Нормативное и информативное влияние

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативное и информативное влияние














Контрольная работа курсу искусства деловому общения

На тему: Нормативное и информативное влияние. Внешний и внутренний конформизм. Развитие малой группы. Концепция Л.И. Уманского

Содержание

Введение

Глава 1. Малые группы

I. Понятие и виды малых групп

II. Развитие малых групп

Глава 2. Концепция Л.И. Уманского

Глава 3. Нормативное и информативное влияние

Глава 4. Внешний и внутренний Конформизм.

Заключение

Библиография

Введение

Я считаю, что тема для моей работы является актуальной.

Ведь значительное внимание многих психологов привлекает малая группа. Социальную психологию, прежде всего, рассматривают как социальную психологию малых групп.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Социология изучает малые группы, прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных и т.п. В данной работе необходимо подробнее разобраться:

что же такое малая группа (дать определение)

дать характеристику малой группе

выяснить, как же развивается малая группа

отобразить основные формы влияния групп на поведение

описать причины возникновения конформизма

дать определение нормативному и информативному влиянию

узнать кто же такой Л.И. Уманский и узнать суть его концепции

сделать выводы по всей теме.

Глава 1. I. Понятие и виды малых групп

Малая группа - это прежде всего небольшое по размеру объединение людей, которые взаимодействуют между собой.

Большая часть жизнь человека проходит в малых группах. Например, это может быть: семья, компании сверстников, одноклассников, учебные и трудовые коллективы, приятельские и дружеские объединения. Я считаю, что именно в малых группах происходит формирование личности. И следовательно, личность нельзя изучать вне группы. Ведь через малые группы осуществляется связь личности с обществом: группа преобразует воздействие общества на личность, а личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Малая группа и возникающие в ней психологические явления являются главными признаками в определении предмета психологии.

В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникли в малых группах в процессе общения и взаимодействия между людьми. Она так же характеризует взаимосвязь и взаимоотношения:

между этими индивидами,

между индивидами и группой

и саму малую группу.

Основными признаками малой группы являются:

контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией.

целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Количество малой группы обычно составляет от 3 человек и не превышает 20-30 человек. Выделяют так же формальные и неформальные группы:

Формальные группы - это группы, взаимоотношения в которых, в основном бывают формального характера, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Создаются для удовлетворения общественных потребностей.

Неформальные группы - объединения людей, которые возникли при необходимости индивидов в общении, понимании, симпатии и любви. К примерам таких групп можно отнести дружеские и приятельские компании, влюбленные пары, так же объединения людей, которые связанны с общими интересами, увлечениями.

По времени существования обычно выделяются группы:

временные, это когда объединение индивидов ограничено во времени

стабильные, это относительное и долговременные объединения (семья).


II. Развитие малой группы

Я считаю, что проблема изучения развития естественных групп является актуальной для психологии. Потому что психологические проблемы формирования и развития малых групп остаются мало изучены. Так как это очень сложная научно - исследовательская работа. А ведь структурные характеристики изучены на много больше.

Это связано с тем, что изучение динамичностью протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют много различий. В отечественной психологии проблема развития группы ставилась и решалась в идеологизированной форме. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

Развития группы - это процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы. В современной социальной психологии под процессом развития малой группы понимается - закономерная смена стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.

Можно выделить психологические механизмы развития малой группы. К ним относятся:

Разрешение внутригрупповых противоречий.

Психологический обмен - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

Идиосинкразический кредит - люди с высоким статусном могут не соблюдать групповые нормы, вносить изменения в группу. Существует большое количество моделей развития группы. В основном выделяют три основных этапа или стадии: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития, которую предложил Б. Такмен, основана на двух основных сферах групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, которая связанна с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности:

ориентир на поиск оптимального способа ее решения,

эмоциональные реакции на требования задачи,

открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания и поиска альтернатив,

принятие решений и активных совместных действий по реализации.

В сфере межличностной активности:

«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга

«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Глава 2. Концепция Л.И. Уманского

Уманский Лев Ильич (1921-1983) - российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, профессор.

Концепция Л.И.Уманского - это последовательная смена стадий, которые различаются степенью психологической интегрированностью в деловой и эмоциональной сфере. Отличительными признаками развития группы являются: направленность, организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная группа людей, у которых отсутствуют эти параметры.

Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.

Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.

Группа-кооперацияхарактеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.

Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.

Положения концепции подвергались тщательному экспериментальному исследованию, в том числе и на инициированных Л. И. Уманским летних лагерных сборах актива старшеклассников - лагерь «Комсорг» .

Глава 3. Внешний и внутренний конформизм

Исследования влияния малой группы на процесс психических явлений и поведение индивида связаны с изучением конформизма. Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951 г.

На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол индивида, возраст социальный статус, психическое и физическое состояние.

Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии 5-8 человек.

Под конформизмом люди понимают изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления, которое может осуществляться одним человеком, но так же давлением группы.

Конформизм бывает внешним и внутренним, пассивным и активным, осознанным и бездумным.

Внутренний конформизм - человек реально меняет свои взгляды и внутреннюю позицию. Согласие и одобрение, свойственное конформизму, включает в себя действия и убеждения в соответствии с социальным давлением, при котором человек действует так, как другие, но это соответствует его убеждениям, поэтому он согласен с этими действиями.

Внешний конформизм - человек подчиняется внешне, чтобы не нарываться на проблемы с окружающими или властью, при этом внутреннее остается при своих взглядах и своем мнении.

Глава 4. Нормативное и информативное влияние

деловой малый группа уманский

Человек изменяет свое поведение или убеждения под давлением общества, группы, к которой он себя относит. Выделяют две причины проявления конформизма <#"justify">Библиография

1. Общая психология В.В. Богословская, А.Г. Ковалев Просвещение Москва 1991 стр 102 - 123

. Психология учебник Под ред. доктора психологических наук, профессора А.А. Крылова Москва 2000 стр 313-349

. Психология учебник Р.С. Немов Москва Высшее образование 2007 стр 531 - 551

. Психология А.В. Петроский, М.Г. Ярошевский Москва 2001 стр 262 - 290

6. <http://www.vash-psiholog.info>

. http://www.psychologos.ru

Похожие работы на - Нормативное и информативное влияние

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!