Дорожно-транспортные происшествия и первая доврачебная медицинская помощь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    206,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дорожно-транспортные происшествия и первая доврачебная медицинская помощь

Содержание

I. Введение. Основная часть

. Классификация и основные причины ДТП

. Дорожно-транспортный травматизм

. Средства безопасности и профилактики травм при ДТП

. Первая доврачебная медицинская помощь. Заключение

Список литературы

I. Введение

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают около 30 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают ранения.

Основными причинами смерти пострадавших в ДТП являются следующие факторы:

травмы, не совместимые с жизнью, - 20%;

задержка скорой помощи - 10%;

бездействие или неправильные действия очевидцев ДТП - 70%.

Число погибших могло быть существенно меньше, если бы пострадавшим при ДТП была оказана квалифицированная доврачебная помощь. К сожалению, смерть значительного количества людей произошла не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за неверных действий тех, кто оказывал им доврачебную помощь, или из-за бездействия окружающих.

Для того чтобы не терять драгоценного времени, а часто ценой промедления становится человеческая жизнь, необходимо четко усвоить алгоритм действий в ситуациях, связанных с дорожными происшествиями, в которых имеются пострадавшие. Если Вам еще предстоит обучаться в автошколе, с полным вниманием отнеситесь к занятиям по оказанию медицинской помощи. В критической ситуации эти знания могут очень пригодиться.

Неоказание необходимой помощи влечет ответственность в соответствии с законом. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрено две статьи.

II. Основная часть

. Классификация и основные причины ДТП

Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения и грузы либо причинен иной материальный ущерб. По тяжести последствий ДТП подразделяют на три группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения могут быть тяжкими, менее тяжкими и легкими.

По виду ДТП подразделяют на столкновение транспортных средств, их опрокидывание, наезд на пешехода, велосипедиста, на препятствие, стоящее транспортное средство и др.

Изучение ДТП показало их определенную сезонность. Наибольшее их число отмечается в летне-осенние месяцы (с июня по октябрь), что объясняется повышением интенсивности дорожного движения вследствие увеличения на дорогах числа автомобилей личного пользования. На указанные месяцы приходится более половины всех ДТП, совершающихся в течение года.

По дням недели ДТП распределены также неравномерно: в основном они происходят с пятницы по воскресенье, когда множество граждан, закончив трудовую неделю, устремляются в загородную зону или возвращаются обратно.

В течение суток значительное число ДТП приходится на вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 ч. В это время заметно возрастает интенсивность транспортного и пешеходного движения, снижаются освещенность, а следовательно, и видимость на дорогах.

Дорожно-транспортные происшествия имеют определенную логику развития. Вначале, в процессе обычного движения по дороге, возникает опасная дорожная обстановка, связанная с неосмотрительностью пешеходов, наличием дефектов дорожного полотна, животных, скользких участков и т. п. В этом случае участники движения должны принять все возможные меры, вплоть до остановки, чтобы избежать опасности или ликвидировать ее. Если эти предупредительные меры не приняты или приняты с неоправданным запозданием, то возникает аварийная дорожная обстановка, когда водитель технически уже не может предотвратить ДТП.

Основными причинами ДТП являются:

несоблюдение водителями Правил дорожного движения РФ (в основном это касается нарушения скоростного режима и управления машиной в нетрезвом состоянии), недостаточная квалификация водителей, невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;

недисциплинированность пешеходов, не соблюдающих Правила дорожного движения РФ и часто пренебрегающих опасностью;

неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

плохие дорожные условия и неудовлетворительная организация движения.

Как показывает анализ, в целом, происходит падение основных показателей аварийности по отношению к аналогичному периоду 2012 года: произошло меньшее количество ДТП, соответственно меньше людей погибло и пострадало, включая детей. Тенденция к снижению ДТП прослеживается и в ситуации с пешеходами.

По официальным данным ГИБДД, в России за 5 месяцев 2013 года произошло 62984 ДТП с пострадавшими, что на 5,2% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. 7801 человек погиб, что на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2012 года, 80330 человек получили ранения различной степени тяжести, что на 5,1% меньше, чем за аналогичный период 2012 года.

В целом, происходит падение основных показателей аварийности по отношению к аналогичному периоду 2012 года.

Рисунок 1. Темпы помесячных относительных снижений общей смертности от ДТП в 2013г. (2012г.=100%)

Дети:

За 5 месяцев 2013 года произошло 6451 ДТП с участием детей, что на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В этих ДТП погибло 210 детей (-22,2%) и 6806 (-2,1%) получили ранения.

Из погибших детей 117 (56%) выступали в роли пассажиров, 73 (35%) выступали в роли пешеходов.

В целом, произошло снижение смертности среди детей-пассажиров на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Среди детей-пешеходов произошло снижение смертности на 29,8% по отношению к аналогичному периоду 2012 года.

Рисунок 2. Темпы помесячных относительных снижений общей смертности от ДТП у детей в 2013г. (2012г.=100%)

Пешеходы:

За 5 месяцев 2013 года по вине пешеходов произошло 9093 ДТП, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В этих ДТП погибло 1425 человек (-6,8%) и 8061 (-8,7%) получили ранения.

Рисунок 3. Темпы помесячных относительных снижений общей смертности от ДТП по вине пешеходов в 2013г. (2012г.=100%)

. Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортные происшествия, как правило, сопровождаются травмами водителя транспортного средства или пассажиров.

Статистические данные за последние 7,5 лет по количеству ДТП, числу погибших и раненых в них приведены в табл. 1. Данные получены из официальных источников информации, размещенной в Интернете службой общественной безопасности МВД России.

На фоне представленного анализа еще более возрастает значение подготовки водителей транспортных средств, грамотных в медицинском отношении и способных оказать срочную, неотложную, первую доврачебную медицинскую помощь лицам, пострадавшим в ДТП, доставить их живыми до ближайшего лечебного учреждения, дать им реальный шанс на спасение жизни и сохранение здоровья и трудоспособности.

Характер травм, получаемых водителем или пассажирами при ДТП, во многом зависит от вида происшествия.

Так, при лобовом столкновении возможны травмы головы (при ударе о лобовое стекло или переднюю стойку корпуса автомобиля) в виде сотрясения мозга и резаных ран; ранения, переломы и сдавливание нижних конечностей - у сидящих на передних сидениях; травмы грудной клетки и органов живота - у водителя (от удара о рулевое колесо). При застегнутом ремне безопасности можно ожидать травмы грудной клетки (переломы ребер и ключиц).

При ударе в бок автомобиля возможны такие травмы, как сотрясение мозга, переломы костей конечностей, ушибы мягких тканей и резаные раны от разбитого стекла.

При резком торможении возникает ситуация, сходная с лобовым столкновением.

Таблица 1.

Общее количество ДТП, число погибших и раненых в них за 2005-2012 гг.

Период

Количество ДТП

Погибло в ДТП

Ранено в ДТП

2005 год

204 267

35 602

243 919

2006 год

208 558

34 506

251 386

2007 год

223 342

34 000

274 518

229 140

32 724

285 362

2009 год

285 542

40 369

357 426

2010 год

218 322

29 936

270 883

2011 год

203 603

26 084

257 034

2012 года

63 554

7 350

79 758


При ударе автомобиля сзади возможны травмы головы и шейного отдела позвоночника.

При переворачивании автомобиля могут возникнуть разнообразные повреждения вследствие столкновения с частями интерьера автомобиля и предметами, находящимися в салоне: черепно-мозговые травмы, ушибы и переломы костей.

При столкновении автотранспортного средства с пешеходом (наезд на пешехода) у последнего возникают травмы от удара о транспортное средство и грунт (после его отбрасывания движущейся машиной), возможны также мелкие царапины и ссадины от скольжения тела по грунту. Основными видами травм будут, конечно, переломы костей скелета и черепно-мозговая травма. Характерными для этого вида ДТП являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампера по области бедра или голени (в зависимости от модели транспортного средства и высоты, на которой расположен бампер), что приводит к переломам бедренной кости или костей голени и травме мягких тканей. Кроме того, возможны переломы позвоночника и костей таза.

 

Таблица 2.

Статистика ДТП за январь-июнь (полгода) 2013

Общее количество ДТП, число погибших и раненых в России


ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть последствий ДТП *


абс.

% относ.

абс.

% относ.

абс.

% относ.


Российская Федерация

83 439

-3,0

10 364

-6,0

106 531

-3,0

8,9


* количество погибших на 100 пострадавших

Статистика за полгода 2013 в сравнении с аналогичными показателями 2011-го года показывает рост как самого числа ДТП, так и погибших и раненых в них людей. Можно сказать, что за два последних года увеличилось количество автомобилей и водителей, однако это слабое утешение. Рост транспорта на дорогах не должен приводить к увеличению смертности, поэтому правительство и автоинспекция должны лучше работать над безопасностью дорожного движения.

3. Средства безопасности и профилактики травм при ДТП

Одновременно с ростом автомобильного парка и скоростных характеристик транспортных средств возникает серьезная задача обеспечения безопасности водителя и пассажиров при ДТП.

Транспортные средства снабжают такими конструктивными элементами, которые способны защитить участников ДТП от травм или снизить их тяжесть: это энергопоглощающие бамперы, складывающиеся колонки рулевого управления, компьютерные системы торможения, подголовники, ремни, подушки и специальные детские кресла безопасности.

В соответствии с подп. 2.1.2 Правил дорожного движения РФ водитель и пассажиры при движении механического транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности, должны быть пристегнуты ими. Необходимость применения ремней безопасности на автомобилях предписана Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и нормами международного права. На отечественных автомобилях это основное (если не считать подголовников) и достаточно действенное техническое приспособление, снижающее степень опасности для водителя и пассажиров при ДТП.

Конструктивно ремни безопасности подразделяются на жесткие и инерционные. Жесткие ремни, фиксирующие водителя и пассажиров в определенном положении и не допускающие движения вперед, используют в автоспорте. Инерционные ремни мягко фиксируют водителя и пассажира, однако при лобовом столкновении или резком торможении не допускают их движения вперед, предупреждая тем самым травмы о рулевое колесо или ветровое стекло автомобиля.

Подголовники оказывают защитное действие при ударе в стоящий или движущийся автомобиль сзади. При таком ударе голова водителя резко отклоняется назад, и вследствие этого возникает травма шейного отдела позвоночника, в том числе переломы позвонков и травма спинного мозга.

Подушки безопасности, впервые появившиеся в 1981 г., на практике продемонстрировали свою эффективность и помогли снизить вероятность тяжелых травм на 40 %. Их монтируют в руль автомобиля, приборную панель, спинки сидений или за обивкой салона (боковые подушки). Подушки безопасности, расположенные в крыше над дверными проемами, носят название «занавески». В отличие от боковых подушек, защищающих грудную клетку, «занавески» предохраняют голову от контакта со стеклом и центральной стойкой. Они защищают и от осколков стекла, а также удерживают водителя и пассажиров при опрокидывании автомобиля. При наличии «занавесок» шансы избежать травмы в случае ДТП возрастают почти на треть.

Заполнение подушек безопасности безвредным газом осуществляется с помощью специальных пиропатронов, также безопасных для человека, очень быстро: в подушку средней вместимости (50 л) газ нагнетается за 25 мс. Скорость движения оболочки подушки безопасности навстречу водителю или пассажиру достигает 200... 300 км/ч. Таким образом, до завершения ее заполнения с ней лучше не соприкасаться. В течение некоторого времени спасаемого должен придерживать ремень безопасности. Поэтому при наличии в автомобиле подушек безопасности применение ремней безопасности становится обязательным. В противном случае неизбежно получение травмы от самой подушки.

Максимально эффективно использовать ремни безопасности позволяют такие новинки, как преднатяжители и ограничители натяжения ремней. Преднатяжитель представляет собой пиропатрон, который натягивает ремень безопасности в сотые доли секунды. При лобовом столкновении туловище водителя с ускорением движется вперед, и, как только давление тела на ремень безопасности достигает заранее предусмотренного предельного значения, срабатывает ограничитель натяжения ремня. Он отпускает ремень, оберегая грудную клетку водителя от переломов ключицы и ребер, происходящих вследствие чрезмерного натяжения ремня при отсутствии ограничителя.

Таким образом, пиротехнический преднатяжитель ремня безопасности при аварии фиксирует водителя, предотвращая его «прыжок» навстречу раскрывающейся подушке безопасности, а ограничитель не позволяет ремню слишком сильно врезаться в грудную клетку и вызвать перелом ключицы или ребер.

Согласно подп. 22.9 Правил дорожного движения РФ запрещается перевозить детей в возрасте до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства. Самые распространенные средства безопасности - ремни и надувные подушки - рассчитаны на взрослых пассажиров. Для детей же, особенно маленьких, они не только бесполезны, но часто и опасны: такой ремень ложится на шею ребенка, а воздушная подушка для него слишком жестка.

Чтобы сделать поездки безопасными и комфортными, выпускают и используют детские удерживающие устройства (детские кресла безопасности), которые в семь раз снижают риск гибели ребенка или получения им тяжелой травмы. Многочисленные фирмы Италии, Испании, Португалии, Польши и других стран предлагают различные модели кресел безопасности с учетом возраста ребенка: от новорожденного до 12-летнего подростка. Отечественная промышленность пока отстает в производстве таких средств безопасности.

. Первая доврачебная медицинская помощь

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ (подп. 2.5) при ДТП водитель, причастный к нему, обязан принять все возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном или доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение.

Первую доврачебную медицинскую помощь приходится оказывать в разной, часто неблагоприятной, обстановке: при интенсивном движении или на глухих проселочных дорогах, при разных погодных условиях (жара, дождь, снег или мороз), в светлое или темное время суток, при отсутствии необходимых медикаментов, технических средств, света, воды, теплого помещения, помощников и т.д.

Тем не менее, первая медицинская помощь должна быть оказана, поскольку от этого зависит дальнейшая судьба пострадавших или больных, а нередко и возможность сохранения их жизни. Как известно, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти не более 3 мин, вероятность того, что его жизнь удастся спасти, составляет 75 %. При увеличении этого промежутка времени до 5 мин вероятность уменьшается до 25 %, а по прошествии 10 мин человека, как правило, спасти не удается.

Согласно опубликованным обобщенным данным московского НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского примерно у 17 % погибших при ДТП причиной летального исхода были кровотечение, асфиксия (удушье) и другие состояния, требовавшие немедленной доврачебной медицинской помощи, которая, к сожалению, не была им оказана вовремя.

Первая доврачебная медицинская помощь должна быть направлена на облегчение состояния пострадавшего, устранение непосредственной угрозы для его жизни и подготовку к эвакуации в лечебное учреждение.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 января 1983 г. № 3 утверждено Положение о системе поэтапного оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП:

первый этап - на месте ДТП (первая доврачебная медицинская помощь, оказываемая в порядке самопомощи и взаимопомощи водителем или пассажирами транспортного средства, которые не пострадали или получили более легкую травму, а также помощь со стороны медицинских работников, прибывших в составе бригады «скорой помощи»);

второй - на всем пути следования при транспортировании пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на санитарном, попутном или личном транспорте;

третий - врачебный этап оказания медицинской помощи в стационарном лечебном учреждении.

При оказании первой доврачебной медицинской помощи прежде всего необходимо устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и угрожающих его жизни факторов: извлечь его из-под колес или обломков транспортного средства, из воды или салона автомобиля; освободить от тлеющей или горящей одежды; вынести из помещения, где скопились вредные газы, и т. п. Все это должно быть выполнено предельно осторожно, чтобы не усугубить состояние пострадавшего, не усилить боли и не вызвать новых повреждений. Его следует уложить в безопасном месте, в холодное время года внести в теплое помещение или, в крайнем случае, уложить на настил из веток, досок, сена и других подручных средств.

Помощь следует оказывать в определенной последовательности, принимая в первую очередь наиболее важные для сохранения жизни меры: если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению искусственного дыхания; если не прощупывается пульс, то одновременно с искусственным дыханием осуществляют наружный (закрытый, непрямой) массаж сердца; останавливают кровотечение, угрожающее жизни; обрабатывают раны и накладывают повязки; при переломах костей накладывают шину или применяют любые другие подручные средства для иммобилизации (исключения подвижности) в месте перелома.

Даже при отсутствии признаков жизни - сердцебиения, пульса, дыхания, реакции зрачков на свет - первая доврачебная медицинская помощь должна оказываться вплоть до прибытия медицинских работников или доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, так как резкое угнетение жизненных функций у пострадавшего участники ДТП и лица, оказывающие первую медицинскую помощь, ошибочно могут принять за отсутствие у него признаков жизни.

Первая доврачебная медицинская помощь, оказанная своевременно и в полном объеме, позволяет спасти жизнь, служит профилактикой возможных осложнений и обеспечивает благоприятный прогноз в отношении восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.

III. Заключение

В большинстве случаев дорожно - транспортные происшествия происходят вдалеке от медицинских учреждений и пунктов связи, с помощью которых можно вызвать "скорую помощь". Именно это обстоятельство, а также и то, что водители раньше других могут быть полезны пострадавшим, обязывает их уметь оказывать первую медицинскую помощь, т.е. проводить простейшие неотложные мероприятия для спасения жизни пострадавших. Водители автомобилей и других транспортных средств, как причастные, так и непричастные к дорожно - транспортному происшествию, но находящиеся поблизости, обязаны немедленно остановиться и оказать помощь нуждающимся в ней. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, наказывается по закону.

Последовательность действий при оказании помощи пострадавшим должна быть следующей.

Организация вызова "скорой помощи"

Одного из присутствующих нужно послать к ближайшему телефону с заданием сообщить в лечебное учреждение и отделение милиции о характере и месте дорожно - транспортного происшествия, числе пострадавших.

Дорожно - транспортные происшествия на дорогах часто сопровождаются сложными переломами, черепно-мозговыми травмами, повреждениями позвоночника. У потерпевшего может быть сразу несколько травм. Поэтому выносить его из автомобиля следует очень осторожно. Нельзя дёргать и сгибать ему туловище, руки или ноги, вытягивать их силой. Надо постараться прежде устранить всё, что удерживает пострадавшего.

Если человек потерял сознание и находиться в неестественном положении, выносить его из автомобиля нужно вдвоём или втроём, стараясь не изменять этого положения. С особым вниманием следует отнестись к пострадавшим при подозрении на перелом позвоночника, не перемещать их без крайней необходимости, ибо это может вызвать паралич. Такого человека нужно положить на спину или живот с таким расчётом, чтобы место повреждения не ущемлялось.

Список литературы

1. Захарова А. Е. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях: 2011 Издание: Мир автокниг <#"697160.files/image004.jpg">

Похожие работы на - Дорожно-транспортные происшествия и первая доврачебная медицинская помощь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!