Сегментирование международного рынка товара (на примере легковых автомобилей)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,97 Мб
  • Опубликовано:
    2014-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сегментирование международного рынка товара (на примере легковых автомобилей)















Курсовая работа

по дисциплине «Международные рынки товаров услуг»

Сегментирование международного рынка товара (на примере легковых автомобилей)

Студент группы

Н.А. Угодская

Реферат

Объем с., гл., рис., табл., источников, прил.

Ключевые слова: сегмент, международный рынок товара, сегментирование, методы сегментирования, критерии сегментирования, легковые автомобили, средний уровень дохода, участники рынка, субъекты спроса и предложения, ключевые базисы, эффективность, идентифицируемость.

Предмет исследования: методика сегментирования международного рынка и ее применение на примере международного рынка легковых автомобилей.

Объект исследования: сегменты международного рынка легковых автомобилей.

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов сегментирования, выделение сегментов международного рынка легковых автомобилей.

Результаты исследования: выделены основные сегменты международного рынка легковых автомобилей с заданными ограничениями, выявлены основные проблемы сегментации международного рынка.

Рекомендации по внедрению: результаты исследования могут быть использованы для выделения целевых сегментов и позиционирования товара.

Введение

Сегментация рынка - одна из важнейших стратегий современного маркетинга. Сегментация заключается в разделении рынка на однородные группы потребителей, обладающие определенной общностью. Это позволяет создать конкурентные преимущества любому новому субъекту, выходящему на рынок, а лидеру рынка - препятствовать конкуренции. Сегментация позволяет делать товары более привлекательными для определенных групп потребителей - целевых сегментов, повысить частоту потребления в этих группах и обеспечить преобразование потенциальных потребителей в реальных. Результативное функционирование предприятий в современных условиях требует проведения глубокого анализа рыночных процессов и явлений в целях рационального использования имеющихся ресурсов и качественного удовлетворения запросов потребителей.

Однако, необходимо отметить, что освещение процесса сегментирования в научной литературе носит, в основном, описательный характер и, должным образом, не отражает методических проблем формирования оптимального набора критериев и выбора способов сегментирования конкретных товарных рынков с выходом на модели формирования в производстве продукции с заданным потребителем качеством. Большинство авторов утверждает, что единого подхода к процессу сегментирования рынка не существует и предлагает исследователям самостоятельно решать вопросы о критериях и методах сегментирования в каждом конкретном случае. Как следствие, публикации по проблемам сегментирования сводятся, чаще всего, к изложению результатов разовых исследований по отдельным товарным рынкам без продолжения линии на позиционирование товаров и без рассмотрения возможностей практического применения полученных результатов в конкретном производстве.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов сегментирования, выделение сегментов международного рынка легковых автомобилей.

В работе поставлены следующие задачи:

·        Изучить теоретические и методические основы сегментирования рынка и его особенности на международном уровне.

·        Определить методику сегментирования международного рынка легковых автомобилей

·        Дать характеристику международного рынка легковых автомобилей

·        Осуществить двухуровневое сегментирование международного рынка легковых автомобилей

По своей структуре работа разделена на три главы, каждая из которых соответствует решению поставленных выше задач. В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы сегментирования. Вторая глава отражает методику сегментирования непосредственно международного рынка легковых автомобилей. В третьей главе представлена характеристика рассматриваемого товара - легкового автомобиля, а также характеристика рынка этого товара. Кроме этого, в третьей главе осуществляется двухуровневое сегментирование рынка легковых авто.На основе информации словарей и энциклопедий, таких как Энциклопедический словарь экономики и права. Внешне-экономический толковый словарь проведен сравнительный анализ основных понятий, рассматриваемых в работе. Учебники и пособия, таких авторов как Голубков Е.П., Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О., Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А., Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонова, С.В. Барсукова определяют методологию проведения сегментации, основные критерии. Информация о современном положении дел на рынках конкретных рассматриваемых компаний раскрывается в таких источниках, как Financial times, РБК. Техническая информация об устройстве автомобилей, детали, связанные с эксплуатацией, а также дополнительные сведения для анализа понятия сегментирования содержится в таких источниках, как Информационный бизнес-портал #"698447.files/image001.gif">

Рис. 1 Признаки сегментации на потребительском рынке

Таблица 2. Сегментационные переменные в соответствии с критериями сегментирования

Признак

Переменные

Социально-экономический

принадлежность к определенной социальной группе, уровень жизни, уровень образования, уровень доходов и расходов, род занятий и т.д.

Географический

Регион, область, район, город, плотность.

Демографический

возраст, пол, размер семьи, национальность, вероисповедание

Психографический

Ценности, интересы, особенности личности и образа жизни

Поведенческий

Мотивы покупок



Также на мировом рынке может осуществляться межрыночная сегментация- выявление группы потребителей, которые схожи по множеству характеристик, которые выходят за пределы географических границ. Для характеристики сегментов используются различные критерии:

·        Измеримость - степень, до которой имеется возможность измерить размеры сегмента, его покупательную способность и предполагаемую прибыльность.

·        Доступность - степень, в которой рыночный сегмент может быть охвачен и обслужен.

·        Значимость (емкость) - степень, до которой сегмент может считаться достаточно большим и прибыльным.

·        Пригодность - степень, в которой для данного рыночного сегмента могут быть разработаны эффективные маркетинговые программы.

·        Стабильность - выделяемые сегменты должны быть относительно стабильны, т.е. сохранить свое существование в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

·        Межгрупповая гетерогенность. Все сегменты должны отличаться друг от друга и испытывать разные потребности.

·        Гомогенность. Внутри каждой группы потребители должны иметь определенное сходство, что позволит разработать соответствующий план маркетинга для всего сегмента.

·        Прибыльность. На базе данного критерия определяется, насколько рентабельной будет для предприятия работа на выделенный сегмент рынка

1.2     Методы сегментирования рынка

Известны два общих подхода к сегментированию: априорный (произведенный заранее) и апостериорный (произведенный на основе данных о продажах).

Априорный подход опирается на достижения социологии и психологии - использует информацию социального, демографического и экономического характера и психографические характеристики.

Сегментирование потребителей промышленных рынков по методу «a priory» производится в соответствии с двумя возможными ситуациями:

)   все возможные потребители рынка известны и можно составить их перечень;

2)      потребителей достаточно большое число, их состав часто меняется, и составить их определенный список невозможно.

В первом случае производится списочное описание потребителей, т.е. рассматривается полный их список. Это метод полной переписи верхней прослойки потребителей. Применение его дает возможность определить емкость потребительского рынка, которая рассматривается как сумма потребностей предприятий из сформированного списка.

При втором подходе к описанию потребителей промышленного рынка, когда численность предприятий-потребителей достаточно высока и отсутствует возможность формирования полной переписи, применяют сегментирование по обусловленным признакам, связанным с деятельностью промышленного предприятия или его характеристиками. Такими признаками могут быть финансовые показатели промышленного предприятия (величина оборота, прибыльность деятельности, величина основных фондов и т.п.), особенности структуры или схемы принятия решения о покупке, кадровый состав и другие схожие показатели. Выбор показателей предприятия, признаков сегментирования в этом случае обусловлен сущностью услуг или продуктов, которые предполагается оказывать или поставлять этим предприятиям.

Создать глобальный универсальный продукт вряд ли возможно, даже имея детальный социально-демографический портрет всего населения Земли. Количество рыночных ниш возрастает с развитием информационных технологий, способов передачи информации, доступности и открытости информационного пространства.

В рамках второго подхода подразумевается неопределенность признаков сегментирования и сущности самих сегментов, т. е. структура рынка не известна и не может быть определена "a priory" по задаваемым признакам.

Апостериорные подходы к сегментированию и объяснению потребительского поведения рождены анализом статистики продаж. Наиболее распространенной является сегментация на основе «ABC-анализа». Содержание такого анализа весьма прозрачно и логично. К группе «А» относят потребителей, на которых приходится около 50% продаж и 80% прибыли - это небольшая группа «тяжелых» потребителей. В группу «В» попадают «середняки» - на них приходится 30-40% продаж и 40% прибыли. Группа «С» приносит компании 10-20% из общего объема продаж и убытки.

Этот метод применяют при сегментировании потребительских рынков, сегментная структура которых не определена в отношении продаваемого продукта.

Среди методов второй группы наиболее распространенными являются матричный и статистический методы.

Матричный метод предполагает, что результаты сегментирования представляются в виде матрицы. Примером такого рода методов является матрица Абеля, позволяющая выбрать сегмент, на котором фирме лучше сконцентрироваться. Выбор сегмента производится по трем ключевым составляющим:

·  Функции товара (потребности) - какие потребности удовлетворяют товары фирмы

·        Потребители - каких потребителей удовлетворяет этот товар

·        Технология - какие возможности есть у предприятия, чтобы производить и совершенствовать товар

Графически их можно представить так, как показано на рис.2:

 <#"698447.files/image003.gif">

Рис. 3. Схема классификации по методу группировок

В последние годы достаточно широкое применение получил метод многомерной классификации, подразумевающий проведение классификации потребителей одновременно по многим признакам. Этот метод, как правило, опирается на данные маркетинговых исследований, проводимых по репрезентативной выборке потенциальных клиентов. Обычно он способен обеспечить более объективные результаты, но требует больших затрат.

Выбор метода сегментации зависит от множества факторов (наличие средств на проведение исследований; сроки, в которые необходимо получить результат; особенности рынка и т. п.). Наиболее эффективными из них являются методы автоматической классификации, или кластерного анализа, таксономии. В любом случае сегментацию имеет смысл начинать с применения метода группировок. Если достоверность результатов, полученных таким путем, вызывает сомнения, или результаты, полученные разными специалистами, сильно расходятся между собой, целесообразно провести сегментацию по методу многомерной классификации.

Основной недостаток статистических методов сегментации состоит в том, что различным признакам придаются одинаковые значения, и потому полученный результат может быть продуктом формальной логики. Поэтому требуется правильный отбор переменных с учетом их важности с точки зрения маркетинговой стратегии и программы фирмы на мировом рынке.

1.3     Специфика и проблемы сегментации международного рынка

Сегментирование рынка - это стратегия фирмы. Его цель состоит в приспособлении рыночных сегментов для выполняемых фирмой задач.

На международном рынке перед фирмой возникают две перспективы: агрегировать рынок или сегментировать его. В первом случае фирма разрабатывает единый для всех стран план действий. Данная политика целесообразна в случае сходства иностранных рынков с национальным.

Во втором же случае стратегия разрабатывается для каждого сегмента. Сегментация международных рынков имеет свою специфику. На первом месте здесь стоит широкая дифференциация стран. Каждая страна имеет свои обычаи, традиции, порядки, устои, неповторимый менталитет, собственное трудовое, налоговое и валютное законодательство, административное право. Существуют значительные расхождения в области внешнеторговой политики. Существенно различаются государства и по уровню своего экономического развития. Каждое из этих различий необходимо учитывать в сегментации.

Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться:

Эквивалентность результатов из различных источников.

Уровень агрегации. Тяжело рассматривать рынок в мировых масштабах, а на уровне отдельных субъектов возникает проблема, с одной стороны, избытка информации, как качественной так и количественной, и с другой стороны, как парадокс - проблема недостатка информации по отдельным узким вопросам.

Огромные объемы выборки.

Нехватка свежей информации - различные отчеты зачастую являются платными.

Большое разнообразие сегментационных базисов - достаточно трудно выбрать нужные и действительно соответствующие критериям сегментирования.

Трудность выделения целевых сегментов. В крупных корпорациях над вопросами сегментирования рынка трудятся целые маркетинговые отделы, довольно сложным представляется осуществить полноценное сегментирование в заданных рамках.

В большей степени со всеми проблемами удалось справиться. Проблема эквивалентности информации из различных источников решена выбором в пользу более авторитетных источников и более новой информации. Проблема эквивалентности количественной информации решается путем ручной конвертации информации в нужные единицы. Не удается справится с огромными объемами информации, отсортировать только нужную, найти недостающие факты по отдельным узким вопросам.

2.      
Методика сегментирования международного рынка легковых автомобилей

2.1     Цель, задачи информационное обеспечение сегментирования международного рынка легковых автомобилей

Цели исследования - разделить рынок легковых автомобилей на сегменты по различным признакам и критериям в соответствии с заданными границами, описать ситуацию на мировом рынке легковых автомобилей, представить актуальную информацию об объемах производства и потребления, основных тенденциях и состоянии рынка, произошедших изменениях на протяжении последнего десятилетия. Данные цели реализуются посредством постановки и выполнения следующих задач:

1.       Изучение состояния и динамики отдельных рынков легковых автомобилей 1.1.Особенности авторынка в США

1.2.Особенности авторынка в России

.3. Особенности авторынка в Японии

.   Анализ внутреннего производства автомобилей, рыночные доли основных участников рынка

3.       Выявление тенденций динамики на данных рынках на протяжении заданного периода времени

.        Оценка и прогноз развития рынка

.        Выделение на основе проведенного анализа сегментов рынка

Для обеспечения актуальности в работе были использованы авторитетные источники информации. Для упрощения их представления они сформированы в таблицу 3.

Таблица 3Характеристика информационного обеспечения

Вид источника

Характеристика

Пример источника, использованного в работе

Комментарии

Статистическая информация

цифровая информация в виде показателей, прогнозных моделей и оценок.

OICA, Автостат

Большая часть всей количественной информации содержится в годовых отчетах OICA - международной организации производителей автомобилей.

Коммерческая информация

информация по компаниям, фирмам, направлениям их работ, продукции, финансовом состоянии, деловых связях.

Toyota global, Honda, General Motors global, Ford Motor comp., Avtovaz

На официальных сайтах рассматриваемых компаний содержится информация о компании, консолидированная финансовая отчетность, сведения о продукции.

Нормативная информация

Акты, соглашения связанные с регулированием

Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года.), ЕСТР


Научная информация

Методическая и учебная лиетратура

Энциклопедический словарь экономики и права. 2005 Бизнес. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 Внешне-экономический толковый словарь/Под ред. И.Фаминского, 2001 г. Голубков Е. П. Сегментирование и позиционирование. // Маркетинг в России и за рубежом.  Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А. Основы маркетинга: Учебник. Маркетинг: Учебник / А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др. Завгородняя А. А., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. Учебное пособие по маркетингу., Осташков А.В Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонова, С. В. Барсукова; Курс экономической теории, под ред. проф. Чипурина М.Н.

На основе информации словарей и энциклопедии проведен сравнительный анализ основных понятий, рассматриваемых в работе. Учебники и пособия определяют методологию проведения сегментации, основные критерии.

Новостные источники

Периодические издания

Financial times, РБК

Информация о современном положении дел на рынках конкретных рассматриваемых компаний.

Самостоятельно изданные источники

Статьи в сети Интернет, форумы, блоги, публикации

Информационный бизнес-портал #"698447.files/image004.gif">

Рис. 4 Составные элементы автомобиля

Шасси составляет основу автомобиля и состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.

Трансмиссия автомобиля состоит из механизмов и узлов, предназначенных для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим (в большинстве случаев задним) колесам автомобиля.

Рис. 5 Схема конструкции легкового автомоблия

Крутящим моментом называется момент силы, под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведение силы на плечо, на котором она приложена.

Сцепление предназначено для плавного соединения двигателя с другими агрегатами и узлами трансмиссии и временного их разобщения. Оно расположено между двигателем и коробкой передач.

Коробка передач позволяет изменять крутящий момент, который передается от двигателя к ведущим колесам автомобиля, разъединять двигатель и ведущие колеса, а также дает возможность автомобилю двигаться задним ходом.

Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом.

Главная передача увеличивает крутящий момент, который к ней подводится, и передает его под прямым углом на приводные валы.

Дифференциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля вращение с неодинаковым числом оборотов, что необходимо при движении на поворотах и по неровной дороге.

Приводные валы колес (полуоси) предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, переднего и заднего мостов, соединенных с рамой при помощи рессор.

Передние и задние мосты имеют колеса, которые могут быть управляемыми и ведущими.

Механизмы управления служат для изменения направления движения, торможения автомобиля и удержания его в неподвижном состоянии. К ним относятся рулевое управление и тормоза.

Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водителя и грузовой платформы. Кузов легкового автомобиля цельнометаллический, приспособлен для размещения в нем пассажиров. К кузову относятся также и детали оперения: крылья, капот, облицовка, брызговики, сполеры.

Компоновка отдельных частей может быть различной. При этом наметилась общая тенденция увеличивать пространство дли пассажиров и грузов, уменьшать пространство для двигателя и других агрегатов с одновременным уменьшением их веса.


Место товара/услуги в международных торговых, маркетинговых и прочих классификациях.

Таблица 6Место в ТН ВЭД ТС

8703

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили:


По месту производства выделяют:

§   Легковые автомобили американского производства

§   Легковые автомобили европейского производства

§   Легковые автомобили производства России

§   Легковые автомобили производства Азии и Океании

§   Легковые автомобили производства Африки

По классу выделяют следующие виды автомобилей [см. таблицу 7]


Таблица 7Классификация автомобилей по классу

Класс

Тип кузова, размеры

Дополнительная информация

Разумное применение

Автомобиль

A

3-дверный и 5-дверныйхэтчбек <#"698447.files/image007.gif">

Рис. 7 Производство автомобилей в мире

Азиатский регион не будет допущен к сравнению, так как производители авто этого региона не являются широко популярными во всем мире и общеизвестными. К сравнению будут взяты страны - крупные и известные производители автомобилей. В своей работе я сравниваю рынки трех регионов: Европейский на примере России, Североамериканский на примере США и Тихоокеанский на примере Японии.

• Товарные границы

Товарные границы достаточно размыты, так как покупка самого автомобиля отдельно, а также его содержание сопровождается целым комплексом дополнительных затрат. При этом они могут приобретаться как при покупке самого авто, например по специальным предложениям( год бесплатной мойки или бесплатная установка стекла) так и отдельно. В своей работе я рассмотрю новые легковые автомобили относящиеся к сектору B2C.

Итак, все затраты покупателя сопутствующие покупке и эксплуатации авто можно разделить условно на обязательные и дополнительные. [см. Таблицу 11]

Таблица 11Затраты, сопутствующие покупке и эксплуатации авто

Услуги, сопутствующие содержанию легкового автомобиля

Обязательные

Дополнительные

Получение/наличие прав на управление транспортным средством Заправка ГСМ ОСАГО КАСКО Прохождение ТО Уплата налогов

Добровольное дополнительное страхование Хранение(гараж, стоянка) Автосервис Мойка Запчасти и автоаксессуары Тюнинг(внутр./внешн.)


Кроме того, разнообразие комплектаций самих автомобилей на сегодняшний день потрясает. Сейчас можно практически «собрать» нужное авто исходя из уровня дохода, целей использования, различных эстетических потребительских предпочтений.

В таблице 12 представлены основные системы автомобиля, которые определяют его устройство, дополнительные, которые еще называются системами «комфорта» и направления совершенствования систем автомобиля.

Таблица 12Основные и дополнительные системы автомобиля

Основные системы автомобиля, определяющие его устройство

Вспомогательные системы автомобиля

Основные направления совершенствования систем автомобиля

двигатель; трансмиссия; рулевое управление; тормозная система; несущая система (кузов); подвеска; колеса; Сцепление; Коробка передач; Система впрыска Топливная система Впускная система Система зажигания Система смазки Система охлаждения Выпускная система          Системы активной безопасности Система пассивной безопасности Электрооборудование Системы комфорта:   центральный замок <#"698447.files/image008.gif">

Рис. 8 Классификация субъектов рынка

Представителями спроса <#"698447.files/image009.gif">

Рис. 9 Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка представляет собой систему предприятий, обеспечивающих бесперебойное, эффективное развитие рынка. Инфраструктура рынка включает в себя организационную базу (биржи, снабженческо-сбытовые организации, брокерские фирмы), основной функцией которой является ускорение и облегчение продажи товаров; материальную базу (складское, тарное хозяйство, транспортные системы, обеспечивающие хранение и перевозку товаров);информационную базу и средства связи (средства связи и телекоммуникаций, интернет, информационно-справочные системы по продукции и ценам), обеспечивающие своевременность и оперативность выполнения сделок купли-продажи; кредитно-расчетную базу (банковская система, страховые компании), необходимую для финансовой поддержки субъектов рынка и страхования различных рисков, связанных с куплей-продажей товаров.

1.       Структура мирового рынка автомобилей.

Для определения географической структуры нужно рассмотреть масштабы производства каждой из выделенных фирм. Они представлены в приложении 2, 3, 4. Масштабы производства на основе приложений представлены в таблице 18

Таблица 18Количество заводов и фабрик основных автопроизводителей в мире

Фирма-производитель

Количество заводов в мире

Toyota

50

Ford

78

GM

35

Honda

26

Avtovaz

7


По автомобилизации населения Россия серьезно отстает от стран Западной Европы, где на 1000 жителей приходится 508 автомобилей. По сравнению с Японией наша страна проигрывает еще больше - в Стране восходящего солнца показатель автомобилизации составляет 540 машин на 1000 жителей. А лучше всех обеспечены автомобилями американцы - в США на 1000 человек приходится 776 машин с учетом вездесущих американских пикапов. См. Рис. 10

Рис. 10 Автомобилизация населения

Таблица 19Удельный вес рассматриваемых территорий в общем объеме оборота авторынка

Территория

Оборот, млн. евро

Доля в общем объеме, %

США

425,106

22,4

Россия

7,019

0,4

Япония

435,610

23

Общий объем

1,889,840

100


Для более четкого определения географической структуры в Таблице19 представлены удельные веса мирового торгового оборота каждой из выделенных территорий в общем объеме мирового торгового оборота всего географического ареала мирового рынка легковых автомобилей. Как мы видим, лидеры производства - США и Япония занимают примерно одинаковую долю рынка, Россия же имеет несравнимо маленькую долю в мировом обороте - всего лишь 0,4%. По данным Автоваз в 2010 году было произведено 545450 автомобилей и продано 549650 как на рынке РФ так и на экспортных рынках. Это почти на 40% больше чем в 2009 году. См. Приложение 7. Для сравнения, мировой лидер Тойота в 2010 году произвел 76233000 авто и продал 75273000. См. приложение 6.

С точки зрения мирового рейтинга компаний - производителей автомобилей, первое место в 2010 году, третий год подряд, сохранила за собой Toyota Motor Corp. Несмотря на многочисленные отзывы машин из-за проблем качества и спад продаж фирмы в США, рост спроса на автомобили в глобальном масштабе перевесил этот отрицательный фактор. В результате, группа Toyota (включая дочерние компании Daihatsu и Hino) поставила на мировой рынок 8,42 млн. автомобилей, с ростом на 8% и опережением ближайшего соперника - General Motors - на символическую величину менее 30 тысяч машин. Из общего объема продаж Toyota, 2,20 млн. автомобилей было продано на внутреннем рынке Японии и 6,22 млн. на зарубежных рынках.

Глобальные продажи второго мирового лидера GM выросли в 2010 году на 12,2% до 8,39 млн. автомобилей, из которых в США было продано 2,22 млн. машин. По заявлению компании, двузначный процентный рост продаж был достигнут ею на пяти из 10 ее главнейших рынков. В частности, скачок продаж на 28,8% был отмечен в Китае, где GM со своими китайскими партнерами стали первым производителем, превысившим отметку 2 млн. продаж за один год. Рост продаж GM на 41,3% зафиксирован также в Узбекистане, который является сегодня десятым по объему продаж рынком сбыта GM и местной производственной площадкой компании. Россия занимает 15 место рейтингах производителей авто с долей в 1,7%. Доля Евросоюза в производстве - 25%.

3.3    
Двухуровневое сегментирование международного рынка легковых автомобилей

Рыночный сегмент - это группы потребителей, характеризующиеся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.

Сегментирование международного рынка, также как и национального, заключается в его разделении на относительно четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут быть ориентированы на разные продукты и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий.

Существует 3 базовых подхода к международной сегментации:

.        идентификация стран со спросом на схожие товары и выход на этот сегмент (традиционный подход),

.        идентификация и выбор сегментов, присутствующих во всех странах (дает фирме преимущество в плане стабильности имиджа и экономии масштаба)

.        выход на различные сегменты в разных странах с модифицированным товаром (достоинство - адаптация к местным условиям).

В случае с рынком новых легковых авто целесообразно выбрать сочетание второго и третьего подходов - идентификация сегментов, присутствующих во всех странах и выход на различные сегменты в разных странах с модифицированным товаром. Универсальные сегменты соответствуют идентичным группам покупателей с одинаковыми потребностями в каждой стране, однако здесь стоит учитывать что рассматриваемые регионы, образ жизни, уровни дохода сильно рознятся между собой. И здесь свою роль сыграет третий метод: покупатели, потребности которых отличаются от страны к стране, группируются по различным сегментам и адаптация к нуждам этих сегментов происходит за счет модификаций товара или других маркетинговых факторов.

Второй подход является самым радикальным и дающим фирме важное конкурентное преимущество в плане стабильности имиджа, а так же экономии на масштабе и эффектах опыта. Кроме того, посредством этой стратегии фирма «закрывает» рынок и затрудняет выход на него конкурентам.

Такие подходы требуют серьезной адаптации стратегии коммуникации, стратегии продаж и ведет к увеличению затрат. Может ухудшить стабильность имиджа марки и требует дифференцированного оперативного маркетинга. Достоинство метода заключается в адаптации к местным условиям.

Ввиду больших объемов информации, а также большой диверсификации потребителей по различным признакам, сегментация будет проводится с использованием статистических методов, в частности - метода группировок.

В качестве сегментов выбраны территории США, Японии и Российской федерации. Это три крупные страны, каждая из которых имеет свой, отличающийся от других менталитет. Кроме того это страны лидеры по производству и сборке автомобилей.

Для сегментации выбранного рынка целесообразно применять сегментационные базисы, представленные в таблице 20.

Таблица 20Сегментационные базисы

Сегментационный базис

Переменные

Социально-экономический

род занятий уровень доходов принадлежность к социальному слою

Географический

Регион

Демографический

Возраст  Пол  размер семьи  национальность

Психографический

Тип личности  образ жизни

Поведенческий

Степень готовности к покупке Статус пользователя Полезность покупки


Сегментация по выделенным базисам представлена в таблице 21

Таблица 21

Социально-экономический

Род занятий(примеры)

Безработный

Рабочий

Офисный работник

Бизнесмен

Социальный слой

Низший класс

Рабочий класс

Средний класс

Высший класс

Уровень доходов

Низкий

Средний

Высокий

Наличие автомобиля

Уже обладают автомобилем

Не имеют автомобиля

Географический

Регион

США

РФ

Япония

Демографический

Возраст

0-16/18

16/18-30

30-45

45-60

60 и более

Пол

Мужской

Женский

Размер семьи

1-2

3-4

5 и более

Национальность

Американец

Русский

Японец

Психографический

Тип личности

Консерватор

Новатор

Поведенческий

Степень готовности к покупке

Ничего не знает, не заинтересован

Незначительный интерес

Проявляет интерес

Заинтересован, осведомлен

Статус пользователя

Не пользователь

Бывший пользователь

Потенциальный пользователь

Полезность покупки

Экономия

Удобство

Престиж


)       
Социально-экономический

Основополагающим критерием является уровень доходов населения, так как автомобиль не является товаром повседневного спроса и требует достаточным финансовых вложений. Принадлежность к различным социальным слоям также является определяющим критерием, так как у каждого социального слоя есть свои предпочтения, к тому же, они напрямую связаны с уровнем доходов. Принадлежность к тому или иному социальному слою напрямую зависит от уровня образования и рода занятий.

)        Географический

Все три региона имеют сильные различия, как территориальные, так и поведенческие - каждому из них присущ свой неповторимый менталитет.

)        Демографический

От демографических факторов выбор и покупка авто зависит в большой степени, так как различные возрастные группы обладают, например, разным уровнем доходов. Свои предпочтения имеются и у различных полов. В частности, растет число женщин за рулем во всем мире. От размера семьи зависит, например, тип кузова автомобиля. Что касается национальности, люди чаще выбирают авто отечественных производителей.

)        Психографический

Психографические характеристики также не стоит недооценивать..Консервативные люди остаются верны маркам и моделям с которыми уже имели дело, новаторы люди с активным образом жизни чаще меняют машины, следят за новинками.

)        Поведенческий

Поведенческие характеристики также важны. Степень готовности к покупке отражает вероятность с которой человек решится на приобретение авто, а значит, его информированность. Потенциальных пользователей легче склонить к приобретению, чем не пользователей. Полезность покупки связана с принадлежностью к социальному классу и уровнем доходов. Так, люди высшего класса с высокими доходами приобретают авто дороже, но удобнее и престижнее.

Однако, в соответствии с заданными ограничениями, ряд сегментов выпадает из рассмотрения:

·        По роду занятий и принадлежности к соц. слоям исключаются безработные (необходимо сделать допущение - временно безработные в эту группу не входят), рабочие (простые рабочие не зря выделены в отдельный класс - они не относятся к среднему классу). Бизнесмены также выпадают, хотя конечно, они могут приобретать автомобили среднего класса, однако мы допускаем что человек из высшего социального слоя с высоким уровнем дохода будет выбирать более дорогие и престижные авто.

·        По возрасту исключаются люди не достигшие возраста, с которого разрешается управление транспортным средством. Также исключаются покупатели более 60ти лет, т.к. скорее всего они будут выбирать более экономичные модели.

·        Семьи размеров более 5 человек исключаются потому что практичнее для них будет покупка авто с другим типом кузова, более вместительным, например, минивэнов.

·        Также исключаются покупатели, для которых целью приобретения авто является престиж и создание имиджа, так как авто среднего класса не удовлетворяют данной потребности.

·        Допущение, что у потенциальных покупателей нет автомобилей

В соответствии с этими допущениями можно определить следующие сегменты, которые представлены в матрице на рис. 11. По таким базисам как уровень доходов, социальный слой и статус пользователя осталось только по одной характеристике. Это значит что средний уровень доходов, статус потенциального пользователя и принадлежность к среднему социальному классу будет являться обязательным критерием и поэтому не отражаются в матрице. По такому же принципу из матрицы исключаются размер семьи, который устанавливается в размере 3-4х человек и степень готовности к покупке - заинтересованность, они становятся постоянными критериями.

Обязат. признак Дополнит.признак

Регион


США

РФ

Япония

Возраст

16/18-30





30-45





45-60




Пол

М





Ж




Тип личности

Консерватор





Новатор




Полезность покупки

Экономия





Удобство




Рис. 11 Матрица признаков для определения рыночных сегментов

Таким образом, используя выделенные критерии, для рассматриваемой части рынка можно выделить (3*9=27) около тридцати потенциальных сегментов. Конечно, признаки могут быть перегруппированы в соответствии с целью, поставленной самой фирмой. Также для формирования сегмента могут быть использованы не все критерии. Выбор же целевых сегментов зависит от стратегии фирмы, ее маркетинговой политики и положения на рынке.

На рис. 12 представлена заполненная матрица

Обязат. признак Дополнит.признак

Регион


США

РФ

Япония

Возраст, в % от населения

16/18-30

16

17

19


30-45

22

38


45-60

20

23

33

Пол, в % от числа водителей

М

50

90

65


Ж

50

10

35

Рис. 12 Матрица признаков для определения рыночных сегментов с числовыми данными

Характеристика типа личности и полезности покупки в числовом виде не представляются, поэтому буду описаны отдельно в каждом сегменте. Также нецелесообразным становится выделение отдельного сегмента для женщин всех возрастов в РФ за незначительностью количества женщин, управляющих авто - всего 10%.

В таблице 22 представлено сегментирование покупателей в США.

Таблица 22Сегментирование потенциальных покупателей США

Возраст

16-30 (14%)

30-45 (20%)

45-60 (19%)

Размер семьи 3-4ч

8%

13%

16%

Заинтересованы

3%

8%

9%

Пол

М (1,7%)

Ж (1,3%)

М (4,5%)

Ж (3,5%)

М (4,5%)

Ж (3,5%)

Тип личности

Н (1,2%)

Н (1%)

Н (1,8%)

К (2,7%)

Н (2,5%)

К (1%)

К (4,1%)

К (3%)

Полезность покупки

Э (0,6%)

У (0,6%)

У (0,7%)

У (1,7%)

У (2%)

У (2,3%)

У (1%)

У (3,8%)

У (2%)


В возрасте от 16 до 30 лет, это 16% населения США целесообразно выделить 3 сегмента:

·        Мужчины для которых определяющим фактором при покупке авто является экономия. Вместе они составляют около 0,6% населения США, а это почти 2 млн. человек - потенциальных покупателей авто - емкость сегмента достаточно велика, а значит есть смысл выделить его среди других.

·        Мужчины, выбирающие удобство составляют также 0,6%.

·        Женщины, выбирающие удобство - 0,7% - чуть более 2 млн.

Данный возрастной сегмент в большинстве своем составляют новаторы, т. к. молодые люди лучше разбираются в новинках. Поэтому женщин и мужчин молодого возраста, которые выбирают авто по удобству, следует объединить в один сегмент.

Во втором возрастном диапазоне выделены 4 сегмента:

·        Мужчины, предпочитающие консервативные модели - 2%

·        Мужчины - новаторы - 1,7%

·        Женщины - консерваторы - 1%

·        Женщины - новаторы - 2,3%

Каждый выделенный сегмент составляет примерно от 3х до 6 млн. населения - емкость весьма значительна. Однако в последнее время автопроизводители все больше заставляют стереть грань между консервативными взглядами и новаторством, производя все более совершенные модели которые удовлетворяют вкусам и тех, и других. Отсюда считаю возможным объединение 2-го возрастного сегмента в две группы по признаку пола.

В последней возрастной группе в результате группирования выделились два сегмента: мужчины и женщины с преобладанием консервативных устоев 3,8% и 2% соответственно.

Теперь рассмотрим сегментирование рынка потребителей в Японии [см. Таблицу 23]

Таблица 23Сегментирование потенциальных покупателей Японии


В возрасте от 16 до 30 лет, это 19% населения Японии целесообразно выделить 2 сегмента, также как и в США с учетом новаторства молодого поколения:

·        Мужчины и женщины, количество человек в семье 1-2, для которых определяющим фактором при покупке авто является экономия. Вместе они составляют около 2% населения Японии, а это приблизительно 2,5 млн. человек - емкость сегмента достаточно велика.

·        Мужчины и женщины, имеющие семьи из 3-4 человек, выбирающие удобство составляют 2.3% - около 3х миллионов жителей.

Во втором возрастном диапазоне выделены 4 сегмента:

·        Мужчины, предпочитающие консервативные модели - 1,8%

·        Мужчины - новаторы - 1,2%

·        Женщины - консерваторы - 0,9%

·        Женщины - новаторы - 2,3%

Каждый выделенный сегмент составляет примерно от 1го до 3 млн. населения - емкость весьма значительна.

В последней возрастной группе выделено два сегмента: мужчины и женщины с преобладанием консервативных устоев 2,8% и 1,7% соответственно.

Однако, в обеих странах целесообразна перегруппировка по возрастному признаку: следует объединить мужчин из второй и третьей возрастных групп с консервативными взглядами в одну, и так же объединить всех женщин. Объяснить это можно тем, что нелогично будет производить разные автомобили среднего класса для женщин различных возрастных категорий. В этом случае достаточно ограничиться различными модификациями одной модели. К тому же, женщины во всех случаях в своем большинстве выбирают удобство. Также объединяются в один сегмент все мужчины новаторы независимо от возраста и размера семьи, а так же полезности покупки. Мужчинам с новаторскими взглядами 25 лет и 35 лет независимо от размера семьи может подойти одна и та же модель авто, а вот предпочтения - экономить или ездить в удобстве - решаются также путем различных модификаций (тип кузова, комплектации, дополнительного тюнинга)

Теперь перейдем к рассмотрению ситуации В Российской федерации.[см таблицу 24]

Таблица 24Сегментирование потенциальных покупателей РФ

Возраст

16-30 (17%)

30-45 (21%)

45-60 (23%)

Размер семьи

3-4 (8%)

3-4 (13%)

3-4 (14%)

Пол М

3%

6%

6%

Заинтересованы

(1,6%)

(2,6%)

М (2,8%)

Тип личности

Н (1,1%)

К (0,5%)

Н (1,1 %)

К (1,5%)

Н(0,4%)

К (2,4%)

Полезность покупки

Э (1%)


У (0,7%)

У (1%)


У (1,8%)


В возрасте от 16 до 30 лет, это 17% населения России выделен 1 сегмент:

·        Мужчины, количество человек в семье 3-4, для которых определяющим фактором при покупке авто является экономия - 1% населения РФ, а это 1,4 млн. человек - емкость сегмента достаточно велика. Консерваторы выпадают за незначительностью - их число не достигает миллиона.

Во втором возрастном диапазоне выделены 2 сегмента:

·        Мужчины, предпочитающие консервативные модели - 1,5%

·        Мужчины - новаторы - 1%

Обе группы выбирают авто исходя из удобства.

В последней возрастной группе остается 1 сегмент: мужчины с преобладанием консервативных устоев 1,8% и численностью около 2,5 млн человек. В связи с таким делением, целесообразно объединить получившиеся группы в два сегмента: мужчин-новаторов всех возрастов и мужчин-консерваторов.

Таким образом, удалось выделить следующие 8 сегментов [см. таблицу25]

Таблица 25Основные выделенные сегменты

Средний класс со средним уровнем дохода, потенциальные покупатели, заинтересованные в покупке, от 16 до 60 лет

Американцы

1. Мужчины-новаторы

3,4%



2. Женщины

8,3%



3. Мужчины-консерваторы

7,3%


Японцы

4. Мужчины-новаторы

5,4%



5. Женщины

9,2%



6. Мужчины-консерваторы

6,4%


Русские

7. Мужчины-новаторы

2,6%



8. Мужчины-консерваторы

4,4%


Получившиеся сегменты наиболее отражают ситуацию сложившуюся среди потенциальных покупателей исходя из заданных ограничений. Также не стоит упускать из внимания, что все люди, независимо от выделенного сегмента, являются потенциальными покупателями со средним уровнем дохода, принадлежат к среднему социальному слою, все заинтересованы в покупке легкового авто и принадлежат к наиболее обширной возрастной группе от 16 до 60 лет. Характеристика сегментов представлена в таблице 26. Все сегменты имеют высокую степень измеримости. Объем каждого указан в процентах от населения страны, т. е. его можно измерить практически с точностью до человека.

Таблица 26Характеристика рыночных сегментов

№ сегмента

Измеримость

Значимость, чел

Пригодность

Стабильность

Прибыльность

1

3,4%

10 521 953 американцев с новаторскими предпочтениями достаточно большой сегмент рынка, однако на общем фоне имеет среднюю емкость

Исходя из размера сегмента, а также общности предпочтений - новаторство - сегмент полностью пригоден для разработки единой маркетинговой стратегии

В Америке всегда будут покупатели, следящие за новинками, однако за новинками не угонишься, поэтому сегмент можно считать относительно стабильным

Специально разрабатываемые для новаторов концепты всегда дают свои плоды. Плюс в расчет берется достаточно большая емкость сегмента Потенциальная прибыльность (ПП) около 211 млрд.$

2

8,3%

Наиболее значимый сегмент - имеет наибольшую емкость - 25 685 944 американских женщин

Сегмент имеет наибольший объем, а также особенность - его составляет женская половина населения самых различных возрастов это значит что можно разработав лишь одну или две модели удовлетворить все вкусы множеством комплектаций

Сегмент достаточно обширен, как в плане объема так и в плане возрастных рамок. Поэтому можно считать его полностью стабильным

Женщины чаще владеют эмоции, что может стать выгодным для автопроизводителя в разработке меркетинговой стратегии для этого сегмента, тем более что сегмент занимает первое место по численности покупателей ПП:515млдр $

3

7,3%

Второй по значимости - американские мужчины-консерваторы - 22 591 252 чел.

Консерватизм - это всегда классика, поэтому проблем со стратегией для такого массивного сегмента американских мужчин не возникает

Покупателей с консервативными взглядами всегда можно считать стабильным сегментом

Классические модели всегда будут иметь спрос в Америке и во всем мире, поэтому прибыльность сегмента очевидна ПП:453млрд $

4

5,4%

6 877 980 японских мужчин-новаторов - по сравнению с остальными сегментами - средняя емкость

Япония - страна новейших компьютерных технологий, что оправдывает пригодность данного сегмента из почти 7 млн. новаторов Японии

Сегмент новаторов в любой стране относительно стабилен, в Японии - лидеру в новейших разработках по многим областям сегмент достаточно устойчив

Высокая прибыльность сегмента объясняется готовностью новаторов платить за новые разработки. ПП: 138млрд $

5

9,2%

Японские женщины - 3е место по значимости среди выделенных сегментов 11 718 040 чел.

35% всех автолюбителей в Японии - женщины. Разработать стратегию для такого обширного числа покупателей с учетом их пола, не должно оказаться проблемой.

В среднесрочной перспективе ситуация аналогична второму сегменту

Прибыльность моделей специально разработанных для женщин буде выше, чем если бы женщины покупали простые модели, ориентированные на другие сегменты ПП: 235млрд $

6

6,4%

8 151 680 консервативных японцев составляют весомый, однако далеко не самый обширный сегмент

Классика в предпочтениях 8ми миллионов японцев не оставляет сомнений в пригодности сегмента

Покупатели с консервативными представляют достаточно стабильный сегмент

Прибыльность от сегмента консерваторов всегда очевидна и весома ПП: 163млрд. $

7

2,6%

3 715 535 россияне с новаторским взглядом - самый малочисленный сегмент среди всех

Новаторские взгляды почти 4х миллионов россиян оставляют автопроизводителям место для создания новых стратегий

Ситуация в России аналогична сегментам новаторов в других странах, однако в связи с малочисленностью сегмента и молодеющим населением сегмент можно считать растущим в долгосрочной перспективе

С каждым днем число людей среднего класса в России, готовых платить за новшества автомобилестроения растет и будет расти. ПП: 43млрд $

8

4,4%

6 287 829 консервативных россиян составляют самое дно средних по емкости сегментов

Россияне, предпочитающие классику составляют основной целевой сегмент для всех автопроизводителей

Консерваторы в России составляют основной «костяк» всех автолюбителей, поэтому сегмент полностью стабилен

Консервативность россиян обеспечивает постоянную устойчивую прибыльность сегмента ПП: 73млрд $

Разделение по признаку пола всегда будет актуально для современных автопроизводителей, так как сейчас есть разительные отличия между автомобилями, которые разрабатывают и производят с учетом потребностей именно женской части населения и мужской. Также справедливо деление мужчин во всех странах на новаторов и консерваторов. Например, компания Ford Motor при выделении целевого рынка модели «Mustang» следовала сложившимся стереотипам о возрасте покупателей, поэтому изначально ее автомобиль был ориентирован исключительно на молодых людей, мечтающих о приобретении недорогой спортивной автомашины. Но вскоре обнаружилось, что «Mustang» пользуется спросом не только среди молодых людей, но и среди тех, кто молод душой. То есть в нашем случае, это как раз мужчины-новаторы. Различия же новаторских и консервативных предпочтений среди женщин компенсируются тем, что современные автопроизводители с каждым днем производят все более совершенные модели, которые способны удовлетворять потребности и тех и других, в крайнем случае - различия сглаживаются высокой дифференциацией комплектаций.

Заключение

Использование рыночной сегментации в качестве маркетинговой стратегии не всегда приносит успех. В качестве возможных причин неуспеха чаще всего можно назвать: неправильный выбор рыночного сегмента, чрезмерную дифференциацию, чрезмерную концентрацию. Выбор метода сегментации зависит от множества факторов (наличие средств на проведение исследований; сроки, в которые необходимо получить результат; особенности рынка и т. п.). Наиболее эффективными из них являются методы автоматической классификации, или кластерного анализа, таксономии.

Сегментация международных рынков имеет свою специфику. На первом месте здесь стоит широкая дифференциация стран: большие различия в менталитете от страны к стане, традициях, политике, экономическому развитию и положению, стоит учитывать также географический фактор.

Неправильный выбор сегмента является, как правило, результатом нарушения критериев сегментации. Ошибка при определении одного или нескольких сегментов может привести к провалу всей стратегии фирмы.

Таким образом, в ходе выполнения работы были изучены теоретические и практические аспекты сегментирования мирового товарного рынка; рассмотрен процесс становления и развития мирового рынка автомобилей, а также дана характеристика рыночной ситуации за последние 10 лет с акцентом на посление 2-3 года.

В первой части работы рассмотрены основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться при осуществлении сегментации, а также специфика сегментации на международном рынке товаров. Во второй части работы выделен план - алгоритм, который позволяет осуществить сегментирование рассматриваемого рынка.

В практической части международный рынок легковых автомобилей рассматривался в трех странах: США, Япония, РФ. Исследовались легковые авто среднего класса - С-класса. По европейской классификации - это универсальные, относительно компактные и одновременно вместительные автомобили, комплектации, динамические и скоростные качества которых варьируются в широких пределах.

На основе таких базисов, как: пол, возраст, уровень доходов, тип личности, готовность к покупке и др. осуществлена сегментация в практической части. Было выделено 12 сегментов. Однако в ходе исследования выяснилось, что базисы, выбранные изначально за основные, оказались неэффективны: возраст, потребительские предпочтения - экономия или удобство. За основные базисы далее взяты пол и среди мужчин тип личности - новатор или консерватор, независимо от возраста. Разделение по признаку пола всегда будет актуально для современных автопроизводителей, так как сейчас есть разительные отличия между автомобилями, которые разрабатывают и производят с учетом потребностей именно женской части населения и мужской. В результате перегруппировки было образовано 8 сегментов.

Полученные 8 сегментов являются легко идентифицируемыми, так как имеют широкую сферу охвата - по возрасту сегменты затрагивают трудоспособное население от 16/18 до 60 лет, а это обычно больше 50 % всего населения, сужает выборку средний класс и средний уровень доходов, которые обычно совпадают, однако средний класс является самым многочисленным (например в Японии 90% населения относят себя к среднему классу). Также автомобили среднего класса имеют наибольшие объемы продаж и популярность не только в рассматриваемых странах но и по всему миру. Поэтому выделенные сегменты являются прибыльными.

Из-за большого разнообразия сегментационных базисов достаточно трудно выбрать нужные и действительно соответствующие критериям сегментирования - эффективные, прибыльные, индентифицируемые.

Также, в качестве основной проблемы, с которой пришлось столкнуться выступает трудность выделения целевых сегментов. В крупных корпорациях над вопросами сегментирования рынка трудятся целые маркетинговые отделы, довольно сложным представляется осуществить полноценное сегментирование в заданных рамках.

Список использованной литературы

. Нормативно-правовые материалы

1.       ст. 1 Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года.)

.        Ст.1, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)

.        Международный спортивный кодекс ФИА, ст. 13

II. Специальная литература

1.       Бизнес. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998

.        Внешне-экономический толковый словарь/Под ред. И. Фаминского, 2001 г.

.        Голубков Е.П. Сегментирование и позиционирование. // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 125

.        Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб.: Питер, 2002, - С.218-219.

.        Котлер ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - 2-е европейское издание. М, 2000

.        Курс экономической теории, под ред. проф. Чипурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2006г. - 832 с.

.        Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 560 с.

.        Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонова, С.В. Барсукова; Под ред. Н.И. Перцовского - М.: Высшая школа, 2001. С. 190.

.        Мировая экономика: Учебник/под ред. проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005.

.        Прозоровский С.А. Международный маркетинг: учебн. пособие. - 2-е изд.- (Маркетинг. Спец. вып. № 43. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента), 2009. С. 49

.        Учебное пособие по маркетингу., Осташков А.В. - Пенза, 2005г.

.        Р.М. Нуреев, Д.И. Кондратов - РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ :ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА/JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) - Том 2, № 3. 2010

.        Энциклопедический словарь экономики и права. 2005

III. Электронные средства информации

1.       #"698447.files/image012.gif">

Производственные мощности и продажи автомобильной техники, в тыс. ед.

Приложение 2

Overseas Manufacturing Companies



Приложение 3

of Honda plants

Name

Location

Products

Opened

Dongfeng Honda Automobile Company <#"698447.files/image014.gif">

Country

TYPE

YEAR OPENED

Argentina

Assembly

1961

Australia

Assembly

1959

Australia

Stamping

1926

Australia

Engine

1926

Belgium

Assembly

1964

Brazil

Assembly

2001

Brazil

Engine

1974

Brazil

Transmission

1974

Canada

Assembly

1953

Canada

Assembly

1967

Canada

Engine

-

Canada

Engine

1923

Canada

Casting and Forging

1981

Canada

Casting and Forging

1934

China

Assembly

2001

China

Assembly

1968

China

Engine

2005

France

Transmission

-

Germany

Assembly

1931

Germany

Assembly

1970

Germany

Engine

1962

Germany

Casting and Forging

1963

Germany

Casting and Forging

2003

India

Assembly

1996

India

Engine

2008

Japan

Transmission

1931

Japan

Transmission

1981

Mexico

Assembly

1981

Mexico

Assembly

1986

Mexico

Engine

1983

Philippines

Assembly

1999

Romania

Assembly

2008

Russia

Assembly

2002

Russia

Assembly

-

South Africa

Assembly

1968

South Africa

1963

Spain

Assembly

1976

Spain

Engine

1976

Taiwan

Assembly

1972

Taiwan

Engine

1972

Thailand

Assembly

1998

Turkey

Assembly

2001

Turkey

Assembly

-

Turkey

Engine

1982

United Kingdom

Assembly

1953

United Kingdom

Stamping

1959

United Kingdom

Engine

1980

United Kingdom

Engine

1931

United Kingdom

Transmission

1964

United States

Assembly

1987

United States

Assembly

1924

United States

Assembly

2004

United States

Assembly

1951

United States

Assembly

1969

United States

Assembly

1955

United States

Assembly

1957

United States

Assembly

1974

United States

Assembly

1925

United States

Stamping

1925

United States

Stamping

1956

United States

Stamping

1939

United States

Stamping

1954

United States

Stamping

1964

United States

Engine

1955

United States

Engine

1955

United States

Engine

1941

United States

Engine

1957

United States

Engine

1956

United States

Engine

1973

United States

Engine

1956

United States

Transmission

1952

United States

Transmission

1958

United States

Transmission

1968

United States

Casting and Forging

1942

United States

Casting and Forging

1939

United States

Casting and Forging

1995

Venezuela

Assembly

1962



Приложение 6

 

TOYOTA financial figures

Production by region (1 unit =


Приложение 7

Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ»


Приложение 8

Motor Company financial figures 2001-2002


Приложение 9

Motor Company financial figures 2009-2010

Похожие работы на - Сегментирование международного рынка товара (на примере легковых автомобилей)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!