курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда; разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию; совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях; с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда; открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков; с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении; руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования; определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями; издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда; рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда; представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры; осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов; делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам; утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования; ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей [14].
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования
.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
налоговые доходы:
единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ
доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%;
Неналоговые доходы:
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления;
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ [18].
2.2 Структура доходов и структура расходов фонда социального страхования РФ на 2012, 2013 годах и на плановый период 2013, 2014 и 2015 годов
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:
безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики».
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
При этом следует отметить ежегодный рост расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по указанному направлению (таблица №1).
Таблица №1
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере социальной политики, млрд. рублей
Наименование2012 год2013 год2014 год2015 годСоциальная политика, всего7 824,08 440,09 092,09 669,1удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, %34,534,334,533,6в том числе:Расходы федерального бюджета3 930,23 901,44 008,54 197,0Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов2 908,53 467,53 934,84 249,7 в том числе: Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ без учета межбюджетных трансфертов2 509,02 996,43 422,13 682,7Расходы бюджета ФСС РФ без учета межбюджетных трансфертов399,5471,1512,7567,0Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации985,31 071,11 148,71 222,4
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций (таблица №2):
Таблица №2
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных и иных социально-значимых обязательств, млрд. рублей
2012 год (закон с учетом изменений)2013 год 2014 год2015 годпроектв %% к предыдущему годупроектв %% к предыдущему годупроектв %% к предыдущему годуВсего643,4661,8102,9701,7106,0673,195,9Публичные нормативные выплаты гражданам, всего518,5528,7102,0552,8104,6549,599,4в том числе:Пенсии военнослужащим470,9483,4102,7506,4104,8501,599,0Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний9,89,8100,010,3105,110,9105,8Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий13,513,7101,514,4105,115,1104,9Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий3,23,2100,03,4106,33,6105,9Пособия сотрудниками органов внутренних дел, получившим телесные повреждения, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы9,49,4100,09,4100,09,4100,0Стипендии Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации 1,21,2100,01,2100,01,2100,0Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов0,70,7100,00,685,70,6100,0Иные публичные нормативные выплаты гражданам9,87,475,57,297,37,2100,0Иные социально-значимые обязательства, всего124,9133,1106,6148,9111,9123,683,0в том числе:Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих42,359,3140,573,4123,875,2102,5Субсидии гражданам на приобретение жилья40,630,575,130,7100,73,310,7Пожизненное содержание судей13,013,8105,814,4104,314,4100,0Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа (за исключением публичных нормативных обязательств)9,09,2102,29,6104,39,6100,0Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6,97,3105,87,7105,57,7100,0Иные12,912,9100,013,1101,613,4102,3
Бюджетные ассигнования сформированы с учетом предложений по пересмотру начиная с 2013 года механизма индексации отдельных видов социальных выплат. Предлагается пересмотреть действующие положения по индексации, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного в федеральном бюджете на соответствующий год, и введения с 1 января 2014 года нового механизма их индексации по уровню фактического роста инфляции за предшествующий год.
В 2013 - 2015 годах будет продолжено предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики, в том числе на:
выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в сумме 2, 4 млрд. рублей в 2013 году, 2, 5 млрд. рублей в 2013 году, 2, 6 млрд. рублей в 2015 году (с учетом изменения механизма индексации социальных выплат и увеличения численности получателей);
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в сумме 6, 6 млрд. рублей ежегодно;
социальные выплаты безработным гражданам в сумме 46,3 млрд. рублей ежегодно.
Федеральными законами от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В федеральном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели в сумме 130,5 млрд. рублей в 2013 году, 134,0 млрд. рублей в 2014 году и 140,5 млрд. рублей в 2015 году, что меньше уровня бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2013 и 2014 годы в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 год», на 2,9 млрд. рублей и 6,2 млрд. рублей соответственно.
Указанные ассигнования определены с учетом изменения подходов в предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусматривающих предоставление мер социальной поддержки только носителям льгот с учетом их материального положения (среднедушевом доходе ниже двукратного прожиточного минимума). При этом на 2013 год объем субвенций определен с учетом темпа увеличения численности льготников, перешедших на новые условия предоставления мер социальной поддержки - 5 %, в 2014 году - 10%, в 2015 году - 15% от уровня 2012 года.
Указанные изменения реализуемы только при условии разработки, принятия и вступления в силу с 01 января 2013 года соответствующих изменений в положения законодательных актов, устанавливающих меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В 2013 - 2015 годах будет продолжено финансовое обеспечение мероприятий, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов к объектам и услугам в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, на реализацию которой в 2013 году предусмотрено 2,3 млрд. рублей, в 2014 году - 10,0 млрд. рублей, в 2015 году - 10,0 млрд. рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" предполагается осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка будет оказываться субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
В 2013 году на указанные цели предполагается направить 5,9 млрд. рублей, в 2014 году - 17,1 млрд. рублей, в 2015 году - 26,9 млрд. рублей.
Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предполагается создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Кроме того, предполагается осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.
Реализация указанных мероприятий будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.
Основные направления использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации представлены в таблице №3.
Таблица №3
Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд. рублей
2012 год, (закон с учетом изменений)2013 год2014 год2015 годПроект% к предыдущему годупроект% к предыдущему годупроект% к предыдущему годуВсего2 850,22 923,0102,62 985,3102,13 161,2105,9в том числе:Пенсионное обеспечение:2 245,22 330,7103,82 379,4102,12 522,2106,0Покрытие дефицита бюджета1 033,11 009,997,8861,685,3897,6104,2Валоризация пенсионных прав граждан566,5621,3109,7688,4110,8763,3110,9Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению291,3315,0108,1351,2111,5369,5105,2Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов304,4330,1108,4422,7128,1437,9103,6Федеральная социальная доплата к пенсии38,540,0103,940,5101,338,795,6Возмещение расходов по нестраховым периодам3,64,1113,94,7114,64,9104,3Софинансирование формирования пенсионных накоплений7,510,0133,310,0100,010,0100,0Выплата социального пособия на погребение0,30,3100,00,3100,00,3100,0Администрируемые расходы:604,9592,397,9605,9102,3639,0105,5Осуществление ежемесячной денежной выплаты377,5373,598,9393,0105,2414,4105,4Предоставление материнского (семейного) капитала162,7155,595,6163,1104,9172,1105,5Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами44,043,899,530,770,133,2108,1Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, доплаты к пенсии в связи с 60-летием Победы в ВОВ8,98,090,37,290,07,097,2Иные социальные выплаты11,911,597,011,9103,512,3103,4
В целях решения задачи по развитию пенсионного страхования и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе должна быть проведена работа по подготовке комплексных предложений по обеспечению сбалансированности и совершенствованию пенсионной системы.
Начиная с 2013 года бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые до 2013 года на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, будут передаваться в бюджет Фонда в форме межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда.
Названный межбюджетный трансферт на сбалансированность бюджета Фонда будет отражаться в его доходах. При этом утвержденный размер дефицита бюджета Фонда будет покрываться, в том числе, за счет собственных источников и переходящих остатков.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2011 году был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от всех сумм выплат и иных вознаграждений работникам, не превышающих 463 тыс. рублей в год, при совокупном тарифе страховых взносов на все виды обязательного социального страхования - 34 процента с сохранением льготного переходного периода (до 2019/2027 гг.), в течение которого для отдельных категорий страхователей предусмотрено установление пониженного тарифа страхового взноса.
В то же время на 2012 - 2013 годы для большинства плательщиков тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижен с 34% до 30% и установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов.
При формировании предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013 - 2015 годы тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для большинства плательщиков сохранен на уровне 30% и 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Одновременно в 2013 году будет выработан подход к определению тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Компенсация выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджеты этих фондов.
В целях решения демографических проблем и укрепления системы социальной защиты материнства и детства значительное внимание уделяется социальной поддержке семей с детьми.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
При этом, учитывая длительный характер реализации данного мероприятия, в 2013 - 2015 годах не ожидается значительного роста количества обращений граждан с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Объем межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2013 - 2015 годах на обеспечение мер социальной поддержки граждан, определяется с учетом индексации размеров пособий и социальных выплат и численности граждан, имеющих право на получение соответствующих пособий и социальных выплат.
Основные направления использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации представлены в таблице №4:
Таблица №4
Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации
2012 год (закон с учетом изменений)2013 год2014 год2015 годпроект% к предыдущему годупроект% к предыдущему годупроект% к предыдущему годуВсего177,769,739,275,6108,572,395,6в том числе:Покрытие дефицита бюджета Фонда 84,533,539,657,3171,058,1101,4Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков22,523,6104,95,623,71,526,8Администрируемые расходы:70,712,617,912,7100,812,799,8Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию52,3******Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации9,09,0100,09,0100,09,0100,0Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию6,0******Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации1,91,789,41,694,11,6100,0Иные1,51,9128,02,1110,42,199,0
* Бюджетные ассигнования на указанные цели будут учтены в предельных объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ в 2014 - 2016 годах
Один из наиболее крупных итогов реформирования в 2014 - 2016 годах социальной сферы страны состоит в формировании рыночных механизмов социального страхования.
Это положительный и закономерный процесс. Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции становления системы социального страхования в России за последние 20 лет, необходимо признать и многочисленные «откаты» назад. Так, например, введение единого социального налога, который оказался «чужеродным телом» для социального страхования, привело к сокращению ресурсной базы. Как недостаточно обдуманные решения можно охарактеризовать и ликвидацию Государственного фонда занятости, сокращение программ оздоровления работников и членов их семей, различия в уровне страхового возмещения на случай временной нетрудоспособности в зависимости от применяемых налоговых режимов.
Вопрос финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов и их финансовой устойчивости со всей очевидностью становится наиболее актуальной проблемой в повестке дня социальной политики страны. Для специалистов и политиков это не новость. Хорошо известно, что снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти в 317 млрд. рублей.
Часть выпадающих доходов будет возмещена за счет федерального бюджета по статье «Стабилизационный фонд», но эта компенсирующая мера касается только Пенсионного фонда России и то только в 2005 году. Практически не решен вопрос финансовой устойчивости и выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.
Неблагоприятные социальные последствия складывающейся ситуации очевидны в 2014 - 2016 годах - это существенное снижение уровня социальной защиты застрахованных. Крайне тревожным фактом является снижение покупательной способности пенсий и пособий по временной утрате трудоспособности, сокращение возможности исполнения мероприятий Базовой программы медицинского страхования и программ оздоровления работников и членов их семей.
Другими словами: сокращение ЕСН на деле представляет сокращение программ развития социального страхования, что нелогично для Российской Федерации - страны, в которой провозглашено в качестве государственной задачи становление рыночной экономики и социально ориентированного государства [9].
Таким образом, снижение размера ЕСН и введение системы дотаций с целью возмещения выпадающих доходов Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования в средне - и долгосрочной перспективе может иметь ряд серьезных неблагоприятных социально-экономических последствий.
Во-первых, за счет федерального и регионального бюджетов потребуется изыскать достаточно существенные дополнительные ресурсы для поддержания сложившегося уровня пенсионного страхования, осуществления программ оздоровления работников и членов их семей, реализации мероприятий Базовой программы медицинской помощи [9].
Во-вторых, снижение размера ЕСН приведет к ослаблению связи между размерами страхового возмещения и платежей, будет действовать отрицательно на мотивацию страхователей и застрахованных осуществлять платежи со всего объема заработной платы. В этой связи снижение ставки ЕСН представляется малоэффективной мерой налоговой политики, что приведет уже к необходимости корректировать этот контрпродуктивный шаг [9].
Вопросы законодательного обеспечения социальной защиты являются предметом пристального внимания Совета Федерации и профильного Комитета Совета Федерации по социальной политике. В центре внимания Комитета находятся вопросы формирования сбалансированных бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. С этой целью, начиная с 1999 года, ежегодно Комитет принимает непосредственное участие в работе над проектами бюджетов данных фондов, направляет свои замечания и поправки в профильные комитеты Государственной Думы, активно участвует в работе трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений [9].
Особенно много внимания уделяет Комитет Совета Федерации по социальной политике выработке приоритетов и стратегических ориентиров развития социального страхования как целостной системы, которая призвана стать базовой в системе социальной защиты и социальной политики. Эту позицию Комитет Совета Федерации по социальной политике отстаивал в ходе работы над проектом федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» (данный Федеральный закон был подписан Президентом Российской Федерации 16 июля 1999 года).
Уже стали традиционными проводимые Комитетом Совета Федерации по социальной политике «круглые столы», посвященные проблемам формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов [9].
Оценки и рекомендации, выработанные на этих «круглых столах», требуют принятия со стороны Правительства Российской Федерации оперативных и безотлагательных мер по исправлению кризисной ситуации в системе социального страхования страны. Так, для предотвращения разрастания неблагоприятных явлений в среднесрочной перспективе потребуется изыскать дополнительные источники страхового возмещения по обязательному социальному страхованию и сформировать соответствующую законодательную базу. Она должна содержать механизмы финансового обеспечения социального страхования, которые бы позволяли выплачивать пенсии и пособия, достаточные для достойной жизни пенсионеров и инвалидов, оказывать качественную медицинскую помощь застрахованным, а также обеспечивать проведение активной политики по трудоустройству безработных на рынке труда.
В этой связи требуется уже в 2014 - 2016 годах разработать концепцию совершенствования системы социального страхования в России, законодательно определить всю гамму правоотношений в этой сфере для обеспечения качественной жизни застрахованных, принять эффективные законы, направленные на совершенствование финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов [9].
Заключение
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение.
Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. На наш взгляд, ответственность за регулирование страхования должна быть разделена между федеральными и региональными органами власти.
Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений.
Список использованной литературы
. Федеральный закон от 15.12.2009г. № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации
. Федеральный закон от 16.07.2007г. №165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования
. Федеральный закон от 30.11.2009 № 307-ФЗ О бюджете Пенсионного Фонда РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
. Федеральный закон от 28.11.2009 N 292-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
. Федеральный закон от 28.11.2009 №294-ФЗ О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый 2011-2012 годов.
. Федеральный закон от 15.12.2010 г. №3167-ФЗ РФ Об обязательном пенсионном Страховании в РФ
. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Дашков и К°, 2007. - 486 с.
. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. -М.:Экономика,2008. -271с.
. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся на экономических специальностях. Под редакцией Г. Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2007 - 703с.
. Волгин Н.А.Социальная политика. - М.: Экзамен, 2008. - 943с.
. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие. - М., 2007. - 224с.
. Косаренко Н.Н. Финансово-правовое регулирование социального страхования. - М.: НИБ, 2010. - 240 с.
. Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. - М.: Дашков и К°, 2006. - 138 с.
. Миронова Т.К. Право и социальная защита.- М.:Юрист, 2006. -336 с.
. Основы страховой деятельности. Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой - М.: БЕК, 2003.
. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебное пособие для вузов. - М.: Дашков и К°,2007. - 412с.
. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.М. Гусова. - М.: Проспект, 2008. 640с.
. Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве. - М.: ГУУ, 2009.
. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - с. 315.
. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В. Кукушина. - М.: Март, 2004 - 400 с.
. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Большая Российская Энциклопедия, 2004. - 438 с
. Теория и практика страхования. Учебное пособие. - М.: АНКИЛ, 2003. 146 с.
. Юрский В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования. - М.: РГИУ, 2011.
. Казибекова Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной информации.//Транспортное дело в России №2, 2009 С.27
. Лупей Н.А Социальное страхование в России: состояние и проблемы.// Финансовый менеджмент №5 / 2002 С. 44.
. Невинная И. Соцналог приговорили// Российская газета - Федеральный выпуск №4922 (98) / 2009 . С.5