Сущность малого предпринимательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность малого предпринимательства

1. Значение малого предпринимательства в формирование среднего класса

В многочисленных публикациях экономистов по различным вопросам возникновения и развития малого предпринимательства в социально-экономической жизни современного общества отмечается его значение в качестве ключевого «локомотива» экономического прогресса, а также то, что это один из основных источников пополнения среднего класса и является неотъемлемым институтом гражданского общества, частью его культуры в странах с развитой рыночной экономикой.

В целом малое предпринимательство принято рассматривать как движитель эволюций экономических и более в широком плане социальных отношений. Более того, обладая свойством катализатора позитивных технологических, организационно-экономических и социально-экономических изменений малое предпринимательство оказывает долгосрочное воздействие на динамику всех трансформационных процессов в обществе. Наиболее важный срез трансформации системы социальных и экономических отношений под влиянием малого предпринимательства связан с преобразованием отношений собственности.

С течением времени благодаря хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса появляются позитивные тенденции: усиливается созидательная, творческая мотивация в использовании и приватизации государственной собственности, накапливаются собственные ресурсы (материальные, финансовые, информационные, инновационные и др.), являющиеся объектами частной собственности, изменяется уровень доходов и благосостояния предпринимателей и их семей, возрождаются традиции семейных династий предпринимателей и др. Важно отметить, что именно в рамках малого бизнеса собственник максимально реализует свои права - владения, распоряжения, пользования и др.

Средний класс в России пока представляет собой немногочисленный социальный слой, он отличается от других слоев российского населения не только уровнем потребления, но, прежде всего способом и характером присвоения своих доходов. Основной источник доходов среднего класса - доходы от собственности, созданной трудовыми усилиями владельца и не связанной с проведенной в нашей стране в начале 90-х гг. грабительской приватизацией, поэтому возникший на иной основе, крупный российский капитал с самого начала в своей массе стал носить ярко выраженную паразитическую ориентацию.

Наиболее благоприятные условия для развития малого бизнеса в конце 80-х были связаны с бурным развитием кооперативных и арендных отношений, значительными накоплениями денежных средств у населения, связанных с отложенным спросом из-за продолжительной дефицитности внутреннего рынка. В период с 1988 по 1991 гг. создавались наиболее благоприятные условия с точки зрения развития инициативы и предприимчивости. Этот период характеризовался отсутствием многочисленных входных барьеров на рынок и наличием реальных льгот для развития малого предпринимательства, особенно в первые годы его становления и развития.

Дефицитный российский рынок и не обесцененные сбережения российских граждан в то время являлись мощным стимулом для развития отечественного предпринимательства практически во всех сферах деятельности. Дефицитный рынок позволял малому бизнесу успешно конкурировать с неповоротливыми и малодеятельными структурами государственного сектора, постепенно завоевывая российского потребителя.

Теперь этот период часто стали называть как - «золотой век» российского малого бизнеса.

В начале проведения реформ имелись все предпосылки для эволюционного формирования в России социально-ориентированной рыночной экономики с высокой долей среднего класса:

а) наличие внушительного ресурсного потенциала и других объектов государственной (общенародной) и кооперативно-колхозной собственности, которые в соответствии с действующей Конституцией являлись объектами общего владения и пользования;

б) высокий уровень образования российских граждан, большие заделы в научно-технической сфере в целом и в отраслях бывшего ВПК (ОПК), позволяющие в относительно короткие сроки при помощи малых инновационных фирм, технопарковых структур, венчурного предпринимательства повысить технологический уровень всех отраслей;

в) наличие в стране опыта и специалистов в области стратегического государственного планирования и программирования, что позволяло принимать эффективные экономические решения с учетом интересов национальной безопасности, а также наличие опыта реализации различных социальных программ под контролем государства.

Однако, несмотря на все эти важные компоненты положительного развития экономической ситуации в России, в реальности обстоятельства складывались далеко не в пользу малого бизнеса. Конец 1991 г. - начало 1992 г. является начало наиболее сложного периода для российских малых предприятий. Проведенная в стране либерализация цен и приватизация государственной собственности, несмотря на декларируемые ценности рыночной экономики - формирование среднего класса, свободный дух предпринимательства, демократизация общества и т.д. реально подорвали экономические условия развития малого предпринимательства и соответственно для формирования среднего класса в нашей стране на многие годы вперед. Либерализация цен, проведенная в экономике, с жестко монополизированной структурой отнюдь не привела к развитию конкурентного рынка, а лишь увеличила доходы российских монополистов. Проведенная в стране приватизация государственной собственности стала открытой формой перераспределения общенародной собственности в пользу небольшой группы лиц, находящиеся у власти. На этом этапе в ходе проводимых в стране реформ правительство взяло жесткий курс на формирование и поддержку крупного капитала финансово-монополистических групп, которые возникли на основе перераспределительных манипуляций с государственной собственностью.

Поэтому в 90-е годы в экономике России не укрепились, а, напротив, ослабли позиции малого предпринимательства и соответственно среднего класса. Этому способствовали следующие факторы:

а) увеличилось число входных барьеров на рынок, в том числе со стороны крупных структур;

б) обострилась конкурентная борьба за бюджетные ресурсы, в которой все меньше и меньше учитывались интересы малого предпринимательства;

в) реальная поддержка малого бизнеса носила преимущественно локальный характер на уровне конкретных регионов и отражала социальные и политические симпатии губернаторов и мэров;

г) несмотря на быстрое развитие инфраструктуры и создание фондов поддержки на федеральном уровне и в регионах, российские реалии таковы, что даже в собственной сфере малого бизнеса оно оказалось зажатым в тиски крупного финансового капитала и новой номенклатурной бюрократии.

Финансово-промышленные группы (ФГП), открывая через свои банки зарубежные кредитные линии для поддержки малого предпринимательства, довольно часто использовали эти ресурсы для собственного развития, так же как и другие государственные институты, призванные оказывать поддержку малого бизнеса.

Что касается федерального уровня, то здесь начиная с 1996 г. был взят жесткий, стратегический курс на поддержку крупного капитала и сложившихся крупнейших финансово-промышленных групп, претендующих не только на экономическое, но и политическое руководство страной (Газпрома, РАО ЕЭС, Лукойла и др.). Если раньше в период 1994-1996 гг. в Совете Федераций и Государственной Думе регулярно проводились парламентские слушанья, круглые столы с участием ученых экспертов, аналитиков, представителей союзов и ассоциаций предпринимателей, то к концу 90-х гг. всего этого уже не стало. После августа 1998 г. для малого предпринимательства начался этап выживания без реальной поддержки со стороны государства. В результате происходящих процессов резко усложнилась деятельность, бизнесменов, связавших свою судьбу с данной сферой. Многие из них не выдержали налогового гнета и усиленного давления со стороны государственных структур, призванных оказывать поддержку, либо вовсе ушли из собственного бизнеса и устроились на работу в более крупные предпринимательские организации. А для начинающих предпринимателей, желающих официально открыть свое собственное дело, возникли практически непреодолимые финансовые и организационные барьеры, которых не было на первом этапе развития современного российского бизнеса.

Что касается современной России, то согласно основным положениям проводимых реформаторами либеральных реформ по ослаблению роли государственного вмешательства в решение социально-экономических проблем (либерализация цен, приватизация государственной собственности и т.д.) объективно следовало бы ожидать резкого расширения экономических и социальных функций бизнеса в решении данных проблем. Однако этого не произошло, поскольку российское государство резко «сбросило» традиционные для себя социальные и экономические функции, но не смогло их грамотно и своевременно передать, в том числе малому бизнесу на основе создания нормативно-правового поля, позволяющего эффективно функционировать и развиваться последнему. Поэтому можно сделать вывод, что российское малое предпринимательство, несмотря на объективную необходимость значительного расширения его социальных и экономических функций, при существующей в стране социально-экономической ситуации, находится по-прежнему на грани выживания. Его развитие тормозится не только объективными причинами, но и узковедомственными корпоративными интересами политической и административной бюрократической элиты и слившиеся с ней верхушкой крупного финансового капитала.

Развитие взаимоотношений между малым и крупным бизнесом на экономическом и политическом пространстве России носит пока еще крайне противоречивый характер. С одной стороны, идет непрерывная борьба за обладание ресурсами на всех уровнях хозяйствования, опирающаяся на «либеральный» передел бывшей государственной собственности; с другой, все больше растет понимание объективной необходимости взаимодополнения и взаимодействия в национальной экономике разных по размерности форм хозяйствования. Этот противоречивый процесс развития отношений собственности является фундаментальной основой развития любой социально-экономической системы, более того, именно содержание и характер отношений собственности на ключевые ресурсы и результаты хозяйственной деятельности определяет качественные признаки данной социально-экономической системы, ее отличия от любой другой.

По данным Госкомстата РФ в 2007 г. доля малых предприятий в совокупной численности всех предприятий и организаций составила около 30% (или 1137,4 тыс.). Причем, подавляющее большинство малых предприятий (более 96%) относилось к частной собственности. Вместе с тем, в странах с развитой рыночной экономикой эволюционным путем сформировалась иная структура субъектов частной собственности. К середине 90-х гг. совокупная доля малых и средних предприятий составила: в Германии - 99,8%, в Великобритании - 94%, во Франции - более 99%, в Японии более 99%.

Не менее важным индикатором завершенности трансформационных процессов в сфере отношений собственности является преодоление необоснованно высокой дифференциации в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных. Для социальной стабильности в обществе по оценке западных экспертов этот разрыв не должен превышать 1:6 (1:8), однако по данным официальной статистики этот разрыв в России превышает соотношение 1:20, а по оценке российских социологов и экономистов (Силасте Г., Заславской Т., Рывкиной Р., Львова Д., Афонина Ю., Жабина А., и др.) разрыв в доходах уже превысил соотношение 1:30 и более. Данная тенденция объясняется не только изъянами необоснованно ускоренной приватизации основного массива объектов государственной собственности, но и недостаточным развитием малого бизнеса, который в странах с развитой рыночной экономикой является одним из основных источников формирования среднего класса, а это примерно 55-60% населения этих стран.

Для России задача формирования среднего класса на основе развития малого предпринимательства остается по-прежнему актуальной в силу целого ряда причин:

а) он является фактором социальной стабильности стран с рыночной экономикой, увеличение его доли в социальной структуре общества будет способствовать сглаживанию социальных противоречий;

б) средний класс является эффективным собственником, поскольку он, как правило, распоряжается и использует собственные ресурсы;

в) он обладает трудовой, творческой и, как правило, производственной мотивацией относительно используемых ресурсов и выбора направлений своей деятельности.

На наш взгляд, при оценке доли среднего класса в России на основе применяемых западными и российскими социологами критериев (уровень дохода, уровень образования и т.д.) необходимо учитывать российскую специфику. Во-первых, высокий уровень образования в России не является гарантией получения высокого дохода, что в странах с развитой рыночной экономикой, напротив, является закономерной реализации так называемого «человеческого капитала» индивида, во-вторых, относительно высокий уровень дохода наемного работника не является постоянным, если он не становится собственником, а это достаточно проблематично в современной России. Основным источником доходов представителей среднего класса является не заработная плата, а доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Поэтому трудно согласиться с теми экономистами, которые считают, что лиц с доходом, превышающим 500-1000 долларов США в месяц можно отнести к представителям среднего класса. На наш взгляд, главный критерий отнесения человека к среднему классу - не просто определенный его уровень доходов, позволяющий решать определенные социально-экономические проблемы индивида и членов его семьи, но и наличие у него собственности, позволяющей иметь независимые от государства, постоянные источники доходов. По разным оценкам средний класс составляет не более 20-30% населения. По мнению академика РАН Аганбегяна А.Г. «…в России примерно 15% населения может быть отнесено к среднему классу с месячными доходами на семью около 1000 долларов США в Москве и 500 долларов США в регионах.» Но, известный социолог академик Заславская Т.И. считает, что средний класс в России существует лишь потенциально, протосредний класс, составляющий около 20% населения, адаптировавшегося к реформам. На наш взгляд, последняя позиция более аргументирована, поскольку средний класс - это особый социальный слой, который выполняет определенные воспроизводственные функции в системе общественного разделения труда, характеризуется определенным способом и размером присвоения доходов, имущества и образом жизни. Это производящий класс, имеющий достаточно высокую инновационную и предпринимательскую мотивацию и ориентированный на социальную стабильность в обществе. Он сочетает в себе интересы собственника и работника, поскольку главным фактором успешной реализации собственности представителей среднего класса является их собственная трудовая и творческая мотивация. Поэтому формирование среднего класса в российском обществе возможно лишь на основе эволюционного развития малого и затем среднего бизнеса.

В настоящие время малое предпринимательство образует, на наш взгляд, главный социальный слой формирующегося в России среднего класса. Количественная оценка доли российского среднего класса должна коррелироваться с динамикой малого предпринимательства. Основным критерием успешности развития рыночных реформ, на наш взгляд, должно быть формирование такой социальной структуры общества, в которой средний класс составляет более половины (а лучше 60-80%) населения. В настоящие время сохраняется актуальность и предпосылки для формирования среднего класса на основе эволюции малого, а затем среднего предпринимательства. Во-первых, уже сформирован социальный слой в обществе, связанный образом жизни и экономическими интересами с малым бизнесом. Во-вторых, имеет место объективная потребность общества и государства в развитии и поддержке субъектов малого предпринимательства в силу обострения целого ряда социально-экономических проблем. В-третьих, уже сформированы основные элементы инфраструктуры малого бизнеса в России, ориентированные на оказание нормативно-правовой, информационно-консалтинговой, кредитной, бюджетно-налоговой и др. поддержки, которые могут стать институциональной основой развития малого предпринимательства в перспективе. Поэтому можно констатировать наличие необходимых условий для более значительного роста доли среднего класса за счет расширения масштабов хозяйственной деятельности и функции субъектов малого бизнеса в национальной экономике. Однако, недавний экономический кризис поставил в тяжелое положение малое предпринимательство и следовательно формирование среднего класса и ставит новые задачи по поддержки малого бизнеса.

2. Основные социально-экономические функции субъектов малого и среднего бизнеса в современной макроэкономической системе

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это не побочная сфера экономики. Малый бизнес неотъемлемо вписывается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и общественное распределение труда. Причем роль его в нынешней динамической жизни постоянно возрастает. Как показывает опыт многих развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались в основном из-за желания предпринимателей открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Под функцией малого предпринимательства в рыночной экономики как живой саморазвивающейся хозяйственной подсистемы в рамках национальной экономики мы понимаем их предназначение, роль в решении социально-экономических проблем общества на основе использования всех видов ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных потребностей.

При определении системы функций малого предпринимательства в рыночной экономике, более образованы взгляды тех экономистов, которые выделяют и исследуют его отдельные экономические или социальные функции: а) конкурентную (Афанасьев В., Молибог Ю., Хаек Ф., Юданов А. и др.); б) инновационную (Шумпетер Й. и его последователи); в) обеспечение занятости (Афанасьев В., Шулус А., и др.); создание условий для формирования среднего класса (Аганбегян А., Афонин Ю., и др.). Рубе В.А. выделяет как экономические, так и социальные функции малого бизнеса в рыночной экономике, причем, в качестве главной экономической функции она рассматривает его роль «…в создании широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса».

Говоря о малом бизнесе, мы можем наглядно проследить его роль и функции в период становления этого сектора в нашей стране, при переходе от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Уже в одном из первых документов-постановлений №790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» - говорится, что переход к регулируемым рыночным отношениям требует ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса.

Развитие малых предприятий должно было способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволяют расширить сферу приложений труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.

В. Афанасьев в статье, посвященной становлению малого бизнеса в России, отмечает следующие функции малого бизнеса в рыночной экономике.

Малый бизнес:

-придает рыночной экономике необходимую гибкость;

-мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые);

-вносит вклад в формирование конкурентной среды (особенно для нашей высоко монополизированной экономики);

-осуществляется прорыв по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса;

-решает проблемы занятости;

-смягчает социальную напряженность и способствует демократизации рыночных отношений.

Не менее важны социальные функции малого бизнеса:

-смягчение социальной напряженности;

-демократизация рыночных отношений;

-формирование активного среднего класса общества;

-ослабление имущественной дифференциации;

-расширение социальной базы реформ;

-многие люди раскрывают и используют свой творческий потенциал;

-используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров и др.)

-осуществляется произвольное обучение, «обкатка» молодых кадров;

-в сфере услуг удовлетворяются потребности людей в общении.

Отличительной особенностью малого предпринимательства в ряду других форм организации предпринимательской деятельности является его более высокая социальная значимость по сравнению с другими категориями бизнеса.

Малое предпринимательство может выступать особой формой предпринимательства, основанной на новаторстве, риске и саморазвитии личности. Многие известные предприниматели, создавшие новые финансовые империи, начали свою карьеру как представители малого бизнеса. Примером может служить Стив Джобс и Стивен Возняк, создавшие компанию «Apple Inc».

Очевидно, что значение способности малого предпринимательства выступать в качестве механизма социальной адаптации, безусловно, возрастает в периоды роста социальной напряженности, вызванной переходным состоянием экономики или кризисами. Однако помимо этого в переходных экономиках становление и развитие данного сектора тесно связано с такими трансформационными процессами, как формирование среднего класса и становление частного сектора, когда появляются новые категории занятых (работающие не по найму, самостоятельно занятые и т.д.)

В качестве основного экономического признака малого предпринимательства можно выделить его особую роль в модели рыночной экономической экономике.

Основное экономическое свойство малого предпринимательства обусловливает следующие экономические функции, производные от него:

-обеспечение значительной части налоговых поступлений;

-мобилизация разрозненных финансовых и материальных ресурсов и включение их в общественное производство;

-обеспечение динамизма рыночной экономической системы;

-обеспечение конкурентной среды;

-создание рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами;

-улучшение прямых и обратных связей между секторами экономики, имеющие экономические, социальные и географические различия;

-повышение уровня использования природных и трудовых ресурсов;

-снижение совокупных издержек на производство того или иного продукта за счет развития субподрядных отношений между крупными и мелкими предприятиями;

-повышение разнообразия предлагаемых потребителем товаров и услуг;

-развитие техники и технологий, приспособленной к потребностям незначительных по масштабам производств.

Основное социальное свойство малого предпринимательства вполне можно определить как возможность для широких слоев населения реализовать свои организаторские, предпринимательские и творческие способности, а также обеспечить себя работой по найму. Основное социальное свойство малого предпринимательства определяет ряд его функций:

-развитие занятости по найму для тех, кто нуждается в работе;

-создание трудозатратных рабочих мест, обусловленных ориентацией малого предпринимательства на индивидуализированный продукт;

-создание системы рабочих мест с гибким режимом оплаты и работы, что позволяет получать доход социально уязвимых группам населения: студентам, женщинам с маленькими детьми, инвалидам; (не случайно в условиях кризиса Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев обратил внимание на создание малого предпринимательства в высших учебных заведениях для получения доходов студентов и закрепления навыков предпринимательства и управления.)

-создание системы рабочих мест и возможностей социальной адаптации для этнических меньшинств (этническое предпринимательство);

-укрепление и использование различных типов социальных связей (родственных, дружеских, соседских и т.д.) в целях мобилизации ресурсов;

-развитие системы ученичества как одной из форм получения профессиональной подготовки для некоторых видов квалифицированных и полуквалифицированных работ;

-создание условий для приобретения и закрепления навыков предпринимательства и управления;

-уменьшение диспропорций в доходах различных социальных групп;

-рост доходов, сбережений и капиталовложений населения;

-обеспечение более полного удовлетворения потребительского спроса.

И экономические, и социальные свойства малого предпринимательства играют важную роль в рыночной экономической системе, однако опыт свидетельствует о том, что в условиях переходных экономик малый бизнес приобретает некоторые дополнительные свойства, которые в значительной мере нивелируют социальные издержки реформ, а именно:

-в период структурной коррекции экономики малое предпринимательство действует как «губка» в отношении высвобождаемых трудовых ресурсов; особенно в условиях кризиса;

-малый бизнес способствует сокращению неравенства, являясь источником дополнительных доходов для низкооплачиваемых групп населения и способствует тем самым удовлетворению их основных жизненных потребностей;

-малый бизнес создает условия для обучения предпринимательству и развитию частнопредпринимательской традиции в обществах, приступивших к осуществлению рыночных реформ;

-малый бизнес отличается гибкой организацией и вместе с более крупными предприятиями образует экономические структуры с большей возможностью адаптации к рынку, вследствие того, что выпускает продукцию мелкими партиями и может выполнять «завершающие операции», дополняющие деятельность крупных промышленных предприятий.

К числу недостатков малого предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так и вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года 7-8%, через 5 лет не более 3%.

Характерными чертами малого бизнеса, по мнению многих западных и российских экономистов является взаимосвязь понятий «выживаемости» и неустойчивости». В развитых странах в течение пяти лет больше половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит.

Экономические свойства малого предпринимательства позволяют хозяйственной системе функционировать в более динамичном и гибком режиме и с меньшими капитальными затратами. Социальные свойства малого предпринимательства расширяют возможности трудоустройства населения, сокращая при этом безработицу, и делают существующую в экономике систему рабочих мест более гибкой и разнообразной, что позволяет малому бизнесу выступать одним из факторов подержания социальной стабильности. С учетом всего выше сказанного социально-экономическая роль малого предпринимательства состоит в поддержании экономического и социального равновесия. Особо эту роль может сыграть малое предпринимательство в условиях экономического кризиса.

3. Особенности занятости населения в малом предпринимательстве Российской Федерации

Бурное развитие малого предпринимательства расширило масштабы частного сектора, формирование которого являлось одной из главных задач рыночной трансформации российского общества. К настоящему времени благодаря расширению сферы малого предпринимательства частный сектор вобрал в себя около половины всех занятых в экономике, а также превзошел по численности занятых государственный и муниципальный сектора: начиная с 1998 г. в нем занято больше граждан, чем на государственных или муниципальных предприятиях.

Важнейшее экономическое и социальное значение малого бизнеса связано с обеспечением занятости населения. Для России эта функция является особенно социально значимой, поскольку в период трансформации экономических отношений с 1992 по 2007 гг. доля безработных среди лиц трудоспособного возраста возрастала и не снижалась ниже 5,1%. Особенно высокий уровень безработицы наблюдался с 1997 по 2000 гг. Так в 1997 г. доля безработных по отношению к экономическому активному населению составляла 11,8%; в 1998 г. - 13,2%; в 1999 г. - 13,0%; в 2000 г. - 10,5%; в 2001 г. - 9,1%; в 2002 г. - 8,0%; в 2003 г. - 7,8%; в 2004 г. - 7,9%; в 2005 - 7,1%; в 2006 - 6,7%; в 2007 - 5,6%.

Это вызвало необходимость целенаправленной государственной поддержки малого предпринимательства в регионах в реализации данной его функции - обеспечения занятости и доходов российского населения. Наш анализ показывает, что существует прямая взаимосвязь между уровнем безработицы в регионе и степенью развития здесь малого предпринимательства, наличием системы его поддержки со стороны государственных структур. Так, например, при самой высокой концентрации субъектов малого бизнеса в г. Москве, здесь в 2008 г. был самый низкий уровень безработицы среди экономически активного населения по стране - 0,7%.

Опираясь на анализ данных о динамике численности занятых на малых предприятиях по таблице 2.1. (см. приложение 4), можно сделать вывод о том, что при общем сокращении занятого населения в период с 1992 по 2000 г. на 7,5 млн. чел. (т.е. на 10,4%) численность занятых на малых предприятиях (вместе с совместителями и работающими по договору) возросла в 1,6 раза или на 2,4 млн. чел., а их доля в общей численности занятого населения повысилась в 1,7 раза, с 5,6% до 9,4%. Особенно бурный рост численности занятых в малых предприятиях наблюдался с 1992 по 1997 гг. (до дефолта), затем занятость в малом бизнесе фактически стабилизировалась, в 2002 г. она составила 7,2 млн. чел.

Российское малое предпринимательство во всех его формах обеспечивает занятость и средства существования значительной части населения 20 млн. чел. По нашей оценке это 27-30% экономически активного населения страны. Вместе с тем, следует заметить, что реальная занятость в сфере малого предпринимательства существенно выше, чем фиксируется официальной статистикой.

В разработанных и реализуемых программах государственной поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и региональных уровнях, недооценивается социальная роль малого предпринимательства, как единственной альтернативы безработице для большей части населения в условиях перехода к рыночной экономике и особенно в период кризиса. Поэтому по уровню развития малого бизнеса, степени охвата им населения Россия существенно отстает как от индустриально развитых стран, так и развивающихся стран. В середине 90-х годов доля занятых на малых и средних предприятиях составляла в США - 70%, в странах ЕС - 72%, в Японии - 78%, в Китае - свыше 84%, в Индонезии - 80%. В то же время доля занятых на российских малых предприятиях в общей численности занятых в 1995 г. составляла 22,1%, а к 2001 г. она снизилась почти в 2 раза и составила 11,8%, потом начал расти, но кризис снова поставил новые проблемы в развитии малого предпринимательства. В 2008 г. число малых предпринимательств составило 12.6%.

Малое предпринимательство предполагает единство капитала собственности и капитала функции. Как правило, это производство, основанное на собственном труде собственника ресурсов (с привлечением или без привлечения небольшого числа наемных рабочих). Собственник заинтересован в экономном, эффективном использовании своего капитала. Здесь отсутствуют управленческие бюрократические структуры и промежуточные звенья, решения принимаются, как правило, одним-двумя лицами. Поэтому затраты на создание и функционирование в настоящие время, одного рабочего места только за счет этого фактора значительно ниже, чем на крупных предприятиях, что способствует развитию малого предпринимательства преимущественно в более трудоемких сферах. Более того, он находит себе рыночные ниши с более низким техническим строением капитала, более высокой скоростью его оборота или более низкой ценой стартового капитала для начала предпринимательской деятельности. В силу этого в сфере малого предпринимательства, как в развитых, так и в развивающихся странах, создается большее число рабочих мест на единицу капитала, чем в сфере крупного бизнеса.

Малое предпринимательство, как сосредоточение трудоемких и мало капиталоемких производств во всех странах является основным работодателем и главным источником роста занятости. В настоящее время в индустриально развитых странах развитие малого предпринимательства, как главной сферы, поглощающей избыток рабочей силы, является важнейшим элементом экономического роста наряду с новыми технологиями.

Серьезным фактором, существенно смягчающим безработицу через развитие малого предпринимательства, является развитие малого семейного бизнеса, способствующего повышению благосостояния семейных хозяйств, укрепленного их статуса, как основных ячеек общества. В странах с развитой рыночной экономикой для семейных хозяйств, являющихся собственниками значительных ресурсов, практически решена проблема стартового капитала для организации собственного малого, а затем и среднего предприятия. Более того, в ряде стран, особенно в США, резкий всплеск развития малого бизнеса в последнее десятилетие связан со стремлением семейных хозяйств к экономической независимости, стремлению застраховать себя от безработицы, обеспечить рабочие места членам семьи на случай возможного спада производства.

Предпосылки для столь существенного возрастания экономической и социальной роли семейных хозяйств, а соответственно и их роли в создании новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, были созданы проводившейся в послевоенный период, во всех индустриально развитых странах государственной политикой стимулирования платежеспособного спроса населения. А начиная с 60-х годов государственной политикой стимулирования накопления семейной собственности (недвижимости, ценных бумаг, денежных накоплений и др.). Это позволило создать широкий слой семейных хозяйств, являющихся собственниками. В США, например, к началу 80-х годов масштабы собственности семейных хозяйств превосходили накопления во всех остальных отраслях экономики.

С повышением благосостояния и качества жизни семей, ростом продолжительности жизни стала возрастать социальная роль домашнего хозяйства как сферы занятости трудоспособных пенсионеров и других ограниченно трудоспособных контингентов населения. Это также ослабляло давление на рынок.

Во всех развитых странах широкое распространение получила самозанятость в виде огромного числа личных и семейных предприятий (биржевые брокеры, деловые консультанты, адвокаты, врачи и т.д.). Самозанятость функционально, хотя и примыкает к домохозяйству, однако, институционально оформляется как деловое предпринимательство (в этом случае требуется лицензия, патент). Данная форма занятости существенно снижает давление на рынок квалифицированного и высококвалифицированного труда. Она позволяет не только существенно улучшить экономическое положение семей, но и реализовать интеллектуальный потенциал их членов в удобном для них, свободном режиме и главное позволяет сохранить интеллектуальный потенциал значительной части специалистов в периоды экономического спада.

В настоящие время все большая масса интеллектуального труда перемещается в сферу создания, обработки и использования информации. Средства ее обработки, хранения и использования становятся доступными для основной массы семей (за последние 15 лет цены на компьютеры из расчета стоимости единицы памяти жесткого диска снизились более, чем в 2 тысячи раз). В настоящее данная тенденция усиливается - все большее число людей не только в индустриально развитых, но и в странах с переходной экономикой создают у себя дома компьютеризированные рабочие места (бухгалтера, программиста и др.). Сильный импульс к развитию самозанятости населения был дан процессом информатизации старых отраслей и с развитием новых (производство программ и баз данных, электроники и др.) Востребованным оказались десятки тысяч специалистов, работающих у себя дома, поскольку это экономически выгодно крупным фирмам с точки зрения экономии производственных площадей, оборудования, электроэнергии и некоторых статей накладных расходов.

Развитию самозанятости способствовало также изменение самого принципа управления корпорацией - переход к модульной организации, основанной на гибком соединении небольших компонентов во временные схемы, что позволяет подключать небольшие группы интеллектуалов или конкретных специалистов для решения тех или иных производственных или научно-технических задач. Работник работает вместе с компанией на своем информационном оборудовании у себя дома, обрабатывая деловую и служебную информацию в гибком и удобном для себя режиме.

В США, Японии, Франции, Израиле и других странах на базе ведущих университетов создаются технопарки, способствующие созданию небольших фирм, производящих наукоемкую продукцию. Здесь рабочие места предоставляются как выпускникам высших учебных заведений, так и высококвалифицированным специалистам профессионалам, временно оказавшимся без работы или не удовлетворенных местом своей предыдущей работы. Главные критерии при подбое кадров - профессионализм и квалификация. В целом в развитых странах малый бизнес как сфера занятости высококвалифицированного интеллектуального труда эффективно вписался в сферу новейших технологий.

В России малое семейное предпринимательство как одна из форм самозанятости населения с использованием ресурсов, накопленных в семейной собственности, так же имеет перспективы развития. Благоприятный прогноз в отношении именно данной формы малого предпринимательства, на наш взгляд, основывается на следующих обстоятельствах:

-все субъекты российского малого бизнеса (ПБОЮЛ, крестьянские (фермерские) хозяйства и малые предприятия) уже функционируют главным образом на базе частной собственности;

-именно данная форма малого бизнеса дает наибольшую концентрацию и последующее накопление всех видов ресурсов в рамках нескольких поколений, что способствует согласованию интересов членов семьи и трудному воспитанию подрастающего поколения (об этом наглядно свидетельствует опыт малого семейного бизнеса в Италии, Франции и др. Европейских странах);

-прослеживается тенденция к увеличению доли домашнего имущества в национальном богатстве страны. Так, в период с 1995 г. по 2007 г. на основе данных Госкомстата России она возросла (без учета стоимости земли, недр и лесов) с 1,8% до 12,9%, то есть в 7 раз.

Особую актуальность развитие малого предпринимательства имеет для населения, проживающего в сельской местности. По данным Госкомстата РФ в 2002 г. сельское население составляло 30,9 млн. чел. или 27% от общей численности населения России. Трансформация социально-экономической жизни на селе, выразившаяся в приватизации колхозов и совхозов, разрушении крупных организационно-хозяйственных структур - животноводческих комплексов, ферм, тепличных хозяйств и т.д. привела наряду с прямым разрушением производительных сил к тяжелейшему социально-экономическому кризису в аграрном секторе экономики - миллионы людей, прежде занятых в общественном секторе, лишились работы, а соответственно и средств существования. Положение усугубляется и тем, что за 15 лет была почти полностью разрушена местная промышленность (предприятия по переработке сельхозпродукции). Производители сельхозпродукции, таким образом, лишились возможности сбывать ее на местах, что резко ослабило их экономическое положение. Сельское население потеряло возможность приобретения относительно дешевых продуктов питания по месту жительства и десятки тысяч людей лишились своих рабочих мест. Таким образом, в результате разрушения крупных хозяйств, занятых производством сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное, особенно на местном уровне, менее, чем за десяти летный период в сельской местности была создана много миллионная армия безработных.

В настоящие время одна из главных проблем, стоящих перед сельским населением - проблема занятости и, соответственно выживания. Причем, прежде всего это касается лиц трудоспособного возраста, в первую очередь мужчин и молодежи. Для усиления динамичности процесса обеспечения занятости сельского населения необходима более широкая кредитно-финансовая, материально-техническая, агрономическая и др. Помощь государства всем категориям хозяйств. Однако, в первую очередь, эта помощь необходима малым формам хозяйствования, включая фермерские хозяйства. В частности необходимы дешевые кредиты при возможности их возврата сельхозпродукцией; обеспечение хозяйств мини-техникой, удобрениями, ядохимикатами с возможностью оплаты в рассрочку, в том числе и натурой по рыночным ценам; организация экономической, агрономической, технической учебы населения на местах, юридического, агрономического консультирования, создание машинотракторных станций для оказания произведенных услуг сельхозпроизводителям; резкое сокращение фискального характера налогообложения.

Учитывая неразвитость сферы услуг в сельской местности, развитие, которой позволило бы обеспечить занятость многим контингентам сельского населения, необходим комплекс мер, поддерживающих и стимулирующих развитие малого предпринимательства и в данной сфере: дешевые кредиты, лизинг сельскохозяйственного оборудования, отсрочка платежей за приобретаемое оборудование, временное освобождение от налогов и т.д. Сельское население весьма нуждается в общественных банях, парикмахерских и пошивочных мастерских и т.д. Развитие малого бизнеса в данной сфере позволило бы удовлетворить эти потребности селян с одной стороны, с другой - повысит занятость за счет создания новых рабочих мест. Кроме этого, на селе ощущается большая потребность в развитии малого предпринимательства с производственной ориентацией валяльных мастерских, строительных предприятий, лесопилок, предприятий по производству кирпича и других строительных материалов из местного сырья; ремесел и промыслов; местных предприятий по переработке сельхозпродукции, небольших молокозаводов, сыроварен, маслобоен, предприятий по переработке картофеля, овощей, сушке фруктов, грибов, консервных заводов и т.д. Все это позволило бы полнее использовать местные ресурсы, удовлетворять потребности населения в местных продуктах питания, повысить занятость и доходы населения. Особенно роль малого предпринимательства в удовлетворении потребности населения может быть осуществлено в кризисных условиях.

Заключение

Более пятнадцати лет российских рыночных реформ создали потенциальную возможность для включения малых предприятий в процессы формирования новой модели российского национального хозяйства. Сегодняшнее состояние малого предпринимательства нельзя признать удовлетворительным. Численность малых предприятий существенно не увеличивается, по-прежнему низкой остается их доля в ВВП. Радикальный способ реформирования российской экономики привел к тому, что малый бизнес сформировался как отдельный, самостоятельный сектор, важнейшими качественными характеристиками которого является: высокая степень неопределенности и в тоже время способность к внедрению инноваций, адаптируемость к изменениям, высокий потенциал саморазвития и др.

Литература

1.Бабаева Л.В., Лапина Г.П. «Малый бизнес в эпоху экономических реформ». - М., ин-т социологии РАН, 1997

2.Бойко И.П. «Российские малые предприятия: история, тенденции, перспективы». - М.: Наука, 2005.

.Грибов В.Д. «Менеджмент в малом бизнесе», Москва, 1999.

.Гегель И.В. Роль и значение малого предпринимательства в решении проблем регионального труда // Российское предпринимательство, 2007.

.Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательской стратегии и кооперации. - М.: Спутник, 2004.

.Иванова Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. - М. Наука, 2004.

.Котилко В.В., Орлова Д.В., Саралидзе А.М. Вехи российского предпринимательства. - Владимир, ВГУ, 2003.

.Казанцев А., Крупанин А. Менеджмент в предпринимательстве. Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2007.

.Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее (под ред. Ясина Е., Чепуренко А. И др.) - М., Фонд Либер. Миссия, 2004.

.Материала восьмого международного Петербургского экономического форума / Под ред. С.М. Миронова - Спб, 2004.

.Материалы Второй Международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего предпринимательства в России, Москва. 2005.

предпринимательство занятость малый бизнес

Похожие работы на - Сущность малого предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!