жесткость психоаналитической схемы при работе с клиентами социальным служб, среди которых чаще всего были наиболее бедные слои населения.

Так, например, Вильгельм Райх - последователь и ученик самого Фрейда, путем долгих попыток применить методы психоанализа к возникающим социальным проблемам, в конце концов пришел к выводу о бесполезности таких попыток: «В индивидуальной терапии никакой пользы нет! Конечно, вы можете делать деньги и помогать тут и там. Но с точки зрения социальных проблем, проблем душевной гигиены, никакой пользы нет».

Постепенно в социальные службы стало приходить новое поколение психологов, в большей степени ориентированных на решение социальных проблем общества. Так, Карл Роджерс, начинавший свою профессиональную деятельность именно в этот период, вспоминал об этих годах своих исканий: «Психиатры в области социальной службы, казалось, говорили на моем языке, и я стал проявлять интерес к социальной работе и перебрался работать в учреждения местного и даже государственного масштаба».

Работа в социальных службах стимулировала разработку новых технологий и методов. Того же К. Роджерса работа с трудными подростками, по большей части происходившими из бедных семей, для которых психоаналитическая модель была явной неадекватной, привела к мысли о необходимости создания теории клиенториентированной терапии.

В целом заметное присутствие в социальной работе в эти годы методов психологии привело к оформлению в теории социальной работы концепции психосоциального подхода, ставившей во главу угла проведение социальной терапии на микро-уровне, т.е. на уровне индивидуальной терапии и коррекции личности и поведения клиента.

В этот же период начал развиваться интерес к групповой работе как технологии социальной работы. В США возникновение этого интереса привело к образованию в 1936 г. Национальной ассоциации по изучению групповой работы. Вскоре под эгидой этой ассоциации начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе».

После второй мировой войны социальные предпосылки социальной работы резко изменились. Значительная доля работы социальных работников оказалась связанной с оказанием помощи по залечиванию душевных травм, нанесенных войной, по адаптации и социальной реабилитации солдат, прибывших с войны, восстановлению нарушенных войной их социальных и семейных связей. Работая над этими задачами, многие специалисты независимо друг от друга начали приходить к убеждению, что содействие индивиду в оптимальной адаптации эффективнее происходит при выходе на его ближайшее социальное окружение, прежде всего - семью.

К середине 1950-х годов в социальной работе окончательно утвердился новый вид социальной терапии с малой группой - семейная терапия.

Примерно в эти же годы в США и некоторых других развитых западных странах стали активно разворачиваться различные социальные программы «помощи бедным». В связи с этим возникла актуальность разработки методов и форм, эффективных применительно к работе с этой категорией населения.

Постепенно специалисты-практики пришли к убеждению, что в работе с бедными слоями населения индивидуальные формы и методы, основанные преимущественно на вербальном воздействии, не эффективны. Фрэнк Ризман в своей книге «Душевное здоровье бедняков» объяснил этот феномен тем, что «бедняки хуже владеют словом, чем средние слои, и действие вообще органично для их среды обитания». Ф. Ризман считал, что более эффективным в этих случаях является ролевая игра, т.е. метод, основанный на действии.

Другим эффективным методом, в котором вербальное воздействие не играло практически никакой роли, стала арт-терапия.

Стремление вовлечь в терапевтический контекст малообеспеченные категории населения влекло значительные финансовые издержки и требовало привлечения достаточно большого количества квалифицированных специалистов, которых не хватало, что вместе привело к повсеместному распространению групповых форм работы.

Работа в группах позволила психологам и социальным работникам прийти к удивительному открытию, что многим людям с проблемами для восстановления нужна просто подходящая обстановка, в которой они могут проработать свои проблемы. С одной стороны, это привело к изменению традиционных микро-отношений «клиент - оказывающий помощь», где клиент фактически являлся «зависимым придатком своего терапевта».

В групповой работе обнаружилось, что клиент не обязательно должен быть пассивным объектом профессиональных воздействий специалиста.

Напротив, он способен проявлять активность и изменять себя - самостоятельно или с помощью группы. Открытие возможностей групповых форм работы позволило сделать прорыв из сети психотерапевтических техник к более широкому пониманию предназначения терапевтического воздействия в рамках социальной работы.

С другой стороны, открытие терапевтических ресурсов группы позволило включить в число субъектов социальной терапии не только психотерапевтов и социальных работников, но и саму группу и ее членов, как самостоятельных и иногда самодостаточных условий проведения эффективной социальной терапии. Отсюда уже оказалось недалеко до признания факта важности в социальной терапии роли общины, а также различных факторов социальной среды, окружающей объект или объекты терапевтического воздействия.

Так постепенно социальная терапия как технология социальной работы освободилась от излишнего налета психологичности, акцента в сторону индивидуальных форм терапевтического, преимущественно психотерапевтического воздействия.

Обогатив свой методический арсенал широким диапазоном психологических и психотерапевтических средств и приемов, теория и практика социальной работы в конце концов перешла к пониманию социальной терапии, как более масштабной и комплексной технологии, призванной охватывать все стороны социальных отношений и деятельности как на микро-, так и макро-уровне социальной действительности.

В современной теории и практике понятие социальной терапии имеет два значения. В первом значении социальная терапия понимается как процесс, происходящий в макро-масштабах-то есть как целенаправленный процесс практического воздействия общества и государства в лице государственных структур, общественных организаций и объединений, включая религиозные, на конкретные формы проявления социальных отношений или действий.


2.3 Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)

Дом-интернат для престарелых и инвалидов - это медико-социальное учреждение стационарного типа, предназначенное для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В основном в него принимаются пожилые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп (в возрасте от 18 до 40 лет), не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. Однако при наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься также на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев.

Основными направлениями деятельности домов-интернатов для престарелых и инвалидов является оказание следующих видов услуг:

. Бытовое обслуживание, в том числе:

- материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов;

организация рационального, в том числе диетического питания, с учетом возраста и состояния здоровья;

создание для них условий жизни, приближенных к домашним; организация благоприятного микроклимата, т.е. проведение комплекса мероприятий по терапии средой.

2. Специализированное медицинское обслуживание, в том числе:

- уход за проживающими с учетом рекомендованного режима;

организация консультативной помощи специалистов, диспансеризация и лечение проживающих, госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

осуществление (согласно медицинским рекомендациям) комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса проживающих.

3. Социально-трудовая реабилитация проживающих лиц, в том числе:

- организация и проведение культурно-массовой работы;

активное содействие в социально-трудовой адаптации престарелых и инвалидов психически больных;

осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов;

лечебно-трудовая и активирующая терапия.

Хорошо организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный работок. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Именно поэтому при проведении социальной терапии с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями в условиях домов-интернатов и других стационарных учреждений широко используются методы лечебно-трудовой и активирующей терапии.

Как правило, контингент проживающих в домах-интернатах и других учреждениях для пожилых и инвалидов делится на две категории (хотя практически провести границу между двумя этими группами не всегда просто).

На группу относительно «нормальных» для их возраста, и на группу пожилых жильцов, с теми или иными патологическими отклонениями, страдающих главным образом склерозом сосудов или заболеваниями, сопровождающимися процессами деградации.

Лечебно-трудовая и активизирующая терапия предназначены, главным образом, группе «нормальных» проживающих, то есть тем из них, для кого посильная трудовая деятельность соответствует их физическим возможностям и предписана медицинскими показаниями.

Для осуществления лечебно-трудовой и активизирующей терапии в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обычно создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские или подсобные хозяйства (в сельской местности).

Согласно статьям 1 - 6 Порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности (утвержденного постановлением правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1285), основными задачами лечебно-трудовой деятельности являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии и в соответствии с их физическими возможностями и медицинскими показаниями.

Таким образом, в домах-интернатах, а также других типах стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности.

В сельской местности лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах, организуемых при стационарных учреждениях.

Лечебно-трудовая деятельность граждан в домах-интернатах и других типах стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.

Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день. На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.

С той же группой жильцов, которые по состоянию своего здоровья не могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности, социальная терапия проводится в направлении создания благоприятной среды обитания. Для этой группы жильцов, большинство из которых - «лежачие», основная опасность - это поддаться т.н. «синдрому госпитализма», когда прикованным к своим постелям пожилым людям стены дома-интерната начинают казаться тюрьмой, а единственной возможностью вырваться из нее становится смерть. И смерть в таких случаях становится желанной: многие из таких лежачих жильцов ее с нетерпением ждут и уже одним этим ожиданием значительно приближают ее приход.

К сожалению, для наших, российских домов-интернатов и других стационарных учреждений, предназначенных для проживания стариков, такие случаи не являются редкостью. С печалью следует констатировать, что российские дома-интернаты слишком бедны и убоги, и большинство их жильцов, имей они такую возможность, с радостью бы ушли без оглядки оттуда. Остается констатировать, что нам еще очень далеко до того уровня, который достигнут в по-настоящему цивилизованных странах.

Например, в тех же США, когда наступает такой момент, что старый одинокий человек уже не может отвечать сам за себя и нуждается в постоянном присмотре и помощи, его помещают в дом для престарелых - т.н. «нёрсен-хоум».

Следует отметить, что в американских домах для престарелых никогда нет свободных мест. Наоборот, люди в очереди стоят. Сегодня человек умер, а завтра на его кровати уже очередной клиент. «Нёрсен-хоумы» бывают государственные и частные. Месяц пребывания в этом заведении стоит примерно 4000 долларов. Это намного больше, чем нужно в месяц на питание и лечение одному старому человеку. Так что это довольно выгодный бизнес.

Весь персонал «нерсен-хаусов», даже социальные работники, считается медицинскими работниками. Это прежде всего связано с тем, что в США все профессии, так или иначе имеющие отношение к медицине, оплачиваются гораздо выше. Поэтому даже обыкновенная санитарка зарабатывает очень высоко, особенно если учитывать, страховки и прочие выгодные условия.

Кстати, должность американской санитарки солиднее - «нёрсен-ассистант». Но даже ля того, чтобы работать санитаркой (менять памперсы, водить стариков в туалет, перестилать им постель, кормить с ложечки и т.п.), нужно закончить специальные трехмесячные курсы и сдать экзамен. И получить специальный сертификат.

В американских домах старости, в отличие от наших, всегда тихо, уютно, чисто. Палаты небольшие, на двоих. Каждая кровать отделена занавесками. По коридорам неслышно разъезжают на креслах-колясках старички и старушки, некоторые засыпают посреди коридора.

Здесь все - и страдающие потерей памяти, и парализованные, и инвалиды с рождения, и просто тихо умирающие от старости. У каждого из стариков - свой индивидуальный план: массаж, лечение. Почти никто из них уже сам не ходит. Все они в памперсах, которые круглосуточно сменяются каждые два часа. Кормят хорошо. Каждую неделю парикмахер завивает старушкам букли и делает им маникюр (даже если они не просят об этом или вообще не осознают, где они и что с ними). В специальном зале показывают кино. Чаще всего - это фильмы времен их молодости.

Регулярно в дома-интернаты приезжают проповедники и священники разных конфессий, дабы пожилые люди имели возможность отправлять свои религиозные потребности. Часто приезжают туда и волонтеры-то детский хор привезут, то домашний зверинец, то специально обученных собак из волонтерской службы «помощи умирающим». Считается, что общение с ласковыми животными немного облегчает страдания.

Заключение

Социальная терапия - сравнительно новая технология, которая получает все большее распространение в современной социальной практике. Несмотря на разницу подходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанных случаях является достижение максимально возможного уровня социального здоровья - состояние полного физического, душевного и социального благополучия личности, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Методы социальной терапии - это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной работы.

Практическая социальная работа, осуществляемая государственными учреждениями социального обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус.

Для большинства из них социальная терапия - это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных социальных изменений. Собственно говоря, сегодня в социотерапевтической помощи нуждается большинство россиян. Однако в условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый из них может рассчитывать на получение этого вида помощи.

Объяснить это можно целым рядом причин.

Во-первых, это связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы. Как показано в заключительной главе данной работы, качественное оказание социотерапевтической помощи часто возможно только в таких условиях, на создание которых у современной российской системы социальной защиты населения денег просто нет.

Следовательно, сегодня для повсеместного внедрения социальной терапии как технологии социальной работы в практическую деятельность социальных служб и учреждений необходим или дополнительный приток значительных финансовых средств в государственную систему социального обслуживания населения в целом, или переход какой-то доли из этих служб и учреждений в частную собственность, с тем, чтобы иметь возможность окупать свои расходы и изыскивать доходы на улучшение материальных условий.

Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику социальной работы социальной терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого профессионального мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. Лишь малая доля из тех социальных работников, которые сегодня работают в учреждениях социального обслуживания, обладают достаточным багажом таких знаний.

В-третьих, причиной несколько смутных перспектив внедрения социальной терапии в практическую деятельность российских социальных служб и учреждений является методологическая не разработанность ее осуществления как технологической процедуры.

Прежде всего, не ясно, какую из моделей следует взять за основу при ее внедрении в практику - макро-уровневая модель, находящаяся на уровне общественного целеполагания и направленная на оказание широкой социотерапевтической помощи нуждающимся социальным группам; или индивидуально-ориентированная, направленная на оказание помощи конкретному нуждающемуся клиенту.

В первом случае существует достаточно серьезная опасность слишком расширенного понимания социальной терапии, которое, в свою очередь, может свести ее осуществление к демагогии. Во втором случае, как мы можем судить по западному опыту, социальная терапия рискует сузиться до психотерапии.

Не совсем ясен также вопрос, кто конкретно, какие именно специалисты должны заниматься оказанием социотерапевтической помощи - весь штатный персонал учреждений социального обслуживания, или только те, кто входит в «ближний круг» этой области (а он может быть весьма широк - специалисты по социальной работе, социальные работники, социальные педагоги, трудотерапевты, библиотекари, культорганизаторы, медицинский персонал и т.д.), или этой деятельностью должны заниматься избирательно-то есть только психологи и психотерапевты.

Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день социальная терапия как технология социальной работы в практической деятельности служб и учреждений социального обслуживания пока еще почти не осуществляется (или осуществляется по большей части «на бумаге»). Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, устранения пробелов в нормативной базе, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления социальной терапии как технологии социальной работы.

Список литературы

терапевтический терапия социальный инвалид

1. Психология социальной работы: Учебное пособие /О.В. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. - 351 с.

. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию /Пер. с англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.

. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. -672 с.

. Социальная работа /Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: «Феникс, 2000. - 576 с.

. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.

. Технология Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

. Филозоп А.А. Психокоррекционные возможности танцевальной терапии в работе с лицами пожилого возраста. // Психология зрелости и старения. - 2002, №1 (17). - С. 105-110.

. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. - СПб.: «Речь», 2001. - 160 с.

. Черносвитов Е.В. Проблемы активизации жизни пожилых людей. // Психология зрелости и старения. - 2000, №1 (9). - С. 19 - 39.

. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.

. Технология социальной работы. Ч. 1. Учебное пособия для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.

. Решетников О.В. Концепция социального служения в современном обществе. - М.: Издательство РГСУ, 2008, - 49 с.

. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и лаготворительных организациях» от 11.08.1995 №135

. Ерусланова Р.И. «Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие» Издательство: Дашков и К, 2007.

. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Изд-вo ДВГТУ, 2006.

. Справочное пособие по социальной работе /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997.

Похожие работы на - Социальная терапия, ее сущность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!