Маркетинговая деятельность предприятия
Введение
Главнейшими факторами здоровой
экономики являются: способность к росту производительности труда, увеличению
прибыли, расширению рынков сбыта, повышению конкурентоспособности продукции,
увеличению экспорта.
Республиканское унитарное
предприятие «Могилевский завод лифтового машиностроения» является крупнейшим
специализированным предприятием в СНГ по производству широкой гаммы
пассажирских и грузовых лифтов.
Строительство завода было начато в
1967 году, а свою производственную деятельность предприятие начало в 1968 году.
В 1970 году была изготовлена первая промышленная партия пассажирских лифтов. С
1970 года на заводе налажен серийный выпуск усовершенствованных пассажирских
лифтов массового применения.
Сегодня предприятие выпускает более
60 моделей пассажирских и грузовых лифтов:
пассажирские грузоподъемностью 225,
400, 630, 1000 кг со скоростью движения кабины 0,63; 1,0; 1,6, 2,0 м/с;
грузовые грузоподъемностью 100, 250,
500, 1000, 2000, 3200 кг со скоростью движение кабины, 0,5 м/с; и
грузоподъемностью 5000 кг, 6300 кг со скоростью движения кабины 0,25 м/с;
больничные лифты с автоматическими
дверями.
Кроме того, предприятие выпускает
запасные части к лифтам и оборудование для модернизации морально устаревших и
физически изношенных лифтов, а также другое оборудование.
Завод производит также и
потребительские товары, из которых наибольшим спросом пользуются машины
деревообрабатывающие мощностью 1,7 и 2,4 кВт, лебедка сельскохозяйственная
электрическая для вспашки, окучивания и других работ по перемещению грузов в
горизонтальной плоскости на дачных участках и огородах. Завершена подготовка
производства измельчителя кормов.
Рынок лифтов по потребителям
традиционно подразделяются следующим образом:
жилой фонд (существующий и новое
строительство);
промышленные и общественные здания
(офисы, гостиницы, магазины).
Важными потребителями лифтов
производства РУП завод «Могилёвлифтмаш» являются строительные,
специализированные монтажные и обслуживающие организации в странах СНГ. Все
крупные поставки лифтов ориентированы на рынок массового строительства жилья (в
жилом фонде эксплуатируются 90% от общего количества пассажирских лифтов), где
пользуются спросом лифты с типовым набором потребительских свойств.
Учитывая требования рынка и
постоянно возрастающую конкуренцию, сохранить свои позиции и увеличить объем
поставок - достаточно сложная задача. Успешное развитие предприятия и
обеспечение удовлетворения потребностей выпускаемой продукцией стало возможно
благодаря созданию отдела маркетинга.
Стратегическое направление политики,
проводимой на предприятии - постоянное обновление и расширение номенклатуры
выпускаемой продукции, повышение качества и конкурентоспособности. Для этого на
заводе применяется сквозная система проектирования новой продукции.
Лифты - специфический вид
транспорта, один из наиболее распространенных видов подъемно-транспортного
оборудования, с которым мы сталкиваемся постоянно. Лифтам требуется
качественный монтаж и высокий уровень сервиса для надежной длительной работы,
особенно если престижный дорогостоящий заказ выполняется в сжатые сроки.
Основные требования потребителей к
продукции предприятия - это поставка качественного, надежного и безопасного
лифтового оборудования в срок и по приемлемым ценам, а так же регулярное
обеспечение запчастями лифтов в течение всего периода эксплуатации.
Запросам рынка на сегодняшний день
отвечает лифт, обеспечивающий высокую степень безопасности, показывающий
хорошие эксплуатационные качества и имеющий современный дизайн. По
индивидуальным заказам предприятие изготавливает лифты повышенной комфортности,
с различным дизайном кабин. На предприятии имеется испытательная стенд-башня
высотой 82 метра с возможностью проведения всех видов испытаний лифтов высотой
подъема до 60 метров, одновременно 6 - 8 лифтов.
Товарный рынок лифтов постоянно
испытывает воздействие макросреды - политической ситуации, общеэкономической
конъюнктуры (инвестиционного климата, темпов роста или падения промышленного
производства, уровня жизни населения и д.р.), а так же имеет свои
специфические, свойственные этому рынку особенности.
РУП завод «Могилевлифтмаш» -
единственное в Республике Беларусь предприятие по производству лифтов и одно из
ведущих в СНГ. Оно получило Премию Правительства РБ за достигнутые показатели в
области качества в 2004 году. В этом же году завод стал лауреатом
Республиканского конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке
Российской Федерации». Предприятие вошел в Реестр высокотехнологических
производств и предприятий Республики Беларусь, регистрационный номер №129-ПРЕ.
Целью данной курсовой работы
является раскрыть комплекс маркетинговых решений по процессу согласования
возможностей РУП завода «Могилёвлифтмаш» и запросов потребителей по лифту
пассажирскому модели ЛП-0401Б (КВМ-0401Б) на материале, собранном во время прохождения
технологической практики.
При написании курсовой работы
использованы следующие источники:
Бизнес-план РУП завод
«Могилевлифтмаш» на 2009 год;
Положения об отделах РУП завод
«Могилевлифтмаш»;
Коллективный Договор РУП завод
«Могилевлифтмаш»;
Программа по энергосбережению РУП
завод «Могилевлифтмаш» на 2009 год;
журнальные и газетные статьи;
рекламные материалы.
1. Маркетинговая
деятельность РУП завод «Могилевлифтмаш»
.1 Внутренняя среда РУП
завод «Могилевлифтмаш»
Начальник отдела маркетинга должен
иметь информацию об экономической, финансовой, производственной, социальной,
научно-исследовательской деятельности предприятия. Главной его обязанностью
является координация маркетинговых функций (прогнозирования, сбыта,
маркетинговых исследований и т.д.) и налаживание взаимоотношений с
руководителями финансовых, производственных и других подразделений предприятия.
Если действия различных служб
предприятия не объединены единой рыночной стратегией, может возникнуть эффект
«лебедя, рака и щуки». А для РУП завод «Могилевлифтмаш» такой проблемы нет,
т.к. ориентация на рынок обеспечивается взаимодействием отделов предприятия с
отделом маркетинга и обменом информацией между ними, что отражено в таблице 1.
маркетинговый потребитель лифт пассажирский
Таблица 1 - Взаимодействие отдела
маркетинга с подразделениями РУП завод «Могилевлифтмаш»
Названия отделов
|
Отдел маркетинга
|
|
получает информацию
|
передаёт информацию
|
1 Отдел главного конструктора (ОГК)
|
1 Докладные записки, контрольные экземпляры КВ, монтажные
чертежи на базовые модели лифтов, характеристики и отличительные особенности
на новые модели лифтов
|
1 Докладные записки, рекомендации, комплектовочные ведомости и
монтажные чертежи на корректировку по отступлениям от базовой модели лифта
|
2 Отдел сбыта (ОС)
|
1 Оперативную информацию об отгрузке товара потребителям по
локальной сети ПЭВМ и консультации у ответственных работников (ОС), остатки
продукции на складе
|
1 Графики отгрузки на лифты, заключенные договора на поставку
продукции завода
|
3 Планово-экономический отдел (ПЭО)
|
1 План производства по предприятию на месяц 2 Бизнес - план
|
1 Проект раздела по маркетингу в бизнес - план 2 График сдачи
запасных частей к лифтам на склад ОС
|
4 Отдел цен (ОЦ)
|
1 Проставленную отметку о расцененном заказе, перечень с ценами
на продукцию предприятия
|
1 Заказы для расценивания проставления текущей цены на листе
заказа
|
5 Отдел технической документации (ОТД)
|
1 Размноженную документацию, рабочие бланки через канцелярию,
альбомы заданий, услуги по переплетным работам
|
1 Бланки, распоряжения для размножения, техническую
документацию, монтажные чертежи, графики
|
6 Финансовый отдел (ФО)
|
1 Список текущей дебиторской и кредиторской задолженности по
локальной сети ПЭВМ 2 План поступления денежных средств на счета предприятия
в белорусских рублях и иностранной валюте 3 Данные для отчетности по запросам
|
1 Оформление, проекты договоров, под проекты договоров,
оперативные данные
|
7 Отдел правовой и договорной работы (ОПДР)
|
1 Рекомендации, устные консультации для юридически точной
подготовки документов и проектов договоров
|
1 Проекты договоров для проведения юридического анализа и
визирования ответственным юрисконсультом
|
8 Производственно-диспетчерский отдел (ПДО)
|
1 Данные об изготовлении мест лифтов по локальной сети 2 Задание
(график) отовариваемых лифтов месяца 3 Список (задание) лифтов под
отоваривание 4 Подтверждения по факту готовности продукции к отгрузке
|
1 Графики изготовления лифтов (отоваривания) 2 Докладные записки
о срочном изготовлении продукции предприятия 3 Комплектовочные ведомости в
электронном виде
|
9 Отдел стандартизации и управления качеством (ОСиУК)
|
1 Процедурные документы системы качества (СТП, МУ), программу
внутренней проверки качества, отчет по внутренней проверке качества, политику
предприятия в области качества, цели и задачи предприятия, регламентирующие
документы по системе качества 2 Данные по качеству и анализ возможностей
повышения конкурентоспособности 3 Стандарты предприятия и изменения к
стандартам предприятия. Нормативные документы (СТБ, ГОСТ, РД, ТУ)
|
1 План основных организационно-технических мероприятий ОМ по
повышению качества изделий и технической документации; корректирующие
мероприятия к отчету по внутренней проверке качества; извещение о выполнении
корректирующих мероприятий 2 Отчеты за год
|
10 Отдел кадров и технического обучения (ОКиТО)
|
1 Указания руководства о работе с кадрами. Внутренний распорядок
работы подразделений предприятия, табель учета рабочего времени и начисления
заработной платы 2 Документы для оплаты за производственное обучение и
руководство производственной
|
1 На подпись откорректированный табель учета рабочего времени (1
раз в месяц) 2 Подготовленные докладные записки для учета рабочего времени,
при выходе на работу сотрудников в выходные дни
|
|
практикой 3 Сведения о сроках организации подготовки и повышения
квалификации кадров, по их заявкам 4 Отпускные и увольнительные записки,
расчетные листки, сведения о нарушении пропускного режима 5 Материалы на
нарушителей трудовой дисциплины и общественного порядка для рассмотрения в
коллективе
|
3 Больничные листки, списки работников отдела по различным
вопросам, запрашиваемые отделом кадров 4 Предложения в план подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров 5 График отпусков 6 Заявки на
набор квалифицированных специалистов 7 Материалы для включения в документы по
личному составу
|
11 Канцелярия
|
1 Поступающую корреспонденцию, внутреннюю документацию (приказы,
распоряжения, служебные, периодические издания) 2 Архивные материалы во
временное пользование 5 График отпусков 6 Заявки на набор квалифицированных
специалистов 7 Материалы для включения в документы по личному составу
|
1 Командировочные удостоверения для проставления отметок
(отбытия и прибытия из командировок), исходящую корреспонденцию,
распоряжения, докладные записки для рассылки по подразделениям завода 2
Положение о подразделении и должностные инструкции 3 Документы на хранение в
архив
|
12 Отдел «Корпоративная информационная система» (ОКИнС)
|
1 Техническое обслуживание ПЭВМ 2 Консультации по использованию
программного обеспечения ПЭВМ, оргтехнику
|
1 Докладные записки для разработки программ для ПЭВМ 2
Консультации по использованию программ 3 Заявки на приобретение оргтехники
|
13 Централизованная бухгалтерия
|
1 Табель начисления премиальной оплаты для сотрудников отдела по
результатам работы за месяц
|
1 Скорректированный табель о премировании сотрудников отдела по
итогам работы за месяц (1 раз в месяц), сводную таблицу коэффициентов
снижения за месяц, командировочные удостоверения для начисления аванса и
проведения перерасчета командировочных расходов
|
14 Отдел технического контроля (ОТК)
|
1 Контрольные сведения за качеством изготовления переданных в
производство заказов 2 Обобщенные данные по результатам за месяц, сведения
«дня качества», данные об анкетировании 3 Предложения по поставщикам и
покупателям, по идентификации продукции при изготовлении, по
совершенствованию упаковки, по сопроводительной и эксплуатационной
документации
|
1 Распоряжения на согласование при простановке нестандартных
лифтов на изготовление (обеспечение контроля качества контроля качества)
|
15 Отдел организации труда и заработной платы (ООТиЗ)
|
1 Штатное расписание руководителей и специалистов, изменения к
нему, положение о премировании, производственный календарь рабочего времени 2
Инструкции, рекомендации 3 Информацию о руководящих материалах и положениях
(премиальной и других системах оплаты труда)
|
1 Положение об отделе, должностные инструкции специалистов на
согласование, на уточнение штатное расписание отдела 2 Основные и
дополнительные показатели для начисления премии по результатам работы за
месяц
|
16 Другие подразделения предприятия
|
1 Консультации по вопросам, входящим в компетенцию подразделения
предприятия
|
1 Консультации по вопросам, входящим в компетенцию отдела
маркетинга
|
Единство действий различных служб
РУП завод «Могилёвлифтмаш» обеспечивается культурой предприятия, которая
оказывает немалое влияние на рыночный успех.
Локальным нормативным правовым
актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между
нанимателем и работниками, является Коллективный договор.
Целью Договора является обеспечение
устойчивого социально-экономического развития, продуктивной занятости
работников, уровня оплаты их труда, эффективной работы предприятия,
регулирование трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнёрства.
Условия Договора распространяются на
нанимателя, всех работников организации.
Стороны обязуются:
при заключении и исполнении Договора
руководствоваться принципами социального партнёрства (равноправия сторон,
соблюдения законодательства Республики Беларусь, полномочности и добровольности
принятия обязательств, обязательности выполнения договорённостей и
ответственности за принятые обязательства и др.);
в одностороннем порядке не
прекращать коллективные переговоры;
не прекращать действие договора при
изменении в названии сторон; в случае реорганизации предприятия в период
действия Договора его выполнение гарантируют правопреемники;
в течение трёх месяцев с момента
окончания реорганизации предприятия заключить новый Договор, обеспечивающий
сохранение социально-экономических прав и гарантий на уровне, не ниже
достигнутого.
Все выплаты, предусмотренные
Коллективным договором, производить при наличии чистой прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия.
Успешная работа отдела маркетинга
основана на выполнении конкретных функций и грамотной постановке задач отдела
маркетинга.
Задачи отдела маркетинга:
- выполнять комплекс работ по поиску
новых заказов на продукцию предприятия;
проводить консультационную работу по
подготовке сделок купли-продажи среди заказчиков и специалистов отдела;
соблюдать коммерческую тайну
согласно норм заводской инструкции регламентирующей данную работу;
принимать и оперативно согласовывать
заказы, поступающие непосредственно от заказчиков, представителей предприятий и
фирм;
урегулировать вопросы
ценообразования, на поставляемую продукцию предприятия, согласовать действующие
цены с заказчиками при участии ОЦ;
определять и согласовывать с ОГК
возможность размещения заказов на изготовление лифтов, учитывая технические
возможности предприятия;
осуществлять комплексный анализ
рынка товаров согласно ассортименту и номенклатуры товаров завода с
определением конкурентоспособности продукции, её потребности в регионах сбыта,
конъюнктуры рынка;
проводить контроль работы по
погашению возникшей дебиторской задолженности, отслеживать ход поступления
оплат за заказанную продукцию при непосредственном взаимодействии с ФО;
регистрировать заявки на продукцию и
данные о заказчиках;
анализировать заключаемые договора
на реализацию продукции и услуг предприятия;
определять платежеспособный спрос на
выпускаемую продукцию предприятия;
координировать маркетинго-сбытовую
деятельность предприятия.
На отдел маркетинга возложены
следующие функции:
поиск и систематизация информации об
общих объемах импорта и экспорта, по секторам, потребителях и сегментации рынка
и его основных характеристиках, географии распределения товара, относительно
секторов;
определение уровня конкуренции в
секторе товара;
составление прогнозов развития рынка
оценка потенциальных рисков деятельности;
обеспечение производства необходимым
количеством заказов на изготовление продукции;
проведение анализа существующей
системы сбыта и сбытовой сети продукции путем анализа эффективности стратегии,
анализа использования существующих каналов сбыта;
урегулирование вопросов
ценообразования изучение спроса;
приём заказов, регистрация данных о
контрагентах предприятия;
согласование чертежей строительной
части лифтовой установки, ведение переписки с заказчиками;
подготовка и разработка монтажных
чертежей и комплектовочных ведомостей для изготовления лифтов, формирование и
выдача в производство графиков комплектации, графиков отгрузки, накопление
информации о заказах в локальной сети ПЭВМ;
согласование с заказчиками условий
заключаемых договоров;
сопровождение заказа в течение всего
цикла подготовки документации и производства изделия, до момента его отгрузки;
подготовка и оформление проектов
договоров;
подготовка и оформление графиков
изготовления и отоваривания продукции на планируемые периоды с осуществлением
контроля (оперативности) выполнения условий заключенных договоров (в течение
всего периода их действия);
информирование руководства о ходе
работ за поступлением заказов, оплат и результатам контроля согласно графикам
изготовления продукции;
проведение анализа системы сбыта
(снабжения) по вопросам, включающим в себя анализ эффективности применяемой
стратегии системы снабжения, анализ использования существующих и
задействованных каналов в системе сбыта (снабжения);
выполнять работы, в соответствии с
ПР ФБИР 7.2.07, стандартами предприятия и др. документами системы менеджмента
качества, касающимися отдела маркетинга.
1.2 Внешняя среда
предприятия
Оценка потребителя. Потребителем лифта пассажирского ЛП-0401Б является жилой фонд.
Динамика изменения продажи этой модели лифта по основным рынкам сбыта дана в
таблице 2.
Таблица 2 - Анализ приоритетов по
рынкам разных стран
Рынки
|
Доля в обороте 2008 г.
|
Доля в обороте 2007 г., %
|
Темп роста, %
|
Темп прироста, %
|
|
шт.
|
%
|
|
|
|
1 Россия
|
5226
|
58,46
|
53,88
|
108,50
|
8,5
|
2 Беларусь
|
2033
|
22,75
|
19,73
|
115,31
|
15,31
|
3 Украина
|
1214
|
13,58
|
18,07
|
75,15
|
-24,85
|
4 Казахстан
|
278
|
3,12
|
5,26
|
59,32
|
-40,68
|
5 Азербайджан
|
7
|
0,08
|
1,24
|
6,45
|
-93,55
|
6 Молдова
|
25
|
0,28
|
0,69
|
40,58
|
-59,42
|
7 Киргизия
|
23
|
0,26
|
0,31
|
83,87
|
-16,13
|
8 Грузия
|
9
|
0,10
|
0,26
|
38,46
|
-61,54
|
9 Туркменистан
|
2
|
0,02
|
0,21
|
9,52
|
-90,48
|
10 Латвия
|
6
|
0,07
|
0,16
|
43,75
|
-56,25
|
11 Армения
|
36
|
4,00
|
0,10
|
4000,00
|
3900,00
|
12 Польша
|
-
|
-
|
0,07
|
-
|
-
|
13 Литва
|
61
|
0,68
|
0,01
|
6800,00
|
6700,00
|
14 Болгария
|
1
|
0,01
|
0,01
|
100,00
|
0,00
|
15 Монголия
|
17
|
0,19
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
8940
|
100,00
|
100,00
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для расчета доли в обороте по
каждому рынку за анализируемый и предшествующий годы применяется формула
(1)
Доля в обороте рынка России за 2008
год равна
Доля в обороте по
остальным рынкам рассчитывается аналогично.
Темп роста доли в
обороте рассчитывается по формуле
(2)
где Уi - значение
сравниваемого уровня ряда динамики, %;
Уi-1 - значение базы
сравнения, %.
Темп роста доли в обороте рынка
России равен
Темп роста доли в
обороте остальных рынков рассчитывается аналогично.
Темп прироста доли в
обороте рассчитывается по формуле
(3)
Темп прироста доли в
обороте рынка России равен
Темп прироста доли в
обороте остальных рынков рассчитывается аналогично.
Как видно из расчётов,
наибольшую долю в обороте занимают рынки России, Беларуси и Украины. Для
предприятия эти рынки являются традиционными. Предприятие имеет большой опыт
работы на них, а продукция пользуется хорошим спросом.
Рынки Монголии и
Болгарии можно назвать новыми, т.к. предприятие работает на них недавно: на
рынке Монголии - с 2008 года, на рынке Болгарии - с 2007. После участия в
Международной технической ярмарке, проходившей в г. Пловдив в сентябре 2007 г.,
продукция РУП завод «Могилевлифтмаш» стала известна заказчикам из Болгарии и
других стран Европы. В данный момент идет поиск заказчиков через официальных
дилеров РУП завод «Могилевлифтмаш» в Болгарии «Технокомерс» ООД, «ЗКИ-Волта»
ООД. Процесс освоения рынка Болгарии осложняется наличием большого числа
конкурентов.
С рынка Польши
предприятие вынуждено было уйти, т.к. продукция не пользовалась достаточным
спросом.
На остальных рынках предприятие
всё больше развивает свою деятельность, увеличивая объём поставок на эти рынки.
Трудности в осуществлении маркетинговой деятельности объясняются наличием
большого числа конкурентов, предлагающих товар на более выгодных условиях
(меньшая цена, удобные условия оплаты) и эффектного дизайна, хотя и зачастую
более низкого качества.
Анализ конкурентов. На
рынке России активно работают основные конкуренты завода:
) Предприятия
международной лифтовой корпорации OTIS;
) ОАО «Щербинский
лифтостроительный завод» (далее ЩЛЗ);
) ОАО Московский
электромеханический завод (МЭЛ);
) ОАО Карачаровский
механический завод (КМЗ).
На сегодняшний день
качественный уровень продукции всех четырех основных производителей примерно
одинаков.
Длительное время
конкуренция была четко обозначена среди 3-х предприятий, она сложилась в
основном между РУП завод «Могилевлифтмаш», ОАО «Щербинский лифтостроительный
завод» и ОАО «Карачаровский механический завод». В последнее время повсеместно
активный маркетинг отделений ОТИС во всех государствах бывшего СНГ препятствует
развитию поставок лифтов производства нашего предприятия.
Оценочные показатели силы
конкурентов представлены в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3 - Степень известности
предприятий-конкурентов на рынке РФ
Степень известности
|
широко известные
|
известные
|
малоизвестные, неизвестные
|
ЩЛЗ, КМЗ
|
Могилёвлифтмаш, ОТИС Лифт
|
МЭЛ
|
Таблица 4 - Репутация товаров,
производимых предприятиями-конкурентами
Репутация
|
высокая
|
хорошая
|
низкая
|
ЩЛЗ, ОТИС Лифт, Могилёвлифтмаш
|
КМЗ, МЭЛ
|
-
|
Таблица 5 - Технологический уровень
производства предприятий-конкурентов
Технологический уровень производства
|
высокий
|
хороший
|
низкий
|
ЩЛЗ, КМЗ
|
Могилёвлифтмаш, ОТИС Лифт, МЭЛ
|
-
|
стремиться удержать нишу - сегмент
рынка элитной лифтовой продукции.
В номенклатуре ЩЛЗ около 50
модификаций лифтов. По отзывам ряда потребителей, а также экспертов, большой
ассортимент продукции Щербинского лифтостроительного завода (лифты без
машинного помещения лифты с телескопическими дверями шахты, подъемники для
инвалидов), большая гибкость и оперативность при нестандартных решениях
конструкции лифтов является его конкурентным преимуществом.
Номенклатура и качество лифтов МЭЛ
ниже, чем у Могилевлифтмаша.
В настоящее время КМЗ может
предложить более 70 видов лифтов различной грузоподъемности (от 100 до 5000 кг)
- это пассажирские лифты, грузовые, больничные, лифты для перевозки пожарных
подразделений. Также производятся лифты с телескопическими дверями, с нижним
машинным отделением, с проходной кабиной. Предприятие проводит монтаж, наладку,
обслуживание и модернизацию лифтового оборудования, поставку запасных частей
для лифта, независимо от даты его изготовления.
В существующих условиях РУП завод
«Могилевлифтмаш» принимает ответные меры по удержанию рынка РФ.
Доля рынка достоверно отражает работу
предприятия и его позиции на конкурентном рынке и определяется по формуле
(4)
Доля рынка РУП завод
«Могилёвлифтмаш» в 2008 году равна
Доля рынка
предприятий-конкурентов рассчитывается аналогично.
Темп роста доли рынка
РУП завод «Могилёвлифтмаш» равен
Темп роста доли рынка
предприятий-конкурентов рассчитывается аналогично.
Темп прироста доли рынка
РУП завод «Могилёвлифтмаш» равен
Темп прироста доли рынка
предприятий-конкурентов рассчитывается аналогично.
Результаты расчетов
сведены в таблицу 6.
Таблица 6 - Динамика доли рынка РФ,
занимаемой предприятиями-конкурентами
Названия предприятий-конкурентов
|
2008 год
|
Доля рынка в 2007 году, %
|
Темп роста, %
|
Темп прироста, %
|
|
продажи, шт.
|
доля рынка, %
|
|
|
|
1 ЩЛЗ
|
11527
|
37,50
|
41,50
|
90,36
|
-9,64
|
|
2 КМЗ
|
8607
|
28,00
|
31,00
|
90,32
|
-9,68
|
|
3 Могилёвлифтмаш
|
5226
|
17,00
|
16,50
|
103,03
|
3,03
|
|
4 ОТИС Лифт
|
2060
|
6,70
|
7,00
|
95,71
|
-4,29
|
|
5 МЭЛ
|
3320
|
10,80
|
4,00
|
270,00
|
170,00
|
|
Итого
|
30740
|
100,00
|
100,00
|
-
|
-
Конкуренция на рынке лифта
пассажирского ЛП-0401Б растёт, т.к. число конкурентов возрастает, они
становятся сильнее и используют разные стратегии.
Уже сегодня ЩЛЗ и КМЗ предлагают
поставку лифтового оборудования со скидкой до 30% без предварительной оплаты с
отсрочкой платежа до 90 дней. Кроме того, основные российские производители
объединились в Российское лифтовое объединение (РЛО) - основной целью которого
является лоббирование местных производителей в региональных органах
государственного управления РФ.
Зачастую конкуренты в работе по
продаже лифтового оборудования используют отлаженные схемы маркетинга с
эффективным делегированием полномочий продавцам при ведении переговоров с
заказчиками (тактика ЩЛЗ и КМЗ). Невзирая на свои недостатки конкуренты РУП
завод «Могилёвлифтмаш» (ОТИС, МЭЛ, ЩЛЗ и КМЗ) порою навязывают потребителям
свои технические решения и клеймят недоброжелательно продукцию Могилёвского
предприятия. Однако в случаях со сложными нетиповыми заказами с большим объемом
доработки технической документации клиенты вынуждены идти на РУП завод
«Могилёвлифтмаш», т.к. это предприятие в состоянии выполнить их пожелания.
Новые лифтовые организации, не вдаваясь в детали и особенности соглашений о
сотрудничестве с крупными поставщиками лифтов (ОТИС, ЩЛЗ, КМЗ), сработав лишь
раз, попадают в долгосрочные, четкие схемы товарных отношений.
На рынке лифтов и сервисных услуг
существует распределение зон влияния между различными лифтовыми организациями.
Никто из них не отрицает качественной разницы между иностранными и российскими
лифтами, но за последние годы оба предприятия: Карачаровский механический и
Щербинский лифтостроительный завод, сделали рывок в части продвижения своих
лифтов, причем не только с точки зрения дизайна и внешних показателей, но и с
точки зрения продуманности своих конструкторских решений.
Традиционно слабыми узлами в
российском оборудовании по-прежнему остаются электродвигатель и редуктор
главного привода. Уступают западным производителям по габаритам лебедки, по
шумовым параметрам лифтового оборудования, и по его надежности в работе.
Наиболее частые сбои наблюдаются в узлах привода дверей и в системах их
запирания: именно этим узлам иностранные производители уделяют особое внимание.
Уровень конкуренции по лифту
пассажирскому ЛП-0401Б - международный.
Анализ конкурентной среды дан в таблице
7.
Таблица 7 - Анализ конкурентной
среды
Конкуренты
|
Доля рынка, %
|
Стратегические намерения
|
Стратегические позиции
|
1 ЩЛЗ
|
37,50
|
доминировать
|
защитная
|
2 КМЗ
|
28,00
|
перегнать лидера
|
агрессивная
|
3 Могилёвлифтмаш
|
17,00
|
войти в число лидирующих
|
рискующая
|
4 ОТИС Лифт
|
6,70
|
просто выжить
|
консервативный последователь
|
5 МЭЛ
|
10,80
|
сохранить положение
|
консервативный последователь
|
Для РУП завод «Могилёвлифтмаш»
стратегией конкуренции является снижение цены и дифференциация продукции.
РУП завод «Могилёвлифтмаш» для
победы в конкурентной борьбе использует следующие ключевые факторы успеха
(далее КФУ):
низкий процент рекламаций со стороны
покупателей продукции предприятия;
высокое качество сервиса;
КФУ, связанные с производством -
качество, гибкость производства, квалифицированная рабочая сила;
КФУ, связанные с маркетингом -
техпомощь, гарантийное обслуживание;
благоприятный имидж, репутация среди
покупателей.
На основании вышеизложенной
информации сделана таблица 8.
Таблица 8 - Анализ SWOT
Внутренние сильные стороны
|
Внутренние слабости
|
Хороший имидж среди покупателей Наличие преимущества по
издержкам Высокий уровень маркетинговой деятельности Достаточные финансовые
ресурсы
|
Незащищённость от давления конкурентов
|
Внешние возможности
|
Внешние угрозы
|
Рост ёмкости рынка Способность привлечь дополнительных
покупателей Ослабление позиций конкурентов
|
Более медленный рост Негативные сдвиги в курсе обмена валют
|
2. Анализ рыночных
возможностей РУП завод «Могилёвлифтмаш»
В своей деятельности РУП завод
«Могилёвлифтмаш» ориентируется на следующие цели:
максимизация сбыта;
обеспечение доходности и
прибыльности предприятия за счет увеличения объемов продаж;
повышения качества продукции;
гибкая ценовая политика;
продвижение на рынок новинок.
В 2008 году проведены следующие мероприятия
для более полного удовлетворения потребностей рынка:
лифты производства РУП завод
«Могилевлифтмаш» проектируются и изготавливаются согласно новым требованиям
российских правил безопасности ПБ 10-558-03;
в настоящее время завод предлагает
потребителям более 70 базовых моделей лифтов. Использован ряд новшеств при
разработке новых моделей лифтов, за счет которых значительно сокращается
трудоемкость и время монтажа непосредственно в шахте, а так же повышается
безопасность и надежность работы лифта;
улучшен дизайн купе кабин, шумовые и
вибрационные характеристики, что обеспечивает комфорт для пассажиров и
проживающих в жилом здании. Новые модели лифтов подходят для нового
строительства, а так же для ремонта, замены и модернизации морально устаревших
и физически изношенных лифтов разных производителей;
предприятие получило сертификат
соответствия, позволяющий поставлять узлы безопасности (замки дверей шахты) и
другие узлы на новые лифты с маркировкой СЕ. Новые лифты оборудуются последней,
перспективной, разработанной на предприятии системой управления лифтом серии
РСУЛ;
конструкция лифтов новой модели ЛП -
0401Б позволяет произвести замену старых лифтов в жилых зданиях без полной
замены строительной части и основного оборудования в шахте (направляющие кабины
и противовеса) с учетом демонтажа старых лифтов, что существенно снижает
стоимость лифтов;
разработана и предлагается новая
модель коттеджного лифта для массового выпуска с вместимостью кабины до 3-х
человек, без машинного помещения, технические параметры его позволяют
производить установку в многоквартирных домах. Монтаж и сервисное обслуживание
лифтов могут осуществлять, в установленном порядке, как сами владельцы
коттеджей, так и завод изготовитель через своих представителей;
в 2008 году РУП завод «Могилевлифтмаш»
приступил к выпуску серии энергосберегающих лифтов ЛП-0463БЭ и ЛП-0401БЭ.
Основным отличием этих лифтов является применение регулятора скорости, который
питает односкоростной двигатель главного привода (лифтовой лебедки). Применение
регулятора обеспечило экономию электроэнергии на 34,7%.
3. Анализ комплекса
маркетинга
.1 Товарная политика
РУП завод «Могилевлифтмаш»
предлагает потребителям лифт ЛП-0401Б и комплекты модернизации лифтового
оборудования, которые позволяют сократить финансовые вложения, сократить срок
демонтажа и монтажа лифта,
уменьшить время простоя лифта в жилом доме.
Потребителям нужны не характеристики
товара, а выгоды от его потребления. Превращение характеристик лифта
пассажирского ЛП-0401Б в выгоды для потребителей оформлено в таблице 9.
Таблица 9 - Превращение технических
возможностей лифта пассажирского ЛП-0401Б в преимущества для потребителей
Технические возможности лифта
|
Преимущества для потребителей
|
|
Стандартные выгоды
|
Выгоды, предоставляемые предприятием
|
Дифференциальные выгоды
|
1 Грузоподъемность - 400 кг
|
1 Лифт может перевозить до 5 человек
|
|
|
2 Скорость - 1 м/с
|
2 Лифт обеспечивает быстрый подъём наверх
|
|
|
3 Масса кабины - 570 кг
|
|
3 Кабина легче, чем у аналогов, а значит меньше расход
электричества на работу лифта
|
|
4 Размер кабины Ширина - 920 мм Глубина - 1020 мм Высота - 2100
мм
|
|
4 Удобные параметры кабины с точки зрения эргономики
|
|
5 Проём - 650/700 мм
|
|
5 Большой проход в лифт
|
|
6 Средняя наработка на отказ - 440 часов
|
|
6 Лифт дольше работает в сравнении с зарубежными аналогами, а
значит, к ремонту или замене нужно прибегать реже
|
|
7 Соответствие требованиям Европейских стандартов EN-81
|
|
|
7 Гарантия высшего качества
|
8 Соблюдение правил безопасности устройства лифтов ПБ 10-558-03
|
|
|
8 Очень высокая степень безопасности
|
9 Гарантия - 42 мес. с даты отгрузки, но не более 18 мес. с
момента ввода в эксплуатацию
|
|
9 В течение этого срока ремонт или замена некачественного лифта
осуществляется бесплатно
|
|
Лифт изготавливается при помощи
современных технологий.
Лифтовое оборудование соответствует
новым требования правил безопасности ПБ - 10-558-03, а также Европейским
стандартам EN-81.
Степень удовлетворённости
потребителя лифтом пассажирским ЛП-0401Б достаточно высокая. Незначительное
количество рекламаций обрабатывается специалистами Центра гарантийного и
сервисного обслуживания (ЦГиСО).
Вся продукция РУП завод
«Могилевлифтмаш» реализуется под товарной маркой, логотип которой находится в
приложении Б.
Известность предприятия и его
продукции создавалась путём проведения рекламных мероприятий, участия в
выставках, ярмарках.
Поставка лифта осуществляется по
составляющим (кабина, лебёдка, электроразводка, станция управления, двери шахты
и т.д.), а монтаж производится в шахте. Маркировка продукции содержит название
модели, заводской номер лифта, отгрузочное место. Каждая часть лифта имеет
определённое место. Например, место №1 - кабина лифта, место №2 - лебёдка и
т.д. К месту №1 прикрепляется техническая документация.
РУП завод «Могилевлифтмаш» в
отношении лифта пассажирского ЛП-0401Б осуществляет следующие направления
организации сервиса:
информационное обслуживание и
консультирование покупателей;
забота о постоянной технической
исправности техники;
сбор эксплуатационных замечаний;
- замена отдельных деталей, узлов и
частей;
проведение послегарантийных
ремонтных работ лифтов;
обеспечение запасными частями в
течение назначенного срока эксплуатации лифтов;
выполнение контроля и измерений
параметров и характеристик лифтов после проведения ремонтных работ.
С целью обеспечения своевременного и
качественного гарантийного ремонта и обслуживания лифтов на заводе действует
Центр гарантийного и сервисного обслуживания (ЦГиСО). Данное структурное
подразделение ведет учет и анализ рекламаций, организует гарантийный ремонт
собственными силами, службами завода, а также организациями, выполняющими
гарантийный ремонт на основе заключенных с заводом договоров.
Гарантийный ремонт выпускаемой
заводом продукции осуществляют созданные на заводе и расположенные в разных
городах торгово-сервисные центры (ТСЦ).
На гарантийное обслуживание
принимаются лифты при выполнении следующих условий:
на лифт не закончились гарантийные
сроки установленные предприятием, т.е. 42 месяца со дня отгрузки лифта
заказчику, но не более 18 месяцев со дня ввода лифта в эксплуатацию;
потребителем соблюдены все
требования руководства по эксплуатации лифта;
потребителем соблюдены все условия
транспортировки, хранения и монтажа лифтов изложенные в инструкции П-7, ГОСТ
22011, ГОСТ 22845.
В случае предъявления претензии на
некомплектность поставки оборудования после передачи лифта в монтаж, подобные
претензии отклоняются.
Если дефект или некомплектность
лифтового оборудования выявлены в процессе передачи лифта в монтаж, заказчик
должен к заявке приложить акт передачи лифта в монтаж.
После регистрации заявки ТСЦ обязан
в течение суток принять решение об отклонении или удовлетворении требований
потребителя. В случае необходимости ТСЦ направляет своих представителей на
объект потребителя не позднее 3-х дней со дня регистрации сообщения, либо в
сроки, заранее оговоренные с потребителем.
Если дефектная продукция не подлежит
ремонту, ТСЦ осуществляет замену ее на годную из своего фонда запасных частей,
предназначенного для осуществления гарантийного ремонта и сервисного
обслуживания.
В послегарантийный период службы
лифтов ТСЦ должны, при обращении потребителя, обеспечить сервисное обслуживание
лифтов производства РУП завод «Могилевлифтмаш» как реализованных через ТСЦ, так
и другие организации.
Лифт пассажирский ЛП-0401Б в
структуре товарного портфеля РУП завод «Могилевлифтмаш» является товаром,
который сегодня приносит прибыль.
Лифт пассажирский ЛП-0401Б находится
на этапе роста своего ЖЦТ, а поэтому РУП завод «Могилевлифтмаш» проводит
следующие маркетинговые решения:
экспорт качественного, надежного и
нового лифтового оборудования в срок и по приемлемым ценам, обеспечение его
запчастями в течение всего времени эксплуатации;
расширение сбыта и усиление
конкурентных позиций продукции завода, как на рынках РФ и Украины, так и на
рынках других государств;
радикальное преобразование
производственных мощностей за счет технического перевооружения действующего
производства, внедрения нового широкоуниверсального оборудования с ЧПУ,
современных энерго- и материалосберегающих технологий;
выполнение комплекса
мероприятий, направленных на снижение затрат на выпуск продукции и его
реализацию как основного источника стабилизации финансового положения завода;
использование возможности
взаимовыгодного сотрудничества с различными лифтовыми организациями, обслуживающими
лифтовое оборудование на основе новых технологий лифтостроительной отрасли.
Для создания картотеки клиентов
служба маркетинга заполняет листы анализа преимуществ для каждого покупателя
как это показано в таблице 10.
Таблица 10 - Лист анализа
преимуществ
Что привлекает клиента
|
Особенности
|
Преимущества
|
Доказательства
|
Надёжность
|
Средняя наработка на отказ - 440 часов
|
Лифт дольше работает в сравнении с зарубежными аналогами, а
значит, к ремонту или замене нужно прибегать реже
|
Результаты независимой экспертизы
|
3.2 Ценовая политика
Постановка целей
ценообразования. Целями ценообразования в
отношении лифта пассажирского ЛП-0401Б РУП завод «Могилевлифтмаш» являются:
- улучшение оборота;
- защита от конкурентов;
привлечение крупных поставщиков;
максимизация сбыта;
увеличение доли рынка;
создание имиджа предприятия.
Методы установления
исходной цены товара. Исходная цена на лифт
пассажирский ЛП-0401Б рассчитывается по формуле
(5)
где Ц - исходная цена товара, бел.
руб.;
Спол - полная себестоимость товара,
бел. руб.;
Пр - прибыль, рассчитываемая по
фиксированному проценту, бел. руб.;
НДС - налог на добавленную
стоимость, бел. руб.;
∑Н - сумма налогов,
входящих в цену товара и от которой в расчёте цены мы абстрагируемся, бел. руб.
Уровень полной себестоимости и
отпускной цены лифта пассажирского ЛП-0401Б взят из калькуляции, которая
находится в приложении В.
Прибыль рассчитывается по формуле
(6)
где Нр - норматив
рентабельности, %.
Для лифта пассажирского
ЛП-0401Б норматив рентабельности составляет 25%. Размер прибыли также
представлен в калькуляции и составляет 5 388 495 бел. руб.
Налог на добавленную стоимость
рассчитывается по формуле
(7)
Т. о. исходная цена лифта
пассажирского ЛП-0401Б равна
Разработка стратегии
ценообразования. РУП завод «Могилевлифтмаш»
в отношении лифта пассажирского ЛП-0401Б применяет стратегию «преимущественной
цены», т.к. цена такого лифта ниже цен конкурентных аналогов.
Данные о ценах на лифты (в рос.
руб.)
Могилевлифтмаш
|
Щербинка
|
Карачарово
|
Модель
|
Цена
|
Модель
|
Цена
|
Модель
|
Цена
|
ЛП-0401Б
|
466 500
|
Аналог
|
476 500
|
Аналог
|
480 000
|
Рыночная корректировка
цены. Для корректировки рыночной цены РУП
завод «Могилевлифтмаш» в отношении лифта пассажирского ЛП-0401Б принимает
следующие решения:
- решение об изменении цены по сегментам рынка;
- решение об использовании скидок при установлении цены.
Имеют место следующие виды скидок:
бонусная - предоставляется
постоянным покупателям;
дилерская - предоставляется
постоянным посредникам;
экспортная - при продаже товаров за
рубеж.
Рыночное страхование
цен. В условиях постоянного колебания цен
РУП завод «Могилевлифтмаш» страхует цену на лифт пассажирский ЛП-0401Б.
Цены на поставляемый товар
определяются на момент заключения договора и согласованы в спецификации. При
оплате товара в оговоренный срок уровень цен остаётся неизменным, в противном
случае поставщик имеет право изменить цены и согласовать их с покупателем.
Порядок расчётов определяется
согласием сторон.
Покупатель не вправе производить
оплату товара по договору ранее двух дней с момента его возврата поставщику
надлежаще оформленным (подписанным).
3.3 Политика
распределения
Формирование портфеля заказов
экспортной продукции осуществляется с участием постоянных заказчиков работающих
по долгосрочным контрактам (дилерским соглашениям) на правах торгово-сервисных
центров.
При поступлении изделий и сырья от
внешних поставщиков осуществляется приёмка по количеству и качеству.
Отгрузка осуществляется транспортным
цехом, а контроль за движением груза возлагается на покупателя.
В отношении лифта пассажирского
ЛП-0401Б РУП завод «Могилевлифтмаш» применяет смешанный канал распределения. А
это значит, что для покупателей РБ используется прямой канал, а для покупателей
за пределами РБ - косвенный.
Прямой канал распределения на
территории РБ применяется т.к.:
потребители РБ расположены на
относительно небольшой территории;
лифт ЛП-0401Б допускает внесение
изменений в конструкцию (на его основе разработан комплект модернизации), что
удобнее делать, когда реализацией занимается непосредственно производитель.
Косвенный канал распределения за
пределами РБ применяется, т.к.:
рынок сбыта разбросан географически,
соответственно прямые контакты с потребителями нерентабельны;
- удобнее поставлять лифты по частям
организациям, которые займутся их монтажом.
Большую часть своей продукции РУП
завод «Могилевлифтмаш» реализует через дилеров предприятия.
В 2008 году РУП завод
«Могилевлифтмаш» приступил к созданию крупных опорных дилерских центров в
следующих городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде,
Новосибирске, Челябинске, Смоленске, Барнауле, Сургуте, Красноярске, Кемерово,
Москве, Самаре.
А также было запланировано создать
сеть сервисных центров и складов запасных частей в следующих городах:
Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород.
Предприятие системно
развивает товаропроводящую сеть путем организации торгово-сервисных центров на
территории РФ. Эти организации имеют опыт в работе с данным типом продукции, а
также осуществляют рекламные мероприятия совместно с РУП завод «Могилевлифтмаш».
В целях повышения
конкурентоспособности завод развивает новое стратегическое направление -
создание сборочных производств на базе своих торгово-сервисных центров.
Работа осуществляется по следующей
схеме: РУП завод «Могилевлифтмаш» поставляет некомплектное оборудование
(лебедка, станция управления, кабина). Партнеры завода на своих площадях
производят сборку лифтов и доукомплектовку деталями Российского производства.
Преимуществами создания сборочных
производств являются:
снижение себестоимости лифта за счет
оптимизации логистики;
использование административного
ресурса в регионах;
разгрузка «узких мест» в
производственных подразделениях основного предприятия.
3.4 Коммуникационная
политика
Реклама. Реклама для лифта пассажирского ЛП-0401Б - информативная и
увещевательная, т.к. данный товар находится на этапе роста своего жизненного
цикла.
Для лифта пассажирского ЛП-0401Б РУП
завод «Могилевлифтмаш» применяет следующие средства распространения рекламы:
использует рекламные услуги
телевидения;
создаёт презентационные фильмы и
переозвучивает их на разные языки;
размещает публикации рекламного
материала в газетах «Перспектива», «Вестник Могилева»;
занимается разработкой рекламного
модуля;
размещает публикации в журналах
«Экономика Беларуси», «Финансы, учет, аудит»;
размещает рекламу в имидж-календаре;
создаёт буклеты по лифтовому
оборудованию и каталоги продукции предприятия, календари;
предприятие в рекламных целях
создало выставочный вращающийся логотип, а также выставочный баннер;
используются также рекламные
сувениры - папка, часы сувенирные, флаги с логотипом, мешки полиэтиленовые с
фирменной символикой, ручки, зажигалки, визитницы, футляры для визиток,
подставки для мобильных телефонов;
имеет место компьютеризованная
реклама: сайт предприятия - www.liftmach.by.
Расходы на рекламу 1 лифта
определяются по формуле
(8)
где Ррекл - расходы на
рекламу, бел. руб.;
%Ррекл - процент отчислений на
рекламу, %;
%Ррекл=2,5%.
Личная продажа. РУП завод «Могилевлифтмаш» для обеспечения формирования
благоприятных представлений о лифте и стимулирования покупателей к его
приобретению применяет личную продажу, которая осуществляется в двух формах:
- гибкая, которая предусматривает индивидуальный подход к каждому
покупателю;
- стандартная, которая применяется при продаже лифтов по телефону.
Стимулирование продаж. РУП завод «Могилевлифтмаш» стимулирующее воздействие оказывает на:
- работников отдела маркетинга;
- изготовителей;
- посредников;
- покупателей.
Стимулирование работников отдела
маркетинга осуществляется в соответствии с «Положением о премировании».
Для воздействия на покупателей и
торговых посредников РУП завод «Могилевлифтмаш» применяет следующие методы
стимулирования:
скидки для постоянных покупателей
товара;
проведение презентаций и
конференций;
организация выставок.
Бонусная скидка рассчитывается по
формуле
(9)
где Ск - размер скидки, бел.
руб.;
%Ск - процент скидки, %;
%Ск=2%.
Цена лифта пассажирского
ЛП-0401Б с учётом скидки равна
(10)
где Ц с уч. ск. - цена
товара с учётом скидки, бел. руб.
Пропаганда. РУП
завод «Могилевлифтмаш» в целях продвижения своих товаров на рынок использует
пропаганду. Информация об участии РУП завод «Могилевлифтмаш» в выставках и
ярмарках печатается в газетах «Перспектива», «Вестник Могилёва», журналах
«Экономика Беларуси», «Финансы, учёт, аудит».
Предприятие уделяет
большое внимание созданию своего благоприятного имиджа и выпускаемой продукции,
осуществляя следующую программу мер:
внимательное и
уважительное отношение к клиенту;
безукоризненное
выполнение взятых на себя обязательств;
проведение на
предприятии деловых встреч, презентаций с участием руководителей ведущих
машиностроительных предприятий;
оказание помощи городу,
сельскому хозяйству;
спонсорство различных
мероприятий городского уровня.
Большое внимание уделяется
организации отдыха, охране труда, укреплению здоровья работающих. На
предприятии работает столовая. Всё это способствует укреплению положительного
имиджа предприятия и его продукции в глазах потребителей.
В 2008 году предприятие
приняло участие в более 39 выставках за пределами Республики Беларусь. В 2010
году планируется расширить географию и увеличить количество выставок и ярмарок
до 47, в которых предприятие примет активное участие. Так после участия РУП
завод «Могилевлифтмаш» в Международной технической ярмарке в г. Пловдив в
сентябре 2007 г. Его продукция стала известна в Болгарии и других странах
Европы.
РУП завод
«Могилевлифтмаш» очень часто принимает участие в различных выставках, в т. ч.
международного характера. Например, таких как:
«Вертикальный
транспорт», г. Новокузнецк;
«Город 21 век», г.
Рязань;
«Gardentool», г. Москва;
«Стройиндустрия», г.
Самара;
«MOLDCONSTRUCT», г.
Кишинев;
«Фасад», г. Калининград;
«Могилевстройпрогресс»,
г. Могилев;
«MangistauBuild», г.
Актау;
«Строительство», г. Воронеж;
«Волгастройэкспо», г.
Казань;
«КауказусБилд», г.
Тбилиси;
«Лифт Экспо Россия», г.
Москва;
«Современный город», г.
Белгород;
«Россия Единая», г. Н.
Новгород;
«Стройэкспо. Осень», г.
Минск;
«Интертул» Москва;
«Белорусское качество»,
г. Москва;
«Белресурсы», г. Минск;
«Могилевторгсервис», г.
Могилев;
Национальные выставки
РБ, г. Красноярск, г. Баку, г. Варшава, г. Волгоград, г. Астана, г. Вильнюс, г.
Ташкент, г. Каракас (Венесуэла).
4. Практическая
реализация маркетинга и программы по энергосбережению
.1 Определение целей РУП
завод «Могилевлифтмаш» на далёкую перспективу
Для стабильного экономического,
финансового, производственного положения в 2010 году РУП завод «Могилевлифтмаш»
ставит перед собой следующие основные задачи:
увеличение объемов выпуска новой,
более конкурентоспособной и современной продукции;
расширение рынков сбыта, увеличение
экспорта производимой продукции в ближнее и дальнее зарубежье;
снижение затрат на выпускаемую
продукцию;
обновление основных фондов.
Изменение доли рынка лифта
пассажирского ЛП-0401Б показано в таблице 11.
Таблица 11 - Динамика доли рынка
лифта пассажирского ЛП-0401Б
Годы
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Доля рынка, %
|
14,3
|
14,5
|
16,5
|
17,0
|
17,8
|
РУП завод «Могилевлифтмаш» в целях
укрепления имиджа в сознании потребителей своей продукции при её производстве
использует экологически чистое сырьё, в результате чего репутация предприятия
растёт.
4.2 Анализ программы по
энергосбережению
На РУП завод «Могилевлифтмаш»
разработана программа по энергосбережению, основными мероприятиями которой
являются:
внедрение новых энергосберегающих
технологий и оборудования - внедрение современных и повышение эффективности
действующих технологических процессов, оборудования, материалов (эффект 333
ТУТ);
внедрение экономичных осветительных
устройств - использование энергосберегающих ламп и светильников (эффект 5 ТУТ);
увеличение термосопротивления
ограждающих конструкций зданий (эффект 239 ТУТ);
мероприятия по увеличению
использования вторичных ресурсов (эффект 28 ТУТ);
другие энергосберегающие
мероприятия, например, внедрение стабилизаторов-регуляторов для стабилизации
напряжения и т.д. (эффект 513 ТУТ).
Внедрение этих мероприятий позволит
снизить объём потребления топливно-энергетических ресурсов, что приведёт к
уменьшению их в себестоимости выпускаемой продукции и в итоге росту её
конкурентоспособности на рынке.
Целевой показатель по
энергосбережению рассчитывается по формуле
(11)
где ЦПэн.сбер. - целевой
показатель по энергосбережению, %;
Тпотр.ТЭР -
темп роста потребления топливно-энергетических ресурсов, %;
Тпотр.ТЭР=104%;
ТТП - темп роста
товарной продукции, %;
ТТП=120%.
4.3 Анализ
хозяйственного портфеля предприятия и разработка стратегии роста предприятия
Для определения, к какому типу СХП
относится производство лифта пассажирского ЛП-0401Б, рассчитывается коэффициент
доли рынка по формуле
(12)
Т. к. коэффициент доли
рынка меньше 1, а темпы роста отрасли больше 10%, производство лифта
пассажирского ЛП-0401Б относится к СХП «Трудный ребёнок». Поэтому для этого
товара РУП завод «Могилевлифтмаш» выбирает стратегию наступления, т.е.
стратегию завоевания и расширения доли рынка.
4.4 Маркетинговый анализ
и контроль
РУП завод
«Могилевлифтмаш» осуществляет систему маркетингового контроля для того, чтобы
быть уверенным в эффективности своей деятельности, а поэтому проводит следующие
виды контроля:
контроль за выполнением
годовых планов;
анализ продаж;
анализ доли рынка;
анализ соотношения между
затратами на маркетинг и объёмом продаж;
наблюдение за отношением
клиентов к предприятию и его продукции;
контроль прибыльности;
стратегический контроль.
Контроль за выполнением
годовых планов состоит в том, что специалисты по маркетингу сравнивают текущие
показатели с контрольными цифрами годового плана и, если нужно, принимают меры
к исправлению положения.
Цель этого контроля -
убедится, действительно ли РУП завод «Могилевлифтмаш» вышел на запланированные
на конкретный год целевые параметры (показатели продаж, прибыли и пр.).
Анализ продаж
предполагает изменение и оценку фактического объёма продаж разных товаров на
различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям.
Анализ доли рынка
направлен на выяснение позиций РУП завод «Могилевлифтмаш» на рынке по отношению
к конкурентам. Статистика сбыта ещё не говорит о положении предприятия
относительно конкурентов. Объём продаж растёт. Рост этот может объясняться либо
улучшением экономических условий, что благотворно сказывается на всех
предприятиях. Либо совершенствованием деятельности предприятия в сравнении с
конкурентами. Руководству необходимо постоянно следить за показателями доли
рынка предприятия. Если эта доля уменьшается, то предприятие начинает уступать
конкурентам. А у РУП завод «Могилевлифтмаш» доля рынка увеличивается. Это
значит, что его конкурентное положение укрепляется.
Анализ соотношения между
затратами на маркетинг и объёмом продаж позволяет РУП завод «Могилевлифтмаш»
оценить эффективность таких затрат и определить их наиболее приемлемую
величину. Контроль за выполнением годового плана требует удостовериться, что
предприятие тратит не слишком много, стремясь обеспечить намеченные цели сбыта.
Постоянный контроль соотношения между затратами на маркетинг и объёмом продаж
поможет РУП завод «Могилевлифтмаш» держать маркетинговые издержки на
оптимальном уровне.
Наблюдение за изменением
отношения к предприятию и его продукции клиентов, дилеров и других участников
маркетинговой деятельности позволяет руководству своевременно принимать
необходимые меры по поддержанию позиций предприятия на рынке. РУП завод
«Могилевлифтмаш» бдительно пользуется разными методами слежения за отношением к
нему клиентов, дилеров и других участников маркетинговой деятельности. Выявляя
изменения в потребительских отношениях до того, как они скажутся на сбыте,
руководство получает возможность заблаговременно принять необходимые меры.
Основные методы: система жалоб и предложений, опросы клиентов (анкетирование),
количество заказов, процент постоянных покупателей.
Контроль прибыльности -
это контроль рентабельности деятельности РУП завод «Могилевлифтмаш» по
различным товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам
разного объёма. Такие сведения помогут руководству решить, следует ли
расширять, сокращать или совсем сворачивать производство тех или иных товаров,
проведение той или иной маркетинговой деятельности.
Стратегический контроль
- это осуществление критической оценки эффективности маркетинга в целом за
достаточно длительный период. РУП завод «Могилевлифтмаш» должен периодически
переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь при этом таким приёмом, как
ревизия или аудит маркетинга.
Аудит маркетинга - это
комплексная, системная, независимая и регулярная проверка внешней среды
маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности
предприятия в целом или его отдельных хозяйственных единиц.
Целью аудита маркетинга
является выявление возникающих проблем и открывающихся возможностей и
подготовка рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности
маркетинговой деятельности предприятия.
Заключение
РУП завод «Могилевлифтмаш» - один из
ведущих производителей лифтов в странах СНГ, который может предложить широкий
ассортимент лифтового оборудования для нового строительства, а также для
ремонта, замены и модернизации старых лифтов.
Приоритеты развития предприятия
определены в Политике предприятия в области качества как стратегическая цель:
Быть в группе лидеров в
лифтостроении среди промышленных предприятий СНГ, обеспечить
конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.
РУП завод «Могилевлифтмаш»
самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития
исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости в
обеспечении производственного развития завода, повышении личных доходов его
работников. Планирование производственной деятельности основывается на
договорах, заключенных с потребителями продукции, работ, услуг и поставщиками
материально-технических ресурсов. Отношения завода с другими предприятиями во
всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.
Предприятие свободно в выборе предмета договора, определения обязательств,
любых других условий хозяйственных взаимоотношений.
Работа предприятия хорошо налажена и
обеспечит дальнейший экономический рост и успешную деятельность.
Лифт пассажирский ЛП-0401Б
востребован потребителями, его технические характеристики не уступают
конкурентным аналогам, а цена на порядок ниже. Значит, его
конкурентоспособность можно охарактеризовать, как достаточно высокую. Однако
доля рынка этого товара меньше, чем у основных конкурентов (ЩЛЗ и КМЗ). В связи
с этим я предлагаю организовать побольше рекламных мероприятий для этой модели
лифта. Можно также рассказывать клиентам о возможностях усовершенствования
такого лифта. Думаю, это поможет значительно увеличить долю рынка такого
перспективного продукта. Ведь лифт пассажирский ЛП-0401Б является хорошей
основой для создания новой продукции. Так на его базе уже разработана модель
энергосберегающего лифта ЛП-0401БЭ и комплект модернизации КВМ-0401Б.
Небольшая доля рынка - основная
проблема для лифта пассажирского ЛП-0401Б. Увеличить её можно также
экстенсивным путём. Я считаю, что будет целесообразным расширение штата
работников отделов маркетинга и сбыта. Т. к. именно эти службы занимаются
заключением договоров с покупателями. Большее число работников сможет заключить
большее количество договоров, а следовательно и увеличить долю рынка.
Похожие работы на - Маркетинговая деятельность предприятия
|