Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)













КУРСОВАЯ РАБОТА

фискальная политика государства: цели, механизмы и последствия


Содержание

Введение

. Теоретические основы фискальной политики

.1 Сущность и виды фискальной политики

.2 Значение фискальной политики для состояния экономики страны

.3 Инструменты фискальной политики в современном государстве

.4 Проблемы фискальной политики

. Фискальная политика в России

.1 Анализ современной фискальной политики России

.2 Основные направления фискальной политики в современной России

.3 Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Фискальная политика - главный инструмент государственного регулирования экономики. В отличие от методов прямого регулирования, которые свойственны централизованно управляемой экономике в переходной экономике, сейчас все чаще используются косвенные методы государственного регулирования. Это: бюджетно-налоговый метод - через фискальную политику, и кредитно-денежный метод - через монетарную политику.

Стабилизация экономики - главная задача любого государства на любом его развитии. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. Указанные выше инструменты - основные два вида вмешательства государства в российскую рыночную экономику.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Фискальные отношения составляют важный по своей сути элемент взаимоотношений в экономическом базисе, и предопределяют наличие ряда особенностей в формировании фискальных отношений в зависимости от сферы хозяйствования субъекта.

Выявление особенностей фискальных отношений в агропромышленном сектора экономики, изучение способов учета в плоскости фискального регулирования производства и переработки сельскохозяйственной продукции, анализ мирового опыта в этой области имеют большую значимость в упрочнения позиций АПК в российской экономике.

Ясно, что роль фискальной политики в экономическом управлении достаточно велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, доходы государства. Фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Однако, данная область экономической науки не исчерпала себя до конца. Существует много спорных проблем реализации фискальной политики, а также влияния ее влияния на развитие государства.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для правильной ориентации в стране с целью правильного принятия управленческого решения. В связи с этим, становиться очевидным изучение принципов деятельности корпоративных предприятий на современном этапе, чем и вызвана актуальность темы.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

         рассмотреть теоретические основы фискальной политики: сущность, виды, значение для государства; проблемы фискальной политики;

         проанализировать фискальную политику России и ее основные направления; охарактеризовать основные направления фискальной политики в сфере агропромышленного комплекса.

Методологическую и теоретическую основу данной работы составили законодательные и распорядительные акты Российской Федерации, переводные труды зарубежных и ведущих российских ученых в области экономики и менеджмента, таких как Макконнелл К.Р., Агапова Т.А., Капитоненко В.В., Матвеева Т. Ю., Романовский Н.В., Шишов А. Л., и др.

1. Теоретические основы фискальной политики

.1 Сущность и виды фискальной политики

Фискальная политика любого государства включает в себя возможности правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.

Экономическая политика - совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы, различают ее разные виды. Единой, общепринятой классификации видов фискальной политики не существует, по-разному трактуются ее отдельные виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства.

В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

Что же такое фискальная политика с очки зрения терминологии? В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, однако, существует много ее определений. Вот некоторые из них:

–          Деятельность правительства в области налогообложения и расходования бюджетных средств. Обеспечивает правительству повышение доходов для предоставления общественных благ (public goods), существующих в рыночной системе, таких как полиция, национальная оборона и т.д. Налогообложение может также влиять на распределение доходов и ресурсов на рынке. Еще более мощное влияние фискальная политика правительства может оказывать на экономическую деятельность, уровень безработицы и инфляционный процесс .

–          Политика в области государственных (правительственных) расходов и налогов. В зависимости от механизмов регулирования ее разделяют на две части: первая - так называемая дискреционная политика, вторая - политика так называемых встроенных стабилизаторов. Ф. п. зарубежных стран включает ряд важных элементов автоматической стабилизации: Автоматическое изменение налоговых поступлений. Налоговая система до некоторой степени обладает гибкостью с тенденцией повышать поступления в период инфляции и сокращать их в период депрессии; пособия по безработице и прочие социальные выплаты: программы помощи фермерам .

–          Деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства .

Эти понятия отражают сущность фискальной политики. Из них следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета.

С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции.

Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.

В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты.

Однако, современные экономисты считают, что задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Главным моментом при определении сущности характеристики фискальной политики являются ее цели. Цели бывают следующие: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Важнейшая задача ее - привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.

Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика расходов и налогов государства и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития.

Фискальная политика включает: дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику; недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискреционная политика - политика, которая предполагает, что выбор политических мер, их масштабности и времени принятия оставлен на усмотрение самих политиков. Эту политику следует отличать от основанной на правилах политики (rules-based policy), когда политические деятели либо придерживаются заранее объявленных правил игры, либо постоянно принимают решения исходя из устоявшихся прецендентов.

Если в экономике происходит нечто совершенно новое, такие правила оказываются совершенно бесполезными. Даже если государственным органам приходится реагировать на ожидаемые нарушения в экономике, лежащие в основе политики правила могут быть хороши лишь настолько, насколько хороша модель экономики, на которой эти правила базируются. Многие экономисты сомневаются в том, что существующего уровня понимания механизма функционирования экономики вполне достаточно, для того чтобы можно было сформулировать какие-либо лежащие в основе политики правила поведения; таким образом, политики должны пользоваться значительной свободой выбора.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

. Стимулирующая фискальная политика. Она осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

. Рестриктивная фискальная политика - осуществляется в период бума и инфляции. Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска, снижение инфляции и направление на сокращение совокупного спроса. Инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса, по этой причине она также носит название «антициклическая».

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Фискальная политика связана с автоматическими стабилизаторами. Встроенные или автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (к примеру, налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

Величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий.

Недостаток автоматической фискальной политики. Он состоит в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но устранить их не в силах. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

.2 Значение фискальной политики для состояния экономики страны

 

Фискальная политика играет огромную роль в экономике государства.

Экономическая система любой страны всегда колеблется. Существуют подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами.

Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Зачастую такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными. Нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, расходами и объёмами производства.

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из плохого положения. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, чтобы не допустить высоких темпов инфляции.

Если страна находится в стадии экономического кризиса, правительство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос. Стимулирующая фискальная политика приводит обычно к увеличению объёмов выпуска.

В случае, если экономика «перегрета», власти проводят сдерживающую фискальную политику. В данном случае проводятся меры, противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике.

Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Сдерживающая политика используется зачастую для того, чтобы замедлить темп инфляции, либо избежать её высоких темпов в случае бума в экономике.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать нужными ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - это основная форма дохода государства. Налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений, а также способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство, одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.

Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты).

Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы благодаря прогрессивному налогообложению, быстрее увеличиваются суммы налогов, уменьшается безработица, улучшается положение семей, уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.

Итак, совершенно очевидно, что фискальная политика играет значимую роль в экономике государства, влияя на ее подъемы и спады.

1.3 Инструменты фискальной политики в современном государстве

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Важное значение имеет выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным.

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоги выполняют три основные функции: фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства; экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности; социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги; личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные. В зависимости от использования налоги делятся на: общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов; специальные налоги, имеющие целевое назначение

В зависимости от характера ставок различают налоги: твердые, устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью; регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода; пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки; прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.

Кривая характеризует зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики.

Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35 - 40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг - так называемую «налоговую ловушку» .

Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

Во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть.

В России налоговые ставки в российской экономике обусловлены бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели. В условиях действующего законодательства основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.

Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак закупок в том, что потребителем выступает само государство.

Государство увеличивает закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших функций государства.

Расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Государственные расходы выступают в форме: государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе; строительства за счет капитальных вложений; расходов на оборону, управление и т.д. Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий бюджеты федерального правительства и местных властей.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на осуществление антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Безвозвратное предоставление средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д.

Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Итак, очевидно, что инструменты фискальной политики влияют на экономическую ситуацию в любом государстве, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики связаны между собой и их роль в реализации политики государства достаточно велика.

1.4    Проблемы фискальной политики

Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы. Рассмотрим их далее.

Существуют бюджетные дефициты. И побочные последствия их достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, последний - к росту инфляции;

Следующая проблема - проблема вытеснений частных инвестиций. Эффект вытеснения - сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов.

Существует проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать только на крупные дестабилизирующие изменения.

Далее - политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, - очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.

Дисбаланс государственного бюджета. Постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности его распределения. Так, к примеру, правительство не может регулярно повышать расходы государства, чтобы увеличить свой ВВП, так как оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в его интересах государства. Также есть весьма серьезная проблема - это неопределенность: невозможно предугадать состояние экономики, предсказать дальнейшее развитие невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все инструменты экономики действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибка при проведении политики, не подходящей для страны, может сказаться на развитии экономики.

2. Фискальная политика в России

.1 Анализ современной фискальной политики России

Экономический рост в России имеет прямую зависимость от экономической конъюнктуры мирового сообщества, и ситуации, которая сложилась на мировых финансовых рынках. Кроме того, рост экономического бюджета России зависит от национального бюджета, гибкости налоговой системы и динамики инвестиций в экономику.

На данном временном этапе главная задача, стоящая перед российским правительством - стабилизация и контроль ситуации на финансовом рынке страны.

Существуют задачи, которые касаются именно фискальной политики и требуют немедленного решения. Первым делом, это использование мер монетарной и фискальной политик.

Для этого следует принять меры денежно-кредитной политики при наличии резервов. Но здесь нужно установить, какие должны быть оптимальные меры и объемы средств из бюджета, чтобы они оказали положительное влияние на финансовый сектор, одновременно не приводя к неблагоприятным последствиям в виде инфляции или роста бюджетного дефицита.

Необходимо осуществить меры, которые помогут усовершенствовать фискальную политику России. Прежде всего, нужно выработать новые правила регулирования финансовых рынков и расширить финансовые возможности МВФ. Так же следует создать единую систему для регулирования деятельности агентств по рейтингам.

Международный финансовый фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Наибольшую часть Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений, что значимо для России.

Важно, что официальные цели МВФ заключаются в следующем: способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере; содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах» .

Предельно понятно, что России важно участие в «форуме» кредитно-валютных отношений, на благо состояния государства.

Однозначно, что мировой банковский кризис повлиял на экономику всех стран. Думается, что России финансовые кризисы нужно использовать в качестве пересмотра приоритетов политики экономического развития.

В настоящее время экономика России занимает шестое место среди стран мира по объему ВВП. По данным на 2011 год, общий объем ВВП за год составил 44,5 трлн. рублей.

Однако развитие экономики России происходило не так активно, как этого бы хотелось властям. На первом этапе ВВП постоянно снижался, и лишь к 1999 году эта отрасль начала восстанавливаться. В настоящее время экономика России находится в стадии стабильного роста, обусловленного, в первую очередь, высокими ценами на нефть, а также развитием производства и сферы услуг в стране.

Однако не все отрасли экономики России развиваются сейчас одинаковыми темпами. В стране в последние годы наметился отрыв сектора услуг, который включает в себя торговлю, транспорт, связь, финансовую деятельность и т.п. Все эти виды деятельности в настоящее время идут вперед семимильными шагами. А вот добывающая и обрабатывающая промышленность развиваются и растут не так стремительно.

Сейчас состояние экономики, в т.ч. фискальной, в России оценивается экспертами неоднозначно. Стабильный рост вызван, в основном, постоянным подорожанием нефти, так что высокое положение России в мировой экономике на деле оказывается весьма непрочным. Мировая общественность все чаще употребляет в этой связи понятие «нефтяная игла», с которой Россия должна «слезть» для дальнейшего уверенного развития экономики.

Для обеспечения устойчивого экономического развития Россия нуждается в достаточном количестве материальных и трудовых ресурсов.

Так, в доиндустриальном и индустриальном обществах основным источником экономического развития выступали материальные факторы.

Становление и развитие постиндустриального общества всегда базируется на человеческом капитале. Именно накопленные знания, информация и опыт людей образуют основу экономического процветания ведущих стран мира. Именно за счет человеческого капитала многие страны (такие, как Япония, Южная Корея, Тайвань и Гонконг), почти не имеющие природных ресурсов, добились за последние десятилетия усиления темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национального хозяйства.

На основе анализа национального богатства почти двухсот стран, эксперты Всемирного банка подсчитали, что на долю производственных фондов сегодня приходится 16 % национального богатства, природных ресурсов - 20 %, человеческого и социального капитала - 64 %.

Итак, обеспечение экономического роста и благосостояния народа - главная цель государства. Для России первоочередной задачей становится обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение на его основе уровня жизни в обществе, а следовательно, и качества человеческого капитала.

Этот процесс связан с постоянными и значительными инвестициями государства в социальную сферу. Инвестирование в человеческий капитал приводит к повышению производительности труда, а следовательно, и эффективности производства.

Рассматривать меры бюджетно-налогового регулирования следует в виде возможности создания основы долгосрочного роста и модернизации экономики. Должен быть заложен фундамент для новой, после кризисной экономики.

Именно фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации всегда важна, в связи с чем, определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования .

Именно фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации всегда важна, в связи с чем, определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Итак, борьба с кризисом и классические модели налогообложения должны стать основой для формирования фискальной политики Российской Федерации.

Предельно ясно, что экономический рост в России имеет прямую зависимость от экономической конъюнктуры мирового сообщества, и ситуации, которая сложилась на мировых финансовых рынках.

2.2 Основные направления фискальной политики в современной России

В ближайшей перспективе решение задач социально-экономического развития России будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 - 2015 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития, использованные для формирования федерального бюджета, ведения налоговой политики.

Одним из основных направлений фискальной политик сегодня - совершенствование налогового законодательства в области стимулирования инновационной деятельности. Однако, здесь новых налоговых льгот не предусмотрено. Решить задачу планируется за счёт корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий.

Сейчас в России основную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике составляют страховые взносы.

«Следует отметить принятые в 2012 г. поправки в НК РФ о реформировании специальных налоговых режимов (94-ФЗ). При рассмотрении проекта удалось сохранить до 2018 г. действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, сделать ее применение для бизнеса добровольным, а также предусмотреть, что индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут привлекать до 15 человек. Палата также поддержала в 2012 г. пакет законопроектов, направленных на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Это было сделано, чтобы нивелировать некоторые их издержки в связи с вступлением России в ВТО» - отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, председатель экспертного совета палаты по совершенствованию налогового законодательства, доктор юридических наук Вадим Чубаров .

Россия предприняла на ближайшие три года налоговый маневр. Он заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, дополнительным льготам по уплате налога на доходы физических лиц. А вот налоги «на престижное потребление» и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей, на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, предлагается повысить. Такой посыл содержится в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», разработанный Министерством финансов Российской Федерации летом прошлого года.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики» позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Здесь, например, идет речь и о снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, и о совершенствовании амортизационной политики, о поддержке плательщиков налога на доходы физических лиц.

Интересен раздел об оценке величины налоговой нагрузки. Минфин делает вывод: при анализе в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. И предупреждает, что величина налоговых поступлений в бюджет не является корректным критерием оценки динамики фискальной нагрузки на бизнес.

Тем временем, по расчетам министерства, налоговые доходы в нашей стране за шесть лет снизились с 36,5 процента ВВП в 2005 году до 35,6 процента по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять сборы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

Несмотря на то, что данный документ не является нормативным правовым актом, он представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В перспективе 2013 - 2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Мнения экспертов в оценке «Основных направлений» неоднозначны. «В целом они не вызывают у палаты концептуальных возражений, но и не привносят каких-либо серьезных новелл в части налогового стимулирования бизнеса, процессов привлечения инноваций и инвестиций. Мы, в частности, не поддерживаем тезис о том, что задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. В этом процессе делать акцент следует не на количественные, а на качественные показатели, то есть активнее создавать механизмы эффективного и справедливого налогообложения, привлекать к такой работе бизнес. Итак, анализ фискальной политики в России показал, что главными целями налогового законодательства на современном этапе, является оздоровление экономики и защиты ее от пресловутой сырьевой зависимости и поднятие производства. Однако, результат может быть противоположным, так как колебания внешнеторговой конъюнктуры не могут быть прогнозированы с достаточной степенью достоверности, структурная составляющая обусловлена природой и структурой экономического роста в стране.

фискальный политика экономика государственный

2.3 Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса

Производство сельскохозяйственной продукции является материальной основой для развития всех отраслей народного хозяйства, в то же время это первое условие жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще. По оценкам многих видных экономистов, доля сельскохозяйственной продукции в розничном товарообороте страны составляет 65-70 % .

В России необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики определяется переплетением общемировых и специфических проблем. Сельскохозяйственная сфера в нашей стране характеризуется многообразием форм собственности и хозяйствования, а если иметь в виду фермерство, то это - новая, становящаяся форма, которая, безусловно, нуждается в поддержке. Более того, сельхозпроизводители подвергаются чрезвычайному риску - наводнениям, засухам, нашествию полчищ насекомых и другим напастям - которому другие отрасли не подвержены и от которого нельзя полностью застраховаться. Считается, к тому же, что стабильность этой отрасли служит основой стабильности экономики в целом.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Одним из приоритетных направлений достижения указанной цели является сохранение и защита природной среды путём создания и развития особо охраняемых природных территорий. Реализация данной задачи осуществляется на основе Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 2322-р.

Финансирование из федерального бюджета мероприятий данной Концепции позволит создать в 2013-2015 годах 4 новых государственных природных заповедника и 9 национальных парков общей площадью 4,5 млн. гектаров.

Реализация бюджетной политики в сфере сельского хозяйства основана на принципах софинансирования из федерального бюджета расходов субъектов РФ на оказание поддержки сельскохозяйственного производства, относящейся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Очередной бюджетный цикл совпадает с началом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, имеющей статус национального приоритетного проекта. Объем бюджетных ассигнований на ее реализацию составит в 2013 г. 144,9 млрд. рублей, в 2014 г. - 146,6 млрд. рублей, в 2015 году - 146,8 млрд. рублей.

При выборе приоритетных расходных направлений Государственной программы будут учтены итоги реализации заканчивающейся Государственной программы, а также факторы, оказывающие влияние на государственную политику в области сельского хозяйства в связи с участием Российской Федерации в ВТО и ЕЭП.

Политика снижения издержек в сельском хозяйстве путем удешевления ресурсов приводит к росту прибылей производителей, увеличению спроса на удешевленный ресурс, росту объема предложения продукции, росту спроса на другие ресурсы. Меры, направленные на повышение поступлений от продаж и снижения издержек в сельском хозяйстве, - это меры, нацеленные на повышение прибыльности для всех сельхозпроизводителей или отдельных групп. Наряду с этими мерами правительство проводит структурную политику. Обычно структурная политика предполагает два типа мер: направленных на уменьшение числа фермеров и на увеличение средних размеров ферм.

Среди мер госрегулирования можно назвать еще меры, направленные на развитие сельской местности, - это многочисленные программы по развитию сельской производственной и социальной инфраструктуры; развитие несельскохозяйственной занятости в сельской местности, прямые выплаты фермерам, чьи доходы ниже определенной установленной границы и др.

Правительственная политика включает также различные программы поддержки потребителей, однако по содержанию мер они значительно скуднее, чем программы поддержки производителей, и применяются в основном в развивающихся странах.

Таким образом, в обобщенном виде государственная политика в мире в области сельского хозяйства представляется весьма разнообразной и разноплановой и в целом находит выражение в государственных и региональных программах.

Россия в плане принятия программ не составляет исключения, но наибольшее значение, имеет документ: Федеральный закон от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства».

В Законе под государственным регулированием понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

В России, когда большинство сельхозпредприятий остается убыточными и имеет большие долги, необходимо прежде всего поднять эффективность ценовых механизмов, включающих введение в действие гарантированных, целевых, пороговых и других цен. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, как определено в Законе о государственном регулировании агропромышленного производства, применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству, или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных правительством. Они обеспечивают с учетом других форм поддержки доходы, достаточные для ведения расширенного воспроизводства.

Нормативные индикаторы цены устанавливаются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам; получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены можно назвать расчетными ценами, так как они используются в качестве основы для установления гарантированных, залоговых цен и для расчета дотаций и компенсаций сельхозпроизводителям.

Пороговые цены в агробизнесе вводятся для определения уровня таможенных пошлин, рассчитываются на основе цен, сложившихся на внутреннем рынке страны.

Цены закупочных и товарных интервенций используются при проведении интервенционных операций, цель которых состоит в ликвидации избытка или дефицита продукции на рынке, сопровождающихся резкими колебаниями цен.

Наконец, залоговые цены применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.

Специалисты Минсельхоза считают, что гарантированные цены должны обеспечивать товаропроизводителям нормальные условия для производства. Не определена сфера применения этих цен, поскольку закупки для специальных потребителей осуществляются на конкурсной основе и цены складываются в ходе тендера, оперативный резерв правительства в последние годы не формируется. Ежегодное согласование гарантированных цен указанными министерствами и Минфином РФ занимает много времени, а сами цены фактически являются ориентировочными.

Таким образом, как можно видеть, новая система регулирования цен в сельском хозяйстве, закрепленная в законе, сформировалась с использованием мирового опыта.

Цена - один из основных элементов рыночной экономики. Применение ценового регулирования в АПК - процесс противоречивый, но одновременно и необходимый для обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, снабжения населения продуктами питания, а промышленности - сырьем.

Наработки ученых и законодательство дают возможность сформировать эффективную ценовую политику, направленную на достижение единой цели - обеспечение продовольственной безопасности России, нужны лишь реальные действия со стороны федеральных и региональных органов власти.

Существует много других мер по стимулированию совокупного платежеспособного спроса на продовольствие и сырье. Некоторые экономисты считают, что более эффективным является механизм субсидирования потребителей. Если при субсидировании производителей (системе государственных цен) только часть средств реально работает на расширение сбыта, то при субсидировании конечных потребителей, при прочих равных условиях (продажа сельскохозяйственной продукции по свободным ценам на нерегулируемом рынке), вся сумма дотаций напрямую увеличивает сбыт. Нужно констатировать, что в программных документах правительства конкретные мероприятия по поддержанию и расширению спроса на продукцию сельского хозяйства не нашли отражения.

В плане льготного налогообложения в агропромышленном комплексе уже сделаны первые шаги. Так, от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются товары, работы, услуги собственного производства хозяйств, реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности данного хозяйства, в счет натуральной оплаты труда и для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.

Кроме того, при приобретении материально-производственных ресурсов суммы налога, уплаченные при их приобретении, возвращаются сельскому товаропроизводителю.

Льгота по налогу на прибыль установлена также для кредитных организаций, обслуживающих агропромышленный сектор. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, устанавливается в размере 8%.

Фермерские хозяйства имеют льготы при уплате подоходного налога. В совокупный годовой доход не включаются суммы оплаты труда за работы на уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов. Не включаются в совокупный годовой доход и доходы членов крестьянского хозяйства, полученные в хозяйстве от сельскохоздеятельности, - в течение пяти лет, начиная с года образования хозяйства.

Государственная политика в области сельского хозяйства предусматривает предоставление дотаций и субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Все формы господдержки опираются на единый принцип: по мере роста доходов фермерского, коллективного хозяйства доля государственной помощи в общих производственных затратах данного хозяйства снижается.

Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы России находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается увеличение этой доли расходов за счет сокращения других видов дотаций.

В животноводстве выделяются дотации на поддержку племенного дела, компенсации части затрат на приобретение комбикормов, закупаемых крупными животноводческими комплексами и птицефабриками.

До 31 декабря 2012 г. в России действовала налоговая льгота, освобождающая сельхозпроизводителей от уплаты налога на прибыль. Ежегодный объем прибыли российских сельхозпроизводителей составляет около 100 млрд руб.

Ранее сельхозпроизводители с опаской смотрели в 2013 г., когда планировалось ввести налог на прибыль. Эту меру откладывали много лет подряд. Теперь потенциальная угроза изъятия 20 млрд руб. у сельхозпредприятий исчезла. Бессрочная нулевая ставка снимает этот вопрос с повестки дня.

Законодательство также освобождает от НДФЛ суммы грантов и субсидий, полученных из бюджета главами крестьянских и фермерских хозяйств. До сих пор государство предоставляло фермерам субсидии, с которых необходимо было платить подоходный налог. То есть государство давало, а потом забирало обратно в виде налогов. Теперь принято решение отказаться от такой практики. Нулевые налоговые ставки сельхозпроизводителям никак не противоречат принципам ВТО.

Однако если бы налоги взимались, то положение российских фермеров существенно ухудшилось бы. ВТО требует, чтобы постепенно сокращались прямые субсидии фермерам по мерам, искажающим рынок, - с 9 млрд долл. до 4,4 млрд долл. к 2018 г.

Также постепенно будут снижаться импортные пошлины и сниматься квоты по ввозу импортной продукции. Открытие российского рынка приведет к тому, что цены на границе и внутренние цены будут сближаться. К примеру, внутренние закупочные цены на свинину сейчас составляют 107 руб., а в Россию свинина ввозится по цене чуть более 60 руб./кг.

Итак, в России, как и в большинстве других стран, осуществляется государственное регулирование агропромышленного сектора с помощью ценообразования, кредитования, налогообложения и других инструментов.

Важнейшим инструментом госрегулирования должна являться система государственной поддержки. Она выражается, прежде всего, в выделении средств бюджетов всех уровней на нужды АПК. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие АПК, предусматривается в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

Сельскохозяйственная политика государства должна быть направлена на совершенствование системы налогообложения. Эта система призвана сочетать фискальную и стимулирующую функции, поощрять сельское предпринимательство. Именно в сфере налогообложения регулирующая роль государства проявляется наиболее рельефно, и именно через нее сельские товаропроизводители получают реальную поддержку в виде различных льгот и преимуществ.

Заключение

Итак, рассмотрение темы функционирования фискальной политики в России, является интересной на современном этапе. В результате проведенного анализа были получены следующие результаты.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Сущность фискальной политики состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.

Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты).

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть.

Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы.

Экономический рост в России имеет прямую зависимость от экономической конъюнктуры мирового сообщества, и ситуации, которая сложилась на мировых финансовых рынках. Кроме того, рост экономического бюджета России зависит от национального бюджета, гибкости налоговой системы и динамики инвестиций в экономику.

Сейчас состояние экономики, в т.ч. фискальной, в России оценивается экспертами неоднозначно. Стабильный рост вызван, в основном, постоянным подорожанием нефти, так что высокое положение России в мировой экономике на деле оказывается весьма непрочным. Мировая общественность все чаще употребляет в этой связи понятие «нефтяная игла», с которой Россия должна «слезть» для дальнейшего уверенного развития экономики.

Одним из основных направлений фискальной политик сегодня - совершенствование налогового законодательства в области стимулирования инновационной деятельности. Однако, здесь новых налоговых льгот не предусмотрено. Решить задачу планируется за счёт корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий.

Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:

         рассмотрены теоретические основы фискальной политики: сущность, виды, значение для государства; проблемы фискальной политики;

         проанализирована фискальная политика России и ее основные направления; охарактеризованы основные направления фискальной политики в сфере агропромышленного комплекса.

Итак, анализ фискальной политики в России показал, что главными целями налогового законодательства на современном этапе, является оздоровление экономики и защиты ее от пресловутой сырьевой зависимости и поднятие производства.

Государственная политика в области сельского хозяйства предусматривает предоставление дотаций и субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Все формы господдержки опираются на единый принцип: по мере роста доходов фермерского, коллективного хозяйства доля государственной помощи в общих производственных затратах данного хозяйства снижается.

Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы России находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается увеличение этой доли расходов за счет сокращения других видов дотаций. Важнейшим инструментом госрегулирования должна являться система государственной поддержки.

Список использованной литературы

.        Федеральный закон № 192 -ФЗ от 29.12.1998 г. «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».

.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012).

.        «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (одобрено Правительством РФ 07.07.2011).

.        Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 (ред. от 04.09.2012) «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

.        «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

.        Андерхилл А., С. Барретт. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М Политика. Толковый словарь. - М.: ИНФРА-М. - 2001. - 230 с.

.        Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и Сервис, - 2001, - 116 с.

.        Агробизнес и аграрные отношения. Учебник для лицеев. - М.: Экономика. - 2010. - С.29.

.        Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2002, - 279 с.

.        Воронин Ю. От дефицита начала реформ к профициту «дерегулирования» // Экономист, - 2002, № 12.

.        Журавлева Г. П. Экономика. - М.: Юристъ, - 2004, - 400 с.

.        Иохин В. Я. Экономическая теория. - М.: Юристъ. - 2003. - 340 с.

.        Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики // Экономист, 2002, № 7.

.        Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики // Экономист, - 2004, № 1.

.        Мовшович С.М., Соколовский Л.Е. Выпуск, налоги и кривая Лаффера // Экономика и математические методы. - 2001. Т. 30. Вып. 3.

.        Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Республика, - 2002. - 200 с.

.        Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. - М.: ГУ ВШЭ, - 2002, - 446 с.

19.    Матвеева Т. Ю. Цели и инструменты фискальной политики // Введение в макроэкономику <#"664844.files/image001.gif">

Приложение Б

Основные показатели прогноза социально-экономического развития, использованные для формирования федерального бюджета

Показатель

Ед. изм.

2011 год отчет

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год




закон с учетом изм-ний

прирост к пред.

Прогноз

прирост к пред. году

Прогноз

прирост к пред.

Прогноз

прирост к пред.

Объем ВВП

млрд. рублей

54 586

60 590

111,0

65 809

108,6

73 391

111,5

81 486

111,0

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

29,4

29,2

99,3

29,7

101,7

30,5

102,7

31,5

103,3

Инфляция (ИПЦ)

% к декабрю пред. года

6,1

6,0

98,3

5,5

91,7

5,0

90,9

5,0

100,0

Цена на нефть марки «Юралс»

долл./ барр.

115,0

105,2

97,0

84,3

101,0

104,1

104,0

103,0

Цена на газ (средне контрактные, включая страны СНГ)

долл./ тыс. куб. м

338,8

382,6

112,9

352,9

92,2

341,7

96,8

358,0

104,8

Цена на газ (ДЗ)

долл./ тыс. куб. м

382,2

439,1

114,9

394,9

89,9

373,7

94,6

389,6

104,3

Объем импорта, всего

млрд. долл.

305,6

351,0

114,9

388,1

110,6

425,9

109,7

466,1

109,4

Налогооблагаемый объем импорта

млрд. долл.

287,6

333,5

115,9

368,8

110,6

409,6

111,1

438,9

107,2

Объем экспорта, всего

млрд. долл.

516,5

552,4

107,0

520,3

94,2

545,0

104,7

575,3

105,6

Объемы экспорта:

нефти

млн. тонн

244,4

237,1

97,0

237,6

239,6

100,8

241,6

100,8

газа

млрд. куб. м

189,5

211,8

111,8

233,1

110,1

240,7

103,3

252,8

105,0

нефтепродуктов

млн. тонн

132,1

135,7

102,7

134,0

98,7

129,8

96,9

124,2

95,7

Налогооблагаемые объемы экспорта:

нефти

млн. тонн

203,9

194,4

95,3

194,1

99,8

197,1

101,5

197,4

100,2

газа

млрд. куб. м

107,7

128,6

119,4

149,4

116,2

157,0

105,1

168,5

107,3

нефтепродуктов

млн. тонн

125,7

130,4

103,7

128,7

98,7

124,5

96,7

118,9

95,5

Налогооблагаемые объемы добычи:

нефти

млн. тонн

445,7

452,0

101,4

446,9

98,9

455,9

102,0

99,8

газа

млрд. куб. м

589,0

614,6

104,3

642,1

104,5

658,1

102,5

672,1

102,1

газового конденсата

млн. тонн

20,5

20,5

100,0

20,5

100,0

20,5

100,0

20,5

100,0


Похожие работы на - Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!