Инновационная деятельность библиотек

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность библиотек

Содержание

Введение

Глава 1. Инновационная деятельность библиотек в контексте нового времени

.1 Понятие библиотечных инноваций и инновационной деятельности библиотек

.2 Классификация библиотечных инноваций

1.3 Направления развития библиотечной инноватики

Глава 2. Современные тенденции инновационной деятельности библиотек (на примере МБУ «Городская ЦБС» г. Канаш ЧР)

.1 Инновационные подходы, методы и формы в библиотечном обслуживании пользователей

.2 Электронные ресурсы библиотек как перспективная форма инновационной деятельности

2.3 Совершенствование инновационной деятельности библиотек

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов.

В последние годы в библиотеках России и Чувашии началось обновление содержания методов работы и управления, что позволило сделать прорыв к новым технологиям, новому качеству библиотечного дела.

В нашу профессиональную жизнь наряду с новыми технологиями вошло и прочно утвердилось в ней понятие «инновации». Латинское innovation означает введение новаций. Его русский аналог «нововведение».

Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. Столь же очевидно, что реализация инноваций - наиболее рискованный способ осуществления профессиональной деятельности, сопровождающийся различными сложностями и препятствиями организационного, экономического и психологического характера.

Проблема инновационной деятельности библиотек весьма актуальна на сегодняшний день, так как ее изучением занимается большой круг специалистов. Теория инновационной деятельности библиотек развивается весьма активно. В последнее десятилетие известно большое количество научных и практических работ, раскрывающих инновационную деятельность библиотек ее возможности, восприятие ее пользователями и самими библиотекарями. Тема инновационной деятельности библиотек отражена в публикациях С.А. Басова, А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной, Н.С. Карташова, Е.Ю. Качанова, Н.Т. Чуприной, И.М. Сусловой, Ю.Н. Суворова, Ю.Б. Авраевой, В. Фирсова и других исследователей.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной деятельности библиотеки.

Исходя из цели, в работе ставятся следующие задачи:

- определить библиотечную инноватику;

- - оценить состояние инновационной деятельности «МБУ «Городская ЦБС» г. Канаш ЧР;

выработать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности МБУ «Городская ЦБС» г. Канаш ЧР.

Глава 1. Инновационная деятельность библиотек в контексте нового времени

.1 Понятие библиотечных инноваций и инновационной деятельности библиотек

Библиотека как социальный институт, возникший в глубокой древности, менялась в ходе своего развития. В ее деятельности, взаимоотношениях с обществом появлялись новшества, которые затем широко распространялись, становясь инновациями, которые со временем превращались в традиции. Например, замечательными инновациями были изобретение карточного каталога, передача книг одной библиотеки другой во временное пользование. Назовем также такую базисную инновацию, как переход от так называемого книгохранилищного уклона к публичности.

Однако характер развития инноваций в прошлом, к которому можно отнести всю библиотечную историю до середины XX в., отличался от современного периода. Для истории библиотек были характерны длительные периоды традиционного пути с единичными и, главным образом, модифицирующими (а не базисными) инновациями. Это обусловлено развитием общества, культуры, науки и техники того времени, поскольку изменения в библиотековедении и библиографоведении успевают появиться только к концу всплесков научной активности. [12, с.13]

В настоящее время происходят революционные изменения в экономической, технической, социокультурной сферах. Это определяет и такие особенности современного этапа библиотечного развития, как комплексность внедрения новаций и рост числа инноваций. Впервые в российской библиотековедческой литературе проблему инноваций подняла С.Г. Матлина. Поэтому можно говорить об инновационном развитии, которое становится важнейшей характеристикой современных библиотек.

Понятия «инновационное развитие» не удалось найти в библиотековедческой литературе, хотя сам термин встречается. Попытаемся дать его рабочее определение, используя дефиниции терминов «инновация» и «инновационная деятельность».

Инновация рассматривается как «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами». [12, с.24]

Инновационная деятельность определяется как «комплекс научных, технологических, организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к реализации инноваций, внедрению инновационной идеи в производство и получение ожидаемого эффекта».

Есть более широкое представление об инновационной деятельности, показывающее ее место в системе деятельности библиотеки. С этой точки зрения инновационная деятельность - часть управленческой деятельности библиотеки по выявлению, анализу, учету новшеств, определению обоснованности их распространения, стимулированию их разработки и внедрения, формированию инновационного мышления, инновационной культуры.

Исходя из приведенных дефиниций, инновационным назовем такое развитие, которое характеризуется ростом числа инноваций (новых объектов интеллектуальной деятельности) и интенсификацией инновационной деятельности. Есть еще одна отличительная черта развития современных библиотек. В прошлом темп и качество функционирования разных библиотек не столь значительно отличались, как сейчас. Ныне в нашей стране существуют библиотеки, напоминающие подобные учреждения XIX в., и есть немало современных по всем параметрам библиотек.

Характерная особенность развития современной библиотеки состоит и в том, что, с одной стороны, она посредством инновационных технологий пытается «встроиться» в изменяющиеся социум и культуру, включиться в информатизацию, с другой - сама выступает как объект внедрения инновационных технологий и фактор изменения и социума, и культуры.

Для доказательства многосторонности и комплексности инновационного развития библиотечно-информационной сферы коротко охарактеризуем его основные направления. Наиболее очевидные революционные изменения происходят в техническом оснащении и технологии библиотечно-информационной деятельности. В этом смысле библиотеки органически вписыв_⬀Ќ в процесс информатизации социокультурной и производственной сфер. Эти инновации изменяют саму библиотечно-информационную деятельность: возникают ее новые подвиды и формы, например сканирование как подвид комплектования, Интернет-обзоры как формы. Меняются и объекты деятельности, например, появились сетевые ресурсы.

Технологические и технические изменения требуют пространственных преобразований в библиотеке. И они происходят: новые здания, коммуникации, реконструкция старых зданий, новое оборудование. Эти преобразования не только технологичны, они несут новую культуру. И очень важно, что они отвечают потребностям новых пользователей, как реальных, так и виртуальных. С одной стороны, изменившиеся пользователи подталкивают библиотеку к инновациям, с другой - изменяющаяся библиотека содействует расширению и углублению информационного и культурного потенциала пользователей, инновационным решениям в их работе, учебе и других сферах.

Любая инновация сегодня «обрастает» другими инновациями, потому что требует решения целого комплекса проблем, которые, в свою очередь, предполагают инновационные решения. Это подчеркивает комплексность современного инновационного развития библиотек, что требует системности в управлении им.

Таким образом, основными аспектами характеристики библиотечных инноваций являются: объект изменений и уровень новизны.

.2 Классификация библиотечных инноваций

С точки зрения объекта изменений, библиотечные инновации подразделяются на продуктивные, технологические и управленческие.

Продуктивные нововведения - создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или совершенствование существующих. Ориентированы на пользователей, общество и сотрудников, внедряющих новшество.

Технологические нововведения - создание новых технологий, совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств. Ориентированы на сотрудников библиотек, внедряющих новшество.

Управленческие нововведения - направлены на реорганизацию структуры библиотеки, изменение методов руководства. Ориентированы на сотрудников библиотеки, профессиональное сообщество.

По признаку новизны:

Радикальные

внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих выполнение отдельных или всех библиотечных процессов;

- использование в автоматизированных системах новых технологий;

- изменения в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность библиотек;

- социальные перемены (например, изменения численности, состава и размещения населения);

- внедрение новых видов услуг (выдача на дом программных продуктов, сервисное обслуживание определенных групп населения);

- изменения в финансировании;

- реорганизация;

- переезд на новое место;

- строительство нового здания.

Модифицирующие

- изменение формы или размера печатной продукции библиотеки;

- расширение какого-либо вида услуг.

Для успешной инновационной деятельности необходимы три условия:

. Инновационная деятельность - это труд, требующий обширных знаний, изобретательности, предрасположенности. Исполнители должны быть усердными, настойчивыми, целеустремленными. Без этих качеств невозможно введение инноваций.

. Чтобы преуспеть, новаторы должны исходить из своих сил и способностей. Ответственность принимаемых решений требует учета и оценки собственных сил.

. Нововведения воздействуют на общество, оказывая воздействие на процесс деятельности людей.

Осуществление инновационной деятельности предполагает:

-разработку планов и программ инновационной деятельности;

-наблюдение за ходом разработки новаций и их внедрением;

-проведение единой инновационной политики, координация деятельности в этой области в структурных подразделениях библиотеки;

-обеспечение финансовыми и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

-создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до ее внедрения;

-обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом.

Основные этапы инновационного процесса:

-сбор информации об изменениях в деятельности библиотек - пожелания, требования;

-сбор информации о потенциальных возможностях библиотеки в отношении разработки и освоения новаций, определение степени и размера риска.

. Отбор выявленных идей и определение целей и задач инновации:

-определение возможности и практической реализации;

-выяснение степени технологической общности;

-соответствие имиджу библиотеки и стратегии ее развития.

. Анализ влияния внутриорганизационных факторов и субъективного отношения участников инновации на ее потенциал.

. Анализ экономической эффективности:

-техническая разработка новшества, создание конкретного проекта;

-оценка потенциального спроса;

-определение расходов на создание и освоение инновации;

-наличие необходимых ресурсов для внедрения: кадрового потенциала, финансовых, технологических, технического оснащения, фондовых;

-сроки освоения новшества и использование его в деятельности.

. Принятие решения о внедрении инновации.

. Апробирование инновации.

. Оценка эффективности инновации:

- определение ее положительных и отрицательных сторон.

. Распространение инновации среди библиотек с учетом специфики деятельности каждой.

. Адаптация инновации в библиотечной практике.

. Рутинизация инновации, превращение ее в привычный элемент библиотечной деятельности. [11, с.39]

Важнейшие факторы, способствующие успешному внедрению инноваций:

-поддержка высшего руководства библиотеки;

-удачная организационная структура: исследовательский потенциал и широкие возможности;

-ориентация разработчиков новаций на потребности сотрудников и пользователей как высшего критерия успеха;

-поведение участников процесса, а также наличие сильного организатора;

-уникальность новой продукции.

.3 Направления развития библиотечной инноватики

Мировой опыт показывает, что проблемы нововведений в библиотеках всегда были актуальными. Ныне они стоят особенно остро, поскольку российские библиотеки, с одной стороны, как никогда прежде ощущают ограниченность финансового обеспечения и поэтому изыскивают пути рационального использования ресурсов: кадров, фондов, СБА, технологического оснащения. С другой стороны, библиотеки стремятся интегрироваться в мировое информационное пространство, осваивая профессиональные международные стандарты. Как следствие воздействия этих факторов, в последние годы заметен интерес библиотечных специалистов к вопросам инновационной деятельности.

Зарубежные публикации, посвященные собственно инновационным процессам в библиотечной деятельности, появились в 1970-х гг. Зарубежные коллеги, как правило, анализируют проблемы нововведений, обусловленные использованием электронных информационных ресурсов и средств доступа к ним.

Интерес отечественных специалистов к вопросам библиотечных инноваций активизировался к концу 1980-х гг. и связывался с развитием методической работы библиотек. Преобладали работы, характеризующие опыт инновационной деятельности библиотек России, ситуацию обновления, проблемы и перспективы их развития. Теоретических работ по вопросам библиотечных инноваций немного. Специальные исследования проведены Е.С. Мартиным, Н.А. Толканюк и Н.Т. Чуприной. В разные годы к этой проблеме обращались С.А. Басов, А.Н. Ванеев, Н.С. Карташов, С.Г. Матлина и С.С. Серейчик.

Общность взглядов заключается в признании преобразующей роли «нововведений» для совершенствования библиотечной работы. Понятия «нововведение» и «инновация» часто приравниваются по смыслу и характеризуются как «процесс» внедрения в деятельность библиотек достижений науки и передовой практики. Вскрыты и различия в представлениях. Природа библиотечных нововведений оценивается с трех позиций, а именно, как процесс:

-распространения и адаптации «передового библиотечного опыта», «ядро» методического руководства библиотек;

-развития и совершенствования деятельности библиотек, поиска новых путей функционирования, качественно превосходящих предыдущие;

-творческого роста сотрудников библиотек.

Остановимся на каждой из обозначенных позиций. Характеристика инновации как процесса распространения и адаптации «передового опыта» дается в аспекте методической работы библиотек. Этот вопрос исследован в работах Ю.Б. Авраевой, С.А. Басова, А.Н. Ванеева, Е.С. Мартина, Е.А. Фенелонова, обозначен в последней редакции издания «Справочника библиотекаря». [25, с.15] В большинстве работ понятие «инновация» не применяется, а замещается другими терминами: «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность». В качестве цели инновационной деятельности указывается поиск, оценка и применение библиотечных новшеств. Под «новшеством» понимаются новые (неизвестные) или известные, но измененные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. «Источником» новшеств рассматриваются: «передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований». Термином «нововведение» характеризуется процесс ввода новшества в библиотечную практику. [32, с. 25]

А.Н. Ванеевым дается характеристика особенностей инновационной деятельности библиотек, подчеркивается, что ее сущность заключается в осуществлении процессов создания новшеств и их применения в библиотечной практике. При этом ее конечной целью считается освоение новшества в конкретной библиотеке и в сети библиотек, его превращение в форму нововведения, что позволяет устранить недостатки и противоречия библиотечной деятельности. [5, с.78]

Определяющая роль в этом процессе отводится специалистам методических отделов библиотек, которые должны фиксировать и анализировать передовой опыт (достижения библиотечной практики), способствовать его распространению, а также создавать новый опыт, разрабатывать методические рекомендации для его продвижения в практику

С.А. Басов рассматривал нововведения «ядром» методической работы. Однако, в отличие от других исследователей, он не оценивал нововведения с позиций распространения «нового опыта».

Е.С. Мартина нововведения рассматривает как интегрированный процесс распространения, адаптации, внедрения и освоения новшеств в библиотечной работе. Под новшеством понималось новое практическое средство, предназначенное для удовлетворения общественных потребностей, а под нововведением - составная часть инновационного процесса, включающая распространение, внедрение и освоение новшеств. Инновационная деятельность характеризовалась как комплексный процесс создания, распространения, внедрения и освоения новшества для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей [20, с.17]

Особенностью этих публикаций является то, что в них заостряется внимание не на взаимосвязи методической работы библиотек и нововведений, а на понимании роли инноваций в развитии библиотечной деятельности.

Так Н.А. Толканюк исследует инновацию как особый «вид» библиотечной деятельности, дает ее характеристику, определяет роль и место инновационных процессов в структуре библиотечной деятельности, указывает факторы, влияющие на их реализацию.

Н.А. Толканюк установила, что инновации - это изменения, их главное назначение - совершенствование библиотечной деятельности, обеспечение ее соответствия запросам и потребностям читателей. Достоинством работы Н.А. Толканюк является то, что она впервые в библиотековедении подчеркнула роль инноваций как средства развития всех сфер библиотечной деятельности.

В 1990-е гг. авторами ряда библиотековедческих работ подчеркивается необходимость изучения библиотечных нововведений.

И, наконец, третья позиция представлений о сущности библиотечных инноваций заключается в рассмотрении инноваций в качестве средства творческого роста сотрудников библиотек. Она основана на признании творческого начала инновационной деятельности.

Наиболее ярко творческий компонент библиотечных инноваций рассмотрен в работах С.Г. Матлиной. По ее мнению, внедрение нового зависит от степени осознания сотрудниками библиотек необходимости грядущих перемен, их активности и творческой фантазии. Инновация характеризуется ею как средство творческого роста сотрудников, основанное на фундаменте библиотечных традиций и учете факторов внешнего и внутреннего порядка. [20, с.19]

С.Г. Матлиной подчеркивается значение учета инициативы рядовых сотрудников в инновационной деятельности. Отсутствие новых идей - показатель неблагополучия коллектива, и чем скорее библиотекари осознают эту истину, тем быстрее возникнут непохожие друг на друга библиотеки, способные работать по своим собственным программам, а не копировать чужой опыт.

Под библиотечной инновацией в самом общем виде Матлина понимает оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой, в совокупности с другими факторами, обеспечивает эволюционное развитие культуры библиотеки на микросоциальном уровне и в конечном итоге - в макромасштабе. Специфика библиотечных инноваций, по ее мнению, заключается в том, что необходимые для ее реализации знания передаются только «из рук в руки», так как инновации не всегда можно регламентировать и предсказать, особенно если они касаются межличностной коммуникации.

Сущность библиотечной инноватики определяется Матлиной как система новых идей, выдвинутых творчески мыслящим профессионалом (или коллективом). По ее мнению, библиотечная инноватика должна быть направлена на решение многовариантных проблем, позволяющих библиотечному специалисту сделать самостоятельный выбор оптимального варианта решения при наличии множества альтернативных.

Рассматривая инновацию как творческую идею, С.Г. Матлина не ставит вопрос о необходимости ее обязательной реализации библиотекарем-новатором. Указывается, что идея может быть реализована в форме нововведений или же существовать в виде проектов, концепций, предложений по усовершенствованию, организации процесса, разработки методики. Важнейшим условием организации инноваций в библиотеках, по ее представлению, является учет внутренних факторов и побудительных мотивов, способов самовыражения неординарно мыслящей личности.

Другой гранью разработок С.Г. Матлиной является осмысление зависимости инноваций от миссии определенной библиотеки и сложившихся традиций библиотечной деятельности. Она подчеркивает, что при всей кажущейся непредсказуемости, библиотечные инновации не могут быть случайными, беспорядочными, выпадать из логики развития библиотеки, быть оторванными от потребностей населения.

Характеризуя взгляды библиотечных специалистов на инновацию в контексте библиотечного развития и творческого роста библиотечного персонала, нельзя не остановиться на исследовании Н.Т. Чуприной «Профессиональная инноватика как фактор развития современной библиотеки», [32, с.27] в которой под инноватикой понимается целенаправленная профессиональная деятельность по формированию библиотечных инноваций, ведущего фактора развития библиотек, способствующего разработке и реализации опережающих технологий и форм библиотечного обслуживания населения, а также развития персонала.

«Библиотечная новация», по мнению Н.Т. Чуприной, - это идея, модель, способная реализоваться в библиотечную методику, технологию или библиотечную услугу, процесс организации, стимулирования, регулирования и реализации новации. Под «библиотечным новшеством» понимается продукт инновации (инновационной деятельности) в виде библиотечной технологии, методики, либо библиотечной услуги. В качестве начального и конечного звеньев инновационного процесса рассматриваются понятия «новация» (как нечто новое - новая идея) и «новшество» (принципиально новое явление). Законченный цикл получения библиотечного новшества выглядит следующим образом: новация - инновация - новшество (нововведение).

С точки зрения Чуприной, развитие инноваций осуществляется с учетом условий функционирования библиотеки и ее взаимосвязей с культурной политикой региона. Подчеркивается, что инновационная деятельность библиотеки предопределяется объективными причинами: политической и социально-экономической ситуацией в стране, а ее результаты зависят от субъективных предпосылок - наличия инновационной политики в регионе и состояния инновационной культуры в конкретной библиотеке.

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что сущность и содержание инновационной деятельности современными специалистами понимается неоднозначно. Авторы библиотековедческих публикаций придерживаются различных, порой противоречивых, взглядов.

На наш взгляд, библиотечная инноватика как новое направление библиотековедения является комплексным и междисциплинарным, так как интегрирует в себе достижения различных наук (общей теории инноваций и науковедения, педагогики и психологии, менеджмента и маркетинга, библиотековедения и информатики) в целях повышения практической эффективности инновационный деятельности библиотек в новых условиях общественного развития.

Библиотечная инноватика должна изучать процесс эффективного изменения библиотечной деятельности, начиная от разработки идей, способствующих продуктивному развитию библиотечного дела в новых условиях общественного развития, их адаптации к конкретным условиям функционирования библиотек, до реализации идей в реальный объект изменений и широкого распространения инновационных разработок в библиотечной отрасли и смежных сферах.

Объектом библиотечной инноватики являются результаты научных исследований, направленные на совершенствование деятельности библиотек как социального института, позволяющие библиотекам эффективно решать возложенные на них социальные задачи, а предметом - специфика и пути продвижения научных достижений до их реализации в библиотечной практике, образовании и постобразовании.

Как новое научное направление библиотечная инноватика должна сформировать свою терминологическую систему. Представляется что при определении ее основных понятии должен использоваться терминологический аппарат общей теории инноваций, так как это является обязательным условием взаимопонимания библиотечных специалистов с исследователями и разработчиками других отраслей. Кроме того, только общий язык позволит использовать в библиотечной сфере достижения инноватики.

Терминологическую основу инноватики составляют понятия: «инновация», «новшество», «нововведение».

Под «инновациями» в библиотечном деле, как в других сферах общественной деятельности, следует понимать результат изменений. Для библиотек - это реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых объектов (продуктов, услуг, технологических процессов), качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами. Под «новшеством» в библиотечном деле следует понимать результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в материальном объекте, описании технологии или услуги. «Нововведение» - промежуточный результат инновационной деятельности, когда «новшество» внедрено, но не ясен окончательный результат изменений, не произошла оценка эффективности и возможностей распространения - диффузии инновации, целесообразности ее дальнейшего использования (трансферта инновации). [29, с.114]

Главным в инновационной деятельности различных отраслей общественной деятельности считается не столько процесс внедрения новшества, сколько воплощение нововведения в форму инновации.

Для библиотечного дела, как и для любой сферы общественной деятельности, весь цикл воплощения идеи в реальный объект изменений является инновационным процессом. Это сложный комплекс взаимосвязанных работ, включающий различные этапы и позволяющий инновационную идею трансформировать в новшество, затем в нововведение и, наконец, в инновацию.

Сопоставление взглядов специалистов различных отраслей общественной деятельности на последовательность осуществления инновационных процессов, их изучение с учетом специфики библиотечной отрасли позволяет признать наиболее целесообразной следующую технологию:

-осознание необходимости изменений и формирование образа (идеи) желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений;

-анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, их оценка и экспертиза возможного заимствования, определение процедуры адаптации к конкретным условиям, разработка проекта внедрения;

-самостоятельная разработка собственной инновационной идеи на основе методов инновационного проектирования;

-апробирование новшества и его экспериментальное внедрение (создание опытного образца);

-оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи) в социальной среде (профессиональном сообществе);

-разработка программы методического и проектного обеспечения внедрения в производство;

-освоение инновации, ее продвижение в профессиональном сообществе, слияние с существующим производством;

Беспрепятственная реализация новшества в инновацию, его воплощение в реальный объект изменений на практике возможны только при определенных условиях:

-при наличии рыночной среды и инфраструктуры инноваций;

-при соответствии выбранного для внедрения новшества инновационной потребности библиотеки;

-при преимуществе новшества перед ранее освоенной продукцией/ услугами, приемами, технологией;

-готовности персонала к осуществлению инновационного процесса (мотивация, необходимые знания);

-готовности руководителей различных уровней к управлению изменениями.

Несоблюдение хотя бы одного из названных условий ведет к нарушению последовательности инновационного процесса (разработка/ поиск новшества - нововведение - инновация) и, значит, снижает его эффективность, ограничивая его лишь нововведениями.

В библиотечном деле накоплен определенный опыт управления изменениями, однако нет четких методик управления инновационной деятельностью библиотек в новых условиях.

Как и в других сферах общественной деятельности, основой инновационной деятельности библиотеки должна являться инновационная политика, определяющая цели, масштабы и способы обновления библиотеки.

Представляется, что управление изменениями в библиотеках должно строиться на понимании взаимосвязи инновационной деятельности, маркетинга, стратегического планирования и проектной работы как элементов единого стратегического управления библиотечной деятельностью. Сегодня эти вопросы в библиотековедении рассматриваются изолировано.

Для управления инновационной деятельностью важно определить способы диагностирования инновационных ситуаций в библиотеках (методику изучения), разработать механизм и выявить специфику осуществления различных видов инноваций, особенности организационно-методической поддержки инновационного процесса и продвижения результатов инновационной деятельности в социальной среде.

Важнейшей проблемой теории изменений является социально-психологические вопросы управления инновационными процессами. Представляется, что для управления персоналом в условиях нововведений характерны общие для всех отраслей приемы. Важно оценить возможности их использования в библиотечной сфере, установить специфические нюансы их практического применения. Для этого необходимо изучать механизм формирования инновационного климата в библиотеках, роль руководителя как лидера изменений, особенности и содержание обучения, переобучения и повышения квалификации библиотечных сотрудников.

Рассматривая инновации как средство стратегического развития библиотеки, выбирают те из них, которые позволят ей конкурировать с другими организациями на рынке информации, а затем определяют план их практической реализации, начиная от планирования до продвижения. Таким видом библиотечных инноваций, по нашему мнению, являются продуктные изменения. Особенностям планирования и реализации данного вида библиотечных инноваций уделено в данном пособии особое внимание.

Во всех сферах общественной практики эффективность инноваций зависит от развитости инновационной инфраструктуры. В библиотечном деле слабо развит рынок инноваций, его участниками является небольшое количество научных и проектных структур, занимающихся разработкой программных продуктов и автоматизированных систем для осуществления автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Представляется важным установить факторы, способствующие формированию рынка новых разработок в библиотечном деле, элементы инфраструктуры инновационной деятельности библиотек. Особую роль в этом отношении могут сыграть библиотечные консорциумы, позволяющие осуществить поддержку библиотек при реализации инноваций. Учитывая специфику библиотечной отрасли, основной структурой, способной взять на себя функции научного и организационно-методического обеспечения инновационной деятельности библиотек в регионах России, по нашему мнению, может явиться инновационно-методическая служба библиотек.

Глава 2. Современные тенденции инновационной деятельности библиотек (на примере МБУ «Городская ЦБС» г. Канаш ЧР)

.1 Инновационные подходы, методы и формы в библиотечном обслуживании пользователей

В настоящее время библиотека, как и любая иная структура, функционирующая в современных условиях, должна перейти на инновационный путь развития.

Объектами инновационной деятельности библиотеки являются: услуги и продукция, библиотечные технологии, организационное развитие библиотеки, социальная база изменений.

Одной из характеристик инновационной деятельности библиотек ЦБС является проектная работа. В 2012 году в ЦБС был объявлен конкурс авторских информационно-рекламных проектов «Юбилей писателя в библиотеке», в котором приняли участие все библиотеки. В рамках конкурса были разработаны проекты: «Фантазеры: мальчишки нашего двора», посвященный юбилею Н.Н. Носова; «Самый веселый писатель в мире», посвященный юбилею Н.Н. Носова; «Михалков детям», посвященный юбилею С. Михалкова; «Здесь оживают сказочные сны», посвященный юбилею Ш. Перро; «Дорога к другу», посвященный юбилею М.М. Пришвина.

В начале любого нововведения лежит нестандартная идея, основанная на фантазии, экспромте, импровизации, поэтому библиотечную инновацию можно сравнить с искусством. Инновационные формы работы позволяют проводить даже традиционные мероприятия ярче, динамичнее, зрелищнее. Результатом инновационной деятельности библиотек ЦБС стали разнообразные формы массовой работы с читателями. Например, в рамках второй ежегодной социально-культурной акции «Библионочь специально для канашцев работало первое eco-biblio-телевидение «Русский лес. Russian forest». Все передачи транслировались в «прямом эфире» с импровизированной лесной поляны, и каждый желающей смог принять непосредственное участие в них. Свою работу eco-biblio-телевидение начало документальным фильмом «Лесной сКлад», во время просмотра которого можно было узнать о роли и значении леса в жизни человека. Продолжила эфир слайд-программа «Шедевры лесного мира» (ведущая - заведующая отделом обслуживания центральной библиотеки И.Н. Ильина). Программа не оставила равнодушными любителей поэзии и живописи, которые с восхищением созерцали на лес, воспроизведённый на бессмертных полотнах выдающихся художников - И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, В.Г. Перова, А.И. Куинджи, В.А. Серова, А.К. Саврасова, И.Е. Репина и др. Экологический teach-in «Да будет ЛЕС!», подготовленный активистами агитбригады «Молодежный must read» - учащимися 11 «а» класса СОШ №6 Тихомировой А., Захаровой Е., Михайловой Е., Васильевым А. и Порфирьевым А. привлек внимание молодежи к проблемам леса и его обитателей, а также проблемам сохранения природных богатств России. В рамках передачи «Встреча с интересными людьми» участники библионочи смогли задать вопросы по интересующим темам начальнику отдела культуры администрации г. Канаш - Наталии Витальевне Золотовой и директору ООО «Горизонт» - Николаю Петровичу Степанову. Еco-biblio-телевидение продолжило свою работу экспресс - обзором «В мире животных», где ведущий библиотекарь филиала №6 С. В. Камушкина предложила вниманию присутствующих художественные книги, знакомящие с удивительным царством животных, со всеми его секретами и загадками: «Белый клык» Дж. Лондона, «Домино» Э. Сетона - Томпсона, «Моби Дик» Г. Мелвилла, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Прекрасная лошадь» Ю. Нагибина. Любители птиц смогли узнать много нового, невероятного и удивительного о жизни лесных музыкантов с помощью информационно-развлекательной программы «Певцы русского леса», которую провела заведующая центральной детской библиотекой Е.В. Васильева. Кулинарное шоу «Моя грибная кухня» (ведущая - заведующая филиалом №1 В.В. Федорова) порадовало грибных гурманов мастер - классом по приготовлению салата «Грибная поляна». «Прямой эфир» eco-biblio-телевидения продолжился музыкальной телеигрой «Угадай мелодию», которую провела заведующая филиалом №3 Г.Н. Игнатьева. Участники игры с большим воодушевлением и энтузиазмом по первым нотам угадывали любимые песни о деревьях в категориях «Детская песня», «Эстрадная песня» и «Русская народная песня». Телепередача «В гостях у сказки» приятно удивила молодежь играми и загадками от лесных сказочных персонажей - Бабы Яги и Кикиморы, роли которых исполнили зав. филиалом №2 Е.Н. Ефимова и библиотекарь филиала №2 Е.А. Захарова. Работа eco-biblio-телевидения продолжилась музыкальной программой «Споемте, друзья!», где все желающие смогли исполнить любимые походные песни под аккомпанемент гитары вместе с очаровательной ведущей, добрым другом библиотеки Л.М. Лапиной. И, конечно же, гости смогли ознакомиться с книгами и журналами, представленными на книжных выставках «Лес, точно терем расписной…» и «Путешествие по книжному лесу». В эту ночь, в библиотеке не было равнодушных…, кто-то принимал активное участие в мероприятиях, а кто-то просто сидел на диванчике, зачитавшись книгой любимого автора. Но каждый участник открыл для себя что-то новое и интересное.

Новшества используются и в информационно - библиографическом обслуживании пользователей ЦБС. К примеру, в рамках конкурса на лучший целевой информационный ресурс «Библиопортфель» были разработаны разнообразные по форме и содержанию папки-портфели, включающие информационное письмо, буклет, рекомендательный библиографический список, дайджест. Центральная детская библиотека подготовила ресурс «Библио + ЭКО» и адресовала его учителям начальных классов. Учителям биологии адресован ресурс «Экологический глобус», разработанный библиотекой семейного чтения - филиалом №2. Информационный ресурс «Неповторим и красочен чувашский язык», подготовленный краеведческой библиотекой - филиалом № 1, адресован преподавателям культуры родного края и чувашского языка. Для учителей информатики предназначен ресурс «Шевели мозгами - Загружайся!», разработанный библиотекой семейного чтения - филиалом №4. Новизной информации, актуальностью, оригинальностью и творческим подходом отличается целевой информационный ресурс «ЗОЖигание в школе и библиотеке», предназначенный преподавателям литературы. Данный информационный ресурс включает в себя: дайджест «К здоровью через литературу», библиографический список «Писатели на страже здоровья» и буклет «Курс на здоровье».

В практике ЦБС применяются многие формы массовой работы с читателями - дни информации, дни открытых дверей в мир книги, семинары, музыкально-литературные композиции, литературные вечера, заседания клубов по интересам, акции, книжные выставки и другие формы работы, которые в настоящее время не являются новыми. И все же их инновационный характер выражается в методах, используемых при их подготовке или проведении. Библиотекари ЦБС уверены, что любая инновационная деятельность должна иметь конечный эффективный результат. Иначе все наши нововведения, преобразования не будут иметь смысла.

Таким образом, использование инновационных форм в деятельности библиотек открывает новые горизонты развития, повышает качество обслуживания пользователей, положительно влияет на репутацию библиотеки как социально значимой и активно развивающейся организации. Реализация инноваций сложный, но и интересный, творческий процесс, который становится единственно возможным для функционирования библиотеки в новых общественных реалиях.

2.2 Электронные ресурсы библиотек как перспективная форма инновационной деятельности

В работе современной библиотеки появление некоторых инноваций тесно связано с внедрением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, развитием интерактивного сетевого пространства. В этих условиях увеличивается количество электронных изданий, разработанных в библиотеках ЦБС, совершенствуются рубрики сайта ЦБС, что ведет к возникновению новых социокультурных явлений - читательской интернет-аудитории, формированию новых читательских приоритетов и ценностей.

В практике работе ЦБС большое внимание уделяется актуальности библиотечного сайта, в связи с этим используются различные новшества. К примеру, в 2013 году создана новая рубрика «Виртуальная экскурсия по библиотеке». Большой популярностью пользуется рубрика, где размещена Google-карта с описанием экскурсионного историко-литературного маршрута по уникальным местам города Канаш.

В 2012 году на сайте ЦБС была создана рубрика «Интернет-голосование «Молодой библиотекарь года». Пользователи сайта смогли принять участие в голосовании и поддержать ярких, инициативных, креативных молодых библиотекарей ЦБС.

Развитию инноваций способствуют также электронные издания. К категории новых явлений в массиве электронных изданий следует отнести электронную коллекцию.

Электронная коллекция - это систематизированное собрание информационных ресурсов, накопленных для заданных целей и зафиксированных в электронной форме на различных машиночитаемых носителях, доступных как в локальном, так и в удаленном режиме.

Учитывая то, что в последнее время актуальным предметом изучения выступает деятельность знаменитых людей ушедших эпох, сыгравших значительную роль в политике, науке, культуре, искусстве в библиотеках стало актуальным создание электронных коллекций персонального содержания.

Электронная коллекция персонального содержания - это систематизированная совокупность информационных (текстовых, графических, аудио- и видео-) персонализированных ресурсов во всем их видовом и жанровом разнообразии, накопленных для заданных целей и представленных как единое целое.

Учитывая актуальность создания такого рода электронных ресурсов, в 2010 году среди библиотек ЦБС был объявлен конкурс на лучшее электронное издание «Чёваш ёслёлёх.н ашш.». Конкурс был приурочен к 140-летию со дня рождения Николая Ивановича Ашмарина - крупного ученого-тюрколога, члена-корреспондента АН СССР, человека высокой культуры и энциклопедической образованности, отдавшего почти все свое богатое дарование изучению языка, истории и культуры чувашского народа.

В результате конкурса библиотеками ЦБС были подготовлены электронные коллекции персонального содержания, 1 место среди которых заняла коллекция «Николай Иванович Ашмарин - основоположник чувашского языкознания», подготовленная филиалом №1 - краеведческой библиотекой.

Данное электронное издание создано с целью сохранения и распространения научного наследия ученого - тюрколога Н.И. Ашмарина.

Издание предназначено преподавателям чувашского языка и литературы, культуры родного края, краеведам, библиотекарям, студентам и любителям родного края.

Диск запускается автоматически, либо открытием файла «Autorun.exe», для просмотра рекомендуется использовать браузер Internet Explorer.

В каждом разделе имеются гиперссылки: текстовые (выделены красным цветом) и графические (при наведении появляется знак «указательный палец»).

В качестве возврата в главное меню используется символ . Вернуться в раздел можно используя значок «Назад» на панели инструментов.

Электронная коллекция персонального содержания состоит из 4-х разделов. В качестве названий разделов использованы чувашские пословицы, собранные Н.И. Ашмариным. Материал собран на двух языках: русском и чувашском.

раздел "Что посеешь, то пожнешь" (Мĕн акнг, зав шгтать) посвящен основным этапам жизненного и научно-творческого пути ученого. В раздел вошли энциклопедии, справочники, издания, в которых даны биографические сведения об Н. И. Ашмарине, а также прослеживается научная деятельность ученого: ранний интерес к языкам (особенно чувашскому) и т.д.

Во 2 раздел "Человек хорош умом" (Этем ырг гсĕпе) включены научные труды, незаконченные рукописи Н. И. Ашмарина.

В 3 разделе "За добрым конем напьется тысяча коней" (Ырг ут хыззгн пин ут шыв ĕзет) раскрыто значение наследия Н. И. Ашмарина в развитии чувашской науки и культуры. В него включены литература о нем, архивные документы, статьи известных деятелей чувашского языкознания, опубликованные в газетах и журналах, а также художественная литература, посвященная великому ученому.

В 4 разделе "Фотогалерея" размещены картины и фотографии Н. И. Ашмарина, а также его родных и близких.

Благодаря богатству содержания, полноте и систематичности библиографической информации, разнообразию форм ее подачи, сочетанию текстовых, фото - и аудио-материалов, наличию исторического и социокультурного контекстов, электронная коллекция занимает устойчивое место в системе биографических и биобиблиографических изданий и успешно используется в библиотечной практике. А удобный интерфейс и простая навигация позволяют легко найти необходимые сведения.

Электронное издание «Николай Иванович Ашмарин - основоположник чувашского» получило регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания №21740, выданное научно-техническим центром «Информрегистр».

Итак, создание электронных изданий и качественное обслуживание читателей повышает престиж библиотеки и её место в информационном сообществе, а внедрение инноваций дает возможность библиотеке найти своего читателя в интернете, в игровом пространстве, в социальных сетях.

.3 Совершенствование инновационной деятельности библиотек

Отправной точкой для осуществления инновационной деятельности любой библиотеки является ее инновационная политика, которая служит основой для разработки инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов развития. Инновационная деятельность важна для любой библиотеки, независимо от ее профиля, масштабов и статуса. Поэтому, на наш взгляд, необходимость в разработке инновационной политики развития библиотеки стоит на повестке дня руководителя любого типа библиотек.

Любая инновация нацелена на эффект в будущем, поэтому инновационная политика связана с планированием перемен и включает в себя три основных аспекта: выбор направлений развития организации; перспективное планирование; оперативное планирование.

Идеи новшеств не формулируются на «пустом месте», а являются результатом анализа предложений различных категорий участников инновационной деятельности. Основой инновационного развития библиотек признаны информационно-коммуникационные технологии и их программно-аппаратное обеспечение.

Для библиотек ЦБС в качестве потенциальных инициаторов идей предлагается рассматривать:

-пользователей;

-представителей профессионального сообщества (сотрудников различных типов библиотек, преподавателей учебных заведений и т.д);

-партнеров (издателей, социальных работников, сотрудников учреждений культуры, искусства и образовательных структур, социологов, психологов, культурологов, специалистов по информатике, журналистов, представителей органов власти и муниципального управления, спонсоров, попечителей и меценатов);

-сотрудников библиотеки.

Особую группу инициаторов инноваций составляют сотрудники библиотеки. Каждый библиотечный сотрудник ответственен за свое профессиональное развитие. Библиотека должна «встраивать» систему развития персонала в систему планирования, превращать обучение в составную часть организации библиотечного обслуживания и социальной политики.

В библиотеке должен действовать механизм предложения новых идей. Условиями его создания, по нашему мнению, являются:

-благоприятный внутриорганизационный климат в библиотеке, наличие атмосферы творческой активности и состязательности;

-информированность персонала о целях, задачах и направлениях работы библиотеки, содержании новаторской деятельности и достигнутых результатах;

-наличие системы поощрения авторов инновационных идей, информированность о формах поощрения, достижения сотрудников;

-разработанность процедуры повышения квалификации и аттестации сотрудников, применение специальных форм отчетности о ее результатах;

-наличие системы учета и продвижения новых идей в библиотеке - «банков идей», «ярмарок творческих идей», «аукционов разработок» и пр.

Генерирование новых идей мало что дает, если последние не обобщены, не классифицированы, не систематизированы с выделением приоритетов, а затем не перешли в стадию внедрения. Не все инновационные идеи могут оказаться перспективными и применимыми на практике. Важно упорядочить выбранные идеи, определить приоритеты и последовательность их реализации, установить, на какие инновационные идеи существует потенциальный спрос, а на какие - реальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь, чтобы результаты изменений позитивно отразились на развитии библиотеки в ближайшем будущем.

Постулаты библиотечной инновационности:

·не бояться: учиться и меняться;

·не считать себя умней других;

·брать идеи у других, трансформировать их под себя;

·внедрять, менять, опять внедрять.

Инновационная политика библиотеки отражается в различного рода документах: стратегическом плане, целевых программах, инновационных проектах и проектах поддержки инновационной деятельности, текущих планах.

Следовательно, сегодня необходим поиск рациональных способов управления изменениями, позволяющих предвидеть и предвосхищать проблемы, прогнозировать развитие библиотеки, своевременно и качественно предоставлять пользователю необходимую информацию, услугу или библиотечную продукцию. Специалистам библиотечного дела становится очевидно, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечат выполнение возложенной на них социальной миссии.


Для современного этапа библиотечного развития характерны комплексность внедрения новаций и рост числа инноваций. Специалистам библиотечного дела становится очевидным тот факт, что именно инновационный путь развития библиотек, обновление всех сторон их жизнедеятельности обеспечивают выполнение возложенной на них социальной миссии. Основными аспектами характеристики библиотечных инноваций являются: объект изменений и уровень новизны. С точки зрения объекта изменений, библиотечные инновации подразделяются на продуктивные, технологические и управленческие.

Продуктивные инновации подчеркивают уникальность библиотеки, ее дифференциальные преимущества в условиях рынка. Технологические - ориентируют библиотеку на использование стандартизированных типовых решений, позволяющих выполнить присущие ей функции и создать условия для ее вхождения в корпоративные библиотечные системы.

Реализация инноваций - наиболее рискованный способ осуществления профессиональной деятельности, сопровождающийся различными сложностями и препятствиями организационного, экономического и психологического характера. Устранение такого рода проблем требует использования научно обоснованных подходов к организации обновления библиотечной деятельности. Однако подобного рода задачи стоят не только перед библиотечным делом.

Анализ публикаций видных российских библиотековедов, посвященных инновационной деятельности библиотек показывает, что есть интересные, но разрозненные подходы, а общего представления еще не сложилось. Остаются спорными вопросы о содержательном наполнении понятий, особенностях технологии и управления изменениями, критериях оценки эффективности инновационных процессов, классификации инноваций в библиотеках.

Также надо отметить, что сегодня в библиотечном деле не сформирован рынок новшеств, почти отсутствуют специализированные инновационные организации, не развита система инновационных отношений и коммуникаций между участниками инновационной деятельности, слабо используются возможности фандрейзинга. Для развития инноваций библиотекам нужна действенная инфраструктура инновационной деятельности, государственная и негосударственная поддержка реализации инноваций.

Формирование инфраструктуры библиотечных инноваций требует создания инновационных организаций на базе крупных библиотек, вузов культуры, обладающих достаточным инновационным потенциалом, осуществления мероприятий, направленных на стимулирование инновационной активности библиотек и оказание им финансовой помощи на основе конкурсов инновационных проектов, предоставления грантов и инициации программ развития. Действенным элементом этой инфраструктуры могут стать специализированные подразделения библиотек и самостоятельные инновационные структуры, способные обеспечить выполнение всего комплекса работ инновационного цикла.

Таким образом, условиями развития инновационной деятельности современных библиотек является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры и построение эффективных инновационных отношений и коммуникаций с участниками инновационной деятельности. Их соблюдение позволит:

-привлекать средства на разработку новшеств и реализацию инноваций;

-координировать инновационные разработки и совместно решать инновационные задачи;

-развивать профессиональные контакты по совместному осуществлению инновационных проектов;

-своевременно информировать общественность о достижениях библиотек.

библиотека инновация электронный

Список использованной литературы:

1.Российская Федерация. Законы: О библиотечном деле [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. № 78-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 1. - С. 18-28.

2.Авраева, Ю.Б. Как библиотеке вписаться в рынок [Текст]: / Ю.Б. Авраева, И.И. Петухова // Библиография. - 1995.- № 6.- с. 113-115.

.Авраева, Ю.Б. Талант быть методистом [Текст]: / Ю. Авраева // Библиотека.- 2002.- № 4.- с. 70-71.

.Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие [Текст]: / И.Т. Балабанов.- СПб.: Питер, 2000.- 207 с.

.Ванеев, А.Н. Инновационная деятельность библиотек / Ванеев А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учебное пособие [Текст]: / А.Н. Ванеев.- Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств М.: 2009.- С. 66-100.

.Ванеев, А.Н. Об управлении передовым библиотечным опытом [Текст]: / А.Н. Ванеев // Советское библиотековедение.- 1983.- № 1.- с. 14-22

.Годовые отчеты Муниципального бюджетного учреждения «Городская централизованная библиотечная система» города Канаш Чувашской Республики за 2010, 2011, 2012 годы.

.Дворкина, М.Я. Инновационная деятельность в структуре библиотечной деятельности [Текст] / М.Я. Дворкина // Румянцевские чтения: материалы межд. конф. 2004 г. «Инновационные технологии и многообразие культур». - М.: Изд-во РГБ «Пашков дом», 2004. - С. 65-69.

.Железнякова, Н. Инновации - не самоцель. [Текст] / Н. Железнякова. // Библиотека. - 2006. - № 8. - С. 38-39.

.Иванов, И.А. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов [Текст]: / И.А. Иванов.- Ростов н/Д: БАРРО-ПРЕСС, 2001.- 283 с.

.Карташов, Н.С. Инновационные процессы: общее и частное [Текст]: / Н. Карташов // Библиотека 1998.- № 3.- С. 39

.Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина; СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2003. - 318 с.

.Качанова, Е.Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы [Текст] / Е. Качанова // Библиотека.- 2003.- № 10.- С. 35.

.Комиссарова, Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышление методиста [Текст] / Л.Д. Комиссарова // Библиотековедение.- 1998.- № 4.- С. 35-39.

.Кузьмин, Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы [Текст] / Е.И. Кузьмин.- М.: Либерия, 1999.- 224 с.

.Ловкова, Т. Традиция и «творческий прорыв» [Текст] / Т. Ловкова. // Библиотека. - 2007. - № 6. - С. 40-42.

.Матлина, С.Г. Блеск и нищета библиотечно-библиографической инноватики [Текст] / С.Г. Матлина // Библиография.- 1999.- № 2. - С. 50-61.

.Матлина, С.Г. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций [Текст] / С.Г. Матлина // Библиотековедение.- 1993.- № 4.- С. 18-32.

.Матлина, С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики [Текст] / С.Г. Матлина // Библиотековедение. - 1998. - № 2. - С. 39-53.

.Матлина, С.Г. От традиций к инновационному поиску [Текст] / С.Г. Матлина // Библиотековедение.- 1998.- № 5.- С. 14-20.

.Пашин, А. В чем специфика управления сегодня [Текст] / А. Пашин // Библиотека.- 1999.- № 11.- С. 38.

.Пашин, А. Изменение в обществе и новые принципы управления [Текст]: / А. Пашин // Библиотека.- 1997.- № 12.- С. 29-30.

.Пашин, А. Уровни, функции и методы управленческой деятельности [Текст] / А. Пашин // Библиотека.- 1998.- № 5.- С. 26-28.

.Симонова, Г. Студия - место и время «подтянуться». [Текст] / Г. Симонова // Библиотека. - 2007. - № 4. - С. 77-78.

.Справочник библиотекаря [Текст] / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкина.- СПб.: Профессия, 2000.- 432 с.

.Суслова, И.М. Курс на инновации [Текст] / И. Суслова, Ю. Чернекова // Библиотека.- 1993.- № 5.- с. 25-28

.Суслова, И.М. Методическая работа в поисках будущего [Текст] / И. Суслова // Библиотека.- 1998.- № 1.- с. 36-38

.Суслова, И.М. Научный статус менеджмента [Текст] / И.М. Суслова // Библиотека.- 1999.- № 11.- с. 34-37

.Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учебно-практическое пособие [Текст] / И.М. Суслова.- М.: Либерия, 2002.- 232 с.

.Цесарская, Г. Традиции и инновации в библиотеке: как добиться их единения? [Текст] / Г. Цесарская // Библиотека.- 2002.- № 10.- С. 76-79.

.Чуприна, Н.Т. Инновации в кадровой политике библиотеки [Текст] / Н.Т. Чуприна // Справочник руководителя учреждения культуры.- 2002.- № 5.- С. 43-47.

.Чуприна, Н.Т. Терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки [Текст] / Н.Т. Чуприна // Научно-технические библиотеки.- 2003.- № 1.- С. 23-29.

.Чуприна, Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике [Текст]: научно-практическое пособие / Н.Т. Чуприна. - М.: Изд-во «Либерия», 2004.- 120 с.

Приложение №1

Многомерная классификация библиотечных инноваций

Аспекты характеристики инновацийПризнаки (ВИДЫ ИННОВАЦИЙ)1. Уровень новизны1.1. Радикальные (базисные) нововведения. 1.2. Модифицирующие (улучшающие) нововведения.2. Место в библиотечном производстве2.1. Инновации на «входе» библиотечного производства, обеспечивающие конкурентоспособность библиотечно-биб-лиографических и информационных ресурсов библиотеки, ее программного обеспечения и оборудования, кадров и документов, используемых для производства продукции и услуг. 2.2. Инновации на «выходе» библиотечного производства, обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемых библиотекой продукции и услуг, высокое качество обслуживания. 2.3. Инновации внутренней структуры библиотеки: управленческой, технологической, производственной, обеспечивающие эффективное ее функционирование в условиях информационного рынка.3. Объект зменений3.1. Библиотечная продукция/услуга. 3.2. Средства производства. 3.3. Технологические процессы. 3.4. Социальная сфера (развитие профессиональной компетентности и изменения в поведении сотрудников). 3.5. Организационное развитие (управление библиотекой).4. Цели изменений4.1. Совершенствование производства библиотечных услуг и продукции. 4.2. Комфортность и высокое качество обслуживания пользователей. 4.3. Расширение возможностей библиотеки, выход на новые рынки. 4.4. Эффективность управления библиотекой. 4.5.Эффективность управления персоналом, нормализация внутриорганизационного климата, укрепление организационной культуры библиотеки. 4.6. Повышение профессиональной компетентности сотрудников, их инновационной активности, развитие кадровых ресурсов. 4.7. Эффективность условий труда сотрудников.5. Источник инициативы5.1. Прямой социальный заказ (изменения обусловлены общественной потребностью, рекомендациями вышестоящих структур, общественными организациями). 5.2. Потребность производства (продиктованы инновационной ситуацией в библиотеке). 5.3. Перспективные потребности развития, сфокусированные с учетом результатов НИР и маркетинговых исследований (обусловлены необходимостью учета тенденций развития отрасли и прогнозирования потребностей).6. Отношение к своему предшественнику6.1. Замещающие (полное вытеснение устаревшего средства). 6.2. Отменяющие (отмена выполнения какой-то операции, услуги или продукции, не заменяя их новыми). 6.3. Возвратные (возврат к предшественнику). 6.4. Открывающие (создание средства, не имеющего сопоставимых функциональных предшественников). 6.5. Ретровведения (воспроизведение на современном уровне используемых ранее материалов, процессов, оборудования). 6.6. Дополняющие существующие.7. Объем применения7.1.Точечные (мелкие усовершенствования). I 7.2. Системные (ориентированные на общесистемный результат).8. Социально-психологические условия внедрения инновации8.1. Согласованность действий и эффективные коммуникации всех участников инновационной деятельности (основаны на общественной кооперации и предполагают создание специальной организационной атмосферы привлечения сторонних участников); 8.2. Соответствующая подготовка и квалификация сотрудников - исполнителей проекта (предполагает дополнительную подготовку персонала). 8.3. Профессионализм организатора нововведения I (требует специальной подготовки руководителя проекта).9. Степень рыночной новизны9.1. Новые для отрасли в мире. 9.2. Новые для отрасли в стране. 9.3. Новые для отрасли в регионе. 9.4. Новые для организации.10. Степень завершенности10.1. Завершенные. 10.2. Незавершенные.

Похожие работы на - Инновационная деятельность библиотек

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!