Методика формирования экономических понятий в процессе изучения темы 'Прибыль как цель предпринимательства'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика формирования экономических понятий в процессе изучения темы 'Прибыль как цель предпринимательства'

Содержание

Введение

1. Анализ темы "прибыль как цель предпринимательства"

1.1 Понятие прибыли, ее сущность и виды

1.2 Уровень освоения темы "Прибыль как цель предпринимательства"

2. Метод формирования экономических понятий

2.1 Понятие метода в психолого-педагогической литературе

2.2 Метод формирования экономических понятий при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства"

3. Методика разработки календарно-тематического плана по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

3.1 Положение о правилах составления и утверждения календарно-тематического планирования Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы (ГОУ СОШ)

3.2 Разработка календарно-тематического плана по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

4. Разработка плана-конспекта занятия по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

Тема урока: "Образование прибыли предприятия".

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Современные социально-экономические преобразования в России поставили задачу обеспечения эффективной подготовки учащихся к жизни в обществе, основывающемся на рыночной экономике.

Государство заинтересовано в становлении предпринимательства и это соответствует национальным интересам, поскольку это способствует укреплению рыночной экономики, созданию рабочих мест и снижению безработицы, росту объема произведенных товаров и услуг, реализации социальных программ и решению других социально-экономических проблем. Это обуславливает социальный заказ общества системе образования в подготовке молодежи к предпринимательской деятельности.

Предпринимательская подготовка старшеклассников в настоящее время осуществляется в рамках технологического образования, что нашло отражение в работах В.М. Казакевича, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, А.В. Леонтьева, Т.М. Матвеевой, С.Д. Ахапкина и др.

Цель обучения основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников предполагает формирование знаний о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальных умений применения этих знаний в повседневной жизни; воспитание уважения к собственности, ответственности, экономности, развитие экономического мышления, культуры потребления, подготовку учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина [9].

В условиях современной школы образовательная область "Технология" обладает существенными возможностями обеспечения предпринимательской подготовки учащихся. В ней рассматриваются важные в современном обществе экономические понятия (себестоимость, прибыль, доходы, расходы, производительность труда, налоги и др.), на основании которых может быть сформирована "экономическая составляющая" обучения школьников, образующая определенную содержательную линию, которая нуждается в соответствующем педагогическом обеспечении.

Основные экономические понятия рассматриваются на протяжении всего периода обучения в основной школе, начиная с 5 класса, однако объемы учебного времени, отводимого на их изучение относительно невелики.

Изучение предпринимательства в образовательных учреждениях формирует у студентов базовые экономические понятия, развивает современное экономическое мышление и экономическую грамотность, таким образом, делает курсовую работу актуальной.

Объектом исследования курсовой работы является: процесс обучения старшеклассников.

Предмет исследования: методика формирования экономических понятий в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" в курсе "Основы предпринимательства".

Цель курсовой работы: разработать методику обучения учащихся старших классов для формирования экономических понятий в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства".

Задачи:

·проанализировать тему;

·изучить метод формирования экономических понятий;

·разработать календарно-тематический план по теме "Прибыль как цель предпринимательства";

·разработать план конспекта занятия на тему "Образование прибыли предприятия".

Методы исследования: изучение и анализ специальной и психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта, методы теоретического поиска, разработка.

тема прибыль экономическое понятие

1. Анализ темы "прибыль как цель предпринимательства"

1.1 Понятие прибыли, ее сущность и виды

Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятий. Она представляет собой превышение доходов (объекта реализации) предприятия от произведенных и реализованных товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию в денежном выражении. Владельцы предприятий заинтересованы в увеличении своего состояния путем получения возможно большей величины прибыли независимо от сферы применения инвестированного капитала. В этом смысле прибыль может рассматриваться как исходный пункт теории поведения предпринимателей в рыночном хозяйстве. В реальной жизни предприятия могут ставить перед собой несколько целей, определяя их приоритеты. Так, может ставиться задача увеличения рыночной цены акций по отношению к их номинальной стоимости, удержания определенной доли рынка и продаж при условии получения удовлетворительной величины прибыли и др. Однако при любых целях и приоритетах получение прибыли в явной или неявной форме является непременным условием деятельности предприятий, а стремление к максимизации прибыли позволяет обосновать мотивы и принципы принятия решений владельцами предприятий [3].

Различают бухгалтерскую (фактическую) и экономическую прибыль. Под бухгалтерской прибылью понимают прибыль от всех видов деятельности предприятия, отражаемую в бухгалтерских отчетах и балансах. Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров и услуг и издержками, включая амортизацию. Определение бухгалтерской прибыли базируется на данных бухгалтерского учета, изначально предназначенного для контроля фактических поступлений и платежей денежных средств и движения ресурсов в стоимостной оценке.

При рассмотрении экономической прибыли во главу угла ставится более широкое понятие альтернативной стоимости использования ресурсов - экономических издержек. Исходным является тезис, согласно которому альтернативная стоимость ресурса равна сумме, которую можно получить при наиболее выгодном использовании данного ресурса, а не сумма, фактически уплаченная за данный ресурс, отраженная в отчете. Соответственно экономическая прибыль определяется как разность между выручкой (доходом) и экономическими издержками. Экономическая прибыль является критерием оценки деятельности предприятий и основой для принятия решений о продолжении, закрытии или реорганизации производства. Величина прибыли определяется соотношением дохода и издержек, т.е. экономическая прибыль - это разность между доходом и издержками.

Несоответствие бухгалтерской и экономической прибыли выражается в том, что первая не отражает экономического содержания прибыли, а, следовательно, реальный результат деятельности организации за отчетный период. Экономический характер прибыли раскрывает то, что будет получено в будущем.

Различают отрицательную, нулевую и положительную экономическую прибыль. В случае отрицательной экономической прибыли общие экономические издержки превышают доход, что свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов и является сигналом о целесообразности закрытия предприятия и необходимости поиска более выгодного применения имеющихся ресурсов. Нулевая экономическая прибыль означает, что при других альтернативных способах использования вложенных средств прибыль будет такая же, как и при существующем производстве, что можно считать вполне нормальной экономической ситуацией. Наличие нулевой экономической прибыли означает, что предприятие получает нормальную прибыль и может продолжать свою деятельность. Если нормальную прибыль получают предприятия отрасли, нет особого стимула для появления в ней новых конкурентов. Наиболее предпочтительным вариантом является получение положительной экономической прибыли. Если предприятие имеет превышающую ноль положительную экономическую прибыль, это означает, что при всех других альтернативных вариантах использования капитала ее прибыль была бы меньше получаемой, или, иначе говоря, ресурсы используются наилучшим образом.

Рассмотрим балансовую прибыль и ее распределение. Согласно п.79 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации [13] бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по действующим в соответствии с нормативными актами правилам.

Показатели формирования прибыли предприятий могут быть представлены следующим образом (см. рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Структура балансовой прибыли

Прибыль от продажи товаров (работ, услуг) представляет собой разность между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) (без НДС, акцизов и т.п.) и суммой производственной себестоимости и коммерческих (по сбыту продукции) и управленческих расходов. Она характеризует эффективность основной деятельности.

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности определяется как алгебраическая сумма процентов полученных и уплаченных и доходов от участия в других организациях. Она включает результаты (прибыль или убыток) от финансового участия в деятельности других субъектов хозяйствования: дивиденды по акциям, проценты по облигациям, доходы от сдачи в аренду имущества, сумму переоценки материальных запасов и готовой продукции, валюты и т.п.

Таким образом, прибыль является одним из основных источников финансовых ресурсов предприятий, она создает финансовую основу для поддержания и расширения производства, решения социальных задач и выполнения обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Соответственно, в качестве источника образования балансовой прибыли (убытков) выступает прибыль (убытки) от реализации продукции и услуг, от финансовой деятельности и прочих доходов и расходов [10]. Распределение прибыли характеризует направления ее использования: на выплату налогов, дивидендов, в резервный фонд, на цели накопления. Схематично оно представлено в следующем виде (см. рисунок 1.2). Сумма налогооблагаемой прибыли рассчитывается в целях определения величины налоговых отчислений от прибыли в бюджет. Размер ее принимается по данным налоговой инспекции. Налогооблагаемая прибыль по основной деятельности определяется путем вычитания из балансовой прибыли: отчислений в резервный и другие аналогичные фонды; доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях; прибыли от страховой деятельности; доходов от казино, видеосалонов и т.п.; курсовой разницы от изменения курса рубля; прибыли от производства и реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции и ряда других корректировок.

Рисунок - 1.2 Распределение прибыли.

Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после расчетов с бюджетом по налогам и иным обязательным платежам в бюджет. Она образуется как разность между балансовой прибылью и налогами и другими обязательными платежами, выплачиваемыми в бюджет из прибыли. Чистая прибыль используется на цели потребления (выплату дивидендов и т.п.), развития производства и для образования резервных фондов.

Основными направлениями использования чистой прибыли являются: долгосрочные инвестиции и финансовые вложения, доходы по акциям и вкладам в имущество.

Долгосрочные инвестиционные расходы и финансовые вложения - это затраты на приобретение нового имущества, включая строительство и покупку оборудования, пополнение оборотных средств и другие расходы, связанные с развитием производства. За счет средств, относимых к этой группе расходов, предприятия могут погашать долгосрочные кредиты, платить проценты по ним, приобретать акции или делать иные вложения в имущество других субъектов хозяйствования, приобретать облигации и другие ценные бумаги [14].

Если инвестиции и аналогичные им расходы относятся к накоплению, то выплата доходов по акциям и вкладам в имущество организации - это расходы на потребление. К этой группе расходов относятся также осуществляемые из чистой прибыли расходы на материальное поощрение работников, социальные нужды работников предприятия, расходы по эксплуатации объектов социально-культурного назначения, компенсация работникам предприятий части стоимости питания в столовых и буфетах и т.п.

Разница между чистой прибылью и использованными средствами - налогами на прибыль и отвлеченными средствами представляет собой нераспределенную прибыль.

Оценка величины (качества, достаточности) прибыли может быть произведена с воспроизводственных позиции и с позиций соответствия меняющимся условиям текущей финансовой деятельности.

С воспроизводственных позиций прибыль должна быть достаточной для продолжения и развития производства (возмещения текущих и капитальных затрат). С позиции текущей финансовой деятельности прибыль должна быть достаточной для осуществления платежей, поддержания кредитоспособности и т.д. [21].

Важным показателем, характеризующим итоги деятельности акционерного общества в виде конечного финансового результата для акционеров, является показатель прибыли, приходящейся на одну акцию. Особенностью данного показателя является его расчетный характер, напрямую не вытекающий из данных бухгалтерского учета.

Акционерное общество раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в двух величинах: базовой прибыли (убытка) на акцию, которая отражает часть прибыли (убытка) отчетного периода, причитающейся акционерам - владельцам обыкновенных акций; прибыли (убытка) на акцию, которая отражает возможное снижение уровня базовой прибыли (увеличение убытка) на акцию в последующем отчетном периоде, так называемой разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.

Базовая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем уменьшения (увеличения) прибыли (убытка) отчетного периода, остающейся в распоряжении акционерного общества после налогообложения и других обязательных платежей в бюджет, на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленных их владельцам за отчетный период.

Средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода, определяется путем суммирования количества обыкновенных акций, находящихся в обращении на 1-е число каждого календарного месяца отчетного периода, и деления полученной суммы на число календарных месяцев в отчетном периоде [7].

Величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях:

·конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции;

·исполнения всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Под разводнением прибыли понимается ее уменьшение (увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества.

При определении разводненной прибыли (убытка) на акцию значения базовой прибыли и средневзвешенного количества находящихся в обращении обыкновенных акций, используемые в отчетном периоде при расчете базовой прибыли на акцию, корректируются на соответствующие суммы возможного прироста указанных значений в связи с конвертацией в обыкновенные акции всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества и исполнением договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Корректировка осуществляется путем увеличения числителя и знаменателя, используемых при расчете базовой прибыли на акцию, на суммы возможного прироста соответственно базовой прибыли и средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении в случае конвертации ценных бумаг и исполнения указанных выше договоров [5].

Таким образом, под прибылью понимается превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и является обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности. Определяется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйств, деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают балансовую (общую, валовую, полную), чистую (остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений), бухгалтерскую (рассчитываемую как разница между ценой (доходами от продажи, и бухгалтерскими издержками) и экономическую (учитывающую вмененные, альтернативные издержки) прибыль.

1.2 Уровень освоения темы "Прибыль как цель предпринимательства"

Тема "Прибыль как цель предпринимателя" элективного курса "Основы предпринимательства" изучается в основной школе в 11 классе в количестве 12 часов.

Цель изучения темы: изучение теории и вопросов практики расчетов прибыли как экономической категории.

·сформировать соответствующий понятийный аппарат;

·раскрыть сущность прибыли и ее образование;

·рассмотреть источники финансирования предприятия;

·изучить основные показатели деятельности предприятия и виды отчетности;

·рассмотреть основы бухгалтерского учета.

Значимость изучения темы: получение знаний, позволяющих производить необходимые действия, связанные с расчетами прибыли, экономической эффективности и заполнением финансовых документов предприятия. Каждый обучающийся сможет на основе полученных знаний проанализировать финансовое состояние предприятия, а также проанализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.

В таблице 1.1 представлены экономические понятия, которые должны быть сформированы в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства".

Таблица 1.1 - Экономические понятия по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

Содержание темыЭкономические понятияОбразование прибыли предприятияПрибыль, балансовая прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль, методы планирования прибылиИсточники финансирования предприятияФинансовый менеджмент, уставной капитал, факторинг, эмиссия ценных бумаг, добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансированияОсновные показатели деятельности предприятияЭффективность производства, производительность труда, материалоемкость, трудоемкость, общая рентабельность, платежеспособность, ликвидностьРост и развитие, или отчет и отчетностьНалоговая отчетность, финансовая отчетность, внутренняя отчетность, баланс, управленческая отчетность, маркетинг, журнал, сводкаОсновы бухгалтерского учетаБухгалтерский учет, бухгалтерский баланс, актив, пассив, счет, дебет, кредит, сальдо

Требования к уровню освоения содержания темы.

В результате изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" учащиеся должны:

Знать:

·показатели и функции прибыли на предприятии;

·особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм;

·основные методы планирования прибыли;

·виды источников финансирования предприятия;

·основные показатели деятельности предприятия;

·цель, виды, формы отчетности;

·основные виды бухгалтерской отчетности и основные элементы бухгалтерского баланса.

Уметь:

·рассчитывать прибыль предприятия;

·группировать доходы предприятия по внутренним и внешним источникам финансирования;

·определять чистый доход предприятия;

·рассчитывать затраты предприятия;

·рассчитывать материалоемкость, материалоотдачу, общую рентабельность, рентабельность продаж, рентабельность основного и собственного капитала, платежеспособность, ликвидность предприятия;

·разрабатывать формы основных отчетных документов для предприятия;

·отражать операции на счетах;

·заполнять баланс предприятия.

Владеть:

·специальной терминологией;

·методами расчетов;

·методами составления отчетных документов;

·методами оценки эффективности предпринимательской деятельности.

Изучение темы "Прибыль как цель предпринимательства" имеет непосредственную связь с такими дисциплинами, входящими в учебный план, как "Математика" и "Информатика".

Средства обеспечения освоения данной темы: учебники, учебные пособия, технические средства обучения (слайд-проектор, персональный компьютер), тетради, письменные принадлежности, конспекты, инструкционные карты, плакаты.

Таким образом, изучение данной темы способствует формированию экономических понятий и практическому применению полученных знаний.

2. Метод формирования экономических понятий

2.1 Понятие метода в психолого-педагогической литературе

Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития [18].

Известный мыслитель эпохи нового времени Ф. Бэкон (1561-1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте [15]. Действительно, выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата.

Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины - усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX-XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название "учение через деятельность", основанная на практических методах обучения [8].

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

К настоящему времени создан обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

"Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутыми педагогами разных лет. Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более, что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения - содержание и логическая структура учебного материала - принципы и средства обучения - преподаватель - обучающийся - методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.)" [16].

Классификация методов обучения зависит от того, какое основание избирается для их разработки. Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е.Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:

·пассивные;

·активные.

Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, выделившие следующие методы:

·объяснительно-иллюстративные;

·репродуктивные;

·проблемное изложение изучаемого материала;

·частично-поисковые;

·исследовательские.

С иных позиций к классификации подошли Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения по источникам получения знаний:

·словесные;

·наглядные;

·практические.

М.А. Данилов и Б.Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы:

·приобретение новых знаний;

·формирование умений и навыков и применения знаний на практике;

·проверка и оценка знаний, умений и навыков. Ю.К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения:

·методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы;

·методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чувство долга и ответственности в учении;

·методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические.

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное из-за его многогранности. По мере накопления наших знаний о человеке, его психических возможностях, его способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов.

Далее рассмотрим методы обучения при формировании экономических понятия в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" курса "Основы предпринимательства".

2.2 Метод формирования экономических понятий при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства"

В области обучения предпринимательству выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи экономического образования и воспитания. В этой связи методы обучения основам предпринимательства представляют собой систему взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающее усвоение содержания базового и специального разделов обучения, развитие интеллектуальных способностей учащихся, овладение ими средствами и навыками самостоятельной учебной деятельности, направленные на достижение целей экономического образования, воспитания и развития школьников.

При изучении "Основ предпринимательства" могут быть использованы как традиционные методы обучения: словесные наглядные, практические, так и нетрадиционные (активные): проблемные лекции, мозговая атака, дидактические игры, ситуационные методы и др.

Использование средств активного обучения способствует изучению профессиональных задач и проблем - от рассмотрения противоречий практического характера до моделирования реальных проблемных ситуаций на основе системы дидактических игр в процесс обучения. В современных условиях, когда новые сферы деятельности возникают и формируются в течение короткого промежутка времени, необходимо осуществлять подготовку молодежи к действиям в новых областях деятельности, где требуется выполнять комплекс сложно организованных работ, которые могут находиться на этапе формирования, и обучающимся предстоит участвовать в их создании и развитии. Это требует повышения эффективности подготовки учащихся на основе доступных, в том числе имитационных форм деятельности. По своему педагогическому содержанию имитация часто представляет собой деловую игру, когда в процессе учебной деятельности необязательно получение реального продукта, а целью обучения выступает приобретение опыта организации и проведения указанных работ. В условиях дидактической игры учащиеся могут выступать в роли предпринимателя, проходя через различные этапы становления малого предприятия.

Приоритетными методами для формирования экономических понятий в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" являются: практические методы обучения, так как на протяжении изучения данной темы учащиеся должны научиться производить различные расчеты, которые невозможно реализовать без сформированного понятийного аппарата. Таким образом, практические методы способствуют связи теории с практикой. Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деятельность последних. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления, но и для приобретения умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых и направленные на формирование умений и навыков применять знания в стандартных или измененных условиях с целью достижения их высшего уровня. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановка задачи, планирование его выполнения, управление процессом выполнения, оперативное стимулирования, регулирования, анализ результатов, выявление причин неправильных действий.

При изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" используются такие практические методы как: упражнение, практические работы, дидактические игры.

Ниже рассмотрим более подробно практические методы обучения.

Упражнение - практический метод обучения, который предусматривает планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

По характеру учебной деятельности учащихся упражнения делятся на устные, письменные, графические, технические.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти и речи учащихся. Они характеризуются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения обычно используют для закрепления знаний и формирование умений их применять. Они способствуют развитию культуры письменной речи, самостоятельности.

К графическим упражнениям относятся разработка схем, графиков, таблиц и др.

Технические упражнения используют прежде всего для формирования практических умений и навыков, техники расчетов, речи и др. При организации технических упражнений применяют словесные методы в форме коротких указаний и инструктажа с целью уточнить задачи, конкретизировать действия, предупредить ошибки, оценить выполнение упражнения.

На основе дидактических целей упражнения классифицируют на вступительные, пробные, тренировочные, контрольные и творческие.

Вводные упражнения предусматривают демонстрации учителем определенных действий с последующим воспроизведением их учениками. Когда новый материал еще слабо усвоенный школьниками, применяют пробные упражнения.

Среди них выделяют предупредительные упражнения (объяснение ученика предшествует выполнению действий); комментируемые (ученик одновременно объясняет действие и выполняет ее) объяснительные (действие предшествует объяснению ее выполнения)).

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков действий в стандартных условиях (по образцу, по инструкции, по задачам) их используют по степени повышения сложности задач. От пробных упражнений они отличаются высоким уровнем самостоятельности учащихся. Контрольные упражнения используют для определения степени сформированности у учащихся практических умений и навыков.

Творческие упражнения предусматривают применение знаний, умений и навыков в новых (измененных) ситуациях.

Условиями эффективного применения метода упражнений являются:

·сознательная направленность (осознание цели) учащихся на повышение качества деятельности;

·теоретическая подготовленность учащихся к выполнению упражнений;

·последовательность просмотр выполнения;

·достаточное количество упражнений;

·проверка практикой степени овладения учащимися навыками и умениями;

·контроль за выполнением упражнений и развитие у учащихся умения осуществить самоконтроль.

Практическая работа - метод обучения, направленный на углубление и закрепление теоретических знаний.

Данный метод обеспечивает конкретизацию полученных знаний и проводится после изучения крупных разделов тем.

Познавательная деятельность учащихся на практических занятиях происходит в несколько этапов:

.Теоретическое осмысление основных положений темы или раздела (объяснение учителя).

2.Подробный инструктаж учащихся (показ действий) по выполнению работы.

.Пробы (выполнение некоторыми учениками действий, анализ степени их правильности).

.Самостоятельное выполнение работы.

.Контроль и оценка результатов практической работы.

Дидактическая игра - специально созданная ситуация (модель реальности) с которой учащимся предложено найти выход.

Дидактическая игра создает условия для активной учебной деятельности. В ней учебная деятельность объединяется с игровой, приобретая признаки целенаправленной учебной деятельности, в процессе которой информация поступает не извне, а является внутренним продуктом и результатом этой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новый уровень знаний, который в свою очередь способствует формированию следующего, высшего уровня знаний.

Процесс дидактической игры предполагает последовательность учебных действий, отраженных в следующих этапах:

.Подготовка к самостоятельным знаниям.

2.Постановка основной задачи.

.Выбор имитационной модели объекта.

.Решение задачи на основе имитационной модели.

.Проверка, коррекция и реализация принятого решения.

.Оценка реализации принятого решения.

При таких условиях ученик является активным преобразователем действительности.

Среди дидактических игр, используемых при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" используются викторины, игры: "Я предприниматель", "Организация предприятия", "В мире бизнеса" и т.д.

В процессе игры экономические понятия формируются за счет того, что каждый ученик "впитывает" информацию, либо демонстрирует свои знания, пропуская "через себя".

Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как выполнение практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

Таким образом, при формировании экономических понятий при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" необходимо использовать практические методы обучения, которым предшествуют словесные и наглядные.

3. Методика разработки календарно-тематического плана по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

3.1 Положение о правилах составления и утверждения календарно-тематического планирования Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы (ГОУ СОШ)

. Общие положения.

.1Настоящее Положение о разработке и утверждении календарно-тематического планирования (далее - Положение) разработано с целью определения общих правил оформления, разработки и утверждения календарно-тематического планирования в образовательном учреждении.

1.2Под календарно-тематическим планированием в настоящем Положении понимается последовательное тематическое планирование учителем части содержания программы по учебному курсу или предмету на один учебный год для определенного класса (параллели классов).

.3Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного курса или предмета.

.4Календарно-тематическое планирование оформляется, разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Положением.

2. Правила разработки календарно-тематического планирования.

.1Календарно-тематическое планирование отражает плановость реализации содержания программы по учебному курсу или предмету в одном классе (параллели классов).

2.2Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету и классу в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

.3Календарно-тематическое планирование является обязательным документом, регламентирующим деятельность учителя при организации учебных занятий с обучающимися. Разрабатывается учителем ежегодно.

.4Календарно-тематическое планирование составляется учителем с учетом учебных часов, определенных учебным планом школы для освоения учебного курса или предмета обучающимися класса (параллели классов).

3. Структура календарно-тематического планирования.

.1 Календарно-тематическое планирование включает следующие обязательные разделы:

·титульный лист - паспорт календарно-тематического планирования (см. Приложение А);

·таблицу календарно-тематического планирования (см. таблицу 3.1).

4. Порядок утверждения календарно-тематического планирования.

.1 Календарно-тематическое планирование рассматриваются на заседании школьного методического объединения на предмет соответствия структуры и содержания планирования установленным требованиям. Результаты рассмотрения календарно-тематического планирования фиксируются в протоколе школьного методического объединения.

.2 При несоответствии календарно-тематического планирования установленным требованиям, оно возвращается на доработку с указанием замечаний и предложений по внесению в него изменений. Переработанное календарно-тематическое планирование повторно представляется на рассмотрение школьного методического объединения.

.3 При соответствии календарно-тематического планирования установленным требованиям на его титульном листе указываются реквизиты протокола и дата заседания школьного методического объединения, на котором данное планирование рассматривалось, после чего календарно-тематическое планирование согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе (УВР) и утверждается директором.

.4 Сроки рассмотрения календарно-тематического планирования:

·рассмотрение на заседаниях школьного методического объединения учителей - до 5 сентября;

·согласование с заместителем директора по УВР - до 10 сентября;

·утверждение директором - до 15 сентября.

3.2 Разработка календарно-тематического плана по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

Количество часов в неделю по учебному плану - 2 часа.

Всего количество часов в году по плану - 12 часов.

Таблица 3.1 - Календарно-тематический план по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

№ урокаСодержание темыЦели обученияСроки обученияКол-во часов12345Прибыль как цель предпринимательства1Образование прибыли предприятияИзучить основные понятия по теме. Научить рассчитывать прибыль. Развивать память. Воспитывать экономическую грамотностьянварь, 3 неделя22Источники финансирования предприятияИзучить основные понятия по теме. Научить группировать доходы предприятия, определять чистый доход предприятия Развивать способности к предпринимательской деятельнос-ти. Воспитывать экономическое мышлениеянварь, 4 неделя23Основные показатели деятельности предприятияИзучить основные понятия по теме. Научить рассчитывать рентабельность, платежеспособность, ликвидность предприятия, производительность труда, материалоемкость продукции и материалоотдачу Развивать у учащихся стремление использовать знания на практике. Воспитывать внимательность, познавательный интересянварь, 5 неделя24Рост и развитие, или отчет и отчетностьИзучить основные понятия по теме. Научить разрабатывать формы основных отчетных документов предприятия. Развитие понятий о необходимости документоведения в предпринимательской деятельности Воспитывать бережное отношение к документам, внимательность, грамотность. февраль, 1 неделя25Основы бухгалтерского учетаИзучить основные понятия по теме. Научить заполнять бухгалтерский баланс предприятия Развитие кругозора, систематизация знаний. Воспитывать бережное отношение к документам, внимательность, грамотность. февраль, 2 неделя26Игра "Я предприниматель"Закрепить основные экономические понятия. Развитие навыков предпринимателя. Воспитывать умения работы в парах и группах, осознание собственной значимости в образовательном процессефевраль, 3 неделя2Итого12

Планирование составлено на основе Программы "Основы предпринимательства" для общеобразовательных учреждений.

Основной учебник: Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Эликтивный курс. Учебное пособие для 10-11 классов / В.Д. Симоненко. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 176 с.

Содержание темы.

Урок 1. Тема: "Образование прибыли предприятия" - 2 часа.

Прибыль. Функции прибыли. Показатели прибыли. Основные методы планирования прибыли. Распределение прибыли предприятия. Методы расчета прибыли.

Урок 2. Тема: "Источники финансирования предприятия" - 2 часа.

Финансовый менеджмент или управление финансами. Основные источники финансирования предприятия. Кредитование. Использование финансовых ресурсов организации.

Урок 3. Тема: "Основные показатели деятельности предприятия" - 2 часа.

Эффективность производства. Производительность труда. Показатели эффективности использования материальных ресурсов. Показатели рентабельности. Показатели финансового состояния предприятия. Показатели для анализа готовой продукции. Методы расчета материалоемкости, материалоотдачи, рентабельности, платежеспособности, ликвидности.

Урок 4. Тема: "Рост и развитие, или отчет и отчетность" - 2 часа.

Основная цель составления отчетности. Внешняя и внутренняя отчетности. Виды и содержание отчетности. Формы финансовой (бухгалтерской отчетности) российских предприятий. Маркетинг.

Урок 5. Тема: "Основы бухгалтерского учета" - 2 часа.

Бухгалтерский учет. Виды бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс. Структура и наименование разделов бухгалтерского баланса. Счет - бухгалтерский документ.

Урок 6. Игра "Я предприниматель" - 2 часа.

Таким образом, в результате изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" у учащихся формируются экономические понятия.

4. Разработка плана-конспекта занятия по теме "Прибыль как цель предпринимательства"

Тема урока: "Образование прибыли предприятия".

Количество часов: 2 академических часа.

Тип урока: приобретения учащимися новых знаний.

Цели урока:

.Образовательная: Изучить основные понятия по теме. Научить рассчитывать прибыль.

2.Развивающая: Развивать память.

.Воспитательная: Воспитывать экономическую грамотность

Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, активный метод обучения - видео-метод.

Средства обучения: Дидактический материал: учебник, программное средство пакет Microsoft Office (Power Point 2003), ТСО: компьютер, ОС Windows 98/2003 или выше, мультимедийный аппарат (проектор).

Опорные понятия: Прибыль, балансовая прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль, методы планирования прибыли.

Структура урока:

Организационный момент - 5 мин.

Изложение нового материала - 30 мин.

Вводный инструктаж - 5 мин.

Практическая работа учащихся. Текущий инструктаж - 35 мин.

Заключительный инструктаж - 10 мин.

Уборка рабочих мест - 5 мин.

Ход урока:

Организационный момент:

Урок начинается с приветствия, проверки готовности к работе и наличие учащихся на уроке.

Учитель настраивает учащихся на работу, возбуждает у них интерес, внимание и активное отношение к занятию.

После этого сообщается тема, цель и задачи урока.

Изложение нового материала.

Любое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из показателей успешности работы предприятия, доходы которого превышают расходы, в противном случае предприятие несет убытки. Рост прибыли означает рост деловых возможностей предприятия, его предпринимательской активности.

В общем виде прибыль определяется по формуле 4.1, а в целом по предприятию по формуле 4.2 (слайд № 1).

П = Цп - С, (4.1)

где П - прибыль;

Цп - цена продукции;

С - себестоимость.

П = В - Срп, (4.2)

где П - прибыль;

В - Выручка от реализации продукции;

С - себестоимость реализованной продукции.

Функции прибыли (слайд № 2):

·показывает экономическую эффективность, полученную в результате деятельности предприятия;

·является основным элементам финансовых результатов предприятия;

·служит источником формирования бюджетов разных уровней.

Показатели прибыли на предприятии представлены на рисунке 4.1 (слайд № 3).

Рисунок 4.1 - Показатели прибыли на предприятии

Балансовая прибыль включает три элемента:

·прибыль от реализации товаров (работ, услуг);

·прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;

·прибыль (убыток) от внереализационных операций (операции, не относящиеся к основной деятельности предприятия и не связанные с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг).

Основные методы планирования прибыли (слайд № 3):

Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и полной себестоимостью продукции.

Метод аналитического счета применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и в дополнение к прямому методу. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно.

Метод совмещенного счета совмещает элементы прямого и аналитического методов расчета.

Распределение прибыли предприятия - направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Распределение и использование прибыли имеет свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятия (см. таблицу 4.1) (слайд № 4).

Таблица 4.1 - Распределение прибыли предприятия

Организационно-правовая форма предпринимательстваОсобенности распределения прибылиПолное товариществоПрибыль распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли каждого как в распределении прибыли, так и при покрытии убытковТоварищество на вереИз полученной балансовой прибыли вносится в бюджет налог на прибыль, после этого часть прибыли выплачивается вкладчикам (коммандистам) в доле, соответствующей их вкладу в капитал товарищества, затем прибыль направляется на развитие предприятия и другие цели. Остаток прибыли распределяется между действительными (полными) товарищамиАкционерное обществоОбщие механизмы распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируется в уставе общества. Чистая прибыль за вычетом налогов распределяется по фондам: резервному, накопления и потребления, фонду по выплате дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям Общество с ограниченной ответственностьюПрибыль облагается налогом и распределяется в общем порядке, установленном для юридических лиц. При подведении итогов хозяйственной деятельности за год каждому участнику (пайщику) выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставной капитал, после внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие предприятия и материальное поощрение работниковКазенное предприятиеПрибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные уели, а также на социальное развитие. Свободная часть прибыли, остающаяся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджетаПредприятие с участием иностранного капиталаЧасть чистой прибыли после вычета налогов распределяется по фондам: резервному, накопления и потребления. Оставшаяся часть прибыли распределяется между российскими и иностранными участниками

Ознакомление учащихся с целями, содержанием, организацией и приемами выполнения предстоящей практической работы.

Практическая работа учащихся. Текущий инструктаж.

Проверьте себя: по какой формуле определяется валовая (балансовая) прибыль предприятия (Пб):

а) Пб = (В - З) + Пп + (-) Д;

б) Пб = В - З;

в) Пб = Пб + Пп + (-) Д - Н,

где Пб - балансовая прибыль предприятия; В - выручка от реализации продукции предприятия; З - затраты на производство и реализацию продукции; Пп - прибыль от прочей продажи; Д - доходы за вычетом расходов по внереализационным операциям; Н - выплаты по налогам.

По какой из приведенных формул в задании 1 определяется прибыль от реализации?

На какие цели может быть использована чистая прибыль предприятия:

а) на выплату заработной платы работникам предприятия;

б) на развитие производства, науки и техники;

в) на уплату налогов.

Решите задачу. Предприятие за год изготовило 125 тыс. изделий. Затраты на производство и реализацию составили 35 денежных единиц (д. е) за единицу изделия. Чему равна прибыль предприятия за год, если цена реализации за единицу изделия составляет 58 д. е.?

Решите задачу. Предприятие от реализации продукции получает в месяц по 75 тыс. руб. прибыли, а затраты на ее производство составляет 55 тыс. руб. Определите выручку от реализации продукции предприятия за месяц, за год

Ответы для проверки практического задания представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 - Ответы для проверки практического задания

Номер практического заданияВариант ответа1а2б3б4П = В - З, где В - выручка, З - затраты. В = 125 х 58 = 7250 д. е., З = 125 х 35 = 4375 д. е. П = 7250 - 4375 = 2 875 д. е. 5В = 75 + 55 = 130 тыс. руб. в месяц 130 х 12 = 1 560 тыс. руб. в год

Заключительный инструктаж.

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются ошибки.

Выдача домашнего задания: Ответить на вопросы по данной теме § 18, стр. 104 учебника: Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Эликтивный курс. Учебное пособие для 10-11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 176 с.

Уборка рабочих мест.

Заключение

Основу национальной экономики любого государства с развитыми рыночными отношениями составляет предпринимательство, осуществляемое отдельными гражданами или предприятиями различных организационно - правовых форм.

В условиях рыночных отношений и информатизации общества возникают процессы, направленные на практическое применение получаемых знаний и умений, способных удовлетворять потребности человека. Одно из новых требований - развитие качеств делового человека. Подготовить юношей и девушек к быстрейшей адаптации в жизни можно, предоставив им возможность овладеть такими основами профессиональных знаний и умений, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести собственное дело, найти свое место в жизни. В связи с этим особенно важно обеспечить экономическую грамотность молодежи, создать адекватную новым условиям систему экономической подготовки, ставящей своей целью не только овладение школьниками необходимыми знаниями но и создание условий для формирования активного субъекта экономической деятельности.

Создание системы экономического образования является актуальной задачей. Выпускники российских школ должны иметь представление об основах рыночной экономики, знать экономические термины и понятия.

Экономические понятия могут быть получены на основе систематического обучения основам предпринимательства. Изучение основ предпринимательства, как и любого предмета, происходит на основе образовательной программы. Одной из тем, входящих в состав программы "Основы предпринимательства" является тема "Прибыль как цель предпринимательства".

Значимость изучения темы: получение знаний, позволяющих производить необходимые действия, связанные с расчетами прибыли, экономической эффективности и заполнением финансовых документов предприятия. Каждый обучающийся сможет на основе полученных знаний проанализировать финансовое состояние предприятия, а также проанализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.

При изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" могут быть использованы как традиционные методы обучения, так и нетрадиционные, но приоритетными являются: практические методы обучения.

Обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного курса или предмета является календарно-тематическое планирование, которое содержит основные темы обучения и распределение их по часам.

Библиографический список

1. Асаул <#"center">Приложения

Приложение А

Титульный лист - паспорт календарно-тематического планирования

"Рассмотрено" Председатель МО учителей …………… ___________ ________ ФИО " "__________ 20 ___ г. "Согласовано" Заместитель директор по УВР ___________ ________ ФИО " "__________ 20 ___ г. "Утверждаю" Директор ГОУ СОШ № ___ ___________ ________ ФИО " "__________ 20 ___ г.

Календарно-тематическое планирование курса (темы)

___________________________________________________

название курса (предмета, темы)

для ________ класса (ов)

на 20 ___/20____ учебный год

Количество часов в неделю по учебному плану___________

Всего количество часов в году по плану _________

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией

_________________________.

Основные учебники:

Учитель: _______________ФИО

Похожие работы на - Методика формирования экономических понятий в процессе изучения темы 'Прибыль как цель предпринимательства'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!