Социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    114,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у подростков

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время российское общество переживает системные трансформации в социальной, экономической, политической, духовной сферах. В условиях размывания традиционных для российского социума устоев жизни, дезадаптация, нигилизм, «уход» в параллельные социальные и виртуальные миры становятся характерными чертами практически всех слоев населения. Но, особую значимость эта проблема приобретает в подростковом возрасте, когда складывается система ценностных ориентиров, определяются особенности отношения человека к себе, к другому, к обществу. Особенно тревожным фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией[22,С.15].Агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. В нашей стране увеличилось количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у подростков наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций.Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка[6,С.330].
Для решения проблемы профилактики агрессивного поведения подростков сложились практические предпосылки. К ним относится принятие федеральных законов («Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 г.; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999 г.), в которых обосновываются основные задачи и принципы деятельности по профилактике агрессивного поведения подростков. Принятие программы предупреждения правонарушений и борьбы с преступностью в Волгограде и Волгоградской области (2002 г.), программы «Мир дому твоему» на 2008—2010 гг., направленной на создание условий для сохранения и развития в Волгограде стабильныхтолерантных межнациональных, где особое внимание уделено преодолению агрессивных тенденций поведения  школьников.Но, несмотря на существование указанных практических предпосылок, контингент подростков, склонных к агрессивному поведению и уже проявляющих различные виды агрессии, продолжает увеличиваться.В связи с этим в современной школе все более признается значимость профилактической работы с агрессивными и склонными к агрессии подростками. А. Бандура, Р. Бэрон, Э. Фромм, Е. В. Змановская, и другие исследователи указывают на то, что в педагогической науке не определено понимание агрессивного поведения подростков как ориентира педагогической профилактики, учитывающее не только внешние проявления агрессии, но и ее внутренние причины.

Объект исследования- социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у подростков

Предмет исследования –методы и средства профилактики агрессивного поведения у подростков

Цель исследования- выявить эффективные методы и средства социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения у подростков

Гипотеза- социально-педагогическая деятельность по профилактике  агрессивного поведения у подростков будет успешной, если:
будут выявлены теоретические основы агрессивного поведения;
определены особенности агрессивного поведения у  подростков;
разработана и осуществлена работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

Задачи исследования

1   рассмотреть теоретические концепции профилактики агрессивного поведения у подростков;

2   дать психолого-педагогическую характеристику подростка с агрессивным поведением;

3   выявить особенности агрессивного поведения у подростков;

4   определить эффективные методы и средства  работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

Методологическая основа исследования - составилитруды зарубежных и российских психологов, таких как А. Бандура - исследование основных причин возникновения агрессивного поведения, факторов, способствующих его формированию и проявлению;С.А. Беличева - теории профилактики девиантного поведения подростков; Л. Н. Бережнова –исследование особенностей агрессивного поведения подростков, как нарушение процесса регуляции поведения.

Методы исследования

Теоретические методы - анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация, выделение главного, формулировка выводов.

Эмпирические методы – наблюдение, беседа,тестирование (тест К. Томаса), опросник (А.Басса-А.Дарки), вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.

Теоретическая значимость исследования -были рассмотрены теоретические концепции профилактики агрессивного поведения у подростков, дана психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением, выявлены особенности агрессивного поведения у подростков, раскрыто содержание деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

Практическая значимость исследования – материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности социальных педагогов по профилактике агрессивного поведения у подростков, на основе анализа проведенных методик были выявлены особенности агрессивного поведения у подростков, в комплексе занятий описаны эффективные методы и средства работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

База исследования  – 6 «А»класс (10 человек, 12-13 лет)  МБОУ СОШ №12 г.Волжского по Волгоградской области.

Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у подростков

1.1 Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения у подростков

Термин «профилактика» произошел от греческого «prophylaktikos», что означает буквально «предохранительный,предупредительный» [15,С.251].Толковый словарь русского языка определяет понятие профилактикикак совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [21,С.373].

А.Г. Асмолов пишет: «Вряд ли сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли к нарастающей волне детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия» [30,С.5].Профилактика агрессивного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростками [13,С.162].

Всемирная организация здравоохраненияпредлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.Первичная профилактика может широко проводится среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением [13,С.162].

В педагогике отмечается, что профилактика девиантного поведения должна строиться, прежде всего, с учётом психологических особенностей, мотивации интересов подростка [18,С.27]. Как правило, в основе девиантного поведения лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Девиантное поведение чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения девиантного поведения во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и педагогической запущенности.Основные усилия профилактической деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних и негативные влияния со стороны ближайшего окружения.К важнейшим факторам профилактической работы следует также отнести особенности общения специалистов с детьми, родительской позиции и меру их участия в процессе профилактики агрессивного поведения.Работа социального педагога с подростками, демонстрирующими агрессивное поведение, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Согласно С.В.Березину и К.С.Лисецкому, предупреждение отклонений в поведении подростков требует их обучения навыкам социального поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления: выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих его факторов, разработка на основе программы по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др.Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности.Профилактическая работа социального педагога с подростками, демонстрирующими отклонения в поведении, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. По мнению М.А. Галагузовой, социальный педагог должен знать следующие категории детей, которые подвержены детско-подростковой дезадаптации: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия[7,С.215].

Работа социального педагога требует учитывать не только предпосылки девиантного поведения в подростковом возрасте, его типы, формы, основные этапы становления, но и положительный педагогический опыт воспитания подрастающего поколения и целенаправленной работы специалистов, который нашел отражение в различных педагогических средствах профилактики девиантного поведения подростков.Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями агрессивного поведения у подростков ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении агрессивного поведения у подростков:

·   агрессивное поведение у подростков неизбежно.Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует  помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо;

·   подростковая агрессия — следствие психической патологии.Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде;

·   в нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!Даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей;

·   проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут;

·   подростковая агрессия — результат влияния средств массовой информации, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.Это отчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2-3 часа  готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями [11,С.32].

Педагогам необходимо своевременно выявлять учащихся склонных к проявлению агрессивного поведения. Зарубежными исследователями была обнаружена непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье [11,С.32].Так, например, А. Бандура и Р. Уолтерс установили, что если родители снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивнее. В то же время дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, также отличаются большой агрессивностью [6,С.29].К общеизвестным способам профилактики и преодоления стрессов относятся соблюдение режима дня, правильное чередование работы и отдыха, полноценный сон, хорошо сбалансированное питание. Эти способы крайне необходимы детям, поскольку волевая саморегуляция их поведения при несформированности или слабости мотивации малоэффективна, и долг учителей и родителей — обеспечить все необходимое для психологической защиты ребенка, не мирясь с агрессивным поведением детей, а создавая условия для нормальной адаптации к жизни.

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением

Подростковый, отроческий возраст охватывает период от 10-12 до 14-15 лет и является переходным в биологическом смысле, как фаза полового созревания,в социальном плане он характеризуется продолжением учебной деятельности, в психологическом — появлением большого количества новообразований,  касающихся самосознания и эмоциональной сферы. Чувство взрослости, развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как к личности и, с другой стороны, невозможность фактически изменить социальную ситуацию являются источником негативных тенденций.

Чтобы понять мотивы поведения подростков, необходимо знать его психологические механизмы. Достигнув подросткового возраста, дети переживают сложный и иногда противоречивый период. Этот период характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Переходность данного периода заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества. Это важная психическая особенность молодых людей в этом периоде.

Кризис подросткового возраста  заключается в преодолении пути вхождения ребёнка в общество. Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности. Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, на сколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные ценности близки к общественным. В этом возрасте подросток ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку особенно нужен тесный контакт и взаимопонимание взрослых, они должны готовить ребенка к самостоятельной жизни[18,С.32].

Характерные черты личности подростка в этом периоде:

·   эмоциональная неустойчивость;

·   застенчивость;

·   агрессивность;

·   юношеский максимализм;

·   отсутствие чувства адекватной реальности;

·   повышенная тревожность;

·   стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.

Основной вид деятельности в этом возрасте -  интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становится очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых людей.

Подростковому возрасту присущи различные виды отклоняющегося поведения. Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа [4,С.22].

В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект [24,С.49].

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность –это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Агрессивное поведение - это действие индивида (либо предрасположенность к определенным действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку. В большинстве современных психологических словарей агрессия определяется через целенаправленные действия. Различают агрессию как форму поведения человека и агрессивность как психическое свойство личности.

Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности [27,С.160].

В числе факторов, обуславливающих проявление агрессивности, В. В. Ковалевым выделяются такие как:

·   индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

·   психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

·   социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением;

·   личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

·   социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [2,С.19].

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых [13,С.89].

Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора, - то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) - косвенной и вербальной. В целом, мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.Одно из ведущих значений в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.Одним из наиболее спорных вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния средств массовой информации исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего, наблюдая за чужой агрессией.В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, неблагополучная семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для некоторых неблагополучных семей. Формы проявления агрессии в таких семьях разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, эмоциональное непринятие ребенка, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком и др. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка - но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, в результате чего, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.

Агрессивное поведение достаточно обычное явление для подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной. В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих [13,С.89].

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [24,С.49].Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчеркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении [5,С.116].

Можно отметить, что единой точки зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметр агрессивности как устойчивость не разработан. В становлении агрессивного поведения могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.

Выводы по первой главе

По результатам изучения литературы можно сделать вывод, что существует ряд различных подходов к определению понятия и сущности агрессии.Характерные черты личности подростка в этом периоде: эмоциональная неустойчивость; застенчивость; агрессивность; юношеский максимализм; отсутствие чувства адекватной реальности; повышенная тревожность; стремление к самостоятельности, не подкреплённое   соответствующими физическими и психологическими способностями.Подростковый возраст является кризисным возрастом, и в данный период под влиянием неблагоприятных факторов может развиться агрессивное поведение.

Агрессивное поведение достаточно обычное явление для подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Для предотвращения неблагоприятных факторов необходимо проводить профилактическую работу.

Основные направления профилактики агрессивного поведения подростков:

·   работа с подростками;

·   работа с родителями подростков;

·   организация совместной деятельности детей и родителей.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении подростков, с учетом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная профилактическая работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков.

2.1 Методы исследования агрессивного поведения у подростков

Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 12 г. Волжского с детьми подросткового возраста 12-13 лет в количестве 10 человек (Список детей Приложение 1).

Для исследования агрессивного поведения у подростков на первом этапе мы в своем исследовании опирались на факторы, обуславливающие проявление агрессивности В. В. Ковалева, который выделяет:

·   индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

·   психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

·   социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением;

·   личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

·   личностный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [2,С.19].

И поэтому нами были поставлены следующие задачи:

­ определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения;

­ определить стили поведения в конфликтных ситуациях;

­ выявить уровень самооценки личности.

Для определения типичных для испытуемых форм агрессивного поведения мы использовали опросник А.Басса–А.Дарки,«диагностика агрессивных и враждебных реакций»(Приложение 2).

Опросник был разработан американским психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957г.Методика А.Басса—А.Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

- физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица;

- косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо, так и агрессию, которая ни на кого не направлена;

- склонность к раздражению — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость);

- негативизм — оппозиционная мера в поведении, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

- обида— зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

- подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

- вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань);

- угрызения совести, чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести [22,С.89].

Опросник состоит из 75 утверждений. Подросткам предлагалось ответить «Да» или «Нет» на приведенные утверждения, определяя способ решения проблем, которые возникают в сложных и трудных ситуациях, вызывающих напряженность, прежде всего в конфликтных ситуациях. Результаты представлены в таблице 1 (Приложение 3).

Полученные результаты позволили нам составить диаграмму. Рис.1.

Рис.1 Виды агрессивных и враждебных реакций у подростков по опроснику А. Басса – А. Дарки.

Читая диаграмму видно, что:

­ у 50% (5 человек) преобладает физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

­ у 30% (3 человека) имеют склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость);

­ у 30% (3 человека) преобладает обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

­ у 60% (6 человек) преобладает подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

­ у 30% (3 человека) – вербальная агрессия  — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань);

­ у 10% (1 человек) – угрызения совести, чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести;

­ косвенная агрессия и негативизм составляют 0% - никто из подростков не обладает такими видами реакций.

Только у одного подростка, Дианы Б., не были выявлены виды агрессивных и враждебных реакций, превышающие норму.

Таким образом, мы выявили, что преобладающими видами агрессивных и враждебных реакций у большинства подростков являются физическая агрессия иподозрительность.

Для определения стиля поведения в конфликтных ситуациях мы использовали тест К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации», разработанный К. Томасом [10,С.150] (Приложение 4).

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса лежат два стиля поведения - это кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.Соответственно этим двум основным измерениям К. Tомас выделяет следующие стили поведения в конфликтных ситуациях:

·   доминирование - позиция силового и подавляющего поведения своих интересов. Стремление навязать собственную иерархию и занять в ней позицию «сверху»;

·   сотрудничество - позиция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

·   компромисс - позиция урегулирования разногласий через взаимные уступки;

·   избегание - поведение, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

·   приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Тест состоит из 30 пунктов, в каждом их которых имеется два суждения. Подросткам предлагалось выбрать по каждому пункту то суждение, которое являлось более типичным для их поведения. Результаты представлены в таблице 2 (Приложение 5).

Полученные результаты позволили нам составить диаграмму. Рис.2.

Рис.2 Стили поведения в конфликтных ситуациях по тесту К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации».

Читая диаграмму, можно сказать, что:

­ у 20% (2 человека) преобладает стиль сотрудничество - позиция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

­ у 30% (3 человека) выражен стиль доминирования - позиция силового и подавляющего поведения своих интересов;

­ у10% (1 человек) преобладает стиль компромисс - позиция урегулирования разногласий через взаимные уступки;

­ у 30% (3 человека) продемонстрирован стиль избегания - поведение, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее;

­ у10% (1 человек) выражен стиль приспособление -  тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Большая часть подростков демонстрирует такие стили как, доминирование, избегание, что говорит о наличии склонности к агрессивному поведению.

Для выявления уровня самооценки мы использовали опросник «Вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов» [26,С.48] (Приложение 6).

Данный опросник состоит из 32 высказываний.  Подросткам предлагается  дать по каждому из суждений опросника ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько каждое выражение им подходит. Результаты представлены в таблице 3 (Приложение 7).

Полученные данные помогли нам построить диаграмму. Рис.3.

Рис.3 Уровни самооценки подростков по опроснику «вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов»

Читая диаграмму видно, что:

­ у 50% (5 человек) наблюдается высокий уровень самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе;

­ у 20% (2 человека) выявлен средний уровень самооценки - человек редко страдает комплексом неполноценности;

­ у 30% (3 человека) – низкий уровень самооценки - человек не уверен в себе.

Результаты первого этапа исследования показали, что у многих подростков прослеживается склонность к агрессивному поведению, в связи с трудностями этого возраста, поэтому социальному педагогу необходимо проводить профилактическую работу.












2.2 Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, особенно болезненно отразились на преобладающей части подростков. В этих условиях возникают серьёзные предпосылки для зарождения у подростков агрессивного поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы: от психобиологических до социальных. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы социального педагога с подростками для предотвращения формирования агрессивного поведения – профилактическая.

На втором этапе исследования нами был составлен и проведен комплекс занятий по профилактике агрессивного поведения у подростков. Занятия составлены с учетом ведущего типа деятельности подростков – интимно-личностное общение. Занятия направлены на развитие коммуникативной культуры подростков, формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, снижение агрессивных реакций. В процессе занятий нами применялись такие методы как: групповая дискуссия, упражнения, игры, методы саморегуляции. Социальному педагогу важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний, поскольку такие замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.В целях проведения успешной профилактики агрессивного поведения у подростков применялись следующие принципы:

- контакт с подростком;

- уважительное отношение к личности подростка;

- положительное внимание к внутреннему миру подростка;

Первое занятие проводилось на знакомство с коллективом, установление контакта и положительного настроя на работу у подростков. Во время занятия подростки учились искусству невербального общения, умению находить выход из различных жизненных ситуаций. Второе занятие ставило своей целью снижение агрессии и напряжения. Одно из упражнений предполагало освоить способ самоконтроля в ситуациях напряжения и агрессии. Третье занятие было направлено на ознакомление подростков с понятием «конфликт» и способами поведения в конфликте. Подросткам очень понравилось рассуждать на эту тему.Затем четвертое занятие было несколько сложнее, в процессе выполнения упражнений нужно было действовать в микрогруппах. При выполнении этих упражнений подростки учились навыкам сотрудничества и считаться друг с другом. Активное участие принимали Александр В., Диана Б. и Роман Д. В своих микрогруппах они были лидерами, они смогли организовать группу, распределить задания и прийти к общему мнению. В своей работе социальный педагог должен знать, как работать с подростками, проявляющими агрессивные реакции. Правила, которые должен знать социальный педагог в работе с подростками, склонными к агрессивным проявлениям (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина):

·   быть внимательным к потребностям и нуждам подростка;

·   демонстрировать модель неагрессивного поведения;

·   обучать подростка приемлемым способам выражения гнева;

·   обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей [17,С.289].

Пятое занятие было итоговым. Цель занятия было подведение итогов комплексных занятий. Каждому подростку предлагалось высказаться по поводу занятий и о том, изменился он сам или нет. Подростки стали доброжелательнее относится друг к другу (Приложение 8).

Систематизировав основные игры и упражнения для снятия агрессивного поведения подростков в комплексные занятия, мы можем сказать о том, что они могут оказать помощь педагогам, психологам в работе с агрессивными подростками, использоваться во внеклассное время, на уроках, воспитательных часах. Помогут в решении проблем поведения подростков в коллективе, в общении друг с другом и взрослыми, а также позволят снизить уровень подростковой агрессивности.Рассмотрев условия профилактики агрессивного поведения подростков, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическое взаимодействие с агрессивными подростками в образовательном учреждении может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы профилактики.

После работы по профилактике агрессивного поведения подростки мы провели третий этап нашего исследования, еще раз диагностировали подростков по тем же методикам. Полученные результаты по диагностике агрессивных и враждебных реакций, опросник А.Басса-А.Дарки, в сравнении с первичной диагностикой отражены в диаграмме. Рис.4.

Рис.1 Виды агрессивных и враждебных реакций у подростков по опроснику А.Басса-А.Дарки – констатирующий и контрольный этапы.

Читая диаграмму видно, что:

­ у 40% (4 человека) преобладает физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

­ у 30% (3 человека) имеют склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость);

­ у 30%(3 человека) преобладает обида -зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

­ у 40% (4 человека) преобладает подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

­ у 20% (2 человека) – вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань);

­ у 10% (1 человек) – угрызения совести, чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести.

- косвенная агрессия - агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо, и агрессия, которая ни на кого не направлена;и негативизм - оппозиционная мера в поведении, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев - составляют 0%- никто из подростков не обладает такими видами реакций.

Сравнивая полученные данные с результатами констатирующего этапа, можно сказать, что: показатели физической и вербальной агрессии снизились на 10%, подозрительность – на 20%, показатели косвенной агрессии, склонности к раздражению, негативизма, угрызений совести и чувства вины остались на прежнем уровне.

При проведении повторной диагностики с использованием теста К. Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации, были выявлены следующие результаты: у 30% (3 человека) преобладает стиль сотрудничество; у 20% (2 человека) выражен стиль доминирования; у20% (2 человек) преобладает стиль компромисс; у 20% (2 человека) продемонстрирован стиль избегания; у10% (1 человек) выражен стиль приспособление. Результаты представлены в таблице 5 (Приложение 10). Полученные результаты диагностики  по тесту К. Томаса, в сравнении с первичной диагностикой отражены в диаграмме. Рис.5.

Рис.5 Стили поведения в конфликтных ситуациях по тесту К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации» - констатирующий и контрольный этапы.

Сравнивая данные констатирующего и контрольного этапов получаем, что показатели стилей сотрудничества и компромисса увеличились на 10%, показатели стилей доминирования и избегания снизились на 10%, а показатель приспособления остался неизменным.

Для выявления уровня самооценки мы повторно использовали опросник «Вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов». Результаты представлены в таблице 6 (Приложение 11). Полученные результаты диагностики  по опроснику «Вербальная диагностика самооценки личности, в сравнении с первичной диагностикой представлены в диаграмме. Рис.6.

Рис.6 Уровни самооценки подростков по опроснику «вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов» - констатирующий и контрольный эксперимент.

Сравнивая данные констатирующего и контрольного этапов получаем, что показатель среднего уровня самооценки увеличился на 20%, показатели высокого и низкого уровня самооценки снизились 10%.

Таким образом, в результате проведения профилактической работы мы добились снижения уровня агрессивного поведения у подростков, что свидетельствует об эффективности нашей работы.


Выводы по второй главе

Наше исследование проводилось в три этапа в МБОУ СОШ №12, с подростками в количестве 10 человек, возраст которых 12-13 лет.

Для исследования агрессивного поведения у подростков на втором этапе мы в своем исследовании опирались на факторы, обуславливающие проявление агрессивности В. В. Ковалева, который выделяет: индивидуальный, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный и личностный факторы.

В ходе первичной диагностики мы использовали такие методики как:

- опросник А.Басса–А.Дарки,«диагностика агрессивных и враждебных реакций»;

- тест К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации»;

- опросник «Вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов».

Обработав результаты видно, что у большинства подростков склонность к агрессивному поведению. Они всегда агрессивно настроены и провоцируют других на проявление агрессии.

На втором этапе нами был составлен и проведен комплекс занятий по профилактике агрессивного поведения у подростков. Целью занятий было снижение агрессивности подростков, развитие коммуникативных навыков, развитие способности подростков понимать друг друга.

Для работы социальному педагогу по профилактике агрессивного поведения у подростков необходимо знать методы и формы и использовать их в социально-педагогической деятельности. В процессе занятий нами применялись такие методы как: групповая дискуссия, упражнения, игры, методы саморегуляции.

Для проверки эффективности наших занятий на третьем этапе мы провели повторную диагностику. После чего сделали сравнительный анализ. Из результатов видно, что

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходимо, чтобы работа носила не эпизодический, а системный комплексный характер.

Таким образом, в ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Это говорит о том, что нам удалось выявить теоретические основы агрессивного поведения; определить особенности агрессивного поведения у  подростков;
разработать и осуществить работусоциального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.




















Заключение

На современном этапе развития общества перед социальным педагогом появляется ряд задач, связанных с воспитанием подростков с агрессивным поведением. В условиях изменения жизненных ценностей особенно трудно приходится подросткам с ещё не устоявшимися нравственными понятиями. Специфика этого возраста делает подростков чувствительными к различным социальным деформациям и ошибкам в воспитании.

Анализ литературы показал, что существуют различные теоретические подходы к определению понятия и сущности "агрессии" и "агрессивного поведения". Среди форм агрессивных и враждебных реакций, А. Басс и А. Даркивыделяют: физическую, косвенную, вербальную, склонность к раздражению, негативизм, обиду, подозрительность, угрызения совести и чувство вины. В данной связи следует отметить, что исследователи разделяют понятия "агрессия" и "агрессивность", определяя "агрессивность" как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, различают агрессию как форму поведения человека и агрессивность как психическое свойство личности[22,С.89].

Подростковый возраст является кризисным возрастом. Если на подростка воздействуют неблагоприятные факторы, то может развиться агрессивное поведение. В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивности у подростков, можно выделить такие как: индивидуальный фактор, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный, социальный.

Таким детям необходимо специально организованная профилактическая работа. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения у подростков: работа с подростками, работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей. Реализация данных направлений позволяет изменить позицию ребёнка в семье и в школе; нейтрализовать негативные факторы, идущие от внешней среды. Теория и практика свидетельствуют, что специально организованная программа профилактических занятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у подростков.

Практическая часть работы проводилась в МБОУ СОШ №12 г. Волжского. В рамках данной работы исследование проводилось по направлению: работа с подростками. По другим направлениям: работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей в соответствии с планом деятельности школы работу осуществляли педагогические работники школы.

Работа проводилась с учениками 6 класса.

В начале работы были собраны диагностические материалы, которые позволили выявить уровень агрессивного поведения у подростков. Мы воспользовались такими методиками, как:

- опросник А. Басса – А. Дарки, «диагностика агрессивных и враждебных реакций» (А. Басс – А. Дарки);

- тест К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас);

- опросник «вербальная диагностика самооценки личности» (авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

После проведения диагностики мы получили следующие результаты: у большинства подростков преобладают такие виды агрессивных и враждебных реакций, как физическая агрессия и подозрительность; большая часть подростков демонстрирует такие стили как, доминирование, избегание, что говорит о наличии склонности к агрессивному поведению; у половины подростков выражен высокий уровень самооценки.

Для снижения уровня агрессивности у подростков был разработан и реализован комплекс занятий по профилактике агрессивного поведения у  подростков. Данный комплекс занятий был направлен на решение следующих задач: обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры;сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;сформировать мотивацию к саморазвитию и самовоспитанию.

После реализации комплекса занятий  была проведена повторная диагностика, которая показала, что удалось добиться снижения уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышения активности подростков. Подростки стали менее реагировать на раздражители, проявляют спокойствие, нежелание участвовать в конфликтах.

В результате данной работы можно сделать вывод о том, что наша гипотеза исследования подтвердилась. Это говорит о том, что нам удалось выявить теоретические основы агрессивного поведения; определить особенности агрессивного поведения у  подростков; разработать и реализовать работу социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.














Список литературы

1.       Антонян, Ю. М Криминальная патопсихология [Текст] / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. – М.:Логос, 2001. - с. 83.

2.       Бабаева, М. М. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М. М. Бабаева. – М. : Просвещение, 1978. – с. 145.

3.       Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. :Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – с. 29.

4.       Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева.–М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,1994. – с. 22.

5.       Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. – с.116.

6.       Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 373 с.

7.       Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. – М. :Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – с. 215.

8.       Галагузова, М. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева / под ред. В. А. Слестенина. – 2-е изд. перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

10. Громова, О. Н. Конфликтология[Текст] / курс лекций / О. Н. Громова. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКСМОС, 2000. – с. 150.

11.     Еникололов, С. Н. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков [Текст] / С. Н. Еникололов, Л. В. Ерофеева, И. И. Соковня. – М. : Просвещение, 2002. – с. 32.

12.     Загвязинский, В. И. Основы социальной педагогики [Текст] / учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашев, О. А. Селиванова, Ю. П. Строков / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. :Пед. Общество России, 2002. – с. 7.

13.     Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская . – 4-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

14.     Ковалев, В. В. Социально-психиатрический аспект девиантного поведения у детей и подростков [Текст] / В. В. Ковалев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2003 (3). - №1. – с. 15-20.

16.     Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. –СПб.: Когито-Центр, 2008. – с. 38.

17.     Монина, Г. Б. Работа с «особым» ребенком [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова // Первое сентября . – 2000. - №10. – 289 с.

18.     Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик, В. А. Слестенин. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – с. 27-32.

19.     Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

20.     Овчарова, Г. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Г. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – с. 43.

21.     Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка. – М. : АЗЪ, 2003. – с. 373.

22.     Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. : Речь, 2006. – с. 89.

23.     Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / пер. с англ. / общ.ред. / М. Раттер. – М. : ЭКСМО, 2009. – с. 275.

24.     Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л. М. Семенюк. – М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. — с. 49.

25.     Степанов, В. Г. Психология трудных школьников [Текст] / В. Г. Степанов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – с. 13.

26. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.- с. 48-49.

27.     Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2004. – с. 160.

28.     Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 4-е изд. стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

29.     Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина / под ред. В. А. Сластенина. – М. :

30.     Школа без наркотиков [Текст] / книга для педагогов и родителей / под науч. ред. Л. М. Шипициной, Е. И. Казаковой / СПб.: Издательство «Образование-Культура»,2001. – с.5.

Похожие работы на - Социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!