Валютная система

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютная система

Оглавление

1. Сущность и функции валютной системы

2. Валютное законодательство РФ

3. Функции валютного законодательства, органы и агенты валютного контроля

4. Центральный банк как регулятор валютного рынка РФ

Список литературы

1. Сущность и функции валютной системы

Международная торговля товарами и услугами, международное научно-техническое и производственное сотрудничество, международная миграция капитала ведут к возникновению взаимных денежных требований и обязательств субъектов различных стран. Совокупность денежных отношений, определяющих платежно-расчетные операции между национальными хозяйствами, называется валютными отношениями.

Чтобы регулировать возникшие валютные отношения между странами, необходима валютная система. Валютная система - совокупность денежно-кредитных отношений на базе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка, закрепленная в международных договорных и государственно-правовых нормах.

По мере интернационализации хозяйственных связей формируются национальная, региональная и мировая валютные системы.

Первой возникла национальная валютная система - форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права. Национальная валютная система является составной частью внутренней денежной системы и определяется характерными чертами последней, но она относительно самостоятельна и выходит за национальные рамки.

Функции национальной валютной системы:

·формирование и использование валютных ресурсов;

·обеспечение внешнеэкономических связей страны;

·обеспечение оптимальных условий функционирования национального хозяйства.

Мировая и региональная валютные системы носят международный характер и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности субъектов национальных экономик. Региональная валютная система - форма организации валютных отношений государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример - Европейская валютная система.

Мировая валютная система (МВС) - глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой, - валютный механизм. Валютные отношения - это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках для осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

Виды валютно-кредитных отношений:

·расчётные операции, т.е. операции, связанные с расчётом за поставленные товары, оказанные услуги;

·кредитные операции (кредитование, лизинг, факторинг, форфейтинг);

·международные денежные переводы;

·ввоз и вывоз, а также пересылка валютных ценностей;

·операции в валюте, связанные с гражданско-правовыми отношениями (выплата заработной платы, стипендий, пособий, пенсий, алиментов, денежные компенсации, платежи, связанные с принятием наследства;

·другие операции неторгового характера (например, обмен валюты и др.).

Валютный механизм - правовые нормы и представляющие их инструменты, как на национальном, так и на международном уровнях. В разных странах действуют соответствующие системы, формы и методы регулирования валютно-кредитных отношений. В целом в мире наблюдается тенденция либерализации этого вида отношений, т.к. это соответствует общей мировой тенденции экономических, финансовых отношений, связанных с глобализацией.

Регулирование валютно-кредитных отношений осуществляется на разном уровне:

·на мировом уровне путём принятия международных соглашений, в рамках формирования мировой валютной системы;

·на региональном уровне путём создания региональной валютной системы;

·на национальном уровне путём принятия соответствующих нормативных актов.

В качестве основных функций мировой валютной системы можно выделить:

·опосредование международных экономических связей;

·обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;

·обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;

·регламентацию и координацию режимов национальных валютных систем;

·унификацию и стандартизацию принципов валютных отношений.

2. Валютное законодательство РФ

Валютное законодательство РФ представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"; другие федеральные законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.

Основу валютного законодательства составляет Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. № 3615-1, с принятием которого в валютной политике страны были произведены коренные преобразования. Закон определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Закон состоит из трех разделов:

. Общие положения

. Валютное регулирование

. Валютный контроль.

Согласно Закону, к валюте РФ относятся:

·находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты,

·средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ,

·средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ.

Иностранная валюта определена как:

·денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки,

·средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под понятием "валютные ценности", в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", понимаются:

·иностранная валюта,

·ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте,

·драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме ювелирных изделий и их лома).

Согласно Закону, к валютным операциям относятся:

·операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте,

·ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей,

·осуществление международных денежных переводов,

·расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Действующим законодательством в области валютного регулирования валютные операции подразделяются по своему содержанию на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

·переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней,

·получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней,

·переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала,

·переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных операций.

Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции является соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен контракт предприятия-резидента с иностранной фирмой.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:

·прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием,

·портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг,

валютный рынок система российский

·предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней,

·предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и по импорту товаров, работ, услуг,

·все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Указанные валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Валютные операции могут совершаться как гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

·физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ,

·юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ,

·предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ,

·дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ,

·находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.

К нерезидентам относятся:

·физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ,

·юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ,

·предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ,

·находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства и международные организации,

·находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Законодательство Российской Федерации дает разграничение валютных операций резидентов и нерезидентов.

Валютные операции резидентов РФ включают в себя:

·текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений,

·валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБР,

·право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил,

·право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке РФ в порядке, предусмотренном Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",

·физические лица-резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ ранее переведенные, ввезенные или пересланные в РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации включают в себя:

·наличие права без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил,

·право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, установленном ЦБ России,

·право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Россию или приобретены в РФ на основаниях, указанных в предыдущем подпункте, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е. банками, имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.

Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия лицензии или разрешения ЦБ РФ. Однако бывают исключения. Резиденты должны обратиться в ЦБ РФ за получением разрешения на совершение валютной операции в следующих случаях:

·если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней,

·если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90 дней от даты их оплаты; то же самое относится к платежам по консигнационным соглашениям, по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам, по реэкспортным сделкам,

·если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту.

Все валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензий ЦБ РФ. Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только банками, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.

Генеральная лицензия разрешает проведение валютных операций как на территории РФ, так и за ее пределами. При наличии генеральной лицензии банки могут вести расчеты на территории РФ и устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Генеральная лицензия дает право на совершение коммерческим банком всех банковских операций в иностранной валюте, позволяет выполнять все сделки на международных валютных биржах, арбитражные сделки и другие валютные операции, заключать любые корреспондентские отношения.

Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на территории РФ без ограничений, а за границей - устанавливать корреспондентские отношения с шестью иностранными банками.

Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах РФ и установление корреспондентских отношений без специального разрешения ЦБ РФ со следующими банками: Московским Народным банком (Лондон, Сингапур); Эйробанком (Париж), Ист-Вест-Юнайтед Банком (Люксембург), Ост-Вест-Хандельсбанком (Франкфурт), Донау-Банком (Вена), т.е. с иностранными банками, в уставном капитале которых ведущая роль принадлежит Центральному банку РФ и другим уполномоченным банкам. Если банк, обладающий расширенной лицензией, устанавливает корреспондентские отношения с указанными банками, то они не входят в квоту шести банков-корреспондентов. Наличие внутренней лицензии позволяет банку осуществлять только валютные операции с клиентами, а корреспондентские отношения устанавливать через уполномоченные банки. Однако в порядке исключения при наличии обоснованных причин ЦБ РФ может разрешить банку, имеющему внутреннюю лицензию, открыть счет в иностранном банке.

Банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.

Необходимо иметь в виду, что любые сделки по купле-продаже иностранной валюты за рубли между резидентами и нерезидентами, совершенные минуя уполномоченные банки, являются недействительными.

Основополагающая роль в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" отведена Центральному банку России. ЦБ РФ наделен следующими функциями:

·определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,

·издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами,

·проводит все виды валютных операций,

·устанавливает правила проведения в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ,

·устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ,

·устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии,

·устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления,

·готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам,

·выполняет другие функции, предусмотренные законом.

Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты в РФ должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты требований нерезидента или обязательств последнего, а также каким-либо способом уменьшать сумму этих требований и обязательств.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента, за границей только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк плательщика. Эти данные обязательны, т.к. необходимы для осуществления валютного контроля.

Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей может быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ РФ учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для осуществления которых предполагается открыть соответствующий счет за границей. Причем учитывается также и возможность открытия такого счета в уполномоченных банках РФ.

В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за границей его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам средств на счете, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ во время отчетного периода. Сумма средств на счетах за границей не должна превышать рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, с целью проведения которых был открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в РФ.

Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда валютная выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит обязательному переводу в РФ. К таким случаям относятся:

·валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представлявшие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов (на период строительства),

·валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, которые используются для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций),

·валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий).

После завершения строительства, проведения фондовых операций, выставок, спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть реализован на валютном рынке.

На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения ЦБ РФ, который определяет порядок и сферу их обращения.

Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в следующих случаях:

·в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями,

·при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за их услуги,

·при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ,

·за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий,

·при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции,

·при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров,

·при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций

·при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам внешнеэкономических связей, а также физическим лицам-резидентам вывозить и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации государственных займов, акций российских предприятий и организаций в рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются Центральным банком РФ.

Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля.

Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в РФ из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные законодательством РФ.

Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:

·передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели,

·дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам,

·завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования,

·приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установил не только основные понятия валютного законодательства, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:

·Центральный банк Российской Федерации

·Правительство Российской Федерации

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля и подотчетны Центральному Банку, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному комитету.

В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный банк России была возложена функция основного органа валютного регулирования в стране.

3. Функции валютного законодательства, органы и агенты валютного контроля

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную. Регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.

Основной целью валютного контроля, согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Законом определены основы организации и осуществления валютного регулирования. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется другими законодательными и иными нормативными актами.

Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Валютные ограничения предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.

В настоящее время по установившейся традиции и законодательству каждой страны ввоз иностранной валюты на свою территорию не ограничивается, что является одной из форм привлечения иностранной валюты в свою страну. Но необходимо обязательное оформление документа на вывозимую валюту, каковым в данном случае выступает таможенная декларация. Вывоз иностранной валюты из Российской Федерации осуществляется по разрешению, выдаваемому уполномоченным банком или его филиалом, подразделением, обменным пунктом. Норма вывоза иностранной валюты на одного российского гражданина без предъявления таможенной декларации или без разрешения уполномоченного банка устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Рассмотрим теперь контрольную функцию валютного законодательства. Эффективный контроль над соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования. Развитие валютного рынка невозможно без действенной системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

Отличием Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от его союзного аналога стала детальная разработка процедуры валютного контроля. Законом предусмотрена система органов валютного контроля, включающая Центральный банк и Правительство и подотчетных им агентов валютного контроля. Для каждого звена данной системы установлен свой объем полномочий, дается определение прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих валютный контроль. Одновременно оговариваются права и обязанности резидентов и нерезидентов как объектов валютного контроля.

В соответствии со ст.10 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", валютный контроль ведется по следующим основным направлениям:

·определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий,

·проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации,

·проверка обоснованности платежей в валюте,

·проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами. В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, и организации, на которые органами валютного контроля могут быть возложены такие функции.

4. Центральный банк как регулятор валютного рынка РФ

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (п.2 ст.9) Центральный банк Российской Федерации:

·определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,

·издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами,

·проводит все виды валютных операций,

·устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации,

·устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации,

·устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии,

·устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

·готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле":

·устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п.2 ст.2),

·устанавливает, совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п.3 ст.2);

·определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п.1 ст.4),

·устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п.2 ст.4);

·может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п.4 ст.4);

·устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п.2 ст.5);

·устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п.3 ст.5);

·устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п.2 ст.6);

·устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п.3 ст.6);

·устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п.7 ст.6);

·устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации (п.2 ст.7);

·устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п.2 ст.8);

·выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

Таким образом, можно выделить основные функции ЦБ. Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля управляет валютными операциями; выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей; выдает разрешения уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту; выдает разрешения на открытие счетов за границей; устанавливает единые формы первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Список литературы

1. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями на 30 декабря 2001 года)

. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от 08.07.99 № 139-ФЗ)

. Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений. Учеб. Пособие. - М.: Юрайтр, 2005. - 192 с.: ил.

. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 240 с.

. Реальный валютный курс и экономический рост. - Вопросы экономики, 2002, № 2

Похожие работы на - Валютная система

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!