Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    605,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

Введение

Целью моей курсовой работы является обширное рассмотрение использования актуальной, доступной в работе и распространенной во всём мире программы для работы с презентациями, получившей название « Power Point» (1984г.).

Как известно, мы живём в веке особых высоких современно- информационных технологий, и не мыслим свою жизнь без компьютера, внедрённого уже и в практику учебно-воспитательного процесса. Компьютер на сегодняшний день является неотъемлемой частью данного процесса. Современный школьник живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в этой среде, который должен стать правильным координатором потока поступающей к ребёнку информации. Следовательно, учителю, идущему в ногу со временем, необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Следует, по-видимому, согласиться с рядом исследователей, полагающих, что эпоха современных технологий под названием «компьютеризация» напрямую связана со стремительно ворвавшимися в нашу жизнь информационно-образовательными технологиями. Применение информационных технологий - эффективный метод в развитии познавательных процессов детей начальной школы. Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным. В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.

Думаю, последующая характеристика и оценка такого обучения будет не только эффектной, но и эффективной, благодаря программе для презентаций « Power Point». Это в большей степени, объясняется рядом тех объективных причин, которые привели к необходимости осуществления этой практики. Ее цель и методы реализации олицетворяют новую эру в реализации эффективного образовательного процесса начального звена любого общеобразовательного учреждения нового поколения. Применение ярких, запоминающихся слайдов любой презентации, созданной в этой программе соответствует важнейшему дидактическому принципу наглядности, а как известно на практике, это воздействует на зрение и слух, формирует целостное представление образа или понятия, что в свою очередь, способствует прочному усвоению любого, пусть даже сложного материала.

Сегодня я выбрала курсовую работу на тему: «Использование программы « Power Point» при создании учебных презентаций для начальной школы». Уверенна, что её актуальность не утрачена, а только начинает набирать обороты.

Актуальность состоит в следующем: в настоящее время очень быстро развиваются информационные технологии и процесс обучения без них просто не возможен.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Задачи исследования: изучить методические, психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий на программе «Power Point» в процессе обучения ребят начальной школы.

Для решения данной цели, я ставлю следующие задачи:

. рассказать об истории программы MS «Power Point» от начала её создания и до сегодняшних дней, определяя все её плюсы и минусы;

. затронуть цели, виды и задачи презентаций, раскрыть их эффективность;

. показать основные направления работы ИКТ деятельности младших школьников при использовании программы «Power Point» .

Глава 1. Использование презентации как вид технических средств обучения в учебной презентации

.1.Виды и задачи презентаций

Все мы хотим предстать перед окружающими в выгодном свете. Как же подчеркнуть достоинства, умело скрыть недостатки и рассказать о себе, о предмете, максимально полно и красиво? Как сделать этот рассказ не однообразным перечислением навязших на зубах достоинств и преимуществ, как избежать мучительной скуки в глазах слушателей? Этот вопрос волнует практически всех, но особенно актуально он встает в образовательной среде.

Одно из перспективных направлений деятельности на сегодняшний день - разработка презентаций, благодаря которым входит в привычку ценить свое время, плодотворно работать и украшать свою жизнь творчеством. Если педагогу или ученику нужен эффективный инструмент, красивая и информативная подача идей и планов, если они готовы сделать выбор в пользу нестандартных решений - программа MS «Power Point», несомненно, поможет им в этом!

А сейчас я постараюсь, рассказать немного о презентации.

Что такое презентация, какие цели и задачи она преследует, какие бывают виды презентации и чем этот способ подачи информации может быть интересен именно в образовательной сфере, где главными звеньями этой системы являются ученик и учитель.

Презентация это практически уникальный способ подачи информации. Презентация представляет собой программный продукт, в котором представлено сочетание слайдов, анимации, текстов, фотографий, рисунков, музыки, видео и трехмерной графики. На самом деле этих компонентов может намного меньше или больше, главное, что все они направлены на то, чтобы сделать поданную информацию максимально интересной, эффективной и впечатляющей. Основное отличие презентаций - это их информационная насыщенность, они эффективно совмещают в себе достоинства буклетов, видеороликов и аудиообъявлений. Вот почему услуга создание презентации всегда востребована, а образовательные презентации в программе «Power Point», презентации открытых уроков буквально наводнили собой образовательное пространство начальной школы.

Презентации в программе «Power Point» могут гарантировать ученикам небанальный дизайн, яркие графические решения, умелую работу с анимацией, грамотные и интересные тексты.

Почему стоит работать именно с программой «Power Point»?

Думаю, дело в том, что она доступна в обращении, многофункциональна, увлекательна и очень эффективна.

Цели презентаций в программе «Power Point» для начальной школы:

формирование творческих способностей, логического и образного мышления, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и личного роста.

предоставление фундаментального образования, получив которое, обучающийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

повышение результативности профессиональной деятельности за счет реализации графических возможностей современных ЭВМ.

вызвать интерес к компьютерной графике, освоение техники подготовки эффективной презентации

формирование потребности в умении работать на компьютере с графической информацией

Из выше поставленных целей вытекает ряд следующих задач:

Иметь представление о деловой презентационной графике, информационных средах и графических пакетах.

освоение нового метода обучения с ориентацией на его использование в будущем;

расширение круга задач и повышение уровня профессионализма при их решении на компьютере;

стимулирование на самостоятельный поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

самостоятельное приобретение новых знаний и навыков для создания демонстрационного материала на компьютере;

развитие личной ответственности за выполняемую работу и повышение профессиональной компетенции;

Познакомить с правилами оформления текстовых документов (ГОСТ);

научиться представлять информацию в виде графиков, диаграмм и гистограмм;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

сформировать логические связи с другими предметами.

Существуют следующие виды презентаций

Презентации со сценариями (ориентированы на поддержку доклада для большой аудитории).

Интерактивные презентации, выполняющиеся под управлением пользователя.

Непрерывно выполняющиеся презентации.

Презентации могут преследовать различные цели. В соответствии с этим можно выделить следующие виды презентаций:

Торговые и маркетинговые презентации (позволяют за короткое время представить товар и заключить сделку, предоставить основные сведения о компании).

Обучающие презентации.

Сопровождение научных докладов.

.2.Почему презентации эффективны

В настоящее время бурное развитие компьютерных технологий охватило практически все сферы человеческой жизни. Сегодня для успешного выступления уже недостаточно просто рассказать о своей идее.

Учащиеся непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи, просмотреть видеоклип, который превратит двухмерный чертеж в трехмерный объект, прослушать видеоролик музыкальной группы, о котором ведётся речь. Поэтому в наше время уже трудно представить демонстрацию чего-либо или обучение без использования презентации. И это неслучайно, ведь известно, что человек способен усваивать примерно 10-70% услышанного материала, 20-72% того, что увидел, и 65-85% одновременно увиденного и услышанного.

Презентации стали незаменимы в разных сферах деятельности людей: дизайне, маркетинге, педагогике, экономике, инженерии.

Использование презентации - это в определенной мере залог успеха, так как перед всеми участниками в нашем случаи, образовательного процесса, открываются новые пути в развитии мышления, творческих способностей, предоставляются новые возможности для обучения и творческого роста.

Презентация помогает во многих жизненных ситуациях, например, при проведении уроков в школе.

Включённая в состав офисного пакета Microsoft Office, программа Microsoft Office PowerPoint является простым в освоении и очень мощным инструментом создания привлекательных презентаций, отвечающих любым требованиям. С помощью презентации PowerPoint каждый при желании может организовать эффективное сопровождение своего выступления. А поскольку выступать приходится всем, то, определённо, есть смысл потратить немного времени на освоение этой программы.

Эффективные формы проведения презентации PowerPoint могут быть очень разнообразны: выступление, доклад, демонстрация кинофильма или фотографий, выставка или даже театрализованное представление.

Эффективная презентация, может быть, простой, схематичной, она может содержать графики и схемы, множество иллюстраций, изобиловать спецэффектами. Все зависит от того, насколько развита фантазия и умение у её создателя и как эффектно и эффективно он хочет преподать ту или иную информацию. Грамотный, идущий в ногу со временем, как педагог, так и учитель, каждый раз, берясь за создание новой презентации, будет открывать всё новые и новые возможности программы Microsoft Office PowerPoint. Соответственно, от желания и освоения будет, зависит эффект!

1.3 «Power Point» -средство для создания презентаций

Немного об истории создания и развития программы MS PowerPoint.

Power-Point - это графическая программа Microsoft Office для работы спрезентациями Презентация состоит из слайдов, на каждом из которых при помощи программы PowerPoint можно размешать текст, изображения, звук и видео. Презентации могут управляться как докладчиком, так и автоматически программой, согласно заданному сценарию.

Идея PowerPoint появилась у Боба Гаскпнса (Bob Gaskins). студента университета Беркли, который решит, что наступает век графических интерактивных материалов. В 1984 году Гаскинс нанял разработчика Денниса Остина (Dennis Austin). Боб и Деннис объедините усилия и создали программу Presenter. Позже Боб решил сменить имя программы на PowerPoint, которое и стало названием конечного продукта. Первая программа PowerPoint 1.0 для Apple Macintosh была черно-белой. Вскоре появились цветные Macintosh и новая версия PowerPoint не заставила себя ждать. В 1990 году вышла версия для Windows. С 1990 года PowerPoint стал стандартом в наборе программ Microsoft Office. В 2002 году вышла версия PowerPoint, которая не только была включена в пакет Microsoft Office XP, но также распространялась как отдельный продукт. В нем появились такие функции, как сравнение и смешение изменений в презентации, возможность задавать путл анимации для индивидуальных форм, создание пирамидальных, радиальных и целевых диаграмм, а также кругов Эйлера, панель задач для просмотра н выбора объектов буфера обмена, защита презентации паролем, автоматическая генерация фотоальбома, а также «умные теги» для быстрого выбора формата текста, скопированного в презентацию.PowerPoint 2003 не сильно отличается от предшественника. Он увеличивает эффективность работы в группе и теперь имеет возможность создания «Пакета для CD», который легко позволяет скопировать презентацию с мультимедийным содержанием и просмотрщик на компакт диск. Текущая версия PowerPoint 2007 привносит основные изменения в интерфейс программы и увеличивает графические возможности.

Поскольку PowerPoint является частью Microsoft Office, она стала наиболее распространенной во всем мире программой для создания презентации. Файлы презентаций PowerPoint часто пересылаются пользователями программы на другие компьютеры, что означает необходимую совместимость с ними программ конкурентов. Однако, поскольку PowerPoint имеет возможность подключения элементов других приложений через OLE. некоторые презентации становятся сильно привязанными к платформе Windows, что делает невозможным открытие данных файлов, например, в версии для Mac OS. Это привело к переходу на открытые стандарты, такие как PDF и OASIS Optn Document.

Прежде, чем говорить о создании презентаций вообще, и о разработке презентаций PowerPoint в частности, зададим себе философский вопрос «а что есть презентация?». В состав пакета Microsoft Office входят программы Microsoft Office и PowerPoint. Файлы с текстом в Word-е называются документами, а документы в PowerPoint мы называем презентациями. То есть, разработка презентаций есть не что иное, как создание файла с помощью программы PowerPoint для дальнейшего представления информации, внесенной в данный файл. Подобно тому, как документы состоят из отдельных, но связанных между собой страниц, так и презентация состоит из отдельных, но связанных между собой слайдов. При создании презентаций Power Point слайды можно менять местами, удалять, добавлять новые, менять их содержание. Информация, содержащаяся в презентации, должна быть подана в убедительной, наглядной илаконичной форме. Для этих целей задействуется технический арсенал PowerPoint: графика, звуковая и видео информация, а также возможности текстовой обработки. Как же происходит процесс разработки презентаций PowerPoint? Обычно разработка презентаций PowerPoint, происходит, условно говоря, 3 объёмных этапа: предпроектную подготовку, собственно технический этап и поддержку презентации.

Самым сложным заданием разработки презентаций PowerPoint является изготовление слайдов, поскольку именно они несут основную информативную и эмоциональную нагрузку. И от качества выполненной работы во многом зависит успех презентации и достижение намеченных целей. Чтобы информация запоминалась, опытные создатели презентаций всегда придерживаются правила: один слайд - одна мысль, которая подается, как тезис, несколько доказательств в его пользу и резюме. А если это подкреплено красочным, эффектным, запоминающимся видео фрагментом, то, будьте уверены, эта мысль останется в умах аудитории.

Программа PowerPoint обладает большими возможностями для размещения объектов на слайде. Поскольку слайд представляет собой многослойную структуру, на каждом слое которого размещается конкретный объект, то, перемещаясь по слоям, можно высвечивать даже тот объект, который был закрыт находящимся на переднем плане. Создание презентаций PowerPoint предполагает компиляцию изображений для формирования нового изображения, добавление эффекта тени, перекрашивание изображений, преобразования подобия, вращения, симметрии, параллельного переноса, масштабирование - в общем, множество процедур, связанных с графическими изображениями.

Что же касается текста, то его создание и последующие изменения соответствуют возможностям программы WORD. Конец технической разработки презентаций PowerPoint венчает «шлифовка» - редактирование и оформление слайдов, добавление мультимедийных эффектов, настройка интерактивности, «генеральная прогонка» для проверки работоспособности презентации на мониторе компьютера, Web-странице в Internet, на проекционном экране, на стандартных 35-миллиметровых слайдах, на проекционном экране.Для удобства пользователей готовая презентация сопровождается планом содержания, в котором на титульном листе указывается название презентации, автор и его контактная информация. В разделе «Содержание» описывается план презентации, разделы или вопросы, рассматриваемые на ней. Далее идут заголовки и краткая информация разделов. Затем, резюме, в котором лаконично изложены выводы. Благодарность автора с еще раз его контактной информацией. Обычно не указываемый, но важнейший этап - получение заслуженного достойного вознаграждения за работу над созданием презентаций PowerPoint. Поддержка презентаций предполагает внесение корректировок в информацию, присутствующую в презентации, а также изменения мультимедийных эффектов. Итак, создание презентаций PowerPoint позволяет удовлетворить все разумные требования заказчиков. Презентация проста в применении, мобильна и многовариантна в использовании.( см приложение№1)

презентация школьник интеллектуальный информационный

Глава 2. Информационно- коммуникативные технологии в начальной школе

.1 Информационные технологии на уроках

В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

Применение информационных технологий в процессе обучения школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся . Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.

Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.В некоторых средних общеобразовательных школах уже сегодня создаются свои сайты, это становится для школы важным и престижным делом.

Образовательные учреждения, энергично внедряющие новые информационные технологии, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей. Термин «информация» (от латинского information - разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни. Информационная технология - это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Развитие информационных образовательных технологий позволяет работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами, людям, находящимся далеко друг от друга. Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.

Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению выделяют следующие :

компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

распределенные базы данных по отраслям знаний;

средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д;

электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Компьютер и информатика как компонент системы образовательно-педагогического управления. Это направление информатизации связано с процессом принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности -от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях. Для принятия оптимальных управленческих решений необходима самая разнообразная информация как фонового характера о тенденциях развития внешней социально-экономической и социокультурной среды, так и собственно образовательного характера.

Информационные образовательные технологии действительно являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных - обучающей, воспитательной и развивающей -функциях. Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения [5].

В сфере образования применяются базовые информационные технологии: технологии работы в текстовых редакторах; графические; технологии числовых расчетов, технологии хранения, поиска и сортировки данных, сетевые информационные технологии, технологии мультимедиа.

При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Грамотное применение информационных технологий в учебном процессе школы будет способствовать развитию у учеников теоретического мышления, содействовать подлинной интеграции процесса образования в нашей стране и наиболее развитых западных странах, где подобные системы применяются уже давно. Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс, использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения в школе будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

.2 Эффективные презентации в учебном процессе

Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники. Необходимо создание в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смог применить (или получить) компьютерные знания для своей педагогической деятельности.

Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.

Основной проблемой в использовании компьютерных программ для учителя является неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудность их адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам. Преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint .

Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении других людей: сообщить информацию, развлечь, научить; создать мотивацию.

Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты.

Развлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.

Научить - означает связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.

Создать мотивацию - значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все. Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей, можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяют искать и отбирать данные, существенные для презентации. Исходя из цели проведения презентации, выделяют следующие типы презентаций: проведение обучения,предоставление информации, убеждение слушателей, решение проблемы, принятие решения, отчет. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний. Обучение - это естественный процесс, происходящий в реальном времени и имеющий структуру[1]. Структура процесса обучения определяется взаимодействием когнитивных карт и референтного опыта, который придает этим картам практический смысл. Суть процессов обучения и преподавания заключается в обогащении когнитивных карт конкретной концепции, идеи или задачи и связывании этих карт с референтным опытом, чтобы повысить поведенческую компетентность и гибкость, связанные с достижением цели и ответом на ограничения, накладываемые окружением. Осознанная компетентность является результатом наличия когнитивных карт конкретной идеи, концепции или задачи. Неосознанная компетентность является результатом большого объема референтного опыта, связанного с данной идеей, концепцией или задачей. Существует как естественный, так и рациональный цикл процесса обучения. Естественное обучение связано с развитием неосознанной компетентности. Рациональное обучение связано с развитием осознанной компетентности.

К методам мотивации и стимулирования учащихся помимо познавательно-эмоциональных презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества). Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: образовательный аспект:восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект:

развитие познавательного интереса у учащихся,

умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

воспитание научного мировоззрения;

воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;

воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях в средней школе предполагает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

усиление мотивации обучения;

улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовой деятельности в современном обществе;

повышение уровня подготовки учащихся и учителей в области современных информационных технологий;

демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).

.3.Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника при использовании программы «Power Point»

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амон

Вышеуказанный подпункт, по моему мнению, является актуальным, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально-информированной развитой личности.

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально-информационно развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-информационной, творческой личности.

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой бьются теоретики и практики.

Достаточно полистать несколько журналов "Начальная школа", чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приемах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения.

В реализации идеи развивающего обучения достаточно сложной и трудной является организация урока таким образом, чтобы все три сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность сознательна и коммуникативна, общение - деятельно и сознательно.

Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:

создать положительную мотивацию на уроке

развить смысловую догадку

сформировать навыки смыслового развертывания и свертывания учебной информации

активизировать лексический опыт ученика и обогатить словарный запас

способствовать оптимальной организации внимания

вооружить рациональными способами запоминания

выработать необходимый темпоритм восприятия информации

увеличить скорость чтения

развить ассоциативность в освоении информационного пространства содержания урока

приучить к самооценке процесса и результата собственной деятельности не уроке в сравнении с другими учениками, формируя навыки адекватной самооценки

активизировать рефлексивные способности ученика и способствовать развитию навыков рефлексии учебной деятельности в целом осуществлять нравственное, эстетическое и другое воспитание через восприятие и понимание содержания текста, его анализ и оценку.

Практически на каждом уроке возможно решение этих задач. Конкретные задачи составляются в зависимости от целей урока и его информационной базы. Основное значение имеет не набор упражнений, а их логическое сочетание и последовательность, в которых заключен психолого-педагогический смысл интеллектуально-информационного развития личности. Виды упражнений и их последовательность, как правило, меняются.

Заключение

Таким образом, подводя итоги курсовой работы, мы познакомились с многообразием возможностей программы PowerPoint, предназначенной для создания презентации. Добавляя графику, рисунки, таблицы и другие, красочно оформленные специальные эффекты, слайдовые демонстрации не клонят ко сну, а превращаются в мощный инструмент подачи информации или идей в образовательном пространстве начальной школы. И превращают даже пассивного слушателя в активного участника презентации.

Эта программа позволяет получать потрясающие результаты, и в то же время ее легко использовать, поскольку именно она выполняет вместо нас огромный объем работы. Что сокращает ценность нашего времени.

Применение информационных технологий - эффективный метод в развитии познавательных процессов.

Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

Итак, применение компьютерной техники в начальной школе развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.

Таким образом, опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

интеграция гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала ярким и убедительным;

сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание на особо значимых (важных) моментах учебного материала;

установка учебного материала (лекций, интерактивных справочных материалов и т. п.) в виде презентационных программ в компьютерных классах позволяет использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;

В заключение хочется добавить несколько советов по созданию и использованию презентаций в учебных целях, которые я извлекла из своей курсовой.

Вот они:

Ваши слайды должны быть просты, а произносимая речь понятна, как в документальном кино. Ученики должны понимать Ваш рассказ и делать какие-то заметки, если что-то оказалось для них особенно важным.

Обратите внимание на титульный лист, заголовок презентации. Ученики должны сразу понять, о чем пойдет речь.

Если Вам понадобиться, можно создать содержание для презентации, как у книги, и всякий раз возвращаться к нему, тем самым давая понять ученикам, на какой стадии Вы сейчас находитесь.

4. Используйте простой фон для слайдов. Обычный градиент - самое лучший выбор.

5. Упрощайте слайды. Остерегайтесь таблиц и многоуровневых списков.

6. Если Вы хотите обратить внимание на себя или хотите чтобы ученики сконцентрировались на Вашей речи, создайте слайд с одной надписью, ключевой и большим шрифтом. Фокус сразу перейдет к Вам.

7. Заканчивайте презентацию, резюмируя все то, о чем говорили ранее.

Список используемой литературы

1.Дьяконов В. Мультимедиа-ПК. // Домашний Компьютер, 199. С. 33-38

.Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 999. С. 21

.Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ- Санкт-Петербург, 2000.

.Сахарусова Т.А. «Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса» 2008г.

.Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.

.Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].- (#"justify">.Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.

.Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- №1

.Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

.Зарецкий А.В., Труханов., Зарецкая М.О. Энциклопедия профессора Фортрана: Для детей мл. шк. возраста. - М.:Просвещение, 1991.

.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.:Просвещение: Владос, 1994.

.Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.

. Хэлворсон М., Янг М Эффективная работа с Ms Office 2000 СПб.: Питер, 2000.

Приложение №1

Пошаговая инструкция -как сделать презентацию в Power Point

Шаг 1. Продумать всё до мелочей!

Нельзя забывать, что презентация - это сопровождение доклада или выступления, а ни в коем случае не его замена. Поэтому сначала необходимо разработать концепцию выступления, а затем уже браться за составление презентации. Для этого постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

Какова цель используемой презентации?

Каковы особенности слушателей?

Какова продолжительность презентации и планируемое содержание?

Шаг 2. И так, начинаем!

Создание презентаций в PowerPoint начинается с традиционного запуска программы. Затем с помощью функции «Создать слайд», расположенной в правом верхнем углу панели навигации, выбирается макет слайда. Выбранный макет можно применить не только для всей презентации, но и подобрать для каждого слайда в отдельности.

Самое первое окно программы Microsoft PowerPoint 2010

Полезный совет:

Не размещайте на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию.

Шаг 3. Всё по шаблону!

Для новых презентаций PowerPoint по умолчанию использует шаблон презентации. Чтобы создать новую презентацию на основе шаблона PowerPoint, надо нажать кнопку Office и в открывшемся меню выбрать команду «Создать». В появившемся окне в группе «Шаблоны» выберите команду «Пустые и последние» и дважды щёлкните по кнопке «Новая презентация».

Создание новой презентации в Power Point

Шаблоны для PowerPoint можно выбрать и с помощью команды «Установленные шаблоны», где найдёте шаблоны «Классический фотоальбом», «Современный фотоальбом», «Рекламный буклет», «Викторина», «Широкоэкранная презентация».

Шаг 4. Быть в теме!

Чтобы придать презентации Power Point желаемый внешний вид, по вкладке «Дизайн» надо перейти в группу «Темы» и щёлкнуть по нужной теме документа. Чтобы изменить внешний вид слайдов, на вкладке «Слайды» выберите нужные слайды, щёлкните правой кнопкой мыши по теме, которую нужно применить к этим слайдам, и в контекстном меню выберите команду «Применить к выделенным слайдам».

Выбор темы презентации PowerPoint

Темы для PowerPoint, собранные в программе, универсальны для всех видов презентаций. А с помощью кнопок «Цвета», «Эффекты» и «Стили фона» можно добиться изменения цветового решения выбранной темы.

Темы для презентации Microsoft PowerPoint можно создать и самостоятельно, используя собственные рисунки и фотографии.

Полезный совет:

Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем.

Не следует делать слайды слишком пёстрыми и разрозненными по цветовому решению. Это вредит формированию неустойчивых зрительных образов.

Использование на слайдах трёх-четырёх цветов благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие.

Шаг 5. А шрифт?

Презентация Microsoft Office PowerPoint позволяет выбирать и изменять тип, размер и цвет шрифта. Работа с текстом презентации строится на тех же принципах, что и работа в Microsoft Office Word.

Выбор шрифта для презентации

Чтобы написать текст, надо поставить курсор в поле «Заголовок слайда» или «Текст слайда», затем на вкладке «Главная» перейти в группу «Шрифт», где выбрать шрифт, его размер и цвет.

Полезный совет:

При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.

Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах - 20-24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах - 18-22.

Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев - курсив.

Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке - шесть слов, в слайде шесть строк.

Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.

Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.

Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.

Вставка изображения в презентацию

Шаг 6. Лучше сто раз увидеть!

Для придания презентации PowerPoint наглядности и, если это необходимо, красочности на некоторых слайдах можно разместить различные схемы, графики, фотографии, рисунки, коллажи. Для этого по вкладке «Вставка» необходимо перейти в группу «Иллюстрации», щёлкнув по выбранной группе иллюстраций. Фотографию или рисунок можно разместить в презентации, используя уже известные команды «Копировать» и «Вставить».

Полезный совет:

Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.

Вставляемые фотографии или картинки должны быть хорошего качества и достаточно большого размера, иначе при растягивании они теряют резкость, чем могут только испортить эффект от презентации.


Вставка звука в презентацию

Презентация Microsoft Office PowerPoint имеет более выигрышный вид, если в ней используется звуковое сопровождение. Как же в PowerPoint вставить музыку? По вкладке «Вставка» перейдите в группу «Клипы мультимедиа» и выберите функцию «Звук». В списке команд, который появится, щёлкните «Звук из файла». В появившемся диалоговом окне укажите папку, из которой будет вставляться музыка, и тип звукового файла. Затем установите способ воспроизведения звука: автоматически или по щелчку. В появившейся вкладке «Работа со звуком» найдите группу «Параметры звука» и установите желаемые команды.

Полезный совет:

Не переборщите с громкостью звука, иначе речь будет плохо слышна.

Для музыкального сопровождения презентации лучше выбирать спокойную инструментальную или классическую музыку. Это не будет отвлекать слушателей от содержания презентации, а только добавит эмоциональности.

Шаг 8. Ой, как интересно!

Презентацию PowerPoint можно значительно разнообразить, используя эффекты анимации, которые можно добавить к любому объекту на слайде. Для этого по вкладке «Анимация» перейдите в группу «Анимация» и откройте область задач «Настройка анимации». Затем щёлкните по тексту или объекту, которому нужно придать анимацию. В области задач «Настройка анимации» нажмите кнопку «Добавить эффект», а затем выполните одно или несколько действий по использованию эффектов. Эффекты появятся в списке «Настройка анимации» в порядке их добавления. В поле «Изменение эффекта» можно установить начало анимации, её направление и скорость.

Переходы между слайдами делают презентацию PowerPoint более эффектной. Чтобы добавить одинаковые переходы между слайдами презентации, на вкладке «Анимация» щелкните по эскизу слайда и в группе «Переход к следующему слайду» выберите эффект смены слайдов.

Выбор эффекта перехода на новый слайд PowerPoint

Чтобы установить скорость смены слайдов, в группе «Переход к следующему слайду» раскройте кнопку «Скорость перехода», а затем выберите нужную скорость. В группе «Смена слайда» укажите порядок смены: по щелчку или автоматически.

К смене слайдов можно добавить и звук. Для этого на вкладке «Анимация» в группе «Переход к следующему слайду» раскройте кнопку «Звук перехода» и, чтобы добавить звук из списка, выберите нужный звук. Чтобы добавить звук, которого нет в списке, выберите команду «Другой звук». В открывшемся окне выберите звуковой файл, который нужно добавить, а затем нажмите кнопку ОК.

Полезный совет:

Не допускайте частого звукового сопровождения перехода слайдов.

Смену слайдов презентации PowerPoint более удобно делать по щелчку мыши.

В тексте выступления сделайте пометки, указывающие на смену слайда в тот или иной момент речи.

Лучше сделайте два экземпляра выступления с пометками смены слайдов: один экземпляр - себе, а второй - технику, руководящему показом презентации.

Шаг 10. Смотрите, что получилось!

Работа над слайдами завершена. Чтобы просмотреть получившуюся презентацию, в правом нижнем углу нажмите кнопку «Показ слайдов». Если какой-то слайд требует корректировки, вернуться к слайдам можно, нажав кнопку клавиатуры «Esc». После просмотра откорректированной презентации следует её сохранить.

Полезный совет:

Старайтесь, чтобы презентация своими спецэффектами, яркими картинками и фотографиями, излишне красочным оформлением слайдов не затмила выступающего. Помните, что презентация - это не цель, а средство в её достижении.

Похожие работы на - Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!