Событийный туризм как важнейший фактор развития туристского центра. Разработка юбилейного тура в Ярославль
Введение
В данной работе рассмотрена тема «Событийный
туризм как важнейший фактор развития туристского центра. Разработка юбилейного
тура в Ярославль».
Актуальность данной темы определяется следующими
обстоятельствами: во - первых: развитие внутреннего и въездного туризма
являются приоритетными видами развития туризма в Российской Федерации, во -
вторых, Ярославль, имея огромный туристский потенциал, является недостаточно
развитым туристским центром, готовым предложить широкий спектр обслуживания
туристов. В преддверии 1000-летия города, продвижение Ярославля, как
туристского центра становится наиболее актуально.
Основная цель данной работы заключается в
определении роли событийного туризма, как важнейшего фактора развития
туристского центра.
В виду многоплановости темы, в работе поставлены
следующие задачи:
рассмотреть особенности событийного туризма;
выявить возможные факторы, оказывающие влияние
на развитие туристского центра;
провести анализ современного состояния туризма в
Ярославле;
проанализировать мероприятия, посвященные юбилею
Ярославля;
определить влияние событийных туров на развитие
туризма;
проанализировать возможности развития событийных
туров;
разработать проект событийного тура в Ярославль
и рекомендации по его продвижению.
Объектом исследования в данной работе являются
непосредственно туристский центр, факторы, влияющие на его развитие, программа
мероприятий, посвященных юбилею города.
Предметом исследования являются событийные туры,
приуроченные к юбилею города.
Данная работа состоит из введения, трёх глав
основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам в рамках темы. Во второй главе
представлен анализ мероприятий, приуроченных к празднованию 1000-летия
Ярославля. Там же определено влияние мероприятий на развитие туризма в регионе,
рассмотрены возможности событийных туров. В третьей главе представлен проект
событийного тура, даны рекомендации по его продвижению на внутреннем рынке. В
заключении приведены основные результаты исследования и сформулированы основные
выводы о значимости событийного туризма и его влиянии на развитие туристского
центра.
Глава 1. Достопримечательные события как фактор
развития туризма в регионе
Целью данной главы является обзор литературы для
раскрытия основной темы диплома. Для достижения этой цели ниже рассмотрены
следующие вопросы:
. Основные мотивы путешествий
. Событийный туризм
. Факторы развития туризма в регионе
.1 Основные мотивы путешествий
Туризм сегодня - один из наиболее динамично развивающихся
секторов мировой экономики. Туризм является мощным катализатором региональной
экономики, отраслью с высокой скоростью оборота капитала, окупаемостью и
рентабельностью инвестиций.
В современной научной литературе рассмотрено
достаточно много подходов к определению туризма, которые в общем определяют
туризм, как особую форму передвижения людей по маршруту с целью посещения
конкретного объекта или удовлетворения специального интереса и возвращению к
месту постоянного жительства. Понимание мотивации людей, собирающихся в
путешествие, является важным фактором для организации путешествий. Под мотивами
туризма понимают все те психологические и физические потребности людей,
заставляющие людей думать о месте назначения с туристской целью (о дестинации),
которое может удовлетворить их туристские потребности и желания. Существует
множество мотивов туризма, которые определяют разнообразные его формы. Мотивы
туризма различаются в каждой конкретной дестинации по своей интенсивности,
которая определяется отношением числа посетителей с определенной мотивацией к
общему числу посещений туристами конкретной местности. Основными видами мотивов
туризма являются:
природно-климатические мотивы
культурные мотивы
экономические мотивы
психологические мотивы
Местные достопримечательности воздействуют на
чувства человека и могут быть мотивом (целью) путешествия.
Достопримечательностями местности могут быть страны или отдельные районы
страны, а также географические регионы, города и т.д., другими словами, любая
местность, привлекающая внимание туристов.
Достопримечательные события - выставки,
спортивные мероприятия, международные конференции, карнавалы, фестивали,
религиозные церемонии и пр. Туристы посещают эти места в связи с происходящими
там событиями. Кроме того, существует ряд факторов, оказывающих влияние на
туристские мотивы, которые необходимо при формировании программ обслуживания.
Принято выделять доминирующие и побочные факторы
туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое
влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и
выбор туристского продукта.
Таким образом, туристские мотивы как
существенный элемент спроса являются объектом целого ряда влияний, которые
могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на
объем, так и на формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Одни из
этих влияний могут быть доминирующими, другие - побочными, однако все они
обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения
о путешествии и выбор туристского продукта и естественно определяют цель
путешествия.
.2 Событийный туризм
На сегодняшний день существует множество видов
туризма. Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно
интересное. Основная цель поездки приурочена к какому либо событию. Уникальные
туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных
мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность.
Событийный туризм - это непреходящая атмосфера
праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная
особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это
перспективный и динамично развивающийся вид туризма.
Целевая аудитория событийного туризма - это
обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из
нескольких пар.
Событийный туризм можно классифицировать по
масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике
события.
В событийном туризме выделяют несколько
тематических видов:
национальные фестивали и праздники
театрализованные шоу
фестивали кино и театра
гастрономические фестивали
фестивали и выставки цветов
модные показы
аукционы
фестивали музыки и музыкальные конкурсы
спортивные события
Участники событийных туров предъявляют
повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу
- гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям
общественного питания и к услугам гидов переводчиков. Особенность событийного
туризма в том, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые
из случайных переходят в разряд регулярных. Прочное место в событийном туризме
заняла Олимпиада - летние и зимние Олимпийские игры. В настоящее время крупным
и стабильным сегментом событийного туризма являются "карнавальные"
туры.
Следует отметить, что событийный туризм является
уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Предполагается,
что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число
участников экскурсионных туров. Среди событий, привлекающих туристов в Россию,
- крупные международные спортивные соревнования (Кубок Кремля по теннису,
хоккейные турниры и футбольные матчи, спортивный Праздник Севера в Мурманской
области), культурные события - Московский международный кинофестиваль,
этнические праздники (якутский праздник в честь наступления лета, недели
культуры и искусства разных стран или народов) и религиозные (русская Масленица
в Москве). Юбилейные торжества в разных городах привлекают приезжих не только
из России, но и из-за рубежа. Наиболее значимыми событиями, привлекшими к себе
значительные туристские потоки, за предыдущие два года, могут считаться:
«65-летие прорыва блокады Ленинграда»
«День города в Нижнем Новгороде»
«День города в Москве»
«День Ленинградской области»
«День рождения Петра Первого»
«День Санкт-Петербурга»
Кроме того, необходимо отметить, для участников
Второй мировой войны во всем мире поводом для поездок в Россию служит 9 Мая -
день окончания войны. В последние годы родственники погибших и оставшиеся в
живых воины из Германии получили возможность посещать в России могилы своих
близких и друзей. Привлекательные для россиян события происходят летом в южных
городах страны. Это карнавалы - открытия курортного сезона в Геленджике и Анапе,
музыкальные и кинофестивали и пр.
.3 Факторы развития туризма в регионе
Являясь сложной социально-экономической
системой, туризм подвергается влиянию со стороны многочисленных факторов, роль
которых в каждый момент времени может быть различной по силе, так и
продолжительности воздействия. Факторы, воздействующие на туризм,
подразделяются на два вида:
внешние (экзогенные);
внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм
посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую
значимость для различных элементов системы туризма.
Природно-географические (море, горы, леса,
флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры,
истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются
определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения.
Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство
их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и
направления развития туризма. В целом же природно-географические и
культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют
непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим
нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.
Влияние экономических факторов на туризм главным
образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики
наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между
экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным
благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как
правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих
граждан. К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные
ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных
курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными
и слабыми валютами. Туризм оказывает существенное влияние на экономику и
развитие региона, способствуя притоку в страну валюты, созданию новых рабочих
мест, улучшению инфраструктуры и т.д. Для получения максимальной выгоды от
туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является
одним из видов социально-экономической политики государства.
Основными направлениями туристской политики в
России являются:
защита прав путешествующих
защита интересов производителей отечественного
туристского продукта
всемерная поддержка внутреннего и въездного
туризма, который проявляется в форме: прямых инвестиций в формирование
туристской инфраструктуры, научного и рекламно-информационного обеспечения
продвижения национального туристского продукта на мировом туристском рынке,
налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.
В соответствии с ролью туризма в возрождении
экономического потенциала страны Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» признаёт туризм приоритетной отраслью
экономики России. При этом определено, что главным направлением государственной
поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Анализ
современного состояния туристского рынка показывает, что основными странами,
поставляющими туристов в нашу страну являются: Германия, Финляндия, США,
Великобритания, Италия, Франция и Япония.
В силу своего географического положения Россия
не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью
традиционного пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный
потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а
также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры, в том числе
формировании объектов туристского показа на основе развития исторических
центров, количество иностранных туристов может значительно вырасти.
Вместе с тем спрос на туристские услуги внутри
страны постоянно растёт. При этом отчётливо выявляется несоответствие
существующего туристского продукта и современного туристского спроса. Причина
этого кроется в почти полном отсутствии двух-трёх звёздочных гостиниц
туристского класса, предполагающих качественное обслуживание, и невысоком
уровне подготовки персонала для работы на туристском рынке. В целом, Россия,
несмотря на огромный туристский потенциал остаётся одной из немногих стран с
невысоким уровнем развития внутреннего туризма.
Среди социальных факторов развития туризма в
первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного
времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности
ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения
означает приток новых потенциальных туристов. К числу социальных факторов
развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры,
эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что
существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к
путешествиям.
Технологические факторы, связанные с прогрессом
в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие
туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и
совершенствования обслуживания клиентов. Развитие науки и техники способствует
совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного
хозяйства, транспорта, бюро путешествий).
Экологические факторы оказывают на туризм самое
непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и
потенциалом туристской деятельности.
Внутренние факторы, воздействующие на туризм, -
это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К
ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с
развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового
обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относятся также факторы
туристского рынка:
Процессы спроса, предложения и распространения
Возрастание роли сегментации рынка (появление
новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний
путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного
пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся
туристском пространстве и т.д.)
Возрастание роли координации деятельности в
туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т.е.
рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом,
вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и
т.д.).
Возрастание роли средств массовой информации и
связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых
турпродуктов.
Возрастание роли кадров в туризме (увеличение
численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры,
повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и
т.д.).
Возрастание роли частного туристского бизнеса
(создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших
транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий,
осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального
маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).
Особое место среди факторов, оказывающих влияние
на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая
специфическая проблема.
Таким образом, по первому разделу можно сделать
выводы о том, что развитие событийного туризма играет важную роль в развитие
всей туристской индустрии региона. Это объясняется следующим:
- определенные события в жизни и истории региона
вполне могут являться первостепенным мотивом для осуществления путешествий
развитие событийного туризма в регионе является
достаточно выгодным для всего региона. Преимущества его развития с
экономической точки зрения заключаются в следующем:
увеличение денежного потока
развитие индустрии и инфраструктуры туризма
рост валового национального продукта
создание новых рабочих мест в регионе
реформирование структуры отдыха и развлечений,
которая может быть использована как туристами, так и местным населением
увеличение налоговых сборов принимающего
региона;
С социальной точки зрения:
туризм - наилучший способ знакомства с культурой
стран и народов
основой событийного туризма является
историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с
традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
событийный туризм является важным средством создания
культурных связей и международного сотрудничества.
Кроме того, главной особенностью событийного
туризма можно считать возможность его постоянного развития, ведь он
неисчерпаем, ежегодно пополняется новыми событийными турами, из событий эти
туры переходят в разряд постоянных.
Глава 2. Анализ влияния юбилейных мероприятий,
приуроченных к празднованию 1000-летия Ярославля, на развитие туризма в регионе
Целью данной главы является анализ воздействия
событийного туризма на развитие туристского центра. Для достижения этой цели
ниже рассмотрены следующие вопросы:
. Анализ современного состояния туризма в
регионе.
. Анализ программы мероприятий по подготовке к
празднованию юбилея города.
. Анализ возможностей развития туров,
приуроченных к празднованию 1000-летия Ярославля.
.1 Анализ современного состояния туризма в
регионе
Значимость развития туризма для Ярославской
области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными
природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице,
транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского
обслуживания. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Ярославская
область по туристскому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие
в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создаёт условия для
многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного,
лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и
приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
Туризм является одной из важнейших межотраслевых
сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и
качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей
экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или
рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является
дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых
целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской
индустрии.
Стратегией социально-экономического развития
Ярославской области до 2030 года туризм отнесён к числу приоритетных
направлений развития региона.
Основной проблемой, которую необходимо решать,
является недостаточная социально-экономическая эффективность использования
имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области, а также
недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного
туристского продукта области.
Реализация областных целевых программ
государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 6 лет,
начиная с 2002 года, более чем в 2,1 раза увеличить количество туристов и
экскурсантов, принимаемых областью, в 3,7 раза увеличить объём туристских и
гостиничных услуг. Ярославская область, по официальным данным, занимает в
Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы,
Московской и Владимирской областей. В 2007 году область приняла 1015 тыс.
туристов и экскурсантов, в т.ч. более 234 тыс. иностранных граждан.
По данным статистики, в 2009 году турфирмами и
гостиницами области предоставлено услуг на сумму более 929 млн. рублей. Общие
поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 1,8
млрд. рублей.
Повышение количественных показателей туристской
индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли.
Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается
отсутствием в системе государственной статистики определения конечных
финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли;
недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием
раздела «Туризм» в бюджетной классификации; отсутствием преференций для
инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как
самостоятельной отрасли в конечном счёте приводит к расплывчатому определению
эффективности работы отрасли и отсутствию чёткого стратегического видения
направлений развития туристской индустрии.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих
перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского
спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер
государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии
Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской
индустрии.
Сегодня область стоит перед серьёзной задачей -
необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе
более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься
решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние
регионы.
Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую
область по объёму туристского потока не только опережает Владимирская область
за счёт большого приёма гостей в городах Владимир и Суздаль, но и догоняют
Тверская область, которая использует свой потенциал расположения между Москвой
и Санкт-Петербургом, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети
малых гостиниц.
Таким образом, обеспечение туристской
привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей
инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и
межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в
государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Отсутствие
целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося
туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим
следствием невозможность достижения одной из важнейших стратегических целей
социально-экономического развития области - развития туристской индустрии,
отставание по сравнению с темпами её развития в соседних регионах. В конечном
счёте это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения
области. Ввиду вышеизложенного, можно сделать выводы, что для развития туризма
в регионе необходимо максимально использовать весь имеющийся туристский
потенциал, а учитывая грядущее 1000-летие города, этот вопрос как никогда может
быть актуальным.
.2 Анализ программы мероприятий по подготовке к
празднованию юбилея города
В связи с предстоящим празднованием 1000-летнего
юбилея основания г. Ярославля, а также в целях реализации распоряжения
Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 1259-р
администрацией области был утвержден план мероприятий по подготовке и
проведению празднования 1000-летнего юбилея основания г. Ярославля на 2006-2010
годы. Перечень мероприятий далее представлен в таблице, с целью выявления
проводимых мероприятий на развитие туристского центра, определено влияние того
или иного мероприятия на туристскую отрасль, полученные результаты более
конкретно отражены в диаграмме.
Таблица. Влияние мероприятий, приуроченых к
юбилею города на развитие туризма в регионе
|
Влияние
на развитие туризма
|
Наименование
мероприятия
|
Развитие
материально-технической базы
|
Развитие
инфраструктуры туризма
|
Создание
положительного имиджа региона и продвижение туристского центра
|
Развитие
туристских ресурсов
|
Международный
фестиваль театрального искусства «Волкову, Волкову, Волкову всем мы
обязаны!», вручение премии Российской Федерации им. Ф.Г.Волкова
|
|
+
|
+
|
+
|
Областная
научно-исследовательская краеведческая конференция школьников «Отечество»,
посвящённая 1000-летнему юбилею основания г.Ярославля
|
|
+
|
+
|
+
|
Международный
симпозиум по горячим эмалям, посвященный 1000-летию г. Ярославля
|
|
+
|
+
|
|
Музейно-выставочные
мегапроекты «Ярослав Мудрый и его время»,«Золотой век Ярославля»
|
|
|
+
|
+
|
Большое
музыкальное посвящение г. Ярославлю «Музыка тысячелетия»
|
|
+
|
+
|
+
|
Включение
1000-летнего юбилея г. Ярославля в Список памятных дат ЮНЕСКО и проведение
юбилейных презентаций в штаб-квартире организации в Париже
|
+
|
Участие
в организации и проведении межрегиональной выставки-ярмарки «Ярославль
гостеприимный»
|
|
+
|
+
|
|
Ярмарка
«Ярославская масленица - лучшая масленица страны»
|
|
+
|
+
|
|
Всероссийский
фестиваль национальной культуры (Академия российской культуры)
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставка-ярмарка
«Товаропроизводители Ярославской области - детям»
|
|
+
|
+
|
|
Конкурс
«Лучшее предприятие торговли - к 1000-летию основания г.Ярославля»
|
|
+
|
+
|
|
Конкурс
«Лучшее предприятие индустрии сервиса - к 1000-летию основания г.Ярославля»
|
+
|
+
|
+
|
|
Смотр
- конкурс продукции с символами города и иной продукции о г.Ярославле
|
|
+
|
+
|
|
Реставрация
объектов культового зодчества XVII-XIX веков
|
|
|
|
+
|
Реставрация
музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав Музейного фонда
Российской Федерации
|
|
|
|
+
|
Участие
в организации и проведении всероссийских соревнований по авиамодельному
спорту
|
|
+
|
+
|
+
|
Организация
и проведение международного студенческого фестиваля «СТАТУС», посвященного
празднованию 1000-летнего юбилея основания г.Ярославля
|
|
+
|
+
|
|
Губернаторский
молодежный бал, посвященный празднованию 1000-летнего юбилея основания
г.Ярославля
|
|
+
|
+
|
|
Интеллектуальная
игра на кубок Губернатора области, посвященная празднованию 1000-летнего
юбилея основания г.Ярославля
|
|
+
|
+
|
|
Участие
в организации и проведении международного фестиваля народного спорта
|
|
+
|
+
|
|
Участие
в организации и проведении межрегионального туристского фестиваля «Ярославль
- жемчужина Золотого кольца»
|
|
+
|
+
|
+
|
Участие
в организации и проведении межрегиональной конференции «Ярославль - крупный
центр развития событийного туризма»
|
|
+
|
+
|
+
|
Организация
и проведение международного фестиваля «Ярославль. Архитектура Верхневолжья.
Взгляд сквозь тысячелетие»
|
|
+
|
+
|
+
|
Презентация
и продвижение туристских возможностей г.Ярославля и других городов области на
международных туристских выставках
|
|
+
|
+
|
+
|
Разработка
и изготовление многоцелевого выставочного оборудования
|
+
|
+
|
|
|
Публикация
книг из серии «Ярославский архив»
|
|
+
|
+
|
+
|
Создание
и выпуск компактного диска «Экономический потенциал города Ярославля и
Ярославской области» (на русском и английском языках)
|
|
+
|
+
|
|
Освещение
в средствах массовой информации мероприятий, проводимых Администрацией
области в связи с подготовкой и проведением празднования 1000-летнего юбилея
основания г.Ярославля
|
+
|
Открытие
в сети Интернет юбилейного сайта «1000-летие г.Ярославля»
|
+
|
+
|
+
|
|
Организация
пресс-туров в Ярославскую область для представителей федеральных, иностранных
и региональных средств массовой информации
|
|
+
|
+
|
|
Реконструкция
перехода между зданиями № 1и № 2 ГОУ ЯО ЦДЮ (пр.Дзержинского, д.21)
|
+
|
+
|
+
|
|
Реконструкция
здания ГА ЯО с пристройкой специализированного архивного хранилища
(ул.Советская, д.68)
|
+
|
+
|
+
|
|
Строительство
и оснащение учебного центра подготовки специалистов индустрии сервиса
|
+
|
+
|
+
|
|
Приобретение
реабилитационного и технологического оборудования для стационарных учреждений
социального обслуживания населения области
|
|
+
|
+
|
|
Оснащение
лаборатории обеспечения сохранности документов ГА ЯО новым оборудованием
|
+
|
+
|
|
|
Данная диаграмма отражает, насколько влияют
мероприятия, приуроченные к 1000-летию Ярославля на развитие туризма в регионе.
Наибольшее влияние запланированные мероприятия могут оказать на создание
положительного имиджа региона и продвижение туристского центра, также они
способствуют развитию инфраструктуры туризма, однако следует отметить, что в
программе не предусмотрено коренное развитие материально-технической базы
туризма, что могло бы отразиться в развитии гостиничной индустрии и индустрии
развлечений.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод,
что мероприятия, посвященные юбилейным датам и событиям, при условии грамотной
организации, подтверждают их высокую эффективность в продвижении региона на
рынке туристских услуг, повышают инвестиционную привлекательность и имидж
региона, формируют новые туристские потоки, способствуют увеличению спроса.
2.3 Анализ возможностей развития туров,
приуроченных к празднованию 1000-летия Ярославля
С целью выявления перспектив развития событийных
туров, рассмотрены сильные и слабые стороны в их продвижении, рассмотрены
возможности и надвигающиеся угрозы в их реализации на туристском рынке, выводы
получены в результате SWOT-анализа.
Сильными сторонами развития событийного туризма
в Ярославле могут являться:
. Выгодное экономико-географическое положение
(близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение
на Волге)
. Богатейшее историко-культурное наследие,
высокая концентрация туристских объектов показа
. Принадлежность к туристскому маршруту «Золотое
кольцо России»
. Устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры
. Богатые традиции гостеприимства, опыт в приеме
и обслуживании туристов
. Наличие установившегося календаря туристских
событий
Слабыми сторонами развития событийного туризма в
Ярославле могут являться:
. Недостаточная известность региона в России и
слабая известность за рубежом
. Отсутствие системы качественного
информирования туристов на территории области
. Слабая ориентация на достижение конечного
результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по
продвижению туристских возможностей области
. Слабое использование значительного
туристско-рекреационного потенциала области
.Недостаток событийных проектов, способных
привлечь различные категории туристов
. Отсутствие сильных туристских брендов
Благоприятные возможности развития событийных
туров в Ярославле:
. Перспективы привлечения на развитие туристской
индустрии, реализацию значимых мероприятий и проектов дополнительных средств в
рамках федеральных целевых программ и внебюджетных источников.
. Наличие устойчивого спроса на посещение
объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе
обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с
празднованием 1000-летия города
. Восстановление российского рынка краткосрочных
поездок (туров выходного дня)
Возможные угрозы развития событийных туров в
Ярославле:
. Усиление конкуренции со стороны других
регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного
потенциала
. Усиление конкуренции со стороны других
регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного
потенциала
. Усиление конкуренции в соперничестве за
инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации
. Недостаточное количество долгосрочных вложений
в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий
. Неустойчивость спроса на рынке туристских
услуг в результате влияния сезонности и других факторов
событийный ярославль путешествие юбилейный
Матрица SWOT
|
Возможности
1,2,3
|
Угрозы
1,2,3,4,5
|
Сильные
стороны 1,2,3,4,5,6
|
Поле
СиВ
|
Поле
СиУ
|
Слабые
стороны 1,2,3,4,5,6
|
Поле
СЛиВ
|
Поле
СЛиУ
|
В результате анализа можно сделать выводы о том,
что развитие событийного туризма может быть достаточно перспективно и
значительно увеличит поток туристов. Так как юбилей города предоставляет
колоссальную возможность в ближайшее время придать существенный импульс
привлечению туристов в регион, необходимо учитывать прежде всего заинтересованность
администрации города в развитии материально-технической базы туризма и
инфраструктуры. Информационно освещение события сыграет большую роль в
привлечении туристов и продвижению туристского центра.
В ходе анализа рассмотренных положений можно
сделать вывод, что Ярославль имеет большой потенциал для развития туризма в
регионе. Но на данный момент современное состояние туризма в Ярославле не
находится на должном уровне, это вызвано недостаточными финансированием
туристской отрасли и информационной известностью, Ярославль может быть более
востребованным туристским центром, особенно с учетом расположения
непосредственно вблизи Москвы и хорошей транспортной доступностью.
Материально-техническая база туризма недостаточно развита, что приводит к
нехватке мест для размещения туристов и ресурсов для качественного
предоставления услуг. Тем не менее Ярославль обладает древней историей,
культурными ценностями, имеющими значение мирового масштаба. Анализ
мероприятий, приуроченных к 1000-летию Ярославля, показал что, событийный
туризм можно использовать как основной «рычаг» для развития региона как
крупного постоянного туристского центра.
Глава 3. Разработка юбилейного тура в Ярославль
Целью данной главы является разработка
юбилейного тура в Ярославль. В ходе работы сформирована технологическая
документация, связанная с проектированием тура, а также даны рекомендации
туристским фирмам для эффективного продвижения тура на внутреннем рынке.
3.1 Вербальная модель
Продолжительность: 5дней/4 ночи
Количество туристов в группе: 20человек
Вид туризма:
по цели - событийный тур
по географическому признаку - внутренний
по источнику финансирования - коммерческий
по способу передвижения - стационарный
по числу участников - групповой
по организационной форме - организованный
Сегмент рынка: все категории
Класс обслуживания: экономический
Транспорт: ж/д., внутримаршрутные перевозки -
автобус