Комплексная работа с текстом

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплексная работа с текстом












Обобщение передового педагогического опыта

учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Турумбет

по теме

"Комплексная работа с текстом"


Мурзабаева Гульнафис Маратовна

Произведения писателей, поэтов, которые мы изучаем на уроках литературы, отражают все то, с чем сталкиваются или придется столкнуться подрастающему поколению в реальной жизни. В связи с этим задачей учителя-словесника становится помочь ученикам постичь смысл прочитанного, правильно его истолковать.

Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая теперь перед современным школьником. Моя собственная практика показывает, что не всегда учащиеся правильно понимают, а иногда и вообще искажают (т. е понимают неправильно) смысл прочитанного.

Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание текста, будь то параграф учебника или художественное произведение. Такой анализ особенно необходим перед литературоведческим разбором на уроках литературы, чтобы избежать произвольной трактовки произведения, близкой читателю (или литературоведу), но далекой часто от замысла автора.

Проблема (и тема самообразования), над которой я работаю-"Комплексная работа с текстом". В основу этой методической системы положен принцип изучения языковых явлений на материале текстов художественных произведений. Этот подход по форме организации называется коммуникативно-деятельностным, а по содержанию обучения - герменевтическим. Герменевтика - это наука, владеющая способами понимания текста.

Герменевтический подход позволяет решать проблему понимания текста. Ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с образцами речи, тем самым становясь полезной и методической науке.

В основу методической системы, которая интегрирует обучение русскому языку и литературе, положен принцип изучения языковых (фонетических, грамматических) явлений на материале текстов программных художественных произведений. Реализация данного принципа требует новых подходов к обучающей ситуации, поэтому появляется и новая организационная форма - урок-коммуникация.

В наших традиционных учебниках большинство упражнений представляет собой группу слов, предложений из различных источников, которые объединяет общие орфограммы, пунктограммы. Но формировать речевую (коммуникативную) компетенцию школьников невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Поэтому-то сторонники этого подхода считают, что дети на уроках должны работать с цельным текстом. В этом направлении работают сейчас такие ученые-филологи, как А.И. Власенков, А.И. Горшков, А.Д. Дейкина, А. Ю, Купалова, С.И. Львова, Т.М. Пахнова. Такие уроки работы с текстом они называют уроками русской словесности. Содержанием уроков комплексной работы с текстом становится анализ языка текста. Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. С одной стороны, в произведении отражается личность его создателя, с другой - это явление объективно представляющее систему языка, на котором оно создано.

Осуществлению взаимосвязи в изучении слова и текста способствует использование на занятиях (в классе и дома) такого вида упражнений, как комплексная работа с текстом. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся.

Целью уроков комплексного анализа текста является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенции, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка. Организация на уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного характера или же чтение произведения с элементами герменевтического анализа помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их языковой компетенции. Именно это принципиальное соображение вызвало к жизни новый тип урока - урок-коммуникацию, позволяющий учителям поддерживать мотивацию к изучению языковых средств. Ведущим методом этого урока является интерпретация текста, а приемами - виды языкового разбора. Интерпретация текста - это высказывание участниками урока коммуникации своих толкований, формулирование того, что стоит за языковыми средствами текста, восстановление авторского замысла.

Интерпретация - толкование слов (морфем), словосочетаний, предложений - как средство понимания настолько вариативна, что, во-первых, порождает естественную речевую среду, без которой невозможно мотивированное обучение языку и речи. Во-вторых, неожиданным образом создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках родного языка.

Методика работы на уроках связана с применением всех видов языкового разбора: фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического. Но это не привычный формальный подход, когда избирается слово (или др. единица языка) и потом оно разбирается в соответствии с памяткой из школьного учебника в отрыве от речевой ситуации. Это функционально-семантический и системно-стилистический подходы, каждый из которых характеризуется необходимостью понять:

·какова роль конкретной (избранной для конкретного урока) языковой единицы для понимания смысла текста и

·что делают ее составные части (части этой единицы: морфемы - для слова; слова и словосочетания - для предложения; предложение и их строение - для текста и т.п.) или что делают категории этих языковых единиц для создания общего содержания произведения.

текст герменевтический учитель словесник

Мой опыт показывает, что работа с комплексным анализом текста позволяет решать множество задач на уроках русского языка. Ученики не только повторяют, обобщают и систематизируют изученное (что, к тому же, важно для успешной подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену), но и углубляют (а в ряде случаев расширяют) знания о системе языка и речи. Успех такой работы во многом зависит от составляемых учителем заданий.

Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий, предлагаемых учителем. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании, "вовлекая…в процесс речевого общения". Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности и связи с содержанием.

Характер лингвистических заданий во многом зависит от характера текста. Если в одном тексте, к примеру, можно широко рассмотреть явления словообразования, лексические средства выразительности речи, то в другом тексте бывает возможность уделить больше внимания пунктуации и стилистике. В большинстве случаев я стараюсь затронуть все разделы русского языка.

Тексты можно раздавать учащимся на листах, достаточно одного на парту, или проецировать на доску, маленький текст или отрывок можно продиктовать ученикам для записи в тетрадь. Очень удобно иметь тексты на листах, потому что их можно использовать в разных классах при изучении пунктуации, словообразования, лексики и других тем и возвратиться к известному тексту для нового наблюдения. Анализ языкового материала может быть коллективным или индивидуальным, представлять форму контроля или закрепления, повторения или обобщения.

Если для учителя важно работать над орфографическими навыками, то текст можно представить со словами с пропущенными буквами. Работа при этом также может быть самой разнообразной.

Вот примерно по какой схеме идет комплексная работа с текстом на уроке.

Сначала ведется беседа по содержанию рассматриваемого текста. Одним из первых будет, конечно, вопрос о том, к какому стилю речи относится данный текст. Ученики обосновывают свой ответ примерами из текста, т.е. доказывают свое мнение.

Один из следующих вопросов: все ли понятно в отрывке, нет ли в нем слов, не встречавшихся до сих пор, малоупотребительных и т.д.? Теперь, когда стали понятными все слова данного отрывка, стоит спросить о том, какое впечатление произвел на учеников этот текст. Следующим очень важным является вопрос об идее, т.е. основной мысли автора. Здесь можно, но необязательно внести некоторые дополнения об авторе текста, сведениях о рассматриваемом тексте.

Дальше, в зависимости от текста и класса, задания можно предложить самые различные. Обычно я строю задания по принципу от общего к частному, от большого к малому. Сначала рассматривается синтаксис текста, затем синтаксис предложений, затем морфология, лексика и так до фонетики. Очень важно, чтобы все виды разбора каким-то образом были связаны с содержанием текста. Мы обращаем внимание на те слова, которые несут на себе смысловую нагрузку, являются важными для понимания смысла, помогают понять авторскую мысль. Но можно разобрать и те слова, которые в в языковом плане представляют интерес. Но предложить найти такие слова надо самим учащимся. Например, я задаю вопрос: какие слова интересны с точки зрения словообразования, морфологии и т.п.? Дети ищут слова особенные, отличающиеся от других слов по образованию, форме, употреблению и т.д. Можно предложить учащимся самим составить задания по фонетике, морфемике, лексике и т.д. здесь возможна работа парами, в группах.

Если нужно рассмотреть какие-то конкретные темы, то текст должен содержать необходимый набор нужных орфограмм, слов, синтаксических конструкций и т.д. Это нужно, например тогда, когда нужно повторить какой-то раздел, тему, а также при выполнении зачета по теме. Желательно, чтобы в тексте при этом рассматриваемое явление проявлялось не в единичном варианте, а хотя бы несколько раз, чтобы его можно было повторить, обобщить, а в некоторых случаях даже углубить изученный материал. При этом попутно повторяется и тот материал, который изучен ранее или в предыдущих классах.

Возможен следующий вариант работы. Например, можно рассмотреть синтаксические конструкции текста. А можно предложить учащимся составить в тетрадях пунктуационный план отрывка. В результате у учащихся представлена вся расстановка знаков препинания в тексте. (1),.2),,.).

После этой работы можно попросить учеников найти трудные с их точки зрения слова. С этими словами проводится орфографический разбор.

Целесообразно провести небольшую дополнительную лексическую работу, найти слова, употребленные в переносном значении, выбрать многозначные слова и т.п.

Если текст содержателен и интересен учителю и ученикам, стоит посвятить ему несколько уроков: можно и закреплять с его помощью орфографические и пунктуационные навыки, и заниматься развитием речи.

План комплексного анализа текста

.Подготовьтесь к выразительному чтению текста

2.Докажите, что данный отрывок является текстом

.Как связаны предложения в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)? Какие средства связи здесь использованы?

.К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?

.Определите стиль текста, воссоздав речевую ситуацию

.Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста

.Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или основную мысль текста?

.Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных учителем слов

.Подберите к выделенным учителем словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов?

.Найдите в тексте многозначные слова. В каких значениях они употреблены?

.Найдите в тексте (если есть) слова в переносном значении и слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., прост., офиц.). какова их роль в тексте?

.Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

.Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному), напишите изложение: подробное, сжатое, или выборочное).

.Произведите на материале текстов разные виды разборов.

.Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Материалов по данной теме сейчас становится все больше и больше. Но не всегда это именно те тексты, которые подходят для данного класса, темы. Учитель должен постоянно быть в поиске. Материалы по данному виду работы иногда публиковались в газете "Русский язык". Но я пришла к выводу, что для того чтобы найти то, что нужно именно мне, надо работать самой. Преподавая русский язык по углубленной программе М. Панова, по которому было мало методических разработок, я сама начала составлять тексты с заданиями. В основном это работа с текстом при повторении разделов. Поэтому некоторые из текстов специально насыщены изученными орфограммами и пунктограммами.

Например, после изучения имени прилагательного учащиеся работают по такому тексту:

Хорошо в зимн_м лесу. Деревья стоят в серебрист_м инее. Все засыпано пушист_ м снегом. Все освещено ярк_м солнечн_м светом. Особенно хороши ели в роскошн_м зимн_м уборе. В морозн_м воздухе звонко отдается кажд_й звук. Зимн_м вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-син_м светом заходящего солнца. Но вот недолг_е зимн_е солнце скрылось. На син_м небе зажглись первые звездочки. Они слабо горят зеленоват_м светом.

Задания и вопросы.

. Озаглавьте текст.

. Выпишите прилагательные с пропущенными буквами вместе с существительными, к которым они относятся. Определите род, число, педеж прилагательного.

. Какие прилагательные обозначают цвет, оттенки цвета.? Разберите их по составу.

. Пятое предложение разберите по членам. Чем различается синтаксическая роль кратких и полных прилагательных?

. Там, где, возможно, подберите к прилагательным антонимы и синонимы.

Пока ученик не научится анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет инструментов для создания собственных речевых произведений. Часть моих текстов решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. После проделанной на уроке работы в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать продолжение и конец текста. То есть ученики работают над созданием текстов, адекватных заданной речевой ситуации.

Например, после изучения темы "Морфология" в 5 классе учащиеся работают с таким текстом:

Как хорошо (в) нач_ле лета за гор_дом! Я пр_хожу сюда поч (?) ти каждую н_делю. Здесь, в лесу, у рек_, такая пр_хлада и свеж_й воздух! Пр_красны м_л_дые д_ревья и кустарники с нежными зелеными лис (?) т_ками!. А вот мал_нький бел_нький цветоч_к, он так чуд_сно пахн_т.

Особенно я люблю смотреть, сидя на б_р_гу или на дощ_том мо (?) т_ке, как беж_т река. Пр_ятно наблюдать, как струит (?) ся река. Пр_ятно наблюдать, как струит (?) ся вода, как веет_р колыш_т пр_брежные камыш_вые зар_сли. Если пр_смотрет (?) ся, то можно увидеть, как у самого Бере_га плавают крошеч (?) ные ры_ки. Они такие пр_забавные. А как красивы разноцветные камешки и с_р_бристые ракушки на дне рек_!. Как-то я с_брала самые красивые, самые необыч (?) ные, пр_несла домой и пр_клеив на картонку, _делала панно. Оно и сейч_с укр_шает мою комнату, н_пом_ная об этой рек_.

Мои н_блюдения и ра_мышления пр_рывают г_л_са, крики, шум. Вскоре я вижу небольшую к_мпанию. Наверное, они пр_ехали о_дохнуть.

Мне ч_сто встреч_ют (?) ся сл_ды такого о_дыха на пр_роде. Вот и эти люди скорее всего оставят после себя бума_ки, банки и прочий мусор. Лес, река, поле не умеют говорить. А если бы умели, то, вероятно, бы сказали: …

Задания. Определите тему, основную мысль, тип речи.

Выпишите слова с пропущенной буквой. Устно объясните правописание этих слов.

Выделите основу в словах: здесь, воздух, дощатом, встречаются, панн.

Каково значение следующих морфем:

) Окончания - е в слове (на) мостике? Есть ли другие значения у этого окончания?

) Приставки пре в слове презабавный? Есть ли другие значения у этой приставки?

) Суффикса - еньк-? Какие еще суффиксы с таким значением вы знаете?

. Разберите по составу слова: прибрежные, размышления, прерывают, показалось, чудесно, прохлада, приятно.

. Как называются слова наверное, вероятно?. Что они выражают?

. Выделите грамматические основы в предложении. Приятно наблюдать. Оставьте его схему.

. Напишите сочинение - продолжение данного текста.

Развитие творческих способностей учащихся при комплексной работе с текстом возможно и при таком способе работы, когда учащимся предлагается придумать самим задания к тексту. Также я задаю, например, такие задания: какие слова интересны в фонетическом отношении; какие слова вы бы предложили для морфемного, словообразовательного и т.д. разборов. У детей развивается языковое чутье, наблюдательность, внимание.

Считаю очень целесообразным использование текстов при зачете. Учащийся, работающий по тексту, а не по отдельным предложениям или словам, я думаю более сосредоточен при выполнении работы. Перед ним живой текст, и он имеет возможность видеть явления языка, использование их на практике. Иначе говоря, при выполнении заданий к тексту он не просто механически воспроизводит полученные знания, он видит, как это реализуется на практике, в живой речи.

Мною разработаны тематические зачеты на основе комплексной работы с текстом. Их особенность еще и в том, что часть этих текстов была взята мной из учебника "История России. 9 - 17 вв. под ред Черниковой Т.В. Они посвящены русской культуре этого периода. В данном случае текст имеет еще и информативную ценность.

Вот так выглядит тематический зачет "Имя числительное"

К XIV-XI вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском Кремле. В 1436 г. появились часы на башне Часозвони в Новгороде.

Русские мастера лили медные и бронзовые пушки, железные орудия. Например, Андрей чохов с 1568 по 1632 г. изготовил множество пушек калибром от 92 до 470 мм, длиной до 6 м., весом от 1,2 до 7,2 т. В 1586 г. он отлил Царь-пушку для кремля. ее длина - 5,34 м, калибр - 890 мм, масса ствола - 40 т. правда, эта пушка ни разу не стреляла. С 1590 г. стали делать пушки на лафетах, что увеличило их подвижность.

Задания

. Выпишите из текста по 2 числительных:

а) количественных,

б) порядковых.

. Какие разряды количественных числительных есть в этом тексте? Выпишите по два примера.

. выполните морфологический разбор одного числительного (на выбор).

. Напишите все числительные словами.

Работая на уроке с текстом, считаю, что не должны оставаться в стороне стихотворные тексты, которые особенно бываю трудны для понимания. В связи с этим я разработала "Тренировочный материал по анализу стихотворений". Здесь больше внимания уделено пониманию идеи поэтического произведения и изобразительно-художественным средствам языка. Первая часть заданий представляет собой литературоведческие вопросы, вторая - лингвистические.

Вот работа по одному из стихотворений:

Старая яблоня

Вся в снегу, кудрявом, благовонном, 1

Вся-то ты гудишь блаженным звоном 2

Пчел и ос, завистливых и злых… 3

Старишься, подруга дорогая? 4

Не беда. Вот будет ли такая 5

Молодая старость у других? 6

I.

. Заголовок стихотворений отражает:

а) тему б) идею

. Укажите номера строк, в которых есть следующие изобразительно-художественные средства

А. Эпитет

Б. Метафора

В. Риторический вопрос

Г. Олицетворение

Д. Оксюморон

Е. Аллитерация

(А - 1 (2,3); Б - 1; В - 4; Г-4; Д - 6; Е - 3)

. Какое предложение выражает идею стихотворения?

-е, 2-е, 3-е, 4-е.

. Основной прием стихотворения:

а) антитеза;

б) олицетворение;

в) аллегория

II.

. Найдите односоставные предложения, укажите их тип

. Найдите анафору. Каким членом предложения является это слово в первом и во втором случае?

. Найдите в тексте обособленные определения и объясните условия обособления.

. Найдите в стихотворении существительные, прилагательные и глаголы, соответствующие схеме

В настоящее время продолжаю работу в этом направлении.

Я разработала работу с текстом, которая предполагает комплексный анализ его в классе, а затем выполнение тестов по этому же тесту, который носит проверочный или контролирующий характер. Считаю особенно приемлемым такой вид работы в национальных школах, где русский язык - неродной, или же в слабых классах. Учащихся стимулирует то, что по этому же тексту они будут выполнять проверочную работу и потому стараются работать при анализе текста и слушать внимательно ответы одноклассников. Задания не повторяются, но могут быть изложены иначе. Например, после изучения темы "Морфемика и словообразование" учащиеся выполняют такую работу:

Глухарь

В глуши старого леса тишина. Ни малейшего шороха. Будто никого нет в живых.

И вдруг…раздался щелчок. Словно веточка где-то надломилась. Еще раз, еще…

Нет, не веточка тот звук издала, а лесной петух. Черный, бородатый, краснобровый глухарь.

Вот он хвост приподнял, развернул его веером, оттопырил крылья, вытянул шею, по толстой ветке прошелся, возвратился, снова прошелся. Ходит да пощелкивает. Глухарок на поляну сзывает.

Он не только щелкать, но и скрипеть может. Пощелкает, пощелкает и … скрип, скрип. Словно на хрупкий снег наступил.

Тот скрип охотники "скирканьем" называют. С нетерпением ждут его во время весенней охоты, затаившись ночью в кустах.

Глухарь - чуткая птица, любой шумок услышит, а во время скирканья глохнет. Того и надо охотникам. Птица - скирк, а охотники - скок, скок. Ближе к птице прыгают. На расстоянии выстрела к ней приближаются.

И как не жалко убивать такую птицу-красавицу!

Глухарь - самая крупная птица наших лесов, но мало сохраненная. С каждым годом число ее уменьшается. И понятно, почему…И человек на нее охотится, и всякое зверье. Зимой росомаха везде ее ищет, даже в снегу, а летом лиса норовит схватить птицу, особенно когда линяет она и не может взлететь

Уберечь надо глухаря! И, конечно, глухарок с глухарятами!

Задания

.Какова основная мысль текста? Что вам известно о глухарях?

2.Каково значение многоточий в тексте?

.Найдите односоставные и неполные предложения, у односоставных определите тип. Объясните их употребление автором.

.Найдите грамматические основы в предложениях 1 абзаца. Что между ними общего?

.Найдите основы в первых 3 предложениях 6 абзаца. Чем выражены сказуемые в них?

.Найдите слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости и по глухости. Как вы объясните правописание этих слов?

.Что общего между подчеркнутыми словами? Расскажите правило, используя эти слова в качестве примеров.

.Найдите слова разных частей речи суффиксального способа образования.

.Найдите в тексте слова, в которых суффиксы формообразующие.

.Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом разберите их по составу. Дополните ряд своими примерами.

.Какие слова в тексте образованы бессуффиксным способом? Выпишите эти слова и выполните их словообразовательный разбор.

.для одного из слов в тексте составьте словообразовательную цепочку.

.Найдите в тексте однокоренные слова и запишите их в виде словообразовательного гнезда, показав исходное слово, включив свои примеры.

.Какие слова в тексте образованы путем сложения? Чем отличается их образование? Приведите другие примеры слов, образованных путем сложения.

.Найдите в тексте слова такого же словообразовательного типа, что и слово щелчок.

Тест

.Какой абзац выражает основную мысль текста?

2.Приведите соответствия

1. Пощелкивает

. Зверье

. Взлететь

. Тишина

. Щелчок

А. Суффиксальный

Б. Приставочный

В. Бессуффиксный

. Укажите среди данных слов те, которые образованы бессуффиксным способом.

. Скрип.2. Выстрел 3. Шорох 4. Щелчок 5. Звук

. Одинаков ли словообразовательный тип в словах

. Уберечь - услышать - убивать

. Скирк - скок - скрип

А. Да Б. Нет

. Одинаково ли значение суффиксов в следующих словах:

. Приподнял - приближаются А. Да

. Сохраненная - схватить Б. Нет

Есть еще один вид работы с текстом, который я начала применять в этом учебном году. На уроках часто мы вместе с детьми выполняем такой вид работы, как сочинение по картине. Я соединила комплексную работу с сочинением по картине. Известно, что многим учащимся бывает трудно описать картину. Текст, который я даю для анализа, представляет собой описание картины, но описание это выполнено искусствоведом, знатоком живописи, но в то же время предназначено для школьников. Текст, с одной стороны учит описывать картину, с другой стороны, помогает понять основную ее мысль. После беседы по картине и выполнения заданий учащимся предлагается творческое задание: по-своему описать картину или передать впечатления от картины. Например, так построена работа по картине Н.Я. Ярошенко. "Всюду жизнь"

На полотне изображен остановившийся на полустанке вагон с узниками. Перед нами проходит вереница лиц с разными характерами, с несхожей судьбой. Но все эти люди показаны художником с истинной человеческой симпатией, наделены нежной и благородной душой, добрым сердцем, способными на искренние, теплые чувства.

В центре группы ребенок. Русоволосый бледный малыш мнет в своих мягких ладошках крошки хлеба и сыплет их на платформу, куда слетаются голуби. С ним рядом мать, немолодая женщина со скорбным лицом. Взгляд ее печален и суров, но сколько нежности в ее руках, поддерживающих ребенка. Их окружают трое мужчин. Они уже немолодые люди. Лица их изборождены морщинами, а в усах и бородах прячется мягкая, нежная улыбка. В глубине вагона виден еще один мужчина, прильнувший к противоположному окну. Все представленные за этим решетчатым окном - простые крестьяне, бедные труженики, своими могучими и загрубевшими руками взращивающие хлеб, строящие дороги, тянущие баржи. Но сейчас они узники, лишенные свободы, заключенные, наказанные правительством, ссыльные, изгнанные обществом, обреченные на каторгу. Каким диссонансом кажутся все эти слова: "заключенный", "каторжник" - рядом с образами этих простых, скромных людей, подавленных, печальных и все же добродушных, чутких, сердечных даже в неволе.

Ярошенко как бы стремится сказать, что каждый человек прекрасен по своей природе, что надо только уметь это видеть и выявлять, пробуждать в людях благородные чувства. Косвенно в картине как бы читается укор обществу, которое сделало этих людей изгнанниками, преступниками и держит их в заточении.

Беседа по картине

Что изображено на картине?

Что вас поразило в этой картине?

Похожи ли эти люди на преступников? Какими изображает их Ярошенко? Какими людьми в реальности вы их себе представляете? Ваши чувства к ним? Почему именно птиц кормит ребенок? (Почему автор не изображает, к примеру, собаку)? Что хочет сказать этим автор? Как вы думаете, какова основная мысль этой картины.

Задания

. Прочитаем текст. Прочитайте те предложения, которые подтверждают ваши мысли по этой картине. Назовите средства связи предложений в этом тексте.

. Как вы объясните название картины "Всюду жизнь"?

. Какими эпитетами описывает автор героев картины? Есть ли среди них синонимы? Антонимы? Сколько вы найдете синонимов к слову узник? Чем различаются эти слова?

. Найдите в тексте слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.

. Какую художественную роль играют синонимы и причастные обороты в выделенном курсивом предложении?

. Объясните значение слов вереница, диссонанс.

. Чем отличаются причастия в выделенном предложении и предыдущем по отношению к нему? Какие из них имеют одинаковую словообразовательную модель?

. Какова роль однородных членов предложения и однородных синтаксических конструкций? Составьте графическую схему для одного из рядов однородных членов.

. Напишите сочинение - свое описание картины или впечатления от картины.

Все очевиднее, что использование текста на уроках русского языка открывает богатейшие возможности для умственного, нравственного, эстетического развития учеников. Конечно, для знакомства с новым орфографическим или пунктуационным правилом и первоначальной отработки навыка удобны отдельные предложения, а то и словосочетания и слова. Но потом настает время закрепления, повторения, и тут очень полезен текст, которые не только содержит нужные орфограммы и пунктограммы, но и дает другую пищу для ума.

Комплексная работа с текстом, конечно, не панацея, но использование этого вида работы помогает решать многие проблемы в преподавании как русского языка, так и литературы. В частности, нужно отметить то, что мы на уроках русского языка должны изучать язык. А часто выходит, что обычно в классе звучат разные - бер-/-бир-, "оловянный, стеклянный, деревянный", но живой стихии языка нет. А текст - это единица речи языка, и его изучение - это и есть изучение настоящего, "живого" русского языка.

Языковой разбор текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку. Анализ текста предполагает не только опору на знания, но прежде всего - на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

На уроках комплексной работы с текстом идет развитие аналитических способностей учащихся, развитие логического мышления, расширение кругозора, стимулирование читательских интересов, повышение мотивации учения, развитие внимания и фантазии, повторение основных орфографических и пунктуационных правил.

Не менее важным является то, что при работе с текстом кроме всего вышесказанного, идет непрерывное интеллектуальное общее развитие школьников.

Похожие работы на - Комплексная работа с текстом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!