Особенности подготовки юных лыжниц спринтеров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности подготовки юных лыжниц спринтеров















КУРСОВая РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ СПРИНТЕРОВ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

.1 Характеристика физической подготовки лыжника и ее основные компоненты

.1.1 Выносливость

.1.2 Быстрота

.1.3 Сила

.1.4 Гибкость

.1.5 Ловкость

.2 Техническая подготовка лыжников-гонщиков

1.2.1 Общая техническая подготовка

.2.2 Специальная техническая подготовка

1.3. Тактическая подготовка лыжников

.3.1 Общая тактическая подготовка

.3.2 Специальная тактическая подготовка

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ СПРИНТЕРОВ

.1 Сенситивные периоды

.1.1 Быстрота

.1.2 Сила

.1.3 Гибкость

.1.4 Ловкость

.1.5 Выносливость

.2 Особенности тренировочного процесса

.3 Особенности подготовки юниоров в Красноярском крае

ГЛАВА III. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

.1 Методы исследования

.1.1 Анализ литературных источников

.1.2 Анализ документальных материалов

.2 Этапы исследования

.3 Анализ полученных данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской федерации. Он включает в себя лыжные гонки, биатлон, лыжное двоеборье, горные лыжи, прыжки на лыжах с трамплина, фристайл.

Современные тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования организационно-методических основ спортивной подготовки. Введение в календарь соревнований лыжных спринтерских дистанций увеличило количество разыгрываемых медалей на соревнованиях различного уровня. По международным правилам спринтерская дистанция составляет от 800 до 1300 м, а соревнования проводятся в несколько этапов в течение одного дня. В тоже время в теории и практике лыжных гонок сведения о показателях функционального состояния спортсменов на различных этапах подготовки лыжников спринтеров, влияющие на результативность в соревновательной деятельности, встречаются лишь фрагментарно, так как они малочисленны и не подтверждены многогодичными научными исследованиями. Следствием этого является отсутствие обоснованных методик построения учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях.

В настоящее время специальная подготовка приобретает все большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, увеличением скоростей, появлением спринтерских дистанций, частым применением массовых стартов с целью увеличения зрелищности общего старта. Эффективность специальной подготовки, смещение акцента в тренировке на оперативное подведение к каждому соревнованию является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика.

Цель: оптимизация подготовки лыжниц-гонщиц профессионального уровня к выступлению на спринтерских дистанциях.

Задачи:

1.Выявить закономерности тренировочного процесса в лыжных гонках.

.Рассмотреть особенности подготовки юных лыжниц спринтеров.

.Предложить основные составляющие методики подготовки лыжниц спринтеров.

Методы:

1.Анализ научно методической литературы.

.Анализ документальных источников.

Объект исследования: Спортивная подготовка лыжниц-гонщиц.

Субъект исследования: Лыжницы гонщицы молодежной сборной края.

Предмет исследования: Методики подготовки лыжниц спринтеров.

Гипотеза: подготовку лыжниц-гонщиц профессионального уровня можно оптимизировать за счет повышения профессионализма, введения медицинского персонала и разделения команды на спринтеров и дистанционщиков.

ГЛАВА I. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

Спортивная подготовка лыжника - это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов.

Система современной спортивной подготовки слагается из конкретных сторон, каждая из которых имеет свои специальные задачи: физической подготовки, технико-тактической, морально-волевой, психологической, соответствующих средств и методов решения этих задач, а также необходимого контроля. Все стороны подготовки взаимосвязаны и располагаются в определенной последовательности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, контратакующей), и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Морально-волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

·устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

·кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

·способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

·способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информации в условиях дефицита времени;

1.1 Характеристика физической подготовки лыжника и ее основные компоненты

.1.1 Выносливость

Выносливость, т.е. способность человека выполнять длительную физическую работу на заданном относительно устойчивом уровне, имеет для лыжника большое значение. Выносливость оценивается в соответствующих зонах относительной мощности (по В. С. Фарфелю): в зоне умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности. По результатам тестирования составляется индивидуальный профиль выносливости. По содержанию общая выносливость определяется в специфических и в неспецифических упражнениях циклического и ациклического характера. По интенсивности продолжительность работы должна оцениваться в определенных границах, имеющих прямую взаимосвязь с уровнем развития специальной выносливости. Многолетние исследования показывают, что наиболее адекватной оценкой общей выносливости является продолжительность работы со скоростью, равной 80% от средней соревновательной скорости на основной соревновательной дистанции. Работа, выполняемая с меньшей скоростью, в принципе не выявляет уровня развития общей выносливости спортсмена. Исследованиями выявлено, что при прохождении со скоростью, равной 90% от скорости на соревновательной дистанции 15 км, тренировочный объем нагрузки будет равен в среднем 45 - 55 км (до момента падения запланированной скорости). Прохождение со скоростью, равной 80% от соревновательной скорости на дистанции 15 км, уже равняется более 80 км (с питанием по ходу выполнения работы).

Специальная выносливость спортсмена - это его способность эффективно выполнять специфические упражнения на соревновательной дистанции в наименьшее время. Иными словами, специальная выносливость определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях.

В специальной литературе часто выделяют скоростную и скоростно-силовую выносливость.

Первая определяется уровнем достижений в зоне субмаксимальной мощности (от 400 до 1500 м), вторая - меньшим падением скорости с увеличением длины дистанции и крутизны подъема.

а)локальную выносливость (вовлекается не более 1/3. мышечной массы);

б)региональную выносливость (участвует в движении 2/3 мышечной массы);

в)глобальную выносливость, при которой в работе участвуют почти все мышечные группы.

Тренеры выбирают спортивные упражнения, которые могут развивать либо локальную выносливость (попеременный бесшажный ход), либо глобальную (одношажный ход).

Локальная выносливость не связана со значительной активностью дыхательной и сердечнососудистой систем. Причины утомления кроются в звеньях нервно-мышечного аппарата. Глобальная выносливость связана с высокой деятельностью дыхательной и сердечнососудистой систем. Прямой взаимосвязи между локальной и глобальной выносливостью не отмечается.

По интенсивности спортивные нагрузки можно разделить на максимальные, субмаксимальные, большие и умеренные. Лыжные гонки физиологи относят к умеренным нагрузкам. Однако современные скорости, которые развивают спортсмены на лыжных трассах, свидетельствуют о том, что это не совсем так. Хорошо подготовленный лыжник, например мастер спорта, преодолевая трассу с большой скоростью, выполняет значительную нагрузку, по интенсивности близкую к субмаксимальной: устойчивая частота сердечных сокращений находится на уровне 180 - 190 ударов/мин, дистанционное потребление кислорода более 5,0 л/мин при средней - соревновательной скорости 5,90 - 6,00 м/с. После прохождения лыжной гонки величина кислородного долга у лыжника достигает более 10 - 12 л, а величина лактата - более 23 - 27 ммоль.

Изменения, происходящие в системах организма в результате учебно-тренировочного процесса, проявляются в основном в трех направлениях: повышается уровень функциональной мощности; улучшается экономичность функционирования деятельности систем организма (функциональная экономизация или тренируемость восстановительных процессов); увеличивается устойчивость работоспособности при длительных нагрузках с предельными напряжениями.

Методы развития выносливости. Для развития выносливости применяются непрерывные и прерывные (дискретные) методы выполнения работы. При непрерывном методе выполнения нагрузки, в зависимости от поставленной задачи, выбирается соответствующая скорость и продолжительность работы. Для развития выносливости тренировочная скорость должна быть в пределах 100 - 90% от основной соревновательной скорости на данной дистанции (см. рис. 2); продолжительность работы - до падения запланированной тренировочной скорости. При нагрузках, задачей которых является поддержание достигнутого уровня выносливости, скорость выбирается в пределах 90% от основной соревновательной скорости, а продолжительность работы - в пределах 80 - 85% от объема развивающей нагрузки. При планировании восстанавливающей нагрузки скорость намечается в пределах 80%, а объем нагрузки - не более 60% от объема развивающей нагрузки. Прерывные (дискретные) методы тренировки направлены на развитие скоростной, скоростно-силовой и силовой выносливости на отрезках дистанции средней длины (400 - 1500 к). Скорость при выполнении нагрузки дискретным методом может быть в пределах 90 - 95% от максимальной скорости на данном отрезке, но она должна быть на 10 - 15.% выше соревновательной скорости на данной дистанции. Количество повторений на одном и том же отрезке зависит от длительности отдыха между повторениями. Рациональным при выполнении развивающих нагрузок является окончание работы при снижении запланированной скорости.

.1.2 Быстрота

Быстрота - одно из качеств лыжника - характеризует способность спортсмена совершать целенаправленные двигательные действия (движения) в минимальный отрезок времени. Объективно качество быстроты оценивается по максимальной скорости, показанной спортсменом на коротких отрезках дистанции (от 30 до 200 м).

В теории физического воспитания существуют два понятия, выражающих близкий смысл, быстрота и скорость. Говоря о скорости, мы большей частью имеем в виду скорость передвижения лыжника на дистанциях от 100 м до 30 - 50 км.

Во время преодоления спусков основное значение приобретает скорость двигательной реакции. Спортсмены, у которых менее совершенные процессы возбуждения нервной системы, не могут быстро реагировать на изменения местности. Часто это заканчивается падением и поломкой лыж, а иногда случаются и травмы.

Скорость отдельных движений в значительной степени определяется силой мышечных групп. До определенных величин отмечается пропорциональная зависимость: чем больше сила, тем быстрее можно выполнить движение. Качество быстроты в лыжных гонках во взаимосвязи с другими качествами еще мало изучено, поэтому рекомендации здесь носят более общий характер. Одним из показателей качества быстроты является максимальная частота движения (без дополнительного отягощения с оптимальной амплитудой движения). Максимальная скорость, которую может поддерживать лыжник-гонщик на коротких отрезках дистанции, зависит от уровня динамической силы, гибкости и технического мастерства.

Для развития быстроты служат физические упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью; во время выполнения движений все внимание лыжника должно быть направлено не столько на способ передвижения, сколько на скорость его выполнения.

Физическое качество быстроты в бесснежный период тренировки вырабатывается специфическими и неспецифическими упражнениями как циклического, так и ациклического характера. При этом основное внимание следует уделять специфическим движениям в специальных упражнениях. Особенно это требование относится к спортсменам старших разрядов, где большая часть подготовки должна быть специализированной.

При развитии быстроты большое место уделяется повторным движениям. При развитии быстроты продолжительность выполнения упражнений должна быть не более 20 - 60 с. Движения выполняются с максимальной скоростью; спортсмену в каждом повторении движения нужно стремиться показать - наилучший результат. Интервалы отдыха между повторениями должны быть порядка 2 - 3 мин (это необходимо для ликвидации кислородного долга). Количество повторений упражнений с максимальной скоростью должно быть не более 4 - 6.

Обычно в тренировочном микроцикле развитие быстроты спортсмена планируют на первый день после дня отдыха, когда организм полностью восстановился от предыдущих занятий.

Лыжнику при передвижении на лыжах с максимальной скоростью приходится преодолевать значительные сопротивления (лыжи, ботинки, палки, вес тела и т. д.), поэтому проявление скоростных качеств во многом зависит от силовых возможностей спортсмена.

В процессе силовой подготовки, направленной на воспитание быстроты, решаются следующие основные задачи: повышение уровня максимальной силы и повышение уровня динамической силы, а также проявление большой силы в условиях быстрых движений.

При воспитании динамической силы нужно выбирать такое оптимальное отягощение, которое не может привести к существенному нарушению структуры лыжных ходов. Это позволяет повысить динамическую силу в рамках основного спортивного навыка, т. е. одновременно совершенствовать и технику движений, и физические качества (так называемый метод сопряженного воздействия по В. М. Дьячкову).

В процессе воспитания скоростных качеств лыжника существенную роль играет взаимосвязь с техническим мастерством. Чтобы овладеть техникой скоростных движений, обычно используют следующие методы: 1) развивают движение на медленных скоростях с последующим ее увеличением до максимальной скорости; 2) движение разучивают сразу на максимальных скоростях.

Каждый из этих методов имеет свои положительные и отрицательные стороны [10]. Спортсменам высокого уровня подготовленности при совершенствовании быстроты во взаимосвязи с техническим мастерством следует улучшать и ряд других физических качеств: силу ведущих мышечных групп, ловкость, координацию движений в имитационных упражнениях на месте и в движении. Совершенствование техники следует проводить на скоростях, близких к максимальной, при полном контроле над техникой движений [5]. Такие скорости получили название «контролируемых» скоростей.

.1.3 Сила

Сила спортсмена как физическое качество заключается в его способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. Мышцы спортсмена проявляют силу при сокращении своей длины (преодолевающий режим), при увеличении длины мышц (уступающий режим), а также и без изменения своей длины (статический, изометрический режим). Для сравнения силы у людей различного веса пользуются понятием относительной силы (табл. 8).

Главным при развитии силы являются: выбор величины сопротивления, количество повторений движений и интервалы отдыха. Методами развития силы являются повторные, максимальные и динамические усилия [10]. При выборе величины отягощения приняты следующие условные обозначения:

) предельный вес - 1 повторение; 2) околопредельный вес - 2 - 3 повторения; 3) большой вес - 4 - 7 повторений; 4) умеренно - большой вес - 8 - 12 повторений; 5) средний вес - 13 - 18 повторений; 6) малый вес - 19 - 25 повторений; 7) очень малый вес - свыше 25 повторений.

Метод повторных усилий характеризуется большим количеством повторения упражнений с непредельными величинами отягощения. Непредельные величины отягощения по своим физиологическим воздействиям значительно отличаются от предельных напряжений, но по мере нарастания утомления в работу включаются все больше двигательных единиц, а на последних повторениях их число возрастает до максимума. Вес, который на первых подъемах казался легким, теперь становится околопредельным. Повторное выполнение упражнения «до отказа» оказывает тренирующее влияние на развитие мышечной силы. При данном методе последние, наиболее ценные попытки выполняются на фоне сниженной возбужденности центральной нервной системы, вследствие утомления.

Метод максимальных усилий для лыжников-гонщиков обычно не применяется.

.1.4 Гибкость

Гибкость необходима лыжникам - для выполнения лыжных ходов с большой амплитудой. Величина амплитуды движений в том или ином суставе обусловливает более рациональную технику.

Гибкость лыжника зависит от подвижности в суставах, эластичности связок, сухожилий и мышц. Форма суставов позволяет гонщикам иметь значительный запас движения, но максимальная амплитуда движений зависит от эластичности связок и мышц. Связки ограничивают растяжение мышц: чем эластичнее связки, тем больше подвижность в суставе. Лыжники-гонщики, как правило, должны обладать большой подвижностью в тазобедренном и голеностопном суставах.

Лыжник, имеющий ограниченную подвижность в тазобедренном суставе, не может выполнить попеременные и одновременные ходы с широким шагом: толчок ногой заканчивается рано, и, как правило, усилия во время отталкивания направлены по вертикальной линии, поэтому лыжник моментально выпрямляется на опорную ногу с одновременным подниманием туловища.

Применяя общеразвивающие упражнения с большой амплитудой, как с отягощениями, так и без них, можно развить гибкость спортсмена. При выполнении этих упражнений нужно стремиться к максимальной амплитуде движения, но не сразу, а с постепенным увеличением амплитуды движения. В каждой серии упражнение повторяется не менее 15 - 20 раз. На занятиях упражнения на гибкость нужно проводить только после разминки. Упражнения на гибкость, кроме того, следует проводить во время утренней зарядки, а также в самостоятельных занятиях.

Достигнутый уровень гибкости требует постоянного поддержания и сохранения как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и в соревновательный период.

.1.5 Ловкость

Ловкость - качество спортсмена, которое зависит от быстроты, силы, выносливости и его двигательных навыков, а также от волевой закалки. Передвижение на лыжах по сложному пересеченному рельефу местности требует от лыжника правильных ответных действий, чтобы смена хода, изменение направления действия не тормозили движение вперед. Большую роль здесь играет подвижность возбудительно - тормозных процессов нервной системы. Следует иметь в виду, что человек с высоким развитием физических качеств, но со слабой подвижностью нервных процессов, может запоздать с принятием решения на внезапно возникшую ситуацию, что повлечет к потере времени и в общем итоге к ухудшению спортивных результатов.

Качество ловкости развивается путем повышения физических качеств, силы, быстроты, выносливости, а также путем улучшения подвижности нервных процессов. Хорошо развивается ловкость посредством различных игр (баскетбол, ручной мяч, регби, футбол, хоккей). Целесообразно совершенствовать технику в слаломе, в скоростном спуске. Следует также отметить, что совершенствование ловкости на фоне утомления организма улучшает волевую подготовку.

В. С. Фарфель [21] отмечает две ступени развития ловкости. Первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом скорость выполнения этих движений не имеет значения.

Как правило, движения выполняются медленнее, чем требует ситуация (первая ступень обучения, где все элементы движений контролируются сознанием, контролем зрения и мышечного чувства). Вторая ступень ловкости связана с пространственной точностью и правильной координацией движений.

Следует больше внимания уделять обучению лыжников принятию нужных решений на различном рельефе местности, с тем, чтобы на соревнованиях выбор правильного действия потребовал минимальное время. Это уже третья ступень, когда принимать решения нужно в часто меняющихся внешних условиях.

Под равновесием понимается способность лыжника сохранять устойчивость тела в одноопорном положении в скользящем шаге. Лыжник, обладающий чувством равновесия, может добиться хорошей экономичной техники. Наоборот, лыжник, не владеющий равновесием, в фазе скольжения находится в двухопорном положении, а это влечет за собой ряд ошибок, которые в конечном итоге значительно снижают скорость передвижения. Тренировать равновесие можно путем упражнений на равновесие, а также путем раздельного совершенствования вестибулярного и двигательного анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия. Как показывает практика, для людей с ослабленной функцией равновесия более эффективным является второй способ. В подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса для развития равновесия применяются специальные упражнения на различных опорах с усложненными условиями, а также специальные приспособления, например роликовые коньки, лыжероллеры. В соревновательном периоде равновесие развивается при передвижении на лыжах с увеличением проката в одноопорном скольжении.

1.2 Техническая подготовка лыжников-гонщиков

Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в лыжных гонках. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.

Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п. Различают общую и специальную техническую подготовку.

.2.1 Общая техническая подготовка

В ходе общей технической подготовки лыжник осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах. Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техники способов передвижения на лыжах. Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах.

1.2.2 Специальная техническая подготовка

В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.).

1.3 Тактическая подготовка лыжников

Тактика - это совокупность средств, приёмов, применяемых лыжником как до, так и в ходе соревнований с целью достижения высокого спортивно-технического результата.[6]

В лыжном спорте в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель - достигнуть максимально высокого результата (при данном уровне тренированности). Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата.[3] В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей общей и специальной.

1.3.1 Общая тактическая подготовка

Предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.

1.3.2 Специальная тактическая подготовка

Это практическое овладение тактикой в лыжных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее. Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.[3, 6]

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ СПРИНТЕРОВ

2.1 Сенситивные периоды развития физических качеств

Педагоги, психологи, нейрофизиологи давно подметили существование "сенситивных периодов" в развитии ребенка. Сенситивные периоды развития - это время качественного скачка в развитии ребенка в одной или нескольких областях, связанных друг с другом. В детской психологии под сенситивными периодами детства имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. В зависимости от того, что именно меняется у ребенка, сенситивные периоды развития будут относиться к разным областям развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте (психологические новообразования).

Понятие сенситивных периодов и зоны ближайшего развития были введены Л.С.Выготским, который описывал их как "поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса", как периоды, когда "развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Понятие сенситивных периодов рассматривается в различных областях науки. За последние десятилетия понятие сенситивных периодов претерпело существенное изменение в силу новых открытий в различных областях.

Известно, что сенситивный период является наиболее благоприятным временем для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Во время сенситивного периода ребенок максимально чувствителен и восприимчив к определенным воздействиям извне, относящимся к области данного сенситивного периода. И активно вбирает в себя тот материал, который ему необходим для качественного скачка вперед.

Сенситивные периоды также являются временем становления способностей и личности ребенка. Это время глубоких интеграционных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Вместе с появлением и развитием той или иной области происходит глубокая интеграция внутри психики ребенка, которая определит уровень и глубину способностей ребенка. Задержка или регресс в сенситивный период определяют динамику развития на весь последующий период, вплоть до следующего сенситивного периода в этой области.

Сенситивные периоды очень важны не только для психического развития ребенка, но и для его здоровья, так как в это время закладывается устойчивость организма к болезням, внутреннее единство систем. При этом, для сенситивного периода характерно усиление дисгармонии в развитии органов и систем, как на физическом, так и на функциональном уровнях. Огромную роль в такой перестройке отводится изменениям, происходящим в нервной системе ребенка, особенно в его мозге. В мозге в это время происходят качественные изменения существующих функций и появление новых.

Особая ценность сенситивных периодов развития заключается в том, что это наилучшее время по восприятию всего нового. В зависимости от той области, к которой относится сенситивный период, изменяется и то, что может вобрать в себя ребенок. Замечено, что в этот период скорость восприятия материала, сходного с открывшимся сенситивным периодом развития, в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды.

Прохождение сенситивных периодов, время их наступления и результаты на 80% зависят от среды, и лишь на 20% (и менее) зависит от генетических факторов. Что такое среда для ребенка? Это, прежде всего то, что воздействует на него в семье. Создавая ребенку, возможность для роста мы напрямую влияем на результат «отдачи» от сенситивных периодов.

Если ребенок начал заниматься спортом в детской спортивной школе, в этом случае для его планомерного роста тренеру необходимо знать темпы роста развития физических качеств и их сенситивные периоды. По данным исследований, можно считать наиболее эффективными по темпам прироста двигательных качеств следующие сенситивные возрастные периоды (табл.).

Таблица. Сенситивные возрастные периоды развития физических качеств.

Двигательное качествоВозрастной периодВыносливостьс 10 до 19 летБыстротас 9 до 16 летСилас 14 до 17 летГибкостьс 7 до 10 лет с 13 до 14 летЛовкостьС 7 до 10 лет с 16-17 лет

.1.1 Быстрота

Быстрота как физическое качество человека - это способность выполнять движения с большой скоростью и частотой. Проявление быстроты связано со степенью подвижности нервных процессов и силовыми возможностями спортсмена. Во многих видах спорта нет такого вида упражнений, в котором быстрота не играла бы ведущей роли. Чем быстрее отталкивание в прыжках и в беге, чем выше начальная скорость снаряда, выпущенного метателем, тем выше спортивный результат. Даже в лыжных гонках это качество играет значительную роль.


.1.2 Сила

Для развития силы юным спортсменам наиболее эффективными по темпам прироста считаются возрастные периоды с 14 до 17 лет. Этот возраст совпадает с этапами углубленной тренировки в избранном виде спорта и спортивного совершенствования.

Главными задачами силовой подготовки юных спортсменов являются укрепление мышц всего двигательного аппарата, воспитание умения проявлять усилия динамического и статического характера в различных условиях. Вместе с тем следует уделять определенное внимание силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на отдельные группы мышц, которые имеют важное значение в избранном виде спорта. К ним относятся упражнения, сходные по структуре и характеру проявления нервно-мышечных усилий с основным (соревновательным) упражнением, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательного упражнения.

Для развития мышечных групп всего двигательного аппарата, а также отдельных мышечных групп, которые в значительной мере обуславливают эффективность проявляемых спортсменом усилий, применяются динамические и статические силовые упражнения. Динамические, в свою очередь, подразделяются на две группы: собственно силовые, при выполнении которых сила мышц, проявляемая спортсменом, возрастает главным образом за счет увеличения перемещаемой массы и, следовательно, за счет способности спортсмена к максимальному напряжению работающих мышц (например, жим и рывок штанги; приседание с партнером на плечах или с другим отягощением и пр.); скоростно-силовые, при выполнении которых сила мышц, проявляемая спортсменом, возрастает в значительной мере за счет ускорения сообщаемого грузу или снаряду. В занятиях с юношами следует стремиться к тому, чтобы дозировка упражнений со штангой и другими отягощениями возрастала очень постепенно. При этом оптимальные условия для воспитания силы создаются тогда, когда возрастает не только абсолютная величина применяемого груза, но и отношение этой величины к тому грузу, который на данном этапе тренировки является для юного спортсмена максимальным.

Положительные эмоции создают благоприятные условия для проявления и развития физических качеств, формирования и совершенствования двигательных навыков. Поэтому для повышения эффективности тренировочных занятий полезно вслед за силовыми упражнениями включать средства тренировки более динамического характера, способствующие расслаблению мышечных групп, а также улучшению эмоционального состояния спортсменов (подвижные и спортивные игры, упражнения с набивными мячами, прыжки и др.).

.1.3 Гибкость

Гибкость - это подвижность в суставах, способность выполнять движения с большой амплитудой.

Возможность выполнять движение с оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц.

С точки зрения морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: активную, пассивную, смешанную. Также различают общую и специальную гибкость. Гибкость у человека зависит от компонентного уровня варьирования соматотипа.

Развивают гибкость с помощью упражнений с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание мышц и связок). Такие упражнения классифицируются не только по активной, пассивной или смешанной форме выполнения, но и по направленности, а также по характеру работы мышц. Поэтому различают динамические, статические и смешанные соматодинамические упражнения на растягивание.

Проявление гибкости зависит от многих факторов: от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц; от общего функционального состояния организма, от внешних условий; времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления.

Гибкость зависит и от возраста. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13 - 14 лет и, как правило, стабилизируется к 16 - 17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13 - 14 лет не выполнять упражнения на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ее ухудшение отмечается у людей старше 50 лет и резкое - после 60 лет. Поэтому единственная возможность сохранить гибкость - это постоянно тренировать подвижность каждого сустава.

.1.4 Ловкость

Ловкость - термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество - это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой. Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обладать высокими волевыми качествами.

Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 - 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 - 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 - 12 лет лабильность нервно-мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма. Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений. В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.

.1.5 Выносливость

Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением [11].

Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов - главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств. Различают общую и специальную выносливость.

Общая и (неспецифическая) выносливость - это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.

Специальная (специфическая) выносливость - это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта.

Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера.

Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности:

скоростная выносливость;

силовая выносливость;

скоростно-силовая выносливость.

Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности .

Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.

Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу. Можно еще говорить о нервной выносливости - способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость. Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.) [11]. Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

Для лыжных гонок ведущими компонентами будут являться, прежде всего: возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. Практический опыт и научные исследования дают возможность представить возрастную динамику развития выносливости.

2.2 Особенности тренировочного процесса сборной России

Годичный цикл подготовки лыжников-гонщиков сборной России делится на 3 периода:

Подготовительный;

Соревновательный;

Переходный.

Поскольку у лыжников-гонщиков соревнования, как правило, заканчиваются во второй половине апреля, а организованная подготовка возобновляется в мае, переходного периода у них практически нет, а есть лишь восстанавливающие микроциклы в конце соревновательного периода (последняя декада апреля), тренеры организовывают восстановительные сборы, и «втягивающие» микроциклы в начале подготовительного периода (первая декада мая).

Подготовительный период разделяют на два этапа:

·общей и специальной физической подготовки в бесснежный период (май - первая половина октября)

В первом макроцикле подготовительный период длится четыре месяца (май - август), а соревновательный (сентябрь) - не более месяца. Подготовительный период первого макроцикла делится на два этапа:

·общеподготовительный

·специально-подготовительный.

Общеподготовительный этап включает три мезоцикла:

·втягивающий

·поддерживающий

·базовый, который захватывает полторы недели специально-подготовительного этапа (первая декада июля).

Во втягивающем мезоцикле ставится задача с помощью средств ОФП подготовить спортсмена (прежде всего его опорно-двигательный аппарат) к последующим тренировочным нагрузкам. Затем в течение двух недель при средних нагрузках с использованием специальных средств тренировки заканчивается подготовка к тренировкам в поддерживающем мезоцикле.

Во втягивающем и поддерживающем мезоциклах первого цикла подготовки тренировочные нагрузки повышают постепенно в каждом микроцикле. На отдельных занятиях соотношение объема и интенсивности нагрузок необходимо изменять при тенденции к увеличению общей нагрузки.

Развивающий мезоцикл в бесснежное время длится примерно полтора месяца. В этом мезоцикле должна решаться главная и наиболее сложная задача - повышения уровня специальной физической подготовленности. Поэтому важно не только правильно подобрать средства специальной подготовки, но и строго чередовать нагрузки в микроциклах. В течение восьми недель развивающего мезоцикла в бесснежное время нагрузки развивающего, восстанавливающего и поддерживающего характера должны меняться как в течение всего мезоцикла, так и в каждом микроцикле.

В соревновательном мезоцикле бесснежного периода (сентябрь) на основе результатов соревнований по специальной физической подготовке определяется уровень специальной подготовленности лыжников.

Этап специальной подготовки в бесснежное время длится примерно до 20 октября. В это время с помощью средств специальной подготовки при сниженном объеме и интенсивности нагрузок восстанавливается и поддерживается уровень тренированности спортсменов.

·специальной физической подготовки на снегу (вторая половина октября - ноябрь).

Этап специальной подготовки на снегу начинается втягивающим мезоциклом (первые 10 дней тренировок на снегу во время «вкатывания»). Базовый мезоцикл продолжается примерно до 5-10 ноября. В это время лыжники выполняют наибольший объем циклической работы (главным образом ходьба на лыжах с невысокой интенсивностью).

С середины ноября, с началом официальных соревнований, начинается развивающий мезоцикл. Участие спортсменов в соревнованиях органически входит в тренировочную программу развивающих микроциклов. При этом возможны различные сочетания развивающих, восстанавливающих и поддерживающих микроциклов неодинаковой продолжительности. Основная задача в этот период - улучшить специальную подготовленность лыжников-гонщиков.

Соревновательный период длится с декабря по апрель и формально не делится на этапы. Однако на практике принято выделять этап предварительных соревнований, в котором спортсмена подводят к наилучшей спортивной форме, и этап основных соревнований, в котором он должен добиться наивысших результатов.

Деление годичной подготовки на два законченных макроцикла обусловливает определенную последовательность решения главной задачи - достижения наивысших результатов в основных соревнованиях зимнего сезона. Поэтому при двухцикловом планировании определяют продолжительность циклов каждого макроцикла, средства и методы тренировки, объем и интенсивность нагрузок, и другие факторы, влияющие на качество тренировочного процесса.

Соревновательный период (декабрь - апрель) следует разделить на два этапа: предварительных и основных соревнований. Выделение этапа предварительных соревнований (декабрь) позволяет увеличить продолжительность подготовки в развивающем режиме и уменьшить период основных соревнований до двух с половиной месяцев. Поэтому престижные соревнования, которые часто проводятся в декабре, необходимо рассматривать как подготовку к основным соревнованиям, которые планируются, как правило, на февраль - март. Этап основных соревнований включает мезоциклы реализации спортивной формы и восстанавливающий. На этом этапе необходимо подвести гонщиков к наивысшей спортивной форме непосредственно к главным соревнованиям и поддерживать ее до окончания основных соревнований.

2.3 Особенности подготовки юниоров в Красноярском крае

В лыжных гонках, в Красноярском крае принято следующее построение варианта периодизации - год составляет один большой цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период

Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. «Фундаментом» успехов в соревнованиях является большой объём нагрузки, приходящийся на развитие физических качеств, повышения функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Всё это выполняется в подготовительный период. Подготовительный период делится на три этапа.

1-й этап - весенне-летний (общеподготовительным). Его периодизация - май - июль. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники. Как мы видим, в начале первого этапа подготовительного периода работа в основном нацелена на развитие общей выносливости.

В первом мезоцикле годичного цикла широко используются упражнения, направленные на совершенствование отдельных компонентов специальной выносливости и до середины первого этапа они занимают больше 50% от общего объёма работы, которая способствует развитию выносливости.

С приближением конца первого этапа подготовительного периода объём работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а также составных специальной выносливости.

2-й этап - этап предварительной специальной подготовки. Начинается с августа и до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время.

Общий объём тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растёт и интенсивность выполнения циклических упражнений.

Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстаёт от кривой роста. Это принципиальная схема изменения объёма и интенсивности, но в отдельные микроциклы объём, а вслед за ним и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. При изменении состава средств в сторону резкого увеличения объёма специально-подготовительных упражнений, рядом с упражнениями аналитического характера, широко используются средства интегрального действия, что способствует целостному развитию специальной выносливости.

На двух первых этапах подготовительного периода юные лыжники-гонщики принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности.

3-й этап - основной специальной подготовки. Этот этап начинается с начала занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от определённых факторов сроки начала зимнего этапа различны.

На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его окончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. На этом этапе выполняется наибольший объём нагрузки. Пик объёма приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. На зимнем этапе подготовительного периода юные лыжники-гонщики выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, то есть никаких изменений в объёме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.

На осеннем этапе продолжаются тренировки с имитационными упражнениями. Бег с имитацией на подъёмах и передвижение на лыжероллерах остаются основными средствами тренировки. Для тренировки подобран круг длинной в километр с несколькими подъёмами. нужно непрерывно пробегать 5-6 кругов, темп бега в сентябре средний (пульс 150 уд/мин), в октябре и ноябре - темп выше среднего (пульс на подъёмах - 170 уд/мин). Такую тренировку проводят в первую неделю 1 раз, в следующую - 2 раза.

Скорость передвижения на лыжероллерах в этот период выше, чем летом. Дополнительные средства тренировки, которые применялись летом (плавание, гребля, велосипед) почти полностью исключаются из тренировочного плана.

Соревновательный период (основной)

Этот период (с 1 января до последнего соревнования) имеет главную цель - достижение наивысшей спортивной формы и её реализацию. Это период отличается от предыдущего тем, что начинаются основные соревнования. Тренировочный цикл теперь строится в зависимости от соревнований и подготовленности спортсмена. К соревнованиям важно подходить хорошо подготовленным. Общая нагрузка в последние 5-7 дней снижается до 50%, а интенсивность оставаться прежней или даже повышаться,

В подготовке, в соревновательном периоде, ставятся следующие важнейшие задачи:

  1. доведение организма до высшей степени работоспособности;
  2. поддержание уровня общей физической подготовленности;
  3. максимальное (соответственно возрасту)развитие специальной подготовки (выносливости);
  4. совершенствование морально-волевой подготовленности, техники и тактики;
  5. достижение запланированных ранее спортивных результатов.

Касаясь вопроса непосредственной подготовки лыжников и конкретным соревнованиям, тренер обращает серьезное внимание на проведение её в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми гонщики встретятся в предыдущих стартах. Тренер, составляет график изменения объёма и интенсивности тренировочной нагрузки на весь годичный цикл подготовленности. Он составляется на основе календарного плана соревнований и индивидуальных особенностей лыжника. В графике предусматриваются большие, средние и малые волны, изменения объёма и интенсивности по периодам и этапам.

Переходный период

Основная направленность переходного периода - активный отдых, восстановление нервного и физического потенциала юного лыжника. По окончании соревновательного этапа, когда у спортсменов остается чувство усталости от напряженного сезона, их необходимо отвлечь от узкого круга тренировочных средств соревновательного периода, снять накопившееся напряжение, переключить на другой, контрастный вид деятельности. Цель этого активного отдыха - предупредить перерастание кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в перетренировку. Но это не полный перерыв в тренировках, лишь создаются условия для сохранения определенной тренированности и тем самым гарантируется преемственность между заканчивающимся и новым большими циклами тренировки. Состояние тренированности сохраняется на таком уровне, который позволит начать новый сезон тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.

Главное средство тренировки этого периода - упражнения общей физической подготовки. Меняются характер и условия занятий таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В переходном периоде не используются однотипные, монотонные нагрузки, применяются разнообразные, отвлекающие, расслабляющие, эмоциональные упражнения. Это различные подвижные и спортивные игры в зале и на воздухе, элементы гимнастики, акробатики, легкой атлетики, борьбы с партнером, легкие кроссы, ходьба, туристские походы и прогулки. Методы выполнения упражнений - равномерный и игровой. Объем работы небольшой, не приводящий к серьезному утомлению.

Микроциклы этого периода не отличаются жесткой организацией и могут варьироваться в широких пределах. Их тип - восстановительно-поддерживающий. Переходный период не имеет определенной протяженности, точных границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена он переходит в подготовительный период нового большого цикла тренировки.

В каждый период тренер ставит определённые цели, задачи и выбирает нужные средства, то есть упражнения, с помощью которых цель достигается.

Работая со спортсменами, тренер ставит перед ними следующие цели и задачи в каждом периоде (с подбором определённых средств, соответствующих как самому тренировочному периоду, так и возрасту подростков).

Подготовительный период.

Цель - подготовка к зимнему сезону, то есть к перенесению нагрузок, которые необходимо выполнить в основном периоде.

Основные задачи:

) развитие общей выносливости;

) разносторонняя физическая подготовка;

) овладение техникой движений.

Упражнения: равномерный бег, кросс, плавание, катание на лыжероллерах, игры, ускорения в беге, гребля, езда на велосипеде и т.д.

Основной период (Соревновательный).

Цель - показать высокие результаты в соревнованиях.

Основные задачи:

) овладение техникой движений и совершенствование в ней;

) развитие специальной выносливости;

) дальнейшее развитие быстроты, общей выносливости.

Упражнения: передвижение на лыжах в различном темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение в затруднённых условиях в темпе, близком к соревновательному, длительная равномерная ходьба на лыжах.

Переходный период.

Цель - подвести свой организм к началу занятий в новом годичном цикле в наиболее хорошем состоянии.

Основные задачи:

) снижение тренировочных нагрузок;

) активный отдых.

Упражнения: равномерный бег, плавание, езда на велосипеде, игры.

Лыжник-гонщик вместе с тренером составляет общий план тренировки и недельный микроцикл.

ГЛАВА III. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

3.1 Используются следующие методы

1.Анализ литературных источников;

.Анализ документальных материалов.

3.1.1 Анализ литературных источников

Анализ литературных источников необходим для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций. Всегда важно установить, как и насколько описан и опубликован материал для постановки задач, отражающих результаты исследования. При этом можно узнать, какие стороны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведется научные споры, какие вопросы не решены, и на основе этого определить объект и предмет своего исследования.

тренировочный лыжный гонки спринтерский

3.1.2 Анализ документальных материалов

Анализ документальных материалов позволяет получить фактические данные при работе с педагогической документацией и архивными материалами: планами и дневниками тренировок, протоколами соревнований и т.п.

При всем разнообразии форм и содержания документов существуют общие способы их анализа, которые делятся на две группы: традиционные и формализованные.

Традиционные способы сравнительно многообразны. К ним относят: общие способы (понимание, интуицию, осмысление) и специальные (исторические, психологические, юридические). В исторических и юридических науках созданы определенные нормы источниковедения. При всем этом доля субъективизма в оценке содержания документа достаточно велика.

Формализованные способы призваны повысить объективность изучения содержания документа. Наиболее широкое распространение получил способ контент-анализа (анализа содержания). Сущность его заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.

3.2 Этапы исследования

1.Определение темы;

.Определение цели;

.Изучение литературных источников;

.Анализ документальных источников;

.Сравнение полученных материалов.

Определение темы проводилось в ноябре месяце 2009 года.

Цели, задачи и гипотеза были сформулированы в декабре 2009 года.

Изучение и анализ литературных и документальных источников проводилось в январе-марте 2010 года.

Сравнение полученных материалов было проведено в апреле 2010 года.

3.3 Анализ полученных данных

В результате сравнения годичных тренировочных циклов двух команд мы выявили, что подготовительный период в сборной команде Красноярского края делится на три этапа: весенне-летний (общеподготовительный), этап предварительной специальной подготовки и этап основной специальной подготовки. В сборной России подготовительный период делится на два этапа: общей и специальной физической подготовки в бесснежный период и специальной физической подготовки на снегу. Тренеры сборной края четко разделяют учебно-тренировочные занятия по ОФП и СФП, когда в сборной России они смешаны в первом этапе.

Что касается переходного периода, то в сборной России его практически нет, а есть лишь восстанавливающие микроциклы в конце соревновательного периода, тренеры организовывают восстановительные сборы, и «втягивающие» микроциклы в начале подготовительного периода. В Красноярском же крае переходный период проходит у спортсменов самостоятельно: игра и легкие кроссы по желанию, так как в Красноярском крае на переходный период не выделяются денежные средства.

В сборной России существует разделение команды на спортсменов спринтеров и дистанционщиков, а в сборной Красноярского края спортсмены тренируются в одной общей группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе литературных источников, можно сделать следующие выводы:

.Тренировочный процесс лыжников-гонщиков в годичном макроцикле делится на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Подготовительный период (июнь - октябрь), включает в себя 3 этапа: весеннее-летний (этап общей физической подготовки) (май - июль), осенний (этап специальной физической подготовки) (август - сентябрь), этап специальной зимней подготовки (октябрь - ноябрь). Основной соревновательный период ( с 20 ноября по 30 марта).

.К особенностям подготовки юных лыжниц-спринтеров можно отнести в летней подготовке: кросс, катание на лыжероллерах, игры, ускорения в беге, гребля, езда на велосипеде и т.д. В зимней подготовке: передвижение на лыжах в различном темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение в затруднённых условиях в темпе, близком к соревновательному.

.Красноярская методика юных лыжниц-спринтеров отличается от сборной России. Во-первых, в сборной России есть разделение на команды спринтеров и дистанционщиков, где разная специальная физическая подготовка. Во-вторых, у сборной России больше средств и возможностей для дополнительных восстанавливающих сборов в переходном периоде, чего нет в сборной края. В-третьих, в сборной Красноярского края нет доктора и массажиста, которые могли бы выезжать на УТС.

Исходя из третьего вывода, хотелось бы добавить то, что есть в процессе подготовки сборной России в подготовку команды Красноярского края.

В итоге поставленная цель выполнена, задачи раскрыты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аграновский М.А. Лыжный спорт/ Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1980.

2.Антонова О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учебное пособие, - М., 1999.

.Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2000.-368 с

.Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта/ В.М. Гелецкий; Краснояр.гос. ун-т.- Красноярск, 2004.-113с.

.Кудрявцев. Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культур/Изд.2, перераб, и доп.-М.: Физкультура и спорт, 1983.- 287 с.

.Кондрашев А.В. Техника коньковых лыжных ходов. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990.

.Лопухов Н.П., Макаров. Коньковый ход в технической подготовке лыжника/Теория и практика физической культуры, 1992, № 1.

9.Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. -М.: Физкультура и спорт, 1985. - 96 с.

10.Манжосов В.Н., Раменская Т.И. Задачи по специализации «Лыжные гонки». - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1992.

.Пирог А.В. Исследование структуры движений и пути ее совершенствования в одновременных ходах. - М.: 1983.

.Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: Учебно-практическое пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 264 с., илл.

.Спиридонов К.Н. Техника лыжника-гонщика. - М.: ФиС, 1969.

.Спиридонов К.Н. Влияние условий скольжения на скорость хода лыжников-гонщиков. - М.: РИО ГЦОЛИФК,1980.

.Суслов Ф.П,Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва 1997-416с.

.Цильмер К.К. Исследование влияния скорости передвижения на технику лыжников-гонщиков различной квалификации.

17.Букреева Д.П. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=Букреева%20Д> Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата девушек 15-16 лет при выполнении физических нагрузок разной мощности <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=Возрастные%20особенности%20функционирования%20двигательного%20аппарата%20девушек%2015-16%20лет%20при%20выполнении%20физических%20нагрузок%20разной%20мощности>

.Вишняков А.В. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=Вишняков%20А> Показатели развития координационных способностей у девочек 11-12 лет в зависимости от степени полового созревания <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=Показатели%20развития%20координационных%20способностей%20у%20девочек%2011-12%20лет%20в%20зависимости%20от%20степени%20полового%20созревания>

.Ярмоленко В.А. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=Ярмоленко%20В> Возрастные особенности координации движений у девочек 11-14 лет <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=Возрастные%20особенности%20координации%20движений%20у%20девочек%2011-14%20лет>

Похожие работы на - Особенности подготовки юных лыжниц спринтеров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!