Социология образования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология образования

Введение

Социология образования, отдельная отрасль социологии, рассматривающая вопросы взаимодействия общества и образование, раскрывающая и изучающая функции социального института образования, исследующая взаимосвязь образования с другими общественными институтами.

Цель написания данной контрольной работы - рассмотрение предмета социологии образования, которая в последнее десятилетие активно изучается.

Анализ ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования. Ученые пытаются выяснить ряд насущных проблем нашего времени: насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества; устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования; имеется ли асимметрия в подготовке кадров; качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности; стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества; закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом; взаимодействия наук, исследующих систему образования.

Задача контрольной работы включает в себя подробное раскрытие тем социологии образования: сущность, объект и предмет социологии образования, ее взаимосвязи с другими социальными институтами и развитие системы образования Республики Беларусь.

1. Социология образования: сущность, объект, предмет

Образование - ключевая сфера функционирования социума, важнейший источник и ресурс перманентного поступательного развития. Уровнем качества образования мотивируется развитие науки и культуры, интеллекта и духовности, развитие экономики, гражданского общества и иных основополагающих социальных благ, что, в свою очередь, обеспечивает суверенитет, мощь и независимость государства, его международный уровень, положение в мировом сообществе.

Слово "социология" имеет смешанное - латинско-греческое - происхождение: от sociatas (лат.) - общество и logos (греч.) - слово, учение.

Социология - это одна из наук, изучающих общество. Ее своеобразие заключается в том, что она изучает общество как целостную систему, а также его отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности. Мы не можем изучать людей так же объективно, как объекты природы. В этом есть и преимущества, и недостатки.

Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом изучения которой выступает система образования, воспитания и познания как социокультурная реальность. Она рассматривает образование не только как специальный социальный институт, но и как часть культуры соответствующего общества, социально-культурного взаимодействия людей, проявляемый в форме познания и его конечных результатов, и том числе знания и опыта или умений и навыков. Воспитательный и познавательный аспекты здесь неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом системой соответствующих социальных ценностей, культурных смыслов и норм. Благодаря этому образование всегда выступает как соответствующий образ действия, идеал и форма необходимого взаимодействия общественных сил или общественных отношений, задаваемых самой социальной структурой общества. Есть все основания согласится с В.Я. Нечаевым и другими исследователями, которые считают, что в предмет социологии образования должны войти, во-первых, состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования. Во-вторых, законы, принципы, механизмы, технологии учения социокультурной действительности. В-третьих, взаимодействие системы образования с другими сферами общественной жизни, те процессы, которые складываются в ходе такого взаимодействия, включая образование как целостное, гармоническое развитие социального субъекта, его готовность включаться в те виды деятельности, которые составляют его целостное, общественное бытие.

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

Цели жизни личности наполняются конкретным содержанием, существующими общественными реалиями. Они же ставят ее перед необходимостью решения насущных повседневных задач. В связи с этим в качестве наиболее актуальных проблем социологии образования выступают проблемы жизненного самоопределения, самореализации и самоутверждения учащейся молодежи, проблемы выбора ими нравственных и иных ценностей жизни, определения своего места в ней, своего собственного назначения. Выбор же этот всегда ограничен соответствующим социально-культурным пространством и временем, основные параметры которых и исследует социология образования. Поэтому в качестве ее основной задачи выступают проблемы жизненного самоопределения, самореализации и самоутверждения учащейся молодежи, проблемы выбора ими нравственных и иных ценностей жизни, определения своего места в ней, своего собственного назначения. Выбор же этот всегда ограничен соответствующими социально-культурным пространством и временем, основные параметры которых и исследует социология образования. Поэтому в качестве ее основной задачи выступает поиск источников раскрытия познавательных возможностей личности, ее воспитания и обучения в реальных условиях жизни людей, более совершенных способов психолого-педагогического раскрытия заложенных в учащихся способностей.

.Образование в системе социальных институтов

Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации - все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего (например, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может, объяснить, почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение их членов, совмещать их действия и установки с институциональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стандартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля преподавателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются интересные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходимость пренебречь ими под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет самопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется с многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.

Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование играет весьма значительную роль в обществе, попытки бороться за влияние на институт образования наблюдаются среди политических организаций, производственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты стараются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в Бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а военные - вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

3. Образование в информационном обществе. Реформирование системы образование в Республике Беларусь

Изучение основных проблем темы должно основываться на знании положений концепции развития системы образования в Республике Беларусь, основных направлений деятельности органов государственного управления по осуществлению реформы средней и высшей школы. Студентам следует знать, что социокультурные предпосылки реформирования образования в целом и школьного, в частности, возникли с началом научно-технической революции, которая затронула всю экономику и инфраструктуру, привела к качественным переменам в характере, содержании и организации труда, в отношениях между людьми в производственном процессе и социально-культурной сфере. Это потребовало обновления учебных программ, форм и способов образования и профессиональной подготовки.

По оценке ЮНЕСКО, в 60-е годы XX в. развитые страны начали активно проводить так называемые реформы первого порядка, связанные с техническим обустройством учебно-материальной базы и совершенствованием кадрового потенциала научных учреждений. В СССР в практической деятельности школ больших изменений не было, хотя законы о реформе образования принимались в 1958 и 1977 гг. Школа работала, как и раньше, направляя основные силы на естественно-математическое образование. Основные перемены коснулись только трудового воспитания и создания образовательных учреждений нового типа - средних профтехучилищ.

В 70-80-е годы в мире начались реформы второго порядка, связанные с трансформацией целей и подходов к образованию, уяснением его роли в качестве стратегического капитала в постиндустриальном информационном пространстве. Наша школа выпала из этого процесса, стала частью механизма застоя, нравственной деградации, что вызвало острую тревогу у родителей и общественности. Тогда и началась реформа (1984г.) советской общеобразовательной и профессионально-технической школы, а позднее - и перестройка среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации. С того времени советская, а после распада СССР - российская и белорусская школы находятся в стадии постоянных реформ. Российские исследователи выделяют в этот период (1984-1996 гг.) три этапа.

Второй этап - технологический, связанный с разработкой стандартов образования, технологией дифференцированного и интеграционного образования, обеспечивающего образование по выбору при достижении государственных стандартов.

Третий этап - выход образования за границы своей отрасли, поиск спонсоров, новых источников финансирования, коммерциализация образования, иначе - включение всех значимых структур и субъектов общественности в педагогическую деятельность, а образование - в развитие всех экономических, политических и социокультурных систем. В этих целях предстоит решить задачи перевода педагогических идей, которые заложены в концепции реформирования школы, в практическую плоскость. Для этого понадобится многолетняя напряженная работа преподавателей, методистов, ученых, работников органов государственного управления.

Учитель был и остается главным стратегическим и технологическим ресурсом. Именно от культуры педагога, от его профессионализма, личностных качеств, интеллекта, творческого потенциала в целом зависит качество отечественного образования и успех в реформировании школы в направлении ее гуманизации и гуманитаризации.

Реформирование общеобразовательной школы теснейшим образом связано с гуманизацией и гуманитаризацией образования в вузах. Гуманизация и гуманитаризация воплощают в себе не только важные, но и чрезвычайно актуальные проблемы как для отечественной, так и для мировой высшей школы, о чем свидетельствуют материалы международных и республиканских конференций и семинаров, прошедших в 1995 - 1998 гг. в Республиканском институте высшей школы (РИВШ). Гуманизация и гуманитаризация направлены на преодоление излишнего технократизма образования, на формирование творчески активной, профессионально-компетентной, социально-ответственной личности.

В этих целях РИВШ совместно с Главным управлением высшего образования разработали проект нормативных требований по циклу социально-гуманитарных дисциплин в системе высшего образования Республики Беларусь. В нем предусмотрено обновление действующей модели социально-гуманитарного образования с учетом опыта европейских стран, Российской Федерации и Республики Беларусь по следующим параметрам: а) существующим нормативным положениям относительно структуры, последовательности, объема, обязательных (базовых) дисциплин гуманитарного цикла; б) стандартам, структуре и предметному содержанию социально-гуманитарных дисциплин; в) примерным учебным программам; г) сопряжению блоков естественно-научных, социально-гуманитарных и специальных знаний (объем часов по блокам, предметнее интегрирование, профилирование).

В перечень социально-гуманитарных дисциплин, обязательных для изучения студентами вузов разного профиля, вошли: история Беларуси (в контексте мировой цивилизации), философия, теория и история культуры, экономическая теория, социология, политология, основы права, основы педагогики и психологии, этика, иностранный язык, белорусский язык (профессиональная лексика), физическое воспитание, курсы совета вуза (логика, эстетика, религиоведение, права человека, Конституция Республики Беларусь, междисциплинарные учебные курсы).

Одним из магистральных направлений реформирования образования в Беларуси выступает процесс гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация образования предполагает приоритетность личности учащегося, студента в учебном процессе, всестороннее приобщение его к ценностям национальной и мировой культуры.

Средством достижения этих благородных целей и требований является гуманитаризация образования, которая выражается в углубленном изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла по новым, отвечающим современным требованиям программам и обучающим технологиям.

Заключение

социология образование информационный общество

Анализируя собранный и исследованный материал по теме "Социология образования" можно сделать следующие выводы:

Образование в современном обществе выступает системообразующим институциональным элементом, а общество является средой, в которой образование реализует свои основные функции, развития, с одной стороны, и стабильности с другой. Образование - ключевая сфера функционирования социума, важнейший источник и ресурс его перманентного поступательного развития. Отметим, что уровнем качества образования мотивируется развитие науки и культуры, интеллекта и духовности, развитие экономики, гражданского общества и иных основополагающих социальных благ, что, в свою очередь, обеспечивает суверенитет, мощь и независимость государства, его международный уровень, положение в мировом сообществе.

Для реализации одной из функции образования - социализации, современной социологии образования, как отдельной отрасли науки, следует более фундаментально исследовать вопросы ценностных ориентиров и предпочтений молодежи. Возможно, из выявленных приоритетов можно будет составить базу ценностного ядра общества, следовательно, институты образования получат возможность более эффективно реализовывать свои основные функции, связанные с сохранением и развитием целостности общества. Внедряя и реализуя новый принцип образования - принцип гуманизации, изменилась роль гуманитарно-обществоведческих дисциплин, которые, в настоящее время, призваны, не только способствовать расширению культурного кругозора, но и формировать целостное представление о развитии общества, культуры. На мой взгляд, эту роль может выполнять социология как наука. Развитие социологии образования, в дальнейшем, должно быть связано с анализом широкого спектра социокультурных процессов, происходящих в обществе.

Список использованной литературы

. Социология : курс лекций. Часть II / С. В. Лапина. - 3-е изд. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.

. Фролов, С. С. Социология : учеб. для вузов / С. С. Фролов. - Москва, 1997.

. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под ред. А. Н. Елсукова. - 5-е изд., исправ. - Минск : ТетраСистемс, 2004 г.-544с.

. Интернет - источники:://myunivercity.ru/Социология/Институт_образования/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!