Психологическая характеристика деятельности лыжника-гонщика в условиях соревнования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    193,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическая характеристика деятельности лыжника-гонщика в условиях соревнования

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика психологической подготовки

1.1 Значение психологического фактора в лыжных гонках

1.2 Психологическая характеристика деятельности лыжника-гонщика в условиях соревнования

Глава 2. Методика повышения психологической устойчивости к соревнованиям лыжной подготовки

2.1 Методика формирования состояния психологической готовности лыжника к соревнованию

2.2 Регуляция психологического состояния лыжника

2.3 Индивидуальный подход к психологической подготовке и ее планирование

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение


По сравнению с другими разделами подготовки (физической, технической, тактической) психологическая подготовка - самая "молодая".

"Психологическая подготовка", "психологическая готовность" как термины были предложены в спортивной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг.

Значение психологической подготовки возросло, как только спортсмены вышли на большую спортивную арену - стали участвовать в чемпионатах мира, Европы, в олимпийских играх. Соревнования приобрели не только спортивный, но и общественный характер. Значимость их значительно возросла. Именно в это время резко возросли тренировочные нагрузки, усилилась конкуренция равных по силам участников. Соревнования стали носить отборочный характер: нужно попасть в определенное число лучших, чтобы участвовать в первенстве страны, выступить в международной гонке, на первенстве мира или олимпийских играх. Часто отбор проводится в несколько туров, что требует от спортсмена стабильности в выступлениях [12, с. 26].

С каждым годом расширяется количество стран-участниц, представители которых реально претендуют на призовые места на крупных чемпионатах, первенствах, играх.

Все это и ряд других (социально-психологических, бытовых и прочих) причин во время самой подготовки влияет на психологическое состояние спортсменов и нередко приводит к ухудшению результатов на главных соревнованиях сезона, а в отдельных случаях и к срывам.

Говоря об основных задачах психологической подготовки лыжника-гонщика на современном этапе, следует иметь в виду не только общие вопросы этого раздела подготовки (развитие волевых качеств, специализированных восприятий и т.п.), но и, прежде всего актуальную проблему психологической подготовки, которая заключается в формировании психологической готовности к каждому конкретному соревнованию. Этой проблеме психологической подготовки лыжника-гонщика посвящена моя работа.

Главная цель работы - определить общее направление и дать конкретные рекомендации по организации и содержанию психологической подготовки лыжника-гонщика, которые можно использовать в практике тренерской работы. Также затрагиваются теоретические положения и анализируются конкретные исследования отечественной и зарубежной научной литературы, которые затрагивают тему данного вопроса.

В основу работы положены результаты исследований, наблюдений, экспериментов используя индивидуальный подход к спортсменам-лыжникам.

Я выбрал данную тему потому, что на современном этапе в спорте и в лыжных гонках в частности, важное значение приобретает психологическая подготовка. Сейчас как никогда актуальна данная проблема и зачастую в споре за высокие результаты выигрывает спортсмен, подготовленный в психологическом плане сильнее соперников. Подготовка спортсменов-лыжников психологически является такой же важной составляющей общей подготовки, как и физическая подготовка. Психическая готовность и уверенность в своих силах является залогом достижения высоких спортивных результатов.

Объект исследования: психологическая подготовка лыжника-гонщика.

Предмет исследования: механизм регуляции двигательной деятельности и поведения лыжника-гонщика в условиях соревнования.

Эксперимент: введение в общую подготовку лыжника-гонщика психологической подготовки.

Цель эксперимента: доказать, что психологическая подготовка спортсменов способствует росту спортивных результатов.

Гипотеза: если включить психологическую подготовку в общую подготовку лыжника-гонщика и правильно ее организовать то, можно предположить рост его спортивных результатов и выработать у лыжника-гонщика психологическую уверенность в своих силах.

Задачи:

Изучить литературные источники по данной теме.

Рассмотреть психологическую характеристику деятельности лыжника-гонщика.

Изучить методику формирования состояния психологической готовности лыжника-гонщика к соревнованию.

Метод исследования - анализ психолого-педагогической литературы.

психологическое состояние лыжник соревнование

Глава 1. Характеристика психологической подготовки


1.1 Значение психологического фактора в лыжных гонках


Результат выступления в лыжных гонках зависит от многих факторов: физического и технического состояния спортсмена к моменту соревнования, технического мастерства, тактически правильного распределения им сил на дистанции, смазки лыж и т.д.

Решающим фактором в достижении высокого результата была, есть и будет физическая готовность, т.е. степень развития физических качеств, способностей, необходимых в специальных условиях его деятельности.

Но сейчас высокий результат доступен многим спортсменам, выступающим в каком-либо одном соревновании, и, таким образом, решающий фактор (физическая готовность) еще не гарантирует победы в соревновании. Так, почти все лыжники на крупных соревнованиях показывают высокие результаты, а победителей (или призеров) всего несколько. Разница между их результатами достигает всего несколько секунд или даже десятых долей секунда.

Так, на первенстве СССР 1970 года в гонке на пятнадцать километров второй призер (В. Веденин) показал одно время с победителем (В. Воронковым), а третий призер (А. Акентьев) проиграл им всего две секунды. Такие примеры в практике лыжного спорта не единичны. Вот в таком случае, при борьбе равных, решающее значение приобретают техника, тактика, психика спортсмена, т.е. его знания, учения и навыки, которые он приобрел в процессе спортивной тренировки. Именно они помогут спортсмену максимально использовать физические возможности в условиях соревнования. Под психикой понимают особое свойство, функцию мозга, заключающуюся в отражении объективной действительности. Объективная действительность отражается в мозгу человека в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей и т.д. [17, с.39]

Содержание психики не только зависит от объективных условий жизни, но и во многом определяется присущими данному человеку психическими свойствами: наблюдательностью, волевыми качествами, интересами и другими чертами личности.

Будучи обусловлена объективной действительностью, психика играет важную роль в ориентации человека в окружающей среде, в его действиях и поступках. Она формируется на основе практики и в процессе деятельности, и поэтому действия человека и его поведение тем сознательнее, чем белее они опосредованы познанием бытия, сущности предстоящей деятельности.

Как и во всякой практической и сознательной деятельности, и в частности успех лыжника-гонщика в условиях соревновательной борьбы, во многом зависит от психики спортсмена, его сознания, ума, воли, характера. Отсюда "психическая готовность" спортсмена - готовность его сознания, воли, всех психических качеств, которые обусловливают поведение спортсмена и способность управлять своими действиями в ходе соревнования. Так как лыжники уже за несколько дней до соревнования могут испытывать эмоциональный подъем или наоборот усталость и т.п., можно сделать заключение и о состоянии психической готовности того или иного спортсмена к соревнованию. Состояние психической готовности наиболее ярко проявляется у спортсменов на старте в виде различных форм стартовых состояний: стартовой апатии, стартовой готовности, стартовой лихорадки (А.Ц. Пуни, О.А. Черникова). [23, с.94]

Наблюдения и исследования показывают, что не все спортсмены умеют владеть собой, управлять своим поведением и психикой накануне ответственных соревнований и это отражается на результатах их выступлений. Для определения зависимости результата выступления от состояния психической готовности лыжника были проведены специальные исследования в естественных условиях. Исследовались спортсмены старших разрядов, принимавших участие в гонке на первенство Москвы 1967 г. В гонке принимали участие 274 лыжника. Исследованы 220 спортсменов (66 мастеров спорта, 18 кандидатов мастера спорта, 101 спортсменов первого разряда и 16 - второго разряда).

Для выявления психического состояния использовалась анкета, позволившая судить о характере психических переживаний и отношений к соревнованию: [1, с.37]

Самочувствие (хорошее, плохое, удовлетворительное);

Тренированность (хорошая, плохая, удовлетворительная);

Задача: попасть в команду, быть в призерах, в десятке и т.д.

Разминка (интенсивная, слабая, отсутствие);

Волнение (есть, нет, небольшое);

Вопросы задавались за 2-3 минуты до старта. Для полного представления о характере психического состояния спортсмена за 1-2 минуты до старта у него измерялся тремор правой руки. Тремор (от английского tremor - дрожание) является одним из объективных показателей эмоционального состояния. С помощью тремометра установлено, что уровень возбуждения у лыжников различен в течение дня: утром и вечером меньше (в среднем 20-30 условных единиц за 10 секунд, а перед тренировкой повышается (до 30-40 усл. ед.). У отдельных спортсменов могут быть отклонения от этих величин, зависящие от целого ряда факторов, в том числе от их индивидуальных особенностей.

В данном случае тремор показывал уровень эмоционального возбуждения, который спортсмен испытывал перед выступлением непосредственно на старте. Спортсмены шли два круга по 15 км. Для анализа различных форм стартовых состояний на распределение сил на дистанции на каждом километровом отрезке по скользящему секундомеру фиксировалось время прохождения каждого участка. При обработке данных подсчитывалось время прохождения спортсменами километровых отрезков.

В результате обработки анкетных материалов выявлены три формы отношения спортсменов к соревнованию: активное, пассивное, отрицательное.

Активное было характерно для большинства участников гонки. 150 спортсменов из 220 (т.е. 68%) поставили перед собой задачи: хорошо выступить, попасть в команду, выполнить норму мастера спорта и т.д. Эта группа лыжников осознанно поставила перед собой задачи и мобилизовала на их решение все силы. Для них характерно хорошее общее самочувствие, желание соревноваться, эмоциональный подъем.

Пассивное отмечено у 44 спортсменов (20%). Спортсмены формулировали задачи так: "дойти", "попасть в зачет". Эту группу также отличало понимание задач соревнование, оценка сильных и слабых сторон своих и противника. Спортсмены даже настроены на борьбу, но в силу причин (отсутствие стимула, недомогание) заранее отказывались от решения поставленных задач, при столкновении с трудностями отказывались от соревновательной борьбы.

Отрицательное: наблюдалось у 26 спортсменов (12%). Ответы на вопросы в анкете: "после болезни", "болит голова" и т.п.

Отсюда задачи неопределимы: "как побежится, "прокатиться", некоторые не знали что ответить. Желание соревноваться отсутствует. Находясь в таком состоянии на старте, спортсмен в ходе гонки может сойти с дистанции, если ему будет тяжело, если он сломает лыжу и т.п.

При определении взаимосвязи между различными формами отношений и уровнем предстартовой возбудимости, измеряемой по частоте тремора, было установлено, что для спортсменов, имеющих возбуждение в 30-40 усл. ед. (в 24 случаях из 29, т.е.83%) наиболее типично пассивное отношение к соревнованию.

Возбуждение в 41 - 50 усл. ед. (в 72 случаях из 96, т.е. 76%) и в 51-60 усл. ед. (в 66 случаях из 72. т.е. 91%) соответствует активному отношению к соревнованию.

У спортсменов, уровень возбуждения которых составил более 60 усл. ед. наблюдалось отрицательное (в 14 случаях из 23, т.е. 61%) и активное отношение - в случаях из 23 (39%).

В приложении 1 представлена гистограмма, показывающая связь между уровнем возбуждения (тремором) и различными формами отношения к соревнованию.

На основании общепринятой классификации стартовых состояний в спорте и результатов исследований были выявлены 4 формы стартовых состояний у лыжников-гонщиков: стартовая апатия, спокойная уверенность, боевая готовность, стартовая лихорадка [2, с.65].

В приложении 2 мы видим стартовые состояния и их характеристику по уровню возбуждения и формам отношения спортсменов к соревнованию.

Формы стартовых состояний:

Стартовая апатия: психологические симптомы: вялость, апатия, плохое настроение, сонливость, пассивное отношение к соревнованию. Это состояние может наблюдаться как у разрядников, так и у не подготовленных к данному соревнованию мастеров спорта.

Спокойная уверенность: психологические симптомы: активное отношение к выступлению, ясное понимание целей и задач соревнования, спокойное ожидание старта и обдумывание тактики бега. Состояние спокойной уверенности типично для опытных мастеров спорта стажем 8-15 лет, стабильно выступающих в соревнованиях.

Боевая готовность: психологические симптомы: активное отношение к соревнованию, ясное понимание его целей и задач, напряженное ожидание, возрастающее нетерпение ("скорей бы бежать"), мысли о прохождении к старту. Это состояние наиболее типично для мастеров спорта и опытных разрядников.

Стартовая лихорадка: психологические симптомы: отрицательное и активное отношение к соревнованию, рассеянность в разговоре, чрезмерное волнение, неустойчивое настроение, рассеянность, беспричинная суетливость и т.п. Стартовая лихорадка может наблюдаться у не подготовленных к данному соревнованию лыжников, как мастеров спорта, так и разрядников. Анализ результатов соревнования и данных исследования стартовых состоянии лыжников показывает определенную зависимость между различными формами стартовых состояний спортсменов и их результатами. В приложении 3 представлена гистограмма, изображающая места (с 1-го по 200-е, по пять десятков), занятые всеми участниками и средние величины тремора.

Для спортсменов, занявших места с 1-го по 50-е, было характерно состояние спокойной уверенности или боевой готовности со средней величиной тремора 49 усл. ед. В этой группе находились опытные мастера спорта со стажем выступления на крупных соревнованиях. Естественно первенство Москвы для многих из них было серьезным, но не главным в сезоне. Спортсмены, занявшие места с 51-го по 100е имели среднюю величину тремора 56 усл. ед. В эту группу вошли мастера спорта, кандидаты в мастера спорта и сильные перворазрядники. Для нее типично состояние боевой готовности и реже стартовой лихорадки. Это объясняется тем, что это первенство их главный старт сезона, на котором можно выполнить мастера спорта, попасть в команду и т.п.

Места с 10-го по 150-е заняли спортсмены I разряда (33), мастера спорта (6), кандидаты в мастера спорта (6) и спортсмены второго разряда (5). Величина тремора 44 усл. ед. показывает состояние близкое к состоянию стартовой апатии. Объяснение этому: у каждого соревнования есть свои главные задачи. В данном случае - выявление сильнейших (10-12 человек) для участия в Спартакиаде, возможность выполнения норматива мастера спорта. Содержание соревнования определяет и форму отношения к нему. Для спортсменов данной группы оно явилось недостаточно интересным из-за отсутствия стимула, что повлекло за собой отсутствие эмоций. Так же можно объяснить характер стартовых состояний и в группе, занявшей места с 151-го по 200-е, с тремором на старте в 42 усл. ед.

Анализ распределения сил на дистанции сильнейшими лыжниками (места с 1-го по 50-е) показывает, что разница в прохождении 1-го и 2-го кругов (по 15 км) составляла у них от 1 до 4 мин. Возможны случаи прохождения 2 круга несколько быстрее (например, Базыкиным, занявшим 40-е место). В приложении 4 приводятся некоторые результаты и разница в прохождении 1 и 2 кругов.

Исследования показали, что разница в прохождении 1-го и 2-го кругов иногда достигала более 4 минут у сильнейших гонщиков, что нежелательно. Причины неравномерного распределения сил могут быть различные: допущен тактический просчет, отсутствовал питательный пункт, сошла мазь и др. Одной из причин может быть психическое состояние спортсменов перед соревнованием [11, с.74].

Результаты некоторых мастеров спорта, занявших места с 101-го по 200-е показали, что основной проигрыш был на 2-м круге, когда с появлением утомления спортсмены отказались от спортивной борьбы. Объяснение этому можно найти в характере их стартовых состояний и, особенно в психическом компоненте - пассивном отношении к соревнованию. Что касается распределения сил на дистанции, то на первых километрах проигрыш сильнейшим составил у них от нескольких секунд до 1 минуты, затем на втором круге проигрыш доходил на отдельных километрах до 2-3 минут.

Из не окончивших дистанцию 18 спортсменов 13 находились в неблагоприятном состоянии: в состоянии стартовой апатии - 7 человек и стартовой лихорадки - 6 человек. Лишь 5 находились в состоянии спокойной уверенности или боевой готовности. Анализ распределения сил этих спортсменов показывает, что большинство из них сошли на 2-м круге (с 15-го по 24-й км), т.е. когда развивается значительное утомление, вырисовывается ясная картина гонки и определяются возможности спортсмена. В такой ситуации предъявляются повышенные требования к волевым качествам спортсмена, которые в немалой степени определяются целевой установкой на соревнование и его стартовым состоянием.

Выходя на старт, лыжники по-разному настраиваются на гонку. Установка на борьбу, характеризующая активное, пассивное или отрицательное отношение к соревнованию, самым прямым образом влияет на результат соревнования. Установлено, что плохо выступают, сходят с дистанции не только физически не подготовленные или сломавшие в гонке лыжи спортсмены, но и подготовленные психически: у которых нет определенной задачи в соревновании, стремления в любых условиях до конца бороться за лучший спортивный результат. Поэтому лыжнику, принимающему участие в гонке, необходимо уже на старте быть в состоянии психической готовности к соревнованию. Это состояние содержит общие признаки, характерные для состояния психической готовности спортсмена к соревнованию и имеет свои особенности, вытекающие из специфических условий спортивной деятельности лыжника-гонщика и проявляющееся: в активном отношении спортсмена к предстоящему выступлению в соревновании; в твердой уверенности в своих силах; в стремлении в любых случаях гонки бороться до конца с полной отдачей сил за достижение высокого спортивного результата; в оптимальном уровне эмоционального возбуждения; в устойчивости психики и всего поведения спортсмена по отношению к различного рода помехам, связанным с условиями соревнований [12, с.69].

1.2 Психологическая характеристика деятельности лыжника-гонщика в условиях соревнования

 

Основные трудности, встречающиеся в лыжных гонках: приняв старт, лыжник вступает в активное взаимодействие с внешней средой, которая беспрерывно меняется в ходе гонки: подъемы чередуются со спусками и равнинными участками. Также меняется и внутреннее состояние спортсмена. В ходе гонки перед лыжником возникают трудности и от того, как он их преодолевает, зависит результат его выступления.

Специальные исследования трудностей, которые встают перед лыжником в гонке проводил А.П. Поварницын (1965 г). С одной стороны, эти трудности обусловлены спецификой лыжного спорта, с другой - особенностями личности спортсмена [25, с.94].

К первой группе относятся следующие трудности: постоянное и неуклонно нарастающее утомление; неблагоприятные погодные условия: сильный мороз, встречный или боковой ветер, метель, падающий снег и т.п.; неблагоприятные условия скольжения; трудные трассы, возможность падения, ушибов, получение травм и т.п.; неожиданно возникшее болезненное состояние.

Ко второй группе относятся трудности, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности спортсмена: боязнь падений, получения травм, поломок инвентаря, длины трассы и т.п.; навязчивые мысли, связанные с неуверенностью в своих силах, сомнения в качестве смазки, инвентаря и т.д.; смущение, вызванное непривычной обстановкой, именитыми соперниками; чрезмерное, но необоснованное стремление спортсмена выиграть гонку, вызывающее перевозбуждение; болезненное отношение к неудачи; субъективные переживания хода спортивной борьбы, тактических действий соперников, информация о ходе гонки.

Перечисленные трудности могут вызвать как у новичков, так и у лыжников высокой квалификации накануне соревнования или в ходе его неблагоприятные внутренние состояния, различные по форме и содержанию и возникающие, как правило, непроизвольно, независимо от воли и желания спортсмена.

Эти трудности в ходе соревнований в той или иной степени влияют на сознание спортсмена и на показанный им результат, причем влияние их различное. Допустим, лыжник, выступающий в личном соревновании, упал на спуске, немного понервничал, потому что потерял 10-30 секунд, но потом успокоился и пошел дальше. Если же он упал в эстафетной гонке, особенно на первом этапе, при общем старте и к тому же еще сломал лыжу, его психические переживания сильнее, так как в эстафете каждый отвечает не только за себя, но и за товарищей по команде.

Особенно нужно выделить трудности, связанные с необходимостью преодолевать постоянно и неуклонно нарастающее утомление. В ходе соревнования они затрудняют сознательное управление спортсменом своей двигательной деятельностью и непосредственно влияют на характер протекания ряда физиологических, биохимических, психических процессов и функций.

Механизмы психической регуляции двигательной деятельности и поведения лыжника-гонщика в условиях соревнования.

На фоне значительных изменений почти во всех системах и органах лыжник должен управлять своим поведением и действиями.

Управление поведением и действиями лыжника-гонщика основано на общих законах произвольного (психического) регулирования двигательной деятельности человека, разработанных И.М. Сеченовым еще в конце прошлого века в его рефлекторной теории, охватывающей не только физиологические процессы, но и психическую деятельность.

Идеи И.М. Сеченова о тормозящей и усиливающей функциях мозга, о контролирующей роли чувств и саморегуляции организма были продолжены И.П. Павловым и легли в основу современных представлений о механизмах психической регуляции двигательной деятельности и поведения человека (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн и др.) [21, с. 195]

Основные принципы и механизмы управления системой (организмом) в них заключены в следующем: перед началом действия в ней создается аппарат предвидения, осуществляются самопрограммирование, по каналам обратной связи контроль и сличение в специальном аппарате, позволяющем делать выбор продолжить или закончить действие в зависимости от получаемых результатов и их сопоставления.

Из работ видных физиологов по проблеме управления поведением человека вытекает, что управление двигательной деятельностью человека происходит на основе всех психических процессов: ощущений и восприятий, представлений, воображения, высших чувств, мышления и воли.

Исследования многих авторов в общей и спортивной психологии показали, что ведущая роль в регуляции двигательной деятельности принадлежит мышлению, направленному на выполнение различных функций: аналитико-синтетической, пусковой, регулирующей, оценочной и др. Все функции, указывает А.Ц. Пуни (1965 г), "направлены на произвольное управление двигательной активностью на основе предвидения изменяющихся условий деятельности и результатов действий спортсмена"

Весьма плодотворные идеи, объясняющие механизм произвольного управления деятельностью спортсмена как накануне, так и в процессе соревновательной борьбы, содержаться в понятиях адаптивного поведения. Адаптация, т.е. приспособление и "самоизменение" в соответствии с изменениями окружающей среды или внутреннего состояния организма, специально-направленной на совершенствование своих физических и психических функций тренировки. Например, под влиянием тренировки организм лыжника претерпевает изменения, которые можно рассматривать как адаптацию к работе в условиях кислородной недостаточности, вызываемой длительной работой на выносливость.

Проблему адаптивного поведения в спорте разработал Д.Д. Донской (1968). Автор приводит различные виды адаптации, встречающиеся в спортивной деятельности (см. приложение 5) [23, с.102].

Врожденная (генотипическая) адаптация является результатом унаследованных от предыдущих поколений морфофункциональных свойств. Она типична для всех людей. В спортивной практике особое место занимает приобретенная адаптация, возникающая как результат совершенствования механизмов приспособления в результате спортивной деятельности.

Механизм регуляции и приспособления лыжника-гонщика в различных условиях деятельности, например, соревнования, может быть объяснен следующим образом. Перед началом соревнования происходит предварительная адаптация, виды которой различны (см. схему 1). Сначала у спортсмена создается состояние общей готовности к соревнованию, предварительная установка. В это время происходит подготовка инвентаря, костюма, опробование мази и т.п., организм спортсмена приспосабливается к окружающей среде, к действиям соревновательных знаний в результате приобретенной установочной адаптации.

Непосредственно перед выступлением происходит настроечная адаптация - подготовка двигательных и секреторных систем и организма в целом к предстоящей физической и психической нагрузке (разминка, спец. упражнения, "мысленное действие" и т.п.).

В зависимости от ситуации вносятся коррективы в поведение спортсмена - ситуационная адаптация. Но важнее всего исполнительная адаптация. Она возникает в процессе соревнования. Лыжник преодолевает пространство и время с помощью определенных циклических актов, в зависимости от рельефа местности, меняя лыжные ходы, технику, изменяя темп, ритм и частоту движений и т.п. В это время он обеспечивает устойчивую линию поведения - поведенческая адаптация, которая способствует поддерживанию высокой скорости. В борьбе с неблагоприятными внутренними состояниями и другими помехами, обеспечивая помехоустойчивость ради сохранения линии поведения и высокой скорости на дистанции, используется регуляционная адаптация.

Психологические особенности деятельности лыжника-гонщика в условиях соревнования.

На основании вышеизложенного мы могли убедиться в том, что соревновательная деятельность лыжника протекает в весьма специфических условиях. Борьба ведется при большом напряжении физических и психических сил, на сложных трассах, нередко в условиях резкой смены погоды и плохого скольжения. У лыжников неожиданно возникают болезненные состояния, различные проявления страха, сомнения, навязчивые мысли. Многообразие объективных условий соревновательной борьбы в лыжном спорте предъявляет специфические требования к ориентирующей и регулирующей функциям сознания лыжника-гонщика. Однако в этом многообразии условий, как показывают наблюдения, психологические особенности деятельности лыжника-гонщика определяются в основном двумя главными, связанными с взаимодействием между соперниками и условиями материальной среды [11, с.77].

Особенности соревновательной борьбы в связи с взаимодействием между соперниками.

Главным соперником лыжника-гонщика, как отмечают В.Ф. Кожокин и Е.П. Корытников и др. являются пространство и время. Побеждают те, кто более короткий отрезок времени преодолеет определенную дистанцию. Функции сознания спортсмена связаны с ориентировкой во времени на фоне преодолеваемого пространства и в собственном состоянии, на реализацию заранее спланированного времени прохождения различных участков дистанции, на управление своим самочувствием и поведением в условиях нарастающего утомления. Отсюда решающими волевыми качествами выступают инициативность, самостоятельность, настойчивость и упорство [13, с.64].

Определенный отпечаток на действия и поступки лыжника-гонщика накладывает взаимодействие между соперниками в процессе соревновательной борьбы. На косвенное соприкосновение между соперниками указывая во-первых, парный старт, во-вторых - наличие соперников, стартующий впереди и сзади, которые, как правило, находятся в поле зрения спортсмена, как при парном, так и при одиночном старте.

В первом случае (при наличии парного старта) действия одного спортсмена обусловлены поступками и действиями другого. Борьба начинается с первых секунд старта. Если один спортсмен значительно сильнее другого, борьба ведется за выход на основную лыжню или, по крайней мере, на небольшом отрезке дистанции. В дальнейшем сознание спортсменов направлен на выполнение двигательных действий, поиск и смену вариантов техники на управление своими действиями и самочувствием на основании поступающей в ходе гонки информации. На некоторое время создается состояние "спортивного одиночества", когда лыжник остается наедине со своими мыслями, ощущениями и т.п. Во время этого состояния устанавливаются поведенческая и регуляторная адаптация, обеспечивающие рациональную линию поведения и сохраняющие ее при различных помехах.

В случае равенства сил соперников возможен ряд вариантов. Спортсмены, например, отказываются от соревнования друг с другом ради выполнения планов, выработанных в результате предварительной установки. Именно так поступают квалифицированные спортсмены. Тем не менее, после выхода на основную лыжню действия спортсменов не только обусловлены сигналами, поступающими из внешней и внутренней среды, но и находятся в зависимости от действий соперника. Поэтому на первых порах происходит выработка определенной линии поведения: идущий впереди помимо двигательных актов, пытается сохранить устойчивую линию поведения, не регулируя на помехи (соперник за спиной) или прямо (заступ на лыжи, просьба лыжни и т.д.) влияют на сознание спортсмена. Соперник сзади, в свою очередь, тоже вырабатывает линию поведения, подстраиваясь к темпу, ритму и скорости идущего впереди.

Квалифицированные лыжники используют такой "тандем" со сменой лидера на большом участке пути (до 10 км). Психологически эффект "тандема" объясняется тем, что налаживание определенной линии поведения, автоматизмом движений снижает психологическую нагрузку. Так, спортсмен, идущий сзади, всегда может сравнить различные варианты лыжных ходов, зная скорость передвижения и вариант техники впереди идущего, поэтому он "отдыхает", его сознание в меньшей степени направлено на то, чтобы вовремя среагировать на особенности трассы, рельефа, поддержании высокой скорости, чем впереди идущего. Таким образом, уменьшается нагрузка на кору головного мозга, способствуя сохранению психической и физической свежести.

В большинстве же случаев идет бескомпромиссная борьба - лыжники соревнуются пространством и временем. В таком случае они стараются навязать свой темп и скорость движения с первых метров дистанции. Уже со старта начинается ускорение, борьба за лыжню. После выхода на основную лыжню сознание спортсменов направлено на установление наблюдения за соперником и сохранение выдержки и самообладания.

По ходу гонки спортсмен принимает тактические решения в зависимости от действий соперника. Решающими качествами будут инициативность, настойчивость и упорство. Борьба ведется на высоком уровне, в тоже время у обоих спортсменов сохраняется определенная линия поведения, их сознание контролирует, поступающую по ходу гонки информацию, ориентирующая и регулирующая функции сознания обеспечивают сохранение поведенческой и регуляционной адаптации.

Конечно, на практике возможны и другие варианты. Стремление одного из соперников уйти любым путем или "удержаться во, чтобы то ни стало" всегда приводят к отрицательным результатам. Сознание их в таких случаях направлено на конкретные особенности деятельности, выбор оптимального режима скорости, а на приспособление организма к непривычному темпу и ритму работы, в результате чего не налаживаются не только поведенческая, но и регуляционная адаптации.

При одиночном старте спортсмены вступают в борьбу через 15,30 или 60 сек. Даже временной интервал между стартующими откладывает свой отпечаток на сознание. Чувство соперника, идущего впереди и сзади, уменьшается по мере удлинения интервала времени на старте и в зависимости от особенностей трассы [14, с.54].

При равных условиях и равном соотношении сил спортсмен, идущий сзади, в психологическом плане имеет преимущество - он "догоняет". Это значит, по его сознание направлено на выполнение двигательных действий и выработку линии поведения, способствующей ее сохранению и устойчивости. Спортсмен следит за действиями соперника и, если тот находится в поле его зрения, ведет наблюдение за его действиями, принимает различные инициативные решения: увеличить скорость, менять способы хода и т.п. В случае, когда соперник вышел из поля зрения по поступающей информации спортсмен оценивает свою скорость и возможности и корректирует поведение.

Нельзя забывать об эмоциональном воздействии поступающей информации и об индивидуальных особенностях спортсмена. Наблюдения показывают, что если спортсмен удачно проходит дистанцию, положительная информация об этом придает ему уверенность в своих силах, бодрость. Если же он отстает, информация вызывает стремление ликвидировать отставание, он ищет новые решения, обеспечивающие увеличение скорости. В зависимости от индивидуальных особенностей при поступлении как положительной, так и отрицательной информации может нарушаться линия поведения спортсмена, поэтому ему необходимо развивать выдержку и самообладание.

Во время гонки спортсмен вступает в косвенное соприкосновение с соперником, догоняя и обходя его на лыжне или уступая лыжню другому. В отдельных случаях, особенно в гонках на длинные дистанции 30 и 50 км, сильный спортсмен обгоняет несколько десятков соперников. Квалифицированный гонщик способен, как правило, сохранять при этом устойчивую линию поведения, при которой ориентирующие и регулирующие функции сознания контроли уют не только общую динамику бега, но и следят за действиями соперников.

Увидев соперника, спортсмен на основе поступающей информации о собственном самочувствии условиях трассы, соотношении своих и соперника сил и т.д. принимает частные и общие решения. Например, нужно ли обойти соперника сразу или немного пойти за ним, отдохнуть и лишь затем обойти. По мере приближения к сопернику спортсмен может видоизменить предварительную программу, внеся в не коррективы, необходимые для достижения цели. При обгоне сознание спортсмена направлено на контроль за своими действиями и самочувствием, а также за действиями соперника с целью разгадывания его плана.

Особенностью лыжных соревнований является то, что спортсмен должен принимать частные общие решения и видоизменять их для достижения цели в борьбе невидимым соперником на основании информации, поступающей по соду гонки.

Психологическая особенность соревновательной борьбы с невидимым соперником заключается в том, что ориентирующая функции сознания спортсмена связаны с наблюдением не за всеми соперниками, в том числе и находящимися в поле зрения спортсмена, а только за теми, которые могут составить ему конкуренцию. Очень часто фамилии таких спортсменов известны еще до старта. Те же соперники, которые значительно выигрывают или проигрывают по ходу дистанции, не оказывают существенного влияния на сознание спортсмена. Поэтому в лыжных гонках большое значение имеет стартовый номер участника. За 1-2 дня до соревнований спортсмены проходят жеребьевку и получают порядковые номера для участия в соревновании. В большинстве, случаев, особенно на крупных соревнованиях, жеребьевку проводят по группам (3-; группы). В каждой группе от команды может быть заявлено определенное количество спортсменов, и заранее известно стартовое положение групп. Такое деление позволяет поставить сильнейших спортсменов каждой команды, страны в более выгодные и в то же время равные условия. При хорошей погоде, когда температура воздуха устойчива и состояние лыжни существенно не изменяется, сильные спортсмены предпочитают стартовать в последней группе, чтобы получить информацию по ходу гонки и на ее основе корректировать свои действия [20, с.48].

Глава 2. Методика повышения психологической устойчивости к соревнованиям лыжной подготовки


2.1 Методика формирования состояния психологической готовности лыжника к соревнованию


Теоретические положения проблемы формирования психической готовности спортсмена к соревнованию: [16, с.59]

. Состояние психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из форм психических состояний. Как всякому психическому состоянию ему присущи общие признаки: целостное проявление личности, причин обусловленность, единство переживания и действия, временный характер.

Состояние психической готовности к соревнованию характеризуется рядом основных и частных признаков, обусловленных подготовкой спортсмена к деятельности в условиях соревнования. Психическая готовность определяется по наличию следующих признаков: трезвой уверенности спорт а в своих силах, стремления активно бороться до конца, оптимального уровня эмоционального возбуждения, высокой степени помехоустойчивости к различным неблагоприятно действующим влиянием внешней и внутренней среды, способности произвольно управлять своими действиями, чувствами, всем поведением, как на кануне, так и в процессе соревновательной борьбы.

Частные признаки обусловлены объективными условиями деятельности в каждом виде спорта и индивидуальными особенностями личности и проявляются по-разному. Состояние психической готовности к соревнованию, указывает А.Ц. Пуни, нужно рассматривать как один из компонентов спортивной формы.

. Состояние психической готовности к соревнованию не возникает само собой, а формируется в процессе спортивной деятельности. Поэтому необходимо ввести понятие общей психологической готовности к соревнованию, в процессе которой условия тренировочных занятий приближаются к типичным условиям соревнования. Благодаря этому: а) развиваются и закрепляются необходимые физические и психические качества; б) улучшается адаптация спортсмена к соревновательной обстановке, которая всегда волнует спортсмена и требует от него дополнительных затрат нервной энергии для поддержания психического равновесия в течение соревнования.

Однако общая психологическая подготовка еще не обеспечивает состояния психической готовности к соревнованию, а служит лишь предпосылкой к ней.

Состояние психической подготовки формируется специально в процессе психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию. Это объясняется индивидуальным характером каждого спортсмена и тем, что в любом соревновании он попадает в неповторимые условия.

Организация психологической подготовки лыжника-гонщика к соревнованию.

Как в любом другом виде спорта, состояние психической готовности к соревнованию в лыжном спорте создается в результате всей спортивной деятельности лыжника-гонщика и формируется в процессе тренировки. В психологической подготовке лыжника-гонщика к соревнованию следует различать общую психологическую подготовку, как подготовку к специфической деятельности, и специальную - к каждому конкретному соревнованию.

Общая психологическая подготовка лыжника-гонщика осуществляется приближением условий тренировочных занятий к условиям соревнований вообще.

Специальная подготовка направлена на организацию сознания и действий спортсмена с учетом условий конкретного соревнования.

Содержание общей и специальной психологической подготовки к соревнованию, задачи и средства их решения различны, однако они имеют одну главную цель - формирование состояния психической готовности лыжника-гонщика к соревнованию. В приложении 6 приведена структура организации психологической подготовки лыжника-гонщика к соревнованию [15, с.36].

Общая психологическая подготовка к соревнованию.

Основные задачи общей психологической подготовки:

) воспитание стремления постоянно улучшать спортивные результаты;

) совершенствование психических функций, специализированных восприятий, свойств личности, необходимых для достижения успеха в соревнованиях;

) адаптация к соревновательной обстановке.

Стремление улучшать спортивные результаты - главный побудительный мотив, "движущая сила" спортсмена, определяющая и направляющая деятельность лыжника не только в условиях соревнований, но и в процессе подготовки к ним. Формированию этого стремления способствует организация деятельности лыжника в процессе подготовки к соревнованию. Эта деятельность должна быть целенаправленной, плановой и систематичной.

Под целенаправленностью деятельности подразумевается наличие у него большой, вполне конкретной и доступной для выполнения цели. Спортсмен должен сознавать, что достижение этой цели требует немалых усилий, самодисциплины, организованности. Воспитание этих качеств на тренировках способствует развитию стремления к достижению лучшего спортивного результата.

Улучшение результатов связано с планированием деятельности спортсмена. Цель планирования обеспечить подготовку спортсмена на современном научном уровне с учетом индивидуальных особенностей. Планы определяют сроки участия в соревнованиях, выделяют для спортсмена главные старты сезона. Планирование различных видов подготовки (физической, психической, технической и др.) и участие в соревнованиях делают деятельность лыжника более продуктивной и осмысленной и способствует воспитанию чувства уверенности в целесообразности и правильности подготовки спортсмена.

Без систематических занятий невозможны успех на соревнованиях и улучшение результатов от соревнования к соревнованию, поэтому для повышения мастерства на современном уровне развития спорта необходимо тренироваться круглогодично, не допуская больших перерывов в занятиях. По мере развития и совершенствования качеств спортсмена требуется более тонкий, дифференцированный подход к построению тренировок.

Очень часто стремлению спортсменов улучшить результаты препятствуют многочисленные факторы (постоянные и неожиданные неудачи, болезни, отсутствие интереса и т.п.). Все это нарушает целенаправленность и плановость занятий, делает их нерегулярными, приводит к снижению результатов [19, с.64].

Воспитание идейной направленности, моральных черт личности, чувства патриотизма, спортивной чести, формируя личность спортсмена как члена нашего общества, одновременно способствует воспитанию специальных качеств, необходимых спортсмену в условиях тренировок и соревнований (дисциплинированности, организованности, волевых и интеллектуальных качеств и т.п.).

Воспитание моральных черт и качеств достигается в процессе длительной и повседневной воспитательной работы. Спортсмены находятся в спортивном коллективе до 10 и более лет, и от того, как поставлена в нем воспитательная работа, зависит успех спортсмена и всей команды.

Совершенствование психических функций, специализированных восприятий, свойств и качеств личности, необходимых для достижения успеха в соревнованиях.

Одной из главных задач общей психологической подготовки к соревнованиям является развитие волевых качеств спортсменов.

Эта задача решается приближением условий тренировок к условиям соревнований.

Тренировка на местности с различным рельефом, в сложных погодных условиях развевает не только физические, но и психические качества спортсмена, воспитывает наблюдательность, критичность ума и т.д.

Формированию волевых качеств лыжника способствуют тренировки, развивающие физические качества: выносливости, скоростной выносливости, силы и др. Продолжительные тренировки, развивая выносливость, способствуют также развитию ведущих волевых качеств лыжника - инициативности, настойчивости и упорства.

Интенсивные тренировки переменного и повторного характера, повышая скоростные и силовые качества, воспитывают выдержку и самообладание. Развитию волевых качеств способствуют групповые тренировки. Они повышают эмоциональность тренировок и способствуют воспитанию чувства долга, ответственности перед товарищами.

В период подготовки к соревнованию и во время его проведения на спортсмена действуют различные неблагоприятные факторы, мешающие и отвлекающие его от борьбы: соревновательная обстановка, присутствие зрителей, информация и т.п. Чтобы ликвидировать или уменьшить их влияние, у спортсменов необходимо развивать адаптацию к ним. Для этого на тренировках следует воспитывать сосредоточенность и умение распределять внимание. Нужно научить спортсменов при любой скорости "видеть" окружающее, принимать решения при неожиданных препятствиях.

Усложнением обстановки и вводом элементов соревнования воспитываются выдержка и самообладание, умение быстро овладевать собой, трезво оценивать ситуацию и т.п.

Большое значение имеет сохранение нервно-психической свежести, которая может быть достигнута следующим: [1, с.99]

Воспитанием адаптации к соревновательной обстановке. Этот вопрос можно решать, проводя соревнования, участие в которых и приобретенный опыт благоприятно действуют на психику спортсмена или вводя элементы соревнования в тренировки, т.е. проводя контрольные прикидки, групповые занятия в скоростных тренировках.

Снижением нагрузки накануне соревнований. Следует учесть психическое состояние лыжника перед стартом. Если он возбужден за 1-2 недели до соревнований, необходимо снять возбуждение, проводя продолжительные тренировки равномерного характера. В случае апатии, вялости рекомендуется провести ряд интенсивных тренировок. Характер предстартовых психических состояний у лыжников различен, и для каждого нужны индивидуальные тренировочные нагрузки, позволяющие сохранить нервно-психическую свежесть.

Овладением приемами саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний. К ним относятся: а) воспитание самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности, возбуждения или угнетения (выражением лица, тонусом мышц и т.п.). В случае закрепощенности или угнетения следует расслабиться, усилить или успокоить дыхание; б) овладение приемами словесного самовнушения, выбор которых зависит от ряда факторов и, прежде всего от особенностей характера и личности спортсмена. Самовнушение, необходимое для сохранения нервно-психической свежести к соревнованиям, должно способствовать борьбе с навязчивыми мыслями, ликвидации психологических барьеров накануне соревнований. В случае поражения или неиспользования всех сил в гонке словесные самовнушения содействуют быстрому переключению, восстановлению активности и желания спортсмена тренироваться и участвовать в соревнованиях; в) развитие умения различными способами отвлекаться и отключаться от неблагоприятных влияний среды, обстановки и т.д.

Очень часто разговоры накануне ответственных соревнований создают атмосферу нервозности, беспокойства. Спортсмен, сам того не зная, невольно расходует нервную энергию, поэтому нужно подбирать темы для разговоров, не имеющие отношения к соревнованию. В день соревнований не нужно пренебрегать разминкой, так как во время ее проведения можно успокоиться и хорошо подготовить организм к выступлению. Лучше разминаться в лесу, вдали от соревновательной обстановки.

Отвлечься от соревнований помогут хорошая книга, просмотр кинофильма или спектакля, подготовка инвентаря или занятие каким-либо интересным делом; овладение приемами аутогенной тренировки и использование ее в практической деятельности лыжника, что должно иметь, прежде всего, профилактическое значение, а также психогигиеническое. В сочетании с разминкой аутогенная тренировка способствует непосредственной подготовке спортсмена к соревнованиям.

Психологическая подготовка лыжника-гонщика к конкретному соревнованию.

Цель этой подготовки - в формировании состояния психической готовности спортсмена к началу соревнования.

Особенности подготовки лыжников вызваны тем, что спортсмены часто стартуют на нескольких дистанциях. Таким образом, спортсмен, готовясь к одному конкретному соревнованию, выступает на нескольких дистанциях.

Процесс психологической подготовки к соревнованиям складывается из нескольких этапов. Первый этап - предварительной подготовки (с момента получения первой информации о соревновании до принятия решения готовиться к нему). Второй этап - основной подготовки (от начала подготовки к соревнованию до прибытия на место соревнований). Третий этап - непосредственной подготовки на месте предстоящего соревнования (со времени прибытия на соревнования до их конца). Каждый из этапов имеет свои особенности, обусловленные поставленными задачами, а также средствами и приемами их решения [2, с.63].

Этап предварительной подготовки к соревнованию.

Это относительно короткий этап. Главная его задача заключается в сборе предварительной информации для принятия решения о подготовке к соревнованию. К частным задачам этого этапа относится предварительный сбор информации: об условиях соревнования, о соперниках, об особенностях рельефа дистанции.

Информация о соревновании включает масштаб соревнования (районное, городское, республиканское и т.д.), сроки и место проведения, количество дистанций, характер соревнования (личное, лично-командное, командное), положение о награждение и т.п., некоторые сведения об особенностях рельефа дистанции, возможных участниках соревнования.

Настроившись на участие в соревновании, лыжник сопоставляет сроки проведения соревнования со своей производственной, учебной или другой основной деятельностью. В случае возможности подготовиться к нему и участвовать в нем без ущерба, для своих основных занятий спортсмен оценивает свои силы и возможности. На основе переработки и осмысления имеющейся информации формируется решение готовиться к соревнованию.

Этап основной подготовки к соревнованию.

Общими задачами данного этапа являются: формирование твердой уверенности в своих силах; совершенствование умений и навыков управления своими действиями и поведением, необходимых в предстоящем соревновании.

Частичными задачами могут быть: определение и формулировка цели участия в соревновании; планирование тренировочных нагрузок, средств и методов подготовки, организации занятий, контрольных прикидок и соревнований; пополнение и уточнение информации о соревновании; пополнение и уточнение информации о собственной подготовленности; овладение приемами сохранения нервно-психической свежести накануне соревнований.

Определение целей участия в данном соревновании осуществляется на основе имеющейся информации о нем, собственных возможностей и опыта участия в предыдущих соревнованиях. Цель должна быть вполне реальной. Ее выполнение потребует от спортсмена большого труда, терпения и воли, много времени для совершенствования своих физических, технических и психических качеств.

В процессе подготовки могут возникать различные осложнения: болезни, травмы, непредвиденные поражения на контрольных прикидках и соревнованиях и т.п. Поэтому на данном этапе лучше не конкретизировать цель (быть в призерах, попасть в десятку лучших и т.п.), а сформулировать ее в общем, например "успешно выступить в соревновании". Такая постановка цели, с одной стороны, мобилизирует на решение задач подготовки, с другой - поможет сохранить уверенность при возможных осложнениях и срывах. Планирование тренировочных нагрузок, средств и методов подготовки, организации занятий, контрольных прикидок и соревнований исключает элемент неожиданности и создает у спортсмена чувство уверенности при подготовке к соревнованию. Как правило, планирование обусловлено сроками проведения основных соревнований сезона, 2-3 из которых является центральными.

В памяти спортсмена отражается прошлый опыт подготовки и участия в соревнованиях успехи и неудачи, вызванные теми или иными причинами. В большинстве случаев учитываются опыт и знания тренера и спортсмена. Тренеру необходимо тщательно продумывать все возможные осложнения при подготовке спортсмена и наметить пути их устранения: изменить нагрузку, место проведения занятий, средства транспортировки и т.п. На определенных этапах подготовки лыжника-гонщика намечаются контрольные прикидки и соревнования, в которых спортсмен выступит без специальной подготовки к ним.

Проверить психическую готовность спортсмена можно при проведении групповых тренировок в естественных условиях. Спортсмены проходят тренировку совместно, вдвоем или втроем, стараясь "уйти" на трудных участках, обращая внимание на состояние, друг друга и т.п. такой проверкой лыжники пользуются для сравнения своих сил и возможностей на определенном этапе подготовки. Однако, как показывает практика, это не очень надежный способ уточнения своей подготовленности, так как в ряде случаев спортсмены сознательно отказываются от больших напряжений во время тренировки и позволяют сопернику уйти вперед. Уточнению информации о своей подготовленности помогают контрольные прикидки и соревнования на известных трассах, которые дают спортсмену сравнить свою подготовку с подготовкой на это же время в прошлом году по времени (если эта прикидки летняя, беговая) и по результату, а главное - по занятому на соревнованиях зимой. Значительное отставание от соперников, с которыми лыжник готовился к соревнованиям и выступал в прежние годы, является сигналом к некоторому изменению методики подготовки.

Этап непосредственной подготовки к соревнованию.

Непосредственная подготовка начинается со времени прибытия к месту соревнования. Она длится от нескольких часов до нескольких дней. Общая задача этого этапа заключается в приведении организма лыжника-гонщика в состояние психической готовности к соревнованию.

Частные задачи этапа следующие: осознание условий и особенностей предстоящего соревнования, четкая и ясная постановка задач; оценка своих сил и возможностей на данном отрезке времени; прогнозирование деятельности в условиях соревнования; использование приемов и методов, способствующих сохранению нервно-психической свежести накануне и в ходе соревнования.

Как правило, спортсмены прибывают к месту соревнований за несколько дней. Это дает возможность акклиматизироваться на месте предстоящих выступлений, что очень важно при выступлениях в среднегорье или при большой разнице во времени по сравнению с местом отборочных тренировок.

Не менее важно непосредственное знакомство с условиями будущего соревнования. Спортсмен на месте соревнований опробывает и изучает трассу, проверяет различные варианты смазки лыж, проводит тренировки, наблюдает за соперниками.

Опробование трасс, проведение контрольных тренировок, наблюдения за соперниками и анализ своей подготовленности дают возможность правильность оценить собственные силы и возможности в предстоящей гонке. При постановке задач на данное соревнование следует руководствоваться индивидуальными особенностями личности спортсмена. Так, перед спортсменами с возбудимой нервной системой, мнительными и легкоранимыми лучше поставить задачи несколько ниже их возможностей. Это поможет им снять или уменьшить нервное напряжение на кануне старта. Перед лыжниками с твердым характером, можно поставить задачу, требующую максимального и предельного напряжения сил.

В том и другом случае необходимо выработать у спортсменов активную установку на решение задач в предстоящей гонке, выраженной не в условной, а в категоричной форме.

На месте предстоящего соревнования лыжник получает возможность совершенствоваться в управлении своими действиями и поведением, проверить свои функциональные, психические и технические возможности, проходя отдельные участки, особенно трудные, в соревновательном темпе. В кору его головного мозга поступает информация об особенностях рельефа, подъемов и спусков и т.п. Все это спортсмен сопоставляет с собственным самочувствием, ощущениями, восприятиями.

Иногда накануне соревнований проводятся контрольные тренировки, позволяющие оценить готовность к соревнованию. Использование "умственного эксперимента" дает возможность теоретически и практически проверить тот или иной факт, вызывающий у спортсмена чувство неуверенности, например, сможет ли он пройти с высокой скоростью подъем или серию подъемов и т.п.

Анализ информации об условиях соревнования и собственных возможностях, результаты естественного и умственного экспериментов позволяют лыжнику моделировать свою деятельность в условиях соревнования [11, с.78].

Некоторые изменения в программу деятельности лыжника могут быть внесены после жеребьевки, когда станут известны стартовый номер участника и фамилии соперников, стартующих вблизи него. При программировании гонки нужно учесть величину усилий, которые необходимы при ведении гонки на различных участках трассы, и способ прохождения того или иного подъема и т.п.

Значимость соревнования может оказывать сильное влияние на некоторых спортсменов, избежать которого помогают различные методы и приемы, требующие специальной подготовки. К ним относится аутогенная тренировка, оказывающая положительное влияние на устранение бессонницы, навязчивых мыслей и т.п. Эта тренировка проводится в сочетании с разминкой индивидуально для каждого спортсмена перед соревнованием. Подводя итоги можно сказать, что формирование психической готовности лыжника к гонке происходит в процессе общей и специальной психологической подготовки к соревнованию в единстве с физической, технической и тактической подготовкой спортсмена.

Диагностика психического состояния.

В проблеме формирования психической готовности к соревнованию большое место занимают вопросы диагностики и регуляции психического состояния.

Диагностика психически о состояния спортсмена имеет вполне определенное практическое значение: она помогает определить различные формы проявления психической готовности к соревнованию и, если это необходимо, рекомендовать ряд методов и приемов для регуляции неблагоприятных форм. С целью диагностики состояния психической готовности у спортсмена притеняются термотерния, тремотермия, пульсометрия, ассоциативный эксперимент, определение времени реакции, кожно-гальвонический рефлекс и другие.

2.2 Регуляция психологического состояния лыжника


Как указывает Л.Д. Гессен наиболее рациональными приемами регуляции психического состояния являются приемы самовнушения: спортсмены не думают о масштабах соревнования или силе соперников, а переключаются на анализ своих возможностей и поиск путей наиболее полного их использования в каждом конкретном соревновании. Они настраиваются на борьбу с максимальным использованием своих сил и возможностей. Если в таком случае спортсмен и займет плохое место, он все же получит удовлетворение от сознания целиком использованных возможностей [23, с.69].

В последнее время все большее значение в практике спорта приобретает аутогенная тренировка, метод самовнушения, предложенный И. Шульцем. Ее цель - научить занимающихся произвольной регуляции мышечного тонуса, тонуса сосудов, сердечной деятельности и т.д. и этим самым повысить их способность к саморегуляции, с помощью которой можно, в частности, регулировать свое психическое состояние.

Особенности применения аутогенной тренировки в тренировочных условиях

Моделирование психического состояния перед тренировкой. Педагогические наблюдения и опыт работы со спортсменами показали, что готовность к выполнению физической нагрузки (к предстоящей тренировке) определяются многими факторами, среди которых важное место занимает подготовка сознания и выработка определенной установки на решение тренировочных задач.

Для формирования готовности сознания и предстоящей деятельности использовались приемы аутогенной тренировки, и в частности фазовое состояние коры головного мозга, возникающее при саморасслаблении во время аутогенной тренировки. Это состояние наиболее благоприятно для возникновения образных представлений и применения различных формул самовнушения.

Формулировки, предложенные А.С. Ромэном (1963), использовались нами для создания уверенности в том, что спортсмен отдохнул после аутогенной тренировки, его психическое состояние нормализовалось, силы восстановились. Формулировки были те же, что следовали после расслабления, предназначались для восстановления активности спортсменов: "ноги отдохнувшие", "руки отдохнувшие", "голова отдохнувшая и бодрая". Повторялись они по 5-6 раз [25, с.79].

В дни, когда спортсменам предстояла большая физическая нагрузка, рекомендовались дополнительные формулировки, которые следовали после вышеназванных: "я чувствую себя полностью отдохнувшим", "готов к большой нагрузке", "готов выполнить намеченную мною работу". Повторять их 5-6 раз. Такие формулировки способствовали выработке у спортсмена целей задач на предстоящую тренировку и определенной установки, что положительно отражалось на преодолении нередко возникающих чувств страха и неуверенности в целесообразности больших нагрузок и способствовало формированию состояния психической готовности к предстоящей деятельности.

Снятие напряженности после тренировки: После тренировочных занятий спортсменам рекомендуются 2 варианта саморасслабления.

Первый вариант: сразу после тренировок спортсменам предлагается 5-10 минутная аутогенная тренировка. Это дает возможность снять общую усталость, расслабить мышцы, забыть о тренировочных нагрузках и способствует поддержанию активности спортсмена на уровне, необходимом для выполнения ряда операций до отдыха (принятие душа, обед и т.п.). Спортсмены охотно использовали аутогенную тренировку, так как возможность снятия напряженности средствами физической нагрузки в ряде случаев затруднялась.

Как правило, лыжники, принявшие 5-10 минутную аутогенную тренировку, отмечали значительное улучшения самочувствия по субъективным ощущениям "прошла усталость", "расслабились мышцы" и т.п.

Второй вариант: рекомендовалось 20-30 минутная аутогенная тренировка, которая способствовала быстрейшему восстановлению после нагрузки, отключению от тренировочной обстановки, восстановлении. Психической и физической свежести. Она проводилась, как правило, после обеда, когда спортсмены отдыхали. По свидетельству многих спортсменов, 20-30 минутная аутогенная тренировка заменяла им 1,5-2 часовой сон после обеда и давала возможность восстановить работоспособность для вечерней тренировки при 2-х разовых занятий в день.

Регуляция психического состояния при различных отклонениях в процессе подготовки.

В связи с временной разницей, неизбежной при переездах на места соревнований, наблюдалось расстройство сна. Применяя аутогенную тренировку, лыжники сократили время засыпания с 30-120 мин до 7-15 мин.

Это во многом способствовало хорошему самочувствию и работоспособности спортсменов.

Если есть возможность, следует организовать научный контроль за состоянием здоровья спортсменов на различных этапах подготовки, чтобы вовремя обнаружить неблагоприятные явления, которые могут возникнуть при больших нагрузках. Спортсмены должны постоянно вести дневники тренировок и проверять свою подготовленность с помощью специальных тестов. После принятия решения об участии в соревновании информацию для того, чтобы отработать и проанализировать лишь ту, которая ему необходима для подготовки.

Для отбора этой информации надо иметь достаточное представление о сроках и месте проведения соревнований, о длине дистанций, состоянии лыжни и снега и других условиях. Это позволит правильно спланировать подготовку, выбрать место для проведения тренировок. Особое внимание следует обратить на рельеф дистанции, на которой предстоит выступать. Причем важнее знать не перепад высот в метрах, ее характер (скоростная или силовая), в зависимости от крутизны подъемов, профиль дистанции по километрам, длину подъемов и т.п.

Когда спортсмен будет "видеть" трассу предстоящего соревнования, он сможет ее моделировать в лабораторных и естественных условиях. Улучшить адаптационные возможности спортсмена, повысить его устойчивость к различного рода неблагоприятным влиянием внешней и внутренней среды поможет так называемый "умственный эксперимент", когда спортсмен представляет себя в условиях соревнования, "видит", "ощущает" и "контролирует" свое поведение в изменяющихся условиях соревнования. Проводя этот эксперимент, необходимо мысленно не раз "принять старт", "ощутить" стартовое состояние, "принять меры" к обеспечению состояния психической готовности, представлять себе, как нужно начать гонку, какие отрезки пройти с полной отдачей сил, где отдохнуть. "Умственный эксперимент" можно проводить в условиях тренировки на местности. Для этого на отдельных участках (чаще на подъемах), похожи на участки предстоящего соревнования, необходимо представить себя в соревновательной обстановке и пройти этот участок с соревновательной скоростью, проверив свою готовность.

В дальнейшем информация о соревновании уточняется и дополняется. Спортсмен узнает о вероятных соперниках, методике их подготовки и т.п. Необходимо сделать так, чтобы сведения о соперниках не вызвали у спортсмена чувства неуверенности в организации собственной подготовки. В тоже время следует обратить внимание лыжника на ряд индивидуальных черт того или иного соперника, чтобы он был готов в случае необходимости воспользоваться этими знаниями в условиях соревнования.

Уверенность спортсмена в готовности к соревнованию должна все время подкрепляться в процессе подготовки. Контроль можно осуществлять с помощью стандартных мер. Например, при работе на велоэргометре с дозированной нагрузкой по частоте пульса и потреблению кислорода можно определить степени функциональной подготовленности спортсмена.

Особенности применения аутогенной тренировки накануне выступлений на соревновании.

Основная цель аутогенной тренировки - профилактика психического состояния и его нормализация в процессе всей спортивной деятельности. Вместе с тем спортсмены использовали приемы аутогенной тренировки непосредственно перед выступлением, что помогало им снимать излишнее возбуждение в сочетании со специальной разминкой, обеспечивало оптимальный уровень возбуждения накануне выступления.

Аутогенная тренировка проводилась непосредственно перед разминкой (за 10-15 мин), саморасслабление позволило спортсменам, которые жаловались на головную боль, вялость, недомогание отдохнуть, снять вялость и апатию, а проведенная затем интенсивная разминка позволила им обрести состояние готовности к предстоящей деятельности.

Ряд спортсменов использовали аутогенную тренировку для снятия излишнего напряжения, отвлечься от соревновательной обстановки и т.п.

2.3 Индивидуальный подход к психологической подготовке и ее планирование


Для того чтобы добиться большого эффекта от психологической подготовки лыжников, следует учитывать психологические особенности каждого из них и в зависимости от этого планировать содержание подготовки.

Индивидуальный подход предусматривает изучение и использование в практической деятельности спортсмена его психологических особенностей.

Изучение психологических особенностей спортсмена ведется как тренером, так и им самим (в результате самопознания). Его можно вести двумя путями: первый путь - это наблюдение за другими людьми, общение с ними и сопоставление их поведения и поступков со своими, оценка их и своей деятельности, анализ выступлений в соревнованиях и т.п. В результате у тренера и у самого спортсмена накапливается определенная сумма знаний, опыт. Второй путь - кто путь целенаправленного изучения личности спортсмена с помощью различных методов или специальных психологических характеристик.

Психологическая характеристика спортсмена.

1. Общие сведения: Ф. И.О. Год рождения. Образование. Спортивная квалификация. Спортивный стаж: начало занятий спортом; выступление в сборной страны. Лучшие спортивные результаты.

. Основные черты характера и направленность личности: Целенаправленность, интересы и увлечения в жизни. Цели и мотивы спортивной деятельности.

Отношение в спортивном коллективе:

общительность;

доброжелательность;

самокритичность;

уважение к товарищам

уважение к тренеру;

соблюдение правил режима в коллективе;

отношение к соперникам: к сильным, слабым.

Отношение к тренировочным занятиям:

аккуратность;

активность;

трудолюбие;

сознательность;

наблюдательность;

учет опыта (своего и других);

самоконтроль:

устойчивость к смене обстановки;

устойчивость к продолжительности сборов;

выдержка при больших нагрузках;

реакция на тренировки в сложных и неблагоприятных условиях погоды и обстановки;

способность к критическому анализу своей спортивной деятельности.

Отношение к выступлению на соревнованиях:

наличие целей и мотивов участия в соревновании;

типичные формы отношения к соревнованию (активная, пассивная, отрицательная):

типичное предстартовое состояние;

поведение за несколько дней до выступления;

поведение накануне и в день старта;

реакция на обстановку соревнований;

поведение во время разминки;

особенности стартового ускорения и распределения сил на дистанции;

реакция на информацию в ходе гонки;

анализ и оценка выступления в соревновании.

. Развитие важных для спортсмена качеств:

специальной подготовленности: физической, технической, тактической;

волевой подготовленности: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативности, решимости и смелости, выдержки и самообладания;

специализированных восприятий: чувства времени, снега, скорости, лыж, пульса;

специализированных интеллектуальных качеств: наблюдательности, творческого воображения, глубины и гибкости мышления, критичности ума, аналитико-синтетических качеств;

саморегуляции личности: выдержки и самообладания; умения концентрировать и распределять внимание; умение пользоваться приемами саморегуляции.

Рекомендации по самовоспитанию.

Советы тренеру.

По такой схеме можно составить характеристику каждого спортсмена и дать ему рекомендации по психологической подготовке [10, с.12].

Планирование психологической подготовки.

В практике лыжного спорта обычно планируется календарь выступлений, места подготовки, основные средства и метода воспитания физических качеств, общий объем предстоящей нагрузки (в часах, километрах) и т.п.

Психологическая подготовка должна планироваться во взаимосвязи с планированием общей подготовки к соревнованию. Более того, психологическая подготовка должна вливаться в общий процесс подготовки, не мешая педагогическому процессу физического воспитания, а всемерно совершенствуя его. Планировать психологическую подготовку следует на относительно продолжительный период, например на год.

Необходимо учитывать особенности лыжного спорта: соревнования обычно проводится 3-4 месяцев в году, а остальное время отводится подготовке к ним.

В плане должно быть два раздела:

Общая психическая подготовка к соревнованию;

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Первый раздел относительно стабилен, содержание второго несколько меняется от соревнования к соревнованию.

Примерная схема построения психологической подготовки в годичном цикле спортивной тренировки лыжника-гонщика приведена в приложении 7.

Заключение


Подводя итог изложенному в моей работе, хочу подчеркнуть важность функциональной подготовки спортсменов в сочетании с другими видами подготовки: технической, тактической, психологической.

Значение этих видов подготовки с каждым годом возрастает, так как прошло время, когда на старт соревнований выходили лыжники с разным уровнем физической подготовки. Сейчас борьбу ведут спортсмены с одинаковым уровнем не только физической, но и психологической, технической, тактической подготовленности.

Таким образом, на современном этапе развития лыжного спорта наблюдается выравнивание всех видов подготовки. При таком положении особое значение имеет психологическая готовность к каждому конкретному соревнованию.

Специальные исследования психологических особенностей лыжника на тренировочных занятиях, по условиям приближенным к соревновательным в сочетании с практическим опытом психологической подготовки к соревнованию с учетом средств диагностики и методов регуляции психического состояния спортсменов в ходе тренировок и в период выступлений являются важным звеном в общей подготовки лыжников и залогом достижения высоких спортивных результатов.

Список использованной литературы


1.      Алябьев А.Н., Марищук В.Л., Цыган В.Н. Особенности физиологии, психологии и педагогики в лыжном спорте. Спб.: ВМедА, 2001. - 128 с.

2.      Антонова О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие. - М., 2000.

.        Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. - М., 2000.

.        Ванек М., Гашек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена // Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 112 с.

.        Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 326 с.

.        Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - 2000.

.        Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. пособие для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2001. - 192 с.

.        Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 186 с.

.        Гордон С.М., Ильин А.Б. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов различных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых и спортивных единоборств). - М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2000. - 39 с.

.        Гордон С.М., Ямпольский Л.Т. Оценка психологической подготовленности спортсмена: Метод, разраб. для слушат. ВШТ и факульт. усовершенств. - М.: ГЦОЛИФК, 2001. - 24 с.

.        Захаров А.Д. Психологическая подготовка лыжников - М., "Физкультура и спорт", 2003. - 104 с.

.        Келлер В.С., Платонов В.Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. - Львов, 2003. - 270 с.

.        Лыжный спорт и методика преподавания. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. Общий курс. - М., 2007.

.        Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры/Под общ. ред. М.А. Аграновского. - М: ФиС, 2000.

.        Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред.Е.И. Кудрявцева и др. - М.: ФиС, 2003.

.        Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 2000.

.        Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. - М.: ФиС, 2006.

.        Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2002.

.        Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для инст. физ. культ. - М., 2001.

.        Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М., 2002.

.        Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 154 с.

.        Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред.А. А. Гужаловского. - М., 2006.

.        Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.

.        Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед. инст. / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 2001.

Приложение


Приложение 1

Зависимость между величиной тремора и формами отношения к соревнованию


Приложение 2

Стартовые состояния и их характеристика по уровню возбуждения и формам отношения спортсменов к соревнованию

 Показатели

Стартовые состояния


Стартовая апатия

Спокойная уверенность

Боевая готовность

Стартовая лихорадка

Величина тремора (в усл. ед. за 10 сек.)

Менее 40

41-50

51-60

Более 60

Количество случаев (в абс. ед.)

29

96

72

23

Формы отношения (в %)





Активное

10

76

91

39

Пассивное

83

16

6

-

Отрицательное

7

8

3

61



Приложение 3

Средние величины тремора и места, занятые на соревновании. Условные обозначения: черный цвет - II разряд; белый - к. м. с.; сетка - I разряд штриховка - мастера спорта.


Приложение 4

Результаты и разница в прохождении 1 и 2 кругов.

Фамилии

Время прохождения 1 круга

Время прохождения 2 круга

Занятое место

Кондрашов

51,10

52,23

1

Пеленицын

52,12

53,24

2

Иерусалимский

52,57

57,16

15

Борисов

53,50

57,25

23

Базыкин

56,13

55,45

40

54,06

58,14

48



Приложение 5

Различные виды адаптации по Д.Д. Донскому


Приложение 6

Структура организации психологической подготовки лыжника-гонщика к соревнованию


Приложение 7

Примерная схема построения психологической подготовки в годичном цикле спортивной тренировки лыжника

Раздел 1. Общая психологическая подготовка к соревнованиям

Основные задачи:

. Воспитание стремления постоянно улучшать спортивные результаты.

. Совершенствование психических функций, специализированных восприятий, свойств и качеств личности, необходимых для достижения успеха на соревнованиях.

. Адаптация к соревновательной обстановке.

Содержание подготовки

Частные задачи

Средства решения частных задач

Организационно-методические указания

1. Морально- этическое воспитание

Формирование: а) моральных черт. чувства патриотизма, долга, ответственности и спортивной чести; б) способности личности произвольно управлять своими действиями и поведением.

Печать, радио, театр, лекции, доклады, встречи с ведущими спортсменами и тренерами. Беседы, наглядные примеры из практики спорта. чтение научной и методической литературы по спорту.

Осуществляется круглогодично с большей персонализацией в соревновательном периоде.

2. Волевая подготовка

Совершенствование: а) целеустремленности: б) инициативности и упорства; в) настойчивости; г) выдержки и самообладания;

Объяснение, наглядные примеры, убеждения и внушения тренера. Спец. приемы самовнушения. Выполнение тренировок спец. направленностью на развитие различных физ. качеств. Применение групповых и индивидуальных методов тренировки. Моделирование соревновательной деятельности в тренировках.

Осуществляется круглогодично на основе изучения конкретных пробелов в развитии волевых качеств. В соревновательном периоде особое внимание уделяется развитию волевых качеств: инициативности, самостоятельности, настойчивости и упорства.

3. Совершенствование важных для спортивной борьбы специальных восприятий

Развитие: Чувства времени: Чувства снега; Чувства скорости; Чувства лыж; Чувства пульса; Чувства дистанции.

Выполнение тренировок с контролем времени прохождения отдельных отрезков; На трассах с различной лыжней; применением передающихся устройств о работе сердца, дыхания; применением утяжеленных лыж.

Осуществляется круглогодично: Преимущественное развитие: на летнем и осеннем этапах - чувства пульса, скорости, в зимнее время - чувство лыж, снега; в соревновательном периоде - чувства скорости, времени, дистанции.

4. Совершенствование специальных интеллектуальных качеств

Развитие: Наблюдательности; Творческого воображения: Глубины воображения; Гибкости мышления.

В различных метеорологических условиях или при различном скольжении; Применение различных усложнений и препятствий. Организацию эстафет, игра и т.п. Анализ тренировок и соревнований.

Осуществляется круглогодично на основе изучения конкретных пробелов в развитии каких-либо качеств у спортсмена. В соревновательном периоде особое внимание уделяется критическому анализу выступлений на соревнованиях

5. Совершенствование саморегуляции личности

1. Воспитание адаптации к соревновательной обстановке. 2. Овладение спец. приемами саморегуляции неблагоприятных стартовых состояний. 3. Сохранение нервно-психической свежести к моменту выступления на соревнованиях

Участие в соревнованиях Регуляция нагрузки накануне соревнования. Самоконтроль за внешними проявлениями эмоциональной напряженности. Использование определенных для данного спортсмена формулировок самовнушения. Посещение кино, театра, чтение Интересной книги, занятие любимым делом и т.п. Использование приемов аутогенной тренировки.

Осуществляется круглогодично на основе составления психологических характеристик. Регуляция нагрузки накануне соревнований зависит от индивидуальных особенностей и степени утомления спортсмена Обучение аутогенной тренировки следует проводить в подготовительном периоде спортивной тренировки.


Раздел 2: Психологическая подготовка к конкретному соревнованию.

Основная задача: - формулирование психической готовности спортсмена к его началу.

Содержание подготовки

Частные задачи

Средства решения частных задач

Организационно-методические указания

1. Формирование решения готовиться к соревнованию.

1. Сбор предварительной информации; 2. Сопоставление сроков проведения соревнования с основной деятельностью спортсмена.

Ознакомление с информацией о соревновании в печати, беседах с тренерами и спортсменами Использование имеющейся литературы и опыты участия в подобных соревнованиях.

Формируется на этапе предварительной подготовки. Необходимо, прежде всего, знать: масштаб, сроки и место проведения соревнования.

2. Формирование активного отношения к соревнованию и твердой уверенности в своих силах

1. Определение и формулировка цели участия в соревновании. 2. Формулирование мотивов участия в соревновании. 3. Сбор достаточной и достоверной информации о соревновании. 4. Пополнение и уточнение информации об общей готовности спортсмена на различных этапах подготовки.

Изучение личности спортсмена. Беседы, убеждения и внушения тренера, самовнушение спортсмена. Ознакомление с положением о соревновании. Самоконтроль, контроль, контрольные прикидки и соревнования.

Формируется на этапе основной подготовки. Цель ставиться в общей форме - успешное выступление с конкретизацией ее непосредственно перед соревнованием. Мотивы должны соответствовать цели и иметь общественно-значимое содержание. Информация о соревновании должна включать главным образом сведения об особенностях трассы и возможных соперниках.

3. Совершенствование умений и навыков управления своими действиями и поведением, необходимых в предстоящем соревновании

1. Програмирование соревновательной деятельности в тренировочных условиях. 2. Формирование готовности к встрече с возможными в соревновании препятствиями и упражнение в их преодолении.3. Ведение элементов соревнования

Выполнение тренировок с различной интенсивностью нагрузки. Использование "умственного эксперимента" места и условий тренировок, похожих на условия предстоящего соревнования

Совершенствуется на этапе основной и непосредственной подготовки. "Умственный эксперимент" проводится в лабораторных естественных условиях.

4. Формирование уровня эмоционального возбуждения накануне выступления и помехоустойчивости в ходе соревнования.

1. Ознакомление с трассой предыдущего выступления. Уточнение конкретной задачи спортсмена в соревновании. Определение и использование средств, способствующих сохранению нервно-психической свежести спортсмена. Разработка тактики ведения борьбы в предстоящем соревновании. Продумывание возможностей вариантов смазки лыж, расположение пунктов питания.

Просмотр дистанции. Беседы, убеждения и внушения тренера, самовнушение спортсмена. Приемы аутогенной тренировки. Обсуждение возможных вариантов борьбы в зависимости от номеров участников. Предварительная смазка лыж и ее опробование. Расстановка помощников на дистанции.

Формируется за несколько дней до соревнования, в основном на этапе непосредственной подготовки, а также в ходе самого соревнования. Во время просмотра дистанции проверяются готовность к преодолению наиболее сложных участков прохождением их с соревновательной скоростью. Использование приемов аутогенной тренировки в сочетании с разминкой для каждого спортсмена.

 

Похожие работы на - Психологическая характеристика деятельности лыжника-гонщика в условиях соревнования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!