Законодательство 'Нового курса' Ф. Рузвельта

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,85 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательство 'Нового курса' Ф. Рузвельта












КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История

на тему:

Законодательство «Нового курса» Ф. Рузвельта










Санкт-Петербург

год

Оглавление

Введение

. Причины и цели политики «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта

. Основные положения программы «Нового Курса»

. Законодательство о стабилизации финансовой системы

. Законодательство об улучшении положения в промышленности, меры по борьбе с безработицей

. Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве

. Трудовое и социальное законодательство

Заключение

Список литературы

Введение

«Новый курс» (англ. New Deal) - название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта (1882-1945) начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929-1939. Название «Новый курс» восходит к названию политики популярного в 1901-1909 годах президента США Теодора Рузвельта - «Честный курс». «Новый курс» Франклина Рузвельта продолжал политику ряда президентов эры прогрессивизма (Теодора Рузвельта, Говарда Тафта, Вудро Вильсона), которые последовательно усиливали участие государства в экономической деятельности.

Период Нового курса занимает в истории США особое место. Комплекс реформ (финансово-экономических, социальных, аграрных, административных и др.), проведенных через Конгресс во время первого и второго президентских сроков Рузвельта с целью восстановления экономики и финансовой системы, облегчения положения безработных, с целью предотвращения повторения Великой депрессии, не только вывели страну из кризиса, но и положили начало новой государственно-правовой идеологии сильного демократического государства, способного обеспечить своим гражданам условия для реализации ими основных прав и свобод - «Идея либерализма с ее упорством на свободу индивидуума была дополнена идеей государства благоденствия». Эта идеология стала знаменем демократической партии США. Став партией реформ, она обеспечила себе, начиная с 1930-х гг. ведущую роль, заменив в этом качестве республиканцев. Консервативная Республиканская партия в этот период была расколота, одна часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а другая - частично поддерживала её.

Сторонники реформ сформировали «Коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960-х годов, но уже с 1938 и по 1964 годы Конгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.


Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г. За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию (РФК). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и бизнес-корпорациям. В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ. Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием (прообраз будущей Fannie Mae). Было признано необходимым активизировать бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %. Другая правительственная организация - Федеральное фермерское бюро - была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Был принят первый из двух законов, носящих имя Гласа-Стигала, направленный на либерализацию Федеральной резервной системы (ФРС) и разрешающий, в частности, ей кредитовать банки-члены. Эти мероприятия потерпели полную неудачу. ФРС не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями. Он не мог ни устанавливать обязательных резервов депозитных банков, ни контролировать с полной ответственностью проведение операций на открытом рынке ценных бумаг и пр.

К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 - 1933 гг. потерпели крах 135 тысяч торговых, промышленных и финансовых фирм. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Общий национальный доход снизился на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха - безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера. Общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера с 1929 по 1933, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.

До этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка, Франклин Рузвельт, зарекомендовавший себя как дальновидный политик, понимал необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути. Ф. Д. Рузвельт был, безусловно, первым президентом, сознательно привлекшим для разработки идеологии, стратегии и программ правительственной политики ведущих ученых нации, представителей общественных наук, получивших в дальнейшем прозвище «мозговой трест». «Мозговой трест» оформился в 1932 г., во время президентской избирательной кампании. С самого начала его ведущими участниками стали профессора Колумбийского университета Р. Моли, Р. Тагвелл и А. Берли. По их свидетельству, генератором стратегии Нового курса был именно Ф.Д. Рузвельт: он определял стратегические цели преобразований, основное их содержание, а члены «мозгового треста» насыщали его установки конкретными разработками, деталями, выступали в роли научных экспертов. Программа Нового курса не носила спонтанного характера, еще в 1928 г. Ф- Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан». Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.

Рузвельт при поддержке своих советников провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие - от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа. Основные реформы «нового курса» были проведены в период первых «ста дней» президентства Рузвельта, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны. На первом этапе администрация Рузвельта осуществила ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Второй этап, характеризовался проведением ряда социальных реформ, в частности, принятием законодательства о труде.

. Основные положения программы «Нового Курса»

Реализация развернутой программы Рузвельта по выходу из кризиса, началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Содержанием «нового курса» стало проведение финансовой и банковской, промышленной, сельскохозяйственной, социальной, судебной, административной реформ.

Первым и самым не терпящим отлагательств направлением стало установление государственного контроля за финансовой (в частности банковской) сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в результате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Было проведено реформирование Федеральной резервной системы. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара.

Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблемам восстановления промышленности и ликвидации безработицы. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления (National Recovery Administration, NRA). Вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась специальными нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д. Был организован Фонд общественных работ для помощи тем, кто оказался безработным. Государство фактически взяло под свой контроль крупнейшие предприятия. В результате за первый год реализации программы «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45%. Однако в мае 1935 г. деятельность NRA была признана неконституционной и запрещена решением Верховного суда. По мнению американского экономиста Ричарда Эблинга, эта мера предотвратила окончательное превращение американской экономической системы в плановую, а государства - в корпоративное.

Для стабилизации положения в сельском хозяйстве была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, призванная сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров - и крупных, и мелких, с выплатой компенсации за необработанные земли. Сокращение посевных площадей сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота. Поощрялся экспорт пшеницы и хлопка. Устанавливались и поддерживались государственные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Государство установило основные параметры трудового права. Произошла легализация профсоюзной деятельности - работающим гражданам было предоставлено право на объединение в профессиональные союзы, которые выступали посредниками в социально-трудовых отношениях. Устанавливалась федеральная система социального страхования. Вводились (впервые в США) пособия по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны. Они устанавливались за счет специальных налогов: пенсии - за счет налогов с предпринимателей и служащих, пособия - с налогов на фонд заработной платы.

Нельзя не упомянуть и о судебной реформе, которую пытался провести Рузвельт. В истории отношения Верховного суда к законодательству «Нового курса» можно выделить три этапа: 1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г. - вынужденное санкционирование основного социального законодательства. 5 февраля 1937 г. Ф. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек. Но Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «Нового курса».

Успешное дальнейшее проведение в жизнь своего курса Рузвельт видел и в осуществлении административной реформы, предусматривающей создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано Исполнительное управление Президента США (англ. Executive Office of the President, EOP), в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Провозглашенный «Новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть - на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики. Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы. В этих законодательных актах воплотились основные реформы, поведенные Рузвельтом для вывода американской экономики из кризиса. Рассмотрим основные законодательные акты и последствия их реализации.

. Законодательство о стабилизации финансовой системы

Одной из важнейших задач первого периода «Нового курса» в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя. Поэтому свой первый рабочий день президент Рузвельт начал с принятия срочных чрезвычайных мер по спасению банков, которых в США насчитывалось около 14207, из них федеральными были 4897 банков, а остальные - местными.

В воскресенье 5 марта 1933 г. президент своим решением объявил «банковские каникулы», для того, чтобы предпринять необходимые шаги для «лечения» больной банковской системы, и заявил о созыве 9 марта специальной сессии Конгресса США. Он закрыл банки страны и запретил им производить платежи или экспортировать золотые монеты и слитки, воспользовавшись чрезвычайными полномочиями, которые предоставлялись законом «О торговле с враждебной стороной» (Trading With The Enemy Act) 1917 года, принятым во время Первой мировой войны

марта, в первый же день работы специальной сессии, на обсуждение конгресса был представлен проект закона о банках. Обсуждение заняло всего 40 минут. Через 8 часов после зачтения билля в конгрессе он был подписан президентом и стал законом. Разработанный банкирами и чиновниками министерства финансов, назначенными еще Гувером, он ни в малой степени не ущемлял интересов финансовых магнатов.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание доллара). В январе 1934 года золотое содержание доллара снизилось на 41%. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел иной путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 года золота было закуплено на 187,8 млн. долларов. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 года был принят Закон «О золотом резерве» (Gold Reserve Act), устанавливающий новую (действовавшую до 1917 года) цену на золото 35 долларов за унцию. Это привело к распределению дохода в пользу промышленного капитала. Были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.

Правительство установило жёсткие ограничения банковской деятельности. Законом Гласса Стигалла (Glass Steagall Act) от 16 июня 1933г., банкам было запрещено совмещать депозитные и инвестиционные функции для предотвращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты. Закон предусмотрел страхование вкладов для всех банков - для федеральных банков это страхование стало обязательным, для банков штатов - добровольным. На основе этого Закона в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation; FDIC), а затем Федеральная корпорация по страхованию сбережений и займов (Federal Savings and Loan Insurance Corporation, FSLIC), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения. Было проведено реформирование Федеральной резервной системы.

В том же 1933 году Конгрессом был принят Закон «О ценных бумагах» (Securities Act) с целью восстановления доверия инвесторов к рынку ценных бумаг. Согласно требованиям этого закона, инвесторы могли получить финансовую и прочую информацию о компании, выпустившей ценные бумаги. Закон запретил предоставление неверной и искаженной информации.

Правительство стремилось упорядочить и спекулятивную деятельность фондовых бирж, скандально процветавшую в предкризисный период. В развитие Закона 1933 г., в 1934 г. был принят Закон «О биржах» 1934 г. (Securities Exchange Act), на основании которого была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC). Закон 1934 г. предусматривал предоставление всем участникам рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. SEC была наделена правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Были разработаны жесткие правила деятельности для холдинговых компаний (т.е. прибыли которых основывались только на обладании акциями других предприятий).

Закон о банках от 23 августа 1935 г (билль Флетчера-Стигалла) - завершал банковскую реформу, начатую в США Чрезвычайным банковским законом 1933 г. Принятый во второй период проведения «Нового курса» Рузвельта, в условиях дальнейшего падения престижа банковской системы, Закон о банках стал вторым основным банковским законом администрации Рузвельта. Он предусматривал значительное расширение власти правительства над Федеральной резервной системой и кредитным рынком. Президент получил право назначать 7 членов Совета управляющих ФРС и через них утверждать президентов 12 федеральных резервных банков, а министр финансов и контролер валюты - право занимать место в управлении ФРС по должности. Совет устанавливал норму резервов банков - членов ФРС, регулировал учетные ставки, полностью контролировал их иностранные операции на открытом рынке и т.д. ФРС значительно расширялась, в ее рамках создавался комитет по операциям на открытом рынке, который мог проводить операции со всеми банками. Было облегчено использование федеральных резервов для кредитования банков - членов ФРС.

В результате финансово-кредитная система целиком перешла под контроль президента.

. Законодательство об улучшении положения в промышленности, меры по борьбе с безработицей

новый курс рузвельт

16 июня 1933 г. был принят один из двух наиболее важных (по мнению самого Рузвельта) законов «Нового курса» - Закон о восстановлении национальной промышленности (National Industrial Recovery Act - NIRA). Закон вводился на два года. Для его проведения была создана Национальная администрация восстановления (NRA), в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели Американской федерации труда (American Federation of Labor). Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бойкотировало.

Закон NIRA вводил систему государственного регулирования промышленных отраслей экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на Кодексы честной конкуренции (Fair-trade acts), в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. В соответствии с Законом NIRA вся промышленность была разделена на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.

Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию развития общественных работ (Works Progress Administration, WPA), которую возглавил министр внутренних дел Гарольд Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долларов, сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были: создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 доллар в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тысяч человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными - на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тысячам человек. Для трудоустройства безработных на Юге США создавалась современная инфраструктура - строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее.

Сначала NIRA был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, но к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию - Американскую лигу свободы. Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали NIRA с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что NIRA ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.

. Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве

Весной 1933 г. начался новый подъем фермерского движения. Фермерская стачечная организация требовала решительных действий со стороны государства. Таких как: повысить цены на сельскохозяйственные продукты, урезать баснословные прибыли посредников, выдачи пособий нуждающимся и прекращения продаж имущества разорившихся. Президент Федерации фермерских бюро Эдвард ОНил в начале 1933 г. предупреждал комитет сената: «Если что-нибудь не будет сделано для американского фермера, менее чем через двенадцать месяцев в деревне разразится революция».

Фермерская стачечная организация наметила национальную забастовку на 13 мая. Но уже 12 мая 1933 г. для выхода из сельскохозяйственного кризиса Конгрессом принимается очень важный Закон о помощи фермерам («Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве» - Agricultural Adjustment Act - ААА) - о смягчении бедственного положения национальной экономики путем повышения покупательной способности сельского хозяйства, о проведении упорядочения ликвидации акционерных земельных банков и проведении других необходимых мер. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration - ААА).

Этот орган «регулировал» цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объем производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей: «Каждому такому производителю, согласившемуся на уменьшение продукции, министр сельского хозяйства направит, без права его дальнейшей передачи, оптационный контракт о продаже вышеуказанному производителю такого количества хлопка из запасов, находящихся в распоряжении и под контролем министра сельского хозяйства, на которое данный производитель хлопка дал согласие уменьшить его производство... Министр сельского хозяйства уполномочивается: С помощью заключаемых на основе добровольности соглашений с производителями или с помощью других методов принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных продуктов». Сокращение посевных площадей для поднятия цен в голодающей Америке сопровождалось уничтожением уже готовой продукции. Были перепаханы миллионы гектаров земли, засеянной хлопчатником и пшеницей, были уничтожены миллионы голов скота, сожжены огромные запасы зерна.

Создание ААА все же привело к ожидаемым результатам: продажа с аукционов почти прекратились, закладные продлевались. Инфляция привела к облегчению тяжести фермерской задолженности и одновременно помогла продвижению американских товаров на зарубежных рынках. Закон вызвал ярое негодование банкиров: вместо 16% с суммы займа они могли получать 5%. Правительство их жалобы игнорировало.

января 1934г. был принят Закон о рефинансировании фермерских закладных (Farm mortgage refinancing Act), который создавал механизм рефинансирования долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга. В 1933 году была учреждена также Администрация фермерского кредита (Farm Credit Administration, FCA), которая предоставила кредит главным образом крупным фермерам на сумму в 2 млрд. долларов. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тысяч) разорились и были проданы с молотка.

Меры, предусмотренные рассмотренными законами, прежде всего, затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился.

С подписанием 1 марта 1936 г. Закона о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка (Soil Conservation and Domestic Allotment Act) открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали.

Закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act) подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, Закон 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний государства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы», согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров.

. Трудовое и социальное законодательство

В области восстановления деловой активности меры, принятые правительством в необычайной спешке, привели к определенному улучшению. Однако в плане решения острейшей национальной проблемы, непосредственно касавшейся судеб миллионов людей, - проблемы занятости - достижения администрации были весьма скромными. Многие исследователи говорят даже о провале программы борьбы с безработицей, осуществляемой под эгидой различных правительственных ведомств начиная с 1933 г.

В силу того, что политика администрации Рузвельта в деле оказания помощи безработным и решения проблемы занятости преследовала весьма ограниченные цели и не отличалась последовательностью, процесс обнищания больших масс городского населения страны так и не удалось приостановить. Зимой 1934 г. число тех, кто получал прямую материальную помощь по безработице, составляло свыше 20 млн. человек. Но размеры этой помощи не превышали 16 долларов в месяц на семью из четырех человек. К 1937 г. это пособие в связи с ростом стоимости жизни было несколько повышено (до 20 долларов), однако и эта сумма не покрывала самых скромных расходов на питание, не говоря о прочих статьях семейного бюджета.

Рабочее движение продолжало развиваться по восходящей линии, причем эпицентр активности сместился на территории действующих предприятий, в ведущие отрасли американской промышленности. Уже в 1933 г. бастовало свыше миллиона американских рабочих, отстаивая приемлемые условия существования и право организации в профсоюзы. В 1934 г. число участников забастовочного движения достигло 1,5 млн. человек. В борьбу включились десятки тысяч рабочих автомобильной промышленности (Детройт, Толидо), текстильщики (Фол-Ривер), шахтеры (Алабама), портовики западного побережья, строители, рабочие алюминиевых предприятий, водители такси Филадельфии, швейники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и т.д. Стоит отметить, что рабочие не ограничивались только экономическими требованиями, а повсеместно добивались осуществления и законодательного закрепления тех основных прав на коллективную защиту от крайностей капиталистической эксплуатации, которые формально были гарантированы NIRA.

В этих условиях от правительства требовались решительные меры, способные предотвратить социальный взрыв. Чтобы не было сомнений в действительности социальных мероприятий, правительство инициировало принятие новых трудовых законов. 19 июня в послании к конгрессу президент предложил ввести прогрессивный налог на крупные состояния и прибыли корпораций, а 5 июля 1935 г. был подписан Закон Вагнера о трудовых отношениях (National Labor Relations Act), подтвердивший и усиливший права рабочих на организацию в профсоюз и коллективный договор, зафиксированные в статье 7-а NIRA.

Закон Вагнера не только впервые в истории США провозгласил официальное признание профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих прав: в ст. 7 закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей. Закон Вагнера запрещал работодателям: «препятствовать… в осуществлении прав» рабочих; вмешиваться в действия рабочих, «направленные на создание какой-либо организации или мешать им оказывать финансовую или какую-нибудь другую необходимую поддержку такой организации»; отказываться от переговоров о заключении коллективного договора. Помимо этого, в законе отмечалось, что «ни одно из положений… закона не должно истолковываться как препятствующее или ограничивающее… право на объявление стачек». Хотя Закон закреплял право рабочих на забастовку, всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган - Национальное управление по трудовым отношениям (National Labor Relations Board, NLRB), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.

Закон Вагнера создал определенный дисбаланс политических сил, ограничивая свободу действий только в отношении предпринимателей, что не могло не вызвать бурного протеста с их стороны. Борьба вокруг Закона 1935 г. началась сразу же после его принятия. В нее включились возникшая в это время антирузвельтовская организация Американская лига свободы и такие крупные организации американского бизнеса, как Национальная ассоциация промышленников, Торговая палата и др. До 1937 г. борьба велась за признание закона неконституционным, затем за пересмотр его Конгрессом, в котором за последующие 10 лет было рассмотрено около 200 соответствующих законопроектов. В 1947 г. такой пересмотр состоялся, был принят Закон Тафта-Хартли, который действует до сих пор.

Еще одним важным шагом в направлении улучшения социального положения рабочих стало принятие в августе 1935 года Закона о социальном обеспечении (Social Security Act). Законом вводились (впервые в США) пособия по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения.

Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог па индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5 % через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5 %.

Закон не распространялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, таким образом, интересы только половины всех работающих по найму лиц. Кроме того, уровень страховых выплат был крайне низок. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

В 1938 году принимается Закон о справедливых стандартах труда (Fair labor standards Act, FLSA), фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы. Справедливые условия труда были распространены на всю промышленность, вводилась минимальная оплата труда (0,25 долларов в час), проведено было сокращение рабочей недели с нормативной оплатой (до 40 часов). Закон устанавливал оплату сверхурочных работ в полуторном размере и запрещал детский труд.

Впоследствии были приняты и другие законы, дополняющие, корректирующие законодательство «нового курса», но главные направления экономической и социальной политики американского государства оставались неизменными. Самый длительный эффект из программных законов «Нового курса» имели Закон о социальном страховании, заложивший основы современного социального законодательства в стране, и Закон Вагнера, поскольку он закреплял официальное признание роли профсоюзов. В заключение необходимо отметить, что социальные реформы, проводимые в период «Нового курса» были результатом движения «снизу». Рузвельту постоянно приходилось искать компромиссное решение, для того, чтобы поддерживать стабильность в стране. Реформам социальной направленности противостояли крупные предприниматели, капиталисты, корпорации, консервативно настроенные конгрессмены. Только мощное давление «снизу», грозившее вылиться в мятеж, социальный взрыв способствовало принятию тех или иных социальных законов.

Заключение

Официальное «закрытие» политики «Нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в марте 1939 г.

Оценивая «Новый курс», нужно отметить, что политика «Нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к формированию как экономических, так и социально-политических основ государственно-монополистического капитализма (ГМК) в США. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933-1934 гг. и, особенно, 1935-1938 гг. заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия, механизмы государственного регулирования экономики и социальной сферы вошли в плоть и кровь правовой системы. Со времени Рузвельта профсоюзы полностью интегрированы в капиталистическую экономику, трудовое законодательство умножилось, фермеры живут на субсидиях, а немалая часть городского населения на пособиях, растет социальное обеспечение, финансовые учреждения обложены жесточайшим регулированием и т.д. Совершенствование методов государственного регулирования капиталистической экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и кредита, направленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим направлением эволюции американского капитализма.

Историческое значение «Нового курса» сложно переоценить, Рузвельт положил начало переходу к «социальной рыночной экономике», «государству всеобщего благоденствия». Особенно важно, что усиление государственного вмешательства в экономику не ослабило, а усилило демократию - не только укрепило политические права, но и предоставило социальные гарантии этих прав.

Список литературы

1.Новая и новейшая история стран Европы и Америки в 3 ч. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. / Ч. 3: Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК. Становление постиндустриального общества.

.Калашникова Е.В. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США (начало) / #"justify">.Крединс Н.Е. Уроки истории (экономический кризис в 30-х годах в США). / Ж. Финансовый менеджмент. №3, 2001. / www.finman.ru

.Рогулев Ю.Н. Франклин Рузвельт. Четырежды президент. / Элитариум: Центр дистанционного образования www.elitarium.ru

.Ф.Д. Рузвельт. Беседы у камина. Перевод А.Б. Шаракшанэ, комментарии Ю.Н. Рогулева. М.: ИРТК, 2003. / http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/modern.htm

Похожие работы на - Законодательство 'Нового курса' Ф. Рузвельта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!