Валютный контроль в неторговом обороте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный контроль в неторговом обороте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Омский государственный технический университет»

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело »





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Валютный контроль в неторговом обороте

по дисциплине «Таможенное дело»

Студент Морозова Ольга Александровна

Руководитель работы

Коновалов Игорь Александрович







Омск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Основные положения валютного контроля

1.1       Понятие, цели и методы валютного контроля

.2         Виды и сущность валютного контроля

.3         Органы осуществляющие валютный контроль

1.4 Таможенные органы как агенты валютного контроля

Глава 2. Валютный контроль в неторговом обороте

.1 Понятие и сущность валютного контроля в неторговом обороте

.2 Нормативно правовая база

.3 Паспорт сделки

2.4 Ответственность за нарушение валютного законодательства

Глава 3. Контроль за перемещением валюты и ценных бумаг

.1 Ввоз и вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков

.2 Особенности декларирования

.3 Статистика валютного контроля

Заключение

Список литературы

Введение


Валютная политика государства является одним из инструментов регулирования внешнеэкономических отношений страны, и является частью государственного контроля обеспечения законности проведения валютных операций. Направление и формы, валютной политики, определяются валютно-экономическим положением страны, а так же расстановкой сил на мировой арене. Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых органами власти в сфере валютных и иных экономических отношений на национальном и международном уровнях.

Валютный контроль является одним из главных элементов государственной финансовой системы. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими потоками валют и капиталов. Одним из важнейших направлений валютного контроля - контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта и импорта. Таможенные органы осуществляют валютный контроль с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

Актуальность данной темы состоит в том что, валютный контроль является важнейшим участником финансовой системы, который регулирует устойчивость курса национальной валюты и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных фондов, обеспечение соблюдения законодательства при совершении валютных операций, а так же состояние внешнеэкономического и инвестиционного потенциала страны.

Объектом исследования данной курсовой работы является анализ литературы и нормативной документации по теме исследования.

Предмет - валютный контроль в неторговом обороте. Целью написания курсовой работы является изучение теоретических, методических и практических аспектов изучения валютного контроля в неторговом обороте.

Исходя из поставленной цели, в настоящей работе предпринята попытка решения следующих основных задач:

изучить литературу по теме исследования;

изучить понятие, сущность и виды валютного контроля;

ознакомиться с органами осуществляющими валютный контроль;

исследовать правовую базу валютного контроля в неторговом обороте;

рассмотреть санкции за нарушение правил валютного контроля.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды ведущих ученых по исследуемой теме, а так же при написании курсовой работы использовалась нормативно-правовая база и информация в Интернете.

Глава 1. Основные положения валютного контроля


1.1    Понятие, цели и методы валютного контроля

Осуществляя регулировании внешнеэкономической деятельности, таможенные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Одним из направлений их деятельности является валютный контроль. Необходимость осуществления валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товаров как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами (например, туристами), поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.

Валютный контроль - это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными субъектами валютного контроля в области таможенного дела являются таможенные органы и банки, уполномоченные на осуществление такой деятельности государством.

Целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки - денежных средств в иностранной валюте или в валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Таким образом, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом ВЭД на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке. [9, с. 23-25]

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.[4]

Основными направления валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операция нерезидентов в валюте Российской Федерации.[4]

Методы валютного контроля - это приемы и способы его осуществления. Методами валютного контроля является наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Наблюдение - ознакомление с деятельность объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования.

Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических и математических приемов. Метод может применятся как дополнительный.

Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

Ревизия - изучение любых сторон финансово - хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.[10, с.123-131]

.2      Виды и сущность валютного контроля

Под формой валютного контроля подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Например, оформление паспорта сделки как основного документа валютного контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяются три формы контроля - предварительный, текущий и завершающий.

В зависимости от форм осуществления можно выделить следующие виды валютного контроля в таможенной сфере:

) валютный контроль за экспортом товаров;

) валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

) валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями.

Валютный контроль предполагает контроль за перемещением через таможенную границу РФ таких разновидностей товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений. Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов:

)        Юридического лица - экспортера;

)        Уполномоченного банка;

)        Таможенного органа.

Срок поступления валютной выручки от экспорта товаров составляет 90 дней с даты фактического их вывоза. Таможенный орган подтверждает дату фактического вывоза товаров за границу. Если срок поступления валютной выручки, установленный во внешнеторговом контракте, превышает 90 дней, экспортер должен получить соответствующее разрешение. Валютная выручка в полном объеме должна быть зачислена на валютный счет предприятия-экспортера. После этого в течение семи календарных дней до 30 % иностранной валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке. Оставшаяся часть переводится на текущий валютный счет, а образовавшаяся рублевая масса - на расчетный счет предприятия.

.3      Органы осуществляющие валютный контроль

В соответствии с частью 1,2 ст.22 Федерального закона 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля являются Центральный Банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.[2]

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Центральный банк РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществлении валютных операций на российской территории и за границей, выдает разрешения на открытие счетов за границей.

Федеральная налоговая служба России обеспечивает валютный контроль:

внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально - вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность);

обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории Российской Федерации;

полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль:

за перемещением валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации;

валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ФТС России совместно с Банком России. [11, с. 45-49]

.4 Таможенные органы как агенты валютного контроля

В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

законностью операций неторгового характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;

соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции. [12, с.36-42]

Субъектами, реализующими функции по валютному контролю, являются:

)        в Федеральной таможенной службе России - управление валютного контроля;

)        в региональном таможенном управлении - отдел валютного контроля;

)        на таможне - отдел (отделение) валютного контроля или отдел валютного контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного оформления и таможенного контроля;

)        на таможенном посту - должностные лица, ответственные за осуществление соответствующих процедур.

При этом вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

Управление валютного контроля ФТС России осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность, в том числе осуществляя и методического руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов, по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним, контроля за перемещением валюты и валютных ценностей в соответствии с нормативными правовыми документам ФТС России. [13, с. 145-149]

Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

Глава 2. Валютный контроль в неторговом обороте

 

.1 Понятие и сущность валютного контроля в неторговом обороте

таможенный валютный контроль неторговый

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

При пересечении границы Российской Федерации в ту или иную сторону без каких либо ограничений и заполнения пассажирской таможенной декларации можно провозить сумму не больше или равную 10 000 долларов США.

.        10 000 - это сумма всех имеющихся с собой валют, поэтому если у человека с собой есть 7 000 долларов + 30 000 рублей + 3 000 евро в дорожных чеках, то ему придётся заполнять декларацию и проходить через «Красный коридор»

.        10 000 долларов - сумма на каждого человека, включая детей. Так, пара с ребёнком может в сумме без декларирования провезти до 30 000 долларов.

.        Деньги на карточках и в эту сумму не входят. Таможенных офицеров интересует исключительно наличность. Само наличие у человека подобных карт также декларировать не нужно.

.        Деньги в дорожных чеках считаются за наличность, поэтому их и нужно плюсовать к наличным.

При ввозе или вывозе денег на сумму, превышающую 10 000 долларов США, человеку необходимо декларировать всю сумму полностью.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Перерасчет суммы перемещаемой валюты, а так же ценных бумаг в доллары США осуществляются по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

Для целей декларирования принимается:

) для эмиссионных ценных бумаг - номинальная стоимость ценных бумаг;

) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты, - соответствующая сумма в валюте государства-члена ТС или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага. [17]

2.2 Нормативно правовая база


Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно - правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.[10,с. 77-78 ]

В законодательных актах и ведомственных инструкциях по валютным вопроса определены:

основные принципы осуществления валютных операций;

виды валют и валютных ценностей, применяемы в РФ;

права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютами и валютными ценностями на территории РФ;

полномочия и функции органов и агентов валютного контроля;

положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с таможенным регулированием и его законодательном оформлении.

Основными законодательными актами и нормативными материала являются:

Конституция РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 02.07.2013г.);

Таможенный кодекс таможенного союза;

Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Инструкция Банка России от 28.04.2004 № 113-И (ред. от 29.11.2006г., с изм. от 02.04.2010) «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

Инструкция Банка России от 4.06.2012 № 138-И (ред. от 1.10.2012г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И (ред. от 28.04.2012г.) «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».

2.3 Паспорт сделки


Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операция между резидентами и нерезидентами (Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банками документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»). [6]

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) (далее - паспорт сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемую таможенный процедуру, если перемещение товаров через часть таможенной границы Таможенного Союза проходящей через Таможенную границу ТС, либо изменение их таможенной процедуры осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки; [15]

Паспорт сделки не представляют при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещение припасов, иные специальные таможенные процедуры (раздел 7, главы 27 и 32 ТК ТС):

.        Не требуется повторного представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации, если паспорт сделки представлялся при помещении товаров на основании того же договора под ранее заявленную таможенную процедуру (в этом случае при их декларировании путем подачи грузовой таможенной декларации в графе 28 под номером 1 указывается код таможенной процедуры, при заявлении которого представлялся паспорт сделки);

.        Не требуется представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки. [2]

Формы (бланки) паспортов сделок приведена в Приложении 4 к Инструкции ЦБ № 138-И. Предусмотрены разные формы ПС для контрактов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ (форма 1,Приложение А) и для кредитных договоров, договоров займа (форма 2, Приложение Б). [6]

.4     
Ответственность за нарушение валютного законодательства

Юридическая ответственность - это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписания правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным, таможенным и уголовным законодательством РФ.

В соответствии с административным законодательством:

.        Осуществление незаконных валютных операций - влечет наложение штрафа граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех до четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

.        Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ, на должностных лиц - от пятидесяти до ста МРОТ, на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи МРОТ.

.        Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки - влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

.        Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ - влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

.        Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги - влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных, средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

.        Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям - влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц -от четырехсот до пятисот МРОТ.

.        Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и из РФ валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме - влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ.

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в пунктах 1, 3, 4 и 5, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. [3]

В соответствии с уголовным законодательством невозвращение в крупном размере (более пяти миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Основные виды ответственности установлены п.1 ст. 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:

взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений валютного законодательства:

отсутствие учёта валютных операций;

ведение учёта валютных операций с нарушением установленного порядка;

непредставление или несвоевременное представление органами и агентами валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственно в виде штрафов в пределах суммы, которая:

. не была учтена;

. была учтена ненадлежащим порядком;

. по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:

взыскания в доход государства сумм, указанных в п. 1 ст. 14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным Банком РФ в соответствии с законами РФ;

приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание, предусмотренных настоящей статьей, санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных нарушениях.

Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.

Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления - не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения.

В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры. [13, с.152-159]

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:

с юридических лиц в бесспорном порядке;

с физических лиц - в судебном порядке.

Глава 3. Контроль за перемещением валюты и ценных бумаг

 

.1 Ввоз и вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков


Порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков определен Договором о порядке перемещения физическими лицами денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза.

.        При единовременном ввозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию.

.        При единовременном ввозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию.

Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков:

.        При единовременном вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

.        При единовременном вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации. [14]

3.2 Особенности декларирования


Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации утвержден Решением комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N287.

Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра «Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». Дополнительный формуляр заполняется физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, при перемещении:

наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков, в сумме превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США;

иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, чеки(банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата). При заполнении формуляра указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средств, дорожных чеков и денежных инструментах. [8]

Также необходимо учитывать следующие особенности:

.        При заполнении формуляра указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.

.        Декларация наличных денег заполняется в двух экземплярах и подписывается декларантом. Дополнительно декларантом проставляется дата заполнения формуляра.

.        Один экземпляр декларации наличных денег совместно с основным формуляром остается в таможенном органе. Второй экземпляр декларации наличных денег с соответствующей отметкой таможенного органа остается у декларанта.

.        В пункте 1 декларант указывает сведения о себе. Адрес места пребывания (регистрации) на территории таможенного союза и реквизиты документа, подтверждающего право пребывания на территории таможенного союза (при наличии), заполняются лицами, не являющимися лицами государств-членов таможенного союза.

.        В пункте 2.1. указывается сумма для каждого вида перемещаемой валюты, в том числе государств-членов таможенного союза, в единицах валюты.

.        В пункте 2.2 декларант указывает номинальную стоимость либо соответствующую сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, указывается количество вывозимых денежных инструментов.

.        В пункте 3 декларант проставляет отметку «иное лицо» в случае перемещения наличных денежных средств (денег), не являющихся собственностью физического лица. В случае указания «иного лица» в пункте 3.1 декларант указывает наименование и адрес местонахождения (юридический адрес) предприятия, компании или организации, которой принадлежат перемещаемые денежные средства и (или) денежные инструменты.

.        В пунктах 4 или 5 в случае, если декларантом указано «прочее», необходимо указать источник доходов или предполагаемое использование декларируемых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

.        В пункте 6 декларант в графе «Страна убытия» указывает начальный пункт маршрута (страну, из которой вывозятся либо были вывезены декларируемые наличные денежные средства и (или) денежные инструменты), а в графе «Страна прибытия» - страна, являющаяся конечным пунктом следования декларанта. Соответственно, датой убытия является дата выезда из страны убытия, а датой прибытия - дата прибытия в конечный пункт маршрута.

.        В пункте 6.1. декларант указывает вид транспорта, которым он прибыл на территорию таможенного союза либо убывает с территории таможенного союза. [8]

Кроме того, в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании.

3.3 Статистика валютного контроля


Начиная с 2010 года благодаря усилиям ФТС России во взаимодействии с Банком России отмечается постепенное снижение объемов незаконных валютных операций, в том числе невозвращаемой экспортной выручки в сфере внешнеторговой деятельности в среднем на 20% в год.

На диаграмме показана динамика объемов незаконно невозвращенных в Российскую Федерацию денежных средств от внешнеторговой деятельности в 2010-2012 гг. (млрд. руб.)


Позитивная динамика достигнута благодаря совместным усилиям ФТС России и Банка России по противодействию использованию подложных таможенных деклараций в качестве документов, обосновывающих перевод денежных средств в пользу иностранного лица. В настоящее время ФТС России в режиме, близком к реальному времени (не более 3-х дней), передает Банку России, а через систему территориальных учреждений Банка России и в уполномоченные банки информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары. Это обеспечивает надлежащий контроль достоверности представляемых в банки деклараций.

Следует подчеркнуть, что таможенные органы играют определенную роль в системе государственных органов, обеспечивающих противодействие незаконным финансовым операциям. Они действуют строго в рамках, установленных законодательством Российской Федерации.

ФТС России, как и ФНС России, является агентом валютного контроля. В соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, в режиме, близком к реальному времени, агент валютного контроля передает информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства в Росфиннадзор - орган валютного контроля, который уполномочен применять соответствующие санкции.

Кроме того, в случаях выявления преступлений, таможенные органы передают сообщения об этом в органы внутренних дел в течение десяти суток. При выявлении фактов участия банков в схемах незаконного вывода капитала соответствующая информация направляется в Банк России для инспектирования их деятельности.

После вступления в силу в 2004 году действующего Закона о валютном регулировании и валютном контроле, ФТС России, ФНС России и Росфиннадзор неоднократно выступали с предложениями по внесению изменений в законодательство, направленными на повышение эффективности противодействия оттоку денежных средств из Российской Федерации, в том числе, и по противодействию созданию и деятельности фирм-однодневок.

Так, например, в результате более чем двухлетней кропотливой работы ФТС России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти были подготовлены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации. В частности - новая редакция статьи 193 и новая статья 193(1) «Совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».



Заключение


На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного контроля. В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», валютным контролем является контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Валютный контроль в неторговом обороте обеспечивает соблюдение норм и правил перемещения через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного контроля, функционирование органов контроля и применяемые санкции при нарушении правил и действующего законодательства. К главным нормативным документам относится: ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле», Административный кодекс, Инструкция Банка России от 28.04.2004 № 113-И (ред. от 29.11.2006г., с изм. от 02.04.2010) «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», Инструкция Банка России от 4.06.2012 № 138-И (ред. от 1.10.2012г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» и так далее.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операция между резидентами и нерезидентами (Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банками документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»).

Таможенные органы возложена обязанность контроля за законностью операций неторгового характера: перемещением наличной валюты РФ, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей. По итогам 2012 года благодаря усилиям ФТС России во взаимодействии с Банком России отмечается постепенное снижение объемов незаконных валютных операций, в том числе невозвращаемой экспортной выручки в сфере внешнеторговой деятельности в среднем на 25% в год.

Таким образом была достигнута цель курсовой работы, а именно изучение валютного контроля в неторговом обороте.

Список литературы


1.      Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

.        Таможенный кодекс таможенного союза (ред. от 16.04.2010 г.)

.        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013 г.)

.        Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2002 № 173-ФЗ (действующая редакция от 01.09.2013)

.        Инструкция Банка России от 28.04.2004 № 113-И (ред. от 29.11.2006г., с изм. от 02.04.2010) «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

.        Инструкция Банка России от 4.06.2012 № 138-И (ред. от 1.10.2012г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

.        Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И (ред. от 28.04.2012г.) «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».

.        Решение комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации"

.        Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. - М.: ТЕИС, 2010-5

.        Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

.        Яковлев Е.П. Валютный контроль в России: актуальные вопросы / Е. П. Яковлев // Финансы. - 2009. - №1

.        Бочаров В.В. Финансы. СПб.: Питер, 2008.

.        Ершов М. В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире. - М.: Экономика, 2009. - 319 с.

14.    Общие положения о ввозе и вывозе валюты, дорожных чеков, ценных бумаг [Электронный ресурс]: http://customsexpert.ru/practicum/individuals/o-vvoze-i-vyvoze-valyuty.htm

.        Паспорт сделки по валютным операциям [Электронный ресурс]: http://www.pvs.ru/info/currency/ps.html

.        Статья: «ФТС России эффективно осуществляет валютный контроль в соответствии с возложенными функциями» [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/02/15/0006

.        Ввоз и вывоз валюты [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/nat/0040000001

Похожие работы на - Валютный контроль в неторговом обороте

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!