Дорожно-транспортные происшествия и первая доврачебная медицинская помощь
Содержание
I. Введение. Основная часть
. Классификация и основные причины
ДТП
. Дорожно-транспортный травматизм
. Средства безопасности и
профилактики травм при ДТП
. Первая доврачебная медицинская
помощь. Заключение
Список литературы
I. Введение
Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
погибают около 30 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают ранения.
Основными причинами смерти пострадавших в ДТП являются следующие факторы:
травмы, не совместимые с жизнью, - 20%;
задержка скорой помощи - 10%;
бездействие или неправильные действия очевидцев ДТП - 70%.
Число погибших могло быть существенно меньше, если бы пострадавшим при
ДТП была оказана квалифицированная доврачебная помощь. К сожалению, смерть
значительного количества людей произошла не столько из-за тяжести повреждений,
сколько из-за неверных действий тех, кто оказывал им доврачебную помощь, или
из-за бездействия окружающих.
Для того чтобы не терять драгоценного времени, а часто ценой промедления
становится человеческая жизнь, необходимо четко усвоить алгоритм действий в
ситуациях, связанных с дорожными происшествиями, в которых имеются
пострадавшие. Если Вам еще предстоит обучаться в автошколе, с полным вниманием
отнеситесь к занятиям по оказанию медицинской помощи. В критической ситуации
эти знания могут очень пригодиться.
Неоказание необходимой помощи влечет ответственность в соответствии с
законом. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрено две статьи.
II.
Основная часть
. Классификация и основные причины ДТП
Дорожно-транспортное происшествие - это событие,
возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его
участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные
средства, сооружения и грузы либо причинен иной материальный ущерб. По тяжести
последствий ДТП подразделяют на три группы: со смертельным исходом, с телесными
повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения могут быть
тяжкими, менее тяжкими и легкими.
По виду ДТП подразделяют на столкновение транспортных
средств, их опрокидывание, наезд на пешехода, велосипедиста, на препятствие,
стоящее транспортное средство и др.
Изучение ДТП показало их определенную сезонность.
Наибольшее их число отмечается в летне-осенние месяцы (с июня по октябрь), что
объясняется повышением интенсивности дорожного движения вследствие увеличения
на дорогах числа автомобилей личного пользования. На указанные месяцы
приходится более половины всех ДТП, совершающихся в течение года.
По дням недели ДТП распределены также неравномерно: в
основном они происходят с пятницы по воскресенье, когда множество граждан,
закончив трудовую неделю, устремляются в загородную зону или возвращаются
обратно.
В течение суток значительное число ДТП приходится на
вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 ч. В это время заметно возрастает
интенсивность транспортного и пешеходного движения, снижаются освещенность, а
следовательно, и видимость на дорогах.
Дорожно-транспортные происшествия имеют определенную
логику развития. Вначале, в процессе обычного движения по дороге, возникает
опасная дорожная обстановка, связанная с неосмотрительностью пешеходов,
наличием дефектов дорожного полотна, животных, скользких участков и т. п. В
этом случае участники движения должны принять все возможные меры, вплоть до
остановки, чтобы избежать опасности или ликвидировать ее. Если эти
предупредительные меры не приняты или приняты с неоправданным запозданием, то
возникает аварийная дорожная обстановка, когда водитель технически уже не может
предотвратить ДТП.
Основными причинами ДТП являются:
несоблюдение водителями Правил дорожного движения РФ
(в основном это касается нарушения скоростного режима и управления машиной в
нетрезвом состоянии), недостаточная квалификация водителей, невнимательность,
самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
недисциплинированность пешеходов, не соблюдающих
Правила дорожного движения РФ и часто пренебрегающих опасностью;
неудовлетворительное техническое состояние
транспортных средств;
плохие дорожные условия и неудовлетворительная
организация движения.
Как показывает анализ, в целом, происходит падение
основных показателей аварийности по отношению к аналогичному периоду 2012 года:
произошло меньшее количество ДТП, соответственно меньше людей погибло и
пострадало, включая детей. Тенденция к снижению ДТП прослеживается и в ситуации
с пешеходами.
По официальным данным ГИБДД, в России за 5 месяцев
2013 года произошло 62984 ДТП с пострадавшими, что на 5,2% меньше, чем за
аналогичный период 2012 года. 7801 человек погиб, что на 7,9% меньше, чем за
аналогичный период 2012 года, 80330 человек получили ранения различной степени
тяжести, что на 5,1% меньше, чем за аналогичный период 2012 года.
В целом, происходит падение основных показателей
аварийности по отношению к аналогичному периоду 2012 года.
Рисунок 1. Темпы помесячных относительных снижений
общей смертности от ДТП в 2013г. (2012г.=100%)
Дети:
За 5 месяцев 2013 года произошло 6451 ДТП с участием
детей, что на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В этих ДТП
погибло 210 детей (-22,2%) и 6806 (-2,1%) получили ранения.
Из погибших детей 117 (56%) выступали в роли
пассажиров, 73 (35%) выступали в роли пешеходов.
В целом, произошло снижение смертности среди
детей-пассажиров на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Среди
детей-пешеходов произошло снижение смертности на 29,8% по отношению к
аналогичному периоду 2012 года.
Рисунок 2. Темпы помесячных относительных снижений
общей смертности от ДТП у детей в 2013г. (2012г.=100%)
Пешеходы:
За 5 месяцев 2013 года по вине пешеходов произошло
9093 ДТП, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В этих ДТП
погибло 1425 человек (-6,8%) и 8061 (-8,7%) получили ранения.
Рисунок 3. Темпы помесячных относительных снижений
общей смертности от ДТП по вине пешеходов в 2013г. (2012г.=100%)
. Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортные происшествия, как правило,
сопровождаются травмами водителя транспортного средства или пассажиров.
Статистические данные за последние 7,5 лет по
количеству ДТП, числу погибших и раненых в них приведены в табл. 1. Данные
получены из официальных источников информации, размещенной в Интернете службой
общественной безопасности МВД России.
На фоне представленного анализа еще более возрастает
значение подготовки водителей транспортных средств, грамотных в медицинском
отношении и способных оказать срочную, неотложную, первую доврачебную
медицинскую помощь лицам, пострадавшим в ДТП, доставить их живыми до ближайшего
лечебного учреждения, дать им реальный шанс на спасение жизни и сохранение
здоровья и трудоспособности.
Характер травм, получаемых водителем или пассажирами
при ДТП, во многом зависит от вида происшествия.
Так, при лобовом столкновении возможны травмы головы
(при ударе о лобовое стекло или переднюю стойку корпуса автомобиля) в виде
сотрясения мозга и резаных ран; ранения, переломы и сдавливание нижних
конечностей - у сидящих на передних сидениях; травмы грудной клетки и органов
живота - у водителя (от удара о рулевое колесо). При застегнутом ремне
безопасности можно ожидать травмы грудной клетки (переломы ребер и ключиц).
При ударе в бок автомобиля возможны такие травмы, как
сотрясение мозга, переломы костей конечностей, ушибы мягких тканей и резаные
раны от разбитого стекла.
При резком торможении возникает ситуация, сходная с
лобовым столкновением.
Таблица 1.
Общее количество ДТП, число погибших и раненых в них
за 2005-2012 гг.
Период
|
Количество ДТП
|
Погибло в ДТП
|
Ранено в ДТП
|
2005 год
|
204 267
|
35 602
|
243 919
|
2006 год
|
208 558
|
34 506
|
251 386
|
2007 год
|
223 342
|
34 000
|
274 518
|
229 140
|
32 724
|
285 362
|
2009 год
|
285 542
|
40 369
|
357 426
|
2010 год
|
218 322
|
29 936
|
270 883
|
2011 год
|
203 603
|
26 084
|
257 034
|
2012 года
|
63 554
|
7 350
|
79 758
|
При ударе автомобиля сзади возможны травмы головы и
шейного отдела позвоночника.
При переворачивании автомобиля могут возникнуть
разнообразные повреждения вследствие столкновения с частями интерьера
автомобиля и предметами, находящимися в салоне: черепно-мозговые травмы, ушибы
и переломы костей.
При столкновении автотранспортного средства с
пешеходом (наезд на пешехода) у последнего возникают травмы от удара о
транспортное средство и грунт (после его отбрасывания движущейся машиной),
возможны также мелкие царапины и ссадины от скольжения тела по грунту.
Основными видами травм будут, конечно, переломы костей скелета и
черепно-мозговая травма. Характерными для этого вида ДТП являются
бампер-повреждения, которые возникают от удара бампера по области бедра или
голени (в зависимости от модели транспортного средства и высоты, на которой
расположен бампер), что приводит к переломам бедренной кости или костей голени
и травме мягких тканей. Кроме того, возможны переломы позвоночника и костей
таза.
Таблица 2.
Статистика
ДТП за январь-июнь (полгода) 2013
Общее количество ДТП, число
погибших и раненых в России
|
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Тяжесть последствий ДТП *
|
|
абс.
|
% относ.
|
абс.
|
% относ.
|
абс.
|
% относ.
|
|
Российская Федерация
|
83 439
|
-3,0
|
10 364
|
-6,0
|
106 531
|
-3,0
|
8,9
|
* количество погибших на 100 пострадавших
Статистика за полгода 2013 в сравнении с аналогичными показателями
2011-го года показывает рост как самого числа ДТП, так и погибших и раненых в
них людей. Можно сказать, что за два последних года увеличилось количество
автомобилей и водителей, однако это слабое утешение. Рост транспорта на дорогах
не должен приводить к увеличению смертности, поэтому правительство и
автоинспекция должны лучше работать над безопасностью дорожного движения.
3. Средства безопасности и профилактики травм при ДТП
Одновременно с ростом автомобильного парка и скоростных характеристик
транспортных средств возникает серьезная задача обеспечения безопасности
водителя и пассажиров при ДТП.
Транспортные средства снабжают такими конструктивными элементами, которые
способны защитить участников ДТП от травм или снизить их тяжесть: это
энергопоглощающие бамперы, складывающиеся колонки рулевого управления,
компьютерные системы торможения, подголовники, ремни, подушки и специальные
детские кресла безопасности.
В соответствии с подп. 2.1.2 Правил дорожного движения РФ водитель и
пассажиры при движении механического транспортного средства, оборудованного
ремнями безопасности, должны быть пристегнуты ими. Необходимость применения
ремней безопасности на автомобилях предписана Федеральным законом от 10 декабря
1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и нормами международного
права. На отечественных автомобилях это основное (если не считать
подголовников) и достаточно действенное техническое приспособление, снижающее
степень опасности для водителя и пассажиров при ДТП.
Конструктивно ремни безопасности подразделяются на
жесткие и инерционные. Жесткие ремни, фиксирующие водителя и пассажиров в
определенном положении и не допускающие движения вперед, используют в автоспорте.
Инерционные ремни мягко фиксируют водителя и пассажира, однако при лобовом
столкновении или резком торможении не допускают их движения вперед,
предупреждая тем самым травмы о рулевое колесо или ветровое стекло автомобиля.
Подголовники оказывают защитное действие при ударе в
стоящий или движущийся автомобиль сзади. При таком ударе голова водителя резко
отклоняется назад, и вследствие этого возникает травма шейного отдела
позвоночника, в том числе переломы позвонков и травма спинного мозга.
Подушки безопасности, впервые появившиеся в 1981 г.,
на практике продемонстрировали свою эффективность и помогли снизить вероятность
тяжелых травм на 40 %. Их монтируют в руль автомобиля, приборную панель, спинки
сидений или за обивкой салона (боковые подушки). Подушки безопасности,
расположенные в крыше над дверными проемами, носят название «занавески». В
отличие от боковых подушек, защищающих грудную клетку, «занавески» предохраняют
голову от контакта со стеклом и центральной стойкой. Они защищают и от осколков
стекла, а также удерживают водителя и пассажиров при опрокидывании автомобиля.
При наличии «занавесок» шансы избежать травмы в случае ДТП возрастают почти на
треть.
Заполнение подушек безопасности безвредным газом
осуществляется с помощью специальных пиропатронов, также безопасных для
человека, очень быстро: в подушку средней вместимости (50 л) газ нагнетается за
25 мс. Скорость движения оболочки подушки безопасности навстречу водителю или
пассажиру достигает 200... 300 км/ч. Таким образом, до завершения ее заполнения
с ней лучше не соприкасаться. В течение некоторого времени спасаемого должен
придерживать ремень безопасности. Поэтому при наличии в автомобиле подушек
безопасности применение ремней безопасности становится обязательным. В
противном случае неизбежно получение травмы от самой подушки.
Максимально эффективно использовать ремни безопасности
позволяют такие новинки, как преднатяжители и ограничители натяжения ремней.
Преднатяжитель представляет собой пиропатрон, который натягивает ремень
безопасности в сотые доли секунды. При лобовом столкновении туловище водителя с
ускорением движется вперед, и, как только давление тела на ремень безопасности
достигает заранее предусмотренного предельного значения, срабатывает
ограничитель натяжения ремня. Он отпускает ремень, оберегая грудную клетку
водителя от переломов ключицы и ребер, происходящих вследствие чрезмерного
натяжения ремня при отсутствии ограничителя.
Таким образом, пиротехнический преднатяжитель ремня
безопасности при аварии фиксирует водителя, предотвращая его «прыжок» навстречу
раскрывающейся подушке безопасности, а ограничитель не позволяет ремню слишком
сильно врезаться в грудную клетку и вызвать перелом ключицы или ребер.
Согласно подп. 22.9 Правил дорожного движения РФ
запрещается перевозить детей в возрасте до 12 лет на переднем сиденье легкового
автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства. Самые
распространенные средства безопасности - ремни и надувные подушки - рассчитаны
на взрослых пассажиров. Для детей же, особенно маленьких, они не только
бесполезны, но часто и опасны: такой ремень ложится на шею ребенка, а воздушная
подушка для него слишком жестка.
Чтобы сделать поездки безопасными и комфортными,
выпускают и используют детские удерживающие устройства (детские кресла
безопасности), которые в семь раз снижают риск гибели ребенка или получения им
тяжелой травмы. Многочисленные фирмы Италии, Испании, Португалии, Польши и
других стран предлагают различные модели кресел безопасности с учетом возраста
ребенка: от новорожденного до 12-летнего подростка. Отечественная
промышленность пока отстает в производстве таких средств безопасности.
. Первая доврачебная медицинская помощь
В соответствии с Правилами дорожного движения РФ
(подп. 2.5) при ДТП водитель, причастный к нему, обязан принять все возможные
меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую
помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном или
доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение.
Первую доврачебную медицинскую помощь приходится
оказывать в разной, часто неблагоприятной, обстановке: при интенсивном движении
или на глухих проселочных дорогах, при разных погодных условиях (жара, дождь,
снег или мороз), в светлое или темное время суток, при отсутствии необходимых
медикаментов, технических средств, света, воды, теплого помещения, помощников и
т.д.
Тем не менее, первая медицинская помощь должна быть
оказана, поскольку от этого зависит дальнейшая судьба пострадавших или больных,
а нередко и возможность сохранения их жизни. Как известно, если пострадавший
находится в состоянии клинической смерти не более 3 мин, вероятность того, что
его жизнь удастся спасти, составляет 75 %. При увеличении этого промежутка
времени до 5 мин вероятность уменьшается до 25 %, а по прошествии 10 мин
человека, как правило, спасти не удается.
Согласно опубликованным обобщенным данным московского
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского примерно у 17 % погибших при ДТП
причиной летального исхода были кровотечение, асфиксия (удушье) и другие
состояния, требовавшие немедленной доврачебной медицинской помощи, которая, к
сожалению, не была им оказана вовремя.
Первая доврачебная медицинская помощь должна быть
направлена на облегчение состояния пострадавшего, устранение непосредственной
угрозы для его жизни и подготовку к эвакуации в лечебное учреждение.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 января
1983 г. № 3 утверждено Положение о системе поэтапного оказания медицинской
помощи лицам, пострадавшим при ДТП:
первый этап - на месте ДТП (первая доврачебная
медицинская помощь, оказываемая в порядке самопомощи и взаимопомощи водителем
или пассажирами транспортного средства, которые не пострадали или получили
более легкую травму, а также помощь со стороны медицинских работников,
прибывших в составе бригады «скорой помощи»);
второй - на всем пути следования при транспортировании
пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на санитарном, попутном или личном
транспорте;
третий - врачебный этап оказания медицинской помощи в
стационарном лечебном учреждении.
При оказании первой доврачебной медицинской помощи
прежде всего необходимо устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и
угрожающих его жизни факторов: извлечь его из-под колес или обломков
транспортного средства, из воды или салона автомобиля; освободить от тлеющей
или горящей одежды; вынести из помещения, где скопились вредные газы, и т. п.
Все это должно быть выполнено предельно осторожно, чтобы не усугубить состояние
пострадавшего, не усилить боли и не вызвать новых повреждений. Его следует
уложить в безопасном месте, в холодное время года внести в теплое помещение
или, в крайнем случае, уложить на настил из веток, досок, сена и других
подручных средств.
Помощь следует оказывать в определенной
последовательности, принимая в первую очередь наиболее важные для сохранения
жизни меры: если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению
искусственного дыхания; если не прощупывается пульс, то одновременно с
искусственным дыханием осуществляют наружный (закрытый, непрямой) массаж
сердца; останавливают кровотечение, угрожающее жизни; обрабатывают раны и
накладывают повязки; при переломах костей накладывают шину или применяют любые
другие подручные средства для иммобилизации (исключения подвижности) в месте перелома.
Даже при отсутствии признаков жизни - сердцебиения,
пульса, дыхания, реакции зрачков на свет - первая доврачебная медицинская
помощь должна оказываться вплоть до прибытия медицинских работников или
доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, так как резкое
угнетение жизненных функций у пострадавшего участники ДТП и лица, оказывающие
первую медицинскую помощь, ошибочно могут принять за отсутствие у него
признаков жизни.
Первая доврачебная медицинская помощь, оказанная
своевременно и в полном объеме, позволяет спасти жизнь, служит профилактикой
возможных осложнений и обеспечивает благоприятный прогноз в отношении
восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.
III. Заключение
В большинстве случаев дорожно - транспортные происшествия происходят
вдалеке от медицинских учреждений и пунктов связи, с помощью которых можно
вызвать "скорую помощь". Именно это обстоятельство, а также и то, что
водители раньше других могут быть полезны пострадавшим, обязывает их уметь
оказывать первую медицинскую помощь, т.е. проводить простейшие неотложные
мероприятия для спасения жизни пострадавших. Водители автомобилей и других
транспортных средств, как причастные, так и непричастные к дорожно -
транспортному происшествию, но находящиеся поблизости, обязаны немедленно
остановиться и оказать помощь нуждающимся в ней. Неоказание помощи лицу,
находящемуся в опасном для жизни состоянии, наказывается по закону.
Последовательность действий при оказании помощи пострадавшим должна быть
следующей.
Организация вызова "скорой помощи"
Одного из присутствующих нужно послать к ближайшему телефону с заданием
сообщить в лечебное учреждение и отделение милиции о характере и месте дорожно
- транспортного происшествия, числе пострадавших.
Дорожно - транспортные происшествия на дорогах часто сопровождаются
сложными переломами, черепно-мозговыми травмами, повреждениями позвоночника. У
потерпевшего может быть сразу несколько травм. Поэтому выносить его из
автомобиля следует очень осторожно. Нельзя дёргать и сгибать ему туловище, руки
или ноги, вытягивать их силой. Надо постараться прежде устранить всё, что
удерживает пострадавшего.
Если человек потерял сознание и находиться в неестественном положении,
выносить его из автомобиля нужно вдвоём или втроём, стараясь не изменять этого
положения. С особым вниманием следует отнестись к пострадавшим при подозрении
на перелом позвоночника, не перемещать их без крайней необходимости, ибо это
может вызвать паралич. Такого человека нужно положить на спину или живот с
таким расчётом, чтобы место повреждения не ущемлялось.
Список литературы
1. Захарова А. Е. Азбука
спасения при дорожно-транспортных происшествиях: 2011 Издание: Мир автокниг
<#"697160.files/image004.jpg">