Советская историография отношений между СССР и Францией

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Советская историография отношений между СССР и Францией













Контрольная работа

История Франции

Содержание

1. Советско-французские отношения в период 1924-1940 гг.

2. Валери-Жискар Д'Эстен и его вклад в создание и развитие Европейского союза

Список литературы

1. Советско-французские отношения в период 1924-1940 гг.

Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя, затем Советская Россия всегда были заинтересованы в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств. История этих отношений освещалась, как в российской, так и в советской историографии. Однако советская историография отличалась большим своеобразием: история международных отношений зачастую трактовалась предвзято, идеологизировано и не вполне адекватно.

В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть именно советскую историографию отношений между СССР и Францией.

Поворот в советско-французских отношениях в первой половине 20-х годов подробно рассматривается в работах И.И. Минца, А.М. Панкратовой и уже в послевоенный период изучен такими исследователями, как, Ю.В. Борисов, З.С. Белоусова и др.

Авторы "Истории дипломатии" называют внешнюю политику Франции по отношению к СССР "агрессивной", показывая это на примере Генуэзской и Гаагской конференций. Этот термин подходил к определению французской внешней политики в условиях "холодной войны", когда писалась "История дипломатии". С позиций нашего времени, когда рассекречены многие архивы, нам кажется, что все было гораздо сложнее. С одной стороны, Советское правительство отказалось выплачивать долги царской России, с другой, надо учитывать расходы и убытки, нанесенные иностранными интервентами. Что касается французской стороны, то Франция хотела втянуть в первую мировую войну Россию, тем самым вывести своего соперника с мировой арены. После государственного переворота большевиков в 1917 г. Франция стала самым непримиримым врагом СССР.

В начале 1922 г. во Франции обострился "русский вопрос". Даже среди буржуазии выявлялось все больше сторонников изменения русской политики. Причины, в основном, экономического характера. Это побудило Бриана принять участие в обсуждении условий созыва Генуэзской конференции, что и привело к падению его кабинета.

Авторы "Истории Франции" считают, что Р. Пуанкарэ (новый премьер-министр) заявил, что готов признать СССР при условии признания долгов царского и Временного правительства и возвращения национализированной собственности иностранцам с целью сорвать Генуэзскую конференцию. В результате конференция была сорвана, но это не привело к сплочению европейских стран под эгидой Франции, а лишь усугубило ее политическую изоляцию и усилило экономические трудности.

На сближение с СССР Францию толкали многочисленные внешние и внутренние обстоятельства. Во-первых, французско-советское сближение отвечало национальным французским интересам. Во-вторых, внешнеполитические интересы Франции следует понимать, как установление торгово-экономических связей из-за проблем рынков сбыта и сырья. Отсутствие нормальных торговых отношений вынуждало французских предпринимателей налаживать контакты с русскими, не дожидаясь официального акта признания. Под вторым пунктом подразумевается международное положение Франции в начале 20-х годов: ухудшение отношений с Германией, Италией, Англией из-за военной оккупации Рура. Крах рурской авантюры похоронил претензии Франции на господство в Европе и сделал реальной угрозу изоляции страны. Сюда относятся также признания СССР Англией и Италией в начале 1924 г. и улучшение советско-германских отношений.

Наконец, третий фактор - это новая политическая обстановка во Франции после парламентских выборов 1924 г. и приход к власти "Левого блока" во главе с Э. Эррио. В "Истории Франции" упоминается также надежда Э. Эррио на "эволюцию" советской системы. Он, вероятно, проводил аналогию с Францией после революции XVIII в.Э. Эррио думал, что НЭП приведет к развитию частной собственности крестьян на землю. Однако, оказавшись у власти, Э. Эррио не торопился выполнять свои обещания. Поэтому советско-французские отношения никогда не развивались по прямой, всегда были спады и подъемы.

Первые годы сотрудничества являются самыми трудными. Советско-французские отношения это подтверждают.

В числе первых проблем упоминают долговой вопрос, возвращение русского военного флота в Бизерте и кораблей российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), расширения прямых торговых связей, прекращение деятельности миссий Чхенкнели и ему подобных. Все эти вопросы рассматривались французским правительством очень долго, а многие из них так и не были решены.

Позиция советского правительства по вопросу о долгах была следующей: СССР готов признать только довоенные долги, должны учитываться потери России от интервенции, блокады и гражданской войны, наконец, решение долговой проблемы связано с предоставлением кредитов, т.е. подобные предположения высказывались советской делегацией в Генуе. Французы, в свою очередь, уклонялись от решения кредитного вопроса и выступали против монополии внешней торговли в СССР.

К лету 1926 г. основные разногласия были разрешены. Доказательством может служить согласие Бриана на переговоры о пакте о ненападении еще 12 июля 1926 г.

Но санкционирование Францией аннексии Бесарабии ухудшило советско-французские отношения, в результате чего в июле 1926 г. были приостановлены переговоры. Основная причина, по мнению историков - приход к власти Пуанкаре и блока "Национальное единение", в состав которого входили крайне правые буржуазные партии.

Переговоры, возобновившиеся в марте 1927 г., многочисленные уступки СССР не дали никаких результатов, несмотря на выгодность советских предложений.

Период 1928-1930 характеризуется многими историками как период ухудшения франко-советских отношений: пакт Бриана-Келлота 1928, Гаагская конференция 1929-1930, план Юнга. На вопрос, почему Франция встала во главе антисоветской компании, историки отвечают: "Парламентские выборы, состоявшиеся в мае 1928 г., укрепили "Национальное единение". Радикалы и социалисты объединились с правыми партиями. Свою экономическую консолидацию крупная буржуазия немедленно использовала для наступления на рабочий класс и ФКП…".

В итоге, как считают исследователи, Франция проиграла и в Локарно, и на Дальнем Востоке, и в проекте "пан-Европа".

Все эти авантюры привели к кризису в отношениях России и Франции. Последняя включилась в экономический бойкот против советских товаров, на что СССР ответил сокращением ввода необходимого для Франции сырья, прекратил закупки во Франции, и все это в условиях мирового экономического кризиса. В результате французское правительство вынуждено было признать несостоятельность антисоветской политики. Итак, советские историки считали, что непрерывный рост политического престижа Советского Союза привел к провалу всех агрессивных планов французской реакции и правящие круги Франции вынуждены были пойти на франко-советское сближение. С позиций нашего времени это слишком прямолинейный вывод. Такая позиция объясняется тем, что советские историки испытывали на себе давление идеологии. На самом деле во Франции были тенденции к сближению с СССР по геополитическим мотивам.

Прежде чем рассказать о подписании пакта о ненападении 1932 г. и договора о взаимопомощи 1935 г., необходимо в общих чертах описать ситуацию накануне, сформулируя ее в 4-х пунктах:

. Усиление власти нацисткой партии в Германии.

. Усилилась критика в адрес Э. Эррио.

. Бессилие Лиги Наций перед японской агрессией.

. Значительно обесценились союзы Франции с восточно-европейскими странами.

Период 30-х гг. в советско-французских отношениях также рассмотрен в специальных исследованиях Белоусовой З.С. Манфреда А.З., Белоголовского Е.С., Нарочницкого А. Л.

Показывая историю борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е годы, авторы определяют значение указанных соглашений для Франции, оказавшейся перед опасностью международной изоляции и германской агрессией. Однако исследователи отмечают серьезное противодействие сближению и союзу с СССР со стороны монополистической буржуазии Франции.

Основной вопрос, на который отвечают историки, - чем основан резкий поворот во внешней политике Франции. Авторы указывают на следующие причины:

. Затяжной экономический кризис во Франции, результатом которого стала отмена ограничений для советского импорта, и в 1931 г. были начаты переговоры по торговому вопросу.

. Усиление экономической, политической и военной мощи СССР.

. Рост милитаризма и реваншизма в Германии.

. Усиление противоречий между Францией, с одной стороны, и Англией, Италией, США, с другой.

. Неэффективность системы союзов с малой Атлантой.

. Причина спешки - приближение президентских выборов, после которых переговоры стали затягиваться.

В подобных обстоятельствах кабинет Эррио предпринял чрезвычайно важный шаг: французско-советский договор о ненападении. Он включал в себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела и отказ от поощрения какой-либо агитации, пропаганды или попытки интервенции.

По мнению историков, этот документ мог стать отправной точкой как для смягчения внешних разногласий среди левых партий Франции, так и для выработки конструктивного курса на международной арене, который состоял в борьбе за мир и обеспечение национальных интересов и безопасности перед лицом германской угрозы. Однако, к сожалению, условий для подобного коренного переворота во внешней и внутренней политике Франции еще не созрело.

В целом, все-таки произошел небольшой пересмотр французских политических концепций, переход к политике сотрудничества с СССР.

Как отмечают историки сближение Франции и Советской России снова вышло на первый план. Разумеется, были как сторонники, так и противники наметившейся тенденции. Многие авторы уделяют значительное место роли Л. Барту в сотрудничестве с СССР. Выражая интересы части буржуазии, не связанной с германским капиталом, Л. Барту считал проблему безопасности наиважнейшей. Поэтому он стал одним из авторов франко-советского договора о взаимопомощи. Е.С. Белоголовский пишет, что политика Л. Барту носила патриотический характер.

Противники соглашения - группировки монополистического капитала, политические круги, связанные с тяжелой индустрией, Генеральным штабом, были настроены профашистски. Влияние этой группировки обусловило участие Франции в проекте "пакта четырех". Следует отметить, что этот "пакт четырех" ослаблял позиции Франции в Европе, зато значительно повышал престиж фашистских стран.

Положение Франции усугублялось неэффективностью в военном отношении системы союзов с малыми странами. Приход в Германии к власти Гитлера в 1933 году и установление в стране террористического режима повлияли на позицию французского правительства. Поэтому, анализируя обстановку, французская дипломатия приходила к выводу, что единственным надежным союзником против германской агрессии является СССР.

Еще в конце октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур предложил СССР заключить соглашение о взаимопомощи, затем выдвинул идею заключения коллективного пакта о взаимопомощи. К апрелю 1934 г. французский МИД разработал план Восточно-европейского пакта о взаимопомощи при участии СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики при одновременном подписании пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Но в сентябре 1934 г. Германия и Польша отклонили проект Восточного пакта. 9 октября 1934 г. был убит Л. Барту, министр иностранных дел, сторонник франко-советского пакта о взаимопомощи. Новый глава МИД П. Лаваль симпатизировал фашистам, что означало постепенный отход от союза с СССР. Говоря о причинах, по которым Лаваль открыто не отказался от линии Барту, следует упомянуть о 3-х причинах:

. Лаваль боялся реакции общественности.

. Он хотел использовать этот договор как средство для того, чтобы вызвать беспокойство у германского правительства и подвести его к французско-германским переговорам.

. Лаваль выставил свою кандидатуру на предстоящих муниципальных выборах.

В целом, авторы положительно оценивают значение договора о взаимопомощи 1935 г. Это, по их мнению, был первый акт о взаимопомощи между социалистическим государством и одной из ведущих капиталистических держав. Период с 1931 по 1935 гг., в целом, характеризуется как переориентация всей внешней политики Франции.

Однако здесь уместно напомнить о том, что если бы франко-советский пакт о взаимопомощи сохранил свою действенную силу, если бы была подписана военная конвенция между двумя странами, вся европейская история могла бы сложиться иначе.

Внешнюю политику Франции в 1936-1939 гг. можно охарактеризовать, перечислив наиболее важные события: рейнский кризис 1936 г., "политика невмешательства" в испанском вопросе, Мюнхен 1938, срыв военных переговоров 1939 г.

Итак, в заключении можно выделить несколько черт, характерных для советско-французских отношений, которые наблюдались на историческом промежутке 1920-1930 годов.

Советско-французские отношения носили непостоянный характер. Внутренняя политика во многом определяет внешнюю. Когда премьер-министром и министром иностранных дел были представители "Национального блока" или профашистски настроенные политики, Франция становилась крайне агрессивной по отношению к СССР (например, Р. Пуанкаре, П. Лаваль, Э. Даладье и др.). Тогда как при Э. Эррио, Л. Барту, Ж. Поль-Бонкуре советско-французские отношения налаживались и укреплялись. Значительная роль в урегулировании отношений принадлежит торговле и экономике. Французские промышленники сближались с советскими внешнеторговыми организациями без официальных разрешений, они также были сторонниками признания Советской России De ure.

Позицию антисоветски настроенной группы крупной буржуазии можно объяснить страхом перед мировой пролетарской революцией, которой Советское правительство добивалось поначалу открыто, примером того был Коминтерн (его деятельность стала предметом раздора между СССР и Францией). Затем СССР несколько смирил свой пыл в распространении коммунизма по всему миру. В 30-х годах Франция постепенно теряет свою самостоятельность во внешнеполитических делах и все больше и больше начинает зависеть от Англии. На мой взгляд, это одна из многочисленных причин поражения в 1940 г.

Однако в конце концов Франция все-таки пришла к выводу о необходимости дружественных отношений с СССР (например, сотрудничество Советской России со "Сражающейся Францией").

2. Валери-Жискар Д'Эстен и его вклад в создание и развитие Европейского союза

Валери-Жискар Д'Эстен родился 2 февраля 1926 года в Германии, во второй мировой войне участвовал в последних боях французской армии, а после войны окончил Политехническую и Национальную школу администрации и в 1953 году получил должность советника премьер-министра.

В период президентства он возглавляет экономический сектор правительства, и успевает создать свою партию. Национальную федерацию независимых республиканцев, которая заявила о себе как о неолиберальной и проевропейской.

Выйдя в отставку, он заявил об оппозиционности партии правлению Шарля Де Голя, и о разночтениях в вопросах европейской политики и альтернативе Де Голля "Европе отечеств".

После прихода к власти Жоржа Помпиду, он снова занимает пост министра финансов и участвует в деятельности такой международной организации как Совет Организации сотрудничества и экономического развития (ОСЭР).

Как писал Де Сижэ, этот мудрый уравновешенный человек с обширнейшим дипломатическим опытом готовил при президенте Помпиду материалы по внешней политике. Он возглавил рабочую группу, образованную из парламентариев, входивших в различные объединения большинства и оппозиции. Этот мягкосердечный и честно мыслящий человек с неколебимым упорством отстаивал свое убеждение в том, что всегда и повсюду возможно возникновение ситуаций, при которых национальные интересы Франции оправдывали бы применение наших Вооруженных сил.

Де Сижэ рассказывал: "по моему приглашению докладчик встретился со мной, чтобы поделиться своими выводами. Я ожидал, что в них будет содержаться градация угроз для национальных интересов Франции: опасность непосредственно нависает над национальной территорией; под угрозой оказываются безопасность гражданских лиц или наши экономические интересы; нарушен заключенный нами договор о союзе. Далее могли бы следовать международные события, которые в силу их отдаленности и природы не создают опасности для национальных интересов Франции и не оправдывают военного вмешательства с нашей стороны.

Но мой собеседник давал совершенно иную оценку: любая ситуация в мире, независимо от места ее возникновения, при некоторых обстоятельствах могла бы поставить вопрос об угрозе национальным интересам нашей страны.

Хотя я проявил настойчивость, мне не удалось изменить его позицию. Он не соглашался определить обстоятельства и регионы, при которых и в которых не могла возникать угроза для национальных интересов Франции".

Избранный в 1974 году главой государства, он проводит ряд социальных реформ, что подчеркивало его демократический стиль руководства. Естественно он уделял внимание европейской интеграции, считая, что Франция может развиваться исключительно в рамках Единой Европы.

Является ли Франция с политической точки зрения центром мира? Большинство французов в это верит. Верит в это и Жискар Д'Эстен. Многие из наших политических руководителей потакают этой иллюзии. Подобные действия приводят французов к ложным, далеким от объективных, представлениям об их отношениях с остальным миром, порождающим, с одной стороны, высокомерие, в котором нас часто упрекают, а с другой - разочарование, когда обнаруживается, что действительность совершенно не соответствует нашим ожиданиям.

Его правление было неоднозначным, что и решило последующие президентские выборы не в его пользу. Единственное, о чем он действительно сожалел - о том, что не смог завершить европейское строительство.

Победив в выборах депутатов народного собрания, он посвятил себя Комиссии по иностранным делам. А позже, в 89-93 гг, был депутатом европейского парламента, и возглавлял либеральную, демократическую и республиканскую группы. С 1989 по 1997 гг. Жискар д'Эстен был главой Международного европейского движения, а с 1997 по 2004 гг. - президентом Совета коммун и регионов Европы. Он также основал Институт в поддержку демократии в Европе.

Его мечта возглавить в конечном счете Европарламент почти сбылась после избрания его главой Конвента, призванного решить будущее Европы. Его идеи в большинстве своем развились в проекте Конституции, разработанной этим Конвентом. После роспуска Конвента в 2003 году, конституция была принята в 2004 году, ратификация каждым государством должна быть сделана в этом году.

Можно также отметить его вклад в создание европейской валютной системы. Важным для него было подтянуть страну к уровню Германии, то есть сделать франк таким же платежеспособным как и марка. Соглашение о введении безналичной европейской валюты - экю - было создано под его руководством. Созвучная со старинной французской монетой, денежная единица сменила свое название на Евро по просьбе немецкой стороны.

Под Евросоветом, созданным в 1974, он понимал образование политической федерации, которой европейские страны передали бы часть своего суверенитета. Хотя на поверку его роль оказалась гораздо меньше.

Как вспоминал Жискар дЭстен, "важный для Франции вопрос - ее позиционирование по отношению к Европейскому союзу. Нам никогда не удастся в полном объеме воздать должное воображению и прозорливости тех, кто на еще дымящихся пепелищах, оставленных войной, призвал народы примирить Францию и Германию и построить Союз Европы.

В 1978 году я участвовал в праздновании тридцатилетия инициативы Робера Шумана, которое проходило в Часовом зале Министерства иностранных дел на Кэ дОрсэ. Внимание участников церемонии привлек вдруг раздавшийся легкий свист, переполошивший охрану, принявшую его за шипение запала взрывного устройства, но, как оказалось, его издавал премьер-министр одной из европейских стран, усыпленный длинными речами! Проект Союза Европы 1950-1980 годов отличали блеск и логика. Заметный отпечаток на него наложила Франция, руководители которой не только вносили одно предложение за другим, но и упорно доводили их до завершения. Планировалось объединить всех, кто являлся близким по духу в Европе, то есть практически все народы, входившие некогда в империю Карла Великого и в Священную Римскую империю, а позже добровольно или против своей воли оказавшиеся в наполеоновской Империи. Железный занавес советской оккупации обозначил на востоке пределы пространства Союза. Разумеется, все эти народы испытали на себе приливы и отливы Истории, но они сохраняли отпечаток общности цивилизации и культуры. Проект ставил целью объединить все формы их участия в международной жизни, выработав при этом новый вид их организации, позволяющий государствам сохранить свою историческую самобытность.

Франции легко дышалось в этом проекте, и именно она в значительной мере его вдохновляла. Германии, тогда еще разделенной, этот замысел давал возможность очиститься от позорных пятен своего недавнего прошлого, присоединившись к международному сообществу. Цель этого Союза была современной, выглядела убедительно и вызывала энтузиазм далее у значительной части молодежи. И все это чуть было не удалось! Мудрость твердила, что следует завершить дело до будущего воссоединения Германии. Но продвижение было приостановлено в 1980-е годы упорнейшим сопротивлением Маргарет Тэтчер, выступившей, в частности, против того содержания которое предполагалось придать Союзу в политической области".

В 1984 г. Жискар д'Эстен предложил введение поста президента Европы. Им должен был стать президент Евросовета, продление его мандата на несколько лет обеспечило бы преемственность и вес европейской политики. Это предложение в несколько измененном виде и легло в основу европейской Конституции. Введение поста президента и министра иностранных дел Европы сделало бы весомой систему европейского политического представительства. Однако в ходе работ Конвента Жискар д'Эстену так и не удалось закрепить наднациональные полномочия из-за боязни некоторых стран потерять суверенитет.

Его отношение к парламенту было более сложным. Согласие о проведение выборов было дано в результате фактического ультиматума европейских лидеров, лишь при таком условии готовых на создание Евросовета.

Что касается его идеи создания военно-оборонительного союза, выдвинутой в 1974 году, она впервые предлагала интеграцию Германии в такой союз, что противоречило другим странам. Став президентом Конвента, Жискар д'Эстен получил новую возможность осуществить свои идеи. Именно благодаря его активной поддержке в проект Конституции были внесены статьи, облегчающие создание независимой обороны в Европе. Конвент зафиксировал создание Европейского агентства по вооружениям (или "военного штаба") и "дело общей солидарности" (оказание взаимопомощи в случае агрессии против одной из стран-членов Союза). Однако в последний момент перед принятием Конституции саммит в Брюсселе внес поправку, по которой главенствующая роль в европейской обороне будет принадлежать НАТО.

Бывший президент Франции Жискар д'Эстен, назначенный председателем Конвента - совещательного органа, призванного разработать план политической реформы единой Европы, представил правительствам и общественности стран ЕС документ, родившийся в результате многомесячных дискуссий.

Необходимость в реформе возникла прежде всего из-за приема в ЕС новых членов, грозящего сделать неуправляемым прежний бюрократический механизм, основанный на принципе консенсуса и сложной системе согласований. Комиссии Жискара д'Эстена предстоит также высказаться по судьбоносному вопросу - останется ли единая Европа союзом суверенных государств или превратится в некую федерацию?

Сложности обстояли с принятием в ЕС других государств. Жискар дЭстен понимал, что включение новых государств в союз может сделать его структуру такой же размытой, какой сейчас является ООН.

Что касается эпиграфа к преамбуле проекта Конвента он избрал цитату из древнегреческого историка Фукидида: "Наша Конституция называется демократией, так как это власть не меньшинства, а большинства". Однако во время брюссельского саммита данная цитата была вычеркнута, что вызвало протест Жискар д'Эстена, заявившего, что он не понимает, кому мог помешать "несчастный Фукидид". Очевидно, эта фраза противоречила идее равенства между государствами.

Документ можно оценить по откликам Европейской официальной прессы:

Парижская "Фигаро" назвала план "продуманным". Он предусматривает сведение всех договоров, регулирующих деятельность ЕС, в единый и простой для понимания документ.

"Перед нами пример разумного баланса, - пишет газета. - Оставаясь в рамках возможного, Конвент вместе с тем не боится заглядывать в будущее".

Немецкие газеты также в основном одобряют новые предложения. Они дают простым гражданам возможность понять, что же происходит с Европой, поучаствовать в этих процессах, а если нужно, то и защитить себя от них, пишет "Франкфуртер рундшау". "Нынешняя система договоров настолько хаотична, важное и неважное перемешано в ней до такой степени, что даже специалисту трудно уяснить, что же все это значит", - утверждает газета.

советский французский европейский союз

Берлинская "Тагесшпигель" настроена более скептически, особенно по поводу предложения Жискар д'Эстена учредить в ЕС еще один высший орган - Конгресс народов Европы.

"Критический настрой Йошки Фишера в связи с этим вполне объясним, - считает газета. - И без Конгресса народов структура ЕС сложна и малопонятна большинству его граждан. Главное не в количестве институтов власти, а в том, чтобы сделать их прозрачными и ответственными перед обществом". Вопрос о том, нужен ли единой Европе президент, также остается открытым.

Вместе с тем газета хвалит Жискар д'Эстена хотя бы за то, что он наконец-то сдвинул дело с мертвой точки.

Гамбургская "Вельт" называет предложения революционными. "План открывает дорогу к появлению Евроконституции. В понедельник в Брюсселе Жискар показал публике ее каркас - или, как уже заметили злые языки, скелет. Теперь предстоит нарастить на нем мясо в виде конкретных статей и положений - конечно, если план вообще получит путевку в жизнь", - пишет газета.

"Франкфуртер альгемайне цайтунг" также называет представленный документ "не более и не менее как проектом конституции". А еще в нем предложены на выбор три названия для будущего сверхгосударства. ЕС может вернуться к своему изначальному имени - Европейское Сообщество. Другое название - Соединенные Штаты Европы - в ходу у политиков без малого сто лет, но вызывает стойкую аллергию у евроскептиков, для которых оно ассоциируется с полной утратой национального суверенитета. Третий вариант, который, похоже, нравится самому Жискару д'Эстену - Единая Европа.

Сложность была с введением в конституцию Европейского союза понятия христианства. Будучи католиком у него были сложные отношения с церковью, особенно с тех пор, как в президентский срок он разрешил аборты. Окончательный текст, по настоянию Жискар д'Эстена, содержит сноску лишь на некое весьма расплывчатое "культурное, религиозное и гуманистическое" наследие Европы.

Его неприятие Турции как часть Европейского континента также противоречиво. Лидеры европейских стран осудили главу Конвента за попытку навязывания недемократического образа Европы как "христианского клуба". Турция, полагал он, может быть принята в европейское пространство, обладающее особой, однако, не единой с Евросоюзом, структурой.

В отношении России Жискар д'Эстен давно разрабатывал концепцию "Европы от Атлантики до Урала". Впервые данный термин предложил де Голль. В 1976 г., в эпоху разрядки, Жискар д'Эстен трактует его как союз с целью обеспечения безопасности на континенте. Он предлагал возможность включения Европейской России в Большую Европу, однако было одно но… условие отказа "русского национализма от контроля над огромными азиатскими владениями от Урала до Тихого океана".

Что же касается референдума по принятию конституции, Франция оказалась одной из немногих стран, которые проголосовали против, причины этого - страх перед безработицей, и неприятие неолиберальных статей проекта.

Список литературы

1.Жискар д'Эстен В. Французы: Размышления о судьбе народа: Пер. с фр. - М.: Ладомир, 2004.

2.Кургинян И.С. Валери Жискар Д'Эстен и история европейской интеграции

.Тихомиров А.В. Валери Жискар д'Эстен "Франция должна оставить мысли о своей исключительности.". - интервью с Де Сижи, китайским писателем. - 14 марта 2006.

.Денисенко В.С. Советско-французские отношения (1924 - 1945) в освещении советской историографии. - М., 2000.

.Злобин А.А., Клейменова Н.Е., Сидоров А.Ю., Юрьева Т.В. История международных отношений и внешней политики России. - М., 2002.

.История Отечества. Внешняя политика СССР в конце 1920-х - 1930-е годы. - РУДН, 2000.

.Челышев И.А. СССР - Франция: трудные годы, 1938-1941. Монография. - М., 1997.

.Жискар д'Эстен пишет конституцию ЕС // БиБиСи Пресса. - 29 октября 2002

Похожие работы на - Советская историография отношений между СССР и Францией

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!