Картина мира, формируемая современными СМИ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,82 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Картина мира, формируемая современными СМИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУ ВПО ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра "Связи с общественностью"





Курсовая работа на тему:

КАРТИНА МИРА, ФОРМИРУЕМАЯ СОВРЕМЕННЫМИ СМИ

(по дисциплине "Теория и практика СМИ")





Выполнена студенткой II курса

Т.И. Самодуровой

Научный руководитель

к. т. н., доцент

А.Ф. Бондарчук



ТВЕРЬ 2011

Содержание

Глава 1. СМИ как создатель особой реальности

1.1 Информационная повестка дня

1.2 Критерии значимой информации

Глава 2. Превращение деятельности СМИ в "миксерную журналистику"

2.1 Понятие "миксерной журналистики"

2.2 Причины возникновения "миксерной журналистики"

2.3 Churnalism.com - детектор "миксерной журналистики"

Глава 3. "Миксерная журналистика" в России. Картина мира, формируемая "миксерными журналистами"

3.1 Правила "миксерной журналистики"

3.2 Исследование газеты "Жизнь" на наличие в ней признаков "миксерной журналистики"

3.3 Картина мира, формируемая "миксерными журналистами"

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

На сегодняшний день представление общества об окружающем мире в наибольшей степени формируют СМИ, поскольку большую часть информации люди получают из телевизионных новостей, газет и радио. Однако картина мира, рисуемая современными средствами массовой информации, не является абсолютным отражением действительности. СМИ создают свою особую картину мира.

Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что влияние средств массовой информации на представление людей о реальности неумолимо растёт. Увеличивается скорость передачи сообщений и объём передаваемой информации. Времени на обдумывание каждой новости не хватает, и поэтому человеку приходится полагаться на достоверность освещения событий средствами массовой информации.

По теме, поднятой в данной курсовой работе, опубликовано множество работ. Например, Алла Черных в своей книге "Мир современных медиа" говорит о том, что "сообщения масс-медиа, являющихся в современном мире новостным монополистом, воспринимаются публикой как отражение реальности, однако эта реальность весьма существенно отличается от реального мира, где происходит гораздо больше событий в сравнении с теми, что находят свое отражение в программах новостей или в ежедневной газете".

Ник Дэвис опубликовал замечательную книгу "Новости с плоской Земли", в которой он обличает журналистов, искажающих правду, и рассказывает о "миксерной журналистике". По словам Дэвиса, "суть современной журналистики - переработка вторичных непроверенных материалов, большинство из которых пресс-релизы, продиктованные чьими-то политическими или коммерческими интересами".

Объект исследования курсовой работы: СМИ как создатель особой картины мира.

Предмет исследования: превращение деятельности СМИ в "миксерную журналистику".

Целью курсовой работы является анализ формирования современными средствами массовой информации особой картины мира. Поставленная цель достигается путём последовательного решения следующих задач:

.Рассмотреть, каким образом средства массовой информации формируют картину мира.

2.Разобрать понятие "миксерная журналистика".

.Проанализировать российские СМИ на наличие в них черт "миксерной журналистики".

.Выяснить, какую картину мира рисуют "миксерные журналисты".

В ходе проведённой работы были использованы следующие методы исследования: контент-анализ (введение, глава 1), сравнение (глава 1, глава 2 пункт 2.1), аналогия (глава 3 пункт 3.2), анализ (глава 3).

Глава 1. СМИ как создатель особой реальности

Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. К средствам массовой информации Закон относит периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Их отличительные черты:

§публичность, т.е. неограниченный круг потребителей;

§наличие специальных технических приборов, аппаратуры;

§непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

§однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;

§непостоянный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Слово "media" с английского переводится как "посредник". Уже это наводит на мысль, что средства массовой информации являются связующим звеном между общественностью и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей в мире. Большую часть информации люди получают именно из телевизионных новостей, газет и радио. Публика чаще всего не имеет возможности проверить сообщения СМИ, поэтому воспринимает их как отражение действительности.

Развитие массовых коммуникаций в мире привело к появлению тезиса о "глобальной деревне". Этот термин ввёл канадский философ и культуролог Маршалл Маклюэн в 1960-х годах. Маклюэн описывает, как земной шар "сжался" до размеров деревни, где информация доступна сразу всем и получить её можно практически мгновенно. Люди в глобальной деревне рассуждают обо всём, что им приходится видеть и слышать. А появлению эта глобальная деревня обязана средствам массовой информации, которые, начав использовать электронную связь, получили возможность мгновенной передачи информации с любого континента в любую точку мира.

Однако в мире непрекращающихся событий человек уже не в состоянии строить своё мировосприятие последовательно, обдумывая каждую новость. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет - полагаться на достоверность освещения событий средствами массовой информации.

Но так ли объективна та информация, которую сообщают обществу СМИ?

На самом деле, идея, что хорошая газета или канал просто ищут и воспроизводят объективную истину - миф. Этого никогда не было и не будет, потому что это невозможно. Реальность существует объективно, но любая попытка записать правду о ней всегда включает выбор: о чем сказать, о чем промолчать; что будет интересно большей части аудитории, а что можно и не сообщать. В этом смысле все новости субъективны. В реальном мире происходит гораздо больше событий в сравнении с теми, что находят своё отражение в программах новостей или в ежедневной газете. Следовательно, искажение реальности оказывается неминуемым.

В идеале средства массовой информации максимально полно информируют граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Всестороннее информирование предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил. СМИ не навязывают своё видение, своё решение проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра.

Однако в действительности СМИ манипулируют информацией, выбирая для публикации (озвучивания, демонстрации) определенного рода факты и события и игнорируя другие (в частности, в силу того, что они не могут привлечь внимание широкой аудитории). СМИ фактически не отображают реальность, а конструируют её, заставляя поверить в то, что именно является важным, значимым, а чего как бы не существует, формируя таким образом определенную картину мира.

То, что общество получает в качестве новости, - результат тщательного отбора и решения, принимаемого в процессе создания информационного продукта, реальным ограничителем которого выступают фиксированные объемы газетных площадей и экранного времени, диктующие размер места, отводимого каждой конкретной теме. "Новости, - писала одна из первых исследователей этого процесса, Дж. Тачмен, - это рамка, которая придает миру определенные очертания".

1.1 Информационная повестка дня

Новости не являются простым отражением событий дня, это - подборка созданных журналистами сюжетов о текущих событиях. Зачастую какое-либо явление действительности, вне зависимости от своего масштаба, может стать по-настоящему заметным, только если попадет на телеэкран или в газету и в силу этого приобретет политическую значимость. И наоборот, даже крупное событие, если оно не замечено СМИ, не станет значимым и для публики. Таким образом, средства массовой информации не просто предлагают аудитории информационную повестку дня, то есть список наиболее важных, по мнению СМИ, тем и событий, но и вынуждают разделять это мнение.

На формирование повестки дня влияет несколько факторов. Первый - конкуренция каналов. Чтобы не проиграть в борьбе за зрителя (читателя, слушателя), нужно не упустить действительно важные темы, к которым будет приковано внимание общественности. В итоге список тем у разных СМИ может почти полностью совпадать. Независимо друг от друга редакции решат включить в число освещаемых одни и те же события, руководствуясь при этом их общественной значимостью. Так конкуренция приводит к единообразию освещаемых тем и создает всеобщую информационную повестку дня, состоящую из схожих информационных повесток разных каналов.

Вторым фактором формирования повестки дня является политический (или экономический) заказ. В результате влияния этого фактора в средствах массовой информации могут освещаться события, не существенные и не интересные для аудитории. Особенно горячая пора наступает для СМИ во время выборов. В это время в эфир выходит огромное количество "нужных" сюжетов, причем значительная часть из них официально не является рекламой (то есть не оплачивается официальными деньгами из избирательного фонда и не учитывается как рекламное время кандидата), сообщения о том или ином кандидате подают в виде новостей.

Наконец, повестку дня формируют и личные пристрастия руководства СМИ. Они, как и указания "сверху", могут создавать редакционную политику канала, одним из ключевых компонентов которой и является формирование повестки дня.

1.2 Критерии значимой информации

Определяя список наиболее важных, по их мнению, новостей, СМИ не просто выдают информацию о событиях, но и во многом определяют их важность для публики. Принимая решение о том, какую информацию сообщить, журналисты устанавливают приоритетность новостей для аудитории, то есть оценивают их значимость, исходя из своего восприятия их важности для общественности.

В мировой практике выработана система критериев, по которым оцениваются информационные материалы. При наличии хотя бы одного из этих критериев информация имеет право быть обнародованной:

.Если информация имеет для зрителя (слушателя, читателя) прикладной, утилитарный смысл, и человек в зависимости от полученных сведений может корректировать свои дальнейшие действия. Сюда относятся новости "от моды до погоды", курсы валют и пр. На волнах специализированных радиостанций - сведения о дорожных "пробках" или о предстоящих концертах знаменитостей.

2.Если информация повышает престиж ее носителя ("о чём я мог бы рассказать знакомым") или если с ее помощью удовлетворяется любознательность людей.

.Если информация вызывает сопереживание зрителя (на одном полюсе находятся благородные поступки, подвиги; на другом - катастрофы, криминал).

миксерная журналистика массовая информация

4.Если информация вызывает соучастие в ситуации: "а как бы я ответил на этот вопрос"?

Существуют и другие критерии, по которым информация отбирается для освещения в средствах массовой информации. Так, можно выделить пять основных признаков значимого события.

Во-первых, у каждой важной новости должен быть свой главный герой. Наличие такого персонажа позволяет зрительской аудитории идентифицироваться с ним, тем самым создавая возможность для более полного восприятия зачастую сложной и противоречивой информации. Негативная сторона подобного подхода - упрощение и даже искажение многоплановых событий, внимание аудитории сосредоточивается исключительно на "звездах", таких, как президент, Папа Римский, серийный убийца или даже террорист, который стремится использовать средства массовой информации в своих интересах.

Во-вторых, значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов или даже насилием. Нарушения норм также заслуживают особого внимания. Это касается правонарушений, нарушения моральных и политкорректных норм. В изображении масс-медиа они часто принимают вид скандалов. Это усиливает резонанс, оживляет сцену.

В-третьих, значимое событие должно содержать какое-либо активное действие, нечто приковывающее внимание зрителя. Эту характерную черту очень часто используют как своего рода "крючок", на который подвешивают информацию более абстрактного содержания. Например, увеличение инфляции можно представить в виде серии репортажей из магазинов, где конкретные покупатели выражают свое отношение к росту цен на товары.

Четвертым признаком важного события является его новизна. Информация должна порывать с существующими ожиданиями. Однако для того, чтобы новость была понятна, требуются знакомые контексты. Их могут обеспечивать типы (землетрясения, катастрофы, встречи на высшем уровне, банкротства), а также растянутые во времени истории, скажем, аферы или реформы, по поводу которых каждый день можно сообщить что-то новое, пока они не завершаются каким-нибудь решением. Неожиданности и стандартизация взаимно усиливают друг друга ради порождения информационно-значимого сообщения.

Пятым основным признаком значимого события является возможность его привязки к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации. Некоторые из этих тем относятся к категории "вечных": борьба добра и зла, противоборство власть имущих и простых людей, вторжение в обычную жизнь чего-то сверхъестественного и т.п. Кроме "вечных", существуют темы, на которые пресса и телевидение обращают внимание через строго определенные промежутки времени. Это так называемые цикличные темы, такие как служба в церкви на Пасху или 1-е сентября в школах. Эти события находят отражение в СМИ, потому что они соответствуют циклическим темам, хотя и не обладают никакими другими качествами событий, заслуживающих внимания прессы и телевидения.

Не каждое событие обладает всеми пятью признаками одновременно, но два или три основных признака обязательно образуют "костяк" любого сюжета теленовостей или статьи в печатном издании. Чем большим числом признаков характеризуется событие, тем более вероятен интерес к нему со стороны средств массовой информации. Именно наличие или отсутствие таких признаков позволяет объяснить пристальное внимание телевидения и прессы к одним событиям и почти полное отсутствие интереса к другим.

Таким образом, средства массовой информации не являются простым посредником между объективной реальностью и обществом. Решая, какие события являются информационно-значимыми, а какие - нет, какую информацию сообщить необходимо, а о какой лучше промолчать, СМИ формируют свою особую картину мира. Хотя она уже не является абсолютным отражением действительности, люди из "глобальной деревни" именно эту созданную масс-медиа картину мира воспринимают как реальность.

Глава 2. Превращение деятельности СМИ в "миксерную журналистику"

2.1 Понятие "миксерной журналистики"

"Миксерная журналистика" или "чурналистика" (англ. "churnalism") - это форма журналистики, когда для создания публикаций в средствах массовой информации используются пресс-релизы, материалы новостных агентств и официальных органов без дальнейшего исследования и проверки.

Впервые термин "churnalism" употребил шотландский журналист BBC Васим Закир, соединив два слова: churn (взбивать) и journalism (журналистика). Согласно Закиру, тенденция формирования такой журналистики подразумевает, что репортёры становятся более быстрыми и менее превентивными в поиске информации. "Журналисты получают вторичные материалы и просто "взбивают" их, как в миксере, создавая свои публикации и, возможно, добавляя интересные цитаты. Так журналисты становятся чурналистами".

Суть современной журналистики - переработка вторичных непроверенных материалов, большинство из которых пресс-релизы, продиктованные чьими-то политическими или коммерческими интересами. Согласно исследованиям, проведенным в Кардиффском университете профессором Джастином Левисом, 60% публикаций состоят из перепечаток или материалов, предоставленных пиар-агентствами. Еще 20% содержат очевидные элементы пиара. 8% основаны на сомнительных источниках, которые невозможно проверить. Только 12% материалов прессы созданы самими журналистами.

Фактически функция рассказывать людям правду перешла от журналистов во внешние руки. Старая модель, где журналисты и редакторы сами определяли, что рассказать обществу и под каким углом зрения, почти умерла (ведь только в 12% изданий журналисты сохранили себя). Невидимый "нейтральный" журналист отбирает сообщения к публикации в соответствии с указанной линией. Выбор производится по правилам "миксерной журналистики" - своего рода контроля качества системы, отвергающей любые материалы, идущие вразрез с установленными требованиями.

В 2009 году Ник Дэвис написал книгу, посвящённую проблеме "миксерной журналистики" в Великобритании - "Новости с плоской Земли". Автор книги более тридцати лет проработал в ведущих британских газетах - "Guardian", "Sunday Times", "The Observer". "Конечно, я знал, что время от времени мы делаем серьезные ошибки, - пишет Дэвис. - Но до тех пор, пока я не начал работать над книгой, у меня не было ясного представления, насколько слабыми мы стали, насколько мы теперь не можем сказать правду. Я не говорю о журналистах, которые делают ошибки. Ошибки могут быть честными. Я не говорю о личностях, которые дискредитируют нашу профессию. В ней еще остались хорошие, смелые, честные люди. Я говорю о том, что почти все журналисты в развитом мире работают в своего рода профессиональной зоне, которая разрушает и подрывает ее дух. Я говорю о том, что, в конце концов, меня заставили признать, что я работаю в коррумпированной профессии". Дэвис имеет в виду, что сегодня истина продается за политические предпочтения или коммерческую выгоду. Однако коррумпированность - не единственная проблема современной журналистики.

"Задача журналистов - говорить правду", - слова Анны Политковской. Но зачастую журналисты сами не знают, где правда. Профессионал в каждой сфере, когда читает о ней статью в газете или смотрит репортаж по телевизору, отмечает большое количество ошибок. "Сегодня большинство журналистов не знают, о чем говорят. Их сообщения могут быть правдой, могут оказаться неверными - они не ведают". Это происходит, потому что журналисты перестали проверять информацию, которая к ним поступает.

Исследование Филиппа Мейера, профессора журналистики университета Северной Каролины, проведенное в этом штате и в штате Орегон в 2004 году, показало, что в 21% публикаций ошибки простые, вроде неверного написания имен, в 18% они содержат цифровые ошибки и в 53% - так называемые мягкие ошибки, например, умозаключения вместо доказательств, преувеличение или цитирование вне контекста. Поскольку одно не исключает другого, эти ошибки комбинируются. В целом неточности содержатся в 59% публикаций. Иначе говоря, три из пяти публикаций в чем-то неверны.

Однако не все согласны с тем, что современная журналистика превращается в "чурналистику". "Новости с плоской Земли" встретили жёсткую критику журналистов, что можно было ожидать от книги, ломающей закон Fleet Street "собака не ест собаку". В новостном письме коллеги осуждают Дэвиса в том, что он допускает те же искажения и неправду, в которых он обвиняет других журналистов. Питер Престон, бывший редактор газеты "Guardian", считает проблему "миксерной журналистики" преувеличенной. Он подвергает критике предположение Дэвиса о том, что когда-то существовал "золотой век" журналистики, когда у журналистов было больше времени и возможностей, чтобы проводить надлежащие исследования и проверку фактов. Согласно Престону, журналистика всегда страдала от тех проблем, которые описывает Дэвис. Они всегда должны были двигаться против течения и всегда испытывали попытки вмешательства в свою работу.

Мэри Ридделл в журнале "The Observer" оспаривает некоторые обвинения против британской журналистики. Она говорит, что "многие аргументы Дэвиса сильны и актуальны, но чрезмерно пессимистичны. Британские газеты, при всех их недостатках, всё же есть за что уважать".

В своей рецензии на "Новости с плоской Земли" Питер Оборн называет книгу "гипнотически удобочитаемой" и хвалит собранную Дэвисом коллекцию доказательств бесчестности журналистики. Однако Оборн концентрирует внимание на том, что Дэвис говорит только о "дрянном и дискредитирующем в британской журналистике. Это значит, что он игнорирует большое количество хорошей и качественной работы журналистов. Его методология фокусируется на журналистских неудачах и систематически пропускает многие случаи, когда газеты проливали свет на очень сложные проблемы и говорили правду, которая иначе никогда бы не проявилась". И всё же большинство специалистов говорят о том, что журналистика становится всё более и более "миксерной". Передовая статья по этой проблеме в "British Journalism Review" видит данную тенденцию заключительной для теперешней журналистики, называет её "предвестником конца известной нам новостной журналистики. Вердикт коронера - это ни что иное как суицид". "Боюсь, что в попытках показать болезни СМИ я сделал фотографию раковой опухоли. Не исключено, что она поможет лучше рассмотреть недуг. Но, подозреваю, мы видим конечную стадию заболевания", - констатирует Дэвис.

2.2 Причины возникновения "миксерной журналистики"

Как уже было сказано выше, одна из причин появления "чурналистики" - экономическая. Новые собственники СМИ сместили свои приоритеты в сторону коммерции. Дэвис обращает внимание на тенденцию закрытия газет, которые поддерживали своих бесстрашных репортеров в поиске истины. Здесь в основном журналистика сталкивается с нерешаемой проблемой "свободой прессы": как следует оценивать коммерческий успех свободной газеты с бизнес-интересами, которые всегда доминируют над свободой?

Сейчас каждая организация или индивид, заинтересованные в том, чтобы о них сообщала пресса, нанимают специалистов по пиару. В 1980-х годах журналисты, потерявшие работу, перешли "мост" и ушли в пиар. Сегодня в Великобритании, например, их даже больше, чем журналистов. Материал может быть правдивым, но без пиара у него почти нет шансов на обнародование. Без пиар-поддержки материал вряд ли попадет в новости. "Я не хочу сказать, что весь пиар - ложь. Это не так. Но реальное беспокойство вызывает тот факт, что значительный поток новостей уходит в свет вовсе без журналистов, которые могли бы определить, где правда, а где ложь".

Почти все интервью создаются вовсе не журналистами, ищущими ответы на актуальные вопросы, но пиар-советниками, делающими новости, чтобы продать политику или продукт. Пиар создает псевдособытия, фабрикует псевдодоказательства, производит псевдоэкспертов. Журналисты же занимаются переработкой этих пиар-материалов.

Ещё одна немаловажная причина возникновения "миксерной журналистики" - катастрофическая нехватка времени. Современный мир всё более ускоряется, тем для новостей становится всё больше, и каждый день появляются свежие новостные поводы. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в "глобальной деревне" информация поступает моментально со всех концов света, а это в разы увеличивает количество событий, требующих освещения.

Ник Дэвис приводит в качестве примера влияния скорости на журналистику противоречивый совет в официальном справочнике BBC штатным сотрудникам. С одной стороны, там говорится: "Ваша статья должна быть точной, беспристрастной, содержащей несколько мнений и придерживающейся ценностей BBC News… Никогда не публикуйте то, чего вы не понимаете, что является домыслом или материалом из ненадёжного источника". И затем, как если бы в этом совсем не было несоответствия, следует продолжение: "Подготавливайте статью как можно быстрее… Мы ценим срочность - мы хотим быть первыми".

Журналистов вынуждают сдать материал в срок, поэтому возможность всесторонне исследовать конкретное событие ограничена. Не то что исследовать - у журналистов не остаётся времени даже на самостоятельный поиск информации. Пять минут - вот современная норма для заголовка новостей. Это означает, что в течение пяти минут журналист должен его придумать и снабдить коротким текстом. Стоит ли говорить, что времени на проверку или консультацию специалиста просто не остаётся. "Это абсолютная правда, что каждая ошибка, допускаемая в новостных делах, происходит из-за скорости, и тот, кто говорит иначе, городит чушь", - утверждает Кит МакКаллистер, главный редактор национального сбора информации CNN.

Всё больший объём новостей производится всё быстрее, при этом качество предоставляемой обществу информации всё более ухудшается. Современные критики именуют конечный продукт журналистики не иначе как infotainment (инфоразвлечение) и junk-food journalism (фаст-фудовая журналистика) . Но самым распространённым, бесспорно, является термин "чурналистика".

2.3 Churnalism.com - детектор "миксерной журналистики"

Churnalism.com - британский вебсайт, созданный независимой некоммерческой организацией Media Standards Trust, которая занимается вопросами прозрачности СМИ. Вебсайт предоставляет возможность журналистам и широкой аудитории выявлять материалы, которые были опубликованы или транслированы по радио и ТВ как оригинальные, но на самом деле основная часть текста была заимствована из пресс-релиза. Churnalism.com помогает отличить журналистику от "чурналистики".

На сайте собраны все статьи, опубликованные британской прессой, появлявшиеся в новостях BBC и онлайн-новостях Sky. Когда кто-нибудь вставляет текст пресс-релиза в онлайновое окно, программное обеспечение сравнивает текст с тремя миллионами статей, опубликованными в Великобритании с 2007 года. Статью относят к "чурналистике", если более 20% текста является заимствованным.

В течение первого месяца работы вебсайта его посетили более 60 тысяч пользователей. На настоящий момент (2011 г.) число выявленных статей, относящихся к "чурналистике", приближается к 7 тысячам.

Один из создателей сайта churnalism.com и директор Media Standards Trust Мартин Мур утверждает, что тема заимствований из пресс-релизов замалчивается неспроста: рассказывать об этом не в интересах самих журналистов и пиарщиков. Мартин Мур надеется, что работа его команды "поможет остановить то давление, которое оказывается на журналистов, которые вынуждены переписывать пресс-релизы, и предоставит им, в конце концов, больше времени для того, чтобы они делали то, что они хотят делать, и чему их научили на факультете журналистики".

К сожалению, сегодня сайт churnalism.com помогает выявить "чурналистику" только среди британских СМИ. Однако, по мнению автора курсовой работы, в будущем будут создаваться аналогичные сайты и в других странах. Это могло бы замедлить превращение деятельности средств массовой информации в "миксерную журналистику", поскольку журналисты не хотели бы, чтобы их считали неспособными самостоятельно готовить статьи и обвиняли в плагиате. И всё же это только замедлит процесс, но не остановит его, потому что денежная зависимость и ограниченность времени будут всё больше давить на журналистов, вынуждая их заниматься "чурналистикой".

Глава 3. "Миксерная журналистика" в России. Картина мира, формируемая "миксерными журналистами"

Понятие "миксерная журналистика" зародилось в Великобритании. Однако сейчас оно становится актуальным и для России. Российские средства массовой информации так же, как и западные, всё чаще используют материал, предоставляемый им агентствами новостей, официальными органами и лицами, пресс-секретарями, или просто берут его из Интернета, вместо того чтобы искать информацию самим. Журналисты просто обрабатывают этот материал, делая его приемлемым для публикации.

В настоящее время в России не существует эквивалента британскому сайту churnalism.com, который помогал бы определить, какая публикация является "чурналистикой", а какая - нет. Однако отличить настоящую журналистику от "чурналистики" всё-таки можно. В книге "Новости с плоской Земли" Ник Дэвис сформулировал правила, которыми обычно руководствуются "чурналисты", создавая публикации.

3.1 Правила "миксерной журналистики"

1. Выбирай простые материалы

Согласно правилу, необходимо выбирать такие материалы, которые: а) легко поместить на обложку и б) безопасно публиковать. Чем проще история, тем легче ей попасть в заголовок. Правило отвергает изощренные журналистские расследования в пользу новостей, получить которые весьма просто.

2. Выбирай безопасные факты

Правило настраивает журналистов на фактические утверждения, которые вполне безопасны, особенно те, что исходят из официальных источников. В частности, если власти обвиняют человека в уголовном преступлении, пресса не может подвергнуть это сомнению. Если же человек обвиняет власти в совершении преступления, прессе не стоит цитировать его.

3. Избегай электрошока

Правило развивает предыдущее (Выбирай безопасные факты) на случай организаций и/или индивидов, обладающих властью, предостерегая от нанесения им вреда. (Фермеры обычно опоясывают поле оголённым проводом под напряжением, и коровы не пересекают опасную линию).

4. Выбирай безопасные идеи

Данное правило распространяет правило № 2 на мир идей и требует от "чурналиста" придерживаться принятых политических и моральных ценностей. Такие ценности редко бывают сформулированы в явном виде в публикуемых материалах, а обычно спрятаны в содержании.

5. Балансируй

Соблюдать баланс интересов - ещё одно правило безопасности. Оно означает, что, если "миксерный журналист" публикует материал, который не совсем безопасен в смысле правил № 2 и № 4, необходимо привести пару цитат с противоположной точкой зрения. Правило баланса эффективно в отношении идей и мнений, но более сложно для изложения фактов и означает, что им журналисты освобождаются от своей основной функции - говорить правду.

6. Давай им то, что они хотят получить

Правило требует, чтобы публикации увеличивали читательскую аудиторию и удовлетворяли читательский интерес. Как сказал в своей книге "Имидж" Дэниэл Бурстэн, американский историк: "Свобода слова и прессы включает свободу создавать псевдособытия".

7. Приоритеты против правды

Правило расширяет коммерческий императив правила № 6 за пределы выбора материалов для публикации и устанавливает предварительные условия, которым должен соответствовать способ изложения. Так, интерес к теме важнее существа дела, конкретное лучше абстрактного, событие лучше процесса, современное лучше исторического, простота лучше сложности, определённость лучше сомнения независимо от того, ведет ли это к правде или нет.

8. Давай им то, во что они хотят верить

Это правило устанавливает ограничение для правила № 6 (Давай им то, что они хотят получить): читатель всегда прав. "Чурналисту" не следует предлагать читателям то, во что они не верят.

9. Используй моральную панику

Данное правило применяется только в кризисные времена и заключается в попытке передать аудитории своё собственное психологическое состояние.

10. Синдром черепахи Тортиллы

Название правила связано с проблемой родителей, пытавшихся оградить своих детей от некоторых популярных в 1990-е годы телевизионных сериалов, в том числе от телесериала "Мутанты Черепашки-Ниндзя" ("Дети-мутанты черепахи Тортиллы" - вольный перевод оригинального названия "Teenage Mutant Ninja Turtles" автором статьи в "Новой газете" Юрием Батуриным). Из этого мультсериала подростки узнавали, что Леонардо и Рафаэль - не художники эпохи Возрождения, а вооруженные до зубов рептилии. В конце концов, родители сами засомневались в правильности того, что они запрещают своим детям смотреть "Черепашек-Ниндзя", когда обнаружили, что их дети, приходя в школу, где только и говорили о черепахах, начинали чувствовать себя изолированными, не будучи в курсе последних похождений мутантов.

Правило требует от средств массовой информации рассказывать то, что уже было широко опубликовано везде, даже если в этих материалах нет никакого смысла. Это мощное правило, играющее решающую роль в распространении новостей с плоской Земли.

Учитывая эти правила, можно легко определить, какая публикация является "миксерной журналистикой".

3.2 Исследование газеты "Жизнь" на наличие в ней признаков "миксерной журналистики"

"Жизнь" (до августа 2008 года - "Жизнь за всю неделю") - еженедельная российская газета-таблоид. Тираж - 2,1 млн экземпляров. Издатель - ОАО "Ньюс Медиа". "Жизнь" выходит с 2001 года. Позиционирует себя как общественно-политическую газету. Главный редактор - Руслан Сагаев.

Для газеты "Жизнь" характерно преобладание женской аудитории, преимущественно домохозяек в возрасте от 25 лет и старше, а также людей пенсионного возраста.

Исследуем конкретную статью газеты "Жизнь" - "Подвиг Собянина" (см. Приложение 1), опубликованную 26 мая 2011 года, на наличие в ней признаков "миксерной журналистики".

Данная статья, написанная в стиле, претендующем на фельетон (в большом количестве иронические замечания, нацеленные на то, чтобы вскрыть комическую суть превращения стадиона "Лужники" в базар), в целом представляет собой продукт "миксерной журналистики". Уже в самом начале, в lead-абзаце, задействовано правило "чурналистики" - приоритеты против правды (правило №7). Современное лучше исторического, событие важнее процесса: "Если Сергей Собянин сегодня подаст в отставку… не успев сделать для москвичей ничего полезного, а то и сделав что-то вредное, или если даже замостит всю столицу плиткой, пустит троллейбусы по Старому Арбату… все равно его будут вспоминать с благодарностью. Как человека, который вернул городу "Лужники". Очевидно, что значимость события сильно преувеличена, а заявление "все равно его будут вспоминать с благодарностью" поспешно.

Для статьи выбран достаточно простой материал, который безопасно публиковать (правило №1). Факт, без сомнения, исходит из официального источника, следовательно, также вполне безопасен (правило №2).

В статье говорится о том, что Сергей Собянин собирается вернуть Москве стадион "Лужники", который перешёл от города в частные руки при Лужкове. Здесь используется правило №4 - выбирай безопасные идеи. Сергей Собянин - действующий мэр Москвы, а Юрий Лужков - экс-мэр, со скандалом снятый с должности. Поэтому "миксерным журналистам" необходимо осветить факт так, чтобы Собянин казался героем, а Лужков - врагом города.

Соблюдено в статье и правило №3 - избегай электрошока. Автор статьи выражает желание: "привлечь бы всех тех столичных чиновников, прямо и косвенно причастных к этому варварству", однако конкретных имён не называет, не считая Лужкова и Батуриной, что в сложившейся политической ситуации не противоречит правилу.

Статья удовлетворяет читательский интерес (правило №6), так как затрагивает актуальную для жителей Москвы проблему. И читатель хочет верить в то, что написано в статье (правило №8).

Частично в статье использована моральная паника (правило №9): "Так откуда же взяться чемпионам, если даже "Лужники", главную спортивную арену страны, благодаря Ю.М. Лужкову превратили в базар". Автор статьи нагнетает ситуацию вокруг неудач российских спортсменов в спорте.

Итак, в статье соблюдены практически все правила "миксерной журналистики". Из этого можно сделать вывод, что данная статья газеты "Жизнь" является "чурналистикой".

Таким же образом можно проанализировать любую другую публикацию российских СМИ, и будет обнаружено, что большая часть публикаций придерживается правил "миксерной журналистики", из чего можно заключить, что средства массовой информации в России так же подвержены тенденции упрощения и превращения их деятельности в "миксерную журналистику", как и на Западе.

3.3 Картина мира, формируемая "миксерными журналистами"

Люди "глобальной деревни" каждый день сталкиваются с огромным потоком информации, в котором очень непросто разобрать, какая новость является важной и достоверной, а какая - нет. Поэтому общество чаще всего просто доверяется средствам массовой информации, которые информируют его, и любая публикация воспринимается как истина. Однако в условиях становления "миксерной журналистики" картина мира, формируемая современными СМИ, всё больше удаляется от объективной.

Кто-то когда-то сообщил: "Земля плоская". Сегодня образованным людям известно, что это не так. Но до сих пор мы получаем "новости с плоской Земли". Это происходит потому, что журналисты перестали проверять информацию, которую распространяют по всей планете. Они зачастую не могут определить, где правда. "Новости с плоской Земли" - это непроверенные новости, предоставляемые журналистами (вернее сказать, "чурналистами"), которые сами не представляют, какая же Земля на самом деле.

Итак, возникает следующая картина. Журналисты, у которых нет времени находить свои собственные сюжеты, занимаются переработкой материалов, подготовленных для них пиар-агентствами и государственными органами. Как самое малое, это вовлекает их в распространение материалов под определенным углом зрения, отражающим чьи-то политические или коммерческие интересы. В худшем случае это заставляет их распространять фальшивые сообщения. "Чурналисты" выбирают материалы, факты и ракурсы соответственно своим правилам, для которых важность новости и правдивость - не главное.

Таков мир, формируемый средствами массовой информации. Все, что в нём появляется, - результат действия сил, сжимающих реальность до небольшого блока сообщений. Земной шар благодаря СМИ превратился в "глобальную деревню", но так как эти самые СМИ пишут "новости с плоской Земли", весь мир начинает верить в то, что он "плоский". Таким образом, картина мира, рисуемая современными средствами массовой информации - "плоская Земля".

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что все поставленные задачи были выполнены:

.Рассмотрено, каким образом средства массовой информации формируют картину мира.

2.Подробно разобрано понятие "миксерная журналистика" как тенденция развития современных СМИ.

.Проанализирована статья газеты "Жизнь" и выяснено, что она является продуктом "миксерной журналистики".

.Сделан вывод о том, что картина мира, формируемая современными СМИ - это "плоская Земля".

Конечно, на сегодняшний день не всё превратилось в "миксерную журналистику". Ещё остаются журналисты, которые сами ищут материал, сами пишут и проверяют его, чтобы сообщить правду. Ещё существуют репортеры, которым приходится работать в очень сложных условиях и проявлять настоящее мужество, чтобы найти и сказать людям истину. Но всё же следует признать, что журналистское расследование уходит в прошлое, это - вымирающий жанр. Будущее средств массовой информации - "миксерная журналистика", и людям не стоит ждать абсолютной правды от СМИ, иначе в конце концов все поверят, что "Земля - плоская".

Таким образом, цель курсовой работы можно считать достигнутой.

Список использованной литературы

1.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации"

2.Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. - М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2002 - 160 с.

.Комаровский В.С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). - Воронеж. Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003. - 114 с.

.Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2004 - 400 с.

.Луман Никлас Реальность массмедиа / Пер. с нем.А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.

6.Ричард Харрис. Психология массовых коммуникаций.4-е международное издание. - Спб.: "Издательский дом НЕВА", 2004. - 321 с.

7.Черных А. Мир современных медиа. - М.: Издательский дом "Территория будущего", 2007. (Серия "Университетская библиотека Александра Погорельского"). - 312 с.

.Davies Nick. Flat Earth News. - London,Vintage Вooks, 2009. Дэвис Ник. Новости с плоской Земли. - Лондон, 2009. - 420 с.

9.Davis Aeron. Political Communication and Social Theory. - Taylor & Francis, 2010. - 196 pp.

10.Harcup T. Journalism: principles and practice. - SAGE Publications Ltd - London, 2004 - 256 pp.

Печатная периодика

.Батурин, Ю. Новости с плоской Земли // Новая газета. - 2010. - Декабрь. - №138.

12.Шахов, Л. Подвиг Собянина // Жизнь. - 2011. - Май. - №42.

13.Oborne, P. The vile behaviour of the press // Spectator. - 2008. - February. - №12.

.Riddell M. Failures of the Fourth Estate // London: Observer. - 2008. - February. - №3.

.Rosenberg H. and Feldman C. Why Is Speed So Bad? // USA Today. - 2008. - №74.

.Wasserman H. The dangers of churnalism // The Media. - 2008. - June. - №6.

Электронные ресурсы

17.Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - режим доступа: #"justify">18.Мельник Ю. Оригинальные тексты и заимствования разделили // Альянс независимых региональных изданий - Выпуск №13 [Электронный ресурс] - 2011. - режим доступа к журн.: #"justify">.Старобахин Н.Н. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999-2006 гг.): информационная повестка дня и медиа-реальность // www.mediascope.ru - Выпуск № 2. [Электронный ресурс] - 2009. - режим доступа к журн.: #"justify">.Терин В.П. Исследования средств коммуникации // Публикации [Электронный ресурс] - режим доступа к ресурсу: old. mgimo.ru/kf/MEDIA/ms02/index. htm, свободный. - Загл. с экрана.

21.Frequently Asked Questions // Churnalism.com [Электронный ресурс] - 2011. - режим доступа: #"justify">22.Trivia pursuit / British Journalism Review - Выпуск №1. [Электронный ресурс] - 2008. - режим доступа к журн.: #"justify">23.Wikipedia - The Free Encyclopedia [Электронный доступ] - режим доступа: #"center">Приложения

Приложение 1

Леонид Шахов "Подвиг Собянина"

(газета "Жизнь" №42 от 26 мая 2011г.)

Если Сергей Собянин сегодня подаст в отставку, или уйдет на повышение в Кремль, или послом в дружественную страну, не успев сделать для москвичей ничего полезного, а то и сделав что-то вредное, или если даже замостит всю столицу плиткой, пустит троллейбусы по Старому Арбату и перекрасит метро в желтый цвет, все равно его будут вспоминать с благодарностью.

Как человека, который вернул городу "Лужники".

СТАДИОН "Лужники"…

Премьер-министр Путин удивляется, что у наших спортсменов такие скромные результаты:

Мы рассчитывали на большее… Еще пару десятков лет назад у нас была эффективная система отбора и подготовки талантливых детей, основу которой составляли порядка 300 спортивных школ-интернатов. Сегодня их осталось по всей России не более десяти…

Хм, два десятка лет назад у нас были не только спортивные интернаты, но и… стадионы. А сейчас - рынки. Так откуда же взяться чемпионам, если даже "Лужники", главную спортивную арену страны, благодаря Ю.М. Лужкову превратили в базар. В советские времена слово "Лужники" знали только спортсмены. Ну и болельщики, конечно. Сейчас его знают лучше всех… челноки. Сыграйте в ассоциацию: скажите "Лужники" - ответят либо Черкизон, либо барахолка. Но никак не стадион! Абсурдно звучит даже само название станции метро по соседству - "Спортивная".

Скорее, "Челночная"…

И вот только сейчас, по прошествии почти двадцати лет и по пришествии Собянина, "Лужники" решено вернуть спорту (возвращение, правда, тоже проходит по-современному, с учетом интересов всех вовлеченных в процесс сторон, включая полицию и прокуратуру).

Ладно московские власти, повязанные крест-накрест коррупционными связями, но разве федеральные не знали, что были нарушены законы при передаче стадиона в частные руки?! Или что главная спортивная арена страны превращена в этакое государство в государстве, анклав, на территории которого процветают "незаконная деятельность фирм-однодневок, торговля контрафактной продукцией, незаконное использование труда мигрантов, а также факты дачи взяток сотрудникам правоохранительных органов…", куда нет бесплатного, свободного, как в былые времена, доступа человеку с теннисной ракеткой и футбольным мячом?!

Все всё знали. И молчали. Видимо, не даром.

Лучше поздно, чем никогда, но привлечь бы всех тех столичных чиновников, прямо и косвенно причастных к этому варварству, к восстановительным работам на стадионе. Заставить бы их языками вылизывать площадки, где раньше дети и взрослые играли в теннис и волейбол, а теперь стоят пивнушки и палатки с шаурмой. Причем ВСЕХ, начиная с Лужкова, Батуриной и… не заканчивая Ресиным, кто превратил спортивный комплекс в денежную качалку.

Странно, что пчел там еще не разводили.

Потому, наверное, только, что поле там - искусственное.

Похожие работы на - Картина мира, формируемая современными СМИ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!