Инновационная деятельность и формы государственной поддержки на примере ОАО 'Брестсельмаш'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,76 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность и формы государственной поддержки на примере ОАО 'Брестсельмаш'

Министерство образования республики Беларусь

учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ и УПРАВЛЕНИЯ









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему «Инновационная деятельность и формы государственной поддержки на примере ОАО «Брестсельмаш»»


Выполнил

Студент 5 курса

Проверила Жук Ю.Н.



Брест 2011

РЕФЕРАТ

Инновационная деятельность и формы государственной поддержки на примере ОАО «Брестсельмаш».

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка, особенности регулирования инновационной деятельности, методы, особенности регулирования, направления развития, программа мероприятий.

Объектом исследования является ОАО «Брестсельмаш». Предметом исследования является сущность, необходимость и особенности государственного регулирования инновационной деятельности.

Цель курсовой работы - исследование государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности.

Задачи курсовой работы:

1)определить понятие, цели и принципы государственной инновационной политики;

2)определить особенности государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь и развитых странах мира;

)дать характеристику деятельности ОАО «Брестсельмаш»;

4)исследовать основные направления инновационной деятельности предприятия и предложить мероприятия по их совершенствованию.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Цели и принципы государственной научной и инновационной политики

.2 Сущность и необходимость государственной поддержки инновационной деятельности

.3 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь и развитых странах мира

. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БРЕСТСЕЛЬМАШ»

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Брестсельмаш»

.2 Характеристика основных направлений инновационной деятельности предприятия и оказываемая государственная поддержка

. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО « БРЕСТСЕЛЬМАШ»

.1 Основные направления развития инновационной деятельности ОАО «Брестсельмаш»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

инновационный политика государственный

В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций.

Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием отечественныхпредприятий.

Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности.

Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.

Целью курсовой работы является исследование государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности.

Задачи курсовой работы:

5)определить понятие, цели и принципы государственной инновационной политики;

6)определить особенности государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь и развитых странах мира;

)дать характеристику деятельности ОАО «Брестсельмаш»;

8)исследовать основные направления инновационной деятельности предприятия и предложить мероприятия по их совершенствованию.

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1Цели и принципы государственной научной и инновационной политики

Для того, чтобы выделить цели и принципы государственной научной и инновационной деятельности, необходимо дать понятие научно-технической политики в целом.

Государственная инновационная политика-это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Республики Беларусь в области науки, техники и реализации достижений науки и техники[11, с.96].

Концептуальные положения, предусматривающие стратегические цели инновационного развития и реализацию таковых, определены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Основные цели и принципы государственной научно-технологической политики прописаны в Законе Республики Беларусь от 19.01.1993 г. № 2105-XII с изменениями и дополнениями от 20.07.2006 № 162-З.

Закон определяет, что наука находится под опекой государства и пользуется его поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития[6, с.96].

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа [3, с.2].

Основными принципами формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;

ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;

непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;

государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

повышение престижа научного труда и технического творчества;

взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

поддержка развития инновационной инфраструктуры [3, с.3-4].

Субъектами государственной научно-технической политики являются:

государственные органы Республики Беларусь;

юридические и физические лица, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь.

Права и обязанности субъектов государственной научно-технической политики в ее формировании и реализации регулируются законодательством Республики Беларусь [3, с.1].

Объектами государственной научно-технической политики являются:

научная, научно-техническая и инновационная деятельность;

отношения между участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности;

отношения между государственными органами и участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Государственная научно-техническая политика формируется Президентом Республики Беларусь с участием Правительства - Совета Министров Республики Беларусь и реализуется Правительством Республики Беларусь и другими субъектами государственной научно-технической политики в соответствии с полномочиями, возложенными на них настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь [3, с.5].

1.2 Сущность и необходимость государственной поддержки инновационной деятельности

Большинство индустриально развитых стран связывает сегодня свои надежды на долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники - информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий.

Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом -одна из основных задач современного индустриально развитого государства[4, с.156].

Экономический рост страны сочетает в себе экстенсивные и интенсивные факторы развития.

К экстенсивным факторам развития страны относится прирост массы используемых в производственной сфере первичных ресурсов (таких как рабочая сила, земля, материальные составляющие), к интенсивным- повышение качества применяемых ресурсов и увеличение интенсивности их использования.

В современных условиях выпуск продукции и предоставление услуг за счет большей занятости населения и вовлечения в оборот новых природных ресурсов ограничиваются. Решающее значение для экономики страны приобретают интенсивные факторы[2, с.131].

Необходимость государственного регулирования и поддержки инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.

Во-первых, отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более дорогостоящими.

Во-вторых, многие инновации могут оказаться экономически эффективнымилишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка.

Для отдельного хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить значительную экономию на масштабах производства.

В-третьих, изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизованного общества.

В-четвертых, существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе(оборона, охрана правопорядка, экология и т. д.), а также в тех областях, которые финансируются за счет государственных средств (здравоохранение, образование и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов неизбежно ложатся на плечи всего общества.

В-пятых, инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель или фирма подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из нескольких элементов.

В-шестых, экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта.

Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в других отраслях и т. п.

В-седьмых, существует стремление к стабильному извлечению сверхприбылиза счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зрения стремления хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества.

В-восьмых, высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с высокими затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на стадии освоения инноваций [5, с.103-105].

Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

) содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;

) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

) применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды;

) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки;

) координацию инновационной деятельности в регионах;

) создание правовой базы инновационной деятельности;

) регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности [8, с.73-74].

Существуют следующие методы государственного регулирования инновационной деятельности.

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования [6, с.157].

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная формапроявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая формагосударственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах.

Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками[1, с.103].

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы.

Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела и другое.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений [8, с.76-77].

.3 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь и развитых странах мира

Вначале приведем примеры государственного регулирования инновационной деятельности на примере развитых стран мира.

Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в США.

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

НАСА;

Национальное бюро стандартов;

Министерство обороны;

Национальный центр промышленных исследований;

Национальная академия наук;

Национальная техническая академия;

Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные - из федерального бюджета.

Источники финансирования: около 50% - частные фирмы и организации, 46% - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

В США государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективны исследовательские центры и венчурные фонды, которые могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовое законодательство действует уже более 100 лет [9 с.85].

Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Японии.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП).

Контроль выполнения конкретных направлений научно-инновационной политики осуществляет Управление по науке и технике.

В реализации научно-инновационной политики опора делается на крупные корпорации.

Помимо традиционных экономических и административных способов, японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

целевое распределение финансовых ресурсов,

предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии;

контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих наукоемкое производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства [5, с.109-111].

Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в странах Европейского Союза.

Великобритания, Германия и Франция входят в Европейский союз и занимают соответственно третье (2,3% ВВП), четвертое (2,4% ВВП) и пятое (2,2%) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. При этом доля федерального бюджета в финансировании составляет от 35 до 45%.

Европейский союз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.

К основным направлениям инновационной политики Европейского союза относятся:

выработка единого антимонопольного законодательства;

использование системы ускоренной амортизации оборудования;

льготное налогообложение малого наукоемкого бизнеса;

поощрение малого наукоемкого бизнеса;

прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Европейского союза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г.

Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций.

Источником конкурентоспособности и роста, по решению Европейского союза, должны стать инновации. Были определены и ресурсы: к 2010 г. Европейский союз должен перейти от 1,9% наукоемкости ВВП к 3%, две трети которой призван обеспечить предпринимательский сектор [7, с.156-158].

Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.

В целях создания соответствующего правового поля для обеспечения инновационного процесса на всех его стадиях на уровне Главы государства и Правительства страны принят ряд новых нормативных правовых актов.

Главным органом управления инновационной деятельностью регионов Республики Беларусь являетсяНациональная инновационная система Республики Беларусь (НИСРБ) [4, с.39].

Основными функциями НИСРБ являются:

разработка и реализация стратегии инновационного развития региона;

обеспечение финансирования региональных программ инновационного развития;

обеспечение разработки и контроля исполнения бизнес-планов (инновационных разделов) предприятий;

обеспечение выполнения и контроля за показателями инновационного развития региона;

исполнение мероприятий государственной программы инновационного развития;

подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров для инновационной деятельности;

информационное и идеологическое обеспечение инновационного развития региона;

создание товаропроводящей сети внутри страны и за рубежом[4, c.49].

Важное направление реализации государственной научно-технической политики - развитие инновационной инфраструктуры, которая является связующим звеном между разработчиком инноваций, заинтересованным производителем новой продукции или потребителем наукоемкой технологии и, в конечном итоге, рынком [10, c.65].

В настоящее время в Беларуси основы такой инфраструктуры сформированы, и центральное место займет созданный по решению Главы государства Парк высоких технологий.

Основными направлениями деятельности Парка определены разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики, а также экспорт указанных технологий и программного обеспечения за ее пределы [4, c.56].

Создание Парка высоких технологий позволит обеспечить благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь, основанных на новых и высоких технологиях.

Основная цель проводимой политики состоит в развитии интеллектуального потенциала нации, создании эффективно действующей национальной инновационной системы, обеспечении структурной и технологической перестройки промышленности [4, с.32].

2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БРЕСТСЕЛЬМАШ»

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Брестсельмаш»

Открытое акционерное общество «Брестсельмаш» находится в городе Бресте по адресу: ул. Поплавского, 32.

ОАО «Брестсельмаш» является одним из ведущих предприятий города Бреста и Брестской области. Завод более 60-ти лет занимает ведущие позиции в производстве отечественного теплового оборудования, зерносушилок и зерносушильных комплексов, другой сельскохозяйственной техники, которая успешно работает не только в Беларуси, но и за ее пределами.

История предприятия берет свое начало в послевоенном времени. В 1946 году подчиненный Министерству обороны ремонтно-механический завод выпускал дорожную технику для строительства аэродромов.

Затем предприятие приобрело сельскохозяйственную направленность и занялось производством теплового оборудования для птицеводческих фабрик, главным образом -теплогенераторов. Весь СССР такими агрегатами обеспечивали всего три завода - «Амурсельмаш», «Мозырьсельмаш» и «Брестсельмаш».

В 1993 году завод преобразован в народное предприятие «БРЕСТСЕЛЬМАШ» со 100% коллективной собственностью работающих членов коллектива.

В 2000 году народное предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «БРЕСТСЕЛЬМАШ».

В настоящий момент на предприятии разработаны и серийно выпускаются:

горелки блочные;

теплогенераторы;

воздухонагреватели;

агрегаты топочные;

котлы отопительные;

зерносушилки;

зерноочистительно-сушильные комплексы;

нории;

агрегаты внесения удобрений.

Изделия надежны в эксплуатации, экономичны и просты в обслуживании. Вся продукция имеет разрешения на применение и сертификаты соответствия Беларуси, России, Украины.

Также предприятие осуществляет следующие виды услуг:

полимерное покрытие изделий из металла французскими порошковыми красками фирмы «BIHON»;

замена и ремонт топок и камер сгорания из жаропрочной нержавеющей стали;

ремонт зерносушилок отечественного и импортного производства;

замена и ремонт горелок;

изготовление деталей любой геометрической формы на высокоскоростном координатно-револьверном пробивном прессе с ЧПУ FinnPower C5F.

И вдобавок, ОАО «Брестсельмаш» имеет возможность выполнить заказ по изготовлению деталей из листового металла толщиной от 0,8 мм до 3,0 мм, максимальный размер листа 2500х1250 мм, методом пробивки и вырубки на высокоскоростном координатно-револьверном пробивном прессе с ЧПУ FinnPower C5F.

Также оказывает помощь в разработке, проектировании и подготовке заказа из собственного материала и из материала заказчика со следующими преимуществами:

минимальный отход (до 2%);

низкая себестоимость изготовления;

кратчайшие сроки изготовления больших партий изделий;

высокая точность (до 0,02 мм);

высокое качество.

Все эти преимущества отражаются в девизе предприятия - работать качественно - это выгодно и престижно.

Для достижения поставленной цели необходимо:

сохраняя завоеванные рынки сбыта, расширять географию поставок на основе взаимовыгодного партнерства с потребителями;

создавать и поддерживать высокий имидж выпускаемой продукции;

проектировать и осваивать новые изделия и прогрессивные технологии;

постоянно совершенствовать качественные характеристики продукции,

обеспечивающие ее конкурентоспособность;

обеспечить безопасность продукции в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

достичь взаимовыгодных и долгосрочных отношений с поставщиками по выполнению требований к качеству закупаемой продукции;

устанавливая качественные показатели премирования работников предприятия, обеспечить мотивацию качества труда;

постоянно повышать квалификацию персонала предприятия;

постоянно совершенствовать систему менеджмента качества с целью повышения ее результативности.

Общая схема организационной структуры управления ОАО «Брестсельмаш» представлена в Приложении А. Она является линейно-функциональной. Линейные звенья управления командуют, функциональные звенья консультируют в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Каждый работник предприятия подчиняется только одному руководителю, в этом проявляется линейность организационной структуры.

На предприятии ОАО «Брестсельмаш» организационная структура ориентирована на производственный процесс, а наличие разнообразных функциональных подразделений позволяет решать специализированные вопросы.

Возглавляет предприятие генеральный директор. На предприятии ОАО «Брестсельмаш» генеральному директору непосредственно подчинены: первый заместитель директора, заместитель директора по кадрам, заместитель директора по качеству, заместитель директора по сбыту и продажам.

Управлением производственной деятельностью на предприятии занимаются главный инженер и начальник производства, которые подчиняются непосредственно первому заместителю директора.

Основной функцией главного инженера на ОАО «Брестсельмаш» является руководство всей технической стороной деятельности предприятия: технической подготовкой производства, НИОКР, внедрение передовой техники и иные обязанности.

Организационно-штатная структура предприятия включает 35 подразделений, а численность персонала составляет 559 человек.

Достоинства и недостатки организационной структуры ОАО «Брестсельмаш» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Сильные и слабые стороны организационной структуры ОАО «Брестсельмаш»

Сильные стороныСлабые стороныФункциональные подразделения помогают решать возникающие в ходе деятельности проблемы высшему руководству Каждый отдел в определенной мере заинтересован в достижении своих целей, а не общей цели всего предприятия Учитывает особенности производственного процессаНа практике не всегда наблюдаются взаимосвязи и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными и функциональными подразделениями, а также между функциональными подразделениями Каждый работник подчинен только одному руководителю (соблюдается принцип единоначалия)Аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению, наряду со стратегическими задачами, множества оперативных задач.

В результате анализа действующей организационной структуры управления ОАО «Брестсельмаш» можно сделать следующие выводы:

организационная структура предприятия не отвечает современным рыночным условиям, требует принципиальной переработки - повышения гибкости;

существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению;

недостаточное использование низового звена управления;

чрезмерное использование высшего и среднего звеньев управления.

Основные показатели деятельности предприятия за 2010 год отражены в таблицах 2.2;2.3;2.4 и 2.5.

Таблица 2.2 - Показатели деятельности ОАО «Брестсельмаш» за 1-й квартал 2010 г.

Наименование показателейЕдиница измеренияЗа кварталС начала годаВыручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)млн. рублей49804980Прибыль (убыток) за отчетный период, всегомлн. рублей6060в том числе прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услугмлн. рублей4646в том числе прибыль (убыток) от операционных доходов и расходовмлн. рублей1515в том числе прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходовмлн. рублей-9-9Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибылимлн. рублей212212Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)млн. рублей-152-152Начислено на выплату дивидендов в данном отчетном периодемлн. рублей3535Количество акционеров, всеголиц0568Среднесписочная численность работающихчеловек0532Обеспеченность акции имуществомтысяч024.62Дивиденды, приходящиеся на одну акцию (включая налоги)рублей030

Таблица 2.3 - Показатели деятельности ОАО «Брестсельмаш» за 2-й квартал 2010 г.

Наименование показателейЕдиница измеренияЗа кварталС начала годаВыручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)млн. рублей6 15011 130Прибыль (убыток) за отчетный период, всегомлн. рублей279339в том числе прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услугмлн. рублей381427в том числе прибыль (убыток) от операционных доходов и расходовмлн. рублей-419в том числе прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходовмлн. рублей-98-107Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибылимлн. рублей192404Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)млн. рублей87-65Начислено на выплату дивидендов в данном отчетном периодемлн. рублей3535Количество акционеров, всеголиц0568Среднесписочная численность работающихчеловек0532Обеспеченность акции имуществомтысяч024.62Дивиденды, приходящиеся на одну акцию (включая налоги)рублей030Таблица 2.4 - Показатели деятельности ОАО «Брестсельмаш» за 3-й квартал 2010 г.

Наименование показателейЕдиница измеренияЗа кварталС начала годаВыручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)млн. рублей8 05119 181Прибыль (убыток) за отчетный период, всегомлн. рублей484823в том числе прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услугмлн. рублей550977в том числе прибыль (убыток) от операционных доходов и расходовмлн. рублей2342в том числе прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходовмлн. рублей-89-196Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибылимлн. рублей360764Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)млн. рублей12459Начислено на выплату дивидендов в данном отчетном периодемлн. рублей035Количество акционеров, всеголиц0568Среднесписочная численность работающихчеловек0559Обеспеченность акции имуществомтысяч024.62Дивиденды, приходящиеся на одну акцию (включая налоги)рублей030

Таблица 2.5 - Показатели деятельности ОАО «Брестсельмаш» за 4-й квартал 2010 г.

Наименование показателейЕдиница измеренияЗа кварталС начала годаВыручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)млн. рублей8 27627457Прибыль (убыток) за отчетный период, всегомлн. рублей5091332в том числе прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услугмлн. рублей5781555в том числе прибыль (убыток) от операционных доходов и расходовмлн. рублей2466в том числе прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходовмлн. рублей-93-283Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибылимлн. рублей3781142Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)млн. рублей129188Начислено на выплату дивидендов в данном отчетном периодемлн. рублей035Количество акционеров, всеголиц0568Среднесписочная численность работающихчеловек0562Обеспеченность акции имуществомтысяч024.62Дивиденды, приходящиеся на одну акцию (включая налоги)рублей030

Проанализировав и сравнив данные таблиц 2.2; 2.3; 2.4 и 2.5 можно сделать вывод, что прибыль предприятия за анализируемый период возрастает, что в первую очередь связано с ростом продаж и увеличением объемов производства за счет увеличения работников. К концу анализируемого периода предприятие также получило в свое распоряжение нераспределенную прибыль. Количество акционеров предприятия не изменилось, соответственно остались неизменными выплаты, предполагаемые для них.

В целом, увеличение продаж и выручки предприятия говорит о том, что эффективность его работы возрастает, однако здесь надо учитывать тот факт, что увеличение объемов производства было завязано на численности персонала.

Можно сделать вывод, что предприятие все еще базируется на экстенсивном пути развития, однако в современных условиях выпуск продукции и предоставление услуг за счет большей занятости населения и вовлечения в оборот новых природных ресурсов ограничиваются. Решающее значение должны приобретать интенсивные факторы.

.2 Характеристика основных направлений инновационной деятельности предприятия и оказываемая государственная поддержка

На предприятии ОАО «Брестсельмаш» в номенклатурном списке со временем появились бытовые и промышленные котлы, различные модификации горелок, воздухонагреватели, позже - агрегаты для внесения удобрений. Чтобы загрузить мощности, на предприятии стали изучать все государственные программы, касающиеся выпуска профильной продукции, и в 2004 году включились в программу «Зерносушение», предусматривающую активизацию отечественного машиностроения в направлении создания зерносушилок и зерноочистительно-сушильных комплексов.

Первые образцы были разработаны совместно с НИИ механизации сельского хозяйства Академии наук Беларуси. Пройдя все стадии - от чертежей до внедрения в производство, появилась первая колонковая зерносушилка ЗСК 8-1, способная в час просушивать 8 тонн зерна. Теперь проектирование, изготовление, доставка и монтаж, пуско-наладочные работы и сервисное обслуживание производятся специалистами «Брестсельмаша».

Сегодня ОАО «Брестсельмаш» предлагает сушилки зерна на газовом и жидком топливе производительностью от 8 до 30 тонн в час. Они легко встраиваются в любую существующую в хозяйстве технологичную схему.

Проведя анализ основных экономических показателей зерносушилок производства Беларуси, России, Германии, Польши, Институт механизации сельского хозяйства НАН Беларуси установил, что брестские агрегаты не только не уступают, но по ряду показателей превосходят аналоги, произведенные в ближнем и дальнем зарубежье.

Так, себестоимость одной тонны зерна, прошедшего обработку на агрегатах «Брестсельмаша», работающих на жидком топливе, в среднем уменьшается на 10-30 процентов, что во многом обусловлено более низким уровнем совокупных капиталовложений, необходимых для приобретения и монтажа оборудования.

Работая в рамках государственной программы «Зерносушение», руководство ОАО «Брестсельмаш» сделало акцент на импортозамещение- постепенно отошли от закупки основных узлов за границей. Доля импортной комплектации сегодня в продукции предприятия - 12-14 процентов.Привозят лишь то, что не производится в Беларуси: например, некоторые блоки, контрольно-измерительные приборы, все остальное производится на предприятии.

В итоге зернокомплекс ОАО «Брестсельмаш» получился на порядок дешевле того, что изготавливается с применением импортной комплектации.

Также предприятие занимается выпуском новых теплогенераторов на жидком и газовом топливе мощностью 180 - 700 кВт, блочные газовые и жидкотопливные горелки - от 200 до 2500 кВт, газовые воздухонагреватели на 70 кВт, которые пользуются хорошим спросом.

В частности, 250 воздухонагревателей установлены на барановичской птицефабрике «Дружба». Имея КПД 99% и стоимость 1100 долл., они окупаются за один отопительный сезон.

Выпускаются также разбрасыватели удобрений, зерносушилки двух типов, отопительные промышленные и бытовые котлы. Из товаров народного потребления изготавливаем ручные водяные насосы, садовые ножницы, устройства для снятия стружки, гаражные слесарные верстаки и котлы-кормозапарники.

В прошлом году примерно 60% продукции ушло на внешний рынок - в основном на сельхозпредприятия России, Украины, Молдовы. А в этом году заметно «оживились» отечественные потребители. В соответствии с государственными программами «Строительство на селе», «Лен», «Сахар», «Восстановление зерносушильного хозяйства», которые финансируются из фонда поддержки сельхозпроизводителей, осуществляется поставка топочных котлов КСТВ-25 и агрегаты для внесения удобрений.

Выполнение только этих заказов позволит нарастить объемы производства на 100% - в 2 раза больше, чем в прошлом году. В первом полугодии произошло увеличения данного показателя по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12%, а по товарам народного потребления - на 61%. Заработана прибыль в сумме 200 млн. руб.

На сегодняшний день освоен выпуск зерновых норий, топочных агрегатов, бункеров для хранения зерна, шнековых транспортеров. Участие завода в государственной программе стимулировало и развитие остальной производимой здесь техники - растет потребность и в горелочных устройствах, и в топочных агрегатах, более мощных, более совершенных.

Чтобы научно-технические достижения без проблем внедрять в жизнь, ежегодно закупается необходимая технологическая оснастка.

На выполнении госзаказа по обеспечению сельхозпредприятий зерносушильными комплексами задействовано сегодня 40 процентов мощностей завода.

В 2006 году на предприятии ОАО «Брестсельмаш» сертифицировали систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО.

В 2009 году продукция завода успешно прошла ресертификацию(см. Приложение Б).

Продукция ОАО «Брестсельмаш» ежегодно участвует во всевозможных конкурсах, выставках, презентациях как в Беларуси, так и в различных регионах России, Казахстане. Дипломов «Лучшие товары Республики Беларусь» и «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» удостоено не только зерносушильное оборудование, но также горелки, воздухонагреватели, котлы (см. Приложение Б).

Вся линейка продукции сертифицирована в Беларуси, России, Украине. В нынешней экономической ситуации это обстоятельство считают очень важным моментом и марку предприятия стараются держать высоко, постоянно работая над качеством, совершенствуя процесс сборки, модернизируя оборудование.

Главный торговый партнер предприятия - Россия. На ее долю приходится около 80 процентов всех поставок на внешний рынок, примерно 17 процентов занимает экспорт в Украину, в небольших объемах агрегаты продают также в Молдову. В связи с мировым кризисом в 2008 - 2009 гг. покупательская способность клиентов предприятия снизилась - январь 2009 г. был отмечен резким спадом экспорта. Но начиная с февраля наблюдается постепенный подъем. В данный момент белорусские и иностранные потребители начинают откликаться на предложения ОАО «Брестсельмаш» активнее.

Да и завод идет навстречу: действует целая система скидок, бонусов, чего раньше не было. С постоянными покупателями работа идет особыми, эксклюзивными методами. Завод пытается наладить отношения с Казахстаном, однако здесь сдерживают солидные транспортные расходы. И все же на экспорт поставляется примерно треть общего объема продукции завода. И рынки ОАО «Брестсельмаш» стремительно развиваются. В России и Украине действует дилерская сеть.

Государственная поддержка предприятияосуществляется во-первых, в рамках Белорусского инвестиционного фонда.

Она заключается в том, что данный фонд предоставляет информационную поддержку инновационной деятельности, организует проведение выставок, ярмарок научно-технической продукции, семинаров, конференций, симпозиумов и других научно-практических мероприятий.

Финансовая поддержка инновационных проектов за счет средств республиканского бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999 г.

№ 819, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2000 г. № 317).

Однако препятствием к получению финансовой поддержки предприятия является тот факт, что государство очень жестко проводит политику финансирования инвестиционных проектов.

Финансовая поддержка инновационных проектов из республиканского бюджета осуществляется, как правило, на конкурсной и на возвратной основе с долевым участием заинтересованных организаций.

К рассмотрению принимаются проекты, заявители которых приняли на себя обязательства по практическому использованию планируемых результатов, по долевому участию в финансировании затрат на выполнение научных исследований и разработок, предусмотренных в проекте в размере не менее 50% общего объема планируемых на эти цели затрат, а также по возврату ассигнований, предусматриваемых к выделению из республиканского бюджета для финансовой поддержки соответствующих проектов.

Заявителями проектов могут выступать министерства и другие республиканские органы государственного управления. Национальная академия наук Беларуси, фонды социального назначения, другие субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Главная проблема состоит в том, что мало какие министерства или органы государственного управления заинтересованы брать на себя большие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также риск невозврата государственных ассигнований в случае непринятия государственной комиссией результатов разработок или их неэффективность.

Сумма денежных средств, подлежащих возврату, определяется путем умножения суммы договора на процент средневзвешенной ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 100.

Однако действенные меры государственной поддержки предприятиязаключаются в том, чторазработки, прошедшие государственную комиссию и зарегистрированные в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 472 «Об осуществлении государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ», подлежат льготному налогообложению. Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1999 г. № 167 «О мерах государственной поддержки отраслевой науки» в 1999-2000 годах субъекты хозяйствования Республики Беларусь освобождены:

от отчислений средств пользователями автомобильных дорог в республиканский дорожный фонд - в части объемов выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

от уплаты налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации указанных работ.

Законом Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. № 324-3, вступившего в силу с I января 2000 г.) освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Данная льгота имеет постоянный характер.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО « БРЕСТСЕЛЬМАШ»

.1 Основные направления развития инновационной деятельности ОАО «Брестсельмаш»

Исходя из данных деятельности и форм государственной поддержки, можно выделить следующие основные направления инновационной деятельности предприятия ОАО «Брестсельмаш»:

во-первых, необходимо проводить планомерную замену и модернизацию производственно-технологического оборудования, т.к. на сегодняшний момент его физический износ достигает довольно больших величин.

Новое оборудование позволит выпускать более современную и технологически усовершенствованную продукцию, поможет снизить затраты на производство продукции.Оказание государственной поддержки в зависимости от уровня технологического развития организации и показателей, предлагаемых к реализации инвестиционных (инновационных) проектов.

Физический износ техники достиг 95%. На предприятии даже есть две единицы оборудования, поступившие на завод по репарации из Германии после войны: пилорама фирмы "Гофман" и обрубной станок, на котором рубят металлическую полосу.

За последние 3 года внедрен процесс окраски основных изделий порошковыми эмалями, что позволило выйти на мировой уровень дизайна и качества. Закуплено также два агрегата плазменной резки и есть намерение приобрести плазменный комплекс, который даст возможность достичь высокого уровня технологии.

Замена оборудования помогает выпускать продукцию с более высоким качеством за меньшую стоимость и количество использованных ресурсов.

В частности, 250 воздухонагревателей установлены на барановичской птицефабрике "Дружба". Имея КПД 99% и стоимость 1100 долл., они окупаются за один отопительный сезон.

Также замена оборудования поможет наращивать объемы производства продукции без увеличения количества работников, т.е. будет выполняться переход от экстенсивного к интенсивному производству.

организационная структура управления предприятием не отвечает современным рыночным условиям, требует принципиальной переработки - повышения гибкости. В соответствии с этим необходим ее пересмотр.

К примеру, на немецкой фирме "Раух" - 220 человек, на "Холмер" - 230. Но последнее предприятие выпускает в год свеклоуборочных комбайнов на 20 млн. евро! А предприятие ОАО «Брестсельмаш» с более чем 500 работниками производит в разы меньше. В чем же разница? Там больше организованности на уровне предприятия. В частности, у них только 19 управленцев: у них нет мастеров, старших мастеров, начальников цехов: только начальник производства, а в каждом цехе - старший рабочий. К такой организации будет стремиться и предприятие.

Во-первых необходимо объединить плановый и экономический отдел в единую структуру, т.е. уменьшить дробление связанных друг с другом структур.

Во-вторых, необходимо убрать производственный отдел. Всеми цехами должен управлять только начальник производства. В каждом цехе необходимо назначить старшего рабочего. Данная мера позволит в большей мере использовать низовое управление. Повысится эффективность взаимодействия производства и управления.

В-третьих, необходимо наладить более плотное взаимодействие непосредственно тех отделов, которые занимаются разработкой и производством продукции, т.е. конструкторского бюро, цехов и отдела главного механика.

система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению, поэтому необходимо сконцентрировать силы на ее изменение, ввести разработку стратегических планов управления предприятием;

недостаточное использование низового звена управления - это плохо сказывается на работе предприятия. Ведь занятые на основном производстве рабочие могут вносить свои предложения по усовершенствованию работы, внедрению каких-либо нововведений, улучшающих производственный процесс в целом.

возможно проведение реструктуризации предприятия, т.е. разделить производство на два предприятия - одно должно заниматься сельхозтехникой, а второе - отопительным оборудованием. Ведь на аналогичных предприятиях в зарубежных странах гораздо меньше работников, однако большая организованность инновационно-производственных процессов.

рассматривается возможность внедрения новшеств и улучшений в выпускаемую предприятием продукцию: теплогенераторы на жидком и газовом топливе мощностью, блочные газовые и жидкотопливные горелки, газовые воздухонагреватели, повышение их КПД при одновременном уменьшении потребляемых ресурсов, за счет внедрения новых энергоэкономных технологий работы оборудования, большей отдачи при небольшом потреблении ресурсов.

внедрение в государственные программы развития позволит предприятию наращивать объемы продаж, увеличить свою прибыль и соответственно больше средств вкладывать в развитие инноваций на предприятии.

участие в государственных тендерах на разработку и поставку нового сельскохозяйственного и отопительного оборудования. Причем здесь новизна и одновременно относительно меньшая стоимость по сравнению с конкурентами может сыграть важную роль. Это не только привлечение возможных государственных дотаций, но и заинтересованность других предприятий в покупке оборудования ОАО «Брестсельмаш».

активизация инвестиционной политики, ведь без привлечения стороннего капитала невозможно проводить испытания, наладку и запуск в производственный процесс нового оборудования. Это также облегчит процесс получения государственных субсидий, ведь основным требованием является наличие у предприятия финансовых средств в размере, не менее, чем 50% от всех необходимых на разработку и внедрение затрат.

постоянное участие в международных выставках-ярмарках, форумах, рекламных акциях. Все это необходимо для привлечения интереса со стороны возможных инвесторов.

разработка инновационных проектов, имеющих государственное значение для Республики Беларусь. Это автоматически увеличивает шансы предприятия на участие в государственных программах поддержки инновационной деятельности и выделение необходимых финансовых ресурсов для дальнейших разработок.

разработка бизнес-планов инвестиционных проектов с обоснованием и всеми необходимыми расчетами. Необходимо убедить инвестора вложить свой капитал в развитие инноваций на предприятии, с возможностью обратного получения своего капитала и дохода от его вложения.

в соответствии с Положением программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусматривается увеличение

затрат на исследования и разработки за счет собственных средств.

на основе изучения положительного зарубежного опыта и через собственные новые научно-технические достижения можно заложить прочный фундамент для дальнейшего ускоренного развития.

без проведения исследований и разработок добиться перелома в технологическом развитии не удастся. Как ранее отмечалось, в развитых странах доля затрат на исследования и разработки за счет средств бизнеса составляет 64-75 процентов.

В связи с этим необходимо развитие исследовательских лабораторий, научно-технических центров и тому подобного.

в соответствии со «Стратегией технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года», учитывая, что разработка и освоение технологий требует больших объемов финансирования и наличия исследовательских подразделений в составе предприятий, важным направлением технологического развития может стать объединение предприятий в холдинги, включающие научные организации, что позволит создать сквозную научно-производственную цепь: исследование - разработка - производство - реализация продукции.

также в соответствии с вышеназванной стратегией, в целях стимулирования затрат на исследования и разработки за счет средств организаций необходимо внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, предусмотрев применение скидки по уменьшению суммы налога на прибыль в размере 50 процентов суммы прироста затрат организации на научные исследования и опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

необходимо предоставить право на период освоения новых технологий и внедрения в производство импортозамещающих товаров, самостоятельно определять объемы производства и формировать цены на них исходя из спроса;

увязать инновационную политику предприятий с маркетинговой стратегией в целях решения на законодательном уровне вопроса о включении затрат на маркетинг и рекламу в структуру себестоимости производства инновационной продукции на срок до трех лет с начала серийного выпуска, в соответствии с вышеназванной Стратегией;

усилить роль стимулирующих выплат (премий, надбавок, вознаграждений, бонусов), социального пакета и мер нематериального поощрения работников и руководителей организаций реального сектора экономики путем расширения практики применения коллективно-договорных отношений;

обеспечить повышение профессионального уровня персонала (обучение, переподготовка и повышение квалификации);

развивать систему страхования инновационной деятельности;

развивать систему амортизационных, таможенных, административных и других мер, которые ориентируют субъекты хозяйствования на инновации. У инновационных организаций и новых инновационных производств налоговая нагрузка должна быть существенно ниже, чем в традиционной экономике;

принять практику обязательного перечисления научным организациям и конкретным ученым лицензионных платежей (роялти) за результаты научной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной курсовой работы были исследованы цели и принципы государственной научной и инновационной политики, ее сущность и необходимость для страны в целом.

Были выделены объекты, субъекты инновационной политики предприятия. Также были изучены особенности регулирования инновационной деятельности в развитых странах мира и Республики Беларусь.

Главой государства были выделены направления инновационной деятельности в Республике Беларусь:

ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

новые материалы и новые источники энергии;

медицина и фармация;

информационные и телекоммуникационные технологии;

технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

промышленные биотехнологии;

экология и рациональное природопользование.

Основная цель проводимой государственной инновационной политики состоит в развитии интеллектуального потенциала нации, создании эффективно действующей национальной инновационной системы, обеспечении структурной и технологической перестройки промышленности.

В ходе работы было исследовано предприятие ОАО «Брестсельмаш», дана его организационно-экономическая характеристика, а также описание продукции, производимой данным предприятием.

Были изучены направления инновационной деятельности предприятия и оказываемые меры государственной поддержки. В ходе изучения были выявлены недостаточность мер поддержки со стороны государства, оказываемых в целях поддержки деятельности предприятия.

В соответствии с этим были предложены меры по усовершенствованию деятельности предприятия, касающиеся именно его, а также несколько предложений, которые необходимо было бы провести со стороны государства, в целях поддержки предприятия.

Основные меры направлены на повышение инвестиционной привлекательности предприятия, а также улучшение технологической составляющей работы предприятия.

Дополнительные меры касаются изменений со стороны государства в инвестиционную политику предприятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Аньшина, В. М., Дагаева, А. А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2007. - 584 с.

.Гринев, В. Ф. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие. - 2-е изд.,

стереотип. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.: ил. -Библиогр.: с. 142-143.

.Закон Республики Беларусь 19 января 1993 г. N 2105-XII «Обосновах государственной научно-технической политики» (в ред. от 20.07.2006 N 162-З)

4.Экономический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://abc.informbureau.com/html/iaeia_idaaidessoea.html>. - 1 с.

5.Казанцев, А. К., Миндэли, Л. Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э.

Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.

.Краткий доклад о состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2009 года. - Минск: ГУ «БелИСА», 2010 г. - 96 с.

.Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: - Минск: ГУ «БелИСА», 2006. - 156 с.

.Мухамедьяров, А. М. инновационный менеджмент: Учеб.пособие. - 2-е изд.: ИНФРА-М; Москва; 2008. - 137 с.

.Семенов, Б. Д. Перспективы развития малого бизнеса (предпринимательства) в РБ // Предпринимательство в Беларуси, 2001.

Похожие работы на - Инновационная деятельность и формы государственной поддержки на примере ОАО 'Брестсельмаш'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!