Соревновательный метод в процессе занятий физической культурой и спортом
Федеральное агентство образования и науки
Тамбовский государственный университет
Имени Г.Р. Державина
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивных дисциплин
Курсовая работа
На тему: «Соревновательный метод в процессе занятий физической культурой и спортом»
Выполнил: студент 3 курса
Заочной формы обучения
Корчагин М.В.
Тамбов - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода
1.2Особенности соревновательного метода
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода..
.2 Конспект занятия по лёгкой, построенного с применением соревновательного метода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Именно к третьей группе методов относится соревновательный метод - основной объект работы.
Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса Соревновательный метод используется как в элементарной, так и в развернутой формах. Элементарная форма - соревновательный метод подчиняется общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений). Развернутая форма - относительно самостоятельная форма организации занятий, подчиненная логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные).
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования);
) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами .
Цель работы - исследовать особенности и теорию соревновательного метода.
Объектом работы является соревновательный метод в физическом воспитании.
Предмет исследования - соревновательный метод в физическом воспитании лёгкоатлетов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей.
Выявить пути наиболее эффективного использования возможностей соревновательного метода в физическом воспитании.
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода
В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества
Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:
1)формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
2)воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества - любовь к Родине, гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;
)формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения - уважение к результатам соревнований, к судьям, честность, добросовестность;
)воспитание волевых черт и качеств личности - воля к победе, непосредственная настройка на конкретное состязание, оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Очень велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания. Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается и личный пример самого воспитателя
Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. В напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность навыки поведения и связанные с ними черты личности.
С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию
Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:
1)обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения - наблюдение за техникой выполнения соперника, накопление спортивного опыта;
2)развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта - анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами - лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и другие. Также необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания, а именно, развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой.
Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют специальные методы и приемы активизации мыслительных операций: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т. е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.
Эстетическое воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала .
Основные задачи эстетического воспитания при использовании соревновательного метода:
1)воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
2)формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в соревновательной деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Существенно, что эстетические ценности физической культуры не сводятся лишь к внешним проявлениям телесной красоты или красоты движений, а определяются более всего тем, что органическое приобщение к физической культуре ведет к полноценному здоровью, приближает к физическому совершенству и в связи с этим способствует достижению идеала всестороннего гармонического развития личности. Хорошее здоровье - одна из величайших эстетических ценностей, первая предпосылка ощущения радости и красоты жизни. С потерей здоровья теряются в той или иной мере красота человека и его эстетическое восприятие.
Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для реализации их требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия. Это достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.
Волевое воспитание. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в соревновательных условиях, состоят в том, чтобы обеспечить:
1)формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям соревновательной деятельности;
2)разносторонне развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности - целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости; формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики .
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизирующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях .
Эффективное использование состязаний с этой целью предполагает в первую очередь умелую постановку тренером соревновательных задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена. От этого зависит уверенность спортсмена в своих силах. В противном случае соревнования будут создавать «психические барьеры» из-за расхождения между «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике пользуются несколькими методическими подходами, позволяющими уменьшить вероятность невыполнения соревновательной установки, не уменьшая требований к спортсмену .
По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний, увеличением числа и частоты соревнований, повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдельных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности».
При воспитании качеств спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе, и отношения, связанные со стремлением к лидерству. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем, чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач.
В занятиях соревновательного характера решаются задачи нравственного, умственного, эстетического и волевого воспитания за счет использования тренером определенных методов воспитания.
В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека - научного мировоззрения, сознательности и убежденности.
Метод убеждения заключается в том, чтобы донести занимающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо поступков - их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.
В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.
Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и другие. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.
При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример тренера и другие .
Метод упражнения позволяет каждому преподавателю и самому занимающемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.
Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результат повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором - направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколько снижается.
Надо не только разъяснять, но и постоянно упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении спортивных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.
Наглядный пример. Суть этого метода - целенаправленное воздействие тренера на занимающихся личным примером, а также другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива, примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных соревнованиях.
В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если тренер пользуется отрицательным примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны занимающихся .
Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
В соревновательной деятельности к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и другое.
Под методом наказания понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.
Наказание за совершенный поступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. В физической культуре при использовании соревновательного метода оно может быть в форме осуждения проступка, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и многое другое.
Степень наказания должна соответствовать проступку. Наказание оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих .
В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолировано, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью в воспитании спортсмена .
1.2 Особенности соревновательного метода
соревновательный нагрузка упражнение атлетике
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Особенности соревновательного метода:
1)установка на победу;
2)максимальное проявление физических и психических сил;
)частичная ограниченность в регулировании нагрузки;
)унификация содержания состязательной деятельности .
Соревновательный метод позволяет:
)стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
)выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
)обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
)содействовать воспитанию физических качеств .
Достоинства соревновательного метода:
Спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
Данный метод позволяет воссоздать всю совокупность специфических требований, предъявляемых избранным видом спорта к спортсмену и стимулировать развитие специальной тренированности.
Органическое включение соревновательного метода в процесс тренировки. В спортивной тренировке соревновательный метод используется в качестве избранных соревновательных упражнений - это те самые целостные действия, которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в том же виде, что и в условиях состязаний по избранному виду спорта. В спортивной тренировке баскетболистов это игры, характеризующиеся повышенной интенсивностью и возможностью периодического выключения из процесса игры. Соревновательный метод в условиях тренировки направлен непосредственно на решение тренировочных задач; также он позволяет моделировать собственно-соревновательные упражнения.
Формирование черт спортивного характера (необходимость предельного выявления своих возможностей и в то же время способность владеть собой в самых сложных ситуациях).
Фундамент тактического мастерства спортсмена .
Недостатки соревновательного метода:
Ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.
Таким образом, организацией деятельности в соревновательном методе является сопоставление сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в соответствии с правилами соревнований. Характер деятельности - соперничество и высокий эмоциональный фон стимулируют максимальное проявление двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Особенности поведения занимающихся - наличие моментов противодействия, столкновения противоположно-направленных интересов создают условия формирования как положительных, так и отрицательных черт характера. Применение метода - собственно соревнования или в процессе физического воспитания (как один из специфических методов). Обязательное условие - физическая и психическая подготовленность занимающихся .
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода
Использование соревновательного метода в тренировочном процессе оказывает значительное влияние на развитие определенных двигательных умений и навыков, тактическую и техническую подготовленность. Данный метод на тренировке может использоваться как в тренировочной игре, так и в отдельных упражнениях, характерных и нехарактерных для лёгкой атлетики.
Дозирование нагрузки при использовании соревновательного метода в учебно-тренировочном занятии по лёгкой атлетике будет рассмотрено на примере некоторых упражнений.
Использование соревновательного метода в тренировке низкому старту. Учащиеся под руководством преподавателя занимают стартовые места и по команде делают стартовый разгон на дистанции от 10 до 40 метров.
Соревновательный метод в тренировке можно использовать с помощью эстафет. Всех занимающихся надо разделить на 2, 3 или 4 команды. В эстафетах должно быть не менее 8 различных заданий. Задания могут быть как общеразвивающими , так и специально развивающимися, характерные для лёгкой атлетики. Во время эстафет могут использоваться множество различного инвентаря - баскетбольные мячи, скакалка, волейбольные, теннисные мячи, обручи и многое другое . Например:
.Эстафета с эстафетной палочкой
.Ведение баскетбольного мяча змейкой
.С теннисным мячом пролезть в 3 обруча, у отметки попасть в цель, обратно оббежать обручи змейкой
4.Проползти по мату на животе, добежать до обруча, перепрыгнуть из одного обруча в другой, дойти до скамейка, пройти по ней, оббежать стойку, вернуться.
.Эстафета в кругу. Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу.
.Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу, ведение мяча до отметки и обратно, передать мяч следующему игроку.
.С наружной стороны оббежать игроков и по часовой стрелке переместиться на одного игрока.
.Перепрыгнуть через всех игроков, которые находятся в И.п. - сед на коленях, принять И.п.
.Встречные эстафеты. Оббежать стойку, проползти по мату в седе, передать эстафету следующему игроку.
10.Два игрока держат мяч спинами. Оббежать (боком, приставными шагами) отметку и вернуться.
.Эстафеты с индивидуальными упражнениями для каждого игрока (отжимание, приседание, прыжки и т.д.)
.Коллективные. Пролезть в обруч, пройти по скамейке, пролезть в обруч, оббежать отметку за руку (по очереди по парам)
.Один бежит со скакалкой в руках, оббегает отметку, даёт один конец скакалки второму, проводят под ногами, вся группа прыгает.
.Первый оббегает стойку, возвращается за вторым, за руку оббегают стойку, возвращаются за третьим и т.д.
Можно предложить занимающимся подвижные игры. Деление на команды придаст игре соревновательный характер. Для для лёгкой атлетики характерны такие игры как «салки», «гонки», «у медведя во бору» и многие другие. Каждая игра должна длиться не более 10 минут.
План-конспект урока
Задачи урока:
- Провести соревнования в беге на 100 метров; прыжки в длину с разбега.
- Развивать быстроту, прыгучесть, выносливость.
- Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.
Тип урока: совершенствование.
Метод проведения: соревновательный, с элементами круговой тренировки.
Место проведения: школьный стадион.
Инвентарь: секундомеры, рулетки, гандбольные мячи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что соревновательный метод играет большое значение как в собственно соревновательной форме, так и в учебной форме занятия. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Задачи, которые были поставлены в начале написания работы, успешно решены. А именно, удалось обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей. Нужно отметить, что удалось показать как с помощью задач нравственного, эстетического, умственного и волевого физического воспитания происходит всесторонне воспитание личности. Особенно ярко некоторые из этих задач выражаются в занятиях соревновательного характера. Также в теоретической главе описаны особенности соревновательного метода, его достоинства и недостатки.
В работе также были разработаны практические рекомендации для тренеров по баскетболу с применением соревновательного метода с учетом возраста, пола занимающихся, уровнем их подготовленности, задач тренировки. Были описаны дозировки нагрузки при использовании соревновательного метода на примере учебно-тренировочного занятия по лёгкой атлетике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах : конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.
Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. - М. : Советский спорт, 2008. - 206 с.
Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2003. - 463 с.
Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин. - СПб : СПбГАФК, 1999. - 320 с.
Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М. : Прометей, 1992. - 528 с.
Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 282 с.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
Мустаев, В. Л. Технология соревновательного метода на уроке физической культуры в начальной школе : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / В. Л. Мустаев ; СибГАФК. - Омск, 2001. - 24 с.
Нестеровский, Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. - М. : Академия, 2004. - 336 с.
Новоселова, О. А. Общие основы теории и методики физического воспитания : краткий курс лекций в таблицах и схемах / О. А. Новоселова, И. А. Шведкая, А. А. Колесников. - Челябинск : УралГАФК, 2000. - 48 с.
Общие основы теории и методики физической культуры : учебное пособие. - Омск : СибГАФК, 2001. - 72 с.
Озолин, Н. Г. Молодому коллеге : научно-популярное издание / Н. Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник для вузов физ. воспитания и спорта / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
Пономарев, Н. А. Совершенствование средств и методов физического воспитания спортивной тренировки : сборник научных трудов / Н. А. Пономарев, Е. Б. Сологуб, Г. П. Иванова, А. В. Романова, Л. В. Шапкова, В. И. Румянцева. - Ленинград : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1981. - 124 с.
Портнов, Ю. М. Баскетбол : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва : учебник / Ю. М. Портнов. - М. : Советский спорт, 2008. - 100 с.
Стандарт организации о выполнении письменных работ : СК-СТО.2-008.04-09. - Челябинск : УралГУФК, 2009. - 32 с.
Тозик, О. В. Повышение функциональных резервов организма учащихся старших классов средствами физического воспитания : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / О. В. Тозик ; Московский городской пед. ун-т. - М., 2011. - 24 с.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2002. - 480 с.