На заключительном этапе аудиторского процесса происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, затем составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.
После окончания проверки годовой бухгалтерской отчетности аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности.
Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчетность, т.е. в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.
Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения - безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.
По итогам проведенной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности аудиторская фирма представляет «Письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита». В отличие от аудиторского заключения она имеет более ограниченный круг пользователей - руководство (собственников) экономического субъекта.
По форме в отчете или выводе должен быть адресат, заголовок, подпись и дата, а в его содержании следует отразить цели и масштаб, полноту, предмет аудита, нормативную базу, соответствие стандартам, своевременность. При формулировании вывода или отчета аудитор должен обращать внимание на значимость вопроса, характер деятельности проверяемого предприятия.
Цель отчетов состоит в том, чтобы прокомментировать те недостатки в учетных записях, системах учета и контроля, которые могут привести к значительным ошибкам и соответственно исказить отчетность; дать конструктивный советы; определить, что может иметь значение для будущих аудиторских проверок. Самое главное, что в случае проведения обязательного аудита, аудитор в отчете (аудиторском заключении) должен выразить свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и о соответствии бухгалтерского учета предприятия нормативным документам Российской Федерации.
Согласно стандартов отчетности, информация, представленная в отчетах, должна быть четкой и ясной, надежной и компетентной, а также независимой, объективной, правдивой и конструктивной, содержать руководство к действию.
По окончании аудиторской проверки вся рабочая документация, аудиторский отчет и заключение комплектуются в отдельную папку в порядке идентификационных номеров, которая сдается на хранение ответственному работнику аудиторской организации, назначенному приказом руководителя. При этом необходимо убедиться, что все рабочие документы оформлены аккуратно, на бумажных носителях и средствами, обеспечивающими сохранность записей не менее 5 лет, а информация, содержащаяся в них, легко читаема, однозначна.
Рабочая документация подлежит хранению в аудиторской организации не менее 5 лет с момента окончания проверки в специально оборудованных металлических шкафах или сейфах, закрываемых на ключ.
Укомплектованный файл рабочей документации, включая отчет по проверке и выданное аудиторское заключение, регистрируется в реестре, который ведется в электронном виде и должен распечатываться не реже 1 раза в полгода.
В случае пропажи или порчи рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование. Результаты служебного расследования оформляются соответствующим актом.
Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Рабочая документация, созданная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации, а аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию клиенту и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.
2. Проведение аудиторской проверки ОАО «Светлана»
.1 Экономическая характеристика ОАО «Светлана»
Открытое акционерное общество «Светлана» создано в целях осуществления коммерческой, финансовой и иной деятельности, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, привлечения и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов передовой технологии, управленческого аппарата. Общество организует свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» (ст. 6 в редакции от 03.11.2006 г. №129-ФЗ) и Учетной политики ОАО «Светлана».
ОАО «Светлана» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может открывать расчетные счета в любых финансово-кредитных учреждениях, как в рублях, так и в иностранной валюте, иметь свою печать, свой торговый знак.
Величина Уставного капитала Общества определена учредителями в размере 11 000 рублей.
Учетная политика Общества принята в 2010 году, утверждена приказом №1 от 01.01.2012 г. на 2012 год. Формы первичных учетных документов, применяемых при оформлении хозяйственных операций, соответствуют унифицированным формам первичных документов.
Органами управления Общества являются: общее собрание акционеров, совет директоров и генеральный директор. Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией.
Таблица 1. Анализ финансовых результатов ОАО «Светлана» за 2011-2012 гг.
Показатель2011 г2012 гТемп роста, %Темп прироста, %Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.18561939104,47+4,47Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.16921739102,78+2,78Валовая прибыль, тыс. руб164200121,95+21,95Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.164200121,95+21,95Прочие доходы, тыс. руб.1263124198,26-1,74Прочие расходы, тыс. руб.700703100,43+0,43Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.727738101,51+1,51Текущий налог на прибыль144146101,39+1,39Чистая прибыль (убыток) очередного периода583590101,20+1,20Рентабельность продаж, %39,1738,0697,17-2,83
На основе данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы, касающиеся основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Светлана».
Выручка от продажи товаров за последние два года увеличилась. В тоже время себестоимость проданных товаров также увеличилась. Валовая выручка увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом.
В 2012 году финансовые результаты увеличились, следовательно, предприятие имеет все возможности для функционирования на рынке.
На основании таблицы можно сделать вывод, что выручка ОАО «Светлана» в 2012 году по сравнению с предыдущим годом возросла на 20,54%. Это безусловно положительное явление для общества, так как ведет к увеличению прибыли. Также наблюдается снижение прочих доходов, что повлечет за собой снижение прибыли, однако серьезно на ней не отразится.
Увеличение себестоимости, которое наблюдается в таблице, снижает прибыль ОАО «Светлана». Однако необходимо отметить, что увеличение себестоимости в целом за год здесь связано с увеличением выпуска продукции (и, следовательно, затрат на нее), что положительно отразилось на выручке предприятия.
Рентабельность продаж снизилась на 2,83% по сравнению с предыдущим годом и равна 38,06. Это говорит о том, что рубль, вложенный в затраты приносит 38 копеек прибыли. Это положительное явление для ОАО «Светлана», несмотря на то, что по сравнению с 2011 годом рентабельность продаж снизилась, общество работает более эффективно.
2.2 Стадии проведения аудиторской проверки ОАО «Светлана»
Руководством ОАО «Светлана» был заключен договор с аудиторской организацией на проведение аудита материальных запасов с целью установления правильности ведения их учета. Как уже было отмечено выше, аудиторская проверка - это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации проведения аудиторских процедур. Поэтому рассмотрим последовательно все этапы аудиторской проверки, проведенной на предприятии ОАО «Светлана».
1. Этап сбора информации (совокупность общего изучение и предварительного ознакомления с деятельностью предприятия).
Ознакомление с деятельностью ОАО «Светлана» началось с изучения основных документов предприятия:
Свидетельства о присвоении статуса ОАО;
Устава ОАО «Светлана»;
договоров и контрактов на поставку продукции и т.д.
Далее были изучены основные показатели деятельности предприятия, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов, и перспективное развитие предприятий.
На основе профессионального суждения аудитор оценивает общее состояние контрольной среды. Контрольная среда состоит из следующих факторов:
философия управления и стиль работы руководства и бухгалтерской службы;
организационная структура предприятия;
состав и деятельность отдела внутреннего аудита;
методы контроля, используемые управленческим звеном;
кадровая политика;
влияние внешней среды.
2. Этап планирования и составления программы аудита.
На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую программу аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.
Прежде чем приступить к планированию аудита, аудитор должен оценить аудиторский риск. Оценка аудиторского риска - риска необнаружения, который аудитор готов взят на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить.
Было выявлено, что для аудита на ОАО «Светлана» риск необнаружения составил 0,33%.
В программе аудиторской проверки указано последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.
В результате исследования складского хозяйства на предприятии ОАО «Светлана» аудитором было выявлено следующее:
наличие на предприятии должным образом оборудованных специально приспособленных помещений склада;
оптимальное размещение материальных запасов, обеспечивающее возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов прикрепляется ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
оснащение мест хранения материальных запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой, поскольку часто материальные запасы в натуральном выражении оцениваются в весовых единицах;
круг лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (кладовщиков и экспедиторов), за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов;
существует заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности;
существует перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз материальных запасов со складов;
Из недостатков было выявлено следующее:
-отсутствие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденного руководителем ОАО «Светлана» по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
-на предприятии отсутствует единый номенклатурный ценник на номенклатурные номера товарно-материальных запасов.
3. Процедуры аудиторской проверки
На данном этапе аудитором была проведена выборочная инвентаризация материальных запасов.
Следующей ключевой областью является проверка состояния учета и документооборота по движению материальных запасов. Среди документов, подлежащих проверке, были выделены следующие первичные документы, регистры учета, формы финансовой отчетности, отражающие состояние учета наличия и движения материальных запасов:
1.Приказ об учетной политике предприятия;
2.Первичные документы: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акты о приемке-передаче товарно-материальных запасов, акты о выявленных недостачах;
.Аналитические документы: карточки складского учета, инвентарные описи, количественно суммовые карточки, журналы-ордера №6, №7, №10.
.Оборотные ведомости, Главная книга;
.Форма финансовой отчетности №1 (Бухгалтерский баланс).
При проверке учета движения материальных запасов было изучено:
-правильность и своевременность оформления документов на сдачу материальных запасов на склад;
-правильность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с поступлением материальных запасов;
правильность составления корреспонденций счетов по учету поступления и выбытия материальных запасов;
соответствие записей аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе.
В результате исследования системы внутреннего контроля за учетом наличия и движения материальных запасов на предприятии было выявлено следующее:
1.Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и бухгалтера-материалиста. Последний ответственен за оформление первичной документации.
.Инвентаризация материальных запасов проводится в соответствии со сроками, установленными учетной политикой. Организационные аспекты планирования и проведения инвентаризации отвечают установленным нормам законодательными актами Российской Федерации.
3.Потери материальных запасов в пределах норм естественной убыли списываются на итоговый доход (убыток) предприятия, свыше норм естественной убыли - на виновных лиц.
Далее аудитору следует тщательно проверить правильность бухгалтерских записей по отпуску материальных запасов со складов на различные цели.
По результатам проведенных аудиторских тестов контроля за движением материальных запасов установлено, что все операции по поступлению и выбытию материальных запасов на предприятии оформлены первичными документами правильно, своевременно и полно, также установлена достоверность учетных данных об остатках материальных ценностей.
Также аудитором балы подтверждена согласованность данных аналитического и синтетического учета, которую проверяют по оборотным или сальдовым ведомостям, составляемых по каждому материально ответственному лицу (складу), ведомости по учету движения материалов журналу-ордеру №6, по Главной книге и балансу.
При проверке данных по статьям текущих активов установлено наличие тождества между данными баланса, Главной книги, журналов-ордеров №6, №7, №10 и других учетных регистров, т.е. информация на счетах синтетического учета соответствует аналитической информации.
. Завершение и оформление результатов аудита. Аудитор по результатам аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором.
Аудиторский отчет содержит независимое мнение аудитора - исполнителя и (или) партнера и аудиторской организации о составлении финансовой отчетности и прочей информации аудируемого субъекта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Пути совершенствования результатов аудита материальных запасов ОАО «Светлана»
Проведенная аудитором проверка учета материальных запасов на предприятии ОАО «Светлана» выявила незначительные нарушения в области ведения складского хозяйства, результаты инвентаризации позволили сделать вывод об имеющихся недостачах материальных запасов, которые были списаны на материально-ответственных лиц. Проведенная же проверка учета движения материальных запасов не выявила никаких отклонений в области учета, т.е. все хозяйственные операции по поступлению и выбытию запасов оформлены правильно, первичные документы оформляются своевременно и полно, также подтверждены реальность и точность бухгалтерской информации.
В качестве рекомендаций по проведенному исследованию можно обозначить следующее:
. Необходимо разработать и внедрить единый номенклатурный ценник на номенклатурные номера материальных запасов с учетом особенностей производственного процесса. В составляемом справочнике отдельные укрупненные группы однородных материалов делятся на подгруппы, а те в свою очередь - на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому виду материала присваивается собственный номенклатурный номер, однозначно его идентифицирующий.
Внедрение единого номенклатурного справочника на ОАО «Светлана» позволит:
) Облегчить ведение бухгалтерского и складского учета;
) Наладить оперативный учет;
) Повысить контроль за сохранностью материальных запасов;
) Повысить качество проведения инвентаризации и выявление всех излишек или недостач материальных запасов;
. Также направлениями в области совершенствования учета материальных запасов являются:
- повышение точности и достоверности учетно-вычислительных работ;
- снижение трудоемкости и повышение оперативности учетно-вычислительных работ;
В данном случае предприятию не обойтись без применения автоматизированных средств учета бухгалтерских программ, интегрированных бухгалтерских комплексов, которые повышают точность и оперативность учетных работ.
Поскольку деятельность предприятия характеризуются множеством хозяйственных операций, различных в своей функциональности, то в процессе совершенствования бухгалтерского учета необходимо выбрать такую компьютерную бухгалтерскую систему, которая бы обеспечивала ведение всех основных учетных функций и разделов предприятия. К таким программам относятся интегрированные бухгалтерские системы. Например, программа «1C: Предприятие (версии 7.5, 7.7, 8.0)», кроме бухгалтерского учета, предназначена для производственного учета, выполнения операций по сбыту и снабжению, финансовому планированию и анализу, а также автоматизации документооборота.
3. Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом предприятии - увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах (в бригадах, участках, цехах). Оно зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организации материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня.
Таким образом, только с помощью рациональной организации бухгалтерского учета и на основе результатов аудиторской проверки деятельности предприятия, выявления сильных и слабых сторон в учетной политике предприятия можно наметить меры по совершенствованию учета и более эффективному использованию материальных запасов на предприятии.
Заключение
Выполненная курсовая работа по материалам ОАО «Светлана» имела цель показать стадии проведения аудиторской проверки.
Задачи, поставленные в курсовой работе, были успешно рассмотрены:
Дано понятие аудита, рассмотрены цели и задачи аудиторской деятельности; проведена аудиторская проверка ОАО «Светлана» с выделением стадий; определены пути совершенствования результатов аудита материальных запасов ОАО «Светлана».
Аудиторская проверка - это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведения аудиторских процедур.
Проведенная аудитором проверка учета материальных запасов на предприятии ОАО «Светлана» выявила незначительные нарушения в области ведения складского хозяйства, результаты инвентаризации позволили сделать вывод об имеющихся недостачах материальных запасов, которые были списаны на материально-ответственных лиц. Проведенная же проверка учета движения материальных запасов не выявила никаких отклонений в области учета, т.е. все хозяйственные операции по поступлению и выбытию запасов оформлены правильно, первичные документы оформляются своевременно и полно, также подтверждены реальность и точность бухгалтерской информации.
Основными направлениями по совершенствованию результатов аудита материальных запасов ОАО «Светлана» являются:
Внедрение единого номенклатурного справочника;
применение автоматизированных средств учета бухгалтерских программ, интегрированных бухгалтерских комплексов;
повышение технического оснащения производства, уровня мастерства работников.
Список литературы
аудиторский запас отчетность проверка
1.Правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.02 №696.
2.Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
.ПБУ 4/99, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (утв. Пр. Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н) (с изм и доп.)
.Андреев В.Д. «Практикум по аудиту». - М.: Финансы и статистика, 2006.
5.«Аудит», Шермет А.Д., Суйц В.П., Инфра-М 2006 г.
6.Аудит: Учебник для ВУЗов В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Аудит, 2007.
.Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. «Внутрифирменные стандарты аудита». - М.: Бухгалтерский учет, 2006.
.Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. «Практический аудит». - М.: Эксмо, 2009.
.Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. «Аудит». - М.: ТК Велби, 2006.
.Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. «Аудит». - М.: ТК Велби, 2006.
11.Учебное пособие по аудиту Коменденко С.Н., Моисеева И.В. 2008 г.
12.Справочная правовая система «ГАРАНТ»
13.Справочная правовая система «КонсультантПлюс»