рассчитать экономическую эффективность предложенных нововведений.
Научной базой данного исследования являются, законодательные акты РФ, по теме исследования, учебная литература, периодические издания, бухгалтерская отчетность предприятия и данные с официального сайта, рассматриваемого предприятия.
Методологической и методической базой исследования являются общие научные (метод научной абстракции, индукции, дедукции, гипотеза, метод сравнительного анализа, экспериментальный метод) и специальные научные методы (монографический метод, расчётно-конструктивный, балансовый, экономико-математический метод). Нами при подготовке данного проекта использовались работы ведущих отечественных и зарубежных учёных по исследуемой проблеме, данные статистических органов, нормативно - справочные материалы, периодические издания.
Предполагаемые результаты исследования. В данном исследовании предлагается провести совершенствование организационной структуры управления предприятием с целью совершенствования производственного процесса и управления предприятием.
Исходя из цели предполагаемого исследования, определена следующая структура работы:
Введение. В нем дается основное направление исследования, определяются цели, задачи, предполагаемые результаты исследования, также рассматриваются методы работы и анализируемые источники.
Первая глава «Организационная структура как элемент управления». Здесь рассматриваются теоретические основы понятий «организационная структура управления», «управление», выявляется связь между управлением и управлением предприятия.
Вторая глава «Описание предприятия ООО «Склад Сервис» полностью посвящена описанию предприятия. В ней дается социально - экономическое положение предприятия, и анализ управления предприятием.
В третьей главе «Совершенствование организационной структуры» даются предложения по совершенствованию управления предприятием на основе совершенствования управления и рассматривается экономическая эффективность данных предложений.
Заключение. Служит для обобщения полученных данных и изложения их в удобной для ознакомления форме.
Также работа содержит Список используемых источников, где представлена разнообразная литература, используемая в приправленном исследовании и Приложения в котором собраны источники по представленной тематике.
В данной работе были разработаны и апробированы направления совершенствования управления трудовыми ресурсами. Предлагаемое исследование прошло апробацию на предприятии ООО «Склад Сервис».
1.Организационная структура как элемент управления
1.1 Теоретические аспекты внутрифирменного планирования
Ничто не вызывает в современной литературе столько вопросов, как проблема планирования в современных условиях. Направления деятельности национальной экономики в теоритическом плане рассматриваются как планируемая структура. Научная литература посвящена вопросам, в которых так или иначе на основных направлениях находится проблема планирования. О необходимости планирования говорят как представители частных структур, бизнеса, так и государственные и муниципальные органы.
Однако практика показывает обратное, большая часть плановых подразделений частных структур занимается обоснованием оптимизации, связанной с налоговым планированием, а государственные структуры, раскритиковав «пятилетние планы» с огромным трудом реализуют годичные периоды бюджетного планирования. Уже несколько лет вообще не упоминается возможность планирования периодом на три года. И все так называемые проблемы, сводятся к одному - проблеме кризиса, который охватывает мировую экономику..
Именно планирование касается всех сторон жизнедеятельности государства. Хорошо поставленная система планирования позволяет определить цели и приоритеты намеченных государственных действий, обосновать пути развития и необходимые средства достижения. Первое учебное пособие по планированию вышло в Китае в IV в. до н.э. За это время экономическая жизнь претерпела достаточное количество изменений, появлялись новые формации, и на всем протяжении развития планированию хозяйства уделялось должное внимание во всех социально-экономических формациях общества.
Несмотря на идею наибольшего развития планирования в период становления и развития рыночной экономики, не стоит отказываться от мысли проведенной рядом экономистов о том, что система планирования советской экономики, была передовой и прогрессивной. Однако именно сейчас в условиях роста и совершенствования экономики современной России немногим субъектам хозяйствования удается успешно вести дело, причем успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий. Однако большая часть фирм не пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо, несмотря на то, что внутрифирменное финансовое планирование сулит целый ряд выгод.
Под планированием понимается оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей и действий в будущем. Точка зрения на планирование, ориентированная на математику, говорит о том, что планирование представляет собой функцию, одним из аргументов которой является время. Так при рассмотрении производственного процесса, планирование представляет собой процесс оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.
В существует и определение финансового планирования, под которым понимается выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласования будущих финансовых потоков. Следующая формулировка экономического планирования, под которой понимается процесс разработки централизованно планируемой экономики с иерархической структурой управления народным хозяйством. Здесь отмечается иерархический принцип построения структуры, в которой центральные органы управления сосредоточиваются на определении важнейших пропорций общественного производства и ограниченного количества натуральных, стоимостных и трудовых показателей.
Даются следующие трактовки планирования. Так под планированием понимается способ регулирования макро и микроэкономических процессов методом определения целей и путей их достижения.
Также планированием считается одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, а также путей, способов и средств его достижения. При ориентации на политику, планированием называется разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. В литературе отмечается опыт рыночных государств, в которых используются методы индикативного планирования.
Так по характеру доведения плановых заданий до исполнителя используются следующие виды планов:
·императивный (централизованно устанавливающий задания);
·нормативный (централизованно устанавливающий нормативы);
·смешанный (сочетание императивного и нормативного).
Представленные определения показывают, что основным побудительным моментом для планирования является проблема ограниченности ресурсного обеспечения, возникающая в процессе деятельности. Так в общем виде планирование подразумевает выполнение определенных этапов:
·выработка целей и задач;
·формирование алгоритма действий;
·определение ресурсного обеспечения и источников;
·работа с исполнителями и доведение планов до них;
·фиксация результатов планирования в материальном виде.
На практике при финансовом прогнозировании в условиях рыночной экономике учитывают:
·инвестиционно-кредитные возможности;
·опыт финансово-хозяйственной деятельности;
·известные будущие входящие и исходящие финансовые потоки.
Система планирования, являясь важным инструментом производственной деятельности и составляющей успеха любой предпринимательской структуры, может быть взаимоувязана с теми, субъектами рыночных отношений, с которыми она связана экономическими отношениями. Тем более что они имеют собственные планы развития, которые необходимо также учитывать и, следовательно, синхронизировать в масштабе региональных и государственных процессов.
Сам процесс планирования на предприятии начинается с понимания того, что необходимо делать для повышения эффективности и функционирования. То есть успех любого планирования зависит от показателей:
·целеполагания в ключевых вопросах развития;
·анализа организации и внешних факторов;
·конкурентоспособности;
·реализации стратегии компании.
Тогда планирование трактуется как деятельность, предусматривающая разработку мероприятий, которые определяют преемственную последовательность в достижении конкретных целей. Здесь должен присутствовать учет возможностей по эффективному использованию доступных предприятию экономических ресурсов. Управление организаций, основываясь на планировании, приводит к необходимости получать ответы на следующие вопросы:
·загрузка производства;
·резервы производства;
·возможности загрузки производства;
·степень выполнения каждого из заказов;
·возможности контроля.
Анализируя данные вопросы, делается вывод о том, удовлетворение требований обоснования планов и возможности контролирования хода их выполнения, достаточно сложны.
Данные получают только тогда, когда данная возможность получения ответов изначально закладывается и в технологию планирования в целом, и в каждый из планов предприятия, и в культуру управления в процессе выполнения данных вопросов. Иначе говоря, подобная возможность должна обеспечиваться системой плановых и контрольных показателей. В возможность в управлении определяется и обеспечивается искусством руководителей. Которые обязаны создать условия для обеспечения перехода финансово - экономических показателей к поддающимся непосредственному измерению натуральным показателям, характеризующим каждое функциональное подразделение в организационной структуре организации.
Одно и то же подразделение по отношению к разным задачам управления может характеризоваться физически различными показателями. Здесь определяется специфика работы управления экономическими процессами. В качестве вывода можно сказать следующее.
Не может быть общих наборов задаваемых и контрольных показателей, одинаково пригодных:
·для разных подразделений;
·для разных видов продукции;
·для разных задач управления.
Следующим аспектом планирования является соответствие планов. То есть, планы сроков контроля обязаны соответствовать планам реального хода работ. Они должны соответствовать графику последовательности и продолжительности прохождения конкретным заказом разграниченных этапов технологического процесса. Данный подход имеет двухуровневый характер.
На первом уровне происходит назначение событий, свершение которых фиксируются:
·начало (подписание договора, открытие наряда-заказа и т.п.);
·завершение (подписание акта сдачи-приёма, поступление последнего платежа, вывоз продукции и т.п.).
Назначение контрольных событий и контрольных разграничений задаёт календарные сроки, на которых объективно возможен контроль соблюдения планового графика. Так западные экономисты уделяют достаточное внимание такому понятию как стратегическое планирование, под которым понимают масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, продукции, путей достижения поставленных целей.
Стратегическое планирование есть функция управления, представляющая процесс выбора целей и путей их достижения. Другими словами стратегическое планирование есть «алгоритм действий, связанных в пространстве и во времени, нацеленных на выполнение стратегических задач».
Иная трактовка данного термина, выглядит как «…набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей». Именно стратегическое планирование представлено как набор функций управления, а именно:
·распределение ограниченных ресурсов;
·адаптация деятельности к внешней среде;
·внутренняя производственная координация;
·осознание стратегии поведения.
Актуальность стратегического планирования важна для предприятий, вступающих в жесткую конкуренцию. Начиная с середины 50-х годов в американской литературе по проблемам управления отмечается, что ряд авторов определяет главенствующую роль стратегического планирования, а также и то, что стратегическое управление является самым высокоинтеллектуальным и дорогостоящим элементом управления предприятием. Достаточно сказать, что на крупных предприятиях в данной сфере задействованы специалисты общей численностью от 25 до 110 человек. Однако в современных условиях российская практика ставит стратегическое планирование существенно ниже, чем у стран Запада. Причины, следующие:
·недостаток квалифицированных специалистов;
·отсутствие корпоративной культуры;
·низкий уровень государственного управления.
Анализируя опыт работы российских предприятий, сделано заключение об отсутствии планового направления на исследуемых предприятиях, так как они были упразднены в ходе преобразований системы управления экономикой.
Именно плановые органы, упраздненные при переходе от плановой модели хозяйствования, занимались сбором информации, анализом состояния отраслей народного хозяйства, разработкой отраслевых планов и программ развития. Как ни странно, но именно функциональные органы занимающиеся выработкой долгосрочной производственной стратегией были ликвидированы.
Деятельность предприятий за последние годы показала и безрезультативность государственного управления, так как именно в эти годы была подорвана преемственность российской школы управления.
Применение западных наработок, практически безрезультатно, так как накопленный в мире опыт убеждает в том, что механическое применение стандартизированных процедур разработки стратегических планов в конкретных условиях хозяйственной деятельности предприятия мало результативен. Национальные школы более предпочтительны, так как учитывают имеющийся исторический опыт при формировании организационной культуры производства.
Именно в таком подходе план развития производства может стать развернутой программой всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности. Стратегический план будет иметь направление на достижение стратегических целей при наиболее полном и рациональном использовании ограниченных ресурсов. Данный план направлен на обеспечение заявленного уровня обслуживания потребителей с учетом ресурсной эффективности.
При стратегическом планировании используют базовые стратегии, разработка которых является прерогативой руководства предприятия. Причем на отечественных предприятиях выделяют следующие базовые стратегии:
·выживания;
·стабилизации или ограниченного роста;
·развития.
Обращается внимание на то, что в рамках базовых стратегий реализуются различные стратегические альтернативы, которые нельзя понимать только как принадлежность к одной базовой стратегии.
Исходя из этого, организация реализации стратегии предприятия представляет собой комплекс управленческих и производственных процессов. Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем.
При таком подходе стратегический план придает предприятию определенность и в то же время индивидуальность. Рыночные условия требуют адаптивный план и необходимость осуществления возможных модификаций. Обращается внимание и на то, что горизонт стратегического планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемой продукции, возрастом предприятия.
В экономической литературе представлены различные методики разработки стратегического плана. Так Фатхутдинов Р.А. предлагает разрабатывать систему стратегических планов фирмы, состоящую из планов двух уровней:
·1 - стратегия на период;
·2 - стратегия по направлениям деятельности.
Автор стратегию маркетинга считает основополагающей стратегического плана. Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия формируются именно на стадии стратегического маркетинга.
Идрисов А.Б. отождествляет стратегическое планирование с бизнес - планированием, в котором основное внимание уделяется стратегии маркетинга, где упор при построении стратегического плана предлагает сделать на концепции в форме:
·результаты стратегического анализа;
·стратегия предприятия, синергический бизнес-портфель, функциональные стратегии;
·программы стратегического планирования;
·финансовый план предприятия;
Практика промышленного управления накопила опыт успешной реализации стратегических планов развития и интегрированных структур. Именно стратегическое планирование может наделить предприятие множеством преимуществ, таких как:
·финансовая выгода;
·престиж;
·имидж.
Таким образом, под планированием понимается оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей и действий в будущем.
В современной литературе стратегию понимают как общий план ведения борьбы, исходящий из конкретных условий данного этапа.
1.2 Понятие организационной структуры управления
Современное предприятие, функционирующее в рыночной среде, опирается на достаточно проработанную организационную структуру управления. Однако такое состояние настоятельно требует хорошо и профессионально поставленной организационной структуры управления. Под организационной структурой управления понимают совокупность специализированных функциональных подразделений, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Как правило, организационную структуру управления представляют как иерархическую диаграмму, показывающую состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.
Генри Минцберг в своей работе «Структура в кулаке» определяет организационную структуру (англ. Organizational structure) следующим образом. Это совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. Интересно, что определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Организационная структура это, прежде всего документ, который устанавливает количественный и качественный состав подразделений предприятия, а также дает схематическое отражение порядка и взаимодействия. Данный документ формируется исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направления и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков.
Определяя типологию организационных структур, обращается внимание на такой факт как ответственность, и соответственно на распределение имеющейся ответственности.
Выделяют следующие критерии наиболее популярных типологии организационных структур:
·иерархическая;
·линейная;
·линейно-штабная;
·функциональная;
·упрощённая матричная;
·сбалансированная матричная;
·усиленная матричная;
·проектная;
·процессная;
·дивизиональная.
Генри Минцберг отмечает, что типология базируется на выделенных им шести основных структурных элементов организации, к которым он относит следующие:
·операционное ядро организации;
·стратегическая вершина;
·средняя линия;
·техно структура;
·вспомогательный персонал;
·идеология.
Безусловно, деление основано для идеальной структуры. И именно исходя из этого, автор выделяет еще шесть типов, так называемых сверхструктур, к которым относятся следующие:
·простая структура;
·машинная бюрократия;
·профессиональная бюрократия;
·дивизиональная форма;
·охлократия;
·миссионерская форма.
Генри Минцберг вводит при проектировании организационных структур, так называемые, принципы координации.
Организационную структуру можно понимать как определенным образом, установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих ресурсов. Логично, в качестве характеристики добавлять и различного рода взаимосвязи, как например информационные взаимосвязи подразделений и отдельных исполнителей с последовательной подчиненностью и наделенных определенными правами и обязанностями.
Так в зависимости от количества звеньев в структуре управления, определяются и ее уровни. Организационные структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми. А уже в зависимости от взаимосвязи между организационными структурами, различают:
·линейно-функциональные;
·дивизиональные;
·матричные.
Авторы отмечают, существование количественных и качественных характеристик указанных подразделений. Все это вместе взятое говорит о сложности, как формирования, так и управления и существования организационных структур управления. Именно это говорит о том, что взаимодействие структурных подразделений регулируется многочисленными внутренними нормативными актами, которые регламентируют функции каждого органа управления, а также, распределяют права и обязанности между подразделениями и внутри подразделения их. Определены направления, по которым формируется организационная структура. Здесь, особое внимание отводится динамичности структуры. Данное направление актуально, исходя из того, что изменения внутренней и внешней среды организации делает необходимым возможность приспособления к постоянным изменениям. Так формируя структуру, внимание переносить на анализ внешней среды организации, которая представляет собой множество взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на все, что происходит внутри организации. К ним следует отнести направления:
·экономические условия;
·потребители;
·конкурирующие организации;
·техника и технология;
·другие факторы.
Окружающие условия или так называемая внешняя среда оказывает влияние на коллектив, что вызывает необходимость разработки мер по приспособлению организации к новым ситуациям, а это соответственно влечет изменения в самой организационной структуре.
Рыночные отношения и человеческий фактор обязывают предприятие и ответственных лиц учитывать факторы внешней среды в адаптации организационных структур, то есть делать их гибкими и приспособляемыми. В тоже время не следует забывать такой фактор как человеческое поведение, активно влияющий на порядок взаимодействия организационной структуры и на усилия по согласованию управленческих воздействий. Принято считать, что именно человеческое поведение в большей степени определяет эффективность функционирования структуры, чем формальное распределение функций между подразделениями.
Установлено существование предела числа структурных подразделений, подчиненных одному субъекту управления. Также существует предел эффективности управления с точки зрения пропускаемой информации.
Так называемый информационный барьер определяет границы сложности объема экономических задач, решаемых определенной структурой управления, при заданных технических средствах управления. Функции управления вообще рассматриваются как объективная необходимость предприятия, а также как управляемого объекта. Сходя из чего, функции структурных подразделений выражают конкретное содержание управленческой деятельности, а также сферу влияния на само производство. Считается, что структурным подразделением аппарата управления является административно обособленная часть, выполняющая функцию управления. Считается, что эффективность организационной структуры управления влияют:
·взаимосвязи между структурой и должностными обязанностями;
·политика руководства и методы управления;
·полномочия и функции работников.
Отмечается, что организационная структура управления во многих компаниях построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Как правило, формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер:
·иерархичности;
·соответствия полномочий и ответственности;
·разделения труда;
·формализации и стандартизации деятельности;
·обезличенности;
·квалификационного отбора.
При построении организации по этим принципам, получается иерархическая или бюрократическая структура управления. Распространенный тип такой структуры является линейно-функциональный.
Основой типа является так называемый «шахтный» принцип построения, когда формируется иерархия служб пронизывающая всю организацию сверху донизу. Отсюда и результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. К преимуществам линейных структур относят следующие:
·простота;
·доступность;
·прозрачность;
·возможность обмена.
Недостатки линейной структуры представлены ниже:
·оперативные проблемы;
·слабые горизонтальные связи;
·малая гибкость и приспособляемость;
·размытые критерии эффективности и качества работы;
·большое число уровней управления;
·перегрузка управленцев верхнего уровня;
·зависимость работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
В данном случае характерна вертикаль, идущая от высшего руководителя к исполнителям. Данная структура строится без выделения функций. Данная структура преобразуется в линейно - штабную, однако это происходит по мере роста предприятия. Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Так появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, однако профессионально выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения. Рассмотрим организационную структуру управления, получившая наименование как процессная модель.
Зарождение концепции управления процессами ведут к теориям управления, открытым еще в девятнадцатом веке. Связано появление с именем выдающегося специалиста в области управления Фредерика Тейлора, который предложил использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности того времени.
Продолжая данную тему, Анри Файоль представляет концепцию реинжиниринга, в общем виде представляющую, как осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами. Интересно здесь то, что имеющиеся ресурсы ориентированы на получение оптимального преимущества.
Подобная структура делит организацию на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию и задачи. Данная структура характерна для организаций с ограниченной номенклатурой и стабильностью внешних условий.
Вертикаль власти, представляющую собой, линию руководитель и исполнители существует и направлена на вертикальные и межуровневые связи. Как правило, размыты функции руководителя, что представляет собой существенный недостаток.
Преимущества структуры:
·углубление специализации,
·повышение качества управленческих решений;
·возможность управлять многопрофильной деятельностью.
Недостатки структуры:
·недостаточная гибкость;
·плохая координация действий подразделений;
·низкая скорость принятия управленческих решений;
·отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.
Организации для устранения недостатков функциональных структур управления использует так называемые дивизиональные структуры управления, распределение обязанностей в которых происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам.
В то же время, децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений (дивизионов), что дает возможность применения в настоящее время большинством организаций и крупным корпорациям.
Однако аналитиками отмечается особенность, заключающая в длинной цепи команд, что приводит неуправляемости структуры. Так в качестве недостатков специалисты определяют следующие:
·рост расходов на управленческий персонал;
·сложность информационных связей.
Матричная организационная структура управления позволяет объединить положительные моменты всех структур управления.
Применение данной структуры связано с потребностью адаптации социально - экономических процессов страны с потребностями предприятия, когда необходим высокий темп обновления. Суть матричных структур заключается в следующем. Действующие структуры создают временные рабочие группы, решающие возникающие проблемные вопросы. Особенностью данной структуры является сложность, двойное подчинение руководителя группы и ресурсов, высокая вероятность возникновения конфликтных ситуаций, сложность информационных связей.
Аналитики отмечают данную особенность гибкостью и автономностью в решении кадровых вопросов и эффективностью при реализации проектов. Как правило, данные структуры создаются, когда необходим высокий темп обновления и нововведений, как правило, это научные предприятия, авиакосмические предприятия, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты.
Таким образом, под организационной структурой управления понимают совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Организационную структуру управления представляют как иерархическую диаграмму, показывающую состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.
Вызывает интерес другая точка зрения на проблему как, совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. Это достигается распределением ответственности и полномочий внутри организации.
1.3 Тенденции развития организационных структур управления
организационный управление финансовый правовой
В наше время перспективные проблемы управления имеют больше значение для Российской Федерации, в которой двадцать первый век открыл крупномасштабные и глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, а также, перехода к рыночным отношениям.
Время характеризуется и тем, что за время социализма в ведущих странах мира накоплен богатый экономический опыт. Экономисты прямо акцентируют вопрос управления, говоря, что важнейшее значение имеет именно управление, рассматривая его как способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности.
Опыт характеризует управление, через его характеристики:
·качество
·эффективность
·воздействие на общество.
Все это вместе взятое, говорит о большом теоретическом и практическом значении выявления и реализации основных тенденций изменения организации управления происходящих не рубеже веков. Данный факт важен с точки зрения исследования эволюции организационных структур управления и этапов, характерных для развития организаций в XX века.
Поставив задачу важно ее разрешить путем использования материалов определяющих реально складывающие факторы развития России в период становления рыночной экономики. Анализируя материалы конца девяностых, начала настоящего века определено, что чертой переходного периода является:
·создание новых институциональных условий рыночных отношений;
·создание иных моделей поведения предприятий.
Анализ событий подсказывает, что осуществить перестройку, либерализацию цен, приватизацию легче, чем выстроить реальные и долговременные отношения между рыночными субъектами.
Следует обращать внимание и на то, что в мире меняется сама парадигма рыночных отношений. Ряд авторов прямо настаивают на мысли, что такие показатели как объем производства, прибыль, иные показатели сами по себе не в силах определять направление и результативность управления. Рыночно ориентированные страны ориентированы на то, что основными определяющими показателями на рынке являются следующие:
·инвестиционная активность;
·производительность;
·развитие человеческих ресурсов;
·качество труда;
·положение на рынке;
·финансовые результаты.
Следовательно, национальным предприятиям в настоящее время необходимо затрачивать определенные ресурсы на установление новых производственных отношений и связей. Следуя П. Друкеру, напрашивается вывод о первоочередной управленческой проблеме.
Необходимо понять и реализовать идею о том, что в первоочередном плане необходимо разрабатывать и развивать качественные структуры управления. Однако в данном случае проблемы проявляются еще и в следующих аспектах, а именно в настоящий момент достаточно остро стоит проблема перехода форм собственности.
Именно собственность определяет характер власти и, соответственно, тип управления, о котором можно сказать, что он является промежуточным, то есть уже не административно-командным, но еще не чисто рыночным.
Соответственно подобная неопределенность переходного периода и переходного управления дает нам следующие направления:
·изменения в самом управлении (демократизация, децентрализация, переход от вертикальных к горизонтальным связям);
·настоятельная потребность в управлении самим переходом от одной экономической системы к другой.
В настоящий период управление предприятием представляется достаточно сложным и неопределённым. Так направления выживания того или иного предприятия очень часто не ясны. Методы управления, которые отрабатывались в условиях рыночных отношений в течение многих десятилетий, уже не могут слепо и механически переноситься на российские предприятия.
Необходим конкретный учет внутренних и внешних условий, временной запас для накопления собственного управленческого опыта. Это, прежде всего, касается:
·децентрализации внутрифирменного управления;
·становления контрактной системы найма рабочей силы;
·активной деятельности по формированию функций маркетинга;
·