Деятельность классного руководителя в условиях современной школы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность классного руководителя в условиях современной школы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ








Курсовая работа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ


Студента 2 курса 2 группы

инженерно-педагогического факультета

Прищепа Владислава

Научный руководитель:

Малащенко Г.И.

Содержание

Введение

Глава I. Проблемы деятельности классного руководителя

.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности

.2 Роль классного руководителя в обучении, воспитании и развитии личности учеников

.3 Воспитательная система в работе с классом

Глава II. Основные направления воспитательной работы классного руководителя

.1 Первая встреча классного руководителя с классом

.2 Работа классного руководителя по созданию и сплочению коллектива класса

.3 Работа с коллективом класса

.4 Работа с личностью ученика

.5 Работа с родителями учеников

.6 Работа классного руководителя с учащимися девиантного поведения (с отклонениями в поведении)

.7 Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В настоящее время проблема воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики воспитания нации.

В своей курсовой работе мы рассматривали раскрытие проблемы современной воспитательной работы её основные направления в школе.

Объём решенных проблем, связанных с воспитательной работой во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих учащихся, людей работающих с ними. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку учащихся, а так же принимать непосредственное участие в работе классного руководителя и других преподавателей с учащимися.

Цель исследования - определить основные направления воспитательной работы классного руководителя в школе.

Объект исследования - воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия воспитательной работы классного руководителя в школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются его основные задачи:

.Рассмотреть воспитательную работу классного руководителя в школе.

  1. Выделить основные направления ВР классного руководителя.
  2. Рассмотреть взаимосвязь между этими направлениями.

В работе были использованы следующие методы:

  1. Анализ научно-педагогической и методической литературы;
  2. Педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми, классными руководителями, и родителями);

З.Анализ документации;

4. Изучение передового опыта.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании условий, способствующих эффективной воспитательной работе классного руководителя.

Глава I. Проблемы деятельности классного руководителя

.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности

Для организации внеклассной воспитательной работы в школе из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих школах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные формы нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классных руководителей.

Институт классных руководителей в школе имеет свою историю.

До 1917 года в ССУЗ учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного, который следил за поведением учащихся в классах и вне УЗ (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).

В своеобразной форме этот институт существует также и в современных ССУЗ некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное забота воспитателей. Они смотрят за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских УЗ большинство учителей женщины[8, с. 165].

Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций (от лат. functio исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно - диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно - сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.

. Когнитивно - диагностическая функция (от лат. cognitio знание, познание; diagnos определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определение обязанностей в процессе внеклассной воспитательной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и их физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

2. Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие учащихся во внеклассной работе в известной мере является делом добровольным. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главным здесь является умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, новыми подходами к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы, на пример встречу Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д., каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

3. Объединительно - сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания являются сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавать условия для увлекательной совместной деятельности учащихся.

  1. Координирующая функция. Поскольку, как уже отмечалось, в классе работают несколько преподавателей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координации их деятельности и осуществлении единого подхода к детям. Эта работа возлагается на классного руководителя, который также проводит необходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельности. В качестве проблем для такой работы могут быть и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения, и т.д.
  2. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д. [6, с. 67].

Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

всестороннее изучение учащихся;

разъяснение и внедрение правил поведения учащихся повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;

периодическое проведение ученических собраний в классе;

вовлечение учащихся в кружковую работу;

организация общественно полезного труда; внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся;

объединение воспитательных усилий учителей, работающих в классе, и установление единого подхода к учащимся;

поддержание связей с родителями и работа с семьей;

ведение личных дел учащихся.

Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к рассмотрению важнейших вопросов этой методики.

.2 Роль классного руководителя в обучении, воспитании и развитии личности учеников

В учебном заведении классный руководитель занимает важно место и от его личностных качеств, целесообразности и эффективности его деятельности, которая становится сложнее и ответственнее год от года, зависит результативность учебно-воспитательного процесса, комфортность в классе.

Сегодня воспитание уже не может быть организовано посредством только тех традиционных методов, средств и форм работы которые были ведущими в доперестроечную эпоху, но методическое обеспечение воспитательного процесса, к сожалению, развивается слабо и не всегда отвечает реалиям времени. Семья тоже не готова, за редким исключением, заниматься воспитанием в силу многих объективных и субъективных причин. Деятельность педагогов всех уровней, а классных руководителей в особенности осложняется в силу необходимости соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним действующая в учебном заведении воспитательная система. А это значит, что нужно обладать системным видением процесса, надо уметь анализировать свою деятельность и координировать ее с деятельностью коллег, видеть логику решения проблем, иметь мужество отказаться от привычных стереотипов, уже исчерпавших силу воспитательного воздействия. Высокий интеллектуальный уровень большинства учеников выдвигает требования к личности педагога. Классному руководителю нужно быть, прежде всего, педагогом-интеллектуалом.

Совершенно очевидно, что повышение общей и профессиональной культуры педагога, постоянное совершенствование своей деятельности является необходимым [8, с. 165].

Каковы основные составляющие этой многоплановой работы?

Прежде всего, это изучение опыта мастеров педагогического труда, в том числе освещаемого периодической печатью.

Систематическое посещение уроков и воспитательных мероприятий формирует такое важное профессиональное качество, педагогическая наблюдательность. Важно уметь выделить ценное в опыте каждого члена коллектива, что будет способствовать повышению продуктивного сотрудничества, которое возможно лишь при доверии друг к другу. Однако надо иметь в виду, что педагогический труд очень своеобразен, и нередко одни и те же методы и приемы у одного педагога приводят к успеху, а у другого к неудаче. Вот почему высказывать критические замечания, даже молодым и неопытным педагогам, надо очень осторожно, ибо неудачная критика может навсегда разрушить эмоциональный контакт и сделать дальнейшее сотрудничество невозможным.

Профессиональному росту педагогов и созданию творческой атмосферы в коллективе способствуют качественное выполнение ими методических разработок, участие в педагогических чтениях, конференциях, семинарах, подготовка статей для печати. Нередко классные руководители отказываются от этой работы, ссылаясь на загруженность, недостаток времени. Тем самым они сужают свой творческий диапазон и ограничивают возможности для профессионального роста и самосовершенствования, что, безусловно, несовместимо с трудом в сфере педагогики, которая является не только наукой, но и искусством.

Правда, иногда в деятельности классного руководителя наблюдается другая крайность. Познакомившись с новомодными элементами педагогических веяний, он пытается немедленно применить их в собственной практике. Несомненно, каждый педагог должен тать обо всех нововведениях в области педагогики, но использовать их в своей работе необходимо творчески, обдуманно, ибо слепое копирование может привести совсем к иным результатам.

Ученики, приобретя определенные навыки взаимодействия с окружающими людьми, все же не обладают в полной мере культурой социального поведения.

Вступая в современный мир, молодые люди, не имея достаточного опыта, не всегда правильно находят свои жизненные ориентиры, и нередко наступает такой момент, когда изменить! что-либо в их судьбе очень сложно. Именно в связи с такой ситуацией особенное значение приобретает искусство педагога. Поставив ученика в условия постоянного духовного усилия в решении жизненных проблем, он не оставляет его без помощи и поддержки, совета. Классный руководитель не только оценивает, корректирует, но и развивает систему отношений учеников к людям и к миру[5, с. 23].

Отношения, как известно, формируются в деятельности. Принцип деятельностного подхода является основополагающим в отечественной педагогике. В деятельности ученик учится отстаивать свое человеческое достоинство, в деятельности он приобретает качества, необходимые для будущей профессии.

Отечественная педагогика располагает богатейшим опытом организации коллективной деятельности, в процессе которой формировались такие важные качества, личности, как ответственность, организованность, забота о других, настойчивость, самостоятельность, духовность. Большое внимание уделялось проведению многочисленных мероприятий (уроки мира и уроки мужества, суды над империализмом и митинги), администрация, строго контролировала проведение собраний и зачетов. По количеству мероприятий оценивалась и работа классного руководителя. Однако личные наболевшие проблемы оставались, как правило, в стороне. С кем, например, ученик мог посоветоваться, что делать, если не складываются отношения с преподавателем, как поступить, если его не принимают одноклассники, как быть; если жизнь невыносима из-за ненормальных отношений с отчимом и т.д. Поэтому многие мероприятия, проводимые как в классе, так и в учебном заведении, оставляли учеников безучастными и холодными, они их посещали, чтобы избежать неприятностей. Трагедия современной школы, считают многие педагоги, именно в том, что вместе с коммунистическими организациями из школы ушла деятельность. Сейчас на ее месте пустота. Эта ситуация не могла не повлиять на личностные качества абитуриентов и учеников, которым нередко присущи: агрессивность, отчужденность, нонконформизм, бездуховность, индивидуализм и т.д. Организуя разнообразную деятельность учеников, классный руководитель должен взять на вооружение лучший опыт, аккумулированный в отечественной и мировой педагогике, и творчески осмыслить его с учетом современных требований и тенденций.

Организация групповой деятельности - обязательный элемент образовательного процесса. В классе ученики усваивают нормы поведения в обществе, принимая участия в том или ином виде деятельности, они развивают свои способности, личные качества: интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и др.

Как известно, содержание внеурочной воспитательной деятельности определено программой, концептуально основанной на сочетании интересов и потребностей личности и общества. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы не только и не столько знать интересы и потребности молодежи, хотя и это очень важно, сколько, прежде всего в том, чтобы обеспечить гармоничное сочетание социально ценных потребностей молодых людей, с одной стороны, с потребностями общества - с другой.

Сегодня решить эту задачу, прибегнув к прямому воздействию на личность ученика, вряд ли возможно. Большие возможности для косвенного влияния открывает воспитательная система учебного заведения. Несомненно, при ее наличии требования к педагогам, как уже отмечалось, значительно возрастают. Статус классного руководителя, формы и методы его деятельности претерпевают значительные изменения. Процесс этот протекает очень сложно, медленно и противоречиво, что выражается и в стремлении сохранить традиционный подход к деятельности классного руководителя, и в полном отказе от классного руководства, и в попытках заменить классных руководителей освобожденными классными воспитателями или социальными педагогами, и в предоставлении классным руководителям больших прав и свобод, наконец, в игнорировании воспитательной работы вообще и в абсолютном невнимании к работе классного руководителя.

Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан не только с возникновением воспитательных систем. Эффективность работы образовательного учреждения зависит как от совместных действий всех членов педагогического коллектива, так и от целесообразной деятельности каждой категории педагогов, среди которых важнейшая роль пре надлежит классным руководителям, ближе других стоящих к ученикам и знающих их лучше всех.

В своей деятельности классный руководитель выполняет множество функций по отношению к личности, классу, активу, родителям, преподавателям, психологу и т.д.

Среди этих функций все большее значение приобретает защита ученика,

реализуемая в личностном подходе. Личностный подход должен быть базой ценностных ориентации педагога. Однако это только одна сторона вопроса. Несомненно также и то, что любой педагог должен и к себе относиться с таких же позиций: как к уникальной личности, имеющей право на своеобразие, неповторимость, и, кроме того, формировать такую среду, в которой этот принцип стал бы нормой жизни и философией коллектива[9, с. 138].

Личное достоинство педагога один из главных показателей его профессионализма. Благодаря ему появляются силы выдержать и не ронять себя в сложных ситуациях, мужественно признавать и преодолевать ошибки, не сорваться, доказывая свою правоту в беседах с коллегами, с учениками, их родителями и т.д.

Очень важен аспект личностного подхода формирования образа достойной жизни учеников. Образ жизни результат интеллектуальных и духовных усилий человека, в готовом виде преподнести его нельзя. Без помощи и руководства со стороны педагогов и родителей ученик не может самостоятельно осознать, усвоить столь сложное, многомерное понятие, поэтому правильнее говорить о воспитании образа достойной жизни как о цели, содержании работы по развитию личности человека. Выполняя социальный заказ общества, педагог призван передать молодежи бесценный опыт поколений, приобщить ее к сокровищнице мировой культуры. Размышлять о смысле жизни, назначении человека учат книги. Высокие эталоны отечественной и зарубежной классики, лучшие произведения современных писателей и поэтов не только помогают составить представление о достойном жизненном выборе, но и сформировать высокую культуру чтения.

И конечно, реалии повседневной жизни оказывают огромное влияние на поведение человека, его мировоззрение. Ели родители, соседи, педагоги, которых ученик видит ежедневно, не входят в противоречие с нормами человеческого общежития, то и он будет стремиться следовать этому примеру. Важно, чтобы ученик услышал и оценку своего проступка: «Это недостойно тебя!» [4, с. 138].

Как видим, эффективность многоплановой деятельности классного руководителя зависит от многих факторов. Предопределяющим из них является высокая духовная атмосфера учебного заведения, в создании которой он принимает непосредственное участие.

1.3 Воспитательная система в работе с классом

Поиски обновления и совершенствования воспитательной, практики привели к идее создания воспитательной системы в классе. Эта идея еще не вошла в массовую практику, но администрация и педагоги учебных заведений, убедившись в целесообразности и эффективности системного подхода на уровне образовательного учреждения, расширяют его рамки и создают воспитательные системы в структурном подразделении.

Классный руководитель, отвечая персонально за успешность образовательного процесса, является самым заинтересованным лицом в построении, функционировании и развитии воспитательной системы в классе. Его педагогическая позиция, ценности ориентации, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов. Конечно, в создании воспитательной системы принимают участие и преподаватели-предметники, и ученики (на своем уровне), и родители (в силу своих возможностей), но ведущая роль, безусловно, принадлежа классному руководителю и администрации. И те классные руководители, которые пытаются использовать системный подход в воспитательной работе, как правило, достигают более высоких результатов в своей деятельности, чем их коллеги.

Воспитательная система в классе имеет те же сущностные характеристики, что и общая воспитательная система, но вместе с тем ей присущи и особые признаки.

Наличие комфортной педагогической среды. Каждый класс имеет свою, закрепленную администрацией территорию, кабинет, где проходят общение с одноклассниками, встречи с администрацией, Общие собрания, «огоньки» и празднование дней рождения, подготовка к общим мероприятиям - словом, все события, которые существенно влияют на личность ученика, межличностные отношения и деловые контакты. Поэтому важность заботы классного руководителя об уютной и комфортной обстановке в кабинете несомненна. Чем лучше будет чувствовать себя ученик в классе, в учебном заведении, тем больше вероятность того, что он успешно закончит обучение и получит специальность.

Сотрудничество и взаимодействие педагогов, работающих в классе. Если педагогам не ясна общая цель и один не знает, что делает другой, и вся их работа похожа на усилия лебедя, рака и щуки, то, несомненно, от такой работы, лишенной взаимодействия и сотрудничества, столько же пользы, как от трудовых усилий персонажей известной басни И.А. Крылова.

Каждый из классных руководителей должен иметь ясное представление о модели, начертанной воспитательной программой, определенный элемент которой он должен выполнить. Необходимо, чтобы действия педагога гармонировали с работой его коллег, а усилия всего коллектива были устремлены к единой цели. Инициировать и организовывать этот процесс должен классный руководитель.

Наличие модели специалиста. Модель специалиста является составной частью воспитательной системы. Эта модель разрабатывается коллективом педагогов на основе подготовительной работы, которая включает: изучение стандартов образования; организацию семинаров с целью ознакомления с существующими научными подходами к определению структуры модели; анализ имеющегося опыта создания модели сотрудниками школ; привлечение к моделированию практических работников; обсуждение вариантов модели на цикловых методических комиссиях.

Взаимодействие учебных коллективов на уровне класса и вне его. Формирование педагогически целесообразной среды воспитательной системы класса предполагает определение места и роли класса в воспитательном пространстве всего образовательного учреждения. Однако нередко классные руководители и заведующие отделениями препятствуют контактам классов, имеющих высокую успеваемость, с классами более слабыми по успеваемости и дисциплине. Это приводит к негативным явлениям внутри коллективов этих классов, способствует или неоправданному зазнайству и высокомерию, либо агрессии, и в итоге ранее благополучный класс, получив урок пренебрежения к другим, менее успешным, становится неуправляемой и конфликтной.

Если воспитательная работа построена правильно, то она дает возможность создавать большое количество ученических коллективов, не связанных напрямую учебной деятельностью: так, при подготовке фестиваля или конкурса КВН нет деления на экономистов, менеджеров, машиностроителей всем находится место и дело.

Предоставляя возможность ученикам с достаточно скромными учебными успехами реализовать себя в других сферах деятельности, образовательное учреждение тем самым повышает их самооценку и снимает агрессию по отношению к своим более успешным сверстникам.

Аргументов достаточно, чтобы классный руководитель, правильно понимающий свой педагогический долг, содействовал укреплению связей учеников класса со сверстниками. Эти контакты, безусловно, обогащают жизнедеятельность и класса, и учебного заведения.

Разработку воспитательной системы класса целесообразно закончить до завершения учебного года. Это позволит в течение продолжительного времени диагностировать состояние коллектива класса, определить его сильные и слабые стороны, чтобы к новому учебному году иметь готовый вариант воспитательной системы.

Нельзя не сказать еще об одном существенном моменте. В ряде научно-методических статей, пособий можно встретить рекомендации учебным заведениям самостоятельно разработать концепцию воспитательной системы. Основным документом, дающим ориентиры в этом направлении, является «Концепция воспитания в непрерывном образовании» (в системе общего и профессионального образования в России), и едва ли стоит разрабатывать свой вариант, который, безусловно, не только проиграет в качестве, но создаст ненужные сложности. Система воспитания должна быть предельно простой. Можно ведь ввести в нее сколь угодно пространственно-временных, причинно-следственных и других компонентов только что это даст практическому педагогу, кроме нежелания заниматься этим вопросом[7, с. 53].

Целесообразно схему воспитательной системы в классе составить из следующих компонентов:

Цель деятельности.

Педагогические идеи (принципы деятельности).

Структурный ряд по вертикали (кто действует).

Структурный ряд по горизонтали (как действует, содержание деятельности).

Системообразующий вид деятельности.

Доминантный компонент (индивидуальность класса, основной вид деятельности).

Критерии эффективности воспитательной системы.

Модель специалиста.

Главным условием успешности функционирования, развития системы является определение цели, отвечающей потребностям общества и личности ученика. Например, в 9-ом классе такой целью может быть формирование навыков самообразования и самовоспитания, в 10-ом и 11-ом к службе в армии и т.д. В каждом конкретном случае цель формируется в зависимости от профиля учебного заведения особенностей контингента учеников, традиций и возможностей.

В зависимости от цели выдвигаются принципы деятельности (педагогические идеи). Так, в соответствии со сформулированной целью формирование навыков самообразования и самовоспитания принципы деятельности могут быть определены как: интеграция учебной и внеклассной воспитательной работы; ориентация на достижения отечественной и мировой культуры; преемственность и единство педагогических действий всех участников образовательного процесса.

Далее устанавливается состав участников образовательного процесса (кто действует). Применительно к деятельности классного руководителя это коллектив учеников; актив класса; личность ученика; родители; преподаватели и психолог.

Системообразующим видом деятельности может быть получение специальности, это главная цель как учеников, их родителей, так и учебного заведения. Вместе с тем у каждого класса есть свое любимое занятие. Для одного - это спорт, для другого техническое творчество, для третьего художественная самодеятельность, для четвертого туристические путешествия по родному краю. Виды деятельности могут меняться в зависимости от возраста, других причин. Естественно, тот или иной вид активной деятельности (назовем его доминантный компонент) определяет индивидуальность класса и является элементом воспитательной системы.

Подчеркнем, что любимый вид деятельности значительно расширяет воспитательное пространство, способствует сплочению I коллектива класса и решает множество воспитательных задач. Именно поэтому эта сфера деятельности учеников должна быть предметом особой заботы классных руководителей, педагогов, администрации.

Воспитательная система позволяет расширить диапазон педагогического воздействия на личность, значительно обогатить образовательный процесс. Создание системы предусматривает следующие этапы: разработка модели (общая схема); становление системы (стабильное функционирование); развитие системы (корректировка, дополнения и уточнения). При разработке системы можно определить, что будет достигнуто на каждом из этапов, какой результат ожидается, предусмотреть возможные варианты, в том числе и негативные, которые, впрочем, не должны останавливать поиск путей и средств эффективного функционирования воспитательной системы.

Глава II. Основные направления воспитательной работы классного руководителя

.1 Первая встреча классного руководителя с классом

Каждый педагог знает, что нет более значительного события в педагогической деятельности, чем первая встреча с классом. От того, насколько она будет успешной, зависит многое. Очень часто именно неудачный дебют был причиной поражения даже преуспевающих в прошлом педагогов.

Естественно, что к этому событию необходимо готовиться: чтобы дебют состоялся, в каждом конкретном случае должна быть своя палитра поведения. И все же есть общие рекомендации, которые следует принять во внимание как начинающим, так и опытным педагогам.

В учебном заведении воспитывает все, в том числе внешний вид (одежда, прическа) педагога. У представителей многих профессий одежда имеет чисто утилитарное назначение, у педагога - это элемент воспитания. Преподаватель, любой сотрудник учебного заведения должен помнить везде и всегда, что пренебрежение к одежде это не только показатель бескультурья, но и признак непрофессионализма.

Многие годы хорошо одетый человек воспринимался однозначно негативно. Стереотипы формировались десятилетиями: главное духовность, а внешность и манеры - нечто второстепенное. Но сегодня происходит значительная смена стереотипов. Образ жизни многих граждан страны приближается к западному, а на западе одежда не только показатель благополучия, но и отражение цивилизованности человека.

Да, наша жизнь очень трудна, и уровень доходов педагогов очень низок и не идет ни в какое сравнение с представителями этой профессии в других странах. Но позаботиться о своем внешнем виде, о том, чтобы костюм, в котором педагог встречается с учениками, соответствовал возрасту, фигуре, обстановке, необходимо.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид недостаточно. Необходимо чувствовать себя и комфортно, и уверенно, чтобы это состояние передалось классу. Когда человек хорошо одет, удачно причесан, то он излучает уверенность в себе, и наоборот, если у человека что-то не соответствует его же собственным стандартам, то невольно он концентрирует свое внимание на какой-нибудь детали, передавая собственное негативное ощущение другим.

Одежда не должна привлекать к себе слишком много внимания, она должна помогать человеку, а не подавлять его, поэтому специалисты рекомендуют в ответственных случаях надевать уже проверенные вещи, в которых можно чувствовать себя уверенно. Для деловых встреч, например, больше подойдет одежда сдержанная и элегантная, чем небрежная и очень эффектная. Подготовить костюм к предстоящему событию надо заблаговременно, нельзя оставлять решение, что же надеть, на последний вечер. Следует избегать крайностей моды, открытой или тесной одежды, ярких и крупных узоров, старомодной одежды, сильного запаха духов или дезодоранта, обилия украшений, которые бренчат при каждом движении.

Для первой встречи с классом большое значение имеет удачное выступление педагога. Прежде чем приступить к его подготовке, необходимо получить максимум сведений о классе. Нет ничего хуже, чем речь, выходящая за рамки понимания учеников. Далее следует выяснить у администрации круг тех вопросов, на которые надо обратить внимание учеников. Интерпретация этих вопросов составляет основу, текст которой должен быть приближен к повседневной речи. Выступление лучше всего записать, чтобы была возможность поработать над его содержанием и стилем (например, следует избегать слишком длинных и сложных предложений, обратить особое внимание на правильность в произнесении имен, иностранных или других трудных слов).

Любая речь, как известно, требует вступления, которое имеет двойное назначение: определяет тему выступления и помогает вступить в контакт с классом. Вступление обычно состоит из следующих элементов: приветственное обращение к классу (поздороваться и выразить надежду и уверенность в будущем взаимопонимании и сотрудничестве); представление (фамилия, имя, отчество, образование, опыт, если это существенно); цель встречи (о чем пойдет речь, для чего она проводится); регламент (порядок проведения встречи, как долго она продлится, будет ли перерыв, будет ли она проходить в одном месте или же переместится в другую часть здания).

Первые несколько минут встречи важны. Существует мнение, что лучше начать с шутки. Безусловно, каждый выступающий хочет, чтобы его хорошо приняли, но чувство юмора у людей разное, и в незнакомом классе этот эксперимент может иметь прямо противоположный эффект, который потом будет сложно нейтрализовать.

Важно быть готовым к вопросам класса. Если есть вероятность того, что кто-то из присутствующих хочет навредить своими вопросами, то нельзя давать ему возможность делать это публично. Хотя если наступает момент, когда теряется контакт с классом, то в этой ситуации вопросы могут помочь вернуть беседу в нужное русло. Довольно часто реальным мотивом задающего вопрос является желание заявить о себе, привлечь к себе внимание.

Другой повод для вопросов проверка знаний преподавателя. В этой ситуации лучше не пытаться оправдываться. Первой реакцией на трудный вопрос должно быть подавление эмоций. Далее, исходя из характера вопроса, можно воспользоваться следующими вариантами: попросить задавшего вопрос уточнить его, отложить обсуждение вопроса на более поздний срок, переадресовать вопрос кому-либо другому, предложить вопрос для всеобщего обсуждения в группе. Можно предложить ученику самому найти ответ на вопрос и пообещать, если понадобится, оказать помощь. Мотивация может быть следующей: знания, добытые собственным трудом, намного прочнее тех, которые приобретаются без усилий.

Для того чтобы создать атмосферу взаимного доверия и уважения, лучше выступить, не заглядывая в записи. Выступление следует отрепетировать, чтобы быть уверенным в том, что речь совершенно освоена. Вовремя сделанная пауза позволяет прочно овладеть вниманием класса, перед которым необходимо держать себя с достоинством, избегая заискивания и вещания свысока. Надо иметь в виду, что в любом классе всегда найдется человек, к которому не пробиться. На это не следует обращать первое внимание, лучше сконцентрироваться на тех, кто тебя принимает.

Если после выступления ученики собираются вокруг преподавателя и задают осмысленные вопросы, значит, первый успех достигнут. Хотя, по сути, педагог может так никогда и не узнать, какое впечатление его выступление произвело на учеников. Но стремиться к этому надо. Один из педагогов, знакомясь с классом, сказал следующее: «Я работаю первый год, и опыта у меня нет совсем, но я хочу, чтобы вы не только получили специальность, но и были счастливы. Я сделаю для этого все, но хочу, чтобы мы были сотрудниками, и прошу вас мне в этом помочь». Это выступление произвело благоприятное впечатление на учеников.

Выступая перед классом учеников, педагог должен использовать все возможности гуманизации отношений. Имеется в виду первый момент взаимодействия, скорее предмомент, когда взаимоотношения еще не получили развития, когда педагог идет на встречу с учениками с готовностью к совместной работе независимо от социально-психологической характеристики личности каждого ученика. Эта позиция, однако, не означает всепрощения и вседозволенности, скорее, наоборот, она предполагает такого рода коррекцию развития личности в процессе образовательной деятельности, как приобретение достоинств, ранее отсутствовавших.

Внешне эта позиция может выражаться в приветливом выражении лица, заинтересованности и доброжелательности, улыбке, открытом взгляде. Не допустимы игнорирование окружающих, безразличие и угрюмость, нахмуренный взгляд, направленный в пол или потолок[11, с. 387].

Для каждого педагога профессионально важно легко находить контакт с разными людьми и уметь говорить в различных ситуациях. Взаимопонимание зависит от голосовых и речевых данных. Неприятный голос может снизить или даже перечеркнуть достоинства человека. Поэтому, если, например, педагога часто просят повторить только что сказанное, если у него устает горло после десятиминутного разговора и теряется контроль над голосом в конце длинного предложения, необходимо серьезно заняться постановкой голоса, что, конечно, требует времени и терпения.

Каждый педагог, и малоопытный, и с большим стажем работы, может оказаться в непредвиденной ситуации, как открытой, так и скрытой. Всегда что-то может произойти не так, как было запланировано. Специалисты советуют неожиданности принимать философски, даже если решение зависит от педагога. Самая общая рекомендация состоит в том, что демонстрировать свой гнев, сожаление или обвинять кого-то бесполезно и бесперспективно.

Что же может произойти накануне первой встречи? Незадолго до 1 сентября преподаватель вдруг узнает, что он назначен классным руководителем не того класса, в котором ему обещали классное руководство в конце учебного года. Скорее всего, может случиться так, что с первого взгляда класс не понравится. Именно в этот момент педагог не имеет права на ошибку, она может оказаться роковой. Не имеет права и не должен показывать разочарования. Наоборот, он должен сказать, прежде всего, самому себе, а также ученикам и коллегам, что класс интересный, что хочется с ним работать, и со временем ребята многому научатся. В любом случае должен быть оптимистический настрой.

Класс настроен враждебно. В этой ситуации особенно важно сохранять спокойствие и самообладание, нельзя опускаться до фамильярности, жаргона в отношениях с учениками. Необходимо соблюдать дистанцию.

Класс получил отрицательную информацию. Нужно позаботиться о том, чтобы неверные слухи, ошибочные сведения не отразились на первых шагах классного руководителя. Поэтому необходима упреждающая информация, ибо неизвестность порождает неточное восприятие и непонимание, а значит, и большие сложности в работе.

На начальном этапе нужна и презентация, и самопрезентация. Нет ничего предосудительного в том, чтобы дать о себе информацию, которая способствует взаимопониманию. Гораздо хуже, когда из ложной скромности или превратно понятого педагогического такта классный руководитель старается скрыть о себе любую необходимую информацию.

Если же неприятная ситуация случилась, нужно спросить себя: «Какие выводы я могу сделать? Я это переживу и стану более сильным».

Классному руководителю, да и любому педагогу важно усвоить, что, находясь в критической ситуации и напрягая все свои силы в поисках выхода из нее, он укрепляет себя. Тот, кто хочет добиться успеха, должен приготовиться к тому, что его ожидают большие трудности, которые придется преодолевать[10, с. 81].


Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых дней занятий педагогических требований к учащимся. Для этого обычно в начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. Он обстоятельно знакомит учащихся с важнейшими правилами и участвовать в совместной работе класса. Предъявление требований побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном итоге стимулирует их работу над собой.

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива. В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Чтобы активисты хорошо работали, их надо регулярно инструктировать, детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководителей различных комиссий. Но этого мало. Важное значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей. Немалую роль играют и задушевные индивидуальные беседы классного руководителя с активистами. В процессе таких бесед классный руководитель много узнает о классе, о взаимоотношениях учащихся, о трудностях, с которыми сталкиваются активисты, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.

В работе с активистами нужно осуществлять тактичный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления является действенной поддержкой всех усилий классного руководителя по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе.

Однако едва ли не самым важным в воспитании ученического коллектива является умение классного руководителя организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руководители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую внеклассную деятельность.

В процессе совместной практической деятельности между учащимися установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого ученика, а главное крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.

Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки поделок и т.д. [14, с. 495].

2.3 Работа с коллективом класса

Коллективный опыт и коллективные нормы сопровождают человека всю жизнь. В любом возрасте влияние коллектива на личность очень значительно и разлад с ним воспринимается очень остро. Особенно болезненно разлад с коллективом сверстников воспринимается в юном возрасте, когда потребность в общении очень велика. Это состояние приводит ученика к унизительному ощущению собственной неполноценности, ущемленности и воспринимается как трагедия. Молодой человек теряет веру в себя, замыкается, обиженный и оскорбленный, либо теряет чувство собственного достоинства.

Воспитание в коллективе является одним из ведущих принципов в отечественной педагогике, и по этому вопросу написаны горы книг. Тем не менее сегодня существует мнение, что коллектив не нужен, что теория коллектива это порождение коммунистической идеологии, для которой отдельная личность не имела никакого значения, ее подавляли и унижали. Поэтому вообще не нужно создавать коллективы, нужно только уважать другого человека. Думается, что дискуссии подобного толка и бесперспективны, и непрофессиональны.

Ученический коллектив в известном смысле похож на производственный. Ему нужен результат, общение и деятельность важны и нужны не сами по себе, а в связи с определенной целью: получить образование, специальность.

Статус ученика в корне меняет его положение в обществе. Он хочет быть независимым и стремится стать им, освобождается от прежних прочных связей с семьей и становится во многих отношениях на собственные ноги. У ученика множество обязанностей, которые реализуются вне семьи, появляются межличностные контакты, он часто оказывается перед необходимостью сделать выбор.

Ориентация личности формируется, как известно, наиболее ярко в двух видах деятельности: познавательной и коммуникативной. Ставя задачу реализовать заложенный в них потенциал, классный руководитель в работе с классом может выделить следующие важные аспекты: формирование мировоззрения; формирование социально ценных и профессионально важных качеств личности; организация деятельности; создание качества педагогических условий; организация коллектива[14, с. 645].

Создание благоприятной психологической атмосферы, качества педагогических условий - важнейший воспитательный результат, необходимое условие успешности любого вида деятельности в классе учеников. Организация коллектива не может рассматриваться как цель, но прежде всего как средство для достижения результатов в учебной и воспитательной работе.

Наблюдения за работой педагогов по установлению благоприятной атмосферы в классах убеждают, что лучшие результаты во всех отношениях достигаются там, где этому вопросу уделяется должное внимание.

Существенное влияние на качество педагогических условий в коллективе оказывают малые классы, в которые объединяются ученики по взаимным симпатиям и интересам. Интересы могут быть самыми разными: вместе они занимаются спортом или бальными танцами, организуют вокальный ансамбль или студию эстрадной миниатюры. Это золотой фонд класса, конечно, при умелой организации работы с ними. Как правило, эти ученики не доставляют учебному заведению неприятностей ни с успеваемостью, ни с посещаемостью, ни с поведением. Чаще всего именно они являются душой класса, умеют и проявить инициативу, и организовать любое мероприятие. Поэтому надо не только поднимать статус и престиж этих учеников, но и предоставить им возможность вовремя устранять трудности в учебе, если они у них появились. Поддержка этой категории учеников очень важна для правильной организации работы коллектива.

Однако не всегда интересы малых групп имеют позитивную ориентацию. Наличие в коллективе малых групп, имеющих скрытую или открытую отрицательную направленность, не такое уж редкое явление. В этой ситуации классному руководителю целесообразно, прежде всего, определить направленность интересов этих групп; выявить лидера и определить место каждого ученика в структуре взаимоотношений; постараться нейтрализовать влияние групп в коллективе и переориентировать учеников на другие виды деятельности.

Для учеников борьба за статус в классе имеет первостепенное значение. Иногда, чтобы утвердиться в глазах своих сверстников, они готовы на что угодно: любые опасные проделки, рискованные проступки, даже правонарушения.

Если класс предоставлен сам себе или классный руководитель уделяет недостаточно внимания взаимоотношениям в коллективе, то, скорее всего, лидером станет далеко не самый достойный, но самый агрессивный, который всегда стремится подавлять других, навязывая конфликты окружающим. Психологи называют таких людей доминантными. Возвышению такого лидера способствуют ученики с невысокими возможностями, но услужливые и слабовольные.

В классе, как известно, организуется лишь часть всей многообразной воспитательной работы, поэтому она не может быть объемной. Вместе с тем очень важно, чтобы она была личностно значимой, только тогда возможно духовное обогащение личности и коллектива в целом.

.4 Работа с личностью ученика

Педагог, работающий в учебном заведении даже непродолжительное время, знает, как нелегко ученикам не только на первом году обучения, но и в последующем преодолевать разного рода сложные ситуации адаптации, общения, обучения.

Молодому человеку трудно ориентироваться в современном мире, часто он не понимает причины своих неудач и бросается из крайности в крайность: то раздражителен и агрессивен, то молчалив и подавлен. Особенно это проявляется у подростков при их жажде самоутверждения среди сверстников, бьющей через край энергии, стремлении показать свою смелость и независимость. Неадекватное поведение учеников часто лишь внешняя форма их неопытности.

Реакция педагога в большинстве случаев имеет стихийный или ситуативный характер: он реагирует на внешнее проявление поступка ученика и применяет чаще всего карательные меры, будь то неуспеваемость, драка или внешний вид. Такая односторонняя позиция не приводит к успеху, ибо внутренние причины, вызвавшие тот или иной проступок, остаются вне поля зрения. В итоге у ученика возникает потребность защищаться от педагога, приспосабливаться к ситуации.

Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность ученику раскрыть свои возможности, обрести уверенность в себе, подкрепить то положительное, что есть в личности, удержать от неблаговидных поступков. Важно не только помочь ученикам устранить те или иные проблемы, но и сформировать у них навыки самостоятельно находить выход из трудных ситуаций.

Вовремя оказанная поддержка освобождает ученика от множества проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собою, а значит, полноценно жить и учиться. «Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением» [12, с. 408].

Если в учебном заведении уже существует или проектируется воспитательная система, ориентированная на гуманистический подход, то поддержка приобретает смысл принципа педагогической деятельности.

Каждый педагог должен усвоить истину, что ученик имеет больше прав на ошибку, чем взрослый. В любой ситуации классный руководитель должен искать возможность смягчить наказание, если даже ученик и нарушает общепринятые нормы, он, как бы выполняя роль адвоката, защищает интересы человека, еще только вступающего в жизнь.

Выделение педагогической поддержки в принцип педагогической деятельности предполагает иной взгляд на проблемы неуспеваемости, агрессивности в поведении, в общении и т.д. Этот принцип предусматривает изменение позиции педагога, если ранее она формировалась им как борьба со слабоуспевающими учениками, в совершенно иную плоскость: «Я помогу тебе». Следует отметить, что этот принцип предполагает не только внимание к ученикам с отклоняющимся поведением, но и ко всем без исключения.

Каждый педагог знает суть понятий «индивидуальный подход» и «дифференцированный подход». В чем же отличие этих понятий от педагогической поддержки? В основе индивидуального и дифференцированного подходов - требование. Поддержка, как уже было отмечено выше, предусматривает помощь. Несмотря на сложность такого подхода, число педагогов, реализующих его в своей деятельности, постоянно растет, что свидетельствует о безусловной привлекательности принципа педагогической поддержки.

Как известно, поддержка может осуществляться и непосредственно и опосредованно - при отсутствии запроса со стороны учеников и родителей. В основе опосредованной поддержки диагностика, профессиональное наблюдение педагогов, анализ типичных затруднений учеников. Особенно большое значение имеет поддержка в начале учебного года и, что очень существенно, на первом году обучения.

Начальный этап учебной деятельности ученика, когда меняется социальное окружение (новый состав класса, новые дисциплины и преподаватели, новая учебная ситуация), связан с эмоциональным дискомфортом, что может привести, и приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, иногда агрессивности, грубости, недисциплинированности и другим негативным явлениям. На этом этапе, а также впоследствии поддержка может иметь больший успех, если выработан и реализуется единый концептуальный подход, обеспечивающий поддержку ученикам со стороны большинства преподавателей.

Учебная деятельность, как известно, занимает в жизни учеников первое место. Успешность или неуспешность в учебе воспринимается особенно эмоционально и определяет отношение ученика к себе, классу, преподавателям, окружающим, а также, хотя и не всегда, отношение к нему со стороны. «...Психологи утверждают, что только 15-20% школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только 15-20% учащихся при традиционной технологии обучения могут быть ударниками или отличниками в действительности. А для всех остальных 75-85% детей современные школьные требования являются травмообразующими» [12, с. 437].

Практика показывает, что нередко ученики уходят из школы с подорванным здоровьем, им присущи чувство собственной неполноценности, агрессивность в сочетании с обидой на преподавателей. Разговор о реформировании учебного процесса, и в частности об установлении соответствия требований школы и возможностей учеников, ведется очень давно, однако пока это не привело к каким-либо значительным изменениям в практике школьного обучения. Поэтому преподаватель должен иметь в виду, что оценка «3» тоже легитимна, и если ученик учится на «тройки», то его возможности и способности лежат в другой сфере, а задача педагога найти применение способностям этого ученика.

Очень важно и нужно показать с выгодной стороны каждого ученика, в особенности тех, кто имеет проблемы в общении. Окружающие должны увидеть ценность и неповторимость каждой личности.

Что для этого нужно сделать?

Обязательно установить личностный контакт с учениками, обязательным элементом которого являются обращение к ученикам по имени, доброжелательное отношение, доверительная интонация и улыбка.

Постоянно проявлять интерес к ученикам класса. Внимательно выслушивать по возможности сказать комплимент, в особенности тем ученикам, у кого есть проблемы (в семье, учебе, общении и т.п.).

Установить позитивный контакт с родителями учеников, исключив публичные проработки учеников и родителей на собраниях и других мероприятиях.

Разработать цикл ярких коллективных мероприятий с учетом интересов и возможностей каждого ученика, чтобы любой мог реализовать себя и выглядеть с лучшей стороны.

Организовать созидательную деятельность учеников, отдав предпочтение вначале простым делам, чтобы каждому участнику сопутствовал успех. Создавать на каждом этапе деятельности положительный эмоциональный фон, настроенность на успех посредством скрытой помощи, ободрения, формирования мотивации. Содействовать повышению личностной значимости учеников, в особенности тех, кто не успевает в учебе, вовлекая их в различные виды деятельности (спортивные соревнования, конкурсы, турниры и т.д.).

Организация ситуации успеха решающее условие как индивидуальной, так и групповой деятельности. Специалисты утверждают, что счастье творчества как созидательного усилия более чем что-либо приносит удовлетворение людям: ситуация успеха взлет для человека, своеобразный скачок на ступень выше в личностном развитии. Без собственных усилий нет ситуации успеха, точно так же, как нет ее, если сама личность не определяет этот успех, ибо успех это субъективное переживание радости и удовлетворения. Если, например, ученики стали лауреатами фестиваля и их хорошо приняли зрители и даже показали по телевидению, но сами они своим выступлением недовольны, то это неполный успех. Личность ученика вырастает в успехе, в то время как неприятности и неудачи приводят к замкнутости, тревожности, агрессивности.

Для того чтобы содействовать успеху, необходимо определенное влияние на ученика и класс в целом.

Прежде всего, важно сформировать у ученика уверенность в себе. Например, классный руководитель обращается к группе: «Давайте попробуем, если не получится, поищем другой способ». При этом педагог сопровождает задание ясной инструкцией, советом, как лучше его выполнить, т.е. оказывает скрытую помощь и поддержку: «Мне бы хотелось...», «Лучше поступить следующим образом...», «Обычно в таких ситуациях...», «Я надеюсь, что в этом случае...» и т.д.

В практике работы очень часто используются прямолинейное распоряжение, приказ, что лишает учеников свободы выбора, снижает активность и мешает проявлению инициативы. Совершенно бесполезно и даже пагубно твердить ученикам традиционные наставления. Жизнь очень плохо соотносится с теоремами, она требует умения анализировать ситуации и в соответствии со сделанными выводами принимать правильное решение.

В контексте новых требований, предлагая ученику дело, классный руководитель продумывает инструктаж таким образом, чтобы мобилизовать его инициативу и самостоятельность. Это предполагает авансирование личности (А.С.Макаренко) признание достоинства ученика, которое хотелось бы ему иметь, но которое еще не сформировано у него как устойчивое качество. Например: «Ты хорошо с этим справишься, я уверен, потому что у тебя широкий кругозор, есть способность быстро определить главное, ты можешь выделить самое существенное» [10, с. 81].

Если авансирование производится публично, в присутствии сверстников, то ученик приложит максимум усилий, чтобы оправдать доверие. Сложность состоит в том, чтобы авансирование было оправдано личностными качествами ученика. Если, допустим, поручить неуспевающему ученику подготовить рекомендации о культуре умственного труда и рациональном использовании времени, то едва ли он хорошо с таким заданием справится, как бы его ни авансировали. Поэтому авансирование должно опираться на достоверные качества учеников, чтобы из средства, стимулирующего мотивацию, оно не превратилось в травмообразующее.

Для того чтобы усилить мотивацию какой-либо деятельности, целесообразно подчеркнуть высокую значимость того или иного дела для всего коллектива.

Значительно мотивирует деятельность прием персональной исключительности, когда педагог выражает уверенность в чьей-то незаменимости в выполнении конкретного задания. Например: «Ты же рисуешь лучше всех, почему бы тебе не выпустить стенгазету к юбилею техникума?». Если ученик знает, что-то или иное поручение он выполняет лучше всех, то и результат будет соответствующий, конечно, в том случае, если педагог не остановится на приемах авансирования и персональной исключительности.

Следующий момент оценка результатов. Данная в соответствии с достигнутым и своевременно, она заключает в себе значительный потенциал мотивации на последующую деятельность.

Практическая организация ситуации успеха способствует преобразованию личности и снимает множество вопросов негативного характера. Но не менее важно, что она способствует формированию установок. Как известно, советская педагогика была обращена преимущественно к разуму, к сознанию и меньше всего к чувствам человека. Традиционно просветительские мероприятия (беседы, лекции, конференции и т.д.) на самом деле имели небольшой эффект. Ибо любой человек определяет свое поведение в соответствии с собственными установками -представлениями, которые придают его поведению предсказуемость и образуют устойчивый образ. Формирование установок происходит под влиянием своего жизненного опыта, оценок окружающих, отношений к поступкам. Таким образом, формирование социально ценных установок у каждого ученика является очень важным аспектом деятельности педагога.

В ходе повседневной воспитательной работы педагог использует разнообразные целенаправленные способы, методы. Один из них - оценка поведения учеников. Она нужна, прежде всего, самому ученику, который с помощью педагога получает социальные ориентиры.

Чем руководствоваться при оценке поступка?

Ученик грубо ведет себя с одноклассниками. Педагог оценивает, как влияют его действия на самочувствие других людей, какие привычки закрепляются в характере самого ученика и т.д. Целесообразно проводить коррекцию поступка не прямо, а косвенно, обращаясь к ученику с просьбой, советом, пожеланием. Это вовсе не означает отказ от категорического требования. Если, например, ученик по итогам аттестации имеет пять «двоек», это, конечно, очень плохо. Но если ученик со своей компанией избивает одноклассников, то это уже совершенно иная ситуация, которая требует немедленной реакции. Если речь идет об унижении человеческого достоинства, необходимо немедленное вмешательство для пресечения подобных действий.

Вместе с тем даже в самых острых ситуациях педагог обязан найти истинные мотивы поведения учеников. «Непослушание, сопротивление, зубоскальство и рисовка - эта позы побежденных, чаще всего, не подозревающих о своем поражении» [10, с. 86]. Эти позы, как ширма, прикрывающая нежелательную истину: кому же приятно знать, что он одинок и выключен из системы взаимных симпатий класса? Поэтому педагог должен быть терпим и терпелив, пока идет выздоровление, пока не наладятся личные контакты с классом, не возникнут товарищеские связи, не раскроются достоинства каждого в борьбе за высокое ранговое место в классе.

А что делать, если ученики совершили правонарушение или преступление?

Из практики известно, что плохо ведут себя ученики, потерявшие надежду добиться успеха, неудачники, которые обижены за это на весь свет. И с ними, и у них самих множество проблем. Это первая категория учеников группы риска. Ученики из неблагополучных семей вторая категория группы риска. Очень важно обратить самое пристальное внимание именно на этих учеников и провести по возможности все меры профилактики, чтобы не допустить совершения ими правонарушений или преступлений.

Но если, несмотря ни на что, все-таки случилось нечто из ряда вон выходящее? Прежде всего, классный руководитель должен воспринимать это событие не только как личную трагедию ученика, но и как травму для всего коллектива, потому что и для класса оно не проходит бесследно.

В такой серьезной ситуации классному руководителю целесообразно:

выделить причины, вызвавшие проступок. Это необходимо и для дальнейшей работы с учениками, его родителями, и для взаимодействия с правоохранительными органами и т.д.;

проконсультироваться со всеми заинтересованными лицами;

мобилизовать для помощи ученику возможно большее количество лиц;

провести педконсилиум по итогам проведенной работы;

организовать профилактическую работу с учениками класса. Воинствующее отношение к абстрактному злу и конкретному проступку непродуктивно. Милосердие и сострадание должно стать необходимым элементом деятельности классного руководителя, особенно в тех тяжелых ситуациях, которые, к сожалению, провоцирует наша действительность и в которых ученики нередко оказываются жертвами.

.5 Работа с родителями учеников

Статус ученика дает ему основание считать себя человеком взрослым, независимым, отвечающим за свои поступки самостоятельно. Многие педагоги разделяют эту позицию, и не без оснований: родители загружены работой, озабочены поисками средств к существованию (разве можно их в этом упрекать?), плохо представляют, какую реальную пользу могут принести встречи с педагогами, нередко занимают позицию стороннего наблюдателя или потребительскую позицию (педагогам платят зарплату вот они пусть и воспитывают, а нам некогда: мы работаем).

Все это так. В силу этих и многих других причин отношения с родителями учеников школ во многих ситуациях остаются весьма проблематичными. А иногда учебное заведение и семья выступают даже как противники. Однако противостояние еще никому не приносило пользу. Только хорошо продуманная система совместной работы педагогов и родителей, когда учебное заведение выступает педагогическим руководителем, создает прочную базу для взаимного, заинтересованного сотрудничества и способствует успешности обучения и воспитания.

Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения. Именно в первые дни пребывания учеников в учебном заведении крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимопонимания с родителями.

Инициатива в формировании позитивного отношения с родителями должна исходить от педагогов, потому что они являются специалистами в деле обучения и воспитания учеников.

Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией о воспитанниках, что позволит предотвратить многие отклонения и их поведении. Иногда бывает, что мнение преподавателя об учениках не совпадает со взглядами их родителей. Проблему может решить только время. Следует не торопиться с выводами: рано или поздно тот или иной ученик проявит себя. Нередко отношения с родителями учеников портятся из-за того, что классный руководитель критикует их любимых детей, не скрывая свою неприязнь и антипатию, следствием чего становится потеря доверия к педагогу и родителей, и учеников.

В индивидуальных беседах с родителями тактично обсуждаются проблемы, важные для конкретного человека и его семьи. Участие в беседе самого ученика позволит впоследствии избежать недоразумений и убедить его, что это не заговор против него, а проявление внимания и заботы о нем.

Использование такого приема, как открытое письмо, в котором родителям сообщается о том, что их сын или дочь растет очень ответственным, добрым, трудолюбивым и порядочным человеком, способствует позитивным контактам, в особенности, если письмо отправлено к какой-либо торжественной дате. Конечно, нередко многие педагоги считают, что подобная форма неприемлема для техникумов, колледжей, училищ, так как ученики люди взрослые и сами обязаны отвечать за свои поступки. С этим можно поспорить. Проявление внимания к родителям учеников это и признание труда родителей, и воспитание учеников.

Взаимодействие с родителями осуществляется не только в индивидуальной, но и групповой форме.

Самая распространенная форма работы учебного заведения с семьей родительские собрания. Целесообразно составить план проведения родительских собраний на весь период обучения. Конечно, впоследствии темы собраний будут корректироваться. Но, безусловно, программа деятельности должна быть. Нет ничего более антипедагогичного, чем встречи с родителями, на которых все сводится к перелистыванию журнала, перечислению оценок по предметам и жалобам на учеников за плохую успеваемость и посещаемость.

Нет сомнений, учеба главный труд ученика. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить; предельно тщательно и осторожно. В арсенал классного руководителя могут быть включены памятки родителям «Как обеспечить ученику успех в учебной деятельности»; рекомендации преподавателей, работающих в классе; советы и рекомендации психолога; выступления отличников об организации учебного труда; «круглый стол» с участием родителей хорошо успевающих учеников, специалистов, педагогов, психолога, администрации, медицинского работника; диагностика причин слабой успеваемости отдельных учеников, информация о которой сообщается родителям только в обобщенной форме; собрания-практикумы, на которых разбор конкретных ситуаций сопровождается комментарием специалиста.

Как видим, форм продуктивного взаимодействия существует множество, но важно найти самую оптимальную для конкретной ситуации. Основная задача классного руководителя состоит в том, чтобы обеспечить высокую содержательность и результативность каждой встречи с родителями учеников.

Целесообразно провести собрания по самым острым проблемам, например «Цена вредных привычек», «Ученики и наркотики», «Закон обо мне, мне о законе» (профилактика правонарушений среди учеников) и др.

Собрание должно быть подготовлено на соответствующем интеллектуальном и эмоциональном уровне, который обеспечивают: предварительная диагностика соответствующей проблемы в учебном заведении, в учебном классе (например, отношение к алкоголю, курению и пр.); информация для родителей по итогам диагностирования; демонстрация (по возможности) плакатов, видеофильмов, других наглядных средств; выступления специалистов (допустим, о признаках пристрастия к наркотикам); конкретные рекомендации по профилактике негативных явлений.

Очень важный аспект взаимодействия педагогов и родителей единство позиций семьи и учебного заведения по следующим вопросам:

охрана здоровья учеников. Невнимание родителей к режиму труда и отдыха своих детей является причиной трудностей в учебе, а пренебрежительное отношение самих учеников к своему здоровью приводит к пропускам занятий;

организация досуга учеников. Типичные заблуждения родителей состоят в том, что они всячески ограждают своих детей от каких бы, то ни было обязанностей, считая, что они должны только учиться. Если свободное время ученик проводит бесцельно, то рано или поздно это приведет к антиобщественным проступкам;

позитивное отношение к людям; ответственное поведение; повышение общей профессиональной культуры. Целенаправленная и систематическая работа с родителями важное звено в деятельности классного руководителя. Но качественно организовать эту работу автономно в современных условиях к уже не может. Чтобы качественно повысить уровень образовательной практики в любом учебном заведении, очень важно серьезно подойти к вопросу о профессиональных взаимоотношениях с участниками учебно-воспитательного процесса.

Если взаимодействие классного руководителя, например, с военкоматом, комиссией по делам несовершеннолетних носит эпизодический характер и осуществляется преимущественно при посредничестве заместителя директора по воспитательной работе, то работа с психологом процесс регулярный, вследствие чего определение, конструирование и реализация системы продуктивных отношений психолога с родителями и учениками является очень значимой.

Психологическая служба, действующая в учебном заведении, строит свою работу в соответствии с разработанной моделью конструктивных межличностных отношений.

В связи с этим важное, значение приобретает следующее:

.Сформированность общих представлений о функциональных обязанностях психолога.

Психолог не должен восприниматься учениками и родители как еще один педагог. Психолог и педагог осуществляют разные функции согласно своим изначальным задачам и отличаются друг от друга и по своим стилевым поведенческим характеристикам. Проще говоря, психолог ничего не делает вместо педагога, он делает нечто отличное, дополняющее деятельность педагога.

Установление атмосферы взаимного доверия процесс длительный. Это должны понимать и классный руководитель, и родители, и психолог, и администрация.

Психолог не может, да и не должен немедленно исправить «проблемных» учеников. Его профессиональный долг в том, чтобы дать грамотный совет и рекомендации, сформировать позицию у учеников и родителей, суть которой в том, что ответственность за свое обучение, поведение несут сами ученики, а психологом в этом помогает.

.0пределение ожиданий в отношении психологической работы в учебном заведении:

Информация родителей и учеников о том, когда, как и по каким вопросам можно и нужно обратиться к психологу.

Согласованность представлений о работе конфликтолога посредника в рамках модели психологического сопровождения.

Гласность содержания деятельности психолога (естественно, в рамках возможного). И педагоги, и родители, и администрация должны знать, какую работу ведет психолог. Ситуация, при которой коллектив сам по себе, а психолог сам по себе, когда классный руководитель и даже заведующий отделением не может дать вразумительный ответ, чем занимается психолог, является ненормальной. Необходимо найти оптимальное сочетание включенности работы психолога в систему деятельности учебного заведения и одновременно ее отстраненности в силу специфики его профессии.

Психологическая служба существует в учебных заведениях сравнительно недавно, и, конечно, ее деятельность нуждается в совершенствовании. Безусловно, одно: в современных условиях качественно организовать образовательный процесс, минуя психолога, и безответственно, и непрофессионально. Эта позиция бесспорна и в отношении работы классного руководителя с родителями учеников[6, с. 176].

.6 Работа классного руководителя с учащимися девиантного поведения (с отклонениями в поведении)

К учащимся такого типа используется индивидуальный подход при проведении воспитательной работы. Классные руководители должны контролировать поведение таких учащихся не только в процессе обучения, но и во внеурочное время.

Система предупреждения правонарушений.

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Составление банка данных об учащихся.
  3. Педагогические консилиумы, круглые столы, знакомство служащих с учащимися особой заботы.
  4. Правовое просвещение всех учащихся.
  5. Вовлечение учащихся в общественную работу.
  6. Сотрудничество с родителями.
  7. Борьба с прогулами.

Система реагирования на правонарушения.

  1. Личная беседа.
  2. Собрание класса.
  3. Вызов на совет профилактики.
  4. Работа с родителями.
  5. Вызов на педагогический совет.

.7 Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса

классный руководитель обучение воспитание

Сложность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. Как же эта проблема ставится в педагогической науке?

Л.Н.Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животного характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании[13, с. 29].

Известный физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, человек заранее прогнозирует их в своем сознании, проектирует их и создает более или менее детальную "программу" поведения, которая позволяет контролировать эту деятельность, сравнивать ее с намеченной "программой" и вносить необходимые коррективы.

Чем сложнее деятельность человека и чем более значительный отрезок времени она охватывает, тем более важное значение приобретает ее предварительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится педагогическая, и в частности воспитательная, работа классного руководителя.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:

нужно предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;

поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, необходимо включать учащихся в познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;

в общей системе внеклассной работы по всестороннему развитию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитательную задачу и намечать меры по ее решению; нужно, чтобы план содержал положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя учителей, которые работают в классе, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования классным руководителем воспитательной работы?

На первом этапе составления плана необходимо определить уровень воспитанности и развития класса, изучить его сдвиги в жизни и работе. Например, если достигнуты результаты в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий, то, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятельности и о придании ей характера интересных перспектив, реализуя таким образом "закон движения" коллектива. Повысилась общественная активность учащихся необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержательность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, праздников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные результаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д.

Каждый из этих недочетов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся:

беседа "Соблюдение режима дня черта культурного человека";

беседа "Приемы активного воспроизведения изучаемого материала при подготовке домашних заданий";

собрание класса "Об участии учащихся в работе предметных кружков";

экскурсия на завод. Встреча с молодыми рационализаторами и изобретателями;

участие в благоустройстве территории школы, посадка декоративных кустов;

совместное собрание учащихся и родителей по вопросу "Об участии учащихся в домашнем труде";

задание учащимся: собрать на протяжении четверти по 10 кг бумажной макулатуры;

совещание с активом по вопросу "О повышении роли активистов в общественно полезном труде";

шефы завода в гостях у класса: "Почему говорят, что труд украшает человека?";

диспут "Какого человека можно считать нравственным?";

еженедельный обзор газет на тему "Чем живет мир?".

Третий этап разработка предложений по решению ведущей воспитательной задачи "Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий": встреча с учителями, работающими в классе, и родителями учащихся по вопросу "Как повысить качество домашнего учения?"; беседа с учащимися "Основные правила выполнения домашних заданий"; посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением; встреча учащихся с директором школы по вопросу "Что делается в классе по улучшению домашней работы?";

проведение двух практических занятий по выполнению домашних заданий по математике и физике;

классное собрание совместно с учителями и родителями на тему "Что улучшилось в нашей учебной работе?".

Четвертый этап оформление плана воспитательной работы. Если основные виды внеклассной работы на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно расставить их в той хронологической последовательности, в которой они будут проводиться.

Всю эту работу классный руководитель предварительно осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать все предложения учащихся.

План важнейший документ классного руководителя. Но, кроме того, учитель несет ответственность за ведение журнала класса, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них характеристики. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2-3 страницы. В них фиксируются положительные поступки учащихся, а также те или иные отрицательные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководитель имеет возможность наблюдать за тенденциями развития своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению воспитательной работы, как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности[13, с. 87].

Заключение

Проблема воспитательной работы существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Благодаря классному руководителю в школе учащиеся получают основы систематических знаний; также формируются и развиваются особенности их характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании учащихся упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже не останутся незамеченными.

Постановка цели и задач воспитательной работы позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять знания. Показателями воспитанной личности служат: знания, умения, практические результаты. Наиболее популярными средствами воспитательной работы являются различные классные часы, КВН.

Литература

1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник /З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.

. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.

. Валеева Р. Гуманистическое воспитание и коллектив // Воспитание школьников. - 2000. - №6. - С. 6-8.

. Василевич Л.И. Место классного руководителя в гуманизации учебно-воспитательного процесса // Педагогическое наследие С.А. Умрейко и современные проблемы педагогики: Матер. респ. научн.-практ. конф., посвящ. 90-летию проф. С.А. Умрейко / Под. ред. А.П. Сманцера. - Минск: Бел. гос. ун-т, 1999. - С.138-140.

. Журлова И.В. Пути социализации старших школьников через культуру использования свободного времени // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 1999. - №6. - С. 20-28.

. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. уч-щ / В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, В.В. Жуков / Под ред. М. Коротова. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.

. Павленко В.Г., Ковалев Л.Г. Классный руководитель в условиях школьной реформы // Повышение эффективности профессиональной подготовки учителя в условиях педагогической практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1987. - С. 165 -173.

. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.

. Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -С.387-398.

. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. - Мн.: изд. Скакун В.М., 1998. - С. 405- 446.

. Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя: Учеб.-метод. пособие для классных руководителей и воспитателей. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1996. - 103 с.

. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива // Избр. произв.: В 5 т. - Киев, 1979. - Т.1. - С.425-668.

Приложение

Тематика классных часов

В сегодняшней практике проведения классных часов можно выделить три присущие им воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Предлагаем примерные темы классных часов по классам. Для каждого класса в начале перечня определены основные воспитательные задачи, требующие особого внимания классного руководителя.

9 класс

Формирование навыков - основная цель самовоспитания и самообразования.

Тебе предстоит экзамен (рекомендации по практическим навыкам подготовки).

Его пример тебе наука (о выдающихся отечественных ученых, их достижениях).

Памятники выдающимся людям (об истории родного края).

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (встреча с юристом по вопросам права).

Учитесь властвовать собой (о необходимости самовоспитания). Как воспитать самого себя (о возможностях самовоспитания). Красота и здоровье (встреча с косметологом). Закон обо мне, мне о законе (о профилактике правонарушений).

Слава и гордость родной земли (о выдающихся деятелях культуры, поэтах, писателях, композиторов и др.).

Что значит учиться на совесть (о культуре умственного труда).

Мы выбираем, нас выбирают (о девичьей чести и мужском достоинстве, о культуре отношений).

Юности честное зерцало (о культуре поведения).

10 класс

Развитие общей культуры и эрудиции; культура отношений; профилактика правонарушений.

Природа и мы (об экологии).

Из чаши мудрости (о великих людях нашей Родины).

Девицам-красавицам (о женском достоинстве).

Семь раз отмерь (о мужской ответственности).

Алкоголь и табак бьют по будущему (о профилактике вредных привычек).

Человек и его манеры (о культуре поведения).

Ссора по пустяку (о культуре отношений).

Кому в вашем городе поставлены памятники.

Человек и закон (встреча с работниками юстиции).

Как достичь успеха (практические советы деловому человеку).

Служба в армии - почетная обязанность гражданина РБ.

Слава и гордость нашей страны, края, города (о художниках, писателях, поэтах, творчество которых связано с РБ).

О половом воспитании (беседа сексопатолога). Мир моих увлечений (о культуре досуга).

11 класс

Подготовка к семейной жизни; правовое воспитание; патриотическое воспитание.

Наши великие предки (о выдающихся деятелях науки, культуры).

Мир за твоим окном (об экологии).

Сила и слабость вещей (семейная экономика).

Что такое такт (турнир знатоков этикета).

Настроение и его власть над человеком (о возможности самовоспитания).

Этих дней не смолкнет слава (о великих датах российской истории).

Талант и труд (о том, как работали выдающиеся люди).

Под крышей дома своего (о готовности к семейной жизни).

Каким быть отцу, матери (об ответственности за будущее своих детей).

Что делает вино с человеком (о профилактике алкоголизма).

Хочу рассказать о своем друге (этическая беседа).

Какую программу развития общества мы выбираем («круглый стол», встреча с кандидатом в депутаты).

Что есть красота человека (о выдающемся мастере живописи, поэзии, музыки).

Подготовка к профессиональной деятельности; психологическая подготовка к службе в армии; семейное воспитание.

Здоровье и долголетие (встреча с врачом).

Будущему воину (встреча с работниками военкомата).

Вступающему в должность (советы начинающему руководителю).

Социально-психологический портрет делового человека.

Под марш Мендельсона (советы сексопатолога, гинеколога, венеролога).

Человек в мире политики (вечер вопросов и ответов).

Мужчина, женщина и сексуальная революция.

Доходы и расходы (семейная экономика).

Трудные ступени (профилактика правонарушений).

Бизнес и политика.

Похожие работы на - Деятельность классного руководителя в условиях современной школы

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!