Воспитание личности школьника в детских и молодежных общественных организациях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание личности школьника в детских и молодежных общественных организациях















Воспитание личности школьника в детских и молодежных общественных организациях

1. Молодежное движение как фактор социального развития личности

.1Понятие молодежного движения, его характеристика. Типы детских и молодежных общественных объединений

Молодежное движение - это деятельность различных объединений и организаций, направленная на изменение молодыми людьми самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Молодежное движение является основой формирования демократической культуры общества. Оно создает условия для самораскрытия, самореализации личности юноши или девушки в среде, где они наиболее комфортно себя чувствуют, и поэтому свободны в своем волеизъявлении. Молодежное движение представляет собой открытый и многоярусный процесс, для которого характерны взаимодействие и конкуренция.

Молодежное движение можно рассматривать как совокупность координированных действий юных граждан, направленных на реализацию какой либо цели, связанной с изменением социальной действительности или своего положения в социуме. Цели молодежного движения могут находится в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.д. Таким образом, создаются движения миротворцев, защитников природы, сотрудников «красного креста» и т.д.

Молодежное движение основывается на добровольном союзе учащихся и взрослых (или только учащихся), созданном для совместной деятельности, удовлетворения своей социальной потребности, а также реализации личностно и социально значимых интересов. По мнению В.И. Андреева, участие детей, подростков и молодежи в общественных организациях и движениях представляет исключительную ценность для социализации личности, развития самодеятельного социального творчества подрастающего поколения [20]. Таким образом, молодежное движение в виде организаций и объединений может существовать в условиях образовательно-воспитательных учреждений (школах, центрах детского творчества, дворцах детей и учащейся молодежи и т.д.). Молодежное движение, молодежную организацию и молодежное объединение в то же время можно рассматривать как отдельные самостоятельные социальные системы, которые имеют много общего: наличие у каждого своей основополагающей для деятельности идеи или цели, определенный состав участников, место и время действия. Однако есть и различия: отсутствие или наличие фиксированных нравственных норм, членства, взносов, символов и атрибутов, регламентированных или спонтанных программ деятельности. В широком смысле детское движение представляет собой деятельность различных объединений и организаций, направленную на изменение самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Можно сказать и иначе: детское движение - это рождение, становление и отмирание различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети или дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений.

Детское движение помогает (создает условия) самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и поэтому свободен в своем волеизъявлении. Детское движение - одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения.

Детское движение - процесс открытый, многоярусный. Для него характерны взаимодействие, конкуренция, дифференциация и интеграция составляющих.

Размах детского движения, его развитие - показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве.

В узком смысле детское движение представляет собой совокупность координированных действий несовершеннолетних граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи (достижения цели), связанной с изменением социальной действительности или своего положения в обществе.

Движение существует до тех пор, пока достигается цель. Как только это происходит, движение распадается. Не помогает и реанимация. Наличие цели, стремления к ней является не только необходимым условием развития детского коллектива, но и коллектива вообще.

Такие объединения созданы и действуют много лет во внешкольных учреждениях и клубах. Организация имеет регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в «Уставе» или ином учредительном документе, выраженную структуру, фиксированное членство и фиксированный денежный взнос.

И детское движение, и детское объединение и детскую организацию можно рассматривать и как отдельные самостоятельные социальные системы.

У них много общего: наличие идеи или цели, состав участников, место и время действия. Но у них есть различия, связанные с отсутствием или наличием фиксированных нравственных норм, членства взносов, символов и атрибутов, регламентированных или спонтанных программ деятельности.

Детское движение, объединение не возникают сами по себе. Есть импульс.

«Самоорганизация, естественная потребность детей в объединении с себе подобными» - утверждают одни[2]. Есть и другая точка зрения. Детское движение, организация, объединение возникают только тогда, где и когда есть взрослые (или сообщество взрослых), желающие реализовать свои интересы и располагающие для этого необходимыми возможностями, навыками, умениями.

Детские и молодежные общественные объединения классифицируются в социально-педагогическом плане по нескольким параметрам:

·по юридическому статусу и месту в социальной системе;

·по социально-психологическому статусу.

По юридическому статусу и месту в социальной системе объединения делятся на официальные, (признанные обществом, связанные с каким-либо государственными или общественными органами, имеющими официальную регистрацию, внутреннюю организационную структуру, отраженную в Уставе или другом учредительном документе, членство и фиксированный денежный взнос) и неофициальные или неформальные, существующие сами по себе.

По социально-психологическому статусу объединения делятся на группы принадлежности, в которых ученик состоит реально (класс, спортивная секция, клуб, дружеская компания и т.д.) и на референтные группы, к которым учащийся не принадлежит, но мысленно ориентируется на их мнение.

Детские и молодежные официальные общественные объединения существуют в виде организаций, клубов и т.д. и различаются по содержанию деятельности и времени существования.

По содержанию деятельности различаются трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные, спортивно-туристические и другие объединения. Трудовыми, например, считаются ученические кооперативы, в которых реализуется задача организации трудовой деятельности и решения личных экономических проблем. Досуговые объединения предполагают развитие способностей и склонностей детей, предоставляют им возможность общаться, самовыражаться, самоутверждаться.

По длительности существования детские и молодежные общественные объединения могут быть постоянными, действующими на базе школы, внешкольного учреждения, по месту жительства детей. Временными объединениями считаются детские летние центры и лагеря, туристические группы и т.д. К ситуативным относят объединения, созданные для решения задачи, не требующей много времени (слет, акция помощи и т.д.) [4].

1.2Детские и молодежные общественные организации в Республике Беларусь: цели, направления и содержание работы

Детские и молодежные организации и объединения, с одной стороны, являются субъектом социальной защиты детей и молодежи, с другой - призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях; помочь юному гражданину в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов; создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала подрастающего поколения. При этом детские и молодежные организации и объединения могут создавать свои специальные программы жизнедеятельности. Программа содержит цель, основные задачи, содержание и план реализации; характеристику финансовых, материальных, кадровых ресурсов и организационных возможностей объединения по реализации данной программы. Рассмотрим направления деятельности детских и молодёжных объединений, действующих в РБ.

Асацыяцыя беларускiх гайдау. Основана в 1993 г. Добровольная общественная организация, объединяющая девочек и девушек с 7 до 18 лет. Цель: содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию, совершенствованию характера, социальной адаптации девочек и девушек в обществе. Организация является частью Всемирной Ассоциации девочек-гайдов и девочек-скаутов, самого многочисленного женского движения в мире. Структура организации: младшие группы - 7-9 лет (звенья-патрули по 6-8 чел.); средние группы - 10-14 лет (отряды по 12-24 чел.); старшие группы - 15-18 лет (подвижные группы, занимаются общественно значимой деятельностью, проводят занятия со средними и младшими группами). Руководство организацией осуществляется демократическим путем. Популярны различные формы работы: семинары-тренинги для взрослых лидеров, обучающие современным методикам работы с детьми; практические занятия для девушек по дизайну и моде, этике и эстетике и др., летние лагеря, походы, экскурсии, игры, поездки и т.д.Организация сотрудничает и оказывает помощь гематологическому областному центру г. Гомеля, Новобелицкому, Брестскому, Могилевскому детским домам, Дому сирот №6 в г. Минске; участвует в благоустройстве городов и деревень.

Молодежная социальная служба. Создана в 1992 г. Основные направления деятельности: организация досуга молодежи; проведение республиканских и областных фестивалей, праздников, КВН; благотворительные акции с целью помощи детям-инвалидам и престарелым гражданам; организация турпоходов, экскурсионных поездок и т.д.; деятельность психологической службы; организация трудовой деятельности школьников и студентов - летние трудовые лагеря на территории РБ и других стран, студенческое бюро услуг.

Национальная штаб-квартира «Достижения молодых в Беларуси». Основное направление деятельности - внедрение образовательной экономической программы «Достижения молодых» в школах, гимназиях, лицеях, вузах РБ по возрастным группам. 9-11 кл. - «Прикладная экономика», 7-8 кл. - «Проект бизнеса», 1-6 кл. - «Знакомство с экономикой». Проводятся тренинг-семинары для преподавателей экономики средних и высших учебных заведений; осуществляется организационное, учебно-методическое и материальное обеспечение учебного процесса по всем курсам.

БОС - Белорусская организация Соколов. Основана в 1995 г. Объединяет более 3000 тыс. детей из Минска, Могилева, Витебска, Гомеля, Бобруйска. Главное направление - работа с детьми сиротской категории. Основные формы работы - походы, фестивали, конкурсы, турслеты, спортивные состязания с ориентацией на развитие познавательной и игровой активности учащихся[11].

Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО. Республиканская неправительственная общественная организация, объединяющая клубы ЮНЕСКО. Основные направления деятельности: образование в области экологии - программа «Чернобыль»; знакомство с национальной культурой и традициями белорусского народа - программа «Адрадженне»; знакомство с культурой и языками других стран - программа «Лингвапакс»; сотрудничество между клубами Ассоциации - программа «Партнер»; установление связи между малыми городами Беларуси и других стран - программа «Провинция»; культурно-профессиональный обмен опытом молодежи - выставки, встречи[11].

Союз скаутов Беларуси. Основан в 1988 г., зарегистрирован в 1991 г. Преемник опыта Всемирной организации Скаутского Движения. Независим от политических партий и течений. Скауты следуют принципам, которые всегда были законами жизни людей: честность, благородство, доброта, дружелюбие, религиозность. Девиз скаутов - «Будь готов!» - имеет исторический характер, так как это девиз средневековых рыцарей. Основная идея воспитания в организации: скаут - современный рыцарь, который развивает свою силу; учится самостоятельно решать жизненные проблемы; готовит себя к жизненным испытаниям не только физически, но и интеллектуально и морально; действует, исходя из убеждения, приносить людям только добро[11].

БРПО - Белорусская Республиканская пионерская организация. Перерегистрирована в апреле 1995 г. имеет свой устав, символику. Полностью отошла от политики. Представлена во всех городах Беларуси (более 130 тыс. человек возрастом до 14 лет). Прием осуществляется на добровольной основе.

Осуществляет социально-творческую деятельность. Цель организации - содействовать социализации личности ребенка, помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, Родине. Основной принцип - взаимопонимание. Девиз организации призывает к делу на благо Родины, добру и справедливости. БРПО использует вариативно-программный подход к организации жизнедеятельности своих пионерских коллективов. Организация состоит из разновозрастных отрядов, каждый из которых самостоятельно выбирает себе программу жизнедеятельности: «Детский Орден Милосердия» - работа с категорией людей, нуждающихся в помощи (престарелые люди, инвалиды, питомцы детских домов и т.д.); «Игра - дело серьезное» - сохранение и развитие детской игровой культуры, «Спадчына» - освоение и возрождение культурных национальных традиций через краеведческую и экологическую деятельность; «Наследники» - работа с младшими школьниками»; «Семь Я» самопознание и саморазвитие членов БРПО; «Спарта» - духовное и физическое совершенствование членов БРПО; «Зеленый дом» - развитие и формирование экологического сознания членов БРПО; «Свой голос» - вовлечение детей в систему средств массовой коммуникации и др. Работа пионерских дружин строится на следующих основополагающих приемах организации деятельности: 1) игровых технологиях (игровая атмосфера в детском коллективе в процессе деятельности); 2) методике коллективных творческих дел (вовлечение детей в социально-полезную деятельность в любой приемлемой для них роли - зрителя, участника, организатора, автора); 3) проектировании (поэтапном решении проблем, зафиксированных в программе) [11].

Белорусский Национальный комитет Молодежных организаций. Самостоятельный неправительственный союз молодежных, юношеских и детских общественных объединений. Принципы деятельности: демократические отношения между организациями, входящими в состав комитета; юридическая, организационная и финансовая поддержка организаций; борьба с насилием, шовинизмом, фанатизмом, национальным нигилизмом. Комитет включает следующие организации: Союз Сельской Молодежи, БРПО, Конфедеративный альянс молодежной ООН, Белорусская ассоциация студентов-архитекторов, Клуб молодых политиков, Православное Кирилла-Мифодиевское Братство, Объединение Белорусских Скаутов, Объединение социал-демократической молодежи «Молодая Грамада», Белорусский детский фонд, «Стоп-Спид Беларусь», Асацыяцыя беларускiх гайдау, Белорусская организация Соколов, «Молодежь на службе окружающей среды», Историко-патриотическое объединение молодежи «Чырвоны Жонд», Детско-юношеский клуб «На клотике», Молодежный центр Белгосуниверситета, Эколого-туристический и исторический клуб «Зеленый Дуб», Молодежный центр «Нева», Витебский союз студентов-медиков, Ассоциация вузов Витебской области[11].

БРСМ - Белорусский Республиканский Союз Молодежи. Образовался в сентябре 2002 г. путем слияния двух организаций: БСМ и БПСМ. Осуществляет свою деятельность на основе Конституции РБ, законов, действующих в республике и собственного Устава. Членом БРСМ может быть любой гражданин в возрасте от 14 до 31 г. Основа ОО «БРСМ» - первичные организации. Высшим органом территориальной организации является Конференция, проводимая не реже 1 раза в три года. Руководящим органом в период между конференциями является комитет ОО «БРСМ» (обл., гор., район.). Высшим органом ОО «БРСМ» является Съезд, проводимый не реже 1 раза в три года. Он может решать любые вопросы по деятельности организации. Руководящим органом ОО «БРСМ» в период между Съездами является Центральный комитет, координирующий деятельность организации. Цель организации: создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Беларуси гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Задачи и методы работы:

участие в формировании и реализации государственной молодежной политики, учреждение средств массовой информации и участие в издательской деятельности;

участие в разработке и осуществлении образовательных, социальных и иных молодежных программ; оказание содействия в создании рабочих мест и трудоустройстве своих членов;

содействие развитию международного молодежного сотрудничества, путем обмена делегациями с другими странами с целью установления дружеских отношений, обмена опытом и совместной деятельности;

привлечение внимания СМИ, органов государственной власти и общественности к молодежным решениям и проблемам;

помощь членам ОО «БРСМ» в организации их свободного времени путем проведения мероприятий, направленных на физическое, духовно-нравственное, культурное развитие молодых людей;

организация и проведение конференций, семинаров, встреч, лекций, выставок, концертов и т.д. с целью поддержки творческой молодежи;

осуществление деятельности, связанной с получением и распределением гуманитарной помощи;

осуществление деятельности, связанной с организацией оздоровления детей и молодежи в Республике Беларусь и за рубежом.

Денежные средства ОО «БРСМ» формируются на основе членских взносов; добровольных пожертвований; поступлений от лекций, семинаров, выставок; доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям БРСМ.

Большое значение для воспитания детей имеют их временные объединения, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.

1.3 Молодежная субкультура и неформальные молодежные объединения: характеристика проблемы

По данным социологов 30-40% школьников и молодежи юношеского возраста вливаются в неформальные объединения. Деятельность этих неформальных объединений направлена на реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие неформальные объединения создаются в условиях учреждений и собирают людей добрых, милосердных, творческих, которые действуют на пользу социуму. Например, «Дружина друзей природы» (БГУ), их цель - охрана окружающей среды. В основном неформальные объединения организуются самими молодыми людьми по месту жительства с целью проведения свободного времени (дворовые компании). Такие неформальные объединения являются для ребят способом свободного самовыражения, проявления инициативы и самостоятельности, бесконтрольного со стороны взрослых общения. Они существуют в виде небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, дружеских отношениях, общих интересах. В таких группах стихийно складывается паритетная демократическая организационная структура, появляются лидеры, ведущие и ведомые, причем каждый здесь имеет равные возможности и может стать лидером.

Неформальные объединения могут иметь не только социально-значимые, но и асоциальные цели, что определяет и образ жизни их членов. В асоциальных неформальных объединениях устанавливается, как правило, авторитарное управление. Ребята вместо желаемой свободы получают духовное и физическое закрепощение (Скины, РНЕ, и др.). Из объединений такого рода ребята уже не могут выйти свободно, так как в группе это считается предательством и строго карается.

Рассмотрим основные причины вступления молодежи в неформальные объединения. По данным опроса социологов 45% респондентов из молодежной среды заявляют, что официальные молодежные организации им не интересны для проведения досуга, так как их работа формальна; 35% - сообщили, что официальные организации не помогают развивать способности и реализовывать жизненные стремления; 13% - обратили внимание на то, что для них главное - это непринужденное общение, которое проще найти в неформальных объединениях и 7% респондентов заявили о том, что их деятельность в неформальных объединениях, членами которых они являются, идет вразрез с общепринятыми в социуме нормами морали, и им это нравится[7].

Отсюда первая причина вступления молодежи в неформальные объединения - психолого-педагогические противоречия, формализм воспитательной работы в условиях образовательно-воспитательных учреждений и официальных молодежных организаций, не дающий выхода творческой энергии ребят, лишающий возможности самовыражения, демонстрации оригинальных идей.

Вторая причина - психологические мотивы личности молодого человека. Это стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое «Я», потребность в общении, обмене чувствами и мыслями по волнующим вопросам; возможность чувствовать себя свободно.

Третья причина - противоречие между достаточным объемом свободного времени учащейся молодежи и недостаточным уровнем развития общей культуры юношей и девушек. Отсюда часто мы можем наблюдать удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей средствами культурно-массовой продукции очень низкого уровня (особенно кино- и видеопродукция), совершение правонарушений и асоциальных поступков как развлекательный способ проведения досуга. Нежелание тратить время на собственное самосовершенствование, социально значимую деятельность демонстрирует недостаточный уровень понимания жизни молодежью и низкий уровень их общекультурного развития в целом.

Четвертая причина - негативные характеристики современного общества взрослых: бездуховность, потребительское отношение к жизни, мещанство, обывательщина, лицемерие, отсутствие правды, агрессия и насилие и др. Вследствие названных негативных примеров и недостаточного жизненного опыта молодые люди многие ложные цели принимают за истинные. Отсюда стремление молодежи к реализации эгоистических потребностей и интересов; отсутствие осознания ответственности за свои действия перед окружающими людьми и всем социумом и, как следствие, асоциальное поведение; самоутверждение путем самоуправления и подавления и т.д.

Неформальные объединения играют наиболее существенную роль в подростковом и юношеском возрасте. Жизнедеятельность неформального объединения, стиль поведения его членов определяется субкультурой, в рамках которой оно существует. Субкультура - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающее трансформированную систему ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление ее носителей [6].

Любая субкультура включает элементы жаргона, эстетических пристрастий, норм воздействия на своих членов, образцов поведения. Принятый в субкультуре жаргон выступает как своеобразный пароль, позволяющий вступать в контакт со сверстниками данной группы. Другой элемент субкультуры - следование моде в одежде, прическе, макияже, с помощью которых ощущается единство со своими сверстниками данной группы и выделение из мира взрослых. Третий немаловажный элемент субкультуры - музыкальные пристрастия. Музыка позволяет выразить эмоции, переживания, которые юноши не могут выразить словами. Выбор конкретных объединений имеет возрастные особенности и социальный статус. Кроме названных элементов субкультуры членам неформальных объединений присущ и своеобразный субъективный мир, отражающий их взгляды на жизнь и нравственные позиции.

Таким образом, вхождение в неформальное объединение диктует молодым людям соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде, прическе, во всем внешнем виде, а также в музыкальных пристрастиях, отношениях к себе и окружающим, всему социуму в целом. Рассмотрим некоторые неформальные объединения наиболее распространённые в молодёжной среде.

Панки представляют антисоциальное, анархическое течение, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Они впервые появились в Великобритании (Уэльсе) в первой половине 1930-х годов. Панками назывались люди, проживающие в бедных районах города, как правило, дети угольщиков. Они пили хуч (индейский самогон), курили опиум, нюхали токсичные вещества. Средства к существованию - бандитизм, развлечения - драки. Музыкальное пристрастие - «черный джаз» (исполнялся неграми). Идеология - анархия и полное отрицание государственных норм и нравственных норм социума.

Условно выделяются две возрастные группы панков. Первая - подражают панкам 30-х г., также нарочито неприглядны. Вызывающе одеваются, сквернословят, хулиганят, совершают правонарушения, курят «травку» и т.п. Слушают «панк» и «панк-рок», даже не отличая их. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб и т.д.), одежда (на голом теле кожаный пиджак и т.д.), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Непристойное поведение: употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических веществ; драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью. В интимной жизни также преобладает культ нечистоплотности. Вторая группа - старше возрастом. Они явно интеллектуальнее. Ведут себя не агрессивно, одеваются солиднее, к музыке относятся серьезно, многие сами играют на музыкальных инструментах, иногда даже читают книги[8].

Гранджеры - близки к панкам первой группы, но слушают «грандж».

Мажоры - молодые люди, преклоняющиеся перед всем, произведенным во Франции, Англии, США. Одеваются и обуваются только в то, что произведено в этих странах, следуя последнему «писку» моды. Собираются около гостиниц «Интурист», во всех местах, где можно встретить иностранцев. В их кругу считается престижным знать 2-3 иностранных языка. Выступают против алкоголя и наркотиков, многие занимаются модными видами спорта (бодибилдинг, скейтборд и др.). Мажоров не любят панки, из-за чего между ними происходят стычки.

Реднеки - молодые люди, накапливающие капитал. Они занимаются перепродажей различных товаров. Интереса к учебе и получению профессии у них нет. Их идеология основывается на отрицании образования и стремлении иметь побольше денег, что единственное может вызывать, по их мнению, любовь и уважение.

Байкеры - их страсть машины и особенно мотоциклы, готовы отдать самое ценное за хороший мотоцикл. Многие из них не имеют прав. Бывают замешаны в угоне автомобилей и мотоциклов. Слушают рок-музыку, предпочитают «тяжелый рок», поэтому часто их ошибочно называют «рокерами». Уважают физическую силу. Тусовки мажоров, реднеков и байкеров подразумевают дорогой образ жизни, поэтому они, как правило, дети из состоятельных семей. Можно отметить и положительные характеристики байкеров, особенно старший возраст.

Металлисты - поклонники тяжелого металлического рока («хэви метал рок»), черного металлического рока («блэк метал рок»), скоростного металлического рока («спид метал рок»). Агрессивный внешний вид: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, надписью «сатана» на английском языке; узкие черные джинсы, высокие ботинки, серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов, скелетов и др. Пьют преимущественно пиво. Некоторые металлисты исповедуют культ сатаны («сатанисты»). Они пьют спиртные напитки, хулиганят, курят во время концертов анашу и марихуану. Посвящение в сатанисты часто происходит на кладбище с жертвоприношением животных. Идеология - культ насилия, жестокости, расизма и шовинизма. К ним часто примыкают панки из-за стремления к насилию, бунту и т.д. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится рок-музыка. Их называют лохами. Как правило, именно они устраивают драки и погромы после концертов в залах и на улице. Но в среде металлистов есть и настоящие знатоки и ценители тяжелого рока. В основном те, которые старше 25 лет. Они более серьезны, миролюбивы, хорошо разбираются в музыке, даже в классической[8].

Рокеры - молодые люди, слушающие рок-музыку 1960-х г. и современную. Внешне похожи на металлистов (одежда, цепи, перчатки и т.д.). Особый шик - сапоги или ботинки с острыми носами. Есть немало интеллектуальных тусовок рокеров. Среди них выделяются те, кто слушает «русский рок». Многие рокеры являются авторами песен, увлекаются философией, религией, историей культуры, театром. В их числе А. Макаревич, Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и другие. Многие рокеры владеют несколькими музыкальными инструментами, актерским мастерством.

Скины - (от англ. «скин хэд» - бритая голова). Неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Система подчинения как у гитлеровских фашистов: гауптштурмфюреры, штурмбанфюреры, оберы. Приветствие - вытянута вперед рука. На куртках черного цвета - фашистская символика. Идеология основывается на расизме, шовинизме, антисемитизме, национал-социализме, культе черной магии, культе сильной личности - все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Организация военного образца. Средний возраст скинов - 17-18 лет. Во главе группировки стоит взрослый человек старше тридцати лет с профашистскими взглядами. Скины ненавидят панков, гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. Металлистам и рокерам симпатизируют. Байкеров побаиваются. Любят слушать военные гимны и марши, «металл» середины 1980-х г.

РНЕ (русское национальное единство) - организация с фашистской идеологией полувоенного образца. Похожи на скинов: черная полувоенная одежда, фашистская символика, знамя с фашистской свастикой, приветствие вытянутой рукой, строгая иерархия подчинения членов организации. Такая же идеология. Присваивают звание и эмблему (рысь, лев, волк и т.д.). Употребление наркотиков, табака и алкоголя строго запрещается. Занимаются силовыми видами спорта, для этого арендуют спортивные и тренажерные залы; изучают тактику ведения уличных боев. Летом вывозят молодое пополнение в спортивные лагеря. Активно привлекают в свои ряды ребят из неблагополучных семей; агитируют в школах, ПТУ; издают газету «РНЕ». Новичкам устраивают испытание боем. Жертвами подобных акций становятся бомжи, лица «кавказской национальности», все так называемые «неславяне». Называют себя «санитарами общества», имеющими право решать, кому жить, а кому нет.

Битники - внешне похожи на рокеров, идеология ближе к хиппи. Слушают «Бит-бит», «Битлз», «Ролинг Стоунз» и т.д.

Рэперы - слушают музыку в стиле «рэп». Занимаются спортом (чаще баскетболом). Носят широкую одежду, серьги, значки. Коротко стрижены. Многие из них не употребляют спиртное, однако употребляют наркотики. Рэперы не агрессивны, кроме тех, кто относится к течению «Гангста», проповедующему насилие.

Рэйверы - приверженцы стиля «рэйв» в музыке, а также ярких цветов в одежде, ярко окрашенных волос, возможно с рисунком. Носят особые серьги, браслеты. Их культ - развлечение (танцы, секс, наркотики, а также кинематограф, живопись, реже театр). Потребительское отношение к жизни критикуют, могут потрудиться, чтоб заработать для себя. Однако только на престижной работе, в солидной фирме за большие деньги. К ним примыкают кислотники, которые исповедуют ту же идеологию и имеют сходный внешний вид.

Хакеры и юзера - молодые люди, очень хорошо разбирающиеся в компьютерах. Чаще всего учатся в вузах на математических факультетах. Компьютеры считают верхом совершенства из всего, что создано умом человека. К гуманитариям относятся с презрением. Многие из них музыку и искусство отодвигают на задний план. Хакеры отличаются тем, что способны очень виртуозно «взламывать» чужые системы, и тем самым за приличные суммы совершать незаконные действия, похищая информацию.

Гопники - самая многочисленная часть молодежи. Встречаются в любом неформальном объединении, а также бывают вне всяких объединений. Основные занятия - хулиганство, драки, грабежи, пьянство, наркотики. Самая неинтеллектуальная часть молодежи[8].

Сделаем вывод - молодёжное движение-это деятельность различных объединений и организаций и организаций, направленная на изменение молодыми людьми самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Молодёжное движение является основой формирования демократической культуры общества. Оно создаёт условия для самораскрытия, самореализации личности юноши или девушки в среде, где они наиболее комфортно себя чувствуют, и поэтому свободны в своём волеизъявлении. Молодёжное движение представляет собой открытый и многоярусный процесс, для которого характерны взаимодействие и конкуренция.

Молодёжное движение можно рассматривать как совокупность координированных действий юных граждан, направленных на реализацию какой-либо цели, связанной с изменением социальной действительности или своего положения в социуме. Цели молодёжного движения могут находиться в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.д. Таким образом, создаются движения миротворцев, защитников природы, сотрудников «красного креста».

Можно сказать: детское движение - это рождение, становление и отмирание различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети или дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений.

Детское движение помогает (создаёт условия) самораскрытию, самореализации личности ребёнка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и поэтому свободен в своём волеизъявлении. Детское движение - одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения.

Детское движение - процесс открытый, многоярусный. Для него характерны: взаимодействие, конкуренция, дифференциация и интеграция составляющих.

2. Взаимодействие с детскими и молодежными объединениями в практике образовательно-воспитательных учреждений

2.1 Вариативно-программный подход к организации деятельности детских и молодежных общественных объединений в условиях школы (БРПО, БРСМ и др.)

В науке выделяют две модели взаимодействия школы и детских общественных объединений. Первая модель основывается на равноправном партнерстве школы как государственного образовательного учреждения и детских общественных объединений как организаций, имеющих юридический статус, собственную программу развития. Субъекты партнерства (школа, общественные объединения и организации) совместно разрабатывают социально ориентированные программы, обновляют содержание воспитания, выводят воспитательную систему за стены школы. Такое партнерство характеризуется динамизмом, демократизмом, автономностью общественных объединений и организаций, четко выраженной спецификой деятельности. В настоящее время подобная практика партнерских отношений школы и общественных объединений и организаций находится в стадии зарождения и, как правило, свойственна школам инновационного типа развития, опыт которых по данному направлению будет описан в последующих главах.

Молодежное движение - это деятельность различных объединений и организаций, направленная на изменение молодыми людьми самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Молодежное движение является основой формирования демократической культуры общества. Оно создает условия для самораскрытия, самореализации личности юноши или девушки в среде, где они наиболее комфортно себя чувствуют, и поэтому свободны в своем волеизъявлении. Молодежное движение представляет собой открытый и многоярусный процесс, для которого характерны взаимодействие и конкуренция.

Молодежное движение можно рассматривать как совокупность координированных действий юных граждан, направленных на реализацию какой либо цели, связанной с изменением социальной действительности или своего положения в социуме. Цели молодежного движения могут находится в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.д. Таким образом создаются движения миротворцев, защитников природы, сотрудников «красного креста» и т.д. Движение существует до тех пор, пока достигается цель. Как только цель достигнута, движение может распасться, если не поставит перед собой новой цели.

Молодежное движение основывается на добровольном союзе учащихся и взрослых (или только учащихся), созданном для совместной деятельности, удовлетворения своей социальной потребности, а также реализации личностно и социально значимых интересов. По мнению В.И. Андреева, участие детей, подростков и молодежи в общественных организациях и движениях представляет исключительную ценность для социализации личности, развития самодеятельного социального творчества подрастающего поколения [1, с. 414]. Таким образом, молодежное движение в виде организаций и объединений может существовать в условиях образовательно-воспитательных учреждений (школах, центрах детского творчества, дворцах детей и учащейся молодежи и т.д.). Молодежное движение, молодежную организацию и молодежное объединение в то же время можно рассматривать как отдельные самостоятельные социальные системы, которые имеют много общего: наличие у каждого своей основополагающей для деятельности идеи или цели, определенный состав участников, место и время действия. Однако есть и различия: отсутствие или наличие фиксированных нравственных норм, членства, взносов, символов и атрибутов, регламентированных или спонтанных программ деятельности.

Детские и молодежные общественные объединения классифицируются в социально-педагогическом плане по нескольким параметрам:

по юридическому статусу и месту в социальной системе;

по социально-психологическому статусу.

По юридическому статусу и месту в социальной системе объединения делятся на официальные, (признанные обществом, связанные с каким-либо государственными или общественными органами, имеющими официальную регистрацию, внутреннюю организационную структуру, отраженную в Уставе или другом учредительном документе, членство и фиксированный денежный взнос) и неофициальные или неформальные, существующие сами по себе.

По социально-психологическому статусу объединения делятся на группы принадлежности, в которых ученик состоит реально (класс, спортивная секция, клуб, дружеская компания и т.д.) и на референтные группы, к которым учащийся не принадлежит, но мысленно ориентируется на их мнение.

Детские и молодежные официальные общественные объединения существуют в виде организаций, клубов и т.д. и различаются по содержанию деятельности и времени существования.

По содержанию деятельности различаются трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные, спортивно-туристические и другие объединения. Трудовыми, например, считаются ученические кооперативы, в которых реализуется задача организации трудовой деятельности и решения личных экономических проблем. Досуговые объединения предполагают развитие способностей и склонностей детей, предоставляют им возможность общаться, самовыражаться, самоутверждаться.

По длительности существования детские и молодежные общественные объединения могут быть постоянными, действующими на базе школы, внешкольного учреждения, по месту жительства детей. Временными объединениями считаются детские летние центры и лагеря, туристические группы и т.д. К ситуативным относят объединения, созданные для решения задачи, не требующей много времени (слет, акция помощи и т.д.).

Детские и молодежные организации и объединения, с одной стороны, являются субъектом социальной защиты детей и молодежи, с другой - призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях; помочь юному гражданину в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов; создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала подрастающего поколения. При этом детские и молодежные организации и объединения могут создавать свои специальные программы жизнедеятельности. Программа содержит цель, основные задачи, содержание и план реализации; характеристику финансовых, материальных, кадровых ресурсов и организационных возможностей объединения по реализации данной программы.

Асацыяцыя беларускiх гайдау. Основана в 1993 г. Добровольная общественная организация, объединяющая девочек и девушек с 7 до 18 лет. Цель: содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию, совершенствованию характера, социальной адаптации девочек и девушек в обществе. Организация является частью Всемирной Ассоциации девочек-гайдов и девочек-скаутов, самого многочисленного женского движения в мире. Структура организации: младшие группы - 7-9 лет (звенья-патрули по 6-8 чел.); средние группы - 10-14 лет (отряды по 12-24 чел.); старшие группы - 15-18 лет (подвижные группы, занимаются общественно значимой деятельностью, проводят занятия со средними и младшими группами). Руководство организацией осуществляется демократическим путем. Популярны различные формы работы: семинары-тренинги для взрослых лидеров, обучающие современным методикам работы с детьми; практические занятия для девушек по дизайну и моде, этике и эстетике и др., летние лагеря, походы, экскурсии, игры, поездки и т.д. Организация сотрудничает и оказывает помощь гематологическому областному центру г. Гомеля, Новобелицкому, Брестскому, Могилевскому детским домам, Дому сирот №6 в г. Минске; участвует в благоустройстве городов и деревень.

Молодежная социальная служба. Создана в 1992 г. Основные направления деятельности: организация досуга молодежи; проведение республиканских и областных фестивалей, праздников, КВН; благотворительные акции с целью помощи детям-инвалидам и престарелым гражданам; организация турпоходов, экскурсионных поездок и т.д.; деятельность психологической службы; организация трудовой деятельности школьников и студентов - летние трудовые лагеря на территории РБ и других стран, студенческое бюро услуг.

Национальная штаб-квартира «Достижения молодых в Беларуси». Основное направление деятельности - внедрение образовательной экономической программы «Достижения молодых» в школах, гимназиях, лицеях, вузах РБ по возрастным группам. 9-11 кл. - «Прикладная экономика», 7-8 кл. - «Проект бизнеса», 1-6 кл. - «Знакомство с экономикой». Проводятся тренинг-семинары для преподавателей экономики средних и высших учебных заведений; осуществляется организационное, учебно-методическое и материальное обеспечение учебного процесса по всем курсам.

БОС - Белорусская организация Соколов. Основана в 1995 г. Объединяет более 3000 тыс. детей из Минска, Могилева, Витебска, Гомеля, Бобруйска. Главное направление - работа с «трудными» подростками. Основные формы работы - походы, фестивали, конкурсы, турслеты, спортивные состязания с ориентацией на развитие познавательной и игровой активности учащихся.

Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО. Республиканская неправительственная общественная организация, объединяющая клубы ЮНЕСКО. Основные направления деятельности: образование в области экологии - программа «Чернобыль»; знакомство с национальной культурой и традициями белорусского народа - программа «Адрадженне»; знакомство с культурой и языками других стран - программа «Лингвапакс»; сотрудничество между клубами Ассоциации - программа «Партнер»; установление связи между малыми городами Беларуси и других стран - программа «Провинция»; культурно-профессиональный обмен опытом молодежи - выставки, встречи.

Союз скаутов Беларуси. Основан в 1988 г., зарегистрирован в 1991 г. Преемник опыта Всемирной организации Скаутского Движения. Независим от политических партий и течений. Скауты следуют принципам, которые всегда были законами жизни людей: честность, благородство, доброта, дружелюбие, религиозность. Девиз скаутов - «Будь готов!» - имеет исторический характер, так как это девиз средневековых рыцарей. Основная идея воспитания в организации: скаут - современный рыцарь, который развивает свою силу; учится самостоятельно решать жизненные проблемы; готовит себя к жизненным испытаниям не только физически, но и интеллектуально и морально; действует, исходя из убеждения, приносить людям только добро.

БРПО - Белорусская Республиканская пионерская организация. Перерегистрирована в апреле 1995 г. имеет свой устав, символику. Полностью отошла от политики. Представлена во всех городах Беларуси (более 130 тыс. человек возрастом до 14 лет). Прием осуществляется на добровольной основе.

Осуществляет социально-творческую деятельность. Цель организации - содействовать социализации личности ребенка, помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, Родине. Основной принцип - взаимопонимание. Девиз организации призывает к делу на благо Родины, добру и справедливости. БРПО использует вариативно-программный подход к организации жизнедеятельности своих пионерских коллективов. Организация состоит из разновозрастных отрядов, каждый из которых самостоятельно выбирает себе программу жизнедеятельности: «Детский Орден Милосердия» - работа с категорией людей, нуждающихся в помощи (престарелые люди, инвалиды, питомцы детских домов и т.д.); «Игра - дело серьезное» - сохранение и развитие детской игровой культуры, «Спадчына» - освоение и возрождение культурных национальных традиций через краеведческую и экологическую деятельность; «Наследники» - работа с младшими школьниками»; «Семь Я» самопознание и саморазвитие членов БРПО; «Спарта» - духовное и физическое совершенствование членов БРПО; «Зеленый дом» - развитие и формирование экологического сознания членов БРПО; «Свой голос» - вовлечение детей в систему средств массовой коммуникации и др. Работа пионерских дружин строится на следующих основополагающих приемах организации деятельности: 1) игровых технологиях (игровая атмосфера в детском коллективе в процессе деятельности); 2) методике коллективных творческих дел (вовлечение детей в социально-полезную деятельность в любой приемлемой для них роли - зрителя, участника, организатора, автора); 3) проектировании (поэтапном решении проблем, зафиксированных в программе).

Белорусское республиканское молодежное общественное объединение «Звеставанне». Основная цель - развитие молодежного благотворительного движения, направленного на нравственное воспитание подрастающего поколения. Программа действий объединения направлена на изменение проблемных взаимоотношений между различными социальными группами; формирование позитивного отношения к детям-инвалидам, пожилым людям; воспитание у молодежи толерантности и сострадания. Основные программы объединения: «Женские портреты» - социальная реабилитация матерей, воспитывающих детей-инвалидов; «Взгляни на мир по-иному» - изменение проблемных взаимоотношений между различными социальными группами (пожилые люди, дети-инвалиды, учащаяся и студенческая молодежь, педагогически запущенные подростки); волонтерская программа «Творить добро - нет большей радости» - реализация творческих способностей детей-инвалидов; «Смех без границ» - развлекательная программа для детей и молодежи с недостатками физического развития; спортивно-художественная программа «Я такой же, как все» - интеграция детей инвалидов в полноценное общество. Популярны периодические акции. Например, акция «Надежда» - с участием молодежи, находящейся в специализированных учреждениях строгого режима и детей с ограниченными физическими возможностями. Объединение осуществляет тренинги-семинары для педагогов, родителей, социальных работников, учащейся молодежи, представителей других организаций и т.д. по теме: «Интеграция детей-инвалидов в белорусские школы» [4, с. 111-116].

Белорусский Национальный комитет Молодежных организаций. Самостоятельный неправительственный союз молодежных, юношеских и детских общественных объединений. Принципы деятельности: демократические отношения между организациями, входящими в состав комитета; юридическая, организационная и финансовая поддержка организаций; борьба с насилием, шовинизмом, фанатизмом, национальным нигилизмом. Комитет включает следующие организации: Союз Сельской Молодежи, БРПО, Конфедеративный альянс молодежной ООН, Белорусская ассоциация студентов-архитекторов, Клуб молодых политиков, Православное Кирилла-Мифодиевское Братство, Объединение Белорусских Скаутов, Объединение социал-демократической молодежи «Молодая Грамада», Белорусский детский фонд, «Стоп-Спид Беларусь», Асацыяцыя беларускiх гайдау, Белорусская организация Соколов, «Молодежь на службе окружающей среды», Историко-патриотическое объединение молодежи «Чырвоны Жонд», Детско-юношеский клуб «На клотике», Молодежный центр Белгосуниверситета, Эколого-туристический и исторический клуб «Зеленый Дуб», Молодежный центр «Нева», Витебский союз студентов-медиков, Ассоциация вузов Витебской области.

БРСМ - Белорусский Республиканский Союз Молодежи. Образовался в сентябре 2002 г. путем слияния двух организаций: БСМ и БПСМ. Осуществляет свою деятельность на основе Конституции РБ, законов, действующих в республике и собственного Устава. Членом БРСМ может быть любой гражданин в возрасте от 14 до 31 г. Основа ОО «БРСМ» - первичные организации. Высшим органом территориальной организации является Конференция, проводимая не реже 1 раза в три года. Руководящим органом в период между конференциями является комитет ОО «БРСМ» (обл., гор., район.). Высшим органом ОО «БРСМ» является Съезд, проводимый не реже 1 раза в три года. Он может решать любые вопросы по деятельности организации. Руководящим органом ОО «БРСМ» в период между Съездами является Центральный комитет, координирующий деятельность организации. Цель организации: создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Беларуси гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Задачи и методы работы:

участие в формировании и реализации государственной молодежной политики, учреждение средств массовой информации и участие в издательской деятельности;

участие в разработке и осуществлении образовательных, социальных и иных молодежных программ; оказание содействия в создании рабочих мест и трудоустройстве своих членов;

содействие развитию международного молодежного сотрудничества, путем обмена делегациями с другими странами с целью установления дружеских отношений, обмена опытом и совместной деятельности;

привлечение внимания СМИ, органов государственной власти и общественности к молодежным решениям и проблемам;

помощь членам ОО «БРСМ» в организации их свободного времени путем проведения мероприятий, направленных на физическое, духовно-нравственное, культурное развитие молодых людей;

организация и проведение конференций, семинаров, встреч, лекций, выставок, концертов и т.д. с целью поддержки творческой молодежи;

осуществление деятельности, связанной с получением и распределением гуманитарной помощи;

осуществление деятельности, связанной с организацией оздоровления детей и молодежи в Республике Беларусь и за рубежом.

Денежные средства ОО «БРСМ» формируются на основе членских взносов; добровольных пожертвований; поступлений от лекций, семинаров, выставок; доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям БРСМ.

2.2 Методическая работа с общественными объединениями учащихся на городском (районном) уровне (на примере работы МЦТД и М)

В 2012/2013 учебном году педагогический коллектив Центра творчества детей и молодёжи осуществлял свою деятельность в соответствии с государственными законодательными актами, нормативно-правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь.

Работа учреждения была направлена на решение следующих задач:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической культуры, культуры досуга;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;

повышение профессионального (квалификационного) уровня педагогических работников средствами аттестации;

совершенствование системы информационно-методической деятельности по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса;

качественное обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса (переутверждение творческих образовательных программ 1 раз в 3 года);

активизация работы по подготовке и присвоению детским творческим коллективам звания «народный, образцовый»;

развитие материально-технической базы и сети платных образовательных услуг; выполнение норматива бюджетной обеспеченности;

обеспечение действенной системы контроля за качеством учебно-воспитательного процесса.

Отделом по работе с детскими, молодежными организациями и объединениями с целью повышения эффективности работы с лидерами детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления, инициатив в 2012/2013 учебном году проводились:

«Школа юного лидера» - учеба актива ученического самоуправления (1 раз в четверть);

Пионерские сборы, посвященный Дню рождения БРПО, освобождению г. Мозыря от немецко-фашистских захватчиков, Дню юного героя-антифашиста, - Дню пионерской дружбы;

Районный конкурс на лучшую эмблему «Мозырь - город дружественный детям»

Форум детских и молодежных организаций «Мозырь - город дружественный детям»

Районный этап областного турнира по интеллектуальной игре среди пионерских дружин

Районная поисковая игра по городу «Найди фрагмент»

Районный конкурс пионерских агитбригад по черлидингу «Пионерские искры»

Акция в рамках проекта «Мозырь - город дружественный детям» «Здравствуй доктор Айболит»

Слет юнкоров «Новости из школьного портфеля»

Лидеры пионерского движения Мозырского района приняли участие в областном заседании Совета старшеклассников и в 9-дневном областном пионерском лагере для лидеров ученического самоуправления. Стали участниками 1-го областного форума лидеров детских и молодёжных общественных объединений, органов школьного самоуправления, инициатив «Лидеры XXI века: инициатива в действии»; открытого международного фестиваля детских миротворческих объединений «Живая вода дружбы»

С целью содействия развитию пионерского движения в городе и районе, отдел по работе с детскими и молодежными организациями осуществлял координацию деятельности районной пионерской организации. Проведен мониторинг занятости детскими и молодежными организациями в районе.

Однако работа пионерских дружин не должна сводиться к разовым мероприятиям, ориентированным на даты календаря. Зачастую и вовсе, после приема в пионеры отношение к детям со стороны педагогов не меняется. Необходимо наладить планомерную, постоянную работу в пионерских отрядах и дружинах, вовлечь детей в активную деятельность по всем программам и направлениям. Сегодня нужно говорить об активизации деятельности и обновлении содержания, форм, методов в работе пионерской организации.

В следующем учебном году с целью совершенствования методической деятельности педагогов-организаторов необходимо обратить внимание на работу с ученическим активом в учреждениях образования, а также обобщению и распространению эффективного педагогического опыта работы с детскими и молодежными объединениями.

Отдел детскими и молодежными организациями курирует работу 15 клубов. Большая часть руководителей клубов являются совместителями, но, несмотря на это они показывают отличный результат в работе.

Клуб «ЧГК» - Миневич Р.М. - Участие в съемках интеллектуальной телевизионной игры для школьников «Эрудит-пятерка» (область, участие) Республиканский турнир по интеллектуальным играм «Светлогорская осень» (3 место), Международный турнир по интеллектуальным играм «Окно в Европу» (2 место), XIII Международный турнир по интеллектуальным играм среди школьников «Нестерка» (в 10-ке)

Клуб «Юный журналист» - Андриевская Т.Л. - Белорусский республиканский фестиваль молодых российских соотечественников. Конкурс творческих работ «Россияне в Белорусии»

Клуб «Лидер» - Пискун О.К. - Республиканская лидерская смена, ОЦ «Зубренок», Международный фестиваль «Живая вода дружбы»

Тем не менее, не полностью была реализована задача по программно-методическому обеспечению работы педагогов дополнительного образования отдела в учебно-воспитательной деятельности клубов и контроля за качеством учебно-воспитательного процесса. В связи с этим в следующем году особое внимание уделить программам клубов, оказать педагогам методическую помощь в тематическом планировании и производить своевременный контроль за качеством учебно-воспитательного процесса.

В 2012/2013 учебном году отделом художественной самодеятельности и организационно-массовой работы было организованно и проведено:

7 районных смотра-конкурса детского творчества «Играют дети - играем мы», «Ёлка-фэст», «Здравствуй мир!» и «Мая родная зямля, мой куточак мілы»; смотр-конкурс фольклорных коллективов «Шануйце спадчыну сваю», конкурс театральных и кукольных коллективов, конкурс ведущих музыкально-тематических программ.

Победители и призеры районнных конкурсов приняли участие в областных и республиканских.

Высокую результативность показали объединения по интересам:

студия бального танца «Искорки» - Шестовец О.Н, Шестовец В.Ф - Республиканский смотр-конкурс детского творчества «Здравствуй, мир!» (1,2 место)

образцовая вокальная студия «Чистый голос» - Голик С.В. - Республиканский фестиваль детского творчества «Юные таланты Беларуси» (3 место, спец приз), 8 Международный фестиваль юных талантов «Земля под белыми крыльями» (3 место).

В течение года педагоги и учащиеся отдела приняли участие более чем в 70 концертах и праздничных мероприятиях, которыми было охвачено около 16 000 зрителей.

На ряду, с традиционными мероприятиями: Неделя учреждений дополнительного образования, День матери, 8-Марта, День учителя, Новый год, Открытие и закрытие республиканской олимпиады по иностранным языкам, 1-мая, День Победы и многие другие районные мероприятия. Мероприятия, направленные на повышение социального статуса Центра, рекламы деятельности объединений по интересам.

2.3 Принципы и формы взаимодействия педагога с неформальными объединениями учащихся

Роль социального педагога в работе с неформалами очень велика. Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентации и т.п.).

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно, лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.

Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, специалисты советуют: выявить наиболее авторитетных лиц; изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.п.);

.осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах;

.вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения; проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;

.находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет;

.постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.

Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: - присутствует ли иерархическая лестница; - кто является лидером; - состав неформальных молодежных объединений; - степень влияния лидера на остальных «неформалов»; - направленность неформальных молодежных объединений и другое.

Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик: - тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Этот тест проводится в неформальных молодежных объединениях, чтобы узнать насколько подростки - «неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже.

Педагог, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

Таким образом, можно выделить основные формы и методы работы с неформальной молодежью:

вовлечение их в спорт, занятия искусством или иную социально-полезную деятельность;

внедрение социального работника в состав группы с целью коррекции и контроля за их действиями;

индивидуальный подход к каждому члену группировки;

постоянно общаться с детьми и помогать им позитивно решать трудные ситуации, чтобы предотвратить их вовлечение в различные неформальные объединения и организации;

привлечение к уголовной или административной ответственности лиц, формирующих асоциальное окружение и навязывающих антиобщественное поведение детям;

проведение социально значимых и административных мер по предупреждению и распространению наркомании и пьянства среди подростков;

организация и осуществление мер по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков в семье и образовательных учреждениях;

проведение в образовательном учреждении лекций и бесед о сущности антисоциальных формирований, движений и молодежных субкультур.

В современных условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.

Заключение

Таким образом, в ходе анализа сущности неформальных молодежных объединений мы выяснили, что неформальные молодежные объединения разнообразны и многочисленны. Направленность их тоже различна и зависит от целей, задач, идей самого движения. Также нам стало ясно, что в большинстве случав причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность чем-либо, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.

Когда неформальные молодежные объединения носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также все общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума. Анализ задач социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что работа необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и с просоциальными движениями, но работа не запрещающего, карающего характера, а скорее агитационного, завлекающего характера и, наоборот, с асоциальными и антисоциальными следует вести более жесткую политику, но для начала, всегда каким бы неформальным молодежным объединениям не было, не стоит сразу разобщать это движение запрещать.

В современных условиях, когда молодежная политика осталась на периферии государственных интересов, когда большинство законов, программ о молодежи или не работают совсем или не приносят желаемого результата, тогда начинает работать специалист по социальной работе. В специфике работы с молодежью нет четких рекомендаций, концепций, форм работы и поэтому специалист по социальной работе должен сам организовывать свою работу, формулировать для себя структуру и ход работы. Поэтому в современных условиях работа с молодежью является одним из сложнейших направлений работы специалиста по социальной работе, так как в этой работе должна быть связь со многими людьми, организациями, учреждениями, то есть это все то, что поможет молодежи интегрироваться в социум.

Анализ проведенной работы по разработке методических рекомендаций для построения социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что проблемой неформальных молодежных объединений занимаются уже сравнительно давно, но не в России, а в западных странах: Германии, Нидерландах, США… Опыт зарубежных ученых, а также опыт отечественных исследователей показывает насколько трудно дать рекомендаций по тому или иному движению. И для работы с «неформалами» - это разобщение группы; ее переориентация; пропагандирование и агитация просоциальных движений.

На основе опыта, взглядов и идей как зарубежных, так и отечественных исследователей мы разработали свою систему методических рекомендаций, которая основана на диагностических данных, то есть в ходе нашего исследования были проведены тестирование, анкетирование, беседа, а также наблюдение, анализ результатов нашего диагностического исследования дает нам возможность утверждать, что проведение различных методик, тестов, бесед дает свой позитивный результат, как для исследователя, так и для исследуемых. Мы утверждаем, что в некоторых случаях после проведения данных методик коррекционная работа специалиста по социальной работе будет, не так необходима, как работа профилактического характера.

Детское и юношеское движение как социально-педагогическая реальность выступает специфическим базовым компонентом гражданского общества, которая проявляется в добровольной деятельности детей, подростков в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами, инициативами, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Основной особенностью детского и юношеского движения является самодеятельность как источник, характер, принцип, результат деятельности, направленной на личностное самоопределение и социальное развитие.

В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования: в Законе Республики Беларусь «Об образовании» сказано, что образование «призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь». Эти же приоритеты ставят перед собой и общественные объединения, действующие в сфере образования, уставная деятельность которых направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей (в соответствии со статьёй 8 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»).

Детское и молодёжное общественное объединение - добровольное, самоуправляемое общественное формирование, в которое объединяются дети, подростки и заинтересованные взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

В настоящее время в Беларуси действуют около 140 молодежных и детских организаций. Из них - 17 включены в государственный реестр по поддержке молодежных организаций. Среди них можно выделить несколько наиболее многочисленных и активно действующих на базе общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, каждое из которых строит свою работу по определенным программам деятельности, имеет свои цели, задачи. Среди основных можно назвать: Белорусский республиканский союз молодежи, Лигу добровольного труда молодежи, Белорусский КВН, Лигу интеллектуальных команд, Белорусскую ассоциацию «Пошук», Клубы ЮНЕСКО, Белорусскую пионерскую организацию, организации скаутов и гайдов и др.

Современная ситуация в детском движении Беларуси характеризуется масштабностью, широким спектром деятельности общественных объединений, в которых принимают участие как сохранившиеся государственные детские формирования, так и возникшие новые организации. Действующие в настоящее время детские организации, объединения (ОО «БРПО», скауты, гайды, клубы ЮНЕСКО и др.), развивают идеи гуманистической, гражданственной и патриотической направленности. Особое место в детском движении в Республике Беларусь занимает республиканское общественное объединение БРПО, которому оказывается целенаправленная государственная поддержка, предоставляется информационно-кадровое, материальное и финансовое обеспечение.

Прочно удерживает лидерские позиции крупнейшего детского объединения в республике Белорусская республиканская пионерская организация. Она занимает определенную нишу в детском движении и имеет свою систему ценностей, программы деятельности и организационную структуру.

Библиографический список

молодежный школа воспитание организация

1. Бедулина, Г.Ф. Белорусское республиканское молодежное общественное объединение «Звеставанне» / Г.Ф. Бедулина // Праблемы выхавання. - 2000. - №3. - С. 111-116.

. Бушная, Н.В. Детские общественные объединения как фактор формирования гражданской позиции школьника / Н.В. Бушная // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - №4. - С. 30-33.

. Давтян, О.С. Лидер-центр - школа социального становления подростков и молодежи / О.С. Давтян // Пазашкольнае выхаванне. - 2010. - №8. - С. 49-51.

. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И.В. Журлова. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. - С. 167-181.

. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 105-110.

. Капелевич, Т.С. Группы сверстников и подростковая субкультура / Т.С. Капелевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2000. - №3. - С. 38-49.

. Котляров, И.В. Формирование молодежных лидеров: социологический аспект / И.В. Котляров, Н.С. Рысюкевич // Адукацыя i выхаванне. - 2009. - №7. - С. 13-19.

. Кузьменкова, Т.А. Социальная активность молодежи и общест-венные объединения / Т.А. Кузьменкова // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - №9. - С. 22-26.

. Методические рекомендации по организации взаимодействия учреждений образования с общественными объединениями «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация» // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - №3. - С. 30-32.

. Минова, М.Е. Ценностные установки и ориентации детских общественных объединений скаутов и гайдов: управленческий аспект / М.Е. Минова // Кiраванне ў адукацыi. - 2005. - №1. - С. 29-36.

. Минова, М.Е. Модель детско-юношеского объединения, сформированного на основе нравственных ценностей / М.Е. Минова // Кiраванне ў адукацыi. - 2008. - №4. - С. 42-50.

. Минова, М.Е. Подготовка школьника - лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения. Программа факультативных занятий для IХ (Х) классов. / М.Е. Минова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010. - №4. - С. 46-50; №5. - С. 51-54.

. Минова, М.Е. Самоуправление как условие эффективного функционирования детского общественного объединения / М.Е. Минова // Кiраванне ў адукацыi. - 2010. - №8. - С. 52-57.

. Семочкина, Л.В. Детская организация в социуме / Л.В. Семочкина // Праблемы выхавання. - 2000. - №3. - С. 19-20.

. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. - Минск: Экоперспектива, 2009. - С. 176-183.

. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 398-405.

. Храмцова, Ф.И. Социально-педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями / Ф.И. Храмцова // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - №6. - С. 17-23.

. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 183-203.

Похожие работы на - Воспитание личности школьника в детских и молодежных общественных организациях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!