Исследование диалога с позиции теории речевых жанров

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,6 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование диалога с позиции теории речевых жанров














Исследование диалога с позиции теории речевых жанров



Г.Г. Хисамова

Анализ диалога на современном этапе его изучения должен учитывать все подходы к описанию диалогической речи, которые обнаруживают различные отношения межличностных речевых позиций участников диалога.

Активно вторгающийся в парадигму мышления функционально-коммуникативный подход к языку закономерно предлагает разработку понятийного аппарата методик особого направления в науке о языке, именуемого лингвостилистикой речевой деятельности, в которую входит теория речевой деятельности, теория речевых актов, теория речевых жанров. Теория речевых жанров в настоящее время становится одной из немногих действующих на практике моделей коммуникации, учитывающих такие параметры, как ситуация и сфера общения, стиль, интенциональный фактор, форма речи, стратегии и тактики ведения коммуникации, фактор адресата и адресанта. Поэтому использование достижений современной теории речевых жанров оказывается очень эффективным при описании речевого поведения носителя языка в разных сферах общения. В данной статье основное внимание уделяется изучению диалога с позиций прагматического жанроведения, исследующего вербальную и невербальную коммуникацию личности.

Современная теория речевых жанров представляет собой первичную модель для описания и объяснения своеобразных правил человеческой коммуникации, структур и механизмов взаимодействия внутри языкового сообщества. Наряду с этим она выступает и как теория диалога.

Впервые концепция речевых жанров была сформулирована М.М. Бахтиным, понимавшим под речевыми жанрами относительно устойчивые в тематическом, композиционном и стилистических планах высказывания [2]. Он определял высказывание как основную единицу общения, отграниченную от других таких же единиц сменой субъектов речи и обладающую смысловой завершенностью: "Всякое высказывание - звено в цепи речевого общения. Это активная позиция говорящего в той или иной предметно-смысловой сфере. Поэтому каждое высказывание характеризуется определенным предметно-смысловым содержанием. Выбор языковых средств и речевого жанра определяется предметно-смысловыми заданиями (замыслом речевого субъекта (или автора))" [2. C.454]. Признаки, которые определяют высказывание ("авторский замысел", "смена речевых субъектов"), не ограничивают высказывание по объему. Поэтому текст для М.М. Бахтина - это тоже высказывание, вследствие чего он включает в число речевых жанров как простые (или первичные), так и сложные (или вторичные, литературные): от короткой реплики до многотомного романа.

Конструктивным признаком речевого жанра, по мнению М.М. Бахтина, является диалогичность. М.М. Бахтин рассматривает речевой жанр в аспекте речевого общения - как факт социального взаимодействия людей, как соотношение взаимодействия смысловых позиций.

В настоящее время прагматический подход в широком социологическом смысле определяет понимание речевого жанра как "вербального оформления типичной ситуации социального взаимодействия людей" [9. C.108].

Вслед за К.А. Долининым мы также придерживаемся понимания речевого жанра как установленного в данном социуме типа речевого поведения, задаваемого речевой ролью и регулируемого жанровыми предписаниями и взаимными ожиданиями партнеров по общению [6. С. 39-40].

Развитие лингвистической прагматики наметило определенные ориентиры в развитии бахтинской концепции речевых жанров, в особенности по отношению к анализу высказывания. Так, типология речевых жанров А. Вежбицкой предполагает моделирование каждого жанра при помощи последовательности простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные акты говорящего, определяющие данный тип высказывания. С точки зрения А. Вежбицкой, типология речевых жанров образована актами приказа, просьбы, вопроса, запрета, позволения, требования, возражения, поучения, гарантии, обещания, угрозы, совета и т.п. [3].

По мнению Т.В. Шмелевой, речевые жанры связаны с типами высказываний, а критериями выделения жанров можно считать коммуникативную цель. В трактовке Т.В. Шмелевой система жанров образуется информативными, императивными, этикетными и оценочными жанрами. Информативные жанры, цель которых - различные операции с информацией, предусматривают ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение. Императивные жанры, цель которых - вызвать осуществление или неосуществление каких-то действий, предполагают использование просьбы, совета, инструкции, приказа, запрета, угрозы, обещания. Этикетные жанры имеют цель - осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума: извинения, благодарности, поздравления и т.д. Оценочные жанры предполагают изменение самочувствия участников общения. К ним можно отнести похвалу, упрек, выговор, обвинение [12. С. 91-92].

Собственную концепцию жанров предлагает Н.Д. Арутюнова. По ее мнению, важный параметр диалога, как и любого другого вида человеческой деятельности, составляет целеориентированность, которая "определяет не только связь между собой отдельных реплик, но и типы, или жанры, человеческого общения, в рамках которых формируются характерные для коммуникации ролевые структуры и виды модальностей" [1. С. 52]. Н.Д. Арутюнова выделяет следующие виды жанров общения:

) информативный диалог;

) прескриптивный диалог;

) обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины;

) диалог, имеющий целью установления и регулирование межличностных отношений;

) праздноречевые жанры, среди которых выделяются: а) эмоциональные, дающие выход эмоциональным перегрузкам (сочувствие, жалоба, хвастовство, восхищение, опасение, страхи); б) артистические, рассчитанные на эстетическое восприятие (шутки, остроты, анекдот); в) интеллектуальные, которые учат правильно ориентироваться в жизни, оценивать то или иное положение дел [1]. Следовательно, классификацию жанров Н.Д. Арутюнова связывает с диалогом, а не с единственным высказыванием.

Актуальными для понимания природы диалога и создания его типологии необходимо признать следующие концептуальные положения теории речевых жанров.

1. Важнейшим принципом разделения жанров бытового общения следует считать выявление Т.Г. Винокур двух основных инвариантов поведения - информативного и фатического. Информативное общение предполагает вступление в общение говорящего для получения новых знаний о внешнем и внутреннем мире. Главной целью фатического общения является установление, поддержание и регулирование с собеседником речевых и социальных отношений [4. С.139].

. С точки зрения участия говорящих в стратегической структуре речевого общения, по мнению М.Л. Макарова, важны понятия конфликта, кооперации и коммуникативного консенсуса. При кооперативном общении соблюдается социальное равновесие: оценки, отношения, предпочтения, установки собеседников непротиворечивы, речевое взаимодействие строится в тональности согласия. При конфликтном общении социальное равновесие нарушается: оценки, установки, предпочтения собеседников находятся в противоречии, диалог строится в тональности несогласия, конфликта. Коммуникативный консенсус - равновесие, достигаемое в ходе общения [8. С.40].

) ЖФР, ухудшающие межличностные отношения в прямой форме: прямые обвинения, оскорбления, выяснение отношений, ссоры;

) ЖФР, улучшающие межличностные отношения в прямой форме: доброжелательные разговоры по душам, признания, комплименты, исповеди/проповеди;

) ЖФР, ухудшающие отношения в косвенной форме: розыгрыши, издевка, похвала, некоторые разновидности иронии;

) ЖФР, улучшающие отношения в косвенной форме: флирт, шутка;

) Праздноречевые жанры [5. С.41].

Таким образом, целенаправленная коммуникативная деятельность всегда приводит к достижению или недостижению определенного результата, который объективируется в диалогическом дискурсе. Категория результативности может быть положена в основание типологии коммуникативных ситуаций и соответственно диалогов. Выделяются коммуникативные ситуации, в которых общение партнеров приводит к гармоническому результату, и коммуникативные ситуации, в которых общение партнеров приводит к дисгармоническому результату. Промежуточное положение в типологии коммуникативных ситуаций занимают ситуации риска, в которых вероятность достижения как гармонического, так и дисгармонического результата одинакова. Дифференциация диалогических дискурсов с учетом особенностей коммуникативного взаимодействия предполагает "выделение диалогов гармоничных, построенных с соблюдением важнейших правил эффективного речевого взаимодействия (иначе диалогов-унисонов), или диалогов дисгармоничных, конфликтных, нарушающих правила эффективного речевого взаимодействия (иначе диалогов - диссонансов)" [11. С.272].

Гармоничный диалог предполагает: 1 Согласованность строений и тактик собеседников;

) взаимоприемлемую для коммуникантов тональность общения;

) искреннюю заинтересованность в предмете обсуждения;

) адекватное вербальное и невербальное воплощение коммуникативных установок участников диалога;

) достижение в процессе речевого акта хотя бы частичного взаимопонимания и согласия сторон [7. С.161]. Негармоничный диалог характеризуется:

) несогласованностью речевых стратегий и тактик собеседников;

) возможностью неприемлемой хотя бы для одного из участников тональности речи;

) отсутствием подлинной заинтересованности предметом обсуждения;

) вербальным или паралингвистическим выражением негативных установок по отношению к содержанию речи или к личностным особенностям собеседника;

) отсутствием эффективного результата речевого акта [7. С.169].

Для прагматического жанроведения характерно признание равной степени важности фактора адресанта и фактора адресата. Определенный тип диалога нередко соотносится с определенным типом языковой личности. В качестве основного критерия дифференциации речевого поведения личности К.Ф. Седовым учитывается ее целевая установка по отношению к участникам общения, определяющая характер речевых поступков в коммуникативном событии. В соответствии с этим он выделяет такие типы языковых личностей, как кооперативный, конфликтный, центрированный [10. С.51-53].

Кооперативный (гармоничный) тип языкового взаимодействия личности имеет установку на сотрудничество, на контакт, на кооперацию. Это проявляется в гибкости речевого поведения, заключающейся в умении переключаться с одной темы на другую, в подвижности реагирования на поведение партнера, в выборе позитивных средств и способов реагирования на реплики партнера по коммуникации.

Установка на конфликт, на конфронтацию свойственна конфликтному (дисгармоничному) типу личности, характеризующемуся активным воздействием на партнера в процессе коммуникации с целью навязать ему собственную модель речевого общения, неприемлемую для адресата. Данный тип языковой личности может быть реализован в таких разновидностях, как агрессор и манипулятор.

Центрированный тип языковой личности предполагает установку на игнорирование собеседника и устранение говорящего от активного участия в изменении ситуации общения.

Речевое поведение центрированного типа языковой личности содержит несоответствие выбранных говорящим тактик ситуации общения и интенции собеседника, что свидетельствует о низком прагматическом потенциале говорящего. Его речевое общение наполнено коммуникативными неудачами, поэтому он реализует себя преимущественно в жанрах конфликтного общения.

Речевое поведение кооперативного типа языковой личности характеризуется доминированием фатической интенции и преобладанием таких тактик речевого поддерживания, как тактика согласия, одобрения, похвалы, позитивной эмоциональной оценки. Говорящий стремится погасить конфликт, не обостряя отношений. Для данного типа языковой личности несомненную ценность имеет такой жанр дружеского общения, как разговор по душам (или беседа). Тональность таких диалогов окрашена позитивной эмоцией, которая создает атмосферу дружелюбия, спокойствия и гармонии. Следовательно, исследование диалога с позицией теории речевых жанров способствует решению проблем эффективности или неэффективности речевого общения, а также находит отражение в интересе к специфике языковой личности и особенностям ее проявления.

диалог речевой жанр коммуникативный

Список литературы

1.Арутюнова, Н.Д. Диалогическая модальность и явление цитации / Н.Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - С.52-79.

2.Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 428-473.

.Вежбицкая, А. Речевые жанры / А. Вежбицкая // Жанры речи. - Саратов: Изд - во ГосУНЦ "Колледж", 1997. - С. 99-111.

.Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1993. - 172 с.

.Дементьев, В.В. Вторичные речевые жанры / В.В. Дементьев // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1999. - С. 31-46.

.Долинин, К.А. Проблема речевых жанров через сорок пять лет после статьи М.М. Бахтина / К.А. Долинин // Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ века. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 1998. - С. 35-46.

.Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т.Н. Колокольцева. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2001.

.Макаров, М.Л. Коммуникативная структура текста / М.Л. Макаров. - Тверь, 1990. - 52 с.

.Седов, К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция / К.Ф. Седов // Хорошая речь / под ред. М.А. Кормилициной, О.Б. Сиротининой. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2001. - С. 107-118.

.Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. Пси - хо - и социолингвистические аспекты / К.Ф. Седов. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1999. - 180 с.

.Шалина, И.В. Коммуникативно-речевая дисгармония: ее причины и виды / И.В. Шалина // Культурно-речевая ситуация в современной России. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. - С. 272-287.

.Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1997. - С. 88-98.

Похожие работы на - Исследование диалога с позиции теории речевых жанров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!